Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве

19 апреля 2018
21013


Текст: Хайди Хэнсон.

Перевод: Агеева Ольга, психолог, нарративный практик.

Хайди Хэнсон (Heidi Hanson) – автор блога "Искусство исцеления травмы" и замечательный художник, исследует и собирает данные о лечении посттравматического расстройства. Она сама уже 6 лет борется с ПТСР и делится опытом и знаниями с другими.

Посттравматическое расстройство – ПТСР – тяжелое психическое состояние, возникающее в результате психической травмы (тяжелого события, несчастного случая, катастрофы, насилия и т.п.). 

Признаки ПТСР: неожиданные флэш-бэки, приступы необъяснимого ужаса (которые могут вызывать невинные внешние раздражители – но вызывающие ассоциацию с травмой), мышечное напряжение, проблемы со сном, раздражительность, недоверие, невозможность быть в с кем- либо в близких отношениях, чувство вины (вина выжившего), эмоциональная анестезия.

Х. Хэнсон записала и иллюстрировала упражнения Питера Левина – известного специалиста по терапии травмы, по его видео лекции. ( На картинке к первому упражнению – сам П. Левин). Названия упражнений придумала Хайди, у Левина нет для них особых обозначений.

Хайди любезно разрешила мне сделать перевод ее материалов, чтобы как можно больше людей могли получить возможность исцеления.

Я считаю, что упражнения могут помочь не только при диагностированном ПТСР, но и во многих других случаях, сопровождающихся неясной тревогой, диссоциацией, непониманием "чего я хочу". Также упражнения будут полезны тем, кто работает с темой исцеления Внутреннего Ребенка.

****

Если мы страдаем от ПТСР, мы можем чувствовать себя внутренне разрозненными, сломанными, расшатанными, взорванными, расщепленными. Поток мыслей, нервное возбуждение захватывают нас, переходят всякие границы, выходят из под контроля. Мы даже можем не ощущать собственных телесных границ.

Само-поддерживающее упражнение № 1. (Само-объятие).

Это упражнение поможет вам почувствовать себя, – может быть первый раз за много лет – "контейнированным". Питер Левин объясняет, что упражнение:

"Помогает осознать, что у нас есть контейнер. Наше тело – контейнер всех наших ощущений и чувств. Все ЭТО – в теле".

Упражнение дает осознанное состояние внутреннего покоя. Оно приходит от полученного на опыте внутри-телесного знания о том, что у нас есть определенное место в пространстве. А состояние рас-соединенности, не-знания, где я начинаюсь и где заканчиваюсь – даже если оно не осознается, сильно подрывает душевное равновесие.

Цель упражнения: почувствовать тело как контейнер, создать его.

Как делать:

Положите одну руку под мышку другой руки, а другой рукой обхватите себя, так чтобы ладонь пришлась на плечо: вы себя обнимаете.

Внимание сосредоточено на теле. Устройтесь поудобнее в это позиции, почувствуйте опорность, которую она придает. Позвольте себе побыть "в контейнере".

Наблюдайте, происходят ли какие-то перемены в дыхании, телесных проявлениях, в том, как вы ощущаете себя в пространстве. Попробуйте какое-то время так посидеть, чтобы ваше ощущения себя и мира изменилось.


Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве


Поздравления! Вы только что сделали шаг к принятию себя и исцелению последствий травмы.

Само-поддерживающее упражнение Питера Левина №2.

(Синонимы: Меж-ладонная саморегуляция. Само-исцеляющее прикосновение. Наложение руки для саморегулируемого гомеостаза. Наложение рук для внутреннего баланса. Двух-шаговое упражнение по само-исцеляющему наложению рук).

Другим бывает трудно это понять, но люди с ПТСР часто страдают от приступов ужаса, гипервозбуждения, нервозности, внутреннего хаоса, спутанных и одолевающих мыслей – и не знают, как спастись от этого. Следующее упражнение – как раз тот самый спасительный выход.

Цель: успокоить нервную систему, вернуть Себя в тело, развивать осознание своего тела и тренировать нервную систему, на удержание памяти о том, как нормально. Также, как и в первом упражнение, целью является ощутить тело как контейнер, получить представление о своих телесных границах. Кроме того, упражнение можно использовать для развития само-регуляции. Мы начинаем чувствовать, что мы в состоянии, в силах изменять свои текущие физиологические и эмоциональные состояния.

Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве


Как делать:

Шаг 1.

Глаза можно держать открытыми или закрытыми – как вам удобно.

Можно лежать или сидеть.

Примите удобную позу.

Положите одну руку на лоб. Если вы лежите, можно подложить под бок подушки, чтобы локоть руки расслабленно покоился на них.

Положите другую руку на сердце.

Наблюдайте за тем, что происходит в Вашем теле. Плавно переместите внимание туда, где соприкасаются ладони и тело. Наблюдайте за тем, что просходит в теле под одной рукой: что чувствует тело при прикосновении? А что чувствует рука, прикасающаяся к телу? Повторите то же для другой руки. Начинайте фокусироваться на руке, которая притягивает Ваше внимание (неважно – правой или левой), делайте упражнение в своем темпе, столько времени, сколько нужно Вам.

Оставайтесь в этом положение пока не почувствуете изменение. Возможно, ждать придется долго. Будьте терпеливы.

Вот что рекомендует Питер Левин:

"Просто ощущайте, что происходит в теле между ладонями. Иногда можно почувствовать поток энергии, или изменение температуры, или какое-то ощущение. Я просто прошу их (клиентов) держать руки на месте, – несколько секунд, или 5-10 минут, пока они не почувствуют какое-то изменение…"

Шаг 2.

Переместите руку со лба на живот.

Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве


Далее, как в шаге 1.

Наблюдайте за ощущениями, возникающими в кистях рук. Затем переместите фокус внимания в тело. Сосредоточтесь на ощущениях в теле там, где его касаются руки. Можно медленно перемещать внимание от зоны под одной рукой – к зоне тела под другой, – и обратно. Фокусируйтесь на руке, которая притягивает Ваше внимание, в удобном для вас темпе, столько времени, сколько нужно. Ждите, пока не почувствуете, что произошло какое- то изменение.

Питер Левин:

"Затем руку, что была сверху, положите на живот. И снова ждите, пока не почувствуете какой-то сдвиг, какое-то движение. Если люди, которые не могут спать или боятся и страдают от кошмарных сновидений, когда они делают эти простые вещи – то засыпают гораздо легче". 

Когда я начала делать это упражнение, – пишет Хайди, как правило, изменение возникало, как саопроизвольный глубокий вздох, после чего мое дыхание становилось глубже, его ритм замедлялся, мышцы расслаблялись. Сейчас, когда уже несклько месяцев делаю упражнение, изменение более тонкое и постепенно – как будто я вхожу в тело на более глубоком уровне.

Однако до сих пор проходит много времени, прежде чем я замечаю сдвиг. Как мне кажется, это зависит от уровня хаоса в моей нервной системе на момент упраженния: чем больше хаос, тем больше времени требуется.

Теории о том, почему подобные упражнения работают:
  • Нервная система человека отвечает на прикосновение. Лечение наложением рук использовалось человечеством с незапямятных времен. Это может быть связано с электро-магнитными полями, или с тем, что с младенчества мы успокаиваемся, когда нас держат на руках определенным образом;
  • Это одно из многих упражнений, которое разворачивает фокус внимание к телу – и сам этот разворот и осознавание лечебны;
  • В упражнении человек учится относиться к себе не жестко, а бережно. Это помогает выстраивать с собой именно такие отрношения – бережные, заботливые, любящие.

Упражнения само-поддержки и Самость ("Я").

Упражнение на укрепление и создание "контейнера" помогает приблизиться к переживанию своей самости, своего Я.

Порой кажется, что травма стирает ощущение своего Я, своей самости – и представления от том, где это Я находится – в пространстве и времени. Выполнение таких упражнений, и даже только предоставление телу возможности открыться навстречу таким упражнениям, возвращает ощущение своего Я. Сначала это может проявляться как ощущение себя, имеющего плотность, и занимающего определенное место в пространстве. Может быть погружение во внутреннее осознание: "У меня есть внешние границы", которое, в свою очередь помогает осознать что "Я – здесь" (место в мире) и "Я – это Я" (Само-идентификация). Все это помогает вместо ощущения несуществования, сломленности, восстановить свою идентичность нормального человека.

Человек может почувствовать чувство гордости в центре своего Я, или же ярости, желание защищать Себя. Так просыпается чувство само-защиты и само-уважения. Когда Я найдено, легче почувтствовать желание защищать Себя, гордиться своей самостью. Когда к своему внутреннему Я нет доступа, такие понятия как само-уважение и само-защита кажутся непонятными. Или же понимаются чисто умственно, не проживаются. Это не значит, что человеку не важны эти вещи – напротив, он может придавать им большое значение. Только без ощущения своего Я на телесном уровне эти понятия остаются пустыми.

Может вернуться осознание эмоциональных границ, понимания что допустимо а что – нет в отношениях. Такое понимание часто бывает утерянным в результате травматического опыта.

Доступ к своему Я одновременно открывает и доступ в внутреннему знанию о своих желаниях. Некоторые называют это "правдой о себе" или "личной волей" или внутренним "творцом", деятелем. Эти понятия мало значат для тех, у кого нет доступа к своему Я. Но когда эта связь восстанавливается, от Я начинают поступать сигналы – о том что нравится, что не нравится. Эти сигналы постепенно укрепляют разносторонность, зрелость и способность к самовыражению – и превращаются в "Мою Правду" о происходящем. Воля помогает поступать в соответствии со своей Правдой – и, таким образом, постепенно происходит формирование идентичности

Закрытый доступ к внутреннему Я вызывает обескураживающую пассивность и длительное пребывание в состоянии Обездвиженности ("олень в свете фар"), Диссоциации( сознание отдельно от тела в другом месте и времени) и Гипервозбуждения (неконтролируемый ужас). Если настройки "двигателя" жизни ( Я и Воля) сбиты, то вполне естественно ожидать остановки. Упражнения помогают аккуратно вывести организм из пассивного состояния.

Допонительные упражения по Само-поддержке, собранные Хайди Хэнсон.
  • Упражнение само-поддержки, уменьшающее страх. Положите одну руку на шею сзади, у основания черепа, а другую на солнечное сплетение (сразу под грудной клеткой);
  • Воссоединение с нижней частью тела.Для более гибких. Лежа на боку, положите одну руку на сердце, другую на копчик;
  • Ментальный контейнер. Положите ладони с двух сторон головы – как- будто каждая касается и успокаивает одно из полушарий мозга. Затем переместите одну руку на лоб, другую на затылок. Почувствуйте, как руки создают контейнер для ваших мыслей;
  • Похлопывание. Упражнение также дает Питер Левин. Похлопывайте себя со всех сторон, чтобы получить представление о своих наружных границах. Прочувствуйте, как это: иметь внешние границы – место, где заканчиваетесь Вы и где начинается весь остальной мир.

Источник

Метки: Посттравматическое стрессовое расстройство, Телесно-ориентированная терапия, Методики и упражнения, Переводы,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
1546
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

20.08.2018
21258
Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы он успокоился и почувствовать себя немного более сконцентрированными, по крайней мере достаточно для того, чтобы объяснить, что с нами происходит или обратиться за помощь или придумать, как поступить с этим состоянием.

Метки: Тревожность, Методики и упражнения, Переводы,

Что такое вторичная выгода? Теория и упражнения

Что такое вторичная выгода? Теория и упражнения

07.08.2018
7413
Психолог Татьяна Ушакова: "Вы когда-нибудь задумывались, почему, принимая какое-либо решение, оно часто не выполняется и все остается так, как было?"

Метки: Развитие личности, Методики и упражнения, Ответственность,

Одной любви недостаточно

Одной любви недостаточно

06.08.2018
10089
В нашей культуре многие идеализируют любовь. Мы видим в ней возвышенную панацею от всех жизненных проблем. Наши фильмы и истории в книгах отмечают ее как конечную цель жизни, окончательное избавление от всей болезненной борьбы. И из-за того, что мы идеализируем любовь, мы переоцениваем ее. В результате платить за это приходится нашим отношениям.

Метки: Любовь, Переводы,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
3587
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
25973
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

31.07.2018
26234
Все что мы чувствуем – будь это удовольствие, боль, злость или страх – мы чувствуем через свое тело. Одно из самых редко обсуждаемых последствий нелюбви в детстве; последствий того, что вас не слушали и не слышали; последствий вашей вынужденной защиты от критики, унижений и эмоциональной боли – это отношение нелюбимой дочери с её телом.

Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,

12 простых способов успокоиться и не нервничать

12 простых способов успокоиться и не нервничать

14.07.2018
15989
Психолог Елена Назаренко: "Ими пользовались для рекомендаций врачи-терапевты старой школы. Из тех, которые брали больного за руку, и тому уже от этого становилось легче. Советам по самопомощи обучали физиотерапевты, массажисты и спортивные инструкторы. Теперь советы стоят дороже и формулируются сложнее. Самопомощь пресекается, это же не рыночный подход. А мы вернёмся к старым добрым временам, когда самопомощь приветствовалась".

Метки: Стресс, Тревожность, Методики и упражнения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
3192
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Карьерный кризис: почему я больше не хочу работать и что делать?

Карьерный кризис: почему я больше не хочу работать и что делать?

04.07.2018
19934
Каждый человек на пути своего профессионального развития сталкивается с остановками и тупиками. Во время них он пересматривает направление движения и даже полностью меняет пункт назначения. С чем связаны такие кризисные этапы и как в них действовать, расскажем в статье.

Метки: Психологический кризис, Методики и упражнения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
35814
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

Исцеление внутреннего ребёнка

Исцеление внутреннего ребёнка

04.05.2018
11232
Психотерапевт Ирина Стуканёва: "Каждый человек в каждый момент времени находится в состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так он проявляет себя по отношению к другим людям. Но Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности".

Метки: Трансактный анализ, Методики и упражнения,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
10573
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12.04.2018
4899
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,

Из того, что я тебе сказал, я соврал почти всё

Из того, что я тебе сказал, я соврал почти всё

04.04.2018
21944
Моя дорогая жертва, из того, что я тебе сказал, я соврал почти все. И я не жалею об этом. Я не могу сопереживать тебе. В свое оправдание я скажу, что слишком рано стал нарциссом, поэтому у меня никогда не было возможности развить свою совесть, свою способность чувствовать раскаяние или сочувствие к тому, кому я причиняю боль.

Метки: Отношения, Нарциссизм, Переводы,

Депатологизация пограничного клиента

Депатологизация пограничного клиента

02.04.2018
9202
Многие пограничные клиенты, делясь историей своей травмы, время от времени неизбежно провоцируют своих терапевтов. И способность терапевта принимать ответственность за происходящее с ним, вместо того, чтобы обвинять в этом клиента, может стать поворотным моментом в терапии.

Метки: Психотерапия, Пограничное расстройство личности, Случаи из практики психотерапии, Переводы,

Что на самом деле стоит за расстройством пищевого поведения

Что на самом деле стоит за расстройством пищевого поведения

28.03.2018
8846
Многие из нас слышали, что "расстройства пищевого поведения не про еду и не про вес" – это фраза номер один, она звучит со всех сторон и от тех, кто сам страдает от РПП и от тех, кто занимается терапией, она призвана бороться с заблуждениями относительно РПП. Но чего люди действительно все еще не понимают, так это того о чем же РПП на самом деле.

Метки: Переводы, Расстройство пищевого поведения,

Что бы сделала моя мама?

Что бы сделала моя мама?

21.03.2018
4495
Они позволяли нам быть детьми, мы болтались на улице, падали и обдирали коленки, веселились и наслаждались простыми радостями детства. Мы знали, что нас любят и что мы в безопасности. Мы никогда не сомневались в наиболее важных частях истории. Мы были не хрупкими тепличными растениями, а грязными, шумными, жизнерадостными детьми, которые хватали конфеты немытыми руками и отлично жили.

Метки: Воспитание, Материнство, Личный опыт, Переводы,

От страдания к свободе: практика принятия реальности

От страдания к свободе: практика принятия реальности

13.03.2018
10875
Вы когда-нибудь задумывались о том, почему страдания разрушают некоторых людей, а других не разрушают. В реальности некоторые люди не только не бывают разрушены страданиями, но они становятся еще сильнее, пока проходят через это. Вы когда-нибудь задумывались об этом?

Метки: Развитие личности, Диалектико-поведенческая психотерапия, Переводы,

Упражнение "Круги близости ответственности и влияния"

Упражнение "Круги близости ответственности и влияния"

07.03.2018
6872
Психолог Ксения Панюкова: "Упражнение "Круги близости" – это отличный инструмент, для того, чтобы "проявить" те слабые места, через которые уходит энергия из вашей жизни, определиться с приоритетами и восстановить границы там, где они необходимы".

Метки: Отношения, Методики и упражнения,

Лиз Гилберт. Что-то не то

Лиз Гилберт. Что-то не то

23.02.2018
59477
Однажды я пришла к терапевту по странной причине. Мне было страшно, что я могу оказаться социопатом. Почему? Я думала, что чувствую что-то не то.

Метки: Чувства, Переводы,

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

22.02.2018
3556
Психолог Елена Назаренко: "Выполнение данного психологического упражнения-визуализации есть психологическая "растяжка", благодаря которой мы можем научить себя дотягиваться до Нуминозного".

Метки: Развитие личности, Методики и упражнения,

Забота о себе – это не ванна с пеной и не пирожные

Забота о себе – это не ванна с пеной и не пирожные

21.02.2018
196113
Заботиться о себе – значит быть героем своей жизни, а не жертвой. Это означает пересмотреть все, что у вас есть, и так поменять свою повседневную жизнь, чтобы от нее не нужно было куда-то убегать ради передышки. Это значит перестать отдавать приоритет жизни, которая выглядит хорошей, перед жизнью, которая ощущается хорошей.

Метки: Личность, Принятие себя, Переводы,

Любая беда неслучайна?

Любая беда неслучайна?

06.01.2018
19882
Я столько лет работаю с людьми, переживающими горе, и не перестаю поражаться – насколько же живучи все эти мифы. Пошлые, избитые, пустые фразы, маскирующиеся под некую "житейскую мудрость".

Метки: Горевание, Переводы,

О жизни со смыслом

О жизни со смыслом

24.12.2017
10057
Психолог Олег Сатов: "Новый год – самый драматичный праздник… даже более драматичный, чем День Святого Валентина для одиноких. Справиться с болью одиночества проще, потому что, хотя любовные отношения и кажутся чем-то жизненно важным, каждый человек в глубине души знает, что смысл жизни не сводится к любви, что отношения – это лишь плацдарм или тыл, но не сама жизнь".

Метки: Смысл жизни, Методики и упражнения,

Кризис среднего возраста: Человек в поиске смысла

Кризис среднего возраста: Человек в поиске смысла

14.12.2017
5461
Психолог Светлана Рипка: "В середине жизни человеку становится необходимо понять смысл своего существования и обосновать его через собственные, а не навязанные ценности. Именно в середине жизни, в точке "0", человек сталкивается с неизбежностью конечности бытия, с желанием оставить после себя след и память, желанием делать и творить не за что-то, а во имя чего-то".

Метки: Кризис среднего возраста, Экзистенциальный кризис, Методики и упражнения,

Посттравматический рост: нет худа без добра

Посттравматический рост: нет худа без добра

05.12.2017
4117
Психолог Павел Зыгмантович: "Сейчас проводится достаточно много исследований посттравматического роста, и, несмотря на объективные трудности исследования таких процессов, стало ясно – феномен действительно существует".

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

Пять причин почему нелюбимые дочери выбирают не тех партнеров

Пять причин почему нелюбимые дочери выбирают не тех партнеров

15.11.2017
19891
Как так вышло, что я вышла замуж за человека, который копия моей матери? Казалось, что он совсем на неё не похож, а в итоге – просто вылитая она. Как так получилось, что я не увидела, что он обращается со мной точно так же, как и моя мать? Просто руки опускаются.

Метки: Отношения, Материнство, Женщины, Семья, Переводы,

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

01.11.2017
25295
Клинический психолог Юлия Лапина: "Поскольку в нашей культуре мать считается "нормальной" пока не наносит физических травм ребенку, нелюбящие матери не несут ответственности за свои слова пока их дети накормлены, одеты и имеют крышу над головой. Но ведь даже детские дома предоставляют это ребенку, разве не так?"

Метки: Воспитание, Материнство, Переводы,

Мне не больно. Я – травматик

Мне не больно. Я – травматик

30.10.2017
10366
Семейный психолог Надежда Керова: "У человека перенесшего, но не пережившего эмоциональную травму могут быть заблокированы, заморожены чувства. Внешне человек может выглядеть спокойным, уравновешенным, общаться с людьми, поддерживать социальные контакты. Но если присмотреться внимательно, то оказывается, близко к себе он никого не подпускает. Контакты с людьми поверхностны, глубинная потребность в близости не удовлетворяется".

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

Читать по теме: |
Травмированная личность или человек с контейнером

Травмированная личность или человек с контейнером

16.08.2018
2364
Не справиться психологически – это значит не суметь пережить сильные негативные эмоции, такие как страх, гнев, вина, стыд. Эти эмоции уже возникли, и они имеют сильнейший заряд энергии, а разрядки не произошло. Не прожитые, т.е. не осознанные эмоции представляют собой психологическое образование – "контейнер". Контейнер отщеплен от сознательной части личности и охраняется психикой от внедрения в сознание.

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

"Как угасают миры". Онкология с точки зрения психосоматики

"Как угасают миры". Онкология с точки зрения психосоматики

02.06.2018
3275
Онкология – одна из самых непростых тем работы в психосоматике. Каковы причины возникновения заболевания и что можно сделать, работая с такой темой? Об этом в данной статье.  

Метки: Психосоматика, Методики и упражнения,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём