Симптомы панического расстройства

Материал подготовила: Екатерина Тарасова, психолог-консультант.

Признаками панического расстройства являются:

Соматические (телесные) симптомы:
  • Учащённое сердцебиение;
  • Трудности с дыханием (нехватка воздуха);
  • Головокружение;
  • Головная боль;
  • Шум в ушах;
  • Повышенное артериальное давление;
  • Ощущение дрожи внутри, дрожь конечностей;
  • Потоотделение;
  • Бледность лица;
  • Ощущение общей слабости, вялость;
  • Выраженное ощущение жары или холода в теле;
  • Тошнота;
  • Сдавливание, сжимание в области желудка;
  • Ощущение "ватных ног";
  • Онемение в различных частях тела.
Психические симптомы:
  • Сильная тревога;
  • Страх различного рода (страх смерти, страх удушья, страх неминуемости трагедии, страх сойти с ума), страх доходящий до ужаса;
  • Спутанность мыслей;
  • Общее психомоторное возбуждение;
  • Потеря контроля над происходящим.
В целом, рассматривая симптомы, можно указать, что при паническом расстройстве происходят серии панических атак. Эпизодическая пароксизмальная тревожность способствует закреплению серии панических атак.

Рассматривая диагностические критерии панического расстройства по МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра), стоит отметить следующие:
  • Повторные, непредсказуемые приступы (не ограничивающиеся какой-либо определённой ситуацией) выраженной тревоги (паники);
  • Сопровождающие тревогу вегетативные болевые симптомы, дереализация и деперсонализация;
  • Вторичные страхи смерти и сумасшествия;
  • Вторичное избегание какой-либо ситуации, в которой паническая атака возникла впервые;
  • Вторичные страхи одиночества, людных мест, повторных панических атак;
  • Паническое расстройство является основным диагнозом в случае отсутствия какой-либо фобии как первичного расстройства (в противном случае паническая атака рассматривается как признак выраженной фобии).
Достоверный диагноз панического расстройства требует, чтобы несколько тяжёлых приступов тревоги наблюдалось по меньшей мере в течение одного месяца и отвечали следующим требованиям:

1. Паническое расстройство возникает при обстоятельствах, не связанных с объективной угрозой (возможна тревога предвосхищения атаки);
2. Паническое расстройство не ограничивается известной, предсказуемой ситуацией;
3. Наличие свободных от тревоги периодов между атаками.

По классификации болезней Американской психиатрической ассоциацией DSM-IV (диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам IV издания) можно выделить следующие критерии:

А.
1. Повторяющиеся приступы панических атак;
2. По крайней мере, один приступ был в течение 1 месяца (или более) при следующих дополнительных симптомах:
  • Сохраняющаяся обеспокоенность по поводу приступов;
  • Беспокойство о последствиях приступа (например, страх утраты самоконтроля, инфаркта миокарда, страх сойти с ума);
  • Значительные изменения в поведении, связанные с атаками.
B. Присутствие (или отсутствие) агорафобии (страх открытых пространств, людных мест).

C.
1. Симптоматика не является последствием прямого физиологического воздействия вещества (например, злоупотребления наркотиками, лекарства) или какого-либо заболевания (например, артериальная гипертензия, гипертиреоз, феохромоцитома, и т. д.).
2. Симптоматика не может быть объяснена наличием другого расстройства психики или поведения, такого как соматоформная вегетативная дисфункция сердца и сердечно-сосудистой системы, ипохондрия, социальная фобия, другие фобии, обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство или тревожное расстройство, вызванное разлукой.

Согласно диагностическому и статистическому руководству DSM-IV-TR панические атаки не рассматриваются как отдельное заболевание, а кодируются в составе диагноза других тревожных расстройств.

Диагностика панического расстройства

Паническое расстройство диагностируется по "Шкале тяжести панического расстройства" M. Katherine Shear. Так же можно выделить шкалу тревоги Занга для самооценки тревоги (англ. Zung Anxiety Rating Scale – ZARS) и шкалу самооценки тревоги Шихана (SPRAS). Этот психодиагностический инструментарий позволяет проводить диагностику уровня тревоги, которая при паническом расстройстве является высокой.

Отличие панического расстройства от других заболеваний

Паническое расстройство может напоминать по своей клинической картине различные сердечно-сосудистые заболевания, болезни лёгких, бронхиальную астму, эндокринные заболевания, эпилепсию. Важно отличать паническое расстройство от других психических заболеваний. Например, таких как фобическое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, обсессивно-компульсивное расстройство, соматоформное расстройство.

Течение панического расстройства

Диагноз "паническое расстройство" как правило, формулируется в основном у людей в возрасте от 20-30 лет. Реже оно может наблюдаться в молодом возрасте или в детском и зрелом возрасте.

Примерно около половины всех страдающих паническим расстройством выздоравливают.

Заболевание имеет волнообразное течение. Как правило, затяжному течению панического расстройства способствует несвоевременное лечение. Паническое расстройство может развиваться как очень медленно в течение нескольких месяцев и даже лет или же очень быстро – в течение нескольких дней или недель. Паническое расстройство может возникать в похожих психотравмирующих ситуациях. Например, в самолёте, в местах большого скопления людей в гипермаркете, что, в итоге, может способствовать избегающему поведению, где нередко как вторичная реакция развивается депрессия. Так же встречается и агорафобия с паническим расстройством, что указывает на тяжесть состояния.
Оцените материал:

Паническое расстройство: как победить панические приступы

2 декабря 2016
Врач-психиатр Наталья Стилсон: "У всех людей, страдающих паническими атаками, бывает тот самый первый раз, с которого все и начинается. В один прекрасный, а может быть, и не очень хороший день, переполненный тревогами и заботами, они испытывают резкое изменение в своем состоянии. У них возникает сердцебиение, дрожь во всем теле, учащается дыхание, пересыхает во рту. И главное, на них накатывает ужас смерти".

Метки: Панические атаки, Паническое расстройство,

Что такое панические атаки и как их лечить: информация для пациентов. Часть 1.

18 октября 2016
Во многих случаях панические атаки возникают как гром среди ясного неба, без малейшего намека на их внезапное появление. Симптомы развиваются очень быстро и обычно достигают своего пика за 10 минут, большинство панических атак длятся менее получаса, но эффект от их переживания может сохранится очень надолго.

Метки: Панические атаки, Паническое расстройство,