Подросток в доме: Counter-Strike или договорные отношения?

18 мая 2016
3893

Дарья Иванова
Кризисный психолог, гештальт-терапевт

«Меня никто не понимает» — девиз подростка. Он и сам себя не узнает и не понимает. Из ребенка, маминого сына или дочки, подросток превращается во взрослеющую личность. Он находится на этапе полуфабриката: еще не взрослый, но уже не ребенок.

Взрослеет его тело, постепенно взрослеет мышление. Он как нераспустившийся, но очень напряженный бутончик, готовый вот-вот лопнуть. От эмоций, перемены настроения, внешних изменений. Он впервые начинает рассматривать себя с интересом в зеркале, и не узнает того, кто смотрит на него оттуда. Он каждый день иной, новый. И часто эти изменения пугают.

Сознание не поспевает адаптироваться к новой внешности, которая изменяется «не по дням, а по часам». В этом возрасте созревание идет очень активно. Можно сравнить телесные изменения по скорости с периодом от 0 до 1 года. Так и подросток: мы видим, что в течение всего 1 года он становится совершенно другим: черты лица «взрослеют», взрослеет тело.

Подросток приобретает вид юного, созревающего существа. Физические параметры девочек и юношей подросткового возраста на сегодняшний день таковы, что порою тринадцатилетний ребенок выглядит, как совершеннолетний. Довольно сложно бывает угадать, сколько лет этому человечку. Но даже в этом случае, имея достаточно зрелый вид, подросток остается ребенком, так как его эмоциональная и когнитивная сферы не вызрели до уровня взрослого.

Подросток эмоционально неустойчив, ему присущи такие черты, как максимализм, четкое разделение понятий «добро» и «зло», причем понятия эти подросток черпает отнюдь не из произведения «Что такое хорошо, а что такое плохо».

Подросток познает этот мир по-новому, открывает для себя доселе неведомые грани, с удивлением взирая на то, чего раньше не видел. Это возраст открытий, не всегда приятных, шокирующих и невероятных. Как будто бы приоткрывается занавес, скрывавший мир взрослых, куда ему, ребенку, не было доступа ранее.

Подросток чувствует свою сопричастность к взрослым тайнам. Он познает этот мир, делая свои выводы и расставляя акценты. От того, кто находится с ним рядом в этот момент, напрямую зависит, какими будут его новые ценности, приоритеты, какова будет грань, за которой хорошее переходит в разряд плохого.

Здесь необходимо обратиться к истокам возрастной психологии и вспомнить «три кита» каждого возраста: ССР (социальная ситуация развития), психические новообразования возраста и ВВД (ведущий вид деятельности).

Подростковый возраст — критический, это своеобразный мостик из детства во взрослую жизнь. То есть, можно говорить о том, что созревшие в младшем школьном качества уже не способны обслуживать подрастающего ребенка, а новые еще не готовы к эксплуатации. В кризисе они как раз вызревают и внедряются в структуру личности подростка.

ССР подросткового возраста — интимно-личностное общение со сверстниками, ВВД — общение, приходящее на смену учебе, психические новообразования возраста: утверждение своей индивидуальности, независимости, формирование самосознания, самоопределения, возникновение сексуального интереса, чувства взрослости.

Итак, мы видим, что из младшего школьного возраста, где среда социализации — семья, подросток переходит на этап, где основным социализирующим агентом становится референтная группа сверстников. Родители уже не являются «истиной в последней инстанции», единственными ориентирами в окружающем мире.


Подростки более прогрессивны, в одночасье им начинает казаться, что взгляды родителей устарели, как скелет динозавра. Родители ничего не понимают в моде, музыке, фильмах, компьютерных играх и прочих прелестях жизни. Они кажутся ребенку занудными ретроградами, постоянно зудящими и требующими, не желающими видеть «дальше собственного носа» и не понимающими ничего в этой жизни.

Ориентиром для подростков становятся сверстники, разделяющие их активно развивающиеся вкусы и пристрастия. Им становится интересно вне дома, вне семьи. Они собираются в группы, где обсуждают свои увлечения, моду, музыку, кино. Говорят на своём языке, зачастую непонятном взрослым. Кажется, что пропасть между растущим ребёнком и семьёй становится огромной.

Всё одновременно и так и не так. Несмотря на то, что ребёнок активно сепарируется, ему всё так же важно и нужно ощущение родительского тепла и любви. Да, он колюч и агрессивен, порою просто невыносим и совершенно непредсказуем. Но за этим фасадом брутального мачо или будущей светской львицы скрывается всё тот же мамин зайка, отчаянно нуждающийся в тепле и защите.

Подростку невероятно важно признание, одобрение и подтверждение вашей любви к нему. Но не как к своему карапузу, а как к взрослеющей личности, способной мыслить, осуществлять выбор, имеющей свои права. Да, именно права. А мы, родители, всё больше акцентируем внимание на его обязанностях.

И здесь как раз зачастую появляется трещина. Ранее аккуратный, дисциплинированный ребёнок, выполнявший мамины поручения, в одночасье становится неряшливым, рассеянным и совершенно необязательным.

Учёба, домашние обязанности стремительно отходят на второй план. И наш подросток погружается в свой новый мир, ныряя с головой во вновь открывшиеся возможности. Родителю сложно понять, что происходит с его ребёнком.

Начинаются требования, попытки вернуть обратно своего послушного малыша, порою граничащие с жестокостью. Во многих семьях, где доселе царило взаимопонимание и любовь, начинаются ссоры, скандалы, ставятся ультиматумы, появляются запреты и наказания. И вот как раз в этом месте существует огромный риск «потерять» своего ребёнка, лишиться его доверия и перестать быть для него поддержкой и опорой.

Где та самая тонкая грань между вседозволенностью, попустительством и авторитетом, признанием важности семьи? Сложный вопрос, ответ на который знает каждая мама. У мамы есть ключик к сердцу своего ребёнка, и как бы сложно не было смириться с его новой жизнью, именно мы — родители, должны проявлять мудрость и чуткость.

Подросток может быть агрессивным и жестоким, нарочито игнорировать просьбы и требования, тем самым вызывая непонимание, негодование и гнев родителей. Но на то мы и родители, чтобы быть взрослее, мудрее, опытнее и терпеливее.

Подросток ждёт от нас признания и постоянного подтверждения любви. Родители, несмотря на непрогрессивность, остаются для него оплотом надёжности. Дом — крепостью, семья — тихой гаванью, где он может пришвартоваться после бурных событий своей жизни. Это — идеальная ситуация, но на деле всё не так просто и красиво, конечно.

Для того чтобы не упустить своего ребёнка, нужно постепенно взрослеть вместе с ним, прислушиваться и присматриваться. Это совершенно не означает, что мама и папа из офисных костюмов должны перепрыгнуть в «бойфренды» и «свитшоты», обуть лоферы, слиперы и что там ещё у них сейчас модно. Но да, дорогой родитель, неплохо бы хотя бы чуть-чуть начать понимать, что значат все эти странные слова и почему сейчас модно носить кеды с любой одеждой.

Времена меняются, меняются вкусы, мода. Ребёнок-подросток и его переходный возраст — тот самый шанс «не отстать» от современного мира и не превратиться в ретрограда, тётку или дядьку. Дайте своему ребёнку шанс пустить вас в свой мир.

Спрашивайте о том, что сейчас носят, слушают, смотрят. Говорите со своим ребёнком, искренне интересуйтесь его жизнью, увлечениями. Не отгораживайтесь своими представлениями о том, как «оно должно быть».

Времена нашей юности, дорогие родители подростков, проходят или уже прошли. Только если вы не обзавелись ребёнком в 15. Совершенно очевидно, что у взрослых иные интересы, заботы, хлопоты и досуг, нежели у подростков. Но это вовсе не означает, что мы не должны стремиться понять их мир.

Проще всего отмахнуться, сославшись на то, что вам непонятны их увлечения, мода, музыка. А что, если попробовать послушать со своим ребёнком то, что ему нравится? Поговорить об этом. Поинтересоваться, чем увлекаются его друзья и как они проводят время. Попросить рассказать о том, что им интересно в Интернете. Конечно, нужно найти для этого правильное время, так как наш «малыш» не всегда в духе и настроен общаться. Но при желании всегда можно найти минутку и подстроиться под настроение.

Наша задача — не терять со своим ребёнком связи, умея отпускать его, уважая границы и не впадая в другую крайность — полное попустительство. Стоит помнить о том, что подросток — ещё далеко не взрослый, и склонен к авантюризму, подражанию, легко берётся на «слабо». И может наломать дров. И порою стоит позволить ему набить собственные шишки, ободрать коленки и огрести за своё поведение.

Взывание к авторитету и командный тон — уж точно не то, что работает на вас в данной ситуации. С подростком нужно учиться договариваться. И ни в коем случае не терять своих границ. Именно в этом возрасте актуально взаимовыгодное сотрудничество.

Подросток требует равноправия. Это невозможно априори, но мудрому родителю под силу сыграть самому себе на руку, создавая иллюзию равноправия. Ты мне — я тебе. На таких условиях подросток способен выполнять обязанности, не чувствуя себя при этом угнетённым и ущемлённым в правах.

Методы наказания и лишения работают против вас. Отбирая что-то у подростка за невыполнение обещания, низкую успеваемость, вы подрываете доверие ребёнка и утрачиваете авторитет. Перед тем, как запретить что-то в отместку за невыполненное поручение, поговорите с ребёнком, выясните, что помешало сделать то, о чем вы просили. И обозначьте свои требования, обсудив последствия за невыполнение тех или иных задач в будущем.

Торгуйтесь, договаривайтесь, обсуждайте. Рано или поздно при наличии вашего желания и определённой доли терпения, вы сможете выработать такие условия обоюдного существования, при которых ни вы, ни ваш ребёнок не будете испытывать дискомфорт и давление.

Взрослый на то и взрослый, чтобы быть терпеливым и искать путь, который приведёт к согласию в семье. И ситуация в том, что подростки становятся «трудными», когда взрослые не готовы приспосабливаться к меняющейся ситуации.

Настала пора вспомнить о том, как изменилась наша жизнь с рождением этого ребёнка. Мы были вынуждены изменить многое в своей жизни, перераспределить время, обязанности, впустить в свой мир нового человека, заботиться о нём. Тогда многое изменилось.

По мере роста малыша, жизнь также менялась: детский сад, школа, кружки, секции. Безусловно, в какой-то момент родители начинают чувствовать большую степень свободы и расслабляются. Это происходит, когда ребёнку исполняется 9 или 10. Он уже не нуждается в круглосуточном контроле, способен сам себя обслуживать, его можно спокойно оставить дома на несколько часов. И так продолжается несколько лет, пока он не становится подростком. И вот тут начинаются все прелести, описанные выше.

Так почему вновь не включить режим мобилизации всех своих родительских сил и не постараться шагнуть вместе со своим ребёнком в сложный подростковый возраст? Такая наша родительская ноша — растить их и помогать стать взрослыми. Терпение и ещё раз терпение.

Помните о том, что ваш подросток, хоть и выше вас ростом и размером ноги поболее будет, но ещё совсем не взрослый. И пусть ведёт он себя не совсем так, как нам бы хотелось, но это всё ещё наше дитя, нуждающееся сейчас очень сильно в поддержке, понимании и признании.

Терпения вам, дорогие родители и мудрости!

Метки: Подростковый возраст,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
1426
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Подростки: люби меня

Подростки: люби меня

08.08.2018
3684
Марина Солотова: "За все, что происходит с нашими детьми, несем ответственность мы, родители. И никто больше".

Метки: Подростковый возраст, Любовь, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника

13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника

25.07.2018
5479
В интернете есть множество разнообразных образовательных платформ, интересных видео, уроков по школьной программе и даже образовательных мультфильмов как на русском, так и на других языках. В этом море можно утонуть, поэтому мы сделали для вас подборку лучшего познавательного контента для самых разных возрастов и по самым разным предметам.

Метки: Подростковый возраст,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
2114
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
18335
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
12551
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

О прочной связи с подростком. Золотые правила

О прочной связи с подростком. Золотые правила

24.05.2018
3874
Психолог  Ангелина Литвинова: "Я буду рада, если кому-то информация пригодится для построения новых, более прочных отношений между своими детьми-подростками".

Метки: Подростковый возраст,

Факторы суицидального риска у детей и подростков

Факторы суицидального риска у детей и подростков

25.04.2018
2261
Медицинский психолог Светлана Емельянова: "Одним из важнейших условий комфортности жизни детей и подростков является семейное благополучие, наличие адекватных эмоциональных связей между родными, хорошая адаптация в среде сверстников".

Метки: Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

07.03.2018
78189
Психолог Оксана Фадеева: "Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы".

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Кого боятся подростки

Кого боятся подростки

06.03.2018
4156
Семейный психолог Катерина Мурашова: "По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации, не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия – игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. – были разрешены".

Метки: Подростковый возраст,

Подростки и музыка

Подростки и музыка

02.03.2018
2930
Психотерапевт Анна Мохова: "Когда-то мне рассказывали про эксперимент, где испытуемым нужно было нарисовать картины под музыку и попытаться в рисунке передать смысл, который заложен композитором. Содержание картин оказалось примерно одинаковым. А это значит, что человек чувствует то, что хочет передать композитор. Соответственно, можно сказать, что ни одна прослушиваемая композиция не выбирается просто так".

Метки: Подростковый возраст,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
3636
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
4170
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

12.12.2017
6549
Семейный психотерапевт Марина Травкова: "Подростки часто не хотят ничего рассказывать родителям, даже в минуты реальной опасности, даже когда в самом деле нуждаются в помощи и знают, что родители её окажут. Почему?"

Метки: Подростковый возраст, Насилие, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
4733
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Дети-орхидеи

Дети-орхидеи

13.11.2017
2740
Мария Пушкина: "Тема подростковых суицидов тяжела и для большинства людей носит какой-то мистический оттенок. О ней предпочитают молчать, пока не случится очередная трагедия, а после начинают строить теории о фатальном внешнем влиянии: депрессивных фильмов, жестоких компьютерных игр, или, вот недавно – "групп смерти".

Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение, Суицидальные мысли,

Подросток в современном обществе

Подросток в современном обществе

28.09.2017
8689
Психолог Кирилл Хломов об определении подросткового возраста, формировании идентичности и подростковых группах.

Метки: Подростковый возраст,

"Навыки XXI века": новая реальность в образовании

"Навыки XXI века": новая реальность в образовании

22.09.2017
4063
Чтобы в эру высоких технологий и автоматизации значительного числа привычных нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. О том, что это за навыки и почему без них нельзя обойтись в современном мире, мы побеседовали с профессором Мельбурнского университета Патриком Гриффином – руководителем крупнейшего международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века.

Метки: Подростковый возраст, Образование,

Подростки и секс

Подростки и секс

26.06.2017
5152
Проблема эта сложная и те педагоги, кто в курсе, сколько было когда-то сломано копий по поводу предмета "этика и психология семейной жизни" в школе, сколько раз его вводили и отменяли, сколько было прений специалистов по поводу всяких разных детских анатомических атласов, понимают, о чем речь.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17.05.2017
6967
Психолог Александра Аросьева: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Эксперимент с чудовищем

Эксперимент с чудовищем

06.04.2017
13728
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Он отрывал крылья стрекозам и убивал лягушек, он воткнул карандаш в глаз собаке. И вот он подрос и пошел в школу."

Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение, Случаи из практики психотерапии,

Что делать, если ваш ребенок рисует «синих китов»? Инструкция

Что делать, если ваш ребенок рисует «синих китов»? Инструкция

06.03.2017
6294
В последнее время опять массово заговорили о «группах смерти» в интернете и игре «Синий кит», где подросткам раздают «задания», которые якобы ведут к самоубийствам. Шквал публикаций в СМИ на эту тему вызывает у многих родителей чувство растерянности и тревоги. Как не поддаться панике и что делать, если вы заметили у своего ребенка интерес к игре?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения, Суицидальные мысли,

Проблемы подростков

Проблемы подростков

09.12.2015
39023
Что делать если подросток враждебен к родителям, быстро выходит из себя, врет, приходит поздно, выбирает плохих друзей, употребляет наркотики и экспериментирует с сексом?

Метки: Подростковый возраст,

Конфликты подростков: причины и способы разрешения

Конфликты подростков: причины и способы разрешения

29.10.2015
20779
Как реагировать родителям на хамство, грубость и непослушание подростка? Как достучаться до подростка? Рекомендации психолога Дмитрия Николаева.

Метки: Подростковый возраст,

Читать по теме: |
Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

28.08.2018
638
Поход к психологу как превентивная мера по устранению проблем с ребенком в будущем. Как не упустить время, воспитывая ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок воспринимал Ваши напутствия и не сопротивлялся им? Как добиться от ребенка самостоятельных усилий в нелегком процессе самообразования и саморазвития? Как, не прибегая к насилию и шантажу, мотивировать ребенка учиться и включать волю?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

24.07.2018
1207
В этой статье мы обсудим ряд открытий в области сексологии, которые позволят родителям помочь дочерям-подросткам обрести гармоничную сексуальность.

Метки: Подростковый возраст, Сексуальность, Материнство,

Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
682
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём