Роль гнева в прохождении жизненных кризисов

27 октября 2017
2078

Алла Далит
Психотерапевт (транзактный аналитик) Европейского реестра (СТА-Р)

Тема гнева, на мой взгляд, хотя и является чрезвычайно актуальной для современной практической психологии, однако, либо представлена в упрощенной модели "выражения гнева", либо глубокими психоаналитическими обоснованиями его наличия. Причем, второе, чаще с неподдельным отттенком непринятия этого чувства. А иначе, почему большинство ссылок на "гнев", в основном это описание методов как с ним справляться. 

На примере модели транзактного анализа я попытаюсь рассмотреть позитивные аспекты этого чувства и сопровождающих его эмоций, чтобы не торопиться от него освобождаться. А вдруг пригодится?

Концепция эго-состояний Эрика Берна предлагает нам 2 эго-состояния Внутреннего Ребенка, которые в контексте данной темы нам предстоит дифференцировать: Бунтующий (Адаптивный) Ребенок и Свободный Ребенок. 

На определенной стадии развития в возрасте 2-3- лет происходит первый кризис, цель которого обрести определенную самостоятельность в освоении жизненного пространства. 

Задачами этой стадии развития ребенка становятся освоение навыков саморегуляции поведения самостоятельно без помощи родителя. Первые "я сам" становятся настоящим испытанием для мам и пап, которые должны быть готовы к тому, чтобы позволить ребенку делать независимые самостоятельные вещи: отбегать на некоторое расстояние на прогулке, отпустив мамину руку, попытаться самому одеться или выбрать что-либо и т.д. 

Это первое освоение энергии действия, которое непосредственно связано с проявлением гнева. Задача родителей заключается в том, чтобы, во-первых, признать гнев как имеющую право на существование эмоцию и проявить к нему должное уважение. Также родители должны показать конструктивные формы выражения гнева. Единственное, что они не должны делать – это подавлять гнев, игнорировать его или проявлять ответное насилие. Твердо и спокойно остановив руку ребенка, занесенную для удара родитель должен перевести энергию гнева в конструктивную форму. Например сказать: "Я вижу, что ты сердишься. Скажи мне, что ты хочешь (что тебе не нравится)". 

Нерешенные задачи этого кризиса вторично проявятся в подростковом кризисе, который традиционно считается возрастом бунта. И если ребенок уже имеет опыт подавления гнева к этому возрасту, то прорывающаяся энергия гнева даст родителям еще один шанс помочь ему научиться переводить ее "в мирное русло". Уважение к личности подростка в данном возрасте становится наиболее важным и одновременно наиболее трудным для родителей действием.

И крайне важное родительское "нет" должно быть для подростка не насилием и обесцениванием его личности и способностей, а надежными твердыми и стабильными "берегами для реки его разбушевавшихся эмоций". Родители, которым трудно говорить "нет" справедливо столкнуться с большим количеством подпольных , "партизанских" действия со стороны их ребенка. Единственная возможность для него отличить партизанские действия от свободного поведения – это опыт и верная тактика родителя, который имеет собственное внутреннее право на выражение гнева. 

Конечно, родители в этом возрасте редко бывают авторитетами и подростку повезет, если в его окружении будет хотя бы один человек, владеющий этими знаниями и навыками. В противном случае, "борьба за свободу" может продлиться всю оставшуюся жизнь. "Партизаны" и "революционеры" вырастут во взрослых мальчиков и девочек, чей эмоциональный возраст не прошёл предел подростковости. 


И, конечно, подавляющее большинство тех, чей бунт был жестоко подавлен в этом возрасте родителями и ближайшим социумом, станут послушными "хорошими" девочками и мальчиками. И если "революционеры" и "партизаны" имеют хоть какую-то иллюзию свободы, то эти будут только мечтать о ней, чувствуя себя узниками этого мира. Но ни те, ни другие не смогут быть по настоящему свободны и счастливы, т.к. запрет их Внутреннего Родителя будет решающим для принятия решений о собственной жизни. Обоим этим категориям будет казаться, что они очень разные и непохожие, однако, они являются всего лишь двумя сторонами одной и той же медали. Им обоим приходится зависеть и считаться с мнением Родителя. 

Только одни ему подчиняются, а другие сражаются. Жизнь дает нам еще один шанс пройти эту дилемму выбора между свободой и бунтом – кризис среднего возраста. Это место перевала из первой во вторую половину жизни, которое потребует энергии гнева для окончательного отделения от Родителя. И если первую половину жизни мы бессознательно проживанием следуя родительским предписаниям и оправдывая их ожидания, то вторая половина должна быть посвящена исключительно потребностям нашего Внутреннего Ребенка: эмоциональным, духовным, творческим. Отделение всегда требует энергии. И это энергия гнева, который мог быть "осужден" как негативная агрессивная эмоция сначала нашим внешним, а затем Внутренним Родителем и находится под арестом. Скопленная энергия в этом возрасте может к этому моменту уже разрушить нашу личностную структуру в виде невроза, депрессии и т.д. или наше тело в виде хронических заболеваний. Или эта энергия может вырваться на свободу неконтролируемым поведением в форме саморазрушительного поведения: зависимостей (алкогольной, пищевой, сексуальной , игровой и т.д.). 

Потеряв смысл жизни, т.к. прежние ценности уходят, цели достигнуты или стали невозможны для достижения, потенциал снизился и не пополняется, отношения не стали близкими и т.д. человек начинает бессознательно стремиться к смерти, как способу разрешить эту проблему. Жизнь в этот период требует обязательного пересмотра опыта и целей. 

Поднявшись на вершину горы необходимо осмотреться и пересмотреть содержимое рюкзака, увидеть, что мы имеем, а с чем придется расстаться, т.к. это бесполезный груз. Недостаток ресурсов для постановки новых целей, для отделения от родителей и детей, уже отправляющихся в самостоятельное плавание, для расставания с несбывшимися надеждами и иллюзиями и реальными потерями, должен быть восполнен. Но к этому моменту уже все известные источники исчерпаны и попытки найти их вне себя обречены на провал, если личность не освоила энергию внутреннего гнева. Прежние формы революции и партизанской войны в этом возрасте приводят к их естественному завершению в виде последующих репрессий и депрессии. Романтика революции хороша в молодости, но в зрелом возрасте гнев требует четких реформ. И отсутствие разрешения на гнев, который предъявлялся как незаконная форма, нарушение правил и границ, не даст возможности личности освоить задачи этого кризиса. У нее просто не хватит сил. Свобода, как "морковка, привязанная перед носом" так и останется недостижимой, только лишь потому, что ни в детстве, ни в подростковости, ни во взрослом возрасте личность так и не получила права на выражение гнева, на свой бунт против ограничивающих ее свободу правил и норм и на опыт перевода этого бунта в мирные реформы. 

Правила и нормы не всегда меняются в зависимости от наших потребностей. Они, в принципе, не склонны меняться быстро. И нам необходимо взбунтоваться, хотя бы для того, чтобы окружающие узнали, что мы выросли и прежние границы нам тесны. Нам необходимо выразить несогласие преодолев страх, что мы не будем приняты со своими новыми потребностями. И нам необходимо проявить энергию гнева как птенцу, который не сможет вылупиться из яйца, не сломав скорлупу. Если нам не дали разрешение проявлять свою силу для роста, то наша ответственность перед собой в том, чтобы его добыть.

Метки: Трансактный анализ, Гнев,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

10.10.2018
18979
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Задумайтесь на минуту, как вы относитесь к самому себе, когда происходит какая-то нежелательная ситуация? Какими словами с собой разговариваете? Браните или успокаиваете? Назидаете или жалеете? Как ваш внутренний родитель заботится о вашем внутреннем ребенке – чтобы ему тепло, хорошо, уютно жилось?"

Метки: Счастье, Развитие личности, Психотерапия, Трансактный анализ,

Кинотерапия: транзактный анализ кинофильма "Ребро Адама"

Кинотерапия: транзактный анализ кинофильма "Ребро Адама"

09.08.2018
2722
В статье проводится Транзакционный анализ кинофильма "Ребро Адама". На материале фильма исследуется взаимосвязь индивидуальных сценариев членов семьи и семейного сценария в целом. Работа вносит вклад в развитие психологии кино как междисциплинарной области психологии искусства, а также в изучение динамики личности в условиях психотерапии. Показано, что работа с содержанием фильма в группе создает условия для деконтаминации эго-состояния Взрослого.

Метки: Сценарии, Кино с психологом, Трансактный анализ,

Какие отношения имеют перспективу? Какую перспективу имеют отношения?

Какие отношения имеют перспективу? Какую перспективу имеют отношения?

29.06.2018
14169
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: Какие отношения могут быть конструктивными, питающими, жизне-стимулирующими, а также – на что ориентироваться, чтобы они таковыми были – в самом начале?"

Метки: Отношения, Трансактный анализ,

Пять контрактов доверия для пар

Пять контрактов доверия для пар

21.05.2018
4447
Отношения в паре могут приобрести новую глубину с помощью "контрактов доверия". Заключают сразу пять таких контрактов, по одному на каждое из эго-состояний.​

Метки: Трансактный анализ,

Исцеление внутреннего ребёнка

Исцеление внутреннего ребёнка

04.05.2018
11269
Психотерапевт Ирина Стуканёва: "Каждый человек в каждый момент времени находится в состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так он проявляет себя по отношению к другим людям. Но Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности".

Метки: Трансактный анализ, Методики и упражнения,

4 вопроса, которые проявят ваш жизненный сценарий

4 вопроса, которые проявят ваш жизненный сценарий

10.04.2018
9554
Психотерапевт Ксения Панюкова: "Сценарии действуют в течение всей жизни человека. Они основаны на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании".

Метки: Сценарии, Трансактный анализ,

Контейнируй это

Контейнируй это

15.03.2018
16314
Психолог Анастасия Долганова: "Для непроявленных чувств нужны навыки "слышать себя" и "проявлять себя". А вот для разного рода генерализованных эмоций нужен навык, который называется "контейнирование".

Метки: Тревожность, Стыд, Чувства, Гнев,

Как избавиться от чувства вины?

Как избавиться от чувства вины?

27.02.2018
12140
Психолог Евгений Корчмарек: "Давайте начистоту! Если вам знакомо чувство вины, а особенно если вы чувствуете его постоянно – то это про вас. То есть вы позволяете вытирать об себя ноги только ради того, чтобы не чувствовать вину, но все равно чувствуете ее снова и снова – и в этой статье я расскажу вам как наконец-то избавиться от вины".

Метки: Чувство вины, Трансактный анализ,

В защиту "Должен"

В защиту "Должен"

22.02.2018
4946
Психолог Ксения Панюкова: "Слово "Должен" часто вызывает в нас сопротивление. "Никто никому ничего не должен", – это первое, что лично мне хочется выкрикнуть в пространство и сердито хлопнуть дверью. Как будто я по-прежнему бунтующий подросток, нежелающий подчиняться правилам и брать на себя ответственность за свои же решения".

Метки: Границы, Трансактный анализ, Треугольник Карпмана,

Как обида разрушает отношения или куда уходи любовь

Как обида разрушает отношения или куда уходи любовь

20.02.2018
16455
Психолог Евгений Корчмарек: "Считается, что со временем желание быть отрытым с партнером и очаровываться другим съедает быт, хотя, их съедает не быт, а вина и обида. И именно тот кто обижается начинает разрушать эти такие важные для обоих партнеров отношения".

Метки: Отношения, Чувство вины, Любовь, Обида, Трансактный анализ,

Я постараюсь

Я постараюсь

14.02.2018
3784
Психолог Евгений Корчмарек: "В транзактном анализе такие послания называют "драйверы". И выделяют 5 драйверов, один из которых "Старайся" – и описан выше".

Метки: Развитие личности, Сценарии, Трансактный анализ,

Сказка про триединое государство

Сказка про триединое государство

07.02.2018
1837
Сказкотерапевт Ирина Семина: "По теории Эрика Берна, в каждом из нас живут Внутренний Ребенок, Внутренний Взрослый и Внутренний Родитель. Ребенок – это наша спонтанность, радость жизни, творчество – и в то же время детский эгоизм, беспечность и разбросанность. Родитель – это наш опекун, хранитель мудрости, опыта и традиций, но он же может стать ментором и постоянным критиком. А Взрослый… Взрослый – это наш Деятель и Созидатель, он принимает решения и воплощает их в жизнь".

Метки: Сказкотерапия, Трансактный анализ,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
3882
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Трансактный анализ,

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

30.01.2018
7627
Психолог Евгений Корчмарек: "В статье ниже я рассматриваю различие между тем, что я назвал настоящим альтруизмом или служением и тем что я назвал "пластиковым" альтруизмом, который и приводит к насилию и агрессии".

Метки: Насилие, Границы, Психологическое насилие, Трансактный анализ, Треугольник Карпмана,

Как отделить истинные желания от желаний ложных

Как отделить истинные желания от желаний ложных

23.01.2018
7347
Психолог Евгений Корчмарек: "Для того чтобы чувствовать радость жизни – необходимо реализовывать свои желания. Однако, есть естественные желания: то есть те, которые идут из глубины вашей души, вашего естества – и есть "ложные" желания, которые идут от требований ваших родителей в детстве, требований социума, от желания быть крутым, принятым обществом и т.д."

Метки: Развитие личности, Личность, Трансактный анализ,

О директивах

О директивах

30.12.2017
9956
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Трансактный анализ,

10 цитат знаменитого психолога Эрика Берна о том, как программируется наш мозг

10 цитат знаменитого психолога Эрика Берна о том, как программируется наш мозг

21.11.2017
15255
Эрик Берн – автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

Метки: Сценарии, Трансактный анализ,

Сценарии жизни, которые мы выбираем

Сценарии жизни, которые мы выбираем

08.11.2017
5773
Психолог Ирина Дыбова: Кто пишет сценарий вашей жизни? Кто решил, сколько у вас будет детей и когда вы выйдите замуж? Где эта книга судеб? Кто одним росчерком пера обрёк вас страдать в одиночестве или жить с нелюбимым мужем, метаться от развода к разводу или горбатиться за копейки, спасая страждущих?

Метки: Сценарии, Трансактный анализ,

Профилактика расставаний или как излечить Внутреннего Ребенка

Профилактика расставаний или как излечить Внутреннего Ребенка

06.01.2017
18217
Психолог Оксана Ткачук: "Что нужно сделать до того, как начинать отношения? Достаточно найти партнёра, скажете вы. Очередного. Тот, предыдущий, был недостаточно хорош, успешен, мил. Был ревнив. Женат. Инфантилен. Теперь всё будет по-другому. Теперь я буду внимателен(льна). С моим-то опытом!"

Метки: Отношения, Трансактный анализ,

Эрик Берн: Разрешите себе жить по собственным правилам!

Эрик Берн: Разрешите себе жить по собственным правилам!

26.12.2016
22020
Свой бестселлер "Люди, которые играют в игры" Эрик Берн начинает с описания своей главной концепции: транзактного анализа. Суть этой концепции заключается в том, что каждый человек в любой период времени находится в одном из трех Эго-состояний: Родителя, Ребенка или Взрослого. Задача каждого из нас — добиться доминирования в нашем поведении Эго-состояния Взрослого. Именно тогда можно говорить о зрелости личности.

Метки: Психотерапия, Трансактный анализ,

Читать по теме: |
Внутренние Родитель, Взрослый, Ребенок – в близких, интимных отношениях

Внутренние Родитель, Взрослый, Ребенок – в близких, интимных отношениях

17.07.2018
1536
Внутренние Родитель, Взрослый, Ребенок, или теория эго-состояний является одной из основных в моей работе с клиентскими запросами в теме семейных и сексуальных отношений, так как она явно показывает причины возникающих проблем в построении близких, интимных отношений.

Метки: Трансактный анализ,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём