Помочь стать счастливыми

16 октября 2017
1259

​​Алиса Тананаева
Специалист по психологической и психофизиологической диагностике

"Что именно из богатого генофонда достанется конкретному чело веку – загадка природы, которую могут прояснить только генетики.

Мы же обычно стоим перед фактом: с первых дней своего рождения ребенок ведет себя определенным образом.

Впитывая социальнокультурные ценности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениями жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других".

Л.Н. Собчик
"Психология индивидуальности: теория и практика психодиагностики"


Индивидуальные различия

В детстве я была единственным членом семьи, который от корки до корки читал журнал "Семья и школа". Мои родители по специальности – астрономы, увлеченные учебные, обожающие свою работу. Я росла в астрофизической обсерватории, вокруг меня жили астрономы и, честно говоря, я как-то даже не задумывалась о том, что можно заниматься чем-то еще, кроме астрономии. Поступила на физический факультет, но, обучаясь на астрономическом отделении и живя в общежитии, я рисовала схемы и графики, иллюстрирующие изменения в поведении моих однокурсников под влиянием алкоголя, переутомления или интимной близости.

В итоге, после окончания университета, вместо астрономии я занялась астрологией и только к тридцати годам пришла к идее получения второго высшего образования по психологии и психотерапии.

Все родители, у которых больше одного ребенка, замечали, что с самого рождения они отличаются друг от друга. Почему так происходит?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Кто-то считает, что индивидуальным различиям мы обязаны комбинациям нашего генетического кода – в ком-то "проснулся дедушка", а кто-то "весь в маму". Другие думают, что причина в том, что душа после перерождения вселяется в генетически запрограммированное тело. Третьи говорят, что формирование плода в случае разных детей происходит в различных физических и психологических условиях, и причина различий именно в этом.

Так или иначе, факт заключается в том, что индивидуальные различия существуют от рождения, и даже у близнецов можно найти определенные отличия. Это, так сказать, hardware, основа, на которую впоследствии ежедневно наслаиваются впечатления каждого дня и каждой встречи, формирующие уникальный, ни на что не похожий, рисунок конкретной личности. И вот перед нами трудные дети, одаренные дети, странные дети – наши дети, которым так важно узнать, кто они и каково их предназначение в этом мире.

Индивидуальные психологические особенности

У меня есть знакомая, которую в детстве упорно старались научить музыке, прививали любовь к спорту, водили в драмкружок, а она, в свое небольшое свободное время, читала "Юный натуралист" и приключенческие романы, собирала с дороги улиток, чтобы их не раздавила машина, и ухаживала за морскими свинками. Когда она как-то сказала маме, что хотела бы заниматься животными, мама удивленно заметила – "коров, что ли доить?"...

Женщина – тогда еще девочка – больше всего боялась обидеть своих горячо любимых родителей, поэтому, имея все "пятерки" по зоологии, пошла на физический факультет по совету родителей. С грехом пополам, она закончила образование, но никогда не работала по специальности, раза два в жизни подошла к пианино, ненавидела спорт и тщетно пыталась найти себя, занимаясь самыми разными вещами – от преподавания математики до игры на бирже. И только в свои 45 спонтанно поехала в волонтерскую экспедицию в ЮАР, где оказалась самой старшей – чтобы не сказать старой – в компании юных биологов, изучающих вопросы сохранения редких видов африканских животных.

И поняла, что же именно она искала всю жизнь. Вот только 45 лет жизни уже не вернешь, и далеко не всегда в этом возрасте есть силы и время на то, чтобы начать жизнь сначала.

Чем в этом случае могла помочь психодиагностика?

Первая и основная задача профессиональной психодиагностики – определить основные движущие силы личности, или, в терминологии Л.Н. Собчик, "ведущие тенденции" – базовые психологические особенности, задающие вектор развития личности и напрямую влияющие на ее жизнь и судьбу. В данном случае, мы бы выявили (что и было сделано впоследствии), что у этой женщины в равной степени выражены спонтанность, то есть импульсивность, любовь к свободе, стремление принимать самостоятельные решения, и сензитивность, то есть чувствительность, ранимость, эмпатичность.

Это две разнонаправленных тенденции, создающие внутренний конфликт, для гармонизации которого работа в экспедиции по спасению кого бы то ни было – идеальное решение. Такой структурный элемент личности объясняет и неадекватную боязнь обидеть близких людей, пусть даже ценой собственной судьбы, и последующее бессознательное неприятие всего, любовь к чему пытались приучить в детстве, и "бегство" в Африку.

Ко всему прочему, она является выраженным интровертом, то есть просто не в состоянии легко и просто говорить о своих чувствах и желаниях; ей легче было принять мнение родителей, даже если оно не совпадало с ее внутренними потребностями, чем попытаться объяснить им, чего она хочет и о чем мечтает. Неуместная шутка мамы, которой та даже не придала значение, глубоко запала ей в душу и заставила на долгие годы отказаться от своего призвания.

В данной ситуации психодиагност дал бы рекомендацию родителям внимательнее присматриваться к интересам дочери, не навязывая ей свои, а также порекомендовал бы ей пройти диагностику способностей и составить карту интересов для того, чтобы она могла сразу заняться тем, что на самом деле ее привлекает в жизни. 

Не хочу учиться!

Большинство детей попадают на консультацию к психотерапевту по причине сложностей в обучении – и это хорошо, когда попадают! Как часто родители списывают проблемы в учебе на лень, нежелание учиться, или на такое всеобъемлющее, с их точки зрения, понятие, как "трудности подросткового возраста". Хочу вам сказать, дорогие родители, что ребенок, как и любой детеныш, от природы "запрограммирован" на то, чтобы учиться! Любому юному существу учиться необходимо для того, чтобы выживать – учиться ходить, говорить, думать – а, как известно, любая деятельность, направленная на обеспечение выживания и продолжение рода, будь то прием пищи или размножение, изначально окрашены положительными эмоциями – так устроен мир. И любая мать знает, как искренне радуется младенец, когда осваивает какой-то новый навык! И если вдруг оказывается, что ребенку неприятно учиться, что учеба доставляет ему трудности, неудовольствие, не складывается – это сигнал о том, что что-то пошло не так, и виноват в этом никак не ребенок, а взрослые, которые умудрлись уничтожить исконную радость обучения, присущую всем детям без исключения.

Но намеренно ли? Нет, конечно, напротив – из самых лучших побуждений. Просто дело в том, что традиционный подход к обучению предполагает уравнивание всех под одну гребенку, тогда как люди – разные, а потому разные и проблемы, с которыми сталкиваются дети в ходе такого подхода к обучению. 

Если Таня боится отвечать у доски, Коля не может спокойно высидеть и пяти минут, Маша легко учит стихи, но совершенно не понимает математику, а Дима думает над задачей в два раза дольше, чем все остальные в классе – это вовсе не повод заставлять Таню отвечать чаще, кричать на Колю или считать Диму умственно отсталым. У этих детей просто по-разному протекают нейрохимические процессы в головном мозге, и это не зависит от их желания или настроения. И у всех этих детей есть все шансы учиться легко и с интересом, если образовательный стиль в случае каждого ребенка будет немного разным, если взрослые будут понимать и учитывать личные особенности детей, переводя их из категории проблем в разряд возможностей. 

Кроме того, психодиагностика позволяет понять структуру интеллекта детей. Раньше тесты интеллекта сводились к некоторому интегральному показателю – IQ, на основании которого делался вывод об общих способностях и интеллектуальном уровне человека. Но практика показала, что люди, отлично разбирающиеся в высшей математике, могут писать безграмотно, а гениальные художники вовсе не обязательно легко ориентируются в таблице умножения. Своевременное выявление особенностей интеллекта позволяет развить природные задатки ребенка, а также своевременно обратить внимание на пробелы в его знаниях в тех или иных областях, что позволит избежать серьезных трудностей и в школе, и далее по жизни., 

Что такое ММД?

К нам на диагностику попал одиннадцатилетний Ваня, родители которого жаловались на то, что он ведет себя, "как маленький" – не может сосредоточиться на учебе, постоянно хочет играть, часто плачет, быстро устает на уроках. Несмотря на то, что обычно Ваня легко решает задачи по возрасту и много читает, периодически он допускает совершенно нелепые ошибки и не замечает их. Со слов родителей, в младшей школе Ваня учился на "отлично", а теперь внезапно съехал на тройки, использует любые предлоги, чтобы не идти в школу. При всем этом, у Вани совершенно адекватный уровень интеллекта и нет никаких патологий в развитии. Он легко запоминает стихи, но на следующий день не может вспомнить ни одной строчки.

В чем же дело? Здесь мы имеем дело с так называемыми "минимальными мозговыми дисфункциями" – легкими нарушениями в созревании и функционировании мозга, которые могут быть вызваны миллионом различных причин – от неблагоприятной экологической обстановки, в которой проходила беременность, до осложнений во время родов и болезнями в младенчестве.

По данным Людмилы Аполлоновны Ясюковой, в ходе обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга было выявлено, что более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, а по данным обследований в Нижнем Новгороде – у 60%. Неустойчивость внимания, памяти, неспособность к самоконтролю, гиперактивность, отвлекаемость – все эти проявления могут оказаться вовсе не просто "плохим поведением", а симптомом минимальных мозговых дисфункций.

Хочу сразу успокоить тревожных родителей: ММД – это само по себе не заболевание, и дети с ММД поддаются коррекции и замечательно учатся и работают. Если ММД не корректировать, человек тоже может вырасти совершенно нормальным, хотя, как правило, таким людям сложно сосредоточиться на чем-то одном; некоторые из них постоянно меняют работу, другие – отношения, третьи – место проживания, допускают ошибки по невнимательности.

Однако, при резком увеличении учебных нагрузок, возникновении стрессовой ситуации, неправильном педагогическом подходе ММД может перерасти в серьезную проблему для ребенка и для его педагогов и привести к резкому ухудшению успеваемости и поведения, а в сложных случаях – к невозможности нормально закончить школу со всеми вытекающими последствиями.

Когда-нибудь я постараюсь рассказать об ММД подробнее; в свете нашей данной темы хочу заметить, что очень простыми методами психодиагностики буквально за десять минут можно установить вероятность наличия у ребенка ММД и заранее принять меры для их коррекции.

Метки: Воспитание, Психодиагностика,

Читать по теме:
Родители, не учите нас жить!

Родители, не учите нас жить!

19.02.2018
526
Психолог Павел Зыгмантович: "Поступил вопрос: "Как дать понять родителям мужа, что сын уже вырос, женат и у него – своя семья! – что не надо за него теперь что-то решать и лезть в другую (не говорю, чужую, а просто – другую семью) семью, и не надо навязывать сыну свою точку зрения?".

Метки: Воспитание, Семья,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
3679
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
1267
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
1141
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
1590
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
1130
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,

Ищу идеального мужчину

Ищу идеального мужчину

30.01.2018
2018
Психолог Анастасия Платонова: "Картина маслом: идеальная, чистейшей души мама, которая положила на ребенка жизнь, взрастила, вскормила, подняла, сил дала и… папа, жестокий, авторитарный, тиран, душащий и прекрасную маму, и пытающийся пробиться сквозь асфальт росточек – ребенка".

Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
1389
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
1212
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
1658
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

10.01.2018
2889
Ежедневно в поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" поступает в среднем 17 заявок на поиск пропавших людей, около трети из них – на поиск детей. Группа профилактики проводит бесплатные занятия для детей, чтобы научить их безопасному поведению в лесу и на улице, а также организует лекции для родителей, чтобы рассказать о том, чему учить детей и чего опасаться. На них мы рассказываем о правилах, которые написаны, к сожалению, слезами и кровью.

Метки: Воспитание,

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

07.01.2018
3993
Из-за комплексов и неумения выстроить отношения по-другому родители требуют уважения от ребёнка. К такому выводу пришёл молодой папа Андрей Бородкин. По-настоящему дети уважают нас за поступки, а запугивание и культ старших дадут всего лишь видимость уважения.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3755
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Искусство воспитания раба

Искусство воспитания раба

23.12.2017
7348
Дима Зицер: "Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой..."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Семья, Детско-родительские отношения,

Зачем, а не почему болеют дети

Зачем, а не почему болеют дети

19.12.2017
5685
Гештальт-терапевт Рагулина Анастасия: "Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о "часто болеющих детях". А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?"

Метки: Воспитание, Психосоматика, Детско-родительские отношения,

Подарки для моих детей

Подарки для моих детей

18.12.2017
1189
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Я подарю своим детям много самостоятельности. Мне не нужен контроль над ними, я не верю в то, что он поможет им выбрать верную дорогу. Напротив, я уверена, что мой контроль приведет к сопротивлению, а я не хочу, чтобы они выстраивали свою жизнь на протесте против давления".

Метки: Воспитание, Любовь,

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

16.12.2017
1124
Федор Шеберстов: "Так вот, именно мы с вами сделаем так, чтобы школа была интересной и полезной. Кроме нас никто этого не сделает, сверху эти изменения не придут. Нельзя сделать интересно по приказу. Мы только что начали, и все козыри у нас на руках".

Метки: Воспитание,

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

01.12.2017
39042
Нужно копить деньги и все делать качественно. Психолог Людмила Петрановская уверена – это незыблемые родительские истины... позавчерашнего дня. В то же время есть то, что нашим детям точно пригодится. Как минимум, критическое мышление.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
8103
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

26.11.2017
7065
Психолог Юлия Данилова: "Каждый раз, когда вы кричите на ребенка, он испытывает сильнейший стресс и получает психическую травму. Крик – это угроза безопасности. Безопасность – одна из важнейших потребностей ребенка для нормального развития психики".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

25.11.2017
2878
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
2843
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

21.11.2017
2742
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Речь пойдёт о той здравой доле адекватности, которая необходима в процессе воспитания ребёнка буквально ежедневно, ежеминутно. Адекватность равно ответственность за психологическое здоровье вашего ребёнка".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

01.11.2017
11671
Клинический психолог Юлия Лапина: "Поскольку в нашей культуре мать считается "нормальной" пока не наносит физических травм ребенку, нелюбящие матери не несут ответственности за свои слова пока их дети накормлены, одеты и имеют крышу над головой. Но ведь даже детские дома предоставляют это ребенку, разве не так?"

Метки: Воспитание, Материнство,

Объяснить ребёнку смерть

Объяснить ребёнку смерть

20.10.2017
1928
Как бы вы объяснили смерть тому, кто младше трёх лет? Большинство взрослых сами напуганы тем фактом, что однажды мы перестанем существовать и жизнь продолжится без нас. Так как же может понять эту идею тот, кто ещё боится пылесоса?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Трудные чувства родителей

Трудные чувства родителей

02.10.2017
3098
Психолог Татьяна Жуковская: "И я поначалу тоже пыталась создать иллюзию счастья в своей семье, искренне полагая, что если буду все делать правильно, то оно, счастье, придет. Как же может быть иначе? Но, стараясь делать все правильно, как велел мне мой детско-родительский опыт и мои предрассудки, я чувствовала, что истощаюсь. Силы уходили, а счастья не было. Почему?"

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

29.09.2017
2166
Развитие способностей, связанных с пониманием эмоций, помогает ребенку хорошо учиться и легко взаимодействовать с окружающими. Психолог Татьяна Котова рассказала, как научить ребенка справляться с любыми проблемами.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Священный брак или зачем нужна семья?

Священный брак или зачем нужна семья?

28.09.2017
3440
Психолог Юлия Головкина: "Браком хорошее дело не назовут" – гласит известный афоризм. И по поводу разрушения института современного брака, и про статистику разводов, и про новые формы брака тоже сказано немало. Да и у меня самой опыт двух неудачных браков, которые пришлось расторгнуть по причине их полной нежизнеспособности. И всё-таки, мне захотелось написать статью в защиту брака, потому что я не раз задавалась вопросом: зачем нужна семья?"

Метки: Воспитание, Семья,

Как воспитать жертву

Как воспитать жертву

25.09.2017
9010
Психолог Елена Ливенцева: "Ребенок в первую очередь зависит от установок и моделей воспитания самих родителей, а не от других людей. Воспитывая независимость от себя, от своих эмоций, уважая границы ребенка, вы убережете своего подростка от неприятных ситуаций и сохраните собственные силы, здоровье и отношения в семье".

Метки: Воспитание,

Быть родителями – дело не благодарное

Быть родителями – дело не благодарное

20.09.2017
1878
Психотерапевт Анна Мохова: "Каждый из родителей сам определяет, чем, когда и как должен благодарить их собственный ребенок. Если же их ожидания не оправдываются, то родители обижаются, разочаровываются и ребенок объявляется неблагодарным. Я множество раз в своей практике встречалась с ситуациями, где "неблагодарные дети" пытались пережить, переработать горы невротической вины, слез и отчаяния".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
Регистрация
для организаций
Написать сообщение
Запись на приём