Технология развития критического мышления

Материал подготовила: Марина Козак, психоаналитик, арт-терапевт.

Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо" – РКМЧП) возникла в 80-е годы 20го столетия в США. 

Куртис Мередит, Чарльза Темпл и Джинни Стилл – активные разработчики метода РКМЧП, базируясь на теории об этапах умственного развития ребенка (Ж. Пиаже); на идеях о зоне и этапах умственного развития ребенка (Л.С. Выготский); на учении о метакогнитивной технике (Э. Браун, И. Бек), смогли переложить положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.

В постсоветском пространстве технология известна с конца 90-х годов и звучит как "Чтение и письмо для развития критического мышления – ЧПКМ".

Практикческие идеи технологии ЧПКМ включают следующие основные аспекты:
  • Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи;
  • Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления;
  • Критическое мышление формируется в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо стимулировать к задаванию вопросов и поиску логических связей;
  • Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Эти положения обосновывают методы и средства, с помощью которых развивается критическое мышление. Работа с различными текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – привычная деятельность для учеников, как и разного рода письменные работы.

Технология метода РКМЧП / ЧПКМ состоит из фаз (этапов), и каждой присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач фазы:

Фаза 1 – Вызов
  • Актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • Пробудить к ней интерес;
  • Активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • Структурировать последующий процесс изучения материала.
Фаза 2 – Осмысление
  • Получение новой информации;
  • Её осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • Соотнесение новой информации с собственными знаниями. Ученики сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями для того, чтобы создать новое понимание;
  • Поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Фаза 3 – Размышление / рефлексия
  • Выражение новых идей и информации собственными словами;
  • Целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между учениками и преподавателем;
  • Анализ всего процесса изучения материала;
  • Выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый "вызов").
Учениками самостоятельно определяются цели, мотивы обучения, создаётся целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Уроки математики, выстроенные по логико-аналитической системе, учат методу дедукции и действовать с научной точки зрения – принимать аксиомы и доказывать или опровергать теоремы с помощью логики и анализа.

Важно, чтобы на уроке создавалась атмосфера самостоятельного, собственного видения к изучению математической задачи, возможность с помощью логики формировать точку зрения. Сомнения и вопросы стимулируют к поиску ответов на уроках математики в процессе дискуссии, обсуждения. Развивается навык объяснять и аргументировать свои выводы, что позволяет ученикам иметь осмысленный и продуктивный взгляд. При таком подходе происходит глубокое усвоение знаний детьми и реализуется идея связей материала (теоретического с практическим), его структурирование самим ребенком.

Формирование активного критического мышления ребёнка дошкольного возраста – одна из задач для родителей, которую успешно можно выполнять в повседневной жизни. 

Достаточно придерживаться некоторых принципов общения с ребёнком:
  • Позволяйте быть "почемучкой", но не спешите давать ответы на вопросы ребёнка;
  • Играйте вместе в развивающие настольные игры;
  • Позволяйте ребёнку совершать ошибки;
  • Задавайте вопросы – спрашивайте и поддерживайте детский разговор;
  • Способствуйте развитию творческих навыков и дивергентного мышления ребёнка – используйте детский методический материал по рисованию, а также чтению, письму и арифметике.

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter


Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12 апреля 2018
3659
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,

Критическое мышление: базовые принципы и приёмы

Критическое мышление: базовые принципы и приёмы

4 апреля 2018
2890
Способы обращения с информацией, которые помогут правильно оценить чужие утверждения и аргументированно отстаивать свою позицию.

Метки: Критическое мышление,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться


Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём