Развестись без вреда для ребенка

7 августа 2017
1852


Автор: Наталья Полякова, психолог, системный семейный терапевт.

В статье я делюсь размышлениями о судьбе детей в случае развода родителей и отвечаю на следующие вопросы:
  • В праве ли ребенок любить папу, если отец изменил маме, ушел в другую семью, сидит в тюрьме и т.д., а мама его ненавидит?
  • Обязан ли ребенок слушаться отчима и называть его отцом?
  • Должен ли ребенок выбирать между отцом и матерью?
  • Всегда ли развод – травма для ребенка?
  • Как помочь своему ребенку в ситуации развода?
Процент семей, в работе с которыми всплывает данная тема, в моей консультативной практике высок. Родители используют детей, чтобы сделать больно супругу, в десятках разводящихся пар. Лишь единицам бывших супругов удается выстроить партнерство в отношении родительства и этим минимизировать негативные последствия развода для детей.

Как правило, бывшие супруги используют своих детей как орудие против партнера неосознанно. Это происходит при незавершенном эмоциональном разводе. Бывшие супруги находятся в такой психологической травме, в таких глубоких эмоциональных переживаниях, что не в состоянии проявить эмпатию к ребенку, стать на его место и почувствовать, что с ребенком происходит в таких обстоятельствах.

В нашей культуре есть такой стереотип, что развод травматичен для ребенка. Якобы невозможно выстроить процесс развода и дальнейшую жизнь так, чтобы ребенок остался в психологическом комфорте. Чаще всего так и происходит: родители бурно и скандально разводятся на глазах у ребенка, втягивают его в свои отношения, настраивают его друг против друга. В результате ребенок реагирует симптомами различного характера: от расстройства поведения до эмоциональных проблем и психосоматики.

Такая установка заставляет многих матерей и отцов оставаться в несчастливом браке ради блага ребенка, вызывает дополнительное чувство вины и стыда перед ним в случае, если супруги решились на развод.

Однако, развод может быть не травматичен для ребенка. Трагедии для ребенка нет. Ребенок в состоянии пережить развод без травм, эмоциональных нарушений. Это становится возможным, если супруги или хотя бы один из них способны разделить свою супружескую и родительскую функцию и не втягивать ребенка в супружескую. Поясню о чем идет речь.

Семья это система, в которой каждый член семьи взаимовлияет на другого члена. В нуклеарной семье (мама, папа, дети) взрослые мужчина и женщина выступают в двух ролях: супругов и родителей. В здоровых семьях существует адекватная и ясная граница двух этих подсистем (супружеской и родительской). Мама и папа выступают родителями для своих детей, но в сферу супружества дети не допускаются и не включаются. Это означает, что родители не выясняют отношения при детях, не используют своих детей в качестве подружек, чтобы поплакаться и пожаловаться.

Когда дети не включены в супружескую подсистему, они имеют детство, им не нужно переживать за родителей, им предоставлена свободно решать задачу своего развития, вместо того, чтобы взваливать на себя ответственность и восстанавливать семью.

Приведу пример. Недавно получила такое письмо по электронной почте (имена и некоторые факты изменены в целях сохранения конфиденциальности):

Здравствуйте. Меня зовут Анна. Мне 15 лет. Мой отец играет в WORLDOFTANKS 5 лет! Приходит, ест, садится играть, спит и уходит на работу. По будням никуда не ходит, если только выпить с дружками. Мама ничего не предпринимает, смирилась быть женой "танкиста", но периодически жалуется мне, как она несчастна и как скучна ее жизнь. Я согласна. Мы никуда не ходим, даже семейные фильмы не смотрим. Помогите восстановить семью. Разговоры и морали не помогают, о только веселят его. Девушке 15 лет, ее задача развития – общаться со сверстниками, учиться быть самостоятельной единицей в социуме. Это время интересного общения, получения разнообразного опыта, активного обучения. Вместо этого она пытается восстановить семью, помочь "несчастной" маме. Не слишком ли тяжелое бремя для подростка?

Вернемся к теме развода родителей. Ребенок получит минимум травматических переживаний при разводе, если:
  • Не будет свидетелем многочисленных скандалов и прояснений отношений;
  • Никаким образом не будет втянут в супружеские отношения родителей;
  • Супруги будут способны при развалившихся супружеских отношениях сохранять уважение друг к другу, сохранять партнерские отношения в теме родительства;
  • Родители внесут ребенку ясность и четкость относительно его судьбы после развода. О предстоящем разводе с ребенком нужно говорить честно и однозначно. Ребенку абсолютно не нужно знать все причины разводы, кто прав, кто виноват и т.д.
  • Детям важно услышать что-то подобное: когда-то мы с твоим отцом (матерью) встретились, полюбили друг друга, поженились, у нас появился ты. Сейчас мы больше не любим друг друга и будем жить отдельно. У нас на это есть свои причины, которые тебя не касаются. Но тебя мы будем любить всегда, и навсегда останемся для тебя родителями. Ты будешь видеться с нами обоими, но жить останешься у меня.
Послание от родителей должно нести ребенку несколько важных идей:

1. Решение о разводе приняли родители, ребенок не может повлиять на это решение никаким образом.

Почему это так важно?

Если ребенок чувствуют неуверенность родителей в этом вопросе, незавершенность ситуации, он начинает бессознательно родителей мирить, соединять.

Приведу классический пример из семейной системной терапии:

Родители в разводе полгода, проживают раздельно. Отец – полицейский, мать живет с сыном-подростком. С периодичностью раз в месяц подросток убегает из дома, пропадает, мать его разыскивает, ей это не удается, тогда она подключает мужа-полицейского, наряд полиции ищет мальчика все ночь, находит, возвращает папе, отец приводит его домой, какое-то время семья воссоединяется для решения проблемы бродяжничества сына.

Дети настолько сильно любят свою семью и желают ей воссоединения, что готовы жертвовать своими собственными хорошими взаимоотношениями с родителями, комфортом и благополучием ради ее воссоединения.

Естественно данный процесс не осознается ни самим ребенком, ни его родителями.

2. Развод родителей никак не связан с ребенком, ни его поведением, ни его отношениями с родителями. Ребенок не виноват в том, что родители развелись.

Дети часто склонны винить себя в разводе родителей. Они считают, что могли что-то сделать не так, плохо себя вели, не слушались, поэтому родители развелись. Нужно приложить максимум усилий, чтобы ребенок понял, что это не так.

3. Несмотря на то, что родители больше не любят друг друга, ребенка они будут любить всегда и никогда его не бросят.

Детям может казаться логичным, что если мама больше не любит папу, а папа маму, то и его они могут разлюбить и бросить. В этот период привычный мир ребенка рушится. Важно сохранить для него чувство надежности и безопасности, четко рассказав, как его жизнь будет устроена в дальнейшем: где он будет жить, в какую школу или детский сад ходить, когда он будет видеться с каждым из родителей.

Лучшее, что могут сделать бывшие супруги для своего ребенка в данной ситуации: максимально способствовать общению ребенка с каждым из них, а так же проявлять уважение к бывшему супругу.
 
Развод по шкале стрессовых ситуаций для человека, занимает второе место, после смерти близкого человека.

Для мужа и жены, решившихся на развод, это крушение огромного жизненного проекта, резкое изменение в жизни, неопределенность будущего, сильный страх одиночества. Это действительно очень сложный период в жизни.

В такой ситуации трудно найти в себе силы, чтобы не включить ребенка в эту ситуацию. Где же найти ресурсы для этого?

Друзья, родственники, близкие с готовностью помогают в таких случаях выговориться и частично выразить бурные эмоции, психотерапевт помогает найти внутренние ресурсы для прохожнения испытания, понять истинные причины, мотивы развода, выразить глубокие чувства, стать способным к конструктивному диалогу со своим бывшим супругом относительно воспитания общих детей, реализовать интеллигентный развод.

Источник

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

Читать по теме:
Полчаса в день на ребенка

Полчаса в день на ребенка

23.02.2018
372
Вот уже месяц, как в нашу семью пришли удивительные перемены. Моя 5-летняя дочка научилась играть одна, а я уже думала, что эти славные времена не настанут никогда. Я писала о том, как необходимость играть с ней сводила меня с ума. Сейчас мои дети стали меньше психовать и раздражаться, а я перестала по вечерам падать от усталости. Как же я добилась таких чудесных перемен?

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
8553
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
1441
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
1250
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
1769
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
1244
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
1510
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
1305
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
1731
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Как выжить, если бросили

Как выжить, если бросили

12.01.2018
3922
Психолог Ксения Виттенберг: "Когда бросают – тебя превращают в объект, лишая возможности что-то сделать вообще. За тебя уже все решили, тебя не спросили, тебе сообщили, что теперь будет так. И ты ничего не можешь сделать, и переживаешь чувство бессилия. Это ужасное чувство, невыносимое, твоя психика пытается справиться с ним, побуждая тебя к действию".

Метки: Отношения, Развод,

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

07.01.2018
4062
Из-за комплексов и неумения выстроить отношения по-другому родители требуют уважения от ребёнка. К такому выводу пришёл молодой папа Андрей Бородкин. По-настоящему дети уважают нас за поступки, а запугивание и культ старших дадут всего лишь видимость уважения.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3867
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Искусство воспитания раба

Искусство воспитания раба

23.12.2017
7500
Дима Зицер: "Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой..."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Семья, Детско-родительские отношения,

Зачем, а не почему болеют дети

Зачем, а не почему болеют дети

19.12.2017
5796
Гештальт-терапевт Рагулина Анастасия: "Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о "часто болеющих детях". А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?"

Метки: Воспитание, Психосоматика, Детско-родительские отношения,

Оставаться живой

Оставаться живой

15.12.2017
2627
Практикующий психолог Юлия Рублева: "Месяца через два после разрыва я пришла к выводу, что сама во всем виновата, и стала стремительно превращаться в хорошую девочку".

Метки: Развод,

О материнской тревожности

О материнской тревожности

15.12.2017
2452
Психоаналитик Анастасия Рубцова: "К психотерапевту сплошь и рядом приходят мамы, с порога готовые каяться. Их терзает мучительная вина за то, какие они безответственные и не старательные матери. Они пытаются найти во мне союзника – ведь что может быть веселее совместной порки?"

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

12 способов простить обиды родителям

12 способов простить обиды родителям

14.12.2017
4781
Нужно ли говорить с родителями о прошлом? И что делать, если они все отрицают? Как простить умершего родителя и можно ли разглядеть в критике родительскую любовь? Об этом психолог Людмила Петрановская рассказала на лекции "Детские обиды: есть ли шанс наладить уже испорченные отношения?".

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

12.12.2017
4692
Семейный психотерапевт Марина Травкова: "Подростки часто не хотят ничего рассказывать родителям, даже в минуты реальной опасности, даже когда в самом деле нуждаются в помощи и знают, что родители её окажут. Почему?"

Метки: Подростковый возраст, Насилие, Детско-родительские отношения,

Балованные дети

Балованные дети

11.12.2017
2884
Психотерапевт Василиса Левченко: "Есть понятие "уровень нормы". Ребёнок впитывает его с поступками родителей. Если родители подают, как норму, что "всё нужно заслужить" – это программа. Сражаться с миром, покорять, завоёвывать, заслуживать. Вся жизнь – в гонке".

Метки: Детско-родительские отношения,

Интуитивное родительство

Интуитивное родительство

08.12.2017
25152
Психотерапевт Вероника Хлебова: "В былую пору, когда я сомневалась – хорошая ли я мать, не наношу ли вреда своим детям? – я искала ответ на вопрос: А как правильно поступать? Как правильно воспитывать? Сейчас, когда я решила – что я не идеальная мать, но со своими особенностями, и со своими достоинствами, я, в основном, действую интуитивно. Прислушиваюсь к себе, своим чувствам. Они о многом говорят".

Метки: Детско-родительские отношения,

Почему запреты не помогут: детские травмы и рискованное сексуальное поведение

Почему запреты не помогут: детские травмы и рискованное сексуальное поведение

03.12.2017
3793
Клинический психолог Юлия Лапина: "Для того чтобы ответить на вопрос почему осуждение людей и разговоры о высокой морали не приводят к желаемым результатам, и как так получается, что из супер строгих семей порой вырастают дети сорви-себе-и-всем-вокруг-голова, нужно пару слов сказать о разнице между бытовой и научной психологией".

Метки: Неблагополучная семья, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

01.12.2017
39880
Нужно копить деньги и все делать качественно. Психолог Людмила Петрановская уверена – это незыблемые родительские истины... позавчерашнего дня. В то же время есть то, что нашим детям точно пригодится. Как минимум, критическое мышление.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Мой милый, что тебе я сделала?

Мой милый, что тебе я сделала?

27.11.2017
4266
Гештальт-терапевт Виктория Подгорная-Горновская: "В первый год после развода я не жила, выживала, сполна переживая первые четыре этапа горевания: отрицание, агрессию, торги, депрессию. Завершающий этап – принятие – наступил далеко не сразу, постепенно. Подниматься из психологических руин в одиночку было тяжело, но оставаться в них – куда хуже".

Метки: Измена, Развод, Женщины, Случаи из практики психотерапии,

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

26.11.2017
7160
Психолог Юлия Данилова: "Каждый раз, когда вы кричите на ребенка, он испытывает сильнейший стресс и получает психическую травму. Крик – это угроза безопасности. Безопасность – одна из важнейших потребностей ребенка для нормального развития психики".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

25.11.2017
2922
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
2893
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

21.11.2017
2767
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Речь пойдёт о той здравой доле адекватности, которая необходима в процессе воспитания ребёнка буквально ежедневно, ежеминутно. Адекватность равно ответственность за психологическое здоровье вашего ребёнка".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

"Ты – злая", или "ты – злишься"?

"Ты – злая", или "ты – злишься"?

19.11.2017
4152
Экзистенциальный психолог Вероника Хлебова: "Одна женщина написала, что, когда она злится, значимые для нее люди называют ее злой, обижаются и выходят из контакта. Похоже, она была расстроена: что же делать, когда близкие не готовы встречаться со злостью? Мне хотелось бы остановиться подробнее на этом феномене – откуда берется эта подмена процесса качеством, и к каким последствиям это приводит?".

Метки: Границы, Детско-родительские отношения, Чувства, Злость,

Муж и отец. Находим отличия

Муж и отец. Находим отличия

26.10.2017
6117
Психолог Ольга Милашина: "В муже нередко встречается проекция отца, эти две фигуры, в восприятии женщины, переплетаются в одну. Если отец был жестоким – муж воспринимается нетерпимым и злым. Если отец чего-то не дал, в муже, прежде всего, видится жадность. Если отец был отчуждённым – то, и мужу до жены дела нет".

Метки: Мужчины, Семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

Почему разводиться тяжело только в первый раз

Почему разводиться тяжело только в первый раз

23.10.2017
1762
Психолог Ольга Подольская делится своим опытом и некоторыми академическими знаниями, которые помогут преодолеть развод и поверить, что жизнь после него продолжается.

Метки: Развод,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём