Вред гаджетов: почему у детей возникает компьютерная зависимость

2 декабря 2017
26577


Автор: Логинова Светлана, психолог.

Тема увлечения современных детей различными гаджетами (телефон, планшет, компьютер, телевизор) очень интересна с психологической точки зрения. Многие родители рано или поздно сталкиваются с проблемой контроля чрезмерного увлечения каким-нибудь гаджетом, и по разным причинам именно тема компьютера или планшета становится той самой "горячей" точкой преткновения, столкновения и конфликтов между родителями и детьми.

Постоянно сталкиваясь в своей работе с родителями, которые не справляются с чрезмерным увлечением ребенка мультиками, компьютером или планшетом, я заметила одну очень отчетливую закономерность: настоящей проблемой использование гаджетов становится не сразу, а только по мере накопления, как снежный ком.

Обычно сначала родители сами включают мультики, потому что это удобно для них: а что, ребенок сидит спокойно, кушает за столом, в транспорте не бегает, дома "занят", у мамы свободное время освобождается – в общем-то, одни плюсы. Некоторые родители даже откровенно гордятся своими детьми: "Ты представляешь, он в полтора года на ютубе ролики сам смотрит!" или "Ему только четыре, а он в телефоне быстрее меня соображает".

В какой-то момент, обычно в подготовительной школе или первом классе, родитель начинает замечать, что ребенок все чаще засиживается за гаджетом, все сложнее становится привлечь его к выполнению домашних обязанностей или домашнего задания. Все чаще вспыхивают конфликты на этой почве, все больше напряжения испытывает ребенок и все больше растет потребность это напряжение скинуть – опять же через гаджеты. Вот и получается замкнутый круг…

Мы точно знаем, что если что-то вредно или опасно для ребенка, то мы готовы это запретить, запасаемся терпением и изыскиваем всяческие стратегии. Например, мы точно знаем, что ребенку нужно есть горячее, а не только конфеты и чипсы на завтрак, обед и ужин. Поэтому в каждой семье так или иначе родители следят за тем, чтобы ребенок ел сначала горячее, а потом сладости. Такой же пример можно привести с теплой одеждой: ребенку вовсе может не хотеться одевать рейтузы и валенки, но мы прекрасно знаем, что в -30 будет опасным для него выходить в резиновых сапогах, поэтому и мысли нет разрешить ему эти самые резиновые сапоги, которые ему именно сейчас так хочется одеть.

Так что же происходит с гаджетами? Почему именно с ними возникает так много проблем? Почему именно планшеты, телефоны, компьютеры и мультики отравляют жизнь множеству семей? На мой взгляд, причин этому несколько. Во-первых, не будем отрицать, это очень интересная, привлекательная, завораживающая для детей деятельность, а дети стремятся делать то, что им нравится. Во-вторых, самим родителям это очень удобно, когда ребенок занят гаджетом – с вопросами не докучает, сидит себе спокойно, не отвлекает от важных дел, да и договориться проще – сделаешь что-то – получишь планшет, нет – извини. В-третьих, многие родители просто не понимают вред гаджетов, не видят в них ничего очень плохого и опасного.

Итак, подчеркну главную мысль этой статьи: гаджеты – эта такая вещь, которую надо ограничивать, ребенок сам не научится себя контролировать. Компьютерный или мультисерийным мир кажется ребенку ярким, увлекательным, завораживающим и фантастическим, по сравнению с которым реальный мир перестает быть интересным. Для тех родителей, кто не видит большого вреда в мультиках и гаджетах, перечислю основные последствия чрезмерных игр и мультиков:

1. Происходит мощнейшая перегрузка психики, головной мозг одновременно обрабатывает огромное количество информации, особенно если на экране все происходит стремительно, быстро меняются картинки. Кроме того, в реальной жизни ребенок полностью включен в происходящие события, а при просмотре мультиков или игре на планшете, не происходит двигательного ответа (мысленно движение или действие происходит, но при этом ребенок сидит практически неподвижно), соответственно мозг не получает достаточного количества пищи в виде сенсорной информации от мышц тела.

2. Ребенок становится рассеянным и несобранным, часто мысленно отсутствует в настоящем времени ("А когда я еще смогу поиграть / посмотреть мультик?").

3. У ребенка могут развиваться страхи, если в играх или фильмах есть монстры и зомби. Уже десятки раз во время индивидуальных занятий с детьми, которые увлекаются такими играми, я сталкивалась с такими страхами детей: зомби и монстры снятся детям в кошмарных снах, они боятся засыпать одни в комнате, боятся гулять на улице и постоянно рассказывают на занятиях, какие эти монстры страшные и всемогущие.

4. Снижается зрение, нет аппетита и чувства голода, портится осанка.

5. Одно из самых опасных последствий – потеря интереса к обычным играм, занятиям, чтению или слушанию сказок, ко всему, что раньше приносило радость и удовольствие и даже к общению со сверстниками.

6. Ответственность ребенка стремительно снижается к нулю. В компьютере не нужно прилагать много усилий к тому, чтобы всё двигалось, летало. Просто нажимаешь кнопочку – и всё происходит. Эта простота подкупает, ребёнок привыкает к ней. И у ребёнка постепенно утрачивается усидчивость, старательность, терпение. Персонаж умер – нажми кнопку и все вернется обратно. Игра закончилась – всегда можно начать сначала без особых потерь. По сути никаких последствий нет, а отсюда и ответственности ни за что нет: за что отвечать, если всегда можно начать сначала?

7. Вокруг компьютера постоянно происходят конфликты между родителями и ребёнком (так же, как и вокруг телевизора). Ребенок требует компьютер, закатывает истерики, не может спокойно пережить, что пришло время заканчивать играть. Из-за этого случается множество споров и конфликтов между ребёнком и родителями. Для ребёнка компьютер становится самым притягательным, важным и интересным объектом в доме.

8. Самое страшное действие оказывают ролевые игры, в которых ребенок идентифицирует себя с персонажем и действует от его лица. Это деформирует представление ребенка о себе и разрушает образ собственного "Я". Дети очень чувствительны и восприимчивы, они быстро начинают подражать тому, что их увлекает. Это относится и к мультфильмам: если персонаж привлекателен для ребенка, ему хочется быть похожим на своего героя. В компьютерных играх из-за сильной идентификации с компьютерным персонажем, даже закончив играть, ребёнок может продолжать чувствовать себя так, как будто он находится в компьютерной игре, мысленно продумывать что бы сделал компьютерный персонаж и порой неосознанно копировать его движения, жесты, мимику.

9. В компьютерных играх, особенно в которых стреляют или дерутся, у ребенка притупляется умение сожалеть, сопереживать, стирается грань между нормой и насилием, стрелять в людей кажется прикольным и привлекательным.

10. Компьютер постепенно становится заменителем родительского внимания и общения. Родители всё меньше и меньше времени начинают проводить за разговорами и занятиями с ребёнком.

Я очень надеюсь, что изложенные выше последствия просмотра мультиков и компьютерных игр убедили вас в том, что лучше откладывать знакомство ребенка с виртуальным миром как можно дальше до тех пор, пока он, по-настоящему, не станет большой необходимостью. Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.

Не будет лишним сказать еще раз, что сам ребенок не сможет контролировать себя во времени просмотра мультфильмов или игр на компьютере, поэтому контроль ложится полностью на плечи родителей, особенно в дошкольном возрасте. По мере роста ответственность постепенно нужно передавать самому ребенку, например, чтобы он сам следил по часам, когда заканчивается время на игру, или ставил таймер на телефоне, или заводил будильник.

Источник

Метки: Компьютерная зависимость,

Читать по теме:

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём