Зоны жизни, или "узники" сознания

15 января 2017
11933

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Впечатлился историей, прочитанной в фэйсбуке. Речь шла об одном ученом–океанографе, совершившем необычный побег из СССР. Этот ученый страстно желал вырваться из Советского Союза за границу. Но оказался невыездным и осуществить свою мечту ему было сложно, практически невозможно. Но он не терял надежды на свободу. И вот однажды в составе группы ученых он оказался в экспедиции в Тихом океане. Ученый задумал побег и ночью пустился вплавь в надежде сбежать. В общей сложности ему пришлось плыть три ночи и два дня и проплыть более 100 км, прежде чем он выплыл на какой-то остров в океане. Меня поразили воля к свободе и мужество этого человека. Он ради свободы совершил поступок, полный смертельного риска, показав этим, что у человека всегда есть выбор!

Начал размышлять о возможностях человека и его ограничениях, о тех механизмах, которые ограничивают его свободу.

Сразу же вспомнились уже ставшие хрестоматийными в психологии удивительные факты из опытов Мартина Селигмана, в ходе которых он открыл такой феномен, как выученная беспомощность.

В чем суть этого феномена?

Выученная беспомощность, также приобретённая или заученная беспомощность – состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать негативных стимулов или получить позитивные), хотя имеет такую возможность.

Появляется, как правило, после нескольких неудачных попыток воздействовать на негативные обстоятельства среды (или избежать их) и характеризуется пассивностью, отказом от действия, нежеланием менять неблагоприятную среду или избегать ее, даже когда появляется такая возможность.

Эксперименты Селигмана

Мартин Селигман в 1967 году вместе с коллегой Стивеном Майером разработал схему эксперимента с ударом током при участии трёх групп собак.

Первой группе предоставлялась возможность избежать болевого воздействия: нажав носом на специальную панель, собака этой группы могла отключить питание системы, вызывающей удар. Таким образом, она была в состоянии контролировать ситуацию, её реакция имела значение.

У второй группы отключение шокового устройства зависело от действий первой группы. Эти собаки получали тот же удар, что и собаки первой группы, но их собственная реакция не влияла на результат.

Болевое воздействие на собаку второй группы прекращалось только тогда, когда на отключающую панель нажимала связанная с ней собака первой группы. Третья группа собак (контрольная) удара вообще не получала.

В течение некоторого времени две экспериментальные группы собак подвергались действию электрошока равной интенсивности в равной степени, и в течение одинакового времени. Единственное различие состояло в том, что одни из них могли легко прекратить неприятное воздействие, а другие успевали убедиться в том, что не могут повлиять на неприятности.

После этого все три группы собак были помещены в ящик с перегородкой, через которую любая из них могла легко перепрыгнуть, и таким образом избавиться от электрошока.

Именно так и поступали собаки из группы, имевшей возможность контролировать удар. Легко перепрыгивали барьер собаки контрольной группы. Однако собаки с опытом неконтролируемости неприятностей метались по ящику, а затем ложились на дно и, поскуливая, переносили удары током все большей и большей силы.

Селигман и Майер сделали вывод о том, что беспомощность вызывают не сами по себе неприятные события, а опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо становится беспомощным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, неприятности происходят сами по себе и на их возникновение влиять никак нельзя.


Выученная беспомощность или ограничение сознания.jpg

Поисковая активность

Есть еще один интересный факт, полученный в экспериментах Селигмана. Оказывается, что не у всех животных, задействованных в эксперименте, формируется выученная беспомощность. Отдельные особи вопреки сложившимся обстоятельствам оказывались несломленными и у них выученная беспомощность не формировалась. Селигман назвал этот феномен – поисковой активностью.

В дальнейшем Селигман многократно подтверждал полученные результаты, показав что они распространяются не только на животных, но и на людей. Им была создана методика, позволяющая определить место каждого человека на полярной шкале: «Выученная беспомощность – Поисковая активность». Селигман показал, что показатели человека по этой шкале оказывают влияние на различные сферы человеческой жизни – бизнесс, политику и даже здоровье.

В целом это конструкт определяет степень активности человека, определяя для него личные границы этого мира и его возможности в нем в зависимости от качества этих границ. И эти границы являются границами его сознания.

Зоны жизни

В сознании каждого человека есть границы – ограничения, регулирующие степень его активности контакта с миром. У кого-то эти границы очень жесткие и площадь его зоны жизни невелика, у другого – больше. Кто-то живет в своем тесном мирке и боится, что он разрушится, кто-то смело осваивает новые территории. Зоны жизни или территории жизни у каждого человека разные и определяются они установками его сознания.

Вспомнился еще один пример из этой же серии экспериментов, на этот раз с блохами. Блох сажали в банку и закрывали крышкой. Блохи, будучи прыгучими существами, не отказывались от идеи прыгать, но крышка ограничивала высоту их прыжков. Прошло некоторое время. Крышку банки открыли, но ни одна блоха не смогла выпрыгнуть из банки!

Кто создает эти границы? Каким образом? Как они в дальнейшем и посредством чего поддерживаются?

Механизмы ограничения:

Я буду разделять механизмы ограничения на когнитивные и эмоциональные. Когнитивные механизмы ограничения сознания представлены знаниями, эмоциональные – эмоциями. Начну с когнитивных.

Интроекты – некритически усвоенные, принятые на веру знания других людей, которыми человек руководствуется в своей жизни как правилами. Интроект – информация, которая была проглочена, не пройдя ассимиляцию (пережевывания и переваривания с усвоением).

Примеры интроектов:

  • Нельзя проявлять чувства.
  • Приказы не обсуждаются.
  • Муж должен зарабатывать, а жена должна воспитывать детей.
  • Женщина не должна заниматься бизнесом.
  • Мужчины не плачут и др.
Интроекты для человека представлены в виде долженствований:
  • Хороший муж (хорошая жена) должен (должна);
  • Женщина (мужчина) моего положения должна (должен);
  • Хороший отец (хорошая мать) должен (должна);
  • Когда я злюсь, я должна (должен);
  • Все люди должны.
Интроекты являются элементами картины мира человека, не связанными с его личным опытом познания этого мира.

Картина мира - система представлений человека о мире, его качествах и свойствах, включая его оценку. Картина мира включает в себя кроме представлений о мире также представления о других людях (Картина Другого) и представления о себе (картина Я).

Картина мира не есть мир, точнее это субъективный, внутренний мир. И он всегда индивидуален. В этой связи справедливым является следующее утверждение: «Сколько людей – столько миров». Картина мира формируется жизненным опытом человека. Картина мира человека организует его восприятие этого мира – все явления внешнего мира оказываются восприняты/преломлены через внутреннюю картину мира.

Картину мира метафорически можно представить как очки, через которые человек смотрит на мир. Так как качества очков (светопроницаемость, цвет, преломление и пр.) у каждого человека разные, то и его картина этого мира будет индивидуальной.

В зависимости от свойств картины мира человек будет строить и свой контакт с ним. Отношения, установки, способы действия являются производными от индивидуальной картины мира человека. Остановлюсь на некоторых, наиболее важных для нашей темы.

Установка –неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. 

Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное событие или явление.

Сценарии – жизненный план человека, созданный им ещё в детстве, под значительным влиянием родителей или близких людей. Вот примеры некоторых сценариев:
  • «Когда я выйду на пенсию, то смогу путешествовать»;
  •  «В другой жизни мне воздастся по заслугам»;
  •  «После женитьбы (или замужества) жизнь состоит только лишь из одних обязательств»;
  •  «Я никогда не получу того, чего больше всего хочу» и др.
Сценарии, в отличие от интроектов, более глобальны и распространяют свое действие на большую сферу жизни человека.

Игры – стереотипные, автоматические, неосознаваемые формы жизни человека.

В силу вышеперечисленных качеств игра не осознается и не распознается человеком как игра, а воспринимается им как обычная жизнь. У каждого человека свой набор игр. Большинство игр человек наследует от своих родителей и передает дальше – своим детям.

Любая игра осуществляется последовательно и поэтапно. Э. Берн описал формулу любой игры, включающую 6 стадий: Крючок +Клев = Реакция – Переключение – Смущение – Расплата. Подробнее об этом можно прочитать в его знаменитой книге «Игры, которые играют люди».

Повторюсь, основная идея здесь в том, что игры – это автоматические, стереотипные формы жизнедеятельности людей.А поскольку это так, то человек здесь лишен возможности выбора – он лишь актер, хорошо усвоивший свою роль в этой игре.

Вот некоторые примеры игр:
  • «Бейте меня»;
  • «Загнанная лошадь»;
  • «Динамо»;
  •  «Попался, негодяй»;
  •  «Почему бы Вам не…? – «Да, но…»

Эмоциональные механизмы ограничения сознания

Справедливости ради необходимо отметить, что эмоциональные ограничения сознания формируются онтогенетически раньше, чем когнитивные. К ним я бы отнес следующие: Страх, Стыд, Вина.

Страх – относится к базовым эмоциям. Это наиболее сильный и универсальный механизм остановки психической жизни.

Стыд и вина – социальные эмоции. Они возникают в психической реальности человека благодаря Другому и появляются на психической сцене позже страха. Вина и стыд в норме регулируют социальные отношения. В том же случае, когда их интенсивность становится слишком высокой, они приобретают качества токсичности и способны «замораживать» человека не хуже, чем страх.

Результатом когнитивных и эмоциональных механизмов ограничения сознания является появление у человека установок, приводящих к выученной беспомощности и, как следствие этого, ограничивающих его зону жизни.

Эмоциональная установка – «это страшно!»

Когнитивная установка – «это невозможно!»

По большому счету, вся активность человека, направленная на познание им внешнего мира, регулируется двумя противоположными тенденциями: страхом и интересом. Если доминирует страх, человек будет предпочитать Зону комфорта, если интерес – Зону риска.

Творческое приспособление или пассивная адаптация?

У человека со сформированной выученной беспомощностью оказывается нарушено творческое приспособление, его адаптация к жизни становится пассивной, а контакты со средой лишены выбора. В итоге поведение человека становится стереотипным, автоматическим, сводясь до уровня условных рефлексов.

Пример про поезд. Как-то мне довелось быть участником следующего естественного эксперимента. Я ехал в поезде. Похоже, произошел какой-то сбой в компьютере, и билеты продавали в один вагон. Поезд подходил к следующей станции, все люди на перроне устремлялись в один вагон, согласно купленным билетам. Постепенно вагон наполнился под завязку. Людям не то, что сидеть – стоять было сложно. Я решил перейти в другой вагон – он оказался практически пустым, там оказались те немногие пассажиры, которые рискнули перейти в другой вагон, несмотря на свои билеты.

Выученная беспомощность в контексте воспитания

Выученная беспомощность формируется в раннем возрасте, когда у ребенка нет еще ни возможности критически оценивать чужой опыт, ни что-либо противопоставить агрессии взрослого.

В силу этого большинство описанных механизмов ограничения жизни оказываются вне зоны его осознавания. Человек не может их осознать-опознать и как-то к ним отнестись, т.е. занять критически-рефлексивную позицию, а воспринимает их как нечто органически присущее ему, включая их область своего Я.

Останавливая-ограничивая активность ребенка, родители убивают в нем поисковую активность и формируют выученную беспомощность. Предвижу в этом месте возмущение многих читателей типа: «А что, тогда можно все разрешать ребенку?», «Кем же он тогда вырастет при таком отношении?, «Да и небезопасно это для него».

Оставлю здесь место для ваших дискуссий, выскажу лишь свое мнение по этому вопросу. Для меня здесь важным являются следующие правила-принципы:
  • Избегание крайностей.
  • Своевременность.
Поясню: Считаю, что в те периоды жизни, когда ребенок начинает самостоятельно активно исследовать мир (1-3 года) нужно по возможности его минимально в этом ограничивать. Здесь правилом ограничения могут быть лишь вопросы безопасности ребенка. Да и невозможно в этот период в силу естественных возрастных особенностей (еще не готова его когнитивная сфера) ограничивать ребенка, кроме как прибегая к силовым запретам и ориентируясь на страх.

Думается, японская система воспитания, не ограничивающая ребенка в его проявлениях активности до 5-летнего возраста, также основывается на этих идеях. Когда же у ребенка появляется возможность не только эмоционально реагировать на запреты (страх), но и понимать их суть, тогда наступает время формирования социальных границ – «Что можно, а что нельзя» и главное «Почему?».

В противном случае – мы формируем социально пассивного, безинициативного члена общества.

Дети, которых "выдрессировали" не показывать свои потребности, могут казаться послушными, удобными, "хорошими" детьми. Но они всего лишь отказываются от выражения своих потребностей, или могут вырасти во взрослых, которые будут бояться высказать что-то, что нужно им. 

Что делать?

Терапия возвращает клиенту способность к выбору и у него появляется возможность прервать автоматические способы жизни и более качественно проживать свою жизнь, расширяя зоны своей жизнедеятельности.

Об этом более детально в следующей статье.

Метки: Инфантильность, Выученная беспомощность,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Мнимые жертвы: почему некоторым людям нравится быть несчастными

Мнимые жертвы: почему некоторым людям нравится быть несчастными

31.07.2018
14444
Мы все земные люди, наряду с приятными событиями жизни, с нами происходят не приятные расставания, болезни, увольнения, измены, финансовые катастрофы и потери близких – жизнь состоит не только из радостей. В эти нерадостные моменты мы все чувствуем себя несчастными – плачем, жалуемся, горюем, злимся, грустим. Снова жалуемся. Но есть люди, которые жалуются, злятся и страдают постоянно.

Метки: Счастье, Инфантильность, Треугольник Карпмана,

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

18.07.2018
4178
Психолог Юлия Пирумова: "Через час присутствия рядом с такой историей лично мне очень трудно удерживаться в своем итак не очень здоровом рассудке. Я замечаю, что мои представления о гранях добра и зла переворачиваются и пытаются заменить друг друга".

Метки: Любовь, Психическая травма, Психологические защиты, Выученная беспомощность, Абьюз, Любовная зависимость,

Любовь и инфантилизм

Любовь и инфантилизм

17.07.2018
5654
Психолог Ирина Комарова: "Любовь есть, но она не для инфантов. Это взрослое чувство. Его не купишь, не достанешь по блату, не украдешь, не отберешь, не выпросишь. До него можно только дозреть. Дорасти!".

Метки: Любовь, Инфантильность,

Что такое инфантильность?

Что такое инфантильность?

01.07.2018
15628
Психолог Олег Сатов: "Человек кажется незрелым и инфантильным тогда, когда его модели поведения не соответствуют фактической ситуации. Но не просто не соответствуют, а исходят из той картины мира, которая свойственна какой-то предыдущей стадии развития сознания".

Метки: Развитие личности, Инфантильность, Иллюзии,

Дайте мне другую жизнь. Как выбраться из ямы эмоционального дисбаланса

Дайте мне другую жизнь. Как выбраться из ямы эмоционального дисбаланса

11.05.2018
6691
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Эмоциональная стабильность психики у людей – редкость в наше время. Время нелегкое, очень быстрое и меняющееся, технологичное. А мы – все еще "продукты" прошлой созависимой системы, люди, которых толком никто не учил справляться самим, опираться на себя и быть действительно психологически взрослыми".

Метки: Управление эмоциями, Инфантильность,

Выученная беспомощность и как из нее "выпрыгивать"

Выученная беспомощность и как из нее "выпрыгивать"

16.04.2018
17060
Психотерапевт Ольга Зотова: "Очень часто бывает, что одна проблема поддерживает другую, вот и в данном случае: беспомощность тянет за собой безнадежность".

Метки: Выученная беспомощность, Нарративная терапия,

Риск никогда не повзрослеть. Как не потерпеть фиаско в жизни

Риск никогда не повзрослеть. Как не потерпеть фиаско в жизни

16.04.2018
9702
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Во взрослом мире нет мам и пап. Есть только взрослые люди, со своими внутренними мирами, со своими интересами, которые всегда первичны по отношению к чужим".

Метки: Развитие личности, Инфантильность,

4 признака взрослого человека, с которым придется нянчиться

4 признака взрослого человека, с которым придется нянчиться

23.01.2018
16614
Психолог Ирина Чеснова описывает черты характера людей, которые давно выросли, но так и не стали взрослыми. И рассказывает, как их инфантильность может испортить отношения

Метки: Отношения, Инфантильность,

Мечты о "нормальной семье". Две стороны одной модели

Мечты о "нормальной семье". Две стороны одной модели

04.01.2018
5938
Психолог Ирина Дыбова: "Откуда они берутся эти мечты об идеальной семье? Из детства? Но не факт, что вы хотели бы жить так, как жили ваши родители. Скорее всего, наоборот. Так откуда вы знаете, как должна выглядеть семья? Ваша семья?"

Метки: Инфантильность, Семья,

Психический инфантилизм глазами психиатра

Психический инфантилизм глазами психиатра

27.12.2017
5624
На современном этапе развития психиатрических знаний проявления психического инфантилизма должным образом не анализировались, ограничиваясь традиционным постулированием недозрелости или несформированности неких психических функций, например чувства долга, самостоятельности.

Метки: Инфантильность,

Синдром навязчивого морализаторства

Синдром навязчивого морализаторства

12.12.2017
5067
Психолог Андрей Юдин: "Интересно, какая мотивация заставляет десятки тысяч взрослых русскоязычных представителей интернет-аудитории высказывать свою моральную позицию по каждому, самому ничтожному и отвлеченному инфоповоду?"

Метки: Невроз, Инфантильность,

Пусть она первая!

Пусть она первая!

09.12.2017
7744
Психолог Маша Мошковская: "Позволить спокойно оценивать свои поступки другому и знать ценность своей женщины для себя – это свобода. А свобода всегда сопровождается ответственностью – активной позицией в жизни".

Метки: Отношения, Инфантильность, Мужчины,

Зона комфорта: два слова, которые портят жизнь

Зона комфорта: два слова, которые портят жизнь

04.12.2017
5877
Психолог Павел Зыгмантович: "Зона комфорта – ненаучное понятие, введённое для описания конкретного взгляда в конкретной ситуации. Переносить её на жизнь конкретного человека достаточно опасно".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Выученная беспомощность, Зона комфорта,

О пользе розовых очков

О пользе розовых очков

19.10.2017
33262
Гештальт-терапевт Светлана Скарлош: "Пациенты сами жалуются: "Вот, смотрела на мир через розовые очки: за границей хотела учиться, MBA получить, замуж выйти по любви за богатого и душевного мужчину, медовый месяц в Париже провести, и что в итоге? Съёмная квартира в Мытищах, подозрение на алкоголизм в начальной стадии и женатый плешивый любовник на сдачу. На что я гожусь? Зачем так жить?" И погружается такая пациентка в длительную депрессию".

Метки: Депрессия, Апатия, Выученная беспомощность,

3 средства от беспомощности

3 средства от беспомощности

06.10.2017
7396
Елизавета Мусатова: "Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?"

Метки: Уверенность, Контроль, Апатия, Выученная беспомощность,

Научите собаку медитировать

Научите собаку медитировать

07.09.2017
1634
Психоаналитик Анастасия Рубцова – О пользе и вреде "выученной беспомощности" и способах обращения с нею.

Метки: Психологические защиты, Выученная беспомощность,

Человек как проект самого себя

Человек как проект самого себя

01.08.2017
6436
Гештальт-терапевт Мария Романцова: "Проблема принятия личной ответственности тесно связана с отношением к себе. Ведь невозможно добиться переживания удовлетворения от жизни и от достигнутого, если в душе живет недовольство собственной личностью. Грубо говоря, если постоянно пренебрегать своими потребностями и одновременно требовать невероятных достижений, то в скором времени получите нервный срыв и поход по врачам".

Метки: Развитие личности, Инфантильность,

Инфантильное поколение?

Инфантильное поколение?

06.07.2017
5668
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Уровень тревоги и страха современных родителей перед миром сейчас настолько высок, что проявляется в поистине небывалом до сих пор контроле ими своих детей".

Метки: Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Вампиры внутри нас. Аутовампиризм

Вампиры внутри нас. Аутовампиризм

01.05.2017
9626
Психотерапевт Михаил Литвак: "История о том, как человек съедает самого себя уходит в глубокое детство. Весь процесс воспитания является процессом привития определенных правил (принципов, наставлений), которые потом начинают съедать человека, если он слепо следует им".

Метки: Чувство вины, Личность, Неуверенность в себе, Инфантильность,

Инфантил: есть ли перспективы у ваших отношений?

Инфантил: есть ли перспективы у ваших отношений?

16.04.2017
16144
Психолог Михаил Лабковский: "Определить, инфантилен ли мужчина, можно буквально на первых свиданиях с ним. Типичная реакция такого мужчины на любые неожиданные события (в ресторане нет свободных столиков, в кинотеатре изменили расписание сеансов, негде припарковать машину): «Ой, а что же делать?» То есть ему в голову не приходит начать решать возникшую проблему. Он сходу перекладывает ответственность на вас."

Метки: Отношения, Инфантильность, Женщины, Мужчины,

О тех, кого рано лишили детства. И взрослости тоже

О тех, кого рано лишили детства. И взрослости тоже

14.04.2017
21310
Екатерина Бойдек, экзистенциальный психотерапевт: "Есть такие дети, которые слишком рано повзрослели. Повзрослели потому, что не было рядом с ними надежных взрослых, родителей, на которых можно положиться. Пьющий, непредсказуемо, то пьяный, то трезвый папа. Инфантильная мама, не способная к принятию решений, вечно обижающаяся, перекладывающая на ребенка ответственность за свое состояние."

Метки: Инфантильность, Психическая травма, Психологические защиты, Детско-родительские отношения,

Расставание со сказкой

Расставание со сказкой

13.04.2017
9815
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Непросто расставаться со сказкой, так как сложно отказаться от идеи волшебного изменения жизни извне. Детская магическая инфантильная установка к жизни сохраняет веру в волшебную помощь извне – кто-то придет и решит твои проблемы."

Метки: Инфантильность,

Родители-рабы

Родители-рабы

05.04.2017
27193
"Ты лучший", "все будет хорошо", "все получится" - многие мамы считают, что должны непрерывно это озвучивать, иначе ребенок потеряет мотивацию. Сначала он чуть что будет прибегать к вам, чтобы вы утешали его и подбадривали, но вскоре у него может появиться к вам ненависть. Окажется, что вы его обманули, вы не авторитетная фигура в большом мире, вы обычная домохозяйка, не уважаемая в социуме. Это все равно как если бы он вдруг узнал, что является чемпионом мира в пределах вашей кухни и все смеются над его кубками из бумаги."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Такой выгодный страх

Такой выгодный страх

03.03.2017
3886
Психолог Анастасия Платонова: "Показать собственную слабость — есть истинная сила, против которой нет оружия. Когда же ты делаешь страх причиной собственного бездействия, он начинает помогать тебе не двигаться, сидеть в "болоте и не чирикать", он шепчет тебе оправдания в твою пользу, и ты с радостью берешь их в свой арсенал. Тебе ведь страшно — зачем же подвергать себя лишним испытаниям, тем более, что ты совсем не уверен, что сможешь выйти из них победителем."

Метки: Страх, Инфантильность,

"Мы травмированы нашими матерями, но компенсации не будет"

"Мы травмированы нашими матерями, но компенсации не будет"

19.02.2017
66294
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Зачастую клиент годами ходит «по тем же дорогам». Нет работы – виновата мама: она в детстве полностью блокировала мою поисковую активность. Нет девушки – виновата мама: ей никогда не нравились мои подружки. Развелась с мужем – виновата мама: не предоставила в детстве хорошую модель для подражания, ругалась с отцом. Плохие отношения с собственными детьми – виновата (угадали!) мама: я воспроизвожу семейный сценарий."

Метки: Материнство, Психотерапия, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Размышление об инфантильности

Размышление об инфантильности

09.02.2017
11311
Психолог Денис Осин: "Инфантилизм может развиваться из совершенно разных предпосылок. Он появляется и у ребенка, которого зашугали, и у ребенка, который живёт в состоянии вседозволенности. Это связано с тем, что и в первом, и во втором состоянии у ребенка не вырабатывается самое главное качество - самостоятельность."

Метки: Воспитание, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Ловушки жизни: зависимости и нарциссизм

Ловушки жизни: зависимости и нарциссизм

19.01.2017
19187
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Механизм, запускающий ловушки зависимости – в родительском послании: «Ты не достоин любви». Ведущие чувства – вина и страх. Инфантилизм как ведущая характерная черта таких людей может достигать уровня психической инвалидизации. Людям, угодившим в нарциссические ловушки, в отличие от людей зависимых, свойственна активная жизненная позиция: «Я могу сам».

Метки: Алкоголизм, Наркомания, Зависимость, Созависимость, Нарциссизм, Инфантильность, Эмоциональная зависимость,

Самурай и Эдип: семейная история

Самурай и Эдип: семейная история

27.12.2016
11008
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Мой коллега попросил «посмотреть мальчика». Я сразу отказалась, потому что не работаю с детьми. Но коллега меня успокоил – «мальчику» было за 20 лет, и с ним все вроде в порядке, и к психологу он хотел попасть сам, но вот его папа очень озабочен одним деликатным вопросом – ни гей ли его сын?"

Метки: Инфантильность, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Что делать, если у вас инфантильный муж

Что делать, если у вас инфантильный муж

24.12.2016
26991
Психолог Татьяна Ушакова: "Первое, что необходимо понять, что инфантильному человеку самостоятельно, без вашей поддержки, измениться трудно. Поэтому исключите сразу все упреки, обвинения и требования, это не работает, этим занимались его родители и в итоге то, что получилось, перед вами".

Метки: Инфантильность,

Инфантильность или незрелость личности: ошибки воспитания

Инфантильность или незрелость личности: ошибки воспитания

20.12.2016
80598
Психолог Татьяна Ушакова: "Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Например, жертвенность. Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, при этом отказывая себе во всем. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители."

Метки: Воспитание, Инфантильность,

Читать по теме: |
Не хочу взрослеть. Что делать?

Не хочу взрослеть. Что делать?

17.09.2018
269
Детский сад какой-то! Ведешь себя, как ребенок! Когда ты уже повзрослеешь? – Фразы, знакомые многим до боли. Причем не так важно, кто их говорит: мама, любимый человек или начальник в офисе. Услышав такие слова в свой адрес, вы наверняка испытаете не самые приятные эмоции. Это не удивительно, ведь когда взрослому человеку говорят, что он как ребенок, подразумевается, что это плохо. Даже детей иногда упрекают словами "ты как маленький".

Метки: Инфантильность,

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

28.08.2018
638
Поход к психологу как превентивная мера по устранению проблем с ребенком в будущем. Как не упустить время, воспитывая ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок воспринимал Ваши напутствия и не сопротивлялся им? Как добиться от ребенка самостоятельных усилий в нелегком процессе самообразования и саморазвития? Как, не прибегая к насилию и шантажу, мотивировать ребенка учиться и включать волю?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём