Почему запреты не помогут: детские травмы и рискованное сексуальное поведение

3 декабря 2017
5687

Юлия Лапина
Клинический психолог

Для того чтобы ответить на вопрос почему осуждение людей и разговоры о высокой морали не приводят к желаемым результатам, и как так получается, что из супер строгих семей порой вырастают дети сорви-себе-и-всем-вокруг-голова, нужно пару слов сказать о разнице между бытовой и научной психологией.

Разница между ними, например, во взгляде на привычные культурные стереотипы.

Думаю, многие помнят фильм "Особенности национальной охоты", имевшей такой успех, что было снято несколько сиквелов, что-то там про рыбалку, баню и прочие культовые места употребления алкоголя. Дело в том, что в рамках клинической психологии большинству героев фильма стоило пройти обследование для уточнения степени тяжести психиатрического диагноза Alcohol Use Disorder ("расстройство употребления алкоголя").

Фильм полюбился зрителю, потому что хорошо совпадал с общекультурной средой по отношению к алкоголю – неизменному спутнику любой компании, приправе к случайному роману и просто утешению в минуту экзистенциальной тоски. Что широко распространено, то часто воспринимается как норма. Сейчас хоть, слава тебе ЗОЖ, безболезненно можно сказать за столом "извините, я не пью" и не выглядеть засланным шпионом с Альфа Центавра.

Эталоном любви часто называют историю двух несовершеннолетних с красивыми именами Ромео и Джульетта. Историю, которая закончилась менее чем через неделю после их знакомства двойным суицидом. Анамнез, то есть простите сюжет, вполне себе тянет на определение "патологическая влюбленность" [1].

А уж клинически меткое описание депрессии не редкость в литературе [2], что придает героям романов, порой, весьма притягательный флёр.

Самый важный критерий для диагностики любого расстройства – серьезное влияние на жизнь и здоровье, невозможность существования без объекта зависимости или зависимого поведения, резкие эмоциональные колебания, риски в поведение, суицид – все то, что так хорошо вписывается в яркие сюжеты книг, завораживая читателя.

Эти примеры стоит вспомнить для того, чтобы продемонстрировать как общественное мнение может романтизировать патологическое поведение. Может романтизировать, а может наоборот, осуждать, не понимая причины импульсов и главное – силы и власти этих импульсов над человеком.

Интересно, то, что мы сейчас называем зависимостями (расстройствами мозга) в архаичном сознании воспринималось как одержимость злыми духами. Злыми – потому что эта одержимость разрушала жизнь человека (цитирую из определения, например, игромании: "угрожает или приводит к потере значимых отношений, работы, образования или карьерных возможностей из-за участия в играх"), а одержимость, т.е. присутствие чужой воли – потому что появляющиеся импульсы могли резко не соответствовать желаниям самого человека (цитата, опять же, из определения игромании "предпринимались многочисленные неудачные попытки контролировать, уменьшить или остановить участие в играх").

Все это конечно ставит перед наукой очень серьезные вопросы о свободе воли, и вы найдете немало нейрофизиологов, отрицающих её наличие, доказывающих, что каждый наш поступок не есть свободное решение, но лишь следствие цепочки других выборов, которые привели нас в эту точку, а они в свою очередь есть следствие предыдущих и так до самого момента слияния яйцеклетки и сперматозоида [3].

Это сложный философский вопрос, но что точно можно сказать – несмотря на простые советы "просто прекрати это делать", мы не можем одномоментно прекратить делать то, что обрело физическое воплощение в виде устоявшейся связи нейронов (нервных клеток), что стало частью нашего мозга, частью нашей личности в данный конкретный момент. Мы можем хотеть найти выход и искать помощи, но взять и перестать делать просто по слову критика не можем – иначе не работал бы основной закон устойчивости мозговых связей. Если бы легкие перемены были возможны, мы так же легко бы меняли взгляды, привычки, память, привязанности и каждое утро просыпались бы другим человеком.


И вот когда мы уходим от оценок – позитивных или негативных, от общественных стереотипов и от сплетен "ой, а Машка то женщина с пониженной социальной ответственностью!", то у нас есть возможность выделить проблемное поведение, как объект исследования.

И одним из таких объектов не первый год является "risky sexual behavior" – рискованное сексуальное поведение, которое включает в себя:
  • Неиспользование контрацепции с новым партнером; 
  • Раннее начало половой жизни (и как следствие риск подростковой беременности);
  • Постоянную смену сексуальных партнеров;
  • Проституцию и т.п.
Поведение, цветущее всем букетом последствий как для отдельного человека и его окружения, так и для общества в целом – эпидемия ВИЧ во многом обязана не столько незнанием о методах барьерной контрацепции, сколько именно перевесу суммы решений отдельных людей в сторону риска. Ядро проблемы – приемлемость самодеструкции конкретным человеком.

Общество по-разному относится к такому поведению – не в последнюю очередь в зависимости от пола – мужчина чаще всего победитель, эдакий Джеймс Бонд, большой частью образа которого являются именно легкие сексуальные связи, а женщина чаще все осуждается как "распущенная" и "мало в детстве пороли".
Вот про "мало в детстве пороли" и хотелось бы поговорить особо.

Часто проблема рискованного сексуального поведения бывает частью другого диагноза – например пограничного расстройства личности, алкогольной и наркотической зависимости или проблемы контроля над импульсами, но как бы то ни было – огромный фактор риска для всех этих проблем – это плохое обращение в детстве.

Сначала пару слов о том, что такое плохое обращение и стереотипах с ним связанных. Есть замечательное исследование "Relationship Between Different Types of Maltreatment During Childhood and Adjustment in Adulthood" [4] ("Отношения между различными типами плохого обращения в детстве и адаптацией во взрослом возрасте"), в котором не только (как видно из названия) эта связь доказывается, но и описывается связь плохой адаптации во взрослом возрасте с каждым из пяти видов плохого обращения, а это: 
  • Сексуальное насилие;
  • Физическое насилие;
  • Психологическое плохое обращение;
  • Ребенок свидетель внутрисемейного насилия; 
  • Пренебрежение.
За научными классификациями из исследования стоит вполне узнаваемые (а многими и пережитые) весьма распространенное поведение схемы семейного взаимодействия. Плохое психологическое обращение – это атмосфера, в которой "а я говорил/а", "сама виновата, что ноешь теперь", "только попробуй в подоле принести" и пр. является слишком привычной. Пренебрежение – это в том числе отправить вне зависимости от желания ребенка его на пару лет к бабушке или в интернат. А внутрисемейной насилие – это те самые бесконечные перебранки "ты мне всю жизнь испортил", "зачем я только на такой дуре по залету женился", порой переходящие в рукоприкладство. Что касается сексуального насилия, к огромному сожалению, это не такая редкость, как об этом принято думать [5]. А физическое насилие над детьми до сих пор линия горячих общественных споров "можно или нет", хотя наука давно ответила – нет, нет и еще раз нет [6].

***

После столь длинного, но необходимого, на мой взгляд, вступления вернемся к нашей первоначальной теме. Итак, почему же некоторые люди, несмотря на все теоретические знания о важности контрацепции, об эпидемии ВИЧ, об опасности сексуального контакта с незнакомыми людьми все равно идут на это? Сексуальное желание? Но почему не удовлетворять его иными способами? Почему для человека приемлемо рисковать собой?

Ещё раз обратимся к исследованиям.

Например, метаанализ "Gender differences in the association between childhood sexual abuse and risky sexual behaviours: A systematic review and meta-analysis". [7] ("О связи сексуального насилия в детстве и рискованном сексуальным поведением в аспекте различия между мужчинами и женщинами").

Исследование вполне однозначно приходит к выводу: "Сексуальное насилие в детстве является значительным фактором риска развития рискованного сексуального поведения в равной степени для мужчин и для женщин". То есть человек, на которого падает общественное осуждение с очень большой вероятностью травматик.

Но исследования идут дальше и не ограничивают связь рискованного сексуального поведения исключительно с сексуальной травмой, например, "Child Maltreatment and Risky Sexual Behavior". [8] ("Плохое обращение в детстве и рискованное сексуальное поведение").

Важные выводы этого исследования: "Установлено, что сексуальное насилие в детстве – это фактор риска для развития рискованного сексуального поведения, но и другие формы плохого обращения увеличивают риск развития этой проблемы". А так же: "Наличие симптомов пережитой травмы является предиктором незащищенного секса, увеличивают вероятность связи с партнером, демонстрирующим эмоциональное пренебрежение, в том числе в виде сексуального насилия".

Возьмем еще исследование "Child Maltreatment and Sexual Risk Behavior: Maltreatment Types and Gender Differences" [9] ("Плохое обращение в детстве и рискованное сексуальное поведение: типы плохого обращения и разница между мужчинами и женщинами"). Авторы приходят к выводу, что плохое обращение в детстве, особенно пренебрежение для женщин, приводят к попаданию детей из таких семей в группу риска по незащищенному сексу и подростковым беременностям и прочим составляющим рискованного сексуального поведения.

Во всех исследованиях делается вывод, что приоритетом для предотвращения рискованного сексуального поведения является работа с детской травмой и её последствиями.

***

И хотя связь травмы и рискованного сексуального поведения считается доказанной, что касается точных механизмов возникновения последнего, на этот счет существуют различные гипотезы.

В первую очередь речь идет о том, что детская травма нарушает, по сути отнимает ресурс, у процесса формирования мозга и мешает лобным долям взять под контроль все другие участки мозга (то есть обрести физиологическую способность контролировать и тормозить импульсы).

Основной источник ресурса для ребенка – родитель или значимый взрослый.

Страшнее всего осознать, что тебя не любят, но для ребенка это равносильно самоубийству, потому что без любящего взрослого ему не выжить. Детская психика, для которой любовь родителя является стержнем, ради своего выживания выстраивает самые сложносочиненные конструкции, "оправдывающие" происходящее, самой распространенной конечно же будет "я виноват/а" или "я просто недостоин/а хорошего обращения, потому что…", которая надолго укоренится внутри, станет ответом первого выбора на все вокруг происходящее ситуации.

Если вы когда-нибудь общались с детьми из неблагополучных семей, то могли наблюдать этот эффект – милые, послушные, молчаливые, вечно тоскующие по маме. К сожалению, непонимающие этой ситуации взрослые порой завидуют якобы "проявлению любви" у таких детей, комментируют в стиле "я своего чуть ли не в попу каждый день целую, а он капризничает, а этот вон пьяную мамку обожает и каждый вечер её со двора домой тащит". Полное подавление своего я, своих желаний и потребностей, чтобы хоть на минуту урвать глоток жизнеобеспечивающей родительской любви может и смотрится "удобно", но ничего хорошего в перспективе не несет.

Знаменитый эксперимент с обезьянами [10] положил начало важному доказательству – никакие детские дома, никакие прекрасные условия, вкусная еда и новые кроватки от муниципалитета не заменят первичной биологической потребности ребенка в опекающем и любящем взрослом.

Важно понимать, чтобы отойти от пустых обвинений, речь не только о сознательно "плохих" родителях, очень велика роль социальной среды, отсутствия институтов социальной поддержки, реальных социальных лифтов и мер борьбы с бедностью – это тоже является значимым вкладом в развитие рискованного сексуального поведения.

Иногда родители пренебрегают детьми (как мы помним это один из видов плохого общения в детстве с печальными последствиями) именно потому что вынуждены выживать – уехать на заработки в другой город, переехать от нестабильности, устроиться на третью работу.

Например, исследования показывают, что среди молодых девушек из бедных семей риск подростковых беременностей в пять раз выше, потому как социоэкономические показатели играют важную роль в уровне подростковых беременностей. [11]

Именно поэтому пуританство не поможет. Именно поэтому бесполезно читать мораль травматику, снова погружая его в пучину "ты ничтожество" – он и так там. Что ищет женщина в деструктивных отношениях? Почему неподдержка со стороны партнера трактуется ей автоматически как "сама дура виновата"? Почему "правильные" советы – "возьми себя в руки", "где твоя гордость и ответственность" и прочее не решают проблемы и не слышны, когда маячит призрак "любви"?

Базовая потребность в родительской любви, не удовлетворенная в детстве с возрастом смещается на любовь эротическую – именно в этой сфере продолжаются поиски того, что было когда-то потеряно или ещё хуже – не обретено. Но паттерны мышления травматика сформированы таким образом, что шансов выбрать из толпы возможностей партнера для конструктивных отношений примерно равны шансам выиграть в лотерею. Слишком силен механизм влечения к привычному, а привычное, как нам известно, не самое приятное.

Притягательность травматиков для агрессоров (это не обязательно маньяки с ледяными глазами, которых, судя по голливудским фильмам, трудно не заметить) трудно переоценить – это отличный способ снять напряжение, в том числе сексуальное напряжение. Если смотреть внимательно, некоторые браки потому и держаться что у мужа есть любовница травматик, которой кажется, что "надо просто немного потерпеть".

Весь этот поток родительской ярости "только залетишь убью", "не смей встречаться до брака", "секс это мерзкое изобретение извращенцев" и т.п. является маркером семьи с дефицитарным ресурсом эмпатии и сложностями с конструктивным диалогом. Агрессия не помогает ребенку, а лишь еще больше мучает его в ситуации, когда у него появляются новые сексуальные импульсы, вызванные гормональным созреванием. Эти импульсы требуют обучения инструментам совладания с ними, но вместо этого ребенок натыкается на страх и гнев родителей.

Без изучения исследования и статистики, секс индустрия прекрасно знает, где вербовать новых жертв – неблагополучные семьи, выпускники детских домов, жертвы сексуального насилия – легкая добыча для одной из самых прибыльных в мире индустрий, такой же как и торговля оружием и наркотиками, индустриях делающих деньги на людях, которым не помогли овладеть искусством контроля над импульсами.

Травматики чаще всего диссоциированны с телом [12] (то есть, вот есть тело и оно не я, а есть я), что дает им возможность относиться к нему как к объекту и еще больше способствует их объективизации со стороны других. В такой парадигме, например, аборт действительно воспринимается как средство контрацепции, потому что это как бы не со мной, а с ним, с этим ненавистным телом-объектом, и может рассматриваться как ещё один акт самодеструкции.

***

Никто не говорит, что нужно впадать в другую крайность "во всем виноваты родители". Ответственность и вина разные вещи. Несомненно, есть прирожденные садисты, которые устраивают своим детям настоящие пытки и не обязательно физические. Но бывает и так, что родители сами не здоровы, лишены эмоциональных и финансовых ресурсов и здесь уже вопрос к системе социальной поддержке. Родитель, как старший по отношению к ребенку, конечно же, всегда отвечает за свой выбор, просто не всегда его решения это выбор между хорошим и плохим, иногда между плохим и выживанием.

Но важно помнить, то что даже если у родителя, возможно, не было хорошего выбора кроме как, например, отдать ребенка в интернат и забирать лишь на пару недель, это не означает, что ребенок несет ответственность за это и ни в коем случае не обесценивает травматичные последствия произошедшего для конкретного ребенка. Взрослость, как вид власти, это принятие ответственности за свой выбор, даже если это был выбор из плохого и худшего, это бремя, которое взрослый должен выносить единолично, не перекладывая его на ребенка, хотя бы потому что у его взрослого мозга, у его лобных долей гораздо больше ресурса на "тормозить" и "выносить".

Иногда просто так сложилось и ребенок не виноват, что в качестве адаптации к непростому детству его мозг "выбрал" для экономии дефицитных ресурсов не брать контроль над сексуальными импульсами, или по крайней мере ставить в списке "кому дать торможение" этот пункт в самом конце.

"Кто виноват?" часто не самый конструктивный вопрос, актуальнее – что делать. И здесь, выводы исследований единогласны: речь и идет о мерах предотвращения плохого обращения в детстве (включая социальную помощь родителям) и работе с уже имеющейся травмой у взрослых.

В аспекте вышесказанного, вполне можно интерпретировать слова Христа "Не судите, да несудимы будете" (Матф.7:1) как предупреждение не судить других, потому что скорее всего осуждающий не знаком близко с научной парадигмой развития тех или иных расстройств, навскидку выглядящих как "неправильное поведение". А если знаком, то тогда не может не понимать, что осуждение не поможет.

Чем больше настоящего глубоко понимания, тем меньше поверхностного осуждения.

Ссылки:

[1] Хотя правды ради несмотря на обилие психологической литературы по теме "патологическая влюбленность" официально такого диагноза нет, разве что иногда его ставят в разделы МКБ-10 "Расстройство привычек и влечений неуточненное" и DSM-V "Behavioral addiction" ("поведенческие зависимости").
[2] Отличная статья-анализ об образе депрессии в русской литературе https://medinfo.social/psihologiya_941/literatura-49840.html
[3] Например, эти идеи высказаны в книге Дика Свааба "Мы – это наш мозг: от матки до Альцгеймера".
[4] – https://elibrary.ru/item.asp?id=11472025
[5] Длинная, но очень психологически важная статья "Кто насилует собственных детей" https://www.facebook.com/gaverdovskayastudio/posts/1845076722382952
[6] Подборка научных данных о влиянии физических наказаний на развитие детей http://www.sdvg-deti.com/t7553-topic
[7] – https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27908449
[8] – https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27777330
[9] – https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26349071
[10] Хорошая англоязычная статья о теории привязанности, в том числе и о знаменитом эксперименте с обезьянами с видеоматериалами https://www.simplypsychology.org/attachment.html
[11] "Poverty and Teen Pregnancy"
http://www.genderandhealth.ca/en/modules/poverty/poverty-teen-pregnancy-01.jsp
[12] На тему "травма и диссоциация" не то что гора исследований, а, например, целый журнал издается, посвященный этой теме http://www.isst-d.org/default.asp?contentID=14

Метки: Неблагополучная семья, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Травмированная личность. Как исцелиться

Травмированная личность. Как исцелиться

16.08.2018
406
Что такое "личность"? Это представление человека о себе, которое сложилось в результате его жизненного опыта. Это – образ себя. Оно формируется как алмаз, который ограняют жизненные обстоятельства. Вид алмаза меняется, появляются новые грани, но иногда человек не замечает, что он уже не такой как раньше.

Метки: Развитие личности, Психическая травма, Треугольник Карпмана,

Подростки: люби меня

Подростки: люби меня

08.08.2018
1992
Марина Солотова: "За все, что происходит с нашими детьми, несем ответственность мы, родители. И никто больше".

Метки: Подростковый возраст, Любовь, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

Ты ее не победишь. Война невестки и свекрови

Ты ее не победишь. Война невестки и свекрови

06.08.2018
1385
Психолог Анастасия Платонова: "Мама – она всегда априори останется в роли покинутой. Это нормально. Это правильно. Ребенок всегда оставит ее. Это будет логическим продолжением ее материнства. Это будет счастливым финалом, успешным результатом ее материнской работы. И это будет совсем новым материнством, с совсем иными отношениями с сыном".

Метки: Семья, Материнство, Неблагополучная семья,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
1495
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
903
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
2494
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
1853
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

18.07.2018
2590
Психолог Юлия Пирумова: "Через час присутствия рядом с такой историей лично мне очень трудно удерживаться в своем итак не очень здоровом рассудке. Я замечаю, что мои представления о гранях добра и зла переворачиваются и пытаются заменить друг друга".

Метки: Любовь, Психическая травма, Психологические защиты, Выученная беспомощность, Абьюз, Любовная зависимость,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
3333
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
3162
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
2212
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Травмы сошлись

Травмы сошлись

17.06.2018
26355
Психолог Анастасия Долганова: "У каждого из нас есть болезненные точки, которые проявляются в отношениях и могут приводить к разладу. Для того чтобы не наступать на старые грабли в новой жизни, стоит присмотреться к традициям родительской семьи".

Метки: Семейные кризисы, Отношения, Психическая травма, Проекции, Перенос,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
23713
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
7588
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Маменькин сынок

Маменькин сынок

05.06.2018
5633
Психоаналитик Ирина Демпси: "Женщин часто привлекают мягкие и добрые мужчины. Особенно, когда вы устали от постоянного одиночества. Ведь так хочется почувствовать тепло семейного очага. Хочется видеть рядом с собой верного и нежного супруга. И тут женщина знакомится с таким милым и хорошим... мальчиком неопределенного возраста, за которым каменной стеной стоит его мать".

Метки: Отношения, Материнство, Неблагополучная семья, Мужчины,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
11730
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

21.05.2018
16194
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
14199
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Факторы суицидального риска у детей и подростков

Факторы суицидального риска у детей и подростков

25.04.2018
2004
Медицинский психолог Светлана Емельянова: "Одним из важнейших условий комфортности жизни детей и подростков является семейное благополучие, наличие адекватных эмоциональных связей между родными, хорошая адаптация в среде сверстников".

Метки: Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

Развод и нарушения привязанности у детей

Развод и нарушения привязанности у детей

23.04.2018
4976
Психолог Ирина Гурова: "Не всегда отношения между родителями можно сохранить, но знание о том, что переживают во время развода дети, поможет любящим их близким лучше понимать происходящее с детьми, щадить и учитывать их чувства".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
8987
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
16203
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

22.03.2018
25696
Глухая, тупая, бессильная ярость накрыла Ольгу бетонной плитой. Нечем дышать, не хватает воздуха. Как же она устала от всех этих бумаг, людей, переговоров, бесконечных родительских "надо", "мы должны", "любой ценой", "мы не имеем права подвести клиента", "наша репутация должна быть безупречной". Несколько коротких, обжигающих затяжек. Перехватывает горло... И отпускает.

Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

07.03.2018
76988
Психолог Оксана Фадеева: "Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы".

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран

Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран

01.03.2018
5916
Психолог Надежда Резникова: "На биологическом уровне для любого индивидуума, попавшего в сложную психологическую или физиологическую ситуацию, важно выживание. Это древнейший инстинкт, без которого людей бы не существовало на белом свете. Его невозможно контролировать никаким даже самым просветленным и духовно развитым разумом. Выжил – значит победил! Вот простая и ясная логика природы и человеческого естества. Это отправная точка, с которой начинается исцеление любой травмы".

Метки: Психическая травма,

Полчаса в день на ребенка

Полчаса в день на ребенка

23.02.2018
44190
Вот уже месяц, как в нашу семью пришли удивительные перемены. Моя 5-летняя дочка научилась играть одна, а я уже думала, что эти славные времена не настанут никогда. Я писала о том, как необходимость играть с ней сводила меня с ума. Сейчас мои дети стали меньше психовать и раздражаться, а я перестала по вечерам падать от усталости. Как же я добилась таких чудесных перемен?

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Личный опыт,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
20754
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
4405
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
4800
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
6299
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Читать по теме: |
Травмированная личность или человек с контейнером

Травмированная личность или человек с контейнером

16.08.2018
605
Не справиться психологически – это значит не суметь пережить сильные негативные эмоции, такие как страх, гнев, вина, стыд. Эти эмоции уже возникли, и они имеют сильнейший заряд энергии, а разрядки не произошло. Не прожитые, т.е. не осознанные эмоции представляют собой психологическое образование – "контейнер". Контейнер отщеплен от сознательной части личности и охраняется психикой от внедрения в сознание.

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

Травмированные едой

Травмированные едой

13.08.2018
1973
Почему родители так часто заставляют своих детей доедать до последней крошки? В чем причина, и каковы последствия.

Метки: Психическая травма,

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

07.08.2018
204
Почему отдавать ребенка в детский сад до 3-х лет рано? Как подготовить ребенка к походу в детский сад? Как загрузить идею "детского сада" в мозг ребенка? Как снизить возможный стресс и ускорить адаптацию ребенка к новому месту?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как сказать ребенку о смерти?

Как сказать ребенку о смерти?

31.07.2018
268
Как поговорить с ребенком о смерти? Как правильно вести себя с ребенком в этот непростой для жизни семьи момент? Как уберечь ребенка от психологической перегрузки в это напряженное время и помочь ему наиболее адекватно пережить утрату.

Метки: Воспитание, Горе утраты, Детско-родительские отношения,

Родительские запреты

Родительские запреты

24.07.2018
657
Родители передают нам различные послания о том, как устроен этот мир, кто такие люди и кто такой я сам, как себя нужно вести, что делать можно, а что нельзя. Из таких посланий во многом складывается наша внутренняя картина, а за ней и внешняя. Родительские запреты – это ограничивающие послания. Давайте рассмотрим некоторые из них...

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

18.07.2018
2670
Какие факторы влияют на развитие мозга и психики ребенка? Почему правильный контакт с ребенком не только обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, но и развивает его интеллектуальные способности? Как длительное грудное вскармливание может снизить социальную адаптивность ребенка и затормозить развитие его интеллекта в целом?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
535
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Заблокированная сексуальность

Заблокированная сексуальность

03.07.2018
2089
К сожалению поколение наших родителей не знало, что каждый ребенок с 3 до 5 лет проходит период инфантильной сексуальности, поэтому часто очень негативно реагировали на сексуальный интерес своих детей

Метки: Сексуальность, Детско-родительские отношения,

Причиняя добро: психотравмы после операций

Причиняя добро: психотравмы после операций

03.07.2018
2711
Психологи тоже люди. И порой попадают на операционный стол. Клинический психолог поделилась личным опытом: как не должны проходить операции и как лучше с ними справиться.

Метки: Психическая травма,

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

13.06.2018
1086
Маленький человек, приходя в этот мир, целостен: вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они смотрят на мир с доверием. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: жесткое воспитание, детский сад, начальная и средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведению. Это момент травмы, которая зачастую перерастает в психосоматику. Как вернуть "того маленького себя", избавляясь от симптома или ослабляя его? Об этом в статье.

Метки: Психосоматика, Психическая травма, Сценарии,

Как правильно хвалить ребенка?

Как правильно хвалить ребенка?

10.05.2018
1738
Достаточно пройтись по детской площадке, зайти в школу или поприсутствовать на дне рождения ребенка, чтобы неоднократно услышать в той или иной форме обращение взрослых к детям: "Ты молодец!". Многие из нас говорят детям "Молодец" на автомате и такое количество раз, что его можно уже отнести к словам-паразитам. Что же скрывается за такой формой похвалы?  

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Интервью недели

Олег Батлук. Эмоциональный папа

Олег Батлук. Эмоциональный папа

О том, что значит быть эмоциональным отцом.

Олег Батлук

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Алкоголизм Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переводы Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Трансактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём