"Странная женщина". Психологический разбор фильма

5 июля 2018
1870


Автор: Zoya NotaBene, педагог.

Нестранная история странной женщины

...Почему в этом вашем ООН есть комиссия по охране окружающей среды. И нет хотя бы захудалой комиссии по охране человеческих чувств?

Странная женщина – так называется очень хорошая картина Юлия Райзмана.

Почему же странная? И что в ней такого странного? Что в ней такого, что выделяет её из всех других женщин? И тем самым обрекает на холодное одиночество в своей странности.

Фильм с необычным сюжетом для того давнего прошлого времени. Жена перуспевающего МИДовского работника заводит роман с успешным привлекательным молодым мужчиной. И решает ради любви уйти от мужа, оставить семью. 

Героиня прямая, открытая, "хорошая девочка", которую учили всегда говорить правду, какую бы боль это не приносило ей самой и окружающим. Она уже давно в браке, в котором казалось бы все хорошо. И даже более того, если сравнить с рядовой советской семьей того времени – дом, достаток, сын взрослеет, муж преуспевает, на работе карьера выстраивается... Да вот чего-то, как водится, не хватает. Чего же она так жаждет?

"Хорошая девочка" не чувстует себя реализованной. У неё остается одна неудовлетворенная потребность – принести Жертву ради какой-то великой цели. Для полноты картины нехватает известной доли страдания.

И мир откликается на её неосознанный запрос. Она встречает мужчину, отношения с которым позволяют героине реализовать сценарий Жертвоприношения.

Героиня вызывает чувство симпатии у зрителя, а те, кто её окружают, могут показаться на первый взгляд недостаточно чуткими по отношению к ней, эгоистами. Но так ли это на самом деле?

Если повнимательней присмотреться, у всех в картине, как на грех, очень здоровые психологические границы, не больше и не меньше. Даже у второстепенных персонажей, таких как дочь любовника.

Знаешь что! – говорит она отцу – Мне бы не хотелось, чтобы наши отношения зависели от того, как обстоят твои сексуальные дела!

Мать мужа, свекровь, вроде бы сопротивляется методам воспитания сына героини. Но если присмотреться, бабушка действительно думает о внуке, о его подлинных потребностях, думает об его чувствах.

Вместо того, чтобы потворствовать удовлетворению требования быть "послушным маленьким мальчиком" для мамы, вынести по её приказу мусор и пыхтеть со взрослыми за общим столом, бабушка даёт внуку возможность удовлетворить именно его собственные потребности.

– Я его накормила и отпустила к ребятам на улицу. Нечего ему тут со взрослыми... (Действительно нечего. Она права.)

Муж в полной мере исполняет то, что принято называть супружескими обязанностями. Во всяком случае он старается, делает что может. Но в ответ на выпад в отношении гостей героини, в пылу защищающей своего новоиспеченного Героя, которого "все обижают", муж четко дает понять жене, что она в своих эмоциональных реакциях переходит черту, нарушает границы других. И это правильно.

Интересно какой именно момент Женя (героиня) выбирает для того, чтобы сообщить мужу о своей измене и об уходе из семьи. Это момент, когда муж на пике, когда он в напряжении, от него так много зависит, на кону международные контракты. Это именно то, что нужно для жертвоприношения! "Весь мир к ногам твоим!" Не меньше!

Муж в полной мере испытывает бессилие и отчаяние. Он столкнулся с чем-то, что не поддаётся ни логике, ни контролю. Если раньше что-то в отношениях несколько раздражало и неприятно удивляло, то теперь перед ним разверзлась настоящая катастрофа. Его жизнь рушится под обломками жизни всей семьи. И совершенно непонятно ради чего? Когда он говорит жене – А обо мне ты подумала? – это звучит в картине как малодушие. А на самом деле – стоило бы подумать. Муж это заслужил.


Как же много стоит на кону Жертвы ради Любви. Карьера мужа, карьера Жени, судьба взрослого сына. Да весь мир должен просто на уши встать от грандиозности чувства любви, которое, как кажется Жене, её осенило! К черту международные контракты! И тем самым судьбы многих других людей в конце концов.

Символичная сцена в Берлине, когда героиня после разрыва с мужем выскакивает на ночные улицы незнакомого города. Вокруг всё незнакомое, праздничные витрины заграничных магазинов, иллюминация, разноцветная толпа.

Для Жени это и первый момент триумфа – жертва принесена, назад дороги нет, – и попадание в буквально иной мир, где жизнь течет по совсем другим законам. Но время идет. В конце концов на ночных улицах гаснет свет. И Женя погружается в кромешную тьму, где нет – ничего. Но это предупреждение её не спасло.

Героиня буквально слепила для себя образ романтического рыцаря из того, что было в арсенале её романтических мечтаний. И сценарий Великой жертвы, когда она превратится, переродится, в Героиню, запущен.

Женя сваливается, как снег на голову, своему ошарашенному любовнику с целым ворохом, добытых в неравной борьбе за свободу, трофеев.

И тут наступает час Икс. Женя сразу же влетает в жёсткую реальность, в первом же разговоре с тем, кого она назначила на роль благородного Рыцаря в её сказке.

– Давай с тобой выпьем за то, что в жизни неповторимо! Сколько бы раз это не повторялось!

– Красиво! А что это?

– Эх ты! Это же любовь.

И перед взором принцессы, принесшей в жертву рыцарю буквально всё, предстаёт целая вереница таких же принцесс как она, в очереди. За счастьем. 

Любовник Андрей, у которого с границами тоже, как назло, всё в порядке, не собирается праздновать пиррову победу и наряжаться в доспехи Спасателя заколдованной принцессы из башни. Он не намерен отвечать за её собственные решения и поступки.

– Скажи..., а тебя не смущает то обстоятельство, что у меня есть муж?

– А тебя? 

Осознав в какую игру с ним собираются играть, он реагирует сразу – Ну это же всё меняет. А на самом деле говорит – Нет, нет! Мы с тобой так не договаривались! И это правда. 

Но для Жени, назад дороги нет. Хотя все уговаривают её пойти по более мягкому сценарию и вернуть "всё как было, пока мама не заметила". Но сценарий на то и сценарий, чтобы доигрывать его до конца, до самого горького до донышка своих, рухнувших в чёрную бездну, иллюзий.

Мученица по сценарию должна выпить свою чашу страданий и быть, пусть и символически, но казнённой. Ради этого "всё и затевалось". Именно страдания, вписанные в жизненный сценарий героини, принесут ей чувство "глубокого удовлетворения". В буквальном смысле. А в переносном – именно эти переживания сделают её, наконец, взрослой. Она перестанет быть принцессой из кем-то написанной сказки. И начнёт писать сценарий своей жизни сама.

Женя даёт себе передышку – несколько дней счастья с любимым. И сбегает ото всех к матери, на свою родину. Обрекает себя на заточение и одиночество. Переживает глубокую депрессию.

В большой степени она сбегает "от стыда". Сценарий Жертвоприношения переходит в сценарий Искупления. Искупления грехов. Женя как бы страдает одна "за всех" – за собственные прегрешения, за предательство любовника и подруг, за черствость свекрови и равнодушие собственного сына, за конформизм мужа. Пострадать "за всех" – это основная христианская Идея о том, "как сделать этот мир лучше". И Женя неосознанно идет по этому тернистому пути. Но нужна ли кому-нибудь кроме неё самой, эта жертва? Нет. Но где-то, вероятно, всё ещё теплится надежда, что страдания будут ненапрасными и потомки оценят их по достоинству. Как в христианстве. Поэтому в нынешнем положении героини главной для неё становится идея воссоединения с сыном. Хотя на самом деле ничто не препятствует их общению. Просто "отлучение" и изоляция, шельмование и поношение, это части сценария Искупления, без проживания которых Чуда всеобщего спасения не случится.

Женя, со всей своей прямотой и страстью благородного сердца, бросается и в этот омут.

Метки: Кино с психологом,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Кинотерапия: транзактный анализ кинофильма "Ребро Адама"

Кинотерапия: транзактный анализ кинофильма "Ребро Адама"

09.08.2018
1507
В статье проводится Транзакционный анализ кинофильма "Ребро Адама". На материале фильма исследуется взаимосвязь индивидуальных сценариев членов семьи и семейного сценария в целом. Работа вносит вклад в развитие психологии кино как междисциплинарной области психологии искусства, а также в изучение динамики личности в условиях психотерапии. Показано, что работа с содержанием фильма в группе создает условия для деконтаминации эго-состояния Взрослого.

Метки: Сценарии, Кино с психологом, Трансактный анализ,

Фильмы о детской психологии

Фильмы о детской психологии

25.04.2018
6785
Подборка фильмов о детской психологии и теории привязанности.

Метки: Кино с психологом,

50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

10.11.2017
6373
Психотерапевт Василиса Левченко: "Главный герой – Кристиан Грей, миллиардер, частично спонсирующий университет, а так же голодающие регионы в некоторых странах мира, считает, что совершенно не способен любить, и не позволяет себя любить никому. Окружает себя красивыми и дорогими вещами, заботится про каждую девушку в обмен на её полное подчинение, и любит одностороннюю игру, в которой видит себя исключительно доминантом, имеющим неограниченную власть".

Метки: Кино с психологом,

"Фильмотерапия" как средство для улучшения семейных отношений

"Фильмотерапия" как средство для улучшения семейных отношений

02.11.2017
1543
Гештальт-терапевт Ксения Шульга: "Важно не просто смотреть фильмы про отношения, но и обсуждать их вместе, вспоминая моменты, в которых вы или ваш партнер вели себя так же, как герои".

Метки: Психотерапия, Психологическое кино, Кино с психологом,

Матильда

Матильда

30.10.2017
5469
О фильме "Матильда" (2017, реж. А. Учитель) не могу не написать, поскольку фильм о роковой якобы женщине, которая якобы свела с ума наследника престола настолько, что он отказался от короны.

Метки: Кино с психологом,

Кино с психологом: Унесенные ветром

Кино с психологом: Унесенные ветром

18.10.2017
7610
Психолог Ольга Подольская: "Мучиться от расставания с человеком, которого не знаешь. Как это бывает".

Метки: Кино с психологом,

"Догвилль". Психоаналитический аспект и экзистенциальная дилемма

"Догвилль". Психоаналитический аспект и экзистенциальная дилемма

12.10.2017
2693
Психотерапевт Канская Ксения: "Я люблю фильмы Ларса фон Триера. "Догвилль" – один из самых любимых. На мой взгляд, он многослойный, отражающий глубокие философские и психоаналитические аспекты, а также экзистенциальные диллемы".

Метки: Психоанализ, Кино с психологом,

О чём фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика

О чём фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика

10.10.2017
6075
Марина Куликова рассматривает с позиции психоанализа фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" и размышляет о нелюбви, которая окружает нас, начиная с семьи, продолжая равнодушием в школе и заканчивая бесконечными военными конфликтами, об утрате любви как творческой способности, объединяющей воедино сложные вещи – добро и зло, жизнь и смерть, черное и белое, об удобном побеге в эстетику от неприятной правды и о том, почему невозможно поменять мир, не поменяв себя.

Метки: Любовь, Кино с психологом,

Читать по теме: |
"Полеты во сне и наяву". Образ нарциссической патологии

"Полеты во сне и наяву". Образ нарциссической патологии

25.08.2018
1535
Описание нарциссической патологии на примере персонажа фильма "Полеты во сне и наяву".

Метки: Нарциссизм, Кино с психологом,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём