Почему запреты не помогут: детские травмы и рискованное сексуальное поведение

3 декабря 2017
3806

Юлия Лапина
Клинический психолог

Для того чтобы ответить на вопрос почему осуждение людей и разговоры о высокой морали не приводят к желаемым результатам, и как так получается, что из супер строгих семей порой вырастают дети сорви-себе-и-всем-вокруг-голова, нужно пару слов сказать о разнице между бытовой и научной психологией.

Разница между ними, например, во взгляде на привычные культурные стереотипы.

Думаю, многие помнят фильм "Особенности национальной охоты", имевшей такой успех, что было снято несколько сиквелов, что-то там про рыбалку, баню и прочие культовые места употребления алкоголя. Дело в том, что в рамках клинической психологии большинству героев фильма стоило пройти обследование для уточнения степени тяжести психиатрического диагноза Alcohol Use Disorder ("расстройство употребления алкоголя").

Фильм полюбился зрителю, потому что хорошо совпадал с общекультурной средой по отношению к алкоголю – неизменному спутнику любой компании, приправе к случайному роману и просто утешению в минуту экзистенциальной тоски. Что широко распространено, то часто воспринимается как норма. Сейчас хоть, слава тебе ЗОЖ, безболезненно можно сказать за столом "извините, я не пью" и не выглядеть засланным шпионом с Альфа Центавра.

Эталоном любви часто называют историю двух несовершеннолетних с красивыми именами Ромео и Джульетта. Историю, которая закончилась менее чем через неделю после их знакомства двойным суицидом. Анамнез, то есть простите сюжет, вполне себе тянет на определение "патологическая влюбленность" [1].

А уж клинически меткое описание депрессии не редкость в литературе [2], что придает героям романов, порой, весьма притягательный флёр.

Самый важный критерий для диагностики любого расстройства – серьезное влияние на жизнь и здоровье, невозможность существования без объекта зависимости или зависимого поведения, резкие эмоциональные колебания, риски в поведение, суицид – все то, что так хорошо вписывается в яркие сюжеты книг, завораживая читателя.

Эти примеры стоит вспомнить для того, чтобы продемонстрировать как общественное мнение может романтизировать патологическое поведение. Может романтизировать, а может наоборот, осуждать, не понимая причины импульсов и главное – силы и власти этих импульсов над человеком.

Интересно, то, что мы сейчас называем зависимостями (расстройствами мозга) в архаичном сознании воспринималось как одержимость злыми духами. Злыми – потому что эта одержимость разрушала жизнь человека (цитирую из определения, например, игромании: "угрожает или приводит к потере значимых отношений, работы, образования или карьерных возможностей из-за участия в играх"), а одержимость, т.е. присутствие чужой воли – потому что появляющиеся импульсы могли резко не соответствовать желаниям самого человека (цитата, опять же, из определения игромании "предпринимались многочисленные неудачные попытки контролировать, уменьшить или остановить участие в играх").

Все это конечно ставит перед наукой очень серьезные вопросы о свободе воли, и вы найдете немало нейрофизиологов, отрицающих её наличие, доказывающих, что каждый наш поступок не есть свободное решение, но лишь следствие цепочки других выборов, которые привели нас в эту точку, а они в свою очередь есть следствие предыдущих и так до самого момента слияния яйцеклетки и сперматозоида [3].

Это сложный философский вопрос, но что точно можно сказать – несмотря на простые советы "просто прекрати это делать", мы не можем одномоментно прекратить делать то, что обрело физическое воплощение в виде устоявшейся связи нейронов (нервных клеток), что стало частью нашего мозга, частью нашей личности в данный конкретный момент. Мы можем хотеть найти выход и искать помощи, но взять и перестать делать просто по слову критика не можем – иначе не работал бы основной закон устойчивости мозговых связей. Если бы легкие перемены были возможны, мы так же легко бы меняли взгляды, привычки, память, привязанности и каждое утро просыпались бы другим человеком.

И вот когда мы уходим от оценок – позитивных или негативных, от общественных стереотипов и от сплетен "ой, а Машка то женщина с пониженной социальной ответственностью!", то у нас есть возможность выделить проблемное поведение, как объект исследования.

И одним из таких объектов не первый год является "risky sexual behavior" – рискованное сексуальное поведение, которое включает в себя:
  • Неиспользование контрацепции с новым партнером; 
  • Раннее начало половой жизни (и как следствие риск подростковой беременности);
  • Постоянную смену сексуальных партнеров;
  • Проституцию и т.п.
Поведение, цветущее всем букетом последствий как для отдельного человека и его окружения, так и для общества в целом – эпидемия ВИЧ во многом обязана не столько незнанием о методах барьерной контрацепции, сколько именно перевесу суммы решений отдельных людей в сторону риска. Ядро проблемы – приемлемость самодеструкции конкретным человеком.

Общество по-разному относится к такому поведению – не в последнюю очередь в зависимости от пола – мужчина чаще всего победитель, эдакий Джеймс Бонд, большой частью образа которого являются именно легкие сексуальные связи, а женщина чаще все осуждается как "распущенная" и "мало в детстве пороли".
Вот про "мало в детстве пороли" и хотелось бы поговорить особо.

Часто проблема рискованного сексуального поведения бывает частью другого диагноза – например пограничного расстройства личности, алкогольной и наркотической зависимости или проблемы контроля над импульсами, но как бы то ни было – огромный фактор риска для всех этих проблем – это плохое обращение в детстве.

Сначала пару слов о том, что такое плохое обращение и стереотипах с ним связанных. Есть замечательное исследование "Relationship Between Different Types of Maltreatment During Childhood and Adjustment in Adulthood" [4] ("Отношения между различными типами плохого обращения в детстве и адаптацией во взрослом возрасте"), в котором не только (как видно из названия) эта связь доказывается, но и описывается связь плохой адаптации во взрослом возрасте с каждым из пяти видов плохого обращения, а это: 
  • Сексуальное насилие;
  • Физическое насилие;
  • Психологическое плохое обращение;
  • Ребенок свидетель внутрисемейного насилия; 
  • Пренебрежение.
За научными классификациями из исследования стоит вполне узнаваемые (а многими и пережитые) весьма распространенное поведение схемы семейного взаимодействия. Плохое психологическое обращение – это атмосфера, в которой "а я говорил/а", "сама виновата, что ноешь теперь", "только попробуй в подоле принести" и пр. является слишком привычной. Пренебрежение – это в том числе отправить вне зависимости от желания ребенка его на пару лет к бабушке или в интернат. А внутрисемейной насилие – это те самые бесконечные перебранки "ты мне всю жизнь испортил", "зачем я только на такой дуре по залету женился", порой переходящие в рукоприкладство. Что касается сексуального насилия, к огромному сожалению, это не такая редкость, как об этом принято думать [5]. А физическое насилие над детьми до сих пор линия горячих общественных споров "можно или нет", хотя наука давно ответила – нет, нет и еще раз нет [6].

***

После столь длинного, но необходимого, на мой взгляд, вступления вернемся к нашей первоначальной теме. Итак, почему же некоторые люди, несмотря на все теоретические знания о важности контрацепции, об эпидемии ВИЧ, об опасности сексуального контакта с незнакомыми людьми все равно идут на это? Сексуальное желание? Но почему не удовлетворять его иными способами? Почему для человека приемлемо рисковать собой?

Ещё раз обратимся к исследованиям.

Например, метаанализ "Gender differences in the association between childhood sexual abuse and risky sexual behaviours: A systematic review and meta-analysis". [7] ("О связи сексуального насилия в детстве и рискованном сексуальным поведением в аспекте различия между мужчинами и женщинами").

Исследование вполне однозначно приходит к выводу: "Сексуальное насилие в детстве является значительным фактором риска развития рискованного сексуального поведения в равной степени для мужчин и для женщин". То есть человек, на которого падает общественное осуждение с очень большой вероятностью травматик.

Но исследования идут дальше и не ограничивают связь рискованного сексуального поведения исключительно с сексуальной травмой, например, "Child Maltreatment and Risky Sexual Behavior". [8] ("Плохое обращение в детстве и рискованное сексуальное поведение").

Важные выводы этого исследования: "Установлено, что сексуальное насилие в детстве – это фактор риска для развития рискованного сексуального поведения, но и другие формы плохого обращения увеличивают риск развития этой проблемы". А так же: "Наличие симптомов пережитой травмы является предиктором незащищенного секса, увеличивают вероятность связи с партнером, демонстрирующим эмоциональное пренебрежение, в том числе в виде сексуального насилия".

Возьмем еще исследование "Child Maltreatment and Sexual Risk Behavior: Maltreatment Types and Gender Differences" [9] ("Плохое обращение в детстве и рискованное сексуальное поведение: типы плохого обращения и разница между мужчинами и женщинами"). Авторы приходят к выводу, что плохое обращение в детстве, особенно пренебрежение для женщин, приводят к попаданию детей из таких семей в группу риска по незащищенному сексу и подростковым беременностям и прочим составляющим рискованного сексуального поведения.

Во всех исследованиях делается вывод, что приоритетом для предотвращения рискованного сексуального поведения является работа с детской травмой и её последствиями.

***

И хотя связь травмы и рискованного сексуального поведения считается доказанной, что касается точных механизмов возникновения последнего, на этот счет существуют различные гипотезы.

В первую очередь речь идет о том, что детская травма нарушает, по сути отнимает ресурс, у процесса формирования мозга и мешает лобным долям взять под контроль все другие участки мозга (то есть обрести физиологическую способность контролировать и тормозить импульсы).

Основной источник ресурса для ребенка – родитель или значимый взрослый.

Страшнее всего осознать, что тебя не любят, но для ребенка это равносильно самоубийству, потому что без любящего взрослого ему не выжить. Детская психика, для которой любовь родителя является стержнем, ради своего выживания выстраивает самые сложносочиненные конструкции, "оправдывающие" происходящее, самой распространенной конечно же будет "я виноват/а" или "я просто недостоин/а хорошего обращения, потому что…", которая надолго укоренится внутри, станет ответом первого выбора на все вокруг происходящее ситуации.

Если вы когда-нибудь общались с детьми из неблагополучных семей, то могли наблюдать этот эффект – милые, послушные, молчаливые, вечно тоскующие по маме. К сожалению, непонимающие этой ситуации взрослые порой завидуют якобы "проявлению любви" у таких детей, комментируют в стиле "я своего чуть ли не в попу каждый день целую, а он капризничает, а этот вон пьяную мамку обожает и каждый вечер её со двора домой тащит". Полное подавление своего я, своих желаний и потребностей, чтобы хоть на минуту урвать глоток жизнеобеспечивающей родительской любви может и смотрится "удобно", но ничего хорошего в перспективе не несет.

Знаменитый эксперимент с обезьянами [10] положил начало важному доказательству – никакие детские дома, никакие прекрасные условия, вкусная еда и новые кроватки от муниципалитета не заменят первичной биологической потребности ребенка в опекающем и любящем взрослом.

Важно понимать, чтобы отойти от пустых обвинений, речь не только о сознательно "плохих" родителях, очень велика роль социальной среды, отсутствия институтов социальной поддержки, реальных социальных лифтов и мер борьбы с бедностью – это тоже является значимым вкладом в развитие рискованного сексуального поведения.

Иногда родители пренебрегают детьми (как мы помним это один из видов плохого общения в детстве с печальными последствиями) именно потому что вынуждены выживать – уехать на заработки в другой город, переехать от нестабильности, устроиться на третью работу.

Например, исследования показывают, что среди молодых девушек из бедных семей риск подростковых беременностей в пять раз выше, потому как социоэкономические показатели играют важную роль в уровне подростковых беременностей. [11]

Именно поэтому пуританство не поможет. Именно поэтому бесполезно читать мораль травматику, снова погружая его в пучину "ты ничтожество" – он и так там. Что ищет женщина в деструктивных отношениях? Почему неподдержка со стороны партнера трактуется ей автоматически как "сама дура виновата"? Почему "правильные" советы – "возьми себя в руки", "где твоя гордость и ответственность" и прочее не решают проблемы и не слышны, когда маячит призрак "любви"?

Базовая потребность в родительской любви, не удовлетворенная в детстве с возрастом смещается на любовь эротическую – именно в этой сфере продолжаются поиски того, что было когда-то потеряно или ещё хуже – не обретено. Но паттерны мышления травматика сформированы таким образом, что шансов выбрать из толпы возможностей партнера для конструктивных отношений примерно равны шансам выиграть в лотерею. Слишком силен механизм влечения к привычному, а привычное, как нам известно, не самое приятное.

Притягательность травматиков для агрессоров (это не обязательно маньяки с ледяными глазами, которых, судя по голливудским фильмам, трудно не заметить) трудно переоценить – это отличный способ снять напряжение, в том числе сексуальное напряжение. Если смотреть внимательно, некоторые браки потому и держаться что у мужа есть любовница травматик, которой кажется, что "надо просто немного потерпеть".

Весь этот поток родительской ярости "только залетишь убью", "не смей встречаться до брака", "секс это мерзкое изобретение извращенцев" и т.п. является маркером семьи с дефицитарным ресурсом эмпатии и сложностями с конструктивным диалогом. Агрессия не помогает ребенку, а лишь еще больше мучает его в ситуации, когда у него появляются новые сексуальные импульсы, вызванные гормональным созреванием. Эти импульсы требуют обучения инструментам совладания с ними, но вместо этого ребенок натыкается на страх и гнев родителей.

Без изучения исследования и статистики, секс индустрия прекрасно знает, где вербовать новых жертв – неблагополучные семьи, выпускники детских домов, жертвы сексуального насилия – легкая добыча для одной из самых прибыльных в мире индустрий, такой же как и торговля оружием и наркотиками, индустриях делающих деньги на людях, которым не помогли овладеть искусством контроля над импульсами.

Травматики чаще всего диссоциированны с телом [12] (то есть, вот есть тело и оно не я, а есть я), что дает им возможность относиться к нему как к объекту и еще больше способствует их объективизации со стороны других. В такой парадигме, например, аборт действительно воспринимается как средство контрацепции, потому что это как бы не со мной, а с ним, с этим ненавистным телом-объектом, и может рассматриваться как ещё один акт самодеструкции.

***

Никто не говорит, что нужно впадать в другую крайность "во всем виноваты родители". Ответственность и вина разные вещи. Несомненно, есть прирожденные садисты, которые устраивают своим детям настоящие пытки и не обязательно физические. Но бывает и так, что родители сами не здоровы, лишены эмоциональных и финансовых ресурсов и здесь уже вопрос к системе социальной поддержке. Родитель, как старший по отношению к ребенку, конечно же, всегда отвечает за свой выбор, просто не всегда его решения это выбор между хорошим и плохим, иногда между плохим и выживанием.

Но важно помнить, то что даже если у родителя, возможно, не было хорошего выбора кроме как, например, отдать ребенка в интернат и забирать лишь на пару недель, это не означает, что ребенок несет ответственность за это и ни в коем случае не обесценивает травматичные последствия произошедшего для конкретного ребенка. Взрослость, как вид власти, это принятие ответственности за свой выбор, даже если это был выбор из плохого и худшего, это бремя, которое взрослый должен выносить единолично, не перекладывая его на ребенка, хотя бы потому что у его взрослого мозга, у его лобных долей гораздо больше ресурса на "тормозить" и "выносить".

Иногда просто так сложилось и ребенок не виноват, что в качестве адаптации к непростому детству его мозг "выбрал" для экономии дефицитных ресурсов не брать контроль над сексуальными импульсами, или по крайней мере ставить в списке "кому дать торможение" этот пункт в самом конце.

"Кто виноват?" часто не самый конструктивный вопрос, актуальнее – что делать. И здесь, выводы исследований единогласны: речь и идет о мерах предотвращения плохого обращения в детстве (включая социальную помощь родителям) и работе с уже имеющейся травмой у взрослых.

В аспекте вышесказанного, вполне можно интерпретировать слова Христа "Не судите, да несудимы будете" (Матф.7:1) как предупреждение не судить других, потому что скорее всего осуждающий не знаком близко с научной парадигмой развития тех или иных расстройств, навскидку выглядящих как "неправильное поведение". А если знаком, то тогда не может не понимать, что осуждение не поможет.

Чем больше настоящего глубоко понимания, тем меньше поверхностного осуждения.

Ссылки:

[1] Хотя правды ради несмотря на обилие психологической литературы по теме "патологическая влюбленность" официально такого диагноза нет, разве что иногда его ставят в разделы МКБ-10 "Расстройство привычек и влечений неуточненное" и DSM-V "Behavioral addiction" ("поведенческие зависимости").
[2] Отличная статья-анализ об образе депрессии в русской литературе https://medinfo.social/psihologiya_941/literatura-49840.html
[3] Например, эти идеи высказаны в книге Дика Свааба "Мы – это наш мозг: от матки до Альцгеймера".
[4] – https://elibrary.ru/item.asp?id=11472025
[5] Длинная, но очень психологически важная статья "Кто насилует собственных детей" https://www.facebook.com/gaverdovskayastudio/posts/1845076722382952
[6] Подборка научных данных о влиянии физических наказаний на развитие детей http://www.sdvg-deti.com/t7553-topic
[7] – https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27908449
[8] – https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27777330
[9] – https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26349071
[10] Хорошая англоязычная статья о теории привязанности, в том числе и о знаменитом эксперименте с обезьянами с видеоматериалами https://www.simplypsychology.org/attachment.html
[11] "Poverty and Teen Pregnancy"
http://www.genderandhealth.ca/en/modules/poverty/poverty-teen-pregnancy-01.jsp
[12] На тему "травма и диссоциация" не то что гора исследований, а, например, целый журнал издается, посвященный этой теме http://www.isst-d.org/default.asp?contentID=14

Метки: Неблагополучная семья, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Читать по теме:
Полчаса в день на ребенка

Полчаса в день на ребенка

23.02.2018
597
Вот уже месяц, как в нашу семью пришли удивительные перемены. Моя 5-летняя дочка научилась играть одна, а я уже думала, что эти славные времена не настанут никогда. Я писала о том, как необходимость играть с ней сводила меня с ума. Сейчас мои дети стали меньше психовать и раздражаться, а я перестала по вечерам падать от усталости. Как же я добилась таких чудесных перемен?

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
8959
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
1472
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
1278
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
1831
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
1272
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,

Психологические защиты и сопротивление

Психологические защиты и сопротивление

01.02.2018
1125
Процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская: "Легко догадаться, что защита – это, в общем, положительное явление: зонтик защищает нас от дождя, одежда – от холода, страхование банковских вкладов – от банкротства. Психологическая защита защищает нас от душевной боли – и при оптимальном раскладе нет в этом ничего плохого, кроме хорошего".

Метки: Психическая травма, Психологические защиты, Процессуально-ориентированная психотерапия,

Ищу идеального мужчину

Ищу идеального мужчину

30.01.2018
2116
Психолог Анастасия Платонова: "Картина маслом: идеальная, чистейшей души мама, которая положила на ребенка жизнь, взрастила, вскормила, подняла, сил дала и… папа, жестокий, авторитарный, тиран, душащий и прекрасную маму, и пытающийся пробиться сквозь асфальт росточек – ребенка".

Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
1539
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

О чувствах, которые переживать неполезно

О чувствах, которые переживать неполезно

24.01.2018
3104
Гештальт-терапевт Ксения Аляева: "Вообще, проживание чувств без прерываний – это целебный процесс. Однако, есть чувства, проживание которых наоборот – разрушает. Я говорю о переживании травмы. Травма – "след" в психике от какого-либо события, пережить до конца и встроить в опыт которое не хватило ресурсов. И теперь, при возникновении чем-то похожих на травмирующие обстоятельств, внутренний взор вновь и вновь обращается к этому когда-то пораненному месту".

Метки: Психическая травма, Чувства,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
1322
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
1755
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

07.01.2018
4076
Из-за комплексов и неумения выстроить отношения по-другому родители требуют уважения от ребёнка. К такому выводу пришёл молодой папа Андрей Бородкин. По-настоящему дети уважают нас за поступки, а запугивание и культ старших дадут всего лишь видимость уважения.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3885
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Искусство воспитания раба

Искусство воспитания раба

23.12.2017
7551
Дима Зицер: "Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой..."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Семья, Детско-родительские отношения,

Что происходит с женщиной, когда влияние травмы на нее ослабевает?

Что происходит с женщиной, когда влияние травмы на нее ослабевает?

22.12.2017
5340
Психолог Ирина Даржина: "Что происходит с женщиной, когда травмы перестают иметь над ней сильную власть? Как смотрит она на вещи, которые раньше казались понятными? И главное, она сама – это тот же человек или уже совсем незнакомый?"

Метки: Развитие личности, Психическая травма,

Зачем, а не почему болеют дети

Зачем, а не почему болеют дети

19.12.2017
5825
Гештальт-терапевт Рагулина Анастасия: "Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о "часто болеющих детях". А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?"

Метки: Воспитание, Психосоматика, Детско-родительские отношения,

О материнской тревожности

О материнской тревожности

15.12.2017
2455
Психоаналитик Анастасия Рубцова: "К психотерапевту сплошь и рядом приходят мамы, с порога готовые каяться. Их терзает мучительная вина за то, какие они безответственные и не старательные матери. Они пытаются найти во мне союзника – ведь что может быть веселее совместной порки?"

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения,

12 способов простить обиды родителям

12 способов простить обиды родителям

14.12.2017
4813
Нужно ли говорить с родителями о прошлом? И что делать, если они все отрицают? Как простить умершего родителя и можно ли разглядеть в критике родительскую любовь? Об этом психолог Людмила Петрановская рассказала на лекции "Детские обиды: есть ли шанс наладить уже испорченные отношения?".

Метки: Семья, Детско-родительские отношения,

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

12.12.2017
4700
Семейный психотерапевт Марина Травкова: "Подростки часто не хотят ничего рассказывать родителям, даже в минуты реальной опасности, даже когда в самом деле нуждаются в помощи и знают, что родители её окажут. Почему?"

Метки: Подростковый возраст, Насилие, Детско-родительские отношения,

Балованные дети

Балованные дети

11.12.2017
2892
Психотерапевт Василиса Левченко: "Есть понятие "уровень нормы". Ребёнок впитывает его с поступками родителей. Если родители подают, как норму, что "всё нужно заслужить" – это программа. Сражаться с миром, покорять, завоёвывать, заслуживать. Вся жизнь – в гонке".

Метки: Детско-родительские отношения,

Личность как травма

Личность как травма

11.12.2017
2769
Психотерапевт Жюли Реше: "Часто говорят о "гармонично развитой личности", предполагая, что в формировании такой личности не принимали участия деструктивные процессы. Такое представление неверно, потому что личность – это и есть специфическая конфигурация психологических расстройств. Она приобретается в результате травмирования психики".

Метки: Развитие личности, Личность, Психическая травма,

Интуитивное родительство

Интуитивное родительство

08.12.2017
25165
Психотерапевт Вероника Хлебова: "В былую пору, когда я сомневалась – хорошая ли я мать, не наношу ли вреда своим детям? – я искала ответ на вопрос: А как правильно поступать? Как правильно воспитывать? Сейчас, когда я решила – что я не идеальная мать, но со своими особенностями, и со своими достоинствами, я, в основном, действую интуитивно. Прислушиваюсь к себе, своим чувствам. Они о многом говорят".

Метки: Детско-родительские отношения,

Потерявшие радость: жизнь с дементором

Потерявшие радость: жизнь с дементором

06.12.2017
3204
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Мой клиент, человек напротив, произносит эти слова. Они звучат-по-разному, но смысл всегда один. В его жизни нет радости. Его никто и ничто не радует. Он ни от чего не получает удовольствия – ни от близких отношений, ни от еды, ни от музыки, чтения, секса, общения… Ни от чего".

Метки: Счастье, Психическая травма,

Посттравматический рост: нет худа без добра

Посттравматический рост: нет худа без добра

05.12.2017
1994
Психолог Павел Зыгмантович: "Сейчас проводится достаточно много исследований посттравматического роста, и, несмотря на объективные трудности исследования таких процессов, стало ясно – феномен действительно существует".

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

01.12.2017
40000
Нужно копить деньги и все делать качественно. Психолог Людмила Петрановская уверена – это незыблемые родительские истины... позавчерашнего дня. В то же время есть то, что нашим детям точно пригодится. Как минимум, критическое мышление.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Работа с травмой отвержения

Работа с травмой отвержения

27.11.2017
9417
Психолог Ольга Селюкова: "Я довольно части встречаю статьи психологов о собственной ценности, любви к себе, принятии и т.д., в которых говорится о поведенческих механизмах удовлетворения этих базовых потребностей клиентом. И может сложиться ощущение, что следуя этим рекомендациям, можно это все получить и достаточно начать делать для себя больше, думать о себе лучше, брать на себя ответственность и все изменится. А создается ощущение, что ходишь по кругу, и даже наоборот, еще хуже – ну что же за человек я такой – другим помогает – а мне нет, наверное со мной действительно что-то не так и я безнадежен".

Метки: Отношения, Психическая травма, Сепарация,

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

26.11.2017
7187
Психолог Юлия Данилова: "Каждый раз, когда вы кричите на ребенка, он испытывает сильнейший стресс и получает психическую травму. Крик – это угроза безопасности. Безопасность – одна из важнейших потребностей ребенка для нормального развития психики".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

25.11.2017
2940
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
2896
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём