Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки

16 мая 2017
3788

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт


В издательстве Академический Проект вышла наша с Натальей Олифирович книга «Сказочные истории глазами психотерапевта». Книга для меня очень важная. Захотелось  вдогонку еще раз написать о нашем видение сказки и нашем подходе к психологическому анализу сказочных героев, реализованному в данной книге.

... когда-нибудь ты дорастёшь до такого дня
 когда вновь начнёшь читать сказки.
К. Льюис. Хроники Нарнии


Все сказки оказываются правдой, если уметь их читать.

Существует множество подходов к анализу сказок. В чем суть нашего подхода?

В своей книге мы рассматриваем сказочные истории как истории жизни героев сказки, через призму профессионального взгляда психотерапевта.  Если рассматривать сказочную историю с точки зрения психотерапевта, а  ее героя как клиента, то можно говорить о сказочной истории как истории жизни клиента. 

Мы смотрим на  сказочных Аленушек, Иванушек, Русалочек как на реальных людей, а их сказочные истории пытаемся понять как их реальные жизненные истории.

Описываемые в сказке феномены, мы разбираем и анализируем в контексте событий, происходящих с героем сказки. При этом, мы  рассматриваем все сказочные события не буквально, а как метафоры.

В сказочной истории практически всегда есть клиент (герой) у которого имеется проблема психологического плана, есть история этой проблемы (анамнез), есть процесс ее решения (психотерапия) и есть спасатель (психотерапевт).

Рассмотрим более содержательно выделяемые нами компоненты на примере описанных в книге сказочных героев.

ГЕРОЙ И ЕГО ПРОБЛЕМА (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ)

Проблемы героев сказки, как правило, бывают следующих трех видов: ситуативно обусловленные, обусловленные структурой личности героя, обусловленные фиксацией в развитии героя.

Ситуативно обусловленные проблемы связанны с неожиданно возникшей ситуацией на жизненном пути героя. Примером может быть  сказка  Антуана Сент Экзюпери «Маленький принц». Герой – летчик –  попадает в ситуацию жизненного кризиса, которая в сказке представлена в метафоре сломавшегося самолета «Что-то сломалось в моторе».  Еще один вариант описываемой ситуации представлен в сказке Ганса Христиана Андерсена «Снежная Королева». История Кая – это пример последствия травматического события, произошедшего с ним. В данном случае таким событие  является нарциссическая травма. Выделенные истории –  примеры проблем, с которыми встречается сказочный герой, обусловленные острой травмой.

Проблемы, обусловленные структурой личности, являются «приложением» характерологических особенностей героя. Таких историй гораздо больше. Это и история Настеньки (Морозко), Золушки (Золушка), Аленушки (Сестрица Аленушка и Братец Иванушка), Русалочки (Русалочка), Гадкий Утенок (Гадкий Утенок)…

Здесь мы встречаемся с другим видом травм – хроническими травмами, или травмами развития. Травмы развития являются результатом хронической фрустрации ранних детских потребностей – в безопасности, принятии, безусловной любви. В сказочных историях мы можем наблюдать как последствия действия на героя какой-то одной травмы – непринятия (Настенька), так и результат, обусловленный целым комплексом травм: непринятии, отвержении, обесценивания, игнорирования… (Гадкий Утенок).

Проблемы, обусловленные фиксацией в развитии. Проблемы некоторых героев являются результатом неспособности решить ими задач их личностного развития. Так, к примеру, проблемы Рапунцель, Мертвой Царевны – есть результат нерешения ими задачи сепарации от материнской фигуры.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ)

Несмотря на то, что повествование в сказке ведется в настоящем времени, в сказочной истории, как правило, можно обнаружить истоки актуальной проблемы героя. В некоторых историях можно увидеть подробное описание тех жизненных событий героя, которые явились причиной формирования его определенной характерологии. Примером может быть сказка Андерсена «Гадкий Утенок», в которой описываются травматические отношения (отвержения, обесценивания, непринятия, игнорирования), ставшие причиной формирования у героя диффузной идентичности и низкой самооценки. В сказке «Золушка» Ш. Перро также подробно описываются неблагополучная ситуация развития героини с постоянным обесцениванием и унижением ее со стороны ближайшего окружения что привело к формированию у нее неадекватной самооценки.

В большинстве же сказок мы можем догадываться о такого рода неблагоприятной ситуации развития героя. Об этом в сказке часто сообщается посредством метафоры – мать-мачеха (Настенька, Золушка, Мертвая Царевна, Рапунцель), приемный отец (Панда, Тай Лунг «Кунг-фу Панда»), отсутствие матери (Василиса «Кащей Бессмертный).

Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки

ПРОЦЕСС РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПСИХОТЕРАПИЯ)

В сказочных историях, что особенно ценно, содержится не только указание на истоки формирования определенной проблемы героя, но так же имеется и описание путей решения этой проблемы. Этот процесс, как правило, состоит из ряда этапов и является непростым. Герою, либо его помощнику необходимо преодолеть ряд сложностей для того, чтобы добраться до счастливого исхода – победить всех врагов, освободить принцессу из заточения (башни), стоптать не одну пару сапог…

СПАСАТЕЛЬ (ПСИХОТЕРАПЕВТ)

В сказках можно обнаружить разные варианты спасателей – психотерапевтов. Часто в сказках роль спасателя делегируется партнеру героя (Шрек, Герда, Иван Царевич, Королевич Елисей и др.).

Довольно часто эту роль выполняет Фея-крестная (Золушка).

Мертвая Царевна по ходу сюжета первоначально проходит процесс инициации у семи богатырей, а в последующем ее оживлением занимается ее суженый королевич Елисей.

Иногда таким терапевтом для сказочного героя выступает поддерживающая, эмпатичная среда (Гадкий Утенок).

Еще одним вариантом психотерапевтической помощи является самотерапия – совершение героем поступков – подвигов (Кунг-Фу Панда).

В некоторых сказочных историях очень подробно описываются этапы работы спасателя (психотерапевта). Мы можем наблюдать различные варианты психотерапевтической помощи – от волшебных действий (Фея-Крестная в Золушке) до комплексной, последовательной помощи (Герда в Снежной Королеве).  Так Герде, для того чтобы спасти  Кая из ледяного плена необходимо совершить много последовательных подвигов – терапевтических усилий.

ПРИМЕР ПРЕДЛАГАЕМОЙ МОДЕЛИ АНАЛИЗА

В качестве конкретного примера рассматриваемой в статье модели анализа обратимся к сказке Снежная Королева.

У сказочного героя (Кай), есть проблемы психологического плана. Эта проблема в сказке представлена метафорически – он попадает в ледяной плен Снежной Королевы. Мы можем наблюдать у него симптомы клиента-травматика: анестезия, алекситимия, диссоциация эмоциональной и когнитивной сфер, навязчивости. 

Это результат нарциссической травмы – травмы обесценивания, в которую герой попадает в подростковом возрасте. В сказке эта  травматическая ситуация представлена в виде метафоры – осколков от «кривого» зеркала злого тролля, которые попали Каю в глаза и в сердце, «заморозив» его.

Герда – подруга Кая, выступает в роли спасателя-терапевта. В сказке подробно описаны последовательные этапы ее терапевтической работы. Результатом такой работы является  исцеление травмы Кая.

Рассмотрим более подробно терапевтическое путешествие Герды.

Путешествие Герды к спасению Кая можно рассматривать как метафору терапии. Мы считаем данную историю удачной иллюстрацией специфики работы терапевта с нарциссически травмированными клиентами. Такой клиент, несмотря на кажущуюся доступность для терапевта, реально находится в другом мире – «мире Снежной Королевы», и достучаться до него очень непросто. 

Замораживание, анестезия, алекситимия, расщепление – симптомы травмы –  единственный способ данного клиента сохранить свою условно целостную идентичность, оставляя видимость жизни. Потеря чувствительности – это способ справится с сильной травмой. 

Это относится ко всем компонентам его идентичности: Я-концепции, концепции Другого, концепции Мира. Кай не чувствует своего Я (нет чувств, желаний), тела (он без одежды пребывает на ледяном холоде), не чувствителен к Другому (равнодушен к Герде, которая пытается его спасти) и к окружающему миру (занят абстрактной деятельностью и не замечает ничего вокруг, кроме кусочков льда).

Сложный путь, который проделала Герда к спасению Кая, иллюстрирует различные препятствия, существующие в терапии нарциссически травмированного клиента. Встречи Герды на пути к спасению Кая с различными персонажами можно, на наш взгляд, рассматривать как контакт с различными отщепленными в результате травмы аспектами Я клиента. Не случайно, в истории Андерсена, Герда на протяжении всего пути не встречается с реальным Каем (за исключением финальной встречи), а лишь с его «нарциссическим двойниками» – феноменами, порождаемыми его трансформированной идентичностью.

Первая встреча Герды на пути к  исцелению Кая происходит с женщиной, умевшей колдовать, у которой есть полный цветов сад. Эта встреча отражает этап взаимодействия с клиентом, который мы назвали иллюзия благополучия мира. При первой встрече клиент с нарциссической травмой, подобно нарциссу, предъявляет свой фальшивый, иллюзорный мир, скрывающий «израненное осколком сердце». Этот фальшивый мир – возможность укрыться и защититься от повторной травматизации, способ избежать болезненных переживаний.

Однако терапевт всегда следует глубже за знаками-симптомами, одновременно скрывающими и показывающими следы пережитого опыта. Так и Герда находит нарисованную розу, которая возрождает ассоциативный ряд «роза – Кай». Она пытается отыскать настоящие розы, но только ее слезы, упавшие на землю, приводят к возрождению розовых кустов. Слезы Герды метафорично отсылают нас к идее чувствительности терапевта, его возможности предъявлять свои переживания, созвучные переживаниям клиента. 

Именно чувствительность терапевта является необходимым условием для начала путешествия к травмированному Я клиента. В результате этой работы происходит первая встреча с реальным миром нарциссически травмированного клиента, который не похож на созданный им оазис благополучия. Терапевтическая задача данного этапа – помощь клиенту во встрече с реальным миром, с его многообразием, сложностью, неоднозначностью, с его множеством цветов и оттенков.

Следующая встреча Герды описывает очередную ловушку, в которую может попасть терапевт, названную нами как иллюзия благополучия Я. Герда встречает Ворона и рассказывает ему историю своих поисков Кая. В ответ Ворон сообщает, что видел Кая. У него все благополучно и он собирается жениться на принцессе. Герда решает проверить это сама, пробирается в спальню к принцессе и обнаруживает, что это не Кай, а другой человек. 

В реальной терапии клиент также предъявляет своего благополучного двойника и зачастую предстает перед терапевтом «принцем», у которого все в совершенном порядке. Утратив бдительность, приняв искусный фасад за реальное Я, терапевт может решить, что клиенту больше не нужна его помощь. 

Действительно, нарциссически травмированные клиенты зачастую предъявляют в контакте грандиозный, идеализированный полюс своего Я. Клиент очаровывает терапевта, и последний может принять за реальность его грандиозное Я – ведь не случайно Герда чуть не приняла за Кая принца.

Для терапевта, столкнувшегося на этом этапе терапии с такими проявлениями клиента, важна тонкая и осторожная работа, так как лобовое проникновение с «парадного входа» актуализирует действие психологических защит. В истории Андерсена Герда пробирается к мнимому Каю с черного хода под покровом ночи и застает его спящим. 

Спящий человек беззащитен, что в контексте терапии означает ослабление защитных механизмов и возможность увидеть человека таким, какой он есть. Так происходит развенчание очередной иллюзии, иллюзии фальшивого Я, являющееся первым шагом к встрече с реальным Я клиента через отвержение фантомных не-Я. 

Ресурсами терапевта на данном этапе работы являются бдительность и гибкость. Бдительность позволяет заглянуть за фасад, не принимая на веру демонстрируемое благополучие клиента, гибкость – возможность менять стратегии и тактики в поиске точек контакта с ним.

Однако ситуация, когда терапевт застает клиента «обнаженным», порождает у последнего много стыда. Клиент может «соблазнять» терапевта, продолжая делать вид, что все в порядке, и попытаться остановить терапевта в его дальнейшем продвижении, предложив Герде, как в истории Андерсена, «оставаться во дворце, сколько она пожелает».

Герда не поддается на очередные уловки и снова отправляется на поиски Кая. В лесу на нее нападают разбойники, отбирают все ее вещи, а сама Герда становится пленницей Маленькой разбойницы. Маленькая разбойница – агрессивная, капризная, избалованная девочка. 

Вначале она угрожает убить Герду, но в конце сменяет гнев на милость и даже способствует ей в поисках Кая. Таким образом, если терапевт не останавливается на предыдущей стадии, описанной как иллюзия благополучия Я, и не поддается попыткам клиента очаровать и соблазнить его, прорвется к его стыду, то неизбежно сталкивается с агрессией последнего. Этот этап в работе мы назвали «иллюзия разрушительности».

На этом этапе сам клиент и его способы контакта с Другим становятся крайне разрушительными и деструктивными. Агрессия – это первое чувство, которое появляется у нарциссически травмированного клиента, и именно она несет «нагрузку» всех остальных переживаний. 

Любовь, привязанность, нежность, зависть, желание – все выражается через агрессию. Так, Маленькая разбойница испытывает теплые чувства к Герде, но при этом, обнимая одной рукой героиню, она держит нож в другой и обещает ее пырнуть, если та пошевелится. Точно также Маленькая разбойница взаимодействует с матерью, с северным оленем, другими своими зверушками.

Появление агрессии – позитивный момент в терапии. Терапевт должен понимать, что, несмотря на всю разрушительность клиента, хрупкость контакта и разнообразные сложности во взаимодействии, через возможность проявить агрессию к тому возвращается чувствительность. 

Терапевтической ошибкой было бы буквальное понимание агрессии и реактивное поведение терапевта. Ввиду этого, интервенции терапевта не должны содержать ответной агрессии. На этом этапе работы основными являются два типа интервенций: отзеркаливание того, что происходит, и поддержка клиента в его выражении чувств. 

Так, Герда, которая несколько раз пересказывает историю о Кае и не отвечает агрессией на агрессию, добивается установления хорошего контакта с Маленькой разбойницей, которая в итоге помогает героине отправиться дальше в поисках Кая. В терапии это является свидетельством хорошего рабочего альянса и готовностью клиента продвигаться по пути к восстановлению чувствительности своего Я.

Описанный выше этап работы является весьма энергозатратным для терапевта. Ему приходится удерживать, контейнировать ряд собственных реакций и переживаний. Клиент здесь может быть весьма разрушительным, и зачастую терапевт сам нуждается в помощи, превращаясь, по меткому выражению К.Г. Юнга, в «раненого целителя». 

Эту помощь терапевту может оказать его супервизор. Именно такими помощниками (супервизорами) в нашей истории являются Лапландка и Финка. Лапландка обогревает, кормит и поит Герду. Финка возвращает ей уверенность в себе, сообщая, что не может сделать Герду сильнее, чем та есть в реальности: «Не видишь разве, как велика ее сила? Не видишь, что ей служат и люди и животные? Ведь она босая обошла полсвета! Не у нас занимать ей силу! Сила – в ее милом, невинном детском сердечке».

Таким образом, чтобы помочь клиенту в восстановлении его чувствительности, терапевт должен быть чувствительным к самому себе. Экологичное обращение с собственными переживаниями, внимание к своим чувствам – необходимое условие работы с клиентами с нарциссической травмой, особенно на начальных этапах возвращения их чувствительности.

Получив поддержку от Лапландки и Финки, наша героиня оказывается в чертогах Снежной королевы. Андерсен дает мастерское метафоричное описание травматического мира: «Как холодно, как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах! Веселье никогда и не заглядывало сюда! …Холодно, пустынно, мертво и грандиозно! ... Кай совсем посинел, почти почернел от холода, но не замечал этого, – поцелуи Снежной королевы сделали его нечувствительным к холоду, да и самое сердце его стало куском льда».

Далее в сказке следует описание финального этапа терапии. Герда находит Кая и бросается к нему. Однако Кай продолжает сидеть, все такой же неподвижный и холодный.

 «Тогда Герда заплакала; горячие слезы ее упали ему на грудь, проникли в сердце, растопили его ледяную кору и расплавили осколок…Кай вдруг залился слезами и плакал так долго и так сильно, что осколок вытек из глаза вместе со слезами. Тогда он узнал Герду и очень обрадовался.

– Герда! Милая моя Герда!.. Где же это ты была так  долго? Где был я сам? –  И он оглянулся вокруг. –  Как здесь холодно, пустынно!»

Терапия нарциссической травмы происходит путем ре-переживания остановленной психической (а иногда и физической) боли. Слезы Кая – это слезы мальчика, которому было больно, когда в глаз и в сердце попали осколки зеркала. Однако «там-и-тогда» переживание боли было заблокировано. 

Восстановление всех аспектов идентичности травматика возможно только «здесь-и-сейчас» в контакте с терапевтом. Мы замечаем, как в результате катарсиса у Кая восстанавливается чувствительность к реальному миру (как здесь холодно, пустынно), к другому (Милая моя Герда!.. Где же это ты была так  долго?) и к самому себе (Где был я сам?).

Чувствительность терапевта к себе (аутентичность) и другому (эмпатия) особенно важны при терапии нарциссической травмы. Это – условие возвращения чувствительности клиента. «Замороженный», бесчувственный терапевт не способен помочь клиенту вырваться из «чертогов Снежной королевы». 

Любопытно, что клиент, обретя чувствительность, автоматически получает пропуск «на выход»: льдинки сами складываются в слово «вечность», он становится «сам себе господином» без Снежной королевы и может подарить себе «весь белый свет». Таким образом, лишь восстановление всех модальностей идентичности, «воскрешение» эмоций и чувств позволяют обрести целостность и продуктивность.

В конце истории содержится еще один интересный момент: дети Кай и Герда становятся взрослыми. Время травмированного человека останавливается, фиксируется в точке травмы, в результате чего происходит застревание в его развитии. Исцеление травмы вновь «запускает» для клиента течение времени, предоставляя ему реальную возможность для взросления.

Таким образом, в результате проработки травмы происходит интеграция всех модальностей и аспектов идентичности (Я-концепции, концепции Другого, концепции Мира), возвращаются эмоции и чувства, восстанавливается интерес к людям и окружающей среде, появляются Я-Ты отношения.

Резюме

При внешней простоте и кажущейся «прозрачности» сказок в них скрыто много невидимых, глубинных смыслов, выражающих суть человеческих отношений и последствий от их нарушений, а также содержаться «подсказки»,  для нахождения путей выхода героев из сложившейся ситуации.

Психологический анализ сказок позволяет по-новому взглянуть на знакомые всем истории и увидеть за известным сюжетом те невидимые нити, которые заставляют Аленушек спасать Иванушек, Русалочек – молчать и верить, что их поймут без слов, Золушек – вкладывать силы не в себя, а в других…

Мы можем рассматривать истории жизни сказочных героев как типичные способы организации жизни людей. И тогда можно говорить о психологических типах. К примеру типы: Аленушка, Золушка, Русалочка, Кай, Рапунцель…

В книге, ко всему прочему, содержится описание этиологии, клинической картины и терапевтическиецели работы с выделенными типами сказочных персонажей, что позволяет рассматривать ее как готовый инструмент для работы психотерапевта с похожими типами клиентов.

dbab77e3469146bbed62d6e11302f128.jpg

Метки: Психотерапия, Сказкотерапия, Анализ сказок,

Читать по теме:
Застревание в психологии

Застревание в психологии

21.02.2018
1431
Психолог Олег Сатов: "Текст касается тех, кто не ограничивает свою внутреннюю работу расчисткой психологических завалов, а на полном серьезе ищет чего-то большего, чем бы это ни было и как бы вы это ни называли. Речь пойдет о том, что работа над собой имеет тенденцию из двигателя превращаться в тормоз, из конструктивного движения вперед – в бесплодное хождение по кругу. И этот момент, когда следует остановиться и посмотреть на ситуацию шире, очень легко упустить".

Метки: Психотерапия, Личность, Иллюзии,

Когда нельзя идти к психотерапевту или противопоказания к психотерапии

Когда нельзя идти к психотерапевту или противопоказания к психотерапии

19.02.2018
3080
Психотерапевт Евгения Коган: "У психотерапии как и у других видов деятельности есть свои противопоказания. Есть ситуации, когда психотерапия не сработает или даже будет во вред. Чтобы избежать разочарования, потери денег и времени, а может даже ухудшения самочувствия, перед записью на встречу обратите внимание на следующие моменты".

Метки: Психотерапия,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
1481
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Сказка про триединое государство

Сказка про триединое государство

07.02.2018
596
Сказкотерапевт Ирина Семина: "По теории Эрика Берна, в каждом из нас живут Внутренний Ребенок, Внутренний Взрослый и Внутренний Родитель. Ребенок – это наша спонтанность, радость жизни, творчество – и в то же время детский эгоизм, беспечность и разбросанность. Родитель – это наш опекун, хранитель мудрости, опыта и традиций, но он же может стать ментором и постоянным критиком. А Взрослый… Взрослый – это наш Деятель и Созидатель, он принимает решения и воплощает их в жизнь".

Метки: Сказкотерапия, Транзактный анализ,

Цена успешной терапии

Цена успешной терапии

22.01.2018
1787
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Вариант получить что-то, не проявляя личной активности, не проходит, несмотря на частое желание клиента занимать пассивную позицию и ждать чудесного исцеления. Каким бы профессионалом ни был терапевт, как бы ни старался помочь клиенту в решении его проблемы, без встречного движения последнего все его усилия окажутся бесполезными".

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

Страдание любит компанию или терапевтические факторы групповой психотерапии

Страдание любит компанию или терапевтические факторы групповой психотерапии

22.01.2018
588
Психолог Амалия Макаренко: "Когда человек слушает других членов группы, он обнаруживает, что не одинок в своих проблемах, проблема перестает быть столь ужасающей и непреодолимой. Осознание универсальности переживаний побуждает человека открыться окружающему миру, и тогда запускается процесс, который может быть назвать – "Добро пожаловать к людям", или "Мы все в одной лодке", или "Страдание любит компанию".

Метки: Психотерапия,

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

03.01.2018
3473
Психотерапевт Татьяна Мартыненко: "Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором она возникла. Это известное эйнштейновское высказывание почему-то всегда забывается клиентами на приеме у психотерапевта".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Гештальт-терапия,

Темная сторона психотерапии

Темная сторона психотерапии

19.12.2017
15443
Психолог Андрей Юдин: "По мере продвижения в психологии все ваши существующие семьи и отношения развалятся, друзья отвалятся, а круг общения полностью поменяется".

Метки: Отношения, Психотерапия,

Поговорим о самосострадании

Поговорим о самосострадании

18.12.2017
2597
Психолог Алексей Степанов: "Многие люди способны сострадать другим, но не могут относиться подобным образом к себе. Хотя и сострадание, и самосострадание принципиально ничем не отличаются друг от друга".

Метки: Психотерапия, Принятие себя, Самосострадание,

Вывих жизни

Вывих жизни

08.12.2017
66946
Психолог Андрей Юдин: "Одна из самых частых проблем, с которыми ко мне обращаются клиенты – "не понимаю, чего я хочу", "потерялся вкус жизни", "пропала мотивация", "постоянная апатия"... Формулировок много, но суть одна – сложно в жизни потеряно что-то очень важное, совершенно непонятно, что с этим делать, и от этого скучно и больно".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Энергия, Сценарии,

Чего хочет женщина 2017

Чего хочет женщина 2017

08.12.2017
3760
Практикующий психолог Юлия Рублева: "Реже стал встречаться запрос "помогите избавиться от одиночества". Одиночество у многих превратилось в свободу и уединение, перешло в статус выбора, а не вынужденности, перестало наполняться грустными смыслами покинутости, ненужности, брошенности, невостребованности".

Метки: Психотерапия, Женщины,

Заблуждения о психотерапии

Заблуждения о психотерапии

08.12.2017
1915
Психолог Алексей Степанов: "Я намерен в этой статье предоставить точную, полезную информацию о психотерапевтической помощи, чтобы развеять заблуждения, которые мешают людям обратиться за поддержкой и найти своего специалиста. Вы сможете лучше понять потенциальные выгоды консультирования и психотерапии. Моя надежда состоит в том, что когда-нибудь дезинформация, страхи и пристыживание больше не будут являться преградой для тех, кто ищет психотерапию".

Метки: Психотерапия,

И я вам точно не помогу. Хроники психотерапевта

И я вам точно не помогу. Хроники психотерапевта

05.12.2017
21899
Психотерапевт Анна Зарембо: "Однажды мне позвонил приятель и спросил, не смогу ли я взять на терапию одну его знакомую, а то "бедная девочка уже замучилась".

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

"Я сама для себя надежна": найти опору в себе

"Я сама для себя надежна": найти опору в себе

23.11.2017
4345
Полина Санаева: "Иногда у всех, даже у тех, кто "идет по жизни, смеясь", опускаются руки. Помочь себе в такой ситуации можешь только ты сам – например, составив список моментов или вещей, которые по-настоящему любишь".

Метки: Психотерапия, Любовь,

Выбор психолога: чего делать не надо

Выбор психолога: чего делать не надо

15.11.2017
1821
Психолог Ольга Подольская: "Раз за разом в различных комьюнити и просто разговорах я встречаю несколько странный подход к вопросу выбора специалиста – похоже, пришла пора написать пару слов на эту тему".

Метки: Психотерапия,

Как выбрать себе психолога

Как выбрать себе психолога

13.11.2017
1603
Гештальт-терапевт Екатерина Румянцева: "Сейчас много хороших специалистов психологов и психотерапевтов, и возникает вопрос: как же выбрать своего, подходящего именно Вам? В этой статье я решила рассказать, как выбирать психолога, опираясь на свой клиентский опыт".

Метки: Психотерапия,

Что происходит в гештальт-терапии

Что происходит в гештальт-терапии

12.11.2017
2661
Гештальт-терапевт Андрей Рыжов: "Сразу начну с того, что нет четкой схемы того, как проходит гештальт-терапия. Это всегда индивидуальный процесс. Терапевт – не доктор, который ставит диагноз и выписывает рецепт. Клиент всегда лучше знает про свою жизнь и сам делает выборы, в том числе и по тому, куда двигается в терапии".

Метки: Психотерапия, Гештальт-терапия,

Нарциссы в терапии

Нарциссы в терапии

08.11.2017
6338
Психотерапевт Василиса Левченко: "Нарциссы – тот еще народ. Они у меня часто... Не всегда длительно. Всегда в крайностях. Всегда обесценивают. Всегда много смеются. О важном рассказывают – как анекдот. Где трагично – смеются. Отрицают".

Метки: Нарциссизм, Психотерапия,

"Джонни, сделай мне монтаж!"

"Джонни, сделай мне монтаж!"

27.10.2017
1370
Психолог Наталия Холина: "За то время, что я работаю, мне становится всё более отчетливо виден конфликт между реальностью психотерапии, и теми ожиданиями, с которыми в большинстве случаев обращаются пациенты за помощью к психотерапевту. И это так удивительно!"

Метки: Психотерапия,

Вредные и побочные последствия психотерапии

Вредные и побочные последствия психотерапии

26.10.2017
4701
Психолог Борис Немиринский: "В интернете существует множество статей о пользе психотерапии, психологического консультирования и разнообразных тренингов личностного роста, но все ли так хорошо и одинаково полезно, как утверждают мои коллеги. У всего есть обратная темная сторона и я считаю, что более честным будет предупредить своих клиентов о возможных последствиях, прежде чем они пойдут ко мне на длительный курс психотерапии".

Метки: Психотерапия, Гештальт-терапия,

Психодраматические варианты работы со стыдом и виной

Психодраматические варианты работы со стыдом и виной

29.09.2017
4357
Эта статья посвящена переживаниям стыда и вины, идеям о структуре этих переживаний, стратегиям психотерапевтической работы и примерам их психодраматических реализаций. Содержание этой статьи является результатом осмысления нами нашего опыта психотерапевтической работы.

Метки: Чувство вины, Психотерапия, Стыд, Психодрама,

О токсичных людях и ядовитых психологах

О токсичных людях и ядовитых психологах

27.09.2017
3794
Психолог Михаил Завалов: "Осторожно, предупреждают нас популярные психологи, в мире орудуют токсичные люди! Они вокруг вас, на вашей работе, в ваших домах, в одной постели с вами. Они вас тихо отравляют. При этом вы их не разоблачите, если не прочтете нашу статью "7 типов токсичных людей". И уж точно вы с ними не справитесь, если не прочтете "7 способов нейтрализации ядовитых отношений".

Метки: Психотерапия,

Бывшие моих клиентов

Бывшие моих клиентов

26.09.2017
2085
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Иногда ко мне приходят "девственные" клиенты – те, у кого не было никакого терапевтического опыта, и, соответственно, прежних отношений со специалистом. И мы впервые проходим вместе этот нелегкий путь: знакомство, заключение контракта, обозначение границ, взлеты и падения на качелях переносов. Но иногда у моего клиента кто-то был до меня. А иногда и не один. И тогда наши отношения "нагружены" еще и предыдущим опытом – опытом работы с прежним терапевтом".

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии,

Ошибка Франсуазы Саган

Ошибка Франсуазы Саган

16.08.2017
4821
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Когда я подняла трубку и сказала "Слушаю Вас", в ответ я услышала голос. Автоматически отвечая – да… здравствуйте, Полина? да, это я… да, коллега звонила и говорила мне о Вас, да мне удобно во вторник  – я вдруг почувствовала, что заворожена этим незнакомым голосом. Чистый, теплый, нежный и сильный одновременно – такое редко бывает. И мне стало интересно – как же выглядит его обладательница?"

Метки: Психотерапия,

Психотерапия. Инструкция по применению

Психотерапия. Инструкция по применению

10.08.2017
2939
Я очень часто слышу от клиентов "Я никогда не был у психолога (у психотерапевта) и не знаю, что нужно делать". Мне очень стыдно, но когда-то я отвечала что-нибудь вроде "Да ничего особенного", "Ведите себя как обычно" или того хуже "Просто будьте собой...". Впрочем, очень надеюсь, последней фразы я все же не говорила.

Метки: Психотерапия,

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание

09.08.2017
1201
Мир современной психологии щедр на новинки; не последнюю роль в этом многообразии играют так называемые дыхательные психотехники. Это целый комплекс методов психологической помощи, основанных на терапевтическом использовании измененных состояний сознания, вызываемых изменениями в ритме дыхания. В настоящее время арсенал психологов насчитывает четыре таких психотехники – ребёфинг, вайвейшн, Свободное Дыхание и холотропное дыхание. Данная статья посвящена последней из указанных техник.

Метки: Психотерапия, Методики и упражнения,

Принятие самого себя или парадокс психотерапии

Принятие самого себя или парадокс психотерапии

08.08.2017
10682
Психолог Елена Назаренко: "Человек, который не нравится себе, тратит всю свою энергию, всё здоровье и ресурсы – на то, что в психологи называется термином "выстраивание психологических защит".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Психологические защиты, Принятие себя,

Конкуренция среди психологов – миф или реальность

Конкуренция среди психологов – миф или реальность

07.08.2017
2041
Психотерапевт – непростая профессия, специалист "работает собой", своей личностью, поэтому именно к своей психике ему нужно относиться трепетно, как пианисту к собственным рукам – инструменту творчества и заработка. Иначе он выпадет из обоймы.

Метки: Психотерапия,

Релаксация – не просто расслабление, а путь…к здоровью

Релаксация – не просто расслабление, а путь…к здоровью

28.07.2017
6529
Психолог Наталья Шмигель: "Релаксацию, как явление, часто обесценивают и путают с бездельем и "ничегонеделаньем". На самом деле это очень эффективный и мощный по своему воздействию метод психотерапии".

Метки: Психосоматика, Психотерапия, Методики и упражнения,

Как отличить Лягушку от Принцессы

Как отличить Лягушку от Принцессы

26.07.2017
2600
Психотерапевт Алла Далит: "Знаменитая метафора Эрика Берна о лягушках и Принцессах определила смысл личностного развития как превращение "лягушки" в Принцессу. Давайте внесем ясности в этот процесс и попробуем отличить одну от другой. Речь пойдет не только женщинах, разумеется".

Метки: Развитие личности, Сказкотерапия,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём