Я постараюсь

14 февраля 2018
2645

Евгений Корчмарек
Психолог-консультант

Представьте себе ситуацию: мальчик сделал все уроки и подходит к отцу, чтобы отпроситься погулять:

Папа, я сделал все уроки, можно я пойду погуляю?

А на послезавтра сделал?

Сделал.

А на после-послезавтра?

Сделал.

Тогда иди и читай учебник вперед.

Или другая история: девочка помогает маме в уборке дома, и вот она подбегает к маме после выполнения очередного задания: 

Мама, я вымыла посуду, можно я отдохну и посмотрю телевизор?

На пенсии отдохнешь! В доме срач, а она видите-ли отдохнуть хочет! Иди вымой пол в коридоре.

В примерах выше родители обесценивают усилия своих детей и не дают им получить/почувствовать вознаграждение за успешное выполнение задачи. И если такое поведение родителей происходит постоянно, то дети понимают, что сколько бы они ни прикладывали усилий – они не добьются того что им действительно хочется: поиграть, пойти погулять и тд – и тогда они понимают, что все усилия бесполезны! Тогда они выбирают стратегию экономии собственных ресурсов: "делают" задачу, чтобы их не ругали за ничегонеделание, при этом делают ее как можно дольше, так как выполнение задачи приводит не к вознаграждению, а лишь к новой задаче.

В транзактном анализе такие послания называют "драйверы". И выделяют 5 драйверов, один из которых "Старайся" – и описан выше.

Когда эти дети вырастут, то продолжат относиться к задачам таким же образом: будут браться за задачи, но либо не будут доводить их до конца, либо не будут хвалить себя после того как задача будет выполнена.

Вот несколько признаков, по которым вы можете определить у себя или ваших знакомых драйвер "Старайся":
  • Вы жаждете похвалы, но если вас хвалят, то по "объективным" причинам не принимаете ее (обесцениваете),
  • Постоянно недовольны тем что сделано (перфекционизм),
  • Постоянно используете в речи "я попробую", "я постараюсь" и другие похожие словосочетания,
  • Много всего делаете, пытаетесь, но нет реального результата,
  • Беретесь за множество задач одновременно, часто в сжаты сроки, чтобы по завершению одной из задач сказать себе: "Уххх, одной меньше", вместо "Какой я молодец!",
  • Только болезнь может остановить вас от выполнения задач (трудоголизм).
Если вы видите у себя драйвер "Старайся", то как можно себе помочь? Вот несколько направлений для самостоятельной работы:
  • Есть такое понятие как "достаточное качество", которое "не знакомо" многим перфекционистам. Поэтому при очередной итерации "по улучшению" задайте себе вопрос: а может быть уже достаточно того качества, которое есть сейчас? 
  • Начинайте хвалить себя за завершенные задачи: любые, даже если вы не довольны качеством (помните про "достаточное качество"),
  • Как только сделана очередная задача – остановитесь! Не приступайте к выполнению следующей задачи, даже если выполнения ожидают десятки или даже сотни задач. Выполненная задача – повод сделать остановку и себя вознаградить себя! "Какой я молодец!".
  • Начните замечать когда вы говорите "я постараюсь" или "я попробую" и заменяйте на что-то, имеющее конечную цель, например, "я сделаю" или "я выполню".
  • Начните различать выполнимые и невыполнимые задачи, и если задача невыполнима или для того чтобы ее выполнить – придется работать на износ, а после выполнения – заболеть – то стоит задуматься: а есть ли в этом смысл, нужна ли вам эта задача ценой вашего здоровья?
  • Отказывайтесь от невыполнимых задач до того как взялись за них, и даже если уже взялись и видите что эта задача в эти сроки невыполнима – отказывайтесь от нее или сдвигайте сроки или ищите способ помочь себе, например, делегируйте.

Метки: Развитие личности, Сценарии, Транзактный анализ,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей.

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей.

21.05.2018
1611
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Пять контрактов доверия для пар

Пять контрактов доверия для пар

21.05.2018
1465
Отношения в паре могут приобрести новую глубину с помощью "контрактов доверия". Заключают сразу пять таких контрактов, по одному на каждое из эго-состояний.​

Метки: Отношения, Транзактный анализ,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
6039
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Когда не получается быть позитивным

Когда не получается быть позитивным

10.05.2018
1965
Психолог Борис Немиринский: "В интернете есть множество статей и советов на тему, как быть позитивным и получать удовольствие от жизни. Однако многим из представленных там рекомендаций практически невозможно следовать, а иногда они наоборот могут только усилить депрессивные состояния".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности, Личность,

Исцеление внутреннего ребёнка

Исцеление внутреннего ребёнка

04.05.2018
2761
Психотерапевт Ирина Стуканёва: "Каждый человек в каждый момент времени находится в состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так он проявляет себя по отношению к другим людям. Но Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности".

Метки: Транзактный анализ, Методики и упражнения,

Все понимаю

Все понимаю

03.05.2018
6975
Гештальт-терапевт Ирина Лешкова: "Всем нам знакомо ощущение, когда знаешь, как надо правильно поступить и что сделать и каждому из нас знакомо вот это беспомощное "все понимаю, но сделать ничего не могу". Что же с нами происходит? Почему ум и эмоции вдруг отказываются сотрудничать друг с другом? Как понять себя и помочь в условиях, когда сильные и неадекватные ситуации эмоции зашкаливают и останавливают нас в движении вперед?"

Метки: Управление эмоциями, Сценарии,

Жизнь, которая мне не предназначалась

Жизнь, которая мне не предназначалась

25.04.2018
4308
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: "Что можно лично мне? Как выглядит жизнь, которой мне можно жить? Какова моя мера благополучия и счастья? В чём моя "доля" и что мне "на роду написано"? И самое главное – цена. Чем придётся заплатить, если я вдруг осмелюсь выйти за границы дозволенного".

Метки: Развитие личности, Семья, Сценарии,

Риск никогда не повзрослеть. Как не потерпеть фиаско в жизни

Риск никогда не повзрослеть. Как не потерпеть фиаско в жизни

16.04.2018
5270
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Во взрослом мире нет мам и пап. Есть только взрослые люди, со своими внутренними мирами, со своими интересами, которые всегда первичны по отношению к чужим".

Метки: Развитие личности, Инфантильность,

Мораль – это зло

Мораль – это зло

14.04.2018
1735
Психолог Олег Сатов: "Любая мораль, как свод социальных законов, – это зло. С психологической точки зрения, мораль – это собака гоняющаяся за собственным хвостом".

Метки: Развитие личности, Иллюзии,

Портрет современного клиента: динамика клиентской позиции

Портрет современного клиента: динамика клиентской позиции

13.04.2018
1499
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Данная типология клиента является результатом рефлексии моей профессиональной деятельности о том, кто такой клиент, какой он, как он меняется в процессе терапии?"

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

11.04.2018
3449
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Задумайтесь на минуту, как вы относитесь к самому себе, когда происходит какая-то нежелательная ситуация? Какими словами с собой разговариваете? Браните или успокаиваете? Назидаете или жалеете? Как ваш внутренний родитель заботится о вашем внутреннем ребенке – чтобы ему тепло, хорошо, уютно жилось?"

Метки: Счастье, Развитие личности, Психотерапия, Транзактный анализ,

4 вопроса, которые проявят ваш жизненный сценарий

4 вопроса, которые проявят ваш жизненный сценарий

10.04.2018
3947
Психотерапевт Ксения Панюкова: "Сценарии действуют в течение всей жизни человека. Они основаны на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании".

Метки: Сценарии, Транзактный анализ,

Сила воли – вредный и устаревший термин, от которого необходимо избавиться

Сила воли – вредный и устаревший термин, от которого необходимо избавиться

10.04.2018
2470
Сила воли – смешанная концепция, связывающая широкий круг не связанных друг с другом когнитивных функций. Чем больше мы на неё смотрим, тем слабее она выглядит. Пора избавиться от неё окончательно.

Метки: Развитие личности, Самодисциплина,

Про предательство себя

Про предательство себя

28.03.2018
3592
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Искушение предать себя, отвернуться от своей жизни и с завистью смотреть на чужую, возникает у меня иногда совершенно неожиданно. Предать для меня – значит, счесть то, что происходит с тобой, как нечто совершенно неважное. Нужно оставить все – и оказаться где-то в чужом круговороте жизни. Нужно срочно начать какую-то другую жизнь. Какую – непонятно, но уж точно не то, что чем ты живешь сейчас".

Метки: Развитие личности, Принятие себя,

Незрелые отношения: как вырасти в паре?

Незрелые отношения: как вырасти в паре?

22.03.2018
4559
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Продолжаю свои размышления на тему зависимости в паре, начатые в блоге. На этот раз рассматриваю зависимую пару как систему с целью понять механизм ее функционирования".

Метки: Отношения, Развитие личности,

Самое трудное на Пути

Самое трудное на Пути

17.03.2018
2632
Психолог Олег Сатов: "В реализации любой масштабной задачи с множеством переменных есть две основных трудности: одна физическая, другая психологическая. Первая – это тот объем усилий, энергии, времени и прочих ресурсов, которые приходится затратить на достижение поставленной цели. Вторая – это психологическое напряжение, с которым приходится столкнуться в условиях, когда нет точного плана действий и отсутствуют какие-либо гарантии успеха".

Метки: Развитие личности, Ресурсы , Энергия, Смысл жизни,

"Осколки насилия" или "Почему я кричу на своих детей?"

"Осколки насилия" или "Почему я кричу на своих детей?"

17.03.2018
19973
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: "Почему женщина, которая любит своих детей, заботится о них и всячески оберегает, вдруг превращаться в разъярённого монстра и делает то, после чего испытывает жуткое чувство вины?"

Метки: Домашнее насилие, Материнство, Сценарии,

Отношение к себе

Отношение к себе

16.03.2018
3919
Психолог Ольга Подольская: "Стало избитым трюизмом утверждение о том, что "психологи не дают советов" – но по-прежнему для многих лишено всякой ясности, что же они, в таком случае, дают? Они дают человеку возможность встретиться с самим собой. Иногда в буквальном смысле, позволяя разным частям "Я" обратиться друг к другу".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Принятие себя,

От страдания к свободе: практика принятия реальности

От страдания к свободе: практика принятия реальности

13.03.2018
4886
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему страдания разрушают некоторых людей, а других не разрушают. В реальности некоторые люди не только не бывают разрушены страданиями, но они становятся еще сильнее, пока проходят через это. Вы когда-нибудь задумывались об этом?

Метки: Развитие личности, Диалектико-поведенческая психотерапия,

Предназначение: дорога без конца

Предназначение: дорога без конца

07.03.2018
11132
Идеи о том, что работа должна приносить удовольствие, а желания и мечты должны воплощаться, что человек должен делать то что хочется, и то что нравится – наполнили инфопространство настолько, что количество предложений по поиску предназначения, своих целей и ролей, удивляет спектром вариантов. При таком внушительном выборе, вероятность заблудиться в поиске ответов столь велика, что увлекательный путь к себе, запросто может превратиться в затерянную тропку лабиринта.

Метки: Развитие личности,

Как избавиться от чувства вины?

Как избавиться от чувства вины?

27.02.2018
4030
Психолог Евгений Корчмарек: "Давайте начистоту! Если вам знакомо чувство вины, а особенно если вы чувствуете его постоянно – то это про вас. То есть вы позволяете вытирать об себя ноги только ради того, чтобы не чувствовать вину, но все равно чувствуете ее снова и снова – и в этой статье я расскажу вам как наконец-то избавиться от вины".

Метки: Чувство вины, Транзактный анализ,

Поиски "призвания": три типичные ловушки

Поиски "призвания": три типичные ловушки

22.02.2018
6687
О чем молчат популярные ведущие семинаров по поиску "призвания"? Выпускники таких семинаров, как правило, не получают квалификацию и не обучаются оказывать реальную помощь людям. А под "призванием" понимается занятие тем, что "давно хотел", то есть психотерапевтическое творчество, уход от реальности.

Метки: Целеполагание, Личная эффективность, Развитие личности, Успех,

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

22.02.2018
2152
Психолог Елена Назаренко: "Выполнение данного психологического упражнения-визуализации есть психологическая "растяжка", благодаря которой мы можем научить себя дотягиваться до Нуминозного".

Метки: Развитие личности, Методики и упражнения,

В защиту "Должен"

В защиту "Должен"

22.02.2018
2851
Психолог Ксения Панюкова: "Слово "Должен" часто вызывает в нас сопротивление. "Никто никому ничего не должен", – это первое, что лично мне хочется выкрикнуть в пространство и сердито хлопнуть дверью. Как будто я по-прежнему бунтующий подросток, нежелающий подчиняться правилам и брать на себя ответственность за свои же решения".

Метки: Границы, Спасательство, Транзактный анализ, Треугольник Карпмана,

Как обида разрушает отношения или куда уходи любовь

Как обида разрушает отношения или куда уходи любовь

20.02.2018
8127
Психолог Евгений Корчмарек: "Считается, что со временем желание быть отрытым с партнером и очаровываться другим съедает быт, хотя, их съедает не быт, а вина и обида. И именно тот кто обижается начинает разрушать эти такие важные для обоих партнеров отношения".

Метки: Отношения, Чувство вины, Любовь, Обида, Транзактный анализ,

Бодипозитив: принятие – не значит одобрение

Бодипозитив: принятие – не значит одобрение

16.02.2018
4908
Гештальт-терапевт, практикующий психолог Илья Латыпов рассуждает о том, почему отношение к своему телу чаще всего строится на насилии и ненависти и почему принять свои несовершенства – не значит одобрять их.

Метки: Развитие личности, Принятие себя,

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

09.02.2018
7307
Психолог Павел Зыгмантович: "В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле. Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий. Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

Сказка про триединое государство

Сказка про триединое государство

07.02.2018
1194
Сказкотерапевт Ирина Семина: "По теории Эрика Берна, в каждом из нас живут Внутренний Ребенок, Внутренний Взрослый и Внутренний Родитель. Ребенок – это наша спонтанность, радость жизни, творчество – и в то же время детский эгоизм, беспечность и разбросанность. Родитель – это наш опекун, хранитель мудрости, опыта и традиций, но он же может стать ментором и постоянным критиком. А Взрослый… Взрослый – это наш Деятель и Созидатель, он принимает решения и воплощает их в жизнь".

Метки: Сказкотерапия, Транзактный анализ,

С вами уже все в порядке!

С вами уже все в порядке!

07.02.2018
3846
Психолог Олег Сатов: "Пробуждение не делает жизнь другой, оно отнимает всякие надежды и иллюзии о том, что что-то в жизни может измениться или нуждается в изменениях. Это не приобретение новой жизни, а лишение возможности убежать о той единственной, что уже есть".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

07.02.2018
6303
Кандидат психологических наук Дарья Кутузова: "Что значит жить интересно?" – это, на мой взгляд, вопрос не столько о том, что делать в жизни, но о том, как ее воспринимать, с какой позиции к ней относиться".

Метки: Развитие личности, Управление эмоциями, Нарративная терапия, Эмоциональный интеллект, Письменные практики,

Читать по теме: |
Перестать быть Неудачником!

Перестать быть Неудачником!

07.05.2018
468
Итак, вы тот, кто время от времени считает себя "неудачником"? Вы говорите себе, что ни на что не способны? Чувствуете обиду и разочарование? Занимаетесь сравниванием себя с эталонами? У каждого есть своя собственная внутренняя стратегия, как он приводит себя к званию неудачника. Давайте разберемся, как это делаете вы!

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

Как изменить привычку страдать?

Как изменить привычку страдать?

26.04.2018
1393
Порой нам всем так или иначе приходится сталкиваться с болезненными событиями (расставание с любимым человеком, утрата, полное крушение надежд, разочарования), потеря стабильности (внезапное сокращение или увольнение, переезд в другой город, страну), рутина – однообразие и монотонность жизненных событий – "день сурка" как принято называть это явление в быту...

Метки: Развитие личности,



Интервью недели

Олег Батлук. Эмоциональный папа

Олег Батлук. Эмоциональный папа

О том, что значит быть эмоциональным отцом.

Олег Батлук

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём