О жизни со смыслом

24 декабря 2017
6799

Олег Сатов
Психолог

Новый год – самый драматичный праздник… даже более драматичный, чем День Святого Валентина для одиноких. Справиться с болью одиночества проще, потому что, хотя любовные отношения и кажутся чем-то жизненно важным, каждый человек в глубине души знает, что смысл жизни не сводится к любви, что отношения – это лишь плацдарм или тыл, но не сама жизнь. И даже те лирически-несчастные, которые бросаются с моста от неразделенной любви, на самом деле страдают не от одиночества, а того, что кроме отношений им больше негде спрятаться от необходимости жить.

А Новый год ставит вопрос ребром. Очередной год прожит – в одиночестве или нет, успешно или не очень, но прожит. А, как он прошел? 365 дней, каждый из которых мог оказаться последним, – а сколько из них прожиты впустую? Сколько из них вообще "прожиты", а сколько пропущены на перемотке?

В Клубе мы завели практику – раз в неделю-две выполнять какое-то новое психологическое упражнение, позволяющее под новым углом взглянуть на себя и свою жизнь. И в конце декабря участникам было предложено очередное упражнение – специально, чтобы потрепать нервы в канун Нового года. Задача состояла в том, чтобы провести промежуточную ревизию своей жизни – оглянуться на прожитые годы и попробовать оценить, какие периоды в жизни прожиты осмысленно, а какие впустую.

Фокус в том, что, когда мы оглядываемся назад, мы вполне можем уловить это субъективное ощущение, что определенный период в жизни имел для нас какое-то значение или, наоборот, время просто прошло, а толку от этого никакого.

Жизнь любого человека можно раскидать на эти две категории – значимое и бессмысленное. Притом, очевидно, что значимого гораздо меньше, чем всего остального. Можно даже сказать, что значимое – это как звезды на небе – их много, но все-таки черноты там наверху гораздо больше.

И вот у всех у нас на нашем жизненном небосводе рассыпаны звезды – те отдельные события или целые пласты-созвездия в жизни, которые мы безо всякой тени сомнения ощущаем, как нечто важное, значимое, ценное. И именно эти звезды мы будем с тоской пересчитывать, когда наступит время подводить итог всей прожитой жизни.

В этом и была суть упражнения – предложить участникам оглянуться назад, не дожидаясь того печального момента, когда уже будет поздно что-либо менять. А чтобы все это не осталось на уровне мечтательного философствования, участникам было также предложено попробовать определить, в чем ключевая разница между теми событиями или периодами в жизни, которые мы субъективно воспринимаем, как значимые, и теми, которые мы так же субъективно оцениваем, как бессмысленные.

К сожалению, мало кто докопался до сути, хотя до этого аналогичное упражнение было предложено одной из психологических групп и там трое из четверых за неделю задачку раскусили… но тут, видимо, сказался уровень подготовки. Так что задача, как оказалось, не такая уж простая. Зато есть теперь хороший повод написать эту статью.

Итак, задача состояла в том, чтобы отделить значимые периоды жизни от бессмысленных и найти в них тот ключевой элемент, который отличает события одной категории, от другой. Притом, "значимое" не обязательно значит "хорошее", "приятное" или "успешное" – очень часто значимыми кажутся очень болезненные и неприятные события, а события из категории хороших и успешных, наоборот, воспринимаются, как нечто не имеющее никакой настоящей ценности.

Дальше следует подробный разбор этой проблемы с готовым ответом в конце, но если вы хотите извлечь максимум пользы для себя, попробуйте сначала выполнить упражнение, а потом читать дальше… ну, а если нет, так и нет – читайте дальше и have, как говорится, fun.


Уровни значимости существования

Первый уровень – невротический. Счастье невротика – в том, чтобы избавиться от душевного напряжения. Когда этого удается добиться, то есть, когда болезненная душевная потребность удовлетворена, человек испытывает удовольствие. Если этого удовольствия удается достичь и его достаточно много, такой период в жизни ощущается, как хороший, позитивный, приятный и в каком-то смысле ценный.

Сюда относится и достижение желанного успеха, и приятные моменты любовно-невротических отношений, и социальные победы, и трудовые достижения… но сюда же относятся и болезненные переживания – ведь мы знаем, что как бы невротик не страдал, он страдает, потому что ему это нравится – ему дороги его страдания, ему важно чувствовать себя несчастным.

Таким образом, первый уровень значимости связан с острыми переживаниями от колебаний маятника гордости и ничтожества, который и определяет сущность всякого невротика. Крайние позиции маятника, а так же резкие перескоки с полюса на полюс, переживаются как нечто значительное, поскольку эти моменты сопровождаются яркими и запоминающимися вспышками эмоций. Но в общем и целом они все равно мимолетны и при более внимательном рассмотрении их видимая "значимость" быстро рассеивается.

Этот уровень значимости сравнительно легко достижим и большинство наших усилий в направлении того, чтобы придать смысл своему существованию, связаны как раз с попытками получить удовольствие от раскачивания своего маятника. В идеале мы стараемся удовлетворить свою потребности в любви и признании, но на худой конец – если с признанием никак не получается – то же самое удовольствие извлекается из бед, поражений и страданий. Не имея возможности победить, мы хотим верить хотя бы в то, что наши поражения что-то "значат", что страдаем мы не просто так, что в наших бедах есть смысл и значение…

Второй уровень значимости – животный. Если бы зверя можно было спросить о самых значимых событиях его жизни, он бы ответил, что самый наиважнейший момент его жизни происходит прямо сейчас, здесь-и-сейчас.

Именно в эти редкие для взрослого человека периоды пребывания в здесь-и-сейчас мы ощущаем наполненность и значимость момента, и именно эти периоды всегда оставляют на душе след.

Говоря проще, это те периоды, когда мы получаем новые и потому яркие впечатления. Для ребенка изначально весь мир в новинку, и поэтому его жизнь переполнена впечатлениями и именно поэтому его субъективное время тянется гораздо медленнее, чем время взрослого человека. Этот эффект известен абсолютно всем – в детстве одна наша неделя нам казалась длиннее, чем наш средний месяц во взрослой жизни. В детстве время мучительно тянулось, а сейчас дни, недели и месяцы просто пролетают мимо.

Технически, эта проблема имеет два аспекта – выключенность из окружающей действительности и подавление чувств.

Первое связано с тенденцией среднего взрослого человека проживать жизнь у себя в голове – в своих мыслях, рассуждениях, сомнениях, оправданиях и всем остальном, чему обычно посвящен наш внутренний диалог. Чем больше мы погружены во внутренний диалог, тем более мы отключены от реального мира и тем более скудные и безвкусные у нас переживания… и естественно, что они не запоминаются, а целые пласты времени этой погруженности в себя в итоге просто выпадают, как прожитые впустую.

Новизна, с другой стороны, – это как раз то, что вырывает нас из привычного состояния погруженности в себя и заставляет хотя бы на короткий период времени, вернувшись в здесь-и-сейчас, вдохнуть жизнь полной грудью. Поэтому так велик соблазн превратить свою жизнь в погоню за новыми и все более острыми впечатлениями, но путь это тупиковый. Не за впечатлениями нужно гоняться, а учиться жить в реальном времени, – тогда каждая привычная чашка утреннего кофе будет, как новая.

Второй аспект связан с тем, что у нас есть тенденция подавлять негативные чувства. Негативные – в том смысле, что они нам не нравятся, а не в том, что они действительно имеют отрицательное значение. Нам не нравятся какие-то наши чувства и мы их вытесняем – пытаемся от них отмахнуться, захлопываем перед ними дверь. Мы верим, что способны фильтровать чувства – избавиться от неприятных, а приятные оставить. Но на практике это не работает – как только мы начинаем подавлять "негативные" чувства, так вместе с ними из нашей жизни уходят и чувства "позитивные". Дверь нашей души либо открыта, либо закрыта, и чувства через нее либо проходят, либо нет.

Итогом подавления негативных чувств и переживаний становится то, что жизнь теряет вкус. Если в детстве мы искренне радовались лужам на улице, куску хлеба с маслом посыпанному сахаром, а мысль о первом поцелуе доводила до дрожи, то став взрослыми, мы ничего этого уже не чувствуем – наша душа наглухо залита строительной пеной. И чтобы хоть что-то почувствовать, нам теперь нужно поехать на дорогой экзотический курорт, заказать в ресторане вычурное дорогое блюдо с оригинальным вкусом, а вместо простого поцелуя, нам теперь нужны изощренные, а то и извращенные сексуальные фантазии.

Заметьте, дело не в том, что для взрослого человека в этой жизни остается все меньше нового и яркого, так как он уже все перепробовал. Жизнь утрачивает чувство новизны по совершенно иной причине – в результате постоянного нарастания внутреннего напряжения и все более отчаянных попыток с ним справиться. Чем больше тяжесть на душе, тем больше мы сосредоточены на своем внутреннем диалоге (выпадаем из "здесь-и-сейчас") и тем сильнее мы защищаемся от мира своих чувств и реальных переживаний – а это и приводит к окончательному отупению в восприятии жизни.

Соответственно, когда нам все-таки удается пробиться через собственную глухоту и почувствовать вкус жизни, эти моменты нам кажутся очень ценными и мы изо всех сил желаем их повторить. А поскольку каждое новое впечатление по определению тут же перестает быть новым, нам приходится действительно все время гоняться за новыми и все более острыми переживаниями. Жизнь превращается в зарабатывание денег только для того, чтобы позволить себе очередную порцию живительной новизны.

И хотя острые и яркие переживания, полученные в течение жизни, действительно являются чем-то значимым, в глубине души мы чувствуем, что жизнь прожитая в погоне за новыми впечатлениями – это бурно, весело, интересно… но все-таки бездарно. И даже если перестать убегать от своих тревог и снова научиться чувствовать свои чувства, это тоже не решит проблемы бессмысленности существования. Научиться снова вдыхать жизнь полной грудью было бы великим достижением, но это еще не все, что нам нужно, чтобы без тени всякого сомнения ощутить значимость своего существования.

Еще раз рекомендую попробовать выполнить упражнение самостоятельно, прежде чем читать дальше.

Развитие сознания

Третий уровень – человеческий или, если угодно, экзистенциальный. Если бы тот же вопрос можно было бы задать растению, оно, вероятно, бы ответило, что в его понимании все элементарно просто – каждый новый росток, каждая новая ветка, каждый новый лист, каждый новый цветок и, особенно, каждый новый плод – вот, что наполняет смыслом его жизнь. Не сохранение вида, не размножение, не красота и не радость солнечному свету – это важно, но не в этом смысл – значимость своего существования растение ощущает от того, что оно растет. Вот единственный необходимый и достаточный критерий, отличающий осмысленное от бессмысленного.

Не воспринимайте эту метафору буквально. Человек – не растение, и как бы некоторым не хотелось подтвердить свое мнение, что смысл их жизни в рождении детей, это совершенно не то, о чем здесь идет речь. Наш человеческий рост происходит в другой области – наши ветки, листья и цветы имеют природу психологическую, а не физиологическую. И снова – постарайтесь не впасть в иллюзию, что речь идет о развитии интеллектуальном, – новые знания и умения ценны, но в них нет никакого самостоятельного значения.

Знаете, что дерево часто используется в качестве символа человеческой психики? Попробуйте это ощутить. Семечко падает в землю, пускает корни и начинает расти. Под землей – корни, опирающиеся и уходящие в бессознательное. На поверхности – расширяющееся и растущее сознание. Проходят годы, и из мельчайшего семечка вырастает огромное уникальное дерево, хотя и принадлежащее к какому-то определенному виду, – это ли не чудо? Семечка – это потенциал, и каждый маленький шаг к его раскрытию – это и есть то единственное в жизни, что имеет подлинную ценность.

И снова остерегайтесь напрашивающихся ассоциаций, что смысл жизни в раскрытии своих потенциальных умений и дарований. Можно быть тысячу раз талантливым, можно раскрыть и реализовать свой талант… но при этом остаться совершенно несчастным. Да, у всех у нас есть свои сильные стороны, а у кого-то и уникальные дарования, но само по себе их раскрытие – это не то, что придает значимость жизни. У одних деревьев сильные корни и это дает им свои преимущества, у других гибкий ствол, и это тоже дает свои преимущества, у третьих способность переносить мороз, а у четвертых – засуху. Но смысл их существования не в том, чтобы реализовывать свои преимущества и гордиться этим, а в том, чтобы максимально эффективно расти, используя все имеющиеся преимущества.

Смысл в росте, и расти должно дерево, а не таланты. Великий музыкант, великий бизнесмен или просто одаренный инженер – здорово, что они нашли свои сильные стороны и смогли их реализовать, – но их жизнь точно так же бессмысленна, как и у всех вокруг, если их сознание остановилось в развитии и застряло на уровне общего для нашего общества инфантилизма. Они подобны дереву, которое выросло достаточно, чтобы продемонстрировать свои эволюционные преимущества, и отказывается дальше расти, потому что считает свою цель достигнутой. И это дерево умрет в несчастном недоумении – жизнь прожита, успех достигнут, но на душе кошки скребут, что смысл, кажется, был в чем-то другом, а теперь уже поздно.

Итак, значимость нашему существованию придает рост и развитие сознания – новые ветки, новые листья, более глубокие корни и, конечно же, новые плоды древа нашего сознания (не путать с библейским "Деревом познания" – от него никакого толку).

О каком развитии идет речь? Если это не знания, не навыки, не развитие талантов, то что? Все достаточно просто – наше сознание проходит разные этапы развития от фрагментарного детского сознания, через формирование целостного САМОсознания, его социализацию и далее – к САМОидентификации, САМОпознанию и, если все идет по плану, к освобождению от социальной обусловленности, индивидуации и просветлению.

Первичные этапы формирования и укрепления сознания проходим мы все, практически, без исключения. Становление социально адаптированной личности у нас поставлено на поток, и довольно редко дает сбои. Сложности начинаются дальше, когда система воспитания и образования закончила свою работу, и молодой еще человек наконец-то предоставлен самому себе. Но вместо того, чтобы продолжить свое развитие самостоятельно, он вздыхает с облегчением, что наконец-то от него все отстали и можно теперь просто наслаждаться жизнью.

А ведь на этом этапе человек еще ничего не знает о себе. Ему 20–25 лет, он уже сам несет ответственность за свою жизнь, а иногда уже и за жизнь своих детей, но при этом он еще совершенно не знает себя! Он слеп, туп и глух к тому, что он представляет из себя, как человек, как отдельная личность, и предпочитает об этом "не париться". То есть, его сознание пока находится лишь на этапе более-менее успешной социальной адаптации, а по меркам жизни, это не более чем первый класс средней школы.

Беда в том, что примерно на этом этапе почти все и застревают, по крайней мере, пока жизнь не прижмет к стенке и не заставит более внимательно взглянуть на себя и, возможно, сделать следующий шаг в своем душевном развитии. И вот это самый интересный момент – именно эти ситуации, когда жизнь вынуждает нас выйти за свои привычные рамки, узнать о себе что-то новое, совершить выбор или поступок, на который мы никогда раньше не решались, проявить силу и сделать свои выводы о жизни, – именно эти ситуации мы затем вспоминаем, как нечто действительно значимое.

Внимание, это самая главная мысль в этой статье! Единственная категория событий в нашей жизни, которая имеет для нас настоящую неопровержимую и не требующую никаких рациональных доказательств значимость, – это те события или жизненные этапы, в которых нам пришлось выйти за свои привычные рамки и ограничения, когда наше сознание становится не умнее или красивее, а больше, сильнее и свободнее.

Вспомните переломные моменты своей жизни, когда вам нужно было совершать свои первые взрослые выборы в жизни – куда поступать учиться, на какую работу устраиваться, жениться или нет, рожать ли ребенка – и вспомните то внутреннее напряжение, которое сопровождало эти моменты. Жизнь от вас требовала проявить свою волю и ответственность, совершить выбор, сказать свое слово – и каждый из этих выборов горит в вашей памяти, как нечто действительно важное. Без тени сомнения вы подтвердите, что все эти ситуации для вас имели значение и, каков бы ни был результат того или иного выбора, сам момент выбора и сопутствующие ему переживания – это и есть самый значимое, что мы имеем в жизни. В момент выбора наше дерево сознания пускает росток новой ветки…

А теперь подумайте о других ситуациях – не таких романтических. Вспомните о болезненных ситуациях в своей жизни – о тех этапах и периодах, где вам приходилось страдать, спорить и конфликтовать с окружающим миром. Каждая такая ситуация возникает именно потому, что мы уперлись в какие-то свои рамки и отказываемся развиваться, и если подобные конфликтные ситуации и разрешаются, то именно тогда, когда мы все-таки решаемся сделать следующий шаг – уволиться, развестись, сменить сферу деятельности, отказаться от гнетущих обязательств – то есть, сделать что-то такое, что само рвется у нас изнутри, но обычно блокируется нашими же страхами.

И опять обратите внимание: моменты таких столкновений с жизнью, когда нам приходится покидать зону комфорта, отстаивать свои интересы вопреки привычным страхам, следовать за своими настоящими желаниями, даже если они противоречат общим настроениям, – всякий раз, как нам это удается, в памяти остается зарубка – "Здесь произошло нечто важное!" И если мы чем-то и гордимся по-настоящему – тихо, про себя – так это победами над собой, порванными цепями и тем глотком воздуха и ощущением силы, которые возникают у нас в результате этих сражений.

Всякий раз, как по своей воле или, чаще, под давлением обстоятельств мы вынуждены совершать новые для себя поступки, выходить за ранее привычные рамки, более широко взглянуть на мир, отстоять свое право на свободу самоопределения, освобождаться от привычных иллюзий и преодолевать самоограничения – это и есть то единственное, что наполняет нашу жизнь подлинным смыслом. Все остальное в жизни – только фон и декорация для настоящей драмы – драмы развития сознания.

Любители пофилософствовать часто говорят, что мы сами наделяем смыслом те или иные события своей жизни. Можно так сказать, да. Но нужно понимать одну тонкость – мы не можем наделить смыслом бессмысленное для себя событие. Как бы мы ни тянули себя за уши, мы не можем наделить событие важностью! Все что нам дано – это только констатировать важность или не-важность, которые мы ощущаем изнутри субъективно.

Мы можем верить, что свадьба – это важное событие. Мы можем вложить в это событие кучу средств, времени и усилий, но оно никогда не станет для нас по-настоящему важным именно потому, что в момент свадьбы не происходит ничего такого, что касалось бы развития нашего сознания. С точки зрения наших честных субъективных ощущений, свадьба – событие совершенно бессмысленное, а важным оно кажется только на самом первом и, если повезет, втором уровне значимости (см. выше). С другой стороны тот момент, когда мы окончательно решились на то, чтобы пожениться, и ясно выразили свое решение в виде твердого намерения – вот этот момент действительно и без каких-либо оговорок важен!

То же самое и со многими другими подобными ситуациями. Настоящая важность часто находится вовсе не там, где мы ее ожидаем увидеть и чему мы ее приписываем в своих фантазиях. Но в то же время, как бы мы себя не дурачили на уровне ума, внутри, когда ажиотаж уже утих, мы всегда можем задать себе вопрос, ощущаем ли мы те или иные события как нечто важное или нет… и мы всегда получаем ответ.

Важность и значимость событиям нашей жизни придаем мы сами, но мы не можем выбирать, что нам ощущать таковым. Мы можем только констатировать реальное положение дел – одни события нам важны, другие нет. И сколько ни рассуждай, сколько себя ни накручивай, бессмысленное никогда не станет важным, а важное бессмысленным.

Даже если весь мир вокруг считает и даже ощущает, что какое-то событие является важным, для нас имеет значение только наше собственное субъективное восприятие. Только мы сами можем ответить себе на вопрос, имело значение это событие для нас или нет. И ответ на него не в наших умных рассуждениях и красивых представлениях о жизни, а в одних только наших внутренних субъективных ничем не обоснованных ощущениях. Вопрос лишь в том, доверять этим ощущениям или нет…

Сорок два…

Хотели узнать, в чем смысл жизни? Вот и ответ. Не нужны никакие теории. Единственный инструмент, позволяющий оценить, прожит ли очередной день, месяц или год со смыслом, находится у нас внутри. Нам не надо никого спрашивать или читать умные книги, чтобы узнать голодны мы или нет – мы просто смотрим себе внутрь и находим ответ в своих субъективных, но единственно объективных, ощущениях. То же самое и со смыслом – это не философская категория, а предмет вполне доступный ощущению.

Если действительно сосредоточиться на этом упражнении, не полениться и уделить время его выполнению, то вполне можно нащупать и выделить то самое уникальное внутреннее ощущение, которое отвечает нам на вопрос, будем мы в старости жалеть об этом прожитом дне, месяце или годе. В старости былого уже не вернуть, но ту же ревизию, которую проводят все старики, можно провести сейчас, не дожидаясь того, что будет уже поздно.

Еще раз. Единственный критерий, которому можно довериться в определении смысла или бессмысленности существования, находится у нас внутри – это то самое субъективное чувство, которое мы испытываем, оглядываясь назад на свою жизнь. Умозрительно понимать это бессмысленно. Попробуйте выполнить упражнение, потратьте на него несколько часов, а лучше дней. Оглянитесь на свою жизнь, и вы увидите, что вы сами даете оценку своей жизни, что вы прекрасно знаете, какие жизненные этапы идут в зачет, а какие списаны в утиль. У нас внутри есть четкий "барометр смысла", чья стрелка вполне уверенно показывает, где одно, а где другое…

Сложность с обнаружением этого субъективного внутреннего барометра может быть только в том случае, если его стрелка слишком давно не показывала в сторону осмысленности, если жизнь слишком долго шла в колее беспробудного и бестолкового существования. Но даже в этом случае – всегда можно отмотать пленку подальше назад, до времен подросткового периода, когда шло активное становление личности – в те времена жизнь была переполнена смыслом до краев, и внутренние ощущения обязательно это подтвердят.

Обнаружить это внутреннее ощущение можно только по контрасту, найдя в своей жизни ярко осмысленные и так же ярко бессмысленные периоды – тогда все станет совершенно очевидно. А дальше, если вас вообще волнует вопрос смысла вашей жизни, все становится элементарно просто – не надо больше думать, не надо пускаться в философские размышления, не надо спрашивать чужого совета – ваш "смыслометр" всегда с вами. От вас требуется только мужество начать слушаться этого своего прибора.

А мужество действительно потребуется, потому что, скорее всего, он камня на камне не оставит от вашего привычного мировоззрения и образа жизни – придется отказаться ото всех стереотипов, ото всего лишнего, что всегда казалось правильным и важным, но в обмен появится хоть маленький, но шанс – прожить жизнь так, чтобы потом не было мучительно больно…

Метки: Смысл жизни, Методики и упражнения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

6 видов упражнений для заземления при тревоге и интенсивных эмоциях

20.08.2018
1174
Возвращая свое сознание и тело обратно в настоящий момент, мы можем организовать нашему мозгу пространство, чтобы он успокоился и почувствовать себя немного более сконцентрированными, по крайней мере достаточно для того, чтобы объяснить, что с нами происходит или обратиться за помощь или придумать, как поступить с этим состоянием.

Метки: Тревожность, Методики и упражнения, Переводы,

Что такое вторичная выгода? Теория и упражнения

Что такое вторичная выгода? Теория и упражнения

07.08.2018
1968
Психолог Татьяна Ушакова: "Вы когда-нибудь задумывались, почему, принимая какое-либо решение, оно часто не выполняется и все остается так, как было?"

Метки: Развитие личности, Методики и упражнения, Ответственность,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
2689
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

12 простых способов успокоиться и не нервничать

12 простых способов успокоиться и не нервничать

14.07.2018
6560
Психолог Елена Назаренко: "Ими пользовались для рекомендаций врачи-терапевты старой школы. Из тех, которые брали больного за руку, и тому уже от этого становилось легче. Советам по самопомощи обучали физиотерапевты, массажисты и спортивные инструкторы. Теперь советы стоят дороже и формулируются сложнее. Самопомощь пресекается, это же не рыночный подход. А мы вернёмся к старым добрым временам, когда самопомощь приветствовалась".

Метки: Стресс, Тревожность, Методики и упражнения,

Карьерный кризис: почему я больше не хочу работать и что делать?

Карьерный кризис: почему я больше не хочу работать и что делать?

04.07.2018
16237
Каждый человек на пути своего профессионального развития сталкивается с остановками и тупиками. Во время них он пересматривает направление движения и даже полностью меняет пункт назначения. С чем связаны такие кризисные этапы и как в них действовать, расскажем в статье.

Метки: Психологический кризис, Методики и упражнения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
30059
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

Исцеление внутреннего ребёнка

Исцеление внутреннего ребёнка

04.05.2018
6290
Психотерапевт Ирина Стуканёва: "Каждый человек в каждый момент времени находится в состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так он проявляет себя по отношению к другим людям. Но Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности".

Метки: Трансактный анализ, Методики и упражнения,

Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве

Практики саморегуляции при посттравматическом расстройстве

19.04.2018
6234
Если мы страдаем от ПТСР, мы можем чувствовать себя внутренне разрозненными, сломанными, расшатанными, взорванными, расщепленными. Поток мыслей, нервное возбуждение захватывают нас, переходят всякие границы, выходят из под контроля. Мы даже можем не ощущать собственных телесных границ.

Метки: Посттравматическое стрессовое расстройство, Телесно-ориентированная терапия, Методики и упражнения, Переводы,

Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12.04.2018
3235
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,

Самое трудное на Пути

Самое трудное на Пути

17.03.2018
4182
Психолог Олег Сатов: "В реализации любой масштабной задачи с множеством переменных есть две основных трудности: одна физическая, другая психологическая. Первая – это тот объем усилий, энергии, времени и прочих ресурсов, которые приходится затратить на достижение поставленной цели. Вторая – это психологическое напряжение, с которым приходится столкнуться в условиях, когда нет точного плана действий и отсутствуют какие-либо гарантии успеха".

Метки: Развитие личности, Ресурсы , Энергия, Смысл жизни,

Упражнение "Круги близости ответственности и влияния"

Упражнение "Круги близости ответственности и влияния"

07.03.2018
4734
Психолог Ксения Панюкова: "Упражнение "Круги близости" – это отличный инструмент, для того, чтобы "проявить" те слабые места, через которые уходит энергия из вашей жизни, определиться с приоритетами и восстановить границы там, где они необходимы".

Метки: Отношения, Методики и упражнения,

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

22.02.2018
3037
Психолог Елена Назаренко: "Выполнение данного психологического упражнения-визуализации есть психологическая "растяжка", благодаря которой мы можем научить себя дотягиваться до Нуминозного".

Метки: Развитие личности, Методики и упражнения,

Экзистенциальный взгляд на себя

Экзистенциальный взгляд на себя

17.02.2018
2348
Экзистенциально-гуманистический психотерапевт Андрей Голуб: "Я хочу привести ряд предположений и предложений, которые расширяют привычное представление о способе жить, позволяют по-другому посмотреть на себя и свои проявления, увидеть в этом новые смыслы и возможности получить другой опыт".

Метки: Смысл жизни, Экзистенциальная терапия,

Кризис среднего возраста: Человек в поиске смысла

Кризис среднего возраста: Человек в поиске смысла

14.12.2017
3980
Психолог Светлана Рипка: "В середине жизни человеку становится необходимо понять смысл своего существования и обосновать его через собственные, а не навязанные ценности. Именно в середине жизни, в точке "0", человек сталкивается с неизбежностью конечности бытия, с желанием оставить после себя след и память, желанием делать и творить не за что-то, а во имя чего-то".

Метки: Кризис среднего возраста, Экзистенциальный кризис, Методики и упражнения,

Почему мы бросаем спорт и зачем нам тело

Почему мы бросаем спорт и зачем нам тело

09.10.2017
7962
Психолог-эволюционист Наталья Валицкая: "Почти всегда, даже не за редким, а за редчайшим исключением, человек начинает вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и бросает. И снова начинает. Начинает, когда опять прижмёт, когда ему снова станет неудобно в таком теле дальше двигаться воплощать свои смыслы".

Метки: Мотивация, Целеполагание, Развитие личности, Ресурсы , Смысл жизни,

Зачем вам вечность, если вы не знаете чем заняться в выходные

Зачем вам вечность, если вы не знаете чем заняться в выходные

21.09.2017
3418
"Не спешите просидеть всю жизнь на одном месте. Молодость клеток нашего мозга, как на батарейках, работает на впечатлениях и смыслах жизни," – о том, как наша молодость зависит от мозга, а мозг – от новых знаний и умений, рассказывает Александр Коляда, генетик, научный сотрудник Лаборатории эпигенетики Института геронтологии НАМНУ.

Метки: Счастье, Смысл жизни,

Интересная внутренняя жизнь. Как научиться жить интересной внутренней жизнью?

Интересная внутренняя жизнь. Как научиться жить интересной внутренней жизнью?

30.08.2017
7194
Психолог Сергей Ключников: "Почему большинство людей ищут счастье и удовлетворенность не внутри себя, а вне себя, почему они стремятся иметь и казаться, а не быть, почему им предпочтительнее искать счастье во вне себя, а не внутри себя и вести интересную внешнюю жизнь, но отнюдь не внутреннюю?".

Метки: Развитие личности, Смысл жизни,

Техники по работе со своим вниманием

Техники по работе со своим вниманием

30.08.2017
2604
Психолог Данила Мещеряков: "Внимание – ваш главный ресурс в жизни. Что бы вы ни делали, это требует вашего внимания. Вещи вокруг вас требуют вашего внимания. Люди вокруг вас требуют вашего внимания. Ситуации, в которые вы попадаете, требуют вашего внимания".

Метки: Развитие личности, Контроль, Методики и упражнения,

Когда ты уже все решил

Когда ты уже все решил

18.08.2017
6179
Врач-психотерапевт Ольга Попова: "Мужчина, который согласился подвезти меня, поразил меня тем, что ему нравилось нынешнее лето, нравились льющие дожди, дующие холодом ветра, нравилась не очень летняя погода, нравился даже перекопанный центр Москвы. И вот особенно после последнего, я вдруг поняла – что он очень любит жизнь и ценит ее, а значит…"

Метки: Экзистенциальный кризис, Смысл жизни,

Холотропное дыхание

Холотропное дыхание

09.08.2017
1717
Мир современной психологии щедр на новинки; не последнюю роль в этом многообразии играют так называемые дыхательные психотехники. Это целый комплекс методов психологической помощи, основанных на терапевтическом использовании измененных состояний сознания, вызываемых изменениями в ритме дыхания. В настоящее время арсенал психологов насчитывает четыре таких психотехники – ребёфинг, вайвейшн, Свободное Дыхание и холотропное дыхание. Данная статья посвящена последней из указанных техник.

Метки: Психотерапия, Методики и упражнения,

Релаксация – не просто расслабление, а путь…к здоровью

Релаксация – не просто расслабление, а путь…к здоровью

28.07.2017
12429
Психолог Наталья Шмигель: "Релаксацию, как явление, часто обесценивают и путают с бездельем и "ничегонеделаньем". На самом деле это очень эффективный и мощный по своему воздействию метод психотерапии".

Метки: Психосоматика, Психотерапия, Методики и упражнения,

Наслаждаемся жизнью

Наслаждаемся жизнью

27.06.2017
5323
Мне было чуть больше сорока, когда я узнала, что на привычный вопрос "Чем вы сейчас занимаетесь?" можно отвечать: "Осим хаим". "Наслаждаемся жизнью". Впервые это выражение я услышала здесь, в Израиле. Дословный его перевод: "делаем жизнь".

Метки: Счастье, Смысл жизни,

Навязчивые мысли: причины возникновения и методы их остановки

Навязчивые мысли: причины возникновения и методы их остановки

21.05.2017
33114
Психолог Павел Зайковский: "Навязчивым мыслям подвержены люди с низкой самооценкой, отсутствием уверенности, постоянным страхом и тревогой. Поэтому, главная трудность самостоятельного избавления от навязчивых мыслей – переубедить самого себя в том, что эти мысли нерациональны".

Метки: Невроз, Обсессивно-компульсивное расстройство, Методики и упражнения,

Экзистенциальная тревога и становление идентичности

Экзистенциальная тревога и становление идентичности

17.05.2017
6728
Врач-психотерапевт Максим Пестов: "Экзистенциальная тревога выражает одну простую идею - ни один выбор не оказывается абсолютно правильным и окончательным, ни одна позиция не дает совершенных гарантий и преференций.  В состоянии этой тревоги возникает ощущение, что жизнь катится в тартарары и не за что уцепиться, чтобы прервать это неизбежное падение. Это невозможно отменить, поскольку оно оказывается предельной данностью нашего бытия."

Метки: Тревожность, Экзистенциальный кризис, Методики и упражнения, Идентичность,

9 маркеров того, что мы оплачиваем долги наших предков

9 маркеров того, что мы оплачиваем долги наших предков

24.04.2017
5178
Анна Ходосова, психолог: "В моей практике психолога, иногда, встречаются случаи, когда сложно бывает понять, почему клиента преследуют неудачи, откуда взялась эта необъяснимая тревога, периодически и закономерно появляющаяся ниоткуда. Клиенты говорят, что ощущают, что  живут не свою жизнь, замечают "тревожащую странность" в ней".

Метки: Сценарии, Семейные расстановки, Методики и упражнения,

ПРОФЕССИЯ VS ПРИЗВАНИЕ

ПРОФЕССИЯ VS ПРИЗВАНИЕ

14.04.2017
8655
Клинический психолог Любовь Кириллова: "Все чаще на прием приходят люди «призвание нашедшие». Из последних – клиентки, женщины средних лет. Одна ушла с банковской должности плести бисером. В итоге – продукт не востребован, самоприменения женщина не находит, ссорится с мужем, дело дошло до развода".

Метки: Карьера, Смысл жизни,

Роман с тенью: что делать, если ваша жизнь стала бессмысленной

Роман с тенью: что делать, если ваша жизнь стала бессмысленной

28.03.2017
6414
Психотерапевт Мария Кудрявцева: "Вот типичный пример: Ира — обыкновенная девочка «из хорошей семьи». Профессия экономиста всегда казалась скучной, но мама настаивала, что это денежно и престижно. С будущим мужем и то папа познакомил. Конечно, тогда она была молодой и глупой, а родители – мудрыми и желающими ей только добра и она им очень благодарна, но ведь привычку оглядываться на мнение окружающих так же привили родители."

Метки: Психотерапия, Личность, Экзистенциальный кризис, Случаи из практики психотерапии, Смысл жизни,

Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления

Любовная зависимость: этапы развития и методы ее исцеления

14.03.2017
10982
Психолог Павел Зайковский: "Целью избавиться от любовной зависимости является не сколько простой выход из неравноправных любовных отношений, сколько способность изменить сами причины появления подобной зависимости, чтобы не было больше никаких рецидивов. Иначе получится что, выйдя из одних отношений Вы через какое-то время снова попадете в них, надеясь, что теперь то точно будет все хорошо".

Метки: Созависимость, Эмоциональная зависимость, Методики и упражнения,

Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами

Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами

20.02.2017
6627
Семейный психолог Вера Бутова: "У детей с психосоматическими расстройствами, как правило, затруднена способность к разрядке эмоционального напряжения. Использование же арт-терапии облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения и улучшению состояния здоровья через формирование внутренней картины здоровья."

Метки: Психосоматика, Психотерапия, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии, Методики и упражнения,

Тропинки с своему глубинному «я»: как услышать себя?

Тропинки с своему глубинному «я»: как услышать себя?

06.02.2017
18500
Психолог Илья Шабшин: "У меня как у психолога для вас две новости: хорошая и плохая. Плохая новость: почти все ваши желания, мечты и цели – не ваши. Вы их откуда-то взяли и присвоили. Хорошая новость: можно научиться слышать себя, свой внутренний голос. Ниже я напишу несколько приемов, помогающих распознать, что же хочет ваше собственное «я»."

Метки: Личность, Смысл жизни,

Читать по теме: |
"Как угасают миры". Онкология с точки зрения психосоматики

"Как угасают миры". Онкология с точки зрения психосоматики

02.06.2018
2881
Онкология – одна из самых непростых тем работы в психосоматике. Каковы причины возникновения заболевания и что можно сделать, работая с такой темой? Об этом в данной статье.  

Метки: Психосоматика, Методики и упражнения,



Интервью недели

Потеря смысла жизни

Потеря смысла жизни

Как вновь почувствовать смысл и радость жизни?

Оксана Мищенко

Психолог, семейный консультант, игровой терапевт

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Алкоголизм Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переводы Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Трансактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём