Преодоление внутреннего конфликта: исследование убеждений

19 февраля 2018
1732


Автор: Дарья Кутузова, кандидат психологических наук, нарративный консультант.

В этой статье я продолжу исследование возможностей разблокирования интересной жизни, начатое в предыдущем выпуске "Жить интересно!".

Одно из препятствий, мешающих жить интересно – это внутренний раскол или конфликт. Большинству людей знаком спор с самим собой о наилучших стратегиях поведения, о принятии тех или иных решений. Такие споры возникают по самым разным поводам, занимают порой все внутреннее пространство, продолжаются долго (или очень долго), выматывают и очень часто не приводят к приемлемому решению проблемы. Кроме всего прочего, такие споры не дают нам присутствовать "здесь-и-сейчас", не дают встретиться с миром, с собой и с другими людьми открыто, с любопытством и сочувствием.

Спор с самим собой, внутренний конфликт – это конфликт между сосуществующими в нас разными убеждениями. Некоторые из них осознаны, некоторые – нет. И в целом они не согласованы друг с другом. Отсюда это "лебедь рвется в облака, рак пятится назад, а щука тянет в воду". Внутренняя согласованность убеждений – условие эффективности ("понял, что необходимо – решил – сделал"), она позволяет человеку действовать в согласии со своими ценностями. Чтобы ее достичь, нужно исследовать убеждения, сделать видимыми и осознанными те, которые пока еще "в тени". Нужно определить собственную позицию: какие убеждения оставить и поддерживать в себе, а от каких пора избавиться, заменив на что-то более подходящее.

Когда мы родились, у нас не было никаких ценностей и убеждений. Они попали в нас из самых разных источников, пока мы росли и знакомились с миром. Пока мы не сделали их видимыми для себя, мы толком не понимаем, на что опираемся в тот или иной момент, совершая выбор. При этом у нас, на самом деле, есть критерий распознавания каких-то убеждений как "своих", но мы этот критерий часто не осознаем. Осознать этот критерий – "высший пилотаж", тот самый магнитный центр, вокруг которого собирается личная внутренне согласованная система убеждений, иначе говоря – "жизненная философия".

Мы не всегда можем сформулировать, какие у нас есть убеждения именно сейчас, они – "невидимая рука", управляющая нашим поведением. Нам гораздо проще сказать, во что мы не верим и с чем не согласны. А уже потом, "от противного", сформулировать свои нынешние взгляды.


Поэтому сейчас я предлагаю вам поисследовать ваши убеждения, "отправленные в отставку". (Эту формулировку я позаимствовала у одного из своих учителей, нарративного терапевта Дэвида Эпстона, который часто предлагает людям исследовать проблемы, отправленные ими в отставку – что исключительно интересно...) Это упражнение входит в качестве одной из итераций в мою методику структурированного нарративного самоисследования "Шестнадцать тем", но может использоваться и отдельно.

Убеждения, отправленные в отставку

Вам понадобится примерно полчаса времени, когда вас никто не побеспокоит. Выберите удобное место для работы, приготовьте то, на чем вы будете писать (или печатать). Сделайте несколько глубоких вдохов – это всегда помогает настроиться. Если у вас в голове вертятся мысли о разных текущих заботах, можно поставить таймер на 5 минут и "слить" их на бумагу – сплошным текстом, списком или в виде ментальной карты ("майндмэпа"), как вам удобнее.


Мы начнем исследовать убеждения с какой-нибудь конкретной области жизни. Например, с темы "здоровье", "родительство", "работа" и т.п. Выберите свою тему и ответьте на вопросы, приведенные ниже. Если в какой-то момент вы почувствуете, что вам "чересчур", что вас захлестывают сильные чувства (бывает и такое) – прекращайте писать и сделайте для себя что-нибудь, что поможет вам вернуться к душевному равновесию.

Имейте в виду, что это упражнение, как правило, запускает мощные внутренние процессы, и поначалу интенсивность внутреннего конфликта может даже усилиться. На этом этапе важно беречь других людей и отношения с ними и для начала выписать все то, что хочется кому-то сказать, – например, в виде неотправляемого письма (чуть больше о них вот здесь).

1. Я больше не согласен/ не согласна с тем, что верны следующие представления об этой области..., скорее, я верю в то, что (считаю, что)...
2. Я больше не считаю, что в этой области жизни я должен/должна...
3. Сейчас я ориентируюсь на то, что...
4. Прежние предписания, правила и "нормы" пришли в мою жизнь через..., и в их жизни они имели смысл, потому что..., но мой жизненный контекст отличается...
5. В моем настоящем и ближайшем будущем это значит для меня, что...
6. В моем нынешнем окружении мои теперешние убеждения, скорее всего, разделяют вот эти люди...

Две подсказки:

Можно выполнить упражнение "Вехи жизни" (опубликовано здесь), взглянуть на получившиеся отрезки жизни и вспомнить, во что вы тогда верили в отношении исследуемой темы, и какие убеждения каждого из этапов перестали быть для вас верными.

В последнем вопросе люди, разделяющие ваши нынешние убеждения – это не обязательно живые люди, с которыми вы знакомы и общаетесь. Это могут быть, например, авторы книг или иные значимые для вас культурные герои. Это, фактически, вопрос о том, из кого может состоять "команда поддержки" ваших предпочитаемых убеждений.

Пример:

Если я возьму тему "работа", вот что у меня получится:

1. Я больше не верю в то, что
  • Вважно иметь трудовую книжку и непрерывный стаж;
  • Обязательно нужно работать в какой-то организации;
  • Важно "вписаться" в какую-то уже существующую специальность.
Скорее, я считаю, что
  • Важно регулярно апдейтить свое curriculum vitae и сохранять договоры, рекомендательные письма, отзывы, выходные данные публикаций;
  • Нужно толково распоряжаться доходами, иметь накопительный счет в надежном банке, самостоятельно выстраивать программу длящегося профессионального развития;
  • Занимаясь любимым делом, важно понимать границы своей компетентности, отрефлексировать свой собственный лично-профессиональный этический кодекс, понимать, где необходимо Сотрудничество со специалистами-"смежниками", и налаживать его.
2. Я больше не считаю, что я должна.
  • Работать 8 часов в день 5 дней в неделю;
  • Пытаться сделать как можно больше;
  • Работать "за идею";
  • Работать в офисе;
  • Быть чьей-либо подчиненной.
3. Сейчас я ориентируюсь на то, что
  • 20 % затраченного времени дают 80 % значимого результата, и лучше я буду прицельно вкладывать время, когда у меня оптимально функционируют мозги, в значимый результат – соответственно, я должна знать циклы своей продуктивности и уметь расставлять приоритеты;
  • Лучше стабильно и надежно делать малое количество дел, чем рассыпаться в обещаниях и срывать большую часть из них – соответственно, я должна выделить для себя, что относится к "неотменяемым" стабильным делам;
  • Я прибавляю ценности жизни людей, с которыми работаю, и этот вклад достоин финансовой благодарности (при этом я вправе решать, какой именно в разных конкретных случаях) – соответственно, я должна иметь личный финансовый план и принимать решения о платности тех или иных моих проектов, исходя из него;
  • Я хочу путешествовать и обладать гибкостью в организации своей работы, поэтому мне важнее мочь приводить себя в рабочее состояние и иметь эффективно организованное переносное рабочее место – соответственно, если я хочу реализовать свои рабочие цели, я должна позаботиться об организации соответствующих условий и о том, чтобы мои рабочие инструменты и системы хранения информации были в оптимальном состоянии;
  • Я умею ставить сама себе рабочие задачи; на данном этапе жизни я эффективна как самостоятельная рабочая единица и как партнер; я должна ориентироваться в том, какие рабочие процессы необходимы для успешной реализации моих идей и планов, уметь разбивать их на измеримые задачи и эффективно планировать их реализацию.
4. Прежние предписания, правила и нормы пришли ко мне, в первую очередь, через мою маму и моих учителей и наставников; в их жизни они имели смысл потому, что это был позднесоветский период, экономика распределения, интеллигенция, работавшая в НИИ и образовательных учреждениях; мой жизненный контекст отличается тем, что я живу во времени и пространстве рыночной экономики, что я люблю и чувствую себя вправе думать, как предприниматель в сфере информационных услуг; что я двигаюсь в направлении "быть гражданином мира".

5. В моем настоящем и ближайшем будущем это значит для меня, что
  • Мне нужно в ближайший месяц "додрессировать электронного секретаря", выстроив систему ежедневных, еженедельных и иных регулярных действий, и сделать hard copy этих "рутин";
  • Мне нужно оптимизировать систему хранения поступающей и производимой информации;
  • Мне нужно четко определить, какие рабочие дела служат для "поддержания уже достигнутого уровня", а какие – для развития и приближения к целям, и вкладывать в последние время моего оптимального функционирования.
6. В моем нынешнем окружении такие убеждения разделяют, я знаю, мои соседи Э. и Д. – и, скорее всего, какое-то количество их друзей. Имеет смысл выяснить, есть ли у них какой-то клуб или иное время-пространство для встреч единомышленников. Также из авторов, которые мне нравятся, эти убеждения разделяют Джерри Роберт, Жан-Ги Франкер, Даррен Роус и Марк Анастази. Имеет смысл иногда открывать их книги и читать несколько страниц для вдохновения и "поддержания тонуса".

Выполнив это задание, напишите рефлексивный отклик.

Если вы найдете этот способ исследования убеждений полезным для себя, попробуйте применить его к другим областям жизни. Я надеюсь, что в результате у вас будет под рукой надежный инструмент для исследования убеждений, а в жизни будет меньше внутреннего раскола – и больше ясности.

Источник

Метки: Нарративная терапия, Письменные практики, Убеждения,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Выученная беспомощность и как из нее "выпрыгивать"

Выученная беспомощность и как из нее "выпрыгивать"

16.04.2018
15081
Психотерапевт Ольга Зотова: "Очень часто бывает, что одна проблема поддерживает другую, вот и в данном случае: беспомощность тянет за собой безнадежность".

Метки: Выученная беспомощность, Нарративная терапия,

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

07.02.2018
7941
Кандидат психологических наук Дарья Кутузова: "Что значит жить интересно?" – это, на мой взгляд, вопрос не столько о том, что делать в жизни, но о том, как ее воспринимать, с какой позиции к ней относиться".

Метки: Развитие личности, Управление эмоциями, Нарративная терапия, Эмоциональный интеллект, Письменные практики,

Читать по теме: |


Интервью недели

Олег Батлук. Эмоциональный папа

Олег Батлук. Эмоциональный папа

О том, что значит быть эмоциональным отцом.

Олег Батлук

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Алкоголизм Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Трансактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём