Запрещенная женственность

14 февраля 2017
30262

Наталья Щербакова
Психолог


Комплекс маскулинности у женщин глазами мужчин и женщин

«Страшись надежд, не знай любви земныя;
Венчальных свеч тебе не зажигать;
Не быть тебе душой семьи родныя;
Цветущего младенца не ласкать...
Но в битвах я главу твою прославлю;
Всех выше дев земных тебя поставлю.»
«Орлеанской Деве» Ф. Шиллер


Просьба не читать данную статью читателям, скептически относящимся к психоанализу, теории З.Фрейда о стадиях психосексуального развития личности, трудам К.Юнга и К. Хорни. Здесь феномен женственности и отказа от женской роли объясняется именно данной концепцией. Для себя, как специалиста, я вижу на сегодняшний день психоаналитическое объяснение понятным, логичным и авторитетным.

В основе психоаналитического метода изучения происхождения наиболее распространенных психологических проблем лежит концепция З.Фрейда о бессознательных мотивах того или иного поведения человека, которое базируется на вытесненных в подсознание импульсах, эмоциях, чувствах.

К.Юнг вносит свое видение этой концепции. Он вводит понятие коллективного бессознательного, включающего в себя генетически заложенный в каждом человеке прошлый опыт, который наполняется в процессе эволюции человека. А так же понятия Анима (женская часть) и Анимус (мужская часть) - двух составляющих частей личности.

Навигация по статье

Влияние современного патриархального общества
Эдипов комплекс
Отношения с отцом
Роль отца в формировании различных женских сценариев
Комплекс кастрации. Зависть
Фригидность. Комплекс маскулинности
Факторы, влияющие на психосексуальное развитие девочки
Психотерапия женской дисгармонии

Влияние современного патриархального общества

Под влиянием современного патриархального общества, «Под тенью Сатурна» на сегодняшний день формируется мужественность у мужчин. Давящее, требующее соответствия чему-то мифическому и невыполнимому делает мужчин неуверенными в своей маскулинности, что приводит к искажению формирования мужской идентичности.

Одни становятся авторитарными, директивными отцами, другие - «отцами-романтиками», которые на всю жизнь остаются безответственными «вечными юношами». Безусловно, описанные искажения не могут быть исчерпывающими для того, что бы разобраться в вопросе отказа от женственности, так же как и не могут относиться ко всем мужчинам.

Мы рассмотрим некоторые из сегментов, затрагивающих формирование комплекса маскулинности у женщин и то, как неразвитая маскулинность отцов влияет на формирование женской идентичности у дочерей.

Современный взгляд западного общества на женско-мужские отношения раздвоенный, нецелостный. С одной стороны мужчина смотрит на женщину как на воплощение чистоты, святости, идеала, а с другой, под влиянием патриархального строя, наделяет феминность иррациональной эмоциональностью, мягкостью и слабостью.


К.Юнг относит подобное расщепленное восприятие к состоянию мужской феминности, а не к образу земной реальной женщины. Эта амбивалентность чувств, испытываемых мужчиной по отношению к своей Аниме, «внутренней женщине», часто приводит к конфликтам во внешнем мире с реальными женщинами.

Мужчина, пренебрегая своей феминной частью, считает ее «лишним жизненным неудобством, усложняющим устройство патриархального механизма» (1) и проецирует свое отношение на жену, дочь.

Сегодня, говоря о причинах отказа женщины от своей женской природы, хочется добавить женский взгляд на проблему, сформированный женщинами психоаналитиками: К.Хорни, Х.Дейч, Линды Шиерз Леонард. Одним из достойнейших деятелей психоанализа можно считать Карен Хорни (1885—1952), которая наряду с Хелен Дейч, является общепризнанным основателем направления науки о женской психологии.

Вспомним советские времена - бесполых товарищей, чья самореализация сводилась к сфере работы, общения, заданного ограниченной идеологией, отказа от своей индивидуальности в угоду общего дела и сведению секса, тем что «его не было», до примитивного физиологического акта.

Помните эпизод из фильма «Собачье сердце», когда Швондер со своими коллегами приходит в квартиру профессора Преображенского с целью заполучить одну из комнат в шикарной квартире профессора. Перед тем как продолжить разговор профессор настаивает, что бы присутствующие мужчины сняли головные уборы.

– А вы кто? Мужчина или женщина? - спрашивает Преображенский у бесполого на вид человека в форме и фуражке.
- А какое это имеет значение? - отвечает человек.
- Если вы – женщина, можете оставаться в головном уборе – поясняет профессор.

Если при воспитании ребенка родители игнорируют его пол или снижают его (пола) ценность, то в дальнейшем это приводит к тому, что, будучи взрослым, этот мальчик или девочка будет испытывать затруднения в построении близких и долгосрочных отношений с противоположным полом.

«И лишь сейчас мы вновь возвращаемся к практически полностью забытому пониманию того, что мир состоит не из классов и сословий, не из богатых и бедных, не из начальников и подчиненных, которые всегда вторичны, а — из мужчин и женщин» (2).

Здесь я хочу ознакомить читателя с некоторыми понятиями, которые объясняют с позиции психоанализа происхождение проблемы отказа от женственности и осознание которых поможет в раскрытии сути заявленной темы.

Эдипов комплекс

Понятие «Эдипов комплекс», введено в теорию психоанализа З,Фрейдом, название взято из известного древнего мифа об Эдипе. «Эдипова ситуация» относится к третьей фазе формирования личности, которая называется «фаллической» и «фиксация» на этой стадии приводит к особенностям психосексуального развития и полоролевой ориентации. Этот период относится к 4-5 годам ребенка.

В понятие «Эдипов комплекс» входит характеристика отношений в треугольнике: мать — отец — ребенок. Считается, что в период формирования половой идентификации ребенка, у него неосознанно появляется влечение к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, когда вырастит, а девочка считает своего папу самым лучшим мужчиной в мире, фантазируя на тему идеальных отношений, в которых есть пара – она и отец, а мама рассматривается как соперница.

Фиксация появляется, когда родитель, сам не прошедший эту стадию в детстве, психологически не зрелый, начинает, так же не осознанно, ревновать своего ребенка к супругу или супруга к ребенку.

В опыте многих психоаналитиков можно найти случаи клиенток, имеющих сложности в отношениях с противоположным полом, у которых обнаруживаются вытесненные желаний быть женой отца. И вместе с этим желанием вытесняется желание быть женщиной, что является своеобразным выходом, способом избежать психологического инцеста.

«Таким образом, желание быть мужчиной содействует подавлению кровосмесительных женских желаний или сопротивлению их «вытаскиванию на свет Божий».

Фантазия „я мужчина" позволяет девочке „уйти" от женской роли, в данной ситуации — слишком перегруженной виной и тревогой. Естественно, что попытка отойти от женского стиля жизни к мужскому неизбежно приносит чувство неполноценности, так как девочка начинает примерять к себе чужие притязания и оценивать себя мерками, чуждыми ее биологическому естеству, и при этом, конечно же, сталкивается с чувством, что она никогда не сможет соответствовать им полностью. Хотя чувство неполноценности очень мучительно, аналитический опыт убедительно доказывает нам, что Эго переносит его легче, чем чувство вины, связанное с сохранением женской полоролевой установки» (2)

Положительная развязка происходит, когда со временем, не получив позитивного подкрепления со стороны родителя (родитель не заигрывает с ребенком, а твердо и однозначно дает понять, что он любит своего супруга(у), и отношения с ребенком навсегда останутся исключительно детско-родительскими) в бессознательном ребенка формируется образ сильной, надежной фигуры отца и матери.

Либидонозная направленность на родителя вытесняется в бессознательное и создается жесткий блок против этих импульсов, которым нет выхода из памяти в сознание. Таким образом, формируется моральное Я, Супер-Эго, которое позволяет личности адаптироваться к социуму в части подавления сексуальных влечений.

Если говорить о дочери, то девочка развивается в «правильной» реальности, без ухода в иллюзии об идеальном мужчине. Она трезво может оценивать свои сильные и слабые стороны, а так же способна всесторонне посмотреть на личность своего будущего избранника.

Негативная фиксация на стадии «Эдипова комплекса» приводит к эмоциональной травме и девочка может далеко уйти от своей истинной женственности, приняв за единственно правильное в жизни, ту искаженную роль женщины, которую передали психологически незрелые родители. Такие искажения могут проявляться в:
  • неосознанном желании соблазнять, флиртовать с каждым мужчиной, и женщиной, находящимися рядом;
  • опять- таки, неосознанно, в каждых отношениях появляется кто-то третий. Или это отношения с женатыми мужчинами, или женщина заводит любовника, будучи в браке;
  • подавление своей женственности, проблемы с женским здоровьем и с сексуальным удовлетворением;
  • третьим лишним может быть работа, которую женщина предпочитает времени с семьей.
Это так же может быть и склонность к жертвенности, саморазрушению, проблемы с половой идентификацией и т.д.

Итак, начало типичных биологических мотивов ухода в роль мужчины, лежит в Эдиповом комплексе. Позднее они подкрепляются и поддерживаются реальной дискриминацией женской роли в обществе. И об этом чуть позже.

В данной статье я больше внимания уделяю роли отца в воспитании девочки. На мой взгляд, очень доступно и трогательно эта проблема описана в замечательной книге «Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом», автор - Линда Шиерз Леонард.

Отношения с отцом

По мере взросления дочери ее эмоциональное и духовное развитие в существенной мере зависит от ее отношений с отцом. Отец является первой маскулинной фигурой в ее жизни на основе которой формируется модель отношений к своей внутренней маскулинности и в дальнейшем к реальным мужчинам.

«Он так же формирует ее инаковость, уникальность, индивидуальность, являясь «Другим», отличным от нее и матери» (3). Отношение отца к феминности дочери в немалой степени определяет какой женщиной станет его дочь.

«Одна из многих отцовских ролей - помочь дочери совершить переход из защищенной материнской сферы во внешний мир. Совладать с ним, справиться с конфликтами, которые он создает» (3). Если отец неудачник и сам испытывает страх, то и дочь с большей вероятностью воспримет его установку робости и боязни.

Отец для дочери - модель авторитета, ответственности, умения принимать решения, быть объективной, дисциплинированной. Те, которые не могут установить границы для самих себя, не сформировали ощущение внутреннего порядка и дисциплины, остаются на подростковой стадии психического развития.

Романтичные мечтатели, избегающие конфликтов, не способные брать на себя ответственность, живут условной, а не реальной жизнью. Живут в творческих подъемах и духовных поисках, в «вечной весне», игнорируя промозглую осень и безжизненную зиму после которых происходит истинный духовный рост и возрождение.

Очаровательные и восторженные они ничего не доводят до конца, избегают трудностей и рутины. Чаще – это зависимые люди, дон жуаны, сыночки, пресмыкающиеся перед властными женами и папики, соблазняющие своих дочерей (3).

Дочери таких вечных юношей не чувствуют себя в безопасности, страдают от нестабильности, неуверенности в себе, тревожности, фригидности, слабости Эго. Стыд за отца, алко или наркозависимого, не умеющего сохранить достойную работу и поддерживать стабильный уровень жизни проецируется на себя.

Это женщины, которые постоянно испытывают стыд: за себя, за своих детей, за своего мужа и свою квартиру, машину, платье, даже за любого незнакомого человека, который на глазах у всех как-то «опростоволосился».

Такое ощущение вечного несоответствия. В таких случаях она часто создает идеал мужчины, посвящая его поиску иногда всю жизнь, игнорируя реального мужчину рядом, обесценивая его.

Другие отцы – ригидные, холодные, жесткие и авторитетные, порабощающие, пугающие дочерей силой директивной установки. Их чувственная внутренняя феминность лишена жизненной энергии. Внешне они авторитарные, а внутри себя страдающие и мягкие. Такими мягкими, чувствительными и беззащитными в дальнейшем становятся их дочери.

Послушание, долг, рациональность, контроль и правильное поведение - их жизнь. Такие отцы часто допускают насмешки, сарказм по отношению к растущей дочери.

Плюсы такого отца – они способны дать ощущение безопасности, стабильности и порядка. К минусам относится подавление женственности, проявления чувств, эмоциональной непосредственности.

Роль отца в формировании различных женских сценариев

К нарушениям роли отца в жизни дочери относятся:
  • излишний контроль, при котором девочка учится подавлять свои желания и эмоции;
  • жесткие, не меняющиеся правила в семье, при выполнении которых за будущей женщиной навсегда закрепляется та или иная роль, которую ей приходится отыгрывать всю жизнь;
  • папы-мечтатели, вечно занятые духовными поисками, негласно навешивают на дочерей ожидания своих несбывшихся надежд, небывалых фантастических успехов;
  • папы – мачо – требуют «пахать как лошадь», не признавая слабостей и чувств.
Дочери либо подчиняются, либо бунтуют против навязанной им жизни. Но и в том и другом случае они не уходят от привычного сценария, ни одно, ни другое не приближает их к самим себе. В их супружеских парах исполняются заученные роли – властной жены и «вечного юноши» – мужа, или авторитарного «папика» с «вечной девочкой – лолитой». Эти роли подавляют индивидуальную многогранную феминность женщины.

На сеансах мы со временем приходим к вопросу: «А кто я вообще? Какая я?» Часто, убрав социальные роли – жена, мама, бухгалтер и.т.д. женщине сложно что-то сказать о себе. И тогда начинается истинное знакомство с собой и наполнение своей личности силой, любовью, женственностью.

Условно можно выделить два сценария жизни, паттерна поведения у женщин, не получивших должной поддержки отца – «вечная девушка» и «амазонка в панцире».

В книге «Эмоциональная женская травма….» автор подробно останавливается на описании разновидностей этих паттернов, предлагает взглянуть с разных сторон на женские роли. Так же, на мой взгляд, основные женские несчастливые паттерны показаны в фильме «Викки, Кристина, Барселона».

Главный мужской персонаж, Хуан Антонио – образ беспечного психологически незрелого мужчины. Женские персонажи: «зажатая» в рамках традиций, гиперответственная и тревожная Викки – роль «амазонки в панцире»; «Вечная девушка», как порхающая с цветка на цветок бабочка, Кристина, не находящая удовлетворения и истинной привязанности в отношениях; Мария Елена, образ «никчемной»(3) - женщина, которая становится отверженной обществом или же сама бунтует против него».

Покорные дочери – «вечные девушки» - зависимые от чужих проекций, затрудняющиеся определить свою собственную идентичность. Они принимают любые роли, которые требуют от них авторитарные мужья.
Роковая женщина, идеальная жена, принцесса или муза – им все под силу. Но почему-то счастья нет. Таким женщинам сложно ответить на вопрос «Кто Ты?», «Что Ты хочешь?».

Другой паттерн – «женщина в футляре», «амазонка в панцире». Часто – это внешне успешные прекрасные женщины, внутри одинокие и слабые. Такие женщины наблюдали в детстве безответственного, эмоционально холодного отца.

Мужчины воспринимаются как слабые, не способные обеспечить и содержать семью. На них нельзя положиться, рассчитывать можно только на себя. На бессознательном уровне формируется мужская маскулинная идентичность, при этом феминность обесценивается. Такие женщины стремятся к чрезмерному контролю, что создает иллюзию надежности и стабильности.

Часто эти два паттерна совмещаются в одной личности. За толстым панцирем амазонки всегда прячется испуганная девочка. И та и другая бесконечно далеки от своего истинного Я, лишены связи со своим феминным ядром.

Комплекс кастрации. Зависть

Карен Хорни в своей книге «Женская психология» обращает внимание читателя, на то, что представленные З.Фрейдом «комплекс кастрации» и зависть к пенису больше соответствует представлению мальчиков о девочках, чем мужчин о женщинах и не могут быть приняты в качестве существенных причин отказа от женственности в современном обществе.

«Комплекс кастрации» относится к тому периоду психосексуального развития, когда мальчики уверены, что у девочек тоже есть пенис, и, узнав о его отсутствии, строят инфантильное предположение, что девочки – это кастрированные мальчики.

«Наказанные», таким образом, за плохое поведение, непослушание девочки, видят в отсутствии у себя пениса свою ущербность. У девочек появляется зависть к тому, чего она была лишена. Мальчик уверен, что девочка завидует ему, ведь, она является в его глазах неполноценной личностью и должна чувствовать себя униженной и хотеть отомстить.

Карен Хорни выражает большое сомнение в том, что данное открытие может играть такое важное значение в жизни девочки, что перечеркивает все богатство, дарованное ей природой.

Фригидность. Комплекс маскулинности

О «Комплексе маскулинности», отказе от женственности мы говорим тогда, когда женщина вообще не видит своих достоинств как женщины. Свои достижения она сравнивает с ценностями мужского мира, где она, безусловно, является несостоятельной. Несостоятельна, потому что эти ценности ей чужды по природе, они не дают ей подлинного целостного удовлетворения, которое способна дать исключительно внутренняя феминность, причем у мужчин в том числе.

При «комплексе маскулинности» материнство оценивается как отягощающий фактор, мешающий самореализации. В таких случаях, Карен Хорни отмечает ярко выраженную неуверенность женщины, проявляющуюся в чрезмерной критике к себе и робости, берущих начало в глубинах «комплекса кастрации», объясняемого бессознательной завистью к мужчине и желанием идентифицироваться с сильной мужской фигурой.

«наличие сильного бессознательного желания стать мужчиной неблагоприятно для формирования нормального полоролевого поведения. Сама внутренняя логика такого желания должна приводить к фригидности, или даже к полному отверганию мужчины как сексуального партнера. Фригидность, в свою очередь, усиливает чувство собственной неполноценности, так как в глубине души она безошибочно переживается как неспособность к любви. Часто это полностью противоречит сознательному восприятию собственной фригидности, которая индивидуально интерпретируется женщиной как воздержанность, целомудрие. В свою очередь, подсознательное ощущение собственной сексуальной ущербности ведет к невротически обусловленной ревности к другим женщинам»(2)

Комплекс маскулинности и связанная с ним фригидность имеет начало в том периоде детства, когда девочки действительно могут завидовать гениталиям мальчиков. В 4-5 лет, период полоролевой идентификации, ни девочка, ни мальчик не могут оценить то, неоспоримое биологическое преимущество – быть матерью, которое дается девочке природой.

Оно осознается мальчиком позже и является уже завистью взрослого мужчины, что будет способствовать развитию творческого начала, сублимируя зависть в произведения искусства.

Понятие фригидности мы будем рассматривать как расстройство личности, хотя некоторые сексологи рассматривают фригидность как обычную норму в поведении цивилизованной женщины.

Мы рассмотрим психологический аспект фригидности, который можно охарактеризовать как запрет на проявление сексуальности. Значимость этого феномена в жизни женщины огромна, ведь фригидность затрагивает практически все функции женского организма не только в психологическом аспекте.

Часто это и нарушение функции женских органов, молочных желез, нерегулярность менструального цикла, дисменорея, состояние раздражения, напряженности или слабости с середины цикла. К фригидности в психологическом аспекте, относится и нежелание иметь детей, рационализированное нехваткой денег, трудностями в отношениях. Во время беременности выкидыши, плохое самочувствие.

При рождении ребенка – нежелание его кормить грудью, ухаживать за ним, послеродовая депрессия, раздражение и паника при виде малыша. В быту фригидность может проявиться в излишней скрупулезности и чистоплотности хозяйки, либо в нежелании вообще заниматься бытом.

Но есть самый главный показатель фригидности, который присутствует всегда – это дисгармоничные отношения с мужчиной.

«Здесь же я хотела бы сказать только вот что: проявляется ли оно в полном равнодушии или смертельной ревности, в подозрительности или раздражительности, в капризной требовательности или чувстве неполноценности, в необходимости иметь любовников или в стремлении к интимной дружбе с женщинами, всегда обнаруживается одна общая черта — неспособность к полному духовному и физическому слиянию с объектом любви»(2).

На сознательном уровне такие женщины могут вести себя и выглядеть очень женственно, быть сексуальными и милыми. И мы не говорим о фригидности как отвращении к сексу. На сеансах психодинамической терапии, проникая в бессознательную сферу таких женщин, мы обнаруживаем отвержение своей женской роли.

Проговаривая об этом на сеансах, женщина приводит доводы в защиту своего выбора, объясняя его неспособностью мужчин быть «настоящими мужчинами», невозможностью добиться успеха в социуме, реализуясь как женщина.

Факторы, влияющие на психосексуальное развитие девочки

На психосексуальное развитие девочки оказывают влияние множество факторов, помимо описанных.

Начальная зависть к пенису, является еще нарциссичной, ненаправленной на объект. При благоприятном развитии (отсутствии эмоциональных и физических травм) нарциссическая зависть становится объектной, проявляясь в любви к мужчине и ребенку.

Дополнительными условиями в психосексуальном формировании девочки являются так же отношения в семье. Это и обсуждаемость или избегание обсуждения темы секса; и случайно увиденный половой акт родителей, который может быть понятым, как насилие над женщиной; и менструальная кровь, которая только подтверждает в понимании маленькой девочки факт насилия; случаи, когда в семье больше внимания уделяется брату.

Это те вещи, которые могут блокировать нормальное развитие женственности и способствовать выбору мужской идентификации, как более выигрышной и способствующей выживанию.

Наблюдаемое болезненное состояние матери во время менструации, жестокое обращение отца с ней только укрепляет убеждение девочки, что быть женщиной опасно и больно.

Если данные события имеют место быть в жизни девочки, особенно в период 3-5 лет, когда она естественным образом отождествляет себя с материнским началом, и в этот же период появляется неосознанное влечение к отцу, и следующее за ним чувство тревоги и вины, вытесняемое в бессознательно, то есть большая вероятность возникновения и закрепления комплекса мускулинности и отказа от женственности.

«Из-за своих тревог и чувства вины девочка может совершенно «отвернуться» от роли женщины и найти убежище в фиктивной маскулинности. Маскулинные желания, первоначально возникающие из наивной зависти (которая, учитывая ее природу, обречена быстро исчезнуть) теперь закрепляются тревогой и виной, а две эти могущественные силы уже вполне могут привести к вышеописанным последствиям» (2)

В дальнейшем растущая девушка вынуждена подтверждать свой детский неосознанный выбор высмеивая все женственное (одежда, увлечения, уход за своей внешностью и уют, дом). При этом, проявляясь в мужском мире, внутренняя неуверенность и неудовлетворенность приводит к ощущению потери и непонимания себя.

К сожалению, даже если описанные события не имели места в жизни девочки, то «выйдя в свет», ища свое место в социуме она столкнётся с мужским патриархальным миром, где женщина обладает меньшей ценностью по сравнению с мужчиной.

Мужское расщепление феминности на идеальную (муза, любовница, богиня) и земную (мать его детей, жена, хозяйка) никак не способствует раскрытию истинной женственности, формированию целостной личности. Женщина должна выбирать: стабильные отношения в браке или яркие сексуальные переживания и выстраивание своего личностного пространства, где есть хобби, спорт, уход за собой, путешествия.

Эти патриархальные ограничения, вынуждающие женщину принимать негласный выбор отказа от сексуальности и богатства внутренних переживаний, быстрее приводят к фригидности по сравнению с «комплексом кастрации» и «эдиповым комплексом».

При чем, неважно какой именно выбор сделает женщина – или в пользу стабильных отношений или в пользу «искательницы приключений», «бизнес-вумен». И в том и в другом случае это приводит к нарушению целостности феминного ядра, ощущению неполноценности своей женственности.

Здоровое проявление феминности возможно при объединении сексуального влечения с эмоциями. Если женщина не любит, она не может получить истинное удовлетворение в сексе. Это не про оргазм, это про наполнение и женское счастье.

Отсутствие данного тандема способствует усилению фригидности и отторжению женственности.
В каждом отдельном случае, разобравшись с индивидуальными особенностями психосексуального развития женщины можно выявить личные факторы каждой клиентки, осознать их и выйти на реальное понимание причины «запрета на женственность».

Психотерапия женской дисгармонии

Хочу еще раз подчеркнуть, что мы имеем дело с внутренней реальностью, с бессознательными установками, которые при своем формировании играли адаптивную роль в жизни девочки, способствуя ее «выживанию» во внешней реальности, в социуме. В психотерапии мы бережно знакомимся с этой внутренней реальностью и рассматриваем каждую из установок на предмет полезности в данный период жизни женщины.

Если мы говорим о папе или маме, о муже или ребенке, мы изменяем отношения с внутренними персонажами, установками, что приводит в дальнейшем к изменению внешних реальных отношений. В психодинамической терапии по методу символдрама мы изучаем символы, характеризующие внутренние конфликты и интроекты значимых людей.

Для успешной терапии, независимо от метода, определяющим успех фактором является желание женщины менять свою жизнь, брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на папу либо мужчин вообще.

«В удивительном путешествии к самой себе, наполненном страхами и сомнениями, радостями и разочарованиями происходит наполнение личностного ядра, выравнивание деформированных его границ. Нужно найти, распознать замороженные кристаллы чувств вины, тревоги, стыда, обиды, прожить их, растопить любовью и слезами, огнем невысказанного гнева и ярости. В конце путешествия к любви и гармонии происходит осознание и принятие всех граней проявления женственности. И мягкой уступчивой дочки – куколки, и сильной могущественной королевы - матери, и «Тени», которая может нарушить и растоптать любые правила, и тонкой творческой натуры, создающей что-то новое – будь то произведения искусства или любой самый смелый бизнес – проект».(3)

В психотерапевтической работе мы проходим следующие этапы. Определяем тип эмоциональной травмы, наполняем клиентку ресурсами. Самый первый ресурс – это ощущение безопасности и стабильности.

Помимо создания терапевтического пространства можно использовать такие символдраматические мотивы как «Луг», «Ручей», «Гончарная мастерская», «Безопасное место», «Строительство крепости» и др.

Когда состояние клиентки относительно стабильно на протяжении длительного времени, мы начинаем прояснять разные стороны личности женщины, определяем их роль в ее жизни, ищем в них силу, избавляемся от ненужных, отживших свое.

Очень хорош на этой стадии арт терапевтический метод «Маски», а так же символдраматический мотив «Опушка леса». Здесь мы прорабатываем внутренние конфликты, находим пути примирения частей личности, что, несомненно, отображается и во внешней жизни клиентки.

Отношения с окружающими меняются в лучшую сторону, хотя может показаться, что ничего намеренно для этого не делается. Здесь же может произойти и погружение в переживание эмоциональных травм.

Успешной динамикой является интеграция негативных событий в опыт и мудрость, что приводит к духовному росту и развитию личности.

Во внешней жизни интегрированная личность – это сбалансированная, гармоничная личность, умеющая любить и быть любимой, имеющая свои интересы, творческие проекты, здоровая физически и психически. Принимающая своих родителей и ощущающая благодарность своим родителям за то, что они смогли дать.

Способная не переделывать своих детей, пытаясь воплотить в них свои непрожитые жизни, а дать возможность проявиться их врожденным способностям. Совершающая поступки из ядра своей личности, а не только использующая адаптивные реакции на внешние стимулы обстоятельств. Осознающая свои границы и уважающая границы других.

В конце терапии мы строим планы, оговариваем пути их реализации. Здесь можно использовать и техники НЛП – создание новой части личности, интеграция нейролингвистических уровней, символдраматические мотивы «Волшебный магазин», «Мое царство», «Узелок в дорожку» и многие др.

Задача роста личности по Юнгу состоит в признании конфликтной, теневой стороны личности. Увидеть ценность каждой из сторон личности.

«Все мы несем в себе след психологического воздействия своих родителей, однако мы не обречены остаться навсегда лишь продуктами их воздействия. Психике присущ природный исцеляющий процесс, направленный на достижения равновесия и целостности. Кроме того, в психике существуют природные паттерны поведения, которые мы называем архетипами и которые вполне могут служить нам внутренними моделями, даже если внешние модели отсутствуют или не удовлетворяют» (3).

ВАЖНЫМ АСПЕКТОМ ИЗМЕНЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСОЗНАНИЕ ЖЕНЩИНОЙ ТЕХ ПАТТЕРНОВ ПОВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НАВЯЗАНЫ ЕЙ ТРАВМАТИЧНЫМ ОПЫТОМ, ИХ ПРОРАБОТКА, ПРОЖИВАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ СЕБЯ И СВОЕЙ ЖИЗНИ.

Список использованной литературы:
  1. «Мы» Роберт Джонсон
  2. «Женская психология» Карен Хорни (адаптация книги Михаил Решетников)
  3. «Эмоциональная женская травма. Исцеление детской травмы, полученной дочерью в отношениях с отцом» Линда Шиерз Леонард
  4. Журнал «Символдрама» №1-2 (10) 2016» Кататимно-имагинативная психотерапия в работе с психической травмой».
  5. Репродукция картины Сальвадора Дали «Три явления лица Галы».

Метки: Сексуальность, Психотерапия, Женщины, Детско-родительские отношения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Раненый психолог

Раненый психолог

24.08.2018
7135
Психолог Вероника Шутова: "Понять всю глубину человеческого горя важно не методикам, а человеку. И понять эту глубину может лишь тот, кто её испытал. Собственно, понять сможет только тот, кто опускался на глубину, смог оттолкнуться и подняться".

Метки: Психотерапия,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
3651
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Роль трагедии в жизни женщины

Роль трагедии в жизни женщины

03.08.2018
2250
Роль Трагедии в женской жизни недооценена. На самом деле именно чувство трагизма делает женскую жизнь совершено феерической. А вовсе не мужчина и не любовь, как вы могли подумать. Личная жизнь такой женщины вовсе не нуждается в дополнительных компонентах.

Метки: Женщины,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
1798
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
19783
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
3117
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Разновидности контрпереноса

Разновидности контрпереноса

26.07.2018
5363
Описания реакций терапевта на определенные расстройства пациентов.

Метки: Психотерапия, Перенос,

Девушка с бокалом: Как я жила с алкоголизмом

Девушка с бокалом: Как я жила с алкоголизмом

13.07.2018
4087
Кажется, образ современной девушки с бокалом вина в руке (то есть многих из нас) не имеет ничего общего с алкогольной зависимостью: многие думают, что с ней сталкиваются только те, кто рос в трудных условиях или попал в "плохую компанию". Так думала и Мария Махотина  – она рассказала нам, почему стала пить и как справилась с зависимостью.

Метки: Алкоголизм, Женщины, Личный опыт,

Темы сексуальности: как учат гештальтистов

Темы сексуальности: как учат гештальтистов

04.07.2018
3598
Гештальт-терапевт Виталий Жданов: "Вспомимаю, как учился работать с сексуальностью в гештальт подходе. Это была вторая трехдневка, но начну с самого начала".

Метки: Сексуальность, Гештальт-терапия, Личный опыт,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
18332
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Секс: говорить нельзя молчать

Секс: говорить нельзя молчать

02.07.2018
3768
Психоаналитик Анастасия Рубцова: "О сексе говорить трудно. Всегда. Обычно я спрашиваю клиентов на одной из первых встреч – каков их сексуальный опыт? Иногда этот вопрос сокращает путь и приводит к месту, где болит. А иногда мне отвечают: "Да все у меня с этим нормально, я вообще не об этом хочу говорить". Мы и не говорим – полгода, год. А потом, рано или поздно, начинаем все равно".

Метки: Сексуальность,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
4070
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
2950
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

16.06.2018
21639
Психотерапевт Татьяна Мартыненко: "Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором она возникла. Это известное эйнштейновское высказывание почему-то всегда забывается клиентами на приеме у психотерапевта".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Гештальт-терапия,

О мужской твердости. Во всех смыслах

О мужской твердости. Во всех смыслах

16.06.2018
15243
Вячеслав Гусев: "Твердость духа – это согласие со своей душой, способность проявлять ее намерение даже ценой трансформации собственного характера. Это единственная разумная твердость".

Метки: Женщины, Мужчины, Инициация,

Выйти замуж за маму

Выйти замуж за маму

15.06.2018
31648
Психотерапевт Алла Далит: "Девочки ищут мужей похожих на папу? Увы, но нет. Девочки ищут мужей похожих на маму. Кого-то, кто будет их понимать лучше их самих, угадывать их настроение и желания, заботиться, гладить по спинке и приносить теплое питье в постель. Кого-то, кто защитит их от внешнего мира, успокоит правильными словами. И вообще, будет нежен и будет говорить много правильных слов".

Метки: Женщины, Сценарии,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
25548
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
8427
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Эмоционально недоступный мужчина: почему мы выбираем таких партнеров и как это изменить

Эмоционально недоступный мужчина: почему мы выбираем таких партнеров и как это изменить

07.06.2018
38676
Семейный психолог Татьяна Сарапина: "Своим клиенткам я часто напоминаю о том, что если они демонстрируют безразличие, гордыню, апатию, "не обращают внимание", то партнерам ничего не остается, как провоцировать на проявление жизни. Это лучше, чем совсем ничего. Чем наблюдать включенный "мороз", лучше смотреть на слезы. В ход идут агрессия, ненависть, провокации. Увы…".

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,

Что мне делать…?

Что мне делать…?

01.06.2018
3567
Семейный психолог Татьяна Сарапина: "Большое заблуждение думать, что другой знает, как тебе будет лучше. Это заблуждение маленького ребенка, который верит во всемогущество родителя".

Метки: Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Ответственность,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
12549
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

21.05.2018
18027
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Как совместить современные подходы в обучении психотерапии

Как совместить современные подходы в обучении психотерапии

18.05.2018
1003
В мире, где информация быстро обесценивается в силу её легкодоступности, всё более востребованы методы обучения, основанные на приобретении практического опыта и применимых в реальной жизни навыков. Психотерапия не является исключением, и сегодня, благодаря глубоко проработанной методологии, обучение ей возможно даже для человека, не имеющего базовой психологической подготовки.

Метки: Психотерапия,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
15397
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Панические атаки. Психотерапия

Панические атаки. Психотерапия

14.05.2018
5228
Психиатр Александр Мусихин: "Эту статью я пишу для того, чтобы поделиться своим представлением о панических атаках и о психотерапии при панических атаках".

Метки: Панические атаки, Психотерапия,

Почему мужчины ругают женщин, а женщины мужчин

Почему мужчины ругают женщин, а женщины мужчин

04.05.2018
4613
Психолог Павел Зыгмантович: "Каждая сторона совершенно искренне считает себя обиженной – это ведь те, другие, нарушают правила и ведут себя подло! А мы не такие!"

Метки: Коммуникации, Женщины, Мужчины,

Как наладить контакт с аутичным ребенком?

Как наладить контакт с аутичным ребенком?

03.05.2018
1333
Построение раппорта с ребенком также известное как "сочетание с приятными стимулами" – это первый и ключевой шаг в начале обучения любого ребенка с аутизмом.

Метки: Аутизм, Психотерапия,

Страдание в форме стыда собственного тела

Страдание в форме стыда собственного тела

26.04.2018
6027
Гештальт-терапевт Татьяна Назаренко: "В стыде запечатан ужас быть недостойным другого или других. В той или иной мере работа с телесным стыдом всегда связана со способностью справляться с отвержением и обесцениванием, также с распознаванием собственных потребностей, а не попыткой все время соответствовать чужим ожиданиям".

Метки: Психотерапия, Стыд, Принятие себя,

Природа человеческой тревоги: способы преодоления

Природа человеческой тревоги: способы преодоления

23.04.2018
5437
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Тревога и беспокойство – это одно из самых тяжело выносимых переживаний. Ведь это чувство не имеет четкой адресации. Оно – диффузно, размыто, и поэтому сложно избежать того, что его вызывает".

Метки: Тревожность, Психотерапия,

Развод и нарушения привязанности у детей

Развод и нарушения привязанности у детей

23.04.2018
5968
Психолог Ирина Гурова: "Не всегда отношения между родителями можно сохранить, но знание о том, что переживают во время развода дети, поможет любящим их близким лучше понимать происходящее с детьми, щадить и учитывать их чувства".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

Читать по теме: |
Мам, купи собаку!

Мам, купи собаку!

19.09.2018
164
Что делать, если ребенок просит разрешить завести питомца, но вы понимаете, что сейчас не время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Психологи и созависимость

Психологи и созависимость

13.09.2018
305
Это статья о том, как психологи, работая с людьми, находящимися в созависимых отношениях, сами втягиваются в созависимое поведение

Метки: Созависимость, Психотерапия, Любовная зависимость,

Как выбирать психотерапевта, когда он вам понадобится

Как выбирать психотерапевта, когда он вам понадобится

12.09.2018
440
Не все люди в своей жизни сталкиваются с необходимостью поиска психотерапевта или консультирующего психолога, но если такой момент приходит, то он часто сопровождается растерянностью – куда идти, у кого спрашивать? Для того, чтобы было понятнее, как ориентироваться в огромном море методов и специалистов, я и написала эту статью. Кстати, эти четыре принципа можно применять для поиска любого "помогающего" специалиста (с поправкой на сферу).

Метки: Психотерапия,

Адаптация ребенка в первом классе

Адаптация ребенка в первом классе

12.09.2018
333
Почему поход в первый класс – это стресс для всей семьи? Какие изменения в психической жизни ребенка ждут его в первом классе? Как родители могут помочь и поддержать ребенка в на первом этапе адаптации к школе?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

28.08.2018
638
Поход к психологу как превентивная мера по устранению проблем с ребенком в будущем. Как не упустить время, воспитывая ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок воспринимал Ваши напутствия и не сопротивлялся им? Как добиться от ребенка самостоятельных усилий в нелегком процессе самообразования и саморазвития? Как, не прибегая к насилию и шантажу, мотивировать ребенка учиться и включать волю?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Почему психотерапия "не помогает"?

Почему психотерапия "не помогает"?

27.08.2018
954
Как часто бывает, что в процессе психотерапии у клиента "опускаются руки". Кажется, что все это бессмысленно, бесполезно. Результата нет, одни разговоры об одном и том же... Разве они могут что-то изменить? Может, пора прекратить тратить деньги и выворачивать душу перед чужим человеком?

Метки: Психотерапия,

Мать и дочь: метаморфозы взросления

Мать и дочь: метаморфозы взросления

24.08.2018
429
Признание право дочери быть взрослой и признание обязанности мамы взрослеть.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,

Почему не надо тащить близких к психологу

Почему не надо тащить близких к психологу

24.08.2018
315
Когда близкий человек встречается с бедой, возникает желание помочь. Даже если неприятность очень маленькая, нам все равно хочется сделать так, чтобы человеку рядом стало лучше. Идея помощи страждущим прекрасна, однако она не всегда востребована теми же страждущими, а желание выручить или поддержать может быть воспринято как навязанное.

Метки: Психотерапия,

11 женских ошибок в отношениях с мужчинами, мешающих быть счастливой

11 женских ошибок в отношениях с мужчинами, мешающих быть счастливой

15.08.2018
1357
Многим ли женщинам дается мудрость от природы? Мой собственный жизненный опыт, общение с женщинами (подругами, знакомыми, приятельницами, родственницами) и работа с клиентками показывает, что увы, по определению мудрость не дается. Но хорошая новость в том, что можно ее  получить в подарок от других мудрых женщин или приобрести с опытом.

Метки: Отношения, Женщины,

По ту сторону телефона доверия: Море Боли

По ту сторону телефона доверия: Море Боли

11.08.2018
380
Где найти помощь в экстренной ситуации? К кому обратится, когда внутри переполняют переживания? Как не запутаться во всех психо-специалистах?

Метки: Психотерапия,

Психологический запрос или без чего психологи не работают

Психологический запрос или без чего психологи не работают

07.08.2018
937
Когда яcна цель – яcно как подбиpать методы ее доcтижения, можно наблюдать динамику пpодвижения к ней, а также коppектиpовать ее или добавлять cопутcтвующие цели. Тут важно отметить, что в пpоцеccе pаботы cам запpоc может подвеpгатьcя коppектиpовке, еcли это необходимо.

Метки: Психотерапия,

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

07.08.2018
335
Почему отдавать ребенка в детский сад до 3-х лет рано? Как подготовить ребенка к походу в детский сад? Как загрузить идею "детского сада" в мозг ребенка? Как снизить возможный стресс и ускорить адаптацию ребенка к новому месту?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

"Я грязная! Так мне и надо". АНТИсексуальное воспитание девочки и его последствия

"Я грязная! Так мне и надо". АНТИсексуальное воспитание девочки и его последствия

06.08.2018
1115
Большая часть женщин, которые испытывают проблемы с оргазмом, в детстве были так или иначе наказаны родителями за эротические игры или мастурбацию.

Метки: Воспитание, Сексуальность,

Как сказать ребенку о смерти?

Как сказать ребенку о смерти?

31.07.2018
371
Как поговорить с ребенком о смерти? Как правильно вести себя с ребенком в этот непростой для жизни семьи момент? Как уберечь ребенка от психологической перегрузки в это напряженное время и помочь ему наиболее адекватно пережить утрату.

Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

24.07.2018
1207
В этой статье мы обсудим ряд открытий в области сексологии, которые позволят родителям помочь дочерям-подросткам обрести гармоничную сексуальность.

Метки: Подростковый возраст, Сексуальность, Материнство,

Родительские запреты

Родительские запреты

24.07.2018
809
Родители передают нам различные послания о том, как устроен этот мир, кто такие люди и кто такой я сам, как себя нужно вести, что делать можно, а что нельзя. Из таких посланий во многом складывается наша внутренняя картина, а за ней и внешняя. Родительские запреты – это ограничивающие послания. Давайте рассмотрим некоторые из них...

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

18.07.2018
2909
Какие факторы влияют на развитие мозга и психики ребенка? Почему правильный контакт с ребенком не только обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, но и развивает его интеллектуальные способности? Как длительное грудное вскармливание может снизить социальную адаптивность ребенка и затормозить развитие его интеллекта в целом?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
682
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Заблокированная сексуальность

Заблокированная сексуальность

03.07.2018
2255
К сожалению поколение наших родителей не знало, что каждый ребенок с 3 до 5 лет проходит период инфантильной сексуальности, поэтому часто очень негативно реагировали на сексуальный интерес своих детей

Метки: Сексуальность, Детско-родительские отношения,

На консультации психолога

На консультации психолога

02.06.2018
876
Клиенты, которые впервые обращаются за консультацией психолога, часто имеют нереалистичные представления о том, что будет происходить. В этой заметке я расскажу, что является мифами и как на самом деле происходит консультация психолога.



Метки: Психотерапия,

Как правильно хвалить ребенка?

Как правильно хвалить ребенка?

10.05.2018
1910
Достаточно пройтись по детской площадке, зайти в школу или поприсутствовать на дне рождения ребенка, чтобы неоднократно услышать в той или иной форме обращение взрослых к детям: "Ты молодец!". Многие из нас говорят детям "Молодец" на автомате и такое количество раз, что его можно уже отнести к словам-паразитам. Что же скрывается за такой формой похвалы?  

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Нужна ли психотерапия?

Нужна ли психотерапия?

08.05.2018
810
Отчаяние – это та цена, которую человек должен заплатить за самопознание. Загляните в самую глубь жизни – и вы увидите там отчаяние.

Метки: Психотерапия,

Свидание после расставания

Свидание после расставания

24.04.2018
1168
Люди иногда paccтaютcя… Пopoй, мнe кaжeтcя, чтo oни тoлькo этo и дeлaют, тaк чacтo пpихoдитcя имeть дeлo c рaccтaвaниями. Ho, peчь нe oб этoм. Скopee, нaoбopoт, o вcтpeчaх. С oдними paccтaютcя, c дpyгими – вcтpeчaютcя. Кaк этo пpoиcхoдит, кoгдa тeбe нe двaдцaть, a нeмнoгo или cyщecтвeннo бoльшe.

Метки: Отношения, Женщины, Мужчины,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём