«Она сама виновата!»: почему обвиняют жертв изнасилования

3 мая 2016
3899

Павел Зыгмантович
Психолог


Удивительное дело — столкнувшись с ситуацией насилия, и особенно изнасилования, многие люди начинают обвинять в первую очередь жертву. Дескать, нечего было носить провоцирующую одежду, провоцирующие каблуки и вообще появляться на улице.

Многие думают, что такое распространено только на просторах СССР. Спешу утешить — точно так же обстоят дела ещё как минимум в одной стране — США. Там всё ровно так же — жертва изнасилования сама виновата в изнасиловании, жертва разбоя — в нападении.

Вот одно из характерных исследований (Carli et al., 1989, 1999). Учёные предлагали участникам эксперимента прочесть детальное описание отношений некоего мужчины и некоей женщины (начальника и подчинённой, однокашников в колледже и так далее). Например, начальник, слегка запинаясь, приглашает подчинённую на ужин. После ужина они едут к нему и выпивают немного вина. А потом….

Финал истории отличался. Одной части испытуемых выдавали финал, где начальник вставал на одно колено и предлагал женщине выйти за него замуж. А второй части приходилось читать менее радужное окончание истории — начальник валил женщину на диван и насиловал.

И вот что интересно. В первом случае (с предложением замужества) все читатели видели трогательную историю застенчивого мужчины, который долго решался признаться в своих чувствах.

А во втором — жуткую историю коварного маньяка, который заманивал глупенькую жертву в свои тенета. Более того, они настаивали, что она сама виновата в том, что с ней случилось.

Дело, напоминаю, было в США.

Из тенденции обвинять жертву насилия и изнасилования был сделан поспешный вывод о существовании «культуры изнасилования», где изнасилование поощряется (как минимум — не осуждается), женщина объективизируется и вообще всё плохо.

«Она сама виновата!»: почему обвиняют жертв изнасилования.jpg

В реальности же никакой культуры изнасилования не существует. Существует феномен веры в справедливый мир (вelief in a just world). Люди искренне верят, что мир устроен справедливо и каждый получает по заслугам.

Изнасилованные виноваты потому, что вели себя провокационно (Borgida & Brekke, 1985), избитые жёны сами вызвали агрессию (Summers & Feldman, 1984), бедняки сами ленятся работать (Furnham & Gunter, 1984), заболевший сам вызвал у себя болезнь (Gruman & Sloan, 1983).

Открыл феномен веры в справедливый мир Мелвин Лернер с коллегами. Он провёл множество экспериментов и от результатов этих экспериментов волосы натурально встают дыбом.
Взять хотя бы классический эксперимент с «отвратительной жертвой».

Суть эксперимента проста. Его участники наблюдали за процессом обучения (разумеется, подстроенным). «Ученица» должна была выполнять задачи на запоминание, а за ошибки её били током (так думали участники; на самом деле никого не били, всё было «понарошку»).

Обратите внимание — участники эксперимента только наблюдали. И когда их попросили оценить «ученицу», они, по идее, могли проникнуться состраданием и пожалеть бедную девушку, которая честно старалась выполнить задачу как можно лучше, но всё равно получала болезненные удары током.

Но на практике участники эксперимента высказывались о девушке нелестно. «Она сама виновата», «нужно было быть внимательнее», «нечего было браться, раз не можешь», «она это заслужила»… Знакомые слова, верно?


Наблюдение за жертвой почему-то вызвало не сострадание, но порицание.

Лернер считал, подобное унижение беззащитной жертвы возникает из-за веры «я – справедливый человек, живущий в справедливом мире, в котором каждый получает то, что заслуживает» (Lerner, 1980).

Это позволяет несколько унять ужас перед неконтролируемой жизнью и внести в неё хоть какую-то определённость (иллюзорную, конечно же). Это что-то вроде магической практики — если только плохие получают плохое, то если я буду хорошим, беда пройдёт стороной.

А если кого-то беда стороной не обошла — значит, поделом ему.

Любопытно, что при этом есть важный момент — наблюдатели отвергают и принижают жертву тогда, когда не в силах изменить участь жертвы. Если они могут вмешаться и что-то поправить, они часто не так критичны.

Как вы понимаете, в случае произошедшего изнасилования отменить случившееся нельзя. Поэтому гораздо легче обвинить во всём жертву, чтобы сохранить свою веру в справедливый мир.

Конечно, человек, подвергшийся насилию, тоже совершил какой-то вклад в эту ситуацию. Но слепо верить, что ему (ей) досталось «поделом», — значит не учитывать неконтролируемые факторы, на которые человек никак не может повлиять. В изнасиловании виноват насильник, в грабеже — грабитель, и только так.

Другими словами, если вам захочется обвинить жертву изнасилования в том, что «не надо было надевать такое платье», смолчите и хорошенько подумайте — зачем вы собирались это сказать на самом деле. А потом, если действительно ничем помочь не можете, просто промолчите. Это будет лучше для всех. И, конечно, если можете помочь — помогите. Словом, делом — помогите. Не можете помочь — молчите.

Подведём итоги. Люди обвиняют жертв насилия (и изнасилований), чтобы сохранить свою веру в справедливое устройство мира. Такая вера позволяет снизить неопределённость жизни и создаёт иллюзию контроля. Культуры изнасилования нет — есть частный случай веры в справедливый мир.

А у меня всё, спасибо за внимание.

Метки: Насилие,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

30.01.2018
6642
Психолог Евгений Корчмарек: "В статье ниже я рассматриваю различие между тем, что я назвал настоящим альтруизмом или служением и тем что я назвал "пластиковым" альтруизмом, который и приводит к насилию и агрессии".

Метки: Насилие, Границы, Психологическое насилие, Трансактный анализ, Треугольник Карпмана,

Сэлфи и абьюз

Сэлфи и абьюз

26.01.2018
13987
Гештальт-терапевт Анна Федосова: "Желание обладать властью над человеком как над объектом манипуляций питается внутриличностным конфликтом контроль/подчинение. Контроль объекта с точки зрения "хозяина" призван обеспечить "хозяйскую" безопасность. Самому объекту для этого рассказывают, что действуют в его интересах".

Метки: Насилие, Психологическое насилие, Абьюз,

Добровольное сексуальное насилие

Добровольное сексуальное насилие

15.01.2018
4871
Психолог Евгений Корчмарек: "Что такое "добровольное сексуальное насилие"? Это вступление в сексуальные взаимоотношения, в том числе в половой акт, без желания, но при этом с явным внешним согласием партнеру в таком взаимодействии. Например..."

Метки: Сексуальность, Насилие,

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

12.12.2017
6673
Семейный психотерапевт Марина Травкова: "Подростки часто не хотят ничего рассказывать родителям, даже в минуты реальной опасности, даже когда в самом деле нуждаются в помощи и знают, что родители её окажут. Почему?"

Метки: Подростковый возраст, Насилие, Детско-родительские отношения,

4 различия между помощью и насилием

4 различия между помощью и насилием

11.10.2017
5193
Системный семейный терапевт Наталья Полякова: "Заметка о том, как под помощью может скрываться насилие по отношению к другому или к самому себе".

Метки: Насилие, Границы,

Терапия травм насилия

Терапия травм насилия

20.06.2017
14300
Психолог Гусева Ольга: "Чтобы подступиться к этой теме понадобилась определённая внутренняя дисциплина. Часто на консультациях приходится работать с этой темой, прорабатывая одни и те же этапы, но каждый раз – по разному. Люди индивидуальны и переживание травмы имеет каждый раз свою уникальность".

Метки: Психотерапия, Насилие, Треугольник Карпмана,

Я разрешила людям сделать со мной все, что они захотят. Через 6 часов начался АД!

Я разрешила людям сделать со мной все, что они захотят. Через 6 часов начался АД!

05.04.2017
4514
Идея «Ритма 0» была очень проста: Абрамович стоит на одном месте 6 часов подряд, а посетители могут делать с ней всё что угодно, используя один из 72 предметов, разложенных ею на столе. Последние 2 часа оказались самыми жуткими.

Метки: Насилие,

Сексуальное насилие: психология насильника, психотерапия жертвы

Сексуальное насилие: психология насильника, психотерапия жертвы

09.12.2016
14588
Кризисный психолог Элина Рахматуллина: "К сожалению, иногда в роли насильников выступают партнёры, родственники, хорошие знакомые, в общем, люди, от которых подобное поведение никак не ожидается. Поэтому в таких случаях, помимо стыда, унижения, боли и страха, жертва испытывает глубокое разочарование в отношении насильника и крах доверия к миру."

Метки: Насилие,

«Я прав, а вы — нет»: как нарциссизм приводит к насилию, расизму и гомофобии

«Я прав, а вы — нет»: как нарциссизм приводит к насилию, расизму и гомофобии

12.11.2016
4388
Истинные нарциссы составляют 5% населения. Это не просто тщеславные люди с несколько завышенной самооценкой — это опасные люди. Рассказываем, кто устраивает школьникам травлю и почему моралисты не так безобидны, как может показаться.

Метки: Насилие,

Детки в клетке-2: как прекратить детскую травлю

Детки в клетке-2: как прекратить детскую травлю

20.04.2016
29731
Когда ребенка намеренно доводят до слез, прячут и портят его вещи, когда толкают, бьют, обзывают, подчеркнуто игнорируют — это называется ТРАВЛЯ. Насилие. Пока не назовете своим именем, все будут делать вид, что ничего особенного не происходит.

Метки: Насилие, Буллинг,

Детки в клетке: ошибки в поведении, которые только усугубляют травлю

Детки в клетке: ошибки в поведении, которые только усугубляют травлю

19.04.2016
79175
Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти. «Повелитель мух» или «Чучело» — там все подробно описано.  

Метки: Насилие, Буллинг,

Читать по теме: |


Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём