Дистимия

Материал подготовила: Екатерина Тарасова, психолог-консультант.

Дистимия характеризуется плохим настроением на протяжении нескольких лет (1-2года – хроническая дистимия).

Симптомы дистимии

Симптомы дистимии достаточно лёгкие, чтобы их отнести к клиническим проявлениям депрессии, однако, они являются достаточно мучительными для человека. Дистимия по МКБ-10 шифруется как F34.1.

Дистимия и хроническая депрессия различаются по степени выраженности симптомов. При депрессии могут возникать суицидальные мысли, выраженная тоска, отсутствие желания вставать с постели по утрам. Дистимия более "мягкая" форма сниженного фона настроения, хотя при дистимии наблюдается пессимистическое видение будущего.

Дистимию можно легко спутать с так называемой невротической депрессией.

При дистимии человек жалуется на плохое настроение достаточно длительное время, порядка около 2-х лет. У людей с дистимией возникают периодически эпизоды клинической депрессии.

Клинические проявления дистимии: выраженная тревога, замкнутость, страхи, плаксивость, отсутствие способности радоваться жизни, нарушение сна, снижение аппетита, утомляемость, ожидание чего-то нехорошего в жизни, пассивность, пессимистическое видение будущего, самообвинение.

Если дистимия возникает в связи с менструальным циклом, то это связано с работой женских половых органов, гормональными изменениями и не имеет отношения к устойчивым расстройствам настроения.

Соматическая дистимия

Когда плохое настроения связано с тем, что человек акцентирует внимание на своём здоровье, то речь идёт о соматизированной дистимии. Соматизированная дистимия характеризуется повышенной тревогой и страхом. Человек может бояться онкологических заболеваний, инсультов, инфарктов и поэтому постоянно прислушивается к своему организму, малейшая боль в восприятии человека перерастает в "катастрофу". Ему может казаться, что заболел неизлечимым серьезным заболеванием.

Лечение дистимии

Поскольку дистимия, как правило, проявляется в лёгкой форме изменений настроения, чтобы помочь человеку адаптироваться к подобным состояниям рекомендуется регулярная психотерапия (когнитивно-поведенческая психотерапия). Если наступает ухудшение состояния и изменения в настроении становятся очень выраженными и дезадаптируют человека вплоть до потери трудоспособности, то рекомендуется консультация и динамическое наблюдение у психиатра. Препараты при дистимии назначаются врачом-психотерапевтом или психиатром. Такие состояния не требуют госпитализации в стационар.

Лечение дистимии по международным стандартам включает назначение врачом антидепрессантов, повышающих выработку серотонина и седативные, успокоительные препараты, если наблюдаются нарушения сна.

При своевременном обращении за помощью к специалисту можно успешно справляться с такими состояниями.

Список литературы:
1. "Беспокойный ум. Моя победа над биполярным расстройством" – Кей Джеймисон.
2. "Аффективные расстройства // Руководство по психиатрии" – Т. 1. – Александр Тиганов.

Оцените материал: