О самом большом несчастии человека

22 апреля 2016
7500

Олег Сатов
Психолог

О неуверенности в себе

Что такое «неуверенность в себе»? Что такое «уверенность»? О чем это вообще?

Сейчас мы не говорим о строгом научном определении комплекса неполноценности, каким его описал Адлер. Попробуем разобраться с проблемой неуверенности в себе, какой мы ее наблюдаем своими собственными глазами.

И здесь не должно быть никаких сомнений и отговорок — чувство неуверенности, о котором мы здесь говорим, присуще всем без исключений. Все это про вас! И если кто-то открещивается, то только потому, что долгие годы искусного самообмана научили его путать верх с низом, а уверенность с полным ее отсутствием.

Начнем с того, каким образом неуверенность проявляет себя в жизни. Всем это хорошо знакомо:
  • общие сомнения в себе или непрошибаемая самоуверенность, 
  • избегание решений или слепое перепуганное безрассудство в их принятии, 
  • безответственность или гиперответственность, 
  • страх проявить свои желания или нарочитое самодурство, 
  • отказ от своей точки зрения или навязывание ее всем вокруг, 
  • инфантильная потребность в любви или жестокая бесчувственность, 
  • обидчивость или конфликтность… и все такое прочее. 
Вся бытовая (не клиническая) психопатология — это проявление неуверенности в себе.

Обратите внимание, что все проявления неуверенности в себе двуполярны, и именно здесь часто происходит первая и самая наивная ошибка в понимании нашей проблемы.

Неуверенность и самоуверенность — это одно и то же. За обеими крайностями стоит одно и то же чувство, отличается только способ психологической защиты от него.

Один человек проваливается в него и посыпает голову пеплом, избегая таким образом дальнейших тычков, другой делает все возможное, чтобы доказать, что никаких сомнений в себе у него нет, но пыл, с которым он это делает, выдает его с потрохами. Здесь все очевидно.

В сущности неуверенность в себе — это чувство неясной, но глубокой тревоги относительно своего места в жизни. Чувство, интуиция, неопределенное беспокойство, навязчивый вопрос, витающий в воздухе — тварь ли я дрожащая?

Возможно, вы называете это как-то по-своему, но оно точно у вас есть.

Если же вы искренне считаете, что к вам все это не имеет отношения, то одно из трех: либо вы напрочь лишены способности к саморефлексии, либо здорово себя задурили, либо вы не человек.

Неуверенность в себе лежит в сердцевине человеческого существа с того момента, как в нашей психической структуре образовалось штуковина, которую психологи называют «Эго». Эго и неуверенность в себе — это в сущности одно и то же.

Не бывает уверенной в себе личности, бывает только личность, хорошо защищенная от пугающей правды.

Для полноты картины можно сказать, что всякий раз, когда человек признается, что он тем или иным образом несчастен, будьте уверены — за этим стоят его сомнения в себе, его чувство неуверенности в собственной значимости.


Никакого другого несчастья не бывает — все человеческое горе вертится вокруг нашего «Я» и вопроса о его достоинстве.

Если посмотреть в лупу, можно сказать, что неуверенность в себе — это чувство диссонанса между позицией эгоистичного сознания, с первых лет жизни зараженного идеей собственной значимости, и той биологической правдой, что в масштабах планеты человек не более значим, чем мельчайший микроорганизм.

А если мы наберемся духу дать оценку человеческой значимости в масштабах вселенной, результат станет еще более очевиден и драматичен.

И вот теперь представьте, что будет происходить с человеком, который, с одной стороны, знает правду о своем положении в этом мире, а с другой — растет и воспитывается в обществе, где идея собственного достоинства считается высшей моральной ценностью, а погоня за социальным успехом является смыслом жизни?

Какого масштаба будет внутренний конфликт человека, если речь идет о психологическом делении раздутого эгоистичного достоинства на ноль? Не будет ли этот человек чувствовать себя слегка неуверенно?

Это и есть тот конфликт, который от начала времен точит человека изнутри, заставляя его совершать величайшие и ужаснейшие поступки.

Конфликт добра и зла, как и любое другое противостояние — не что иное, как отражение внутренней борьбы между правдой и ложью в душе каждого отдельного человека в нашем цивилизованном, но бессознательном обществе.

Можно ли исцелить этот конфликт? Давайте разбираться.
 

Традиционная медицина

Возвращаясь обратно на бытовой уровень понимания, посмотрим, что обычно подразумевается под неуверенностью в себе, что считается ее причинами, и каким образом предлагается достичь противоположного полюса — твердой убежденности в своем достоинстве.

Если обратиться к статьям из интернета, то мы увидим, что бытует стереотипное мнение, будто неуверенность — это противоестественное, болезненное состояние, приобретенное в течение сознательной жизни, и что от него можно и нужно вылечиться — обрести уверенность. А в качестве основного способа избавления предлагаются различные техники укрепляющие веру человека в собственную значимость.

Логика простая и понятная: если вера личности в свою уникальность, особенность и важность будет хорошо укреплена, это позволит человеку перебороть то тревожное чувство, которое ставит под сомнение всю его жизнь.

Другими словами, если кричать достаточно громко, то можно перекричать голос своего страха. И тогда ответом на вопрос о том, как обрести уверенность в себе, становится очевидная в своем безумии рекомендация — учитесь громче и самозабвеннее провозглашать свое «Я», свою важность, свое достоинство, и вы будете спасены.
  
Разумеется, можно встретить и другие рекомендации — более вдумчивые и толковые, но чтобы найти их среди вороха стереотипных журнальных советов, придется уже приложить определенные усилия.

Оно и понятно — призыв к более трезвому взгляду на себя, всегда проиграет в популярности советам полюбить свое отражение в зеркале.

Относительно здравый совет, который все-таки можно изредка встретить, — это осторожное предложение провести ревизию и скорректировать свою самооценку в соответствии с реальными достижениями. По сравнению с приведенной выше чушью, это практически революционное откровение.

Вместо того, чтобы убеждать себя в собственной значимости предлагается дать себе подзатыльник и посмотреть правде в глаза.

Можно было бы сказать, что это первые полшага к взрослению, но за этим следуют два полных шага назад.

Да, трезво оценивая свои достижения, человек снижает уровень своих личностных амбиций и начинает укреплять свою самооценку не аффирмациями, а реальными делами. Это делает его более осязаемым и обеспечивает какую-никакую почву под ногами.

Но вместе с этим у него закрепляется ложное убеждение, что уверенность в себе есть результат реальных достижений, и это ставит его в еще более опасное положение.

Переход от полностью надуманной самооценки к «реалистичной» решает только самый поверхностный слой настоящей проблемы. Даже не столько решает, сколько маскирует.

Ядро неуверенности в себе находится далеко за пределами сферы социальных оценок и отношений. Каковы бы ни были «реальные» достижения человека, это никоим образом не решает проблему изначальной неуверенности.

Хуже того, обезболивающий эффект и стабильная повторяемость результата, когда новые достижения становятся очередной и действенной дозой душевного анальгетика, становятся для человека настоящей западней — считая, что решение найдено, он перестает искать другой ответ.

Общим итогом подобного рода рекомендаций становится то, что дельта между реальной стоимостью, о которой человеку твердит настойчивый внутренний голос, и той ценой, которую он себе приписывает на уровне самоуговоров или социальных достижений, становится больше.

Конфликт между правдой и ложью усугубляется, и с каждым днем, потраченным на укрепление самооценки, требуется все больше энергии на убегание от себя и своих страхов. И так до полного душевного истощения…

 

Альтернативная медицина

Вылечиться от неуверенности в себе невозможно… точно так же, как нельзя выздороветь от здравомыслия, хотя департамент Кукушкиного Гнезда делает ради этого все возможное.

Тем не менее, традиционная медицина, от которой, как шутят, никто не уходит здоровым, иногда все-таки упускает пациентов из своих цепких лап. Спасает их то, что они понимают, куда попали, раньше, чем их дело и тело отправляются в службу утилизации биологических отходов.

И если нам удается ускользнуть от многочисленных доброжелателей, пока порох еще не совсем отсырел, мы оказываемся на территории серьезного психологического самоисследования и наконец-то переходим от беспощадного лечения к внимательному изучению проблемы.

Ранее мы предположили, что корень зла в ложном самомнении, противостоящем чувству интуитивного беспокойства относительно своего места в этом мире, и если это так, то именно сюда стоит направить основное внимание.

Самомнение — это многоуровневая система психологической защиты, которую мы выстраиваем снизу вверх и укрепляем в течение всей своей жизни.

Самый примитивный и легко наблюдаемый уровень обороны — это социальное самомнение, оценка своего достоинства в рамках нравственной системы координат.

Более глубокий и тонкий уровень — экзистенциальное самомнение, попытка определить и утвердить смысл своего существования.

Последний и едва различимый уровень можно условно назвать вселенским или духовным самомнением — провозглашение своей автономии от всеобщего океана бытия.
 

Социальное самомнение

Этот пласт должен быть хорошо известен всем, кто в изучении психологии заходил дальше чтения глянцевых журналов.

Первый полушаг в нужном направлении мы уже обсудили — переход в формировании самооценки от фантазий и сказок о себе к реальным измеримым достижениям. Простой иллюстрацией может быть различие между позициями «Я заслуживаю много денег» и «Я заслуживаю столько, сколько зарабатываю».

Переход от одной точки зрения к другой сопровождается уменьшением притязаний, и именно здесь мы получаем положительный эффект — уменьшение ложного личностного объема.

Но переход к реалистичной самооценке на уровне практических достижений — это слишком маленькая победа, чтобы это имело решающий смысл. Основная масса социального самомнения лежит в сфере нравственной состоятельности.

Отчасти это тоже проявляется через дела и поступки: если человек не делает ничего «плохого» и иногда делает «хорошее», то на практическом уровне его вроде бы можно считать «хорошим».

Но мы ведь знаем, что сдержать злой умысел — это не то же самое, что его не иметь, а сделать что-то показательно доброе — это не то же самое, что иметь добрые побуждения.

Поэтому следующий очевидный шаг в корректировке самооценки — это принятие в расчет не только реальных дел, но и реальных чувств и интенций.

Это то, чем занимается глубинная психология — схватка с Тенью и Персоной — с двумя основными самообманами, позволяющими человеку иметь ложную приукрашенную картину себя.

Работая на этом уровне, человек обнаруживает, что в глубине души он совсем не тот, каким привык себя видеть. Обнаружить у себя внутри своего личного мистера Хайда, зверя — это глубокое потрясение, после которого не так-то просто оправиться.

Но именно это знаменует первый шаг к настоящему взрослению — признание своей темной стороны, срывание ложных масок, семимильный шаг навстречу правде.

Эта работа, если она проделана искренне, имеет тот же самый эффект — девальвацию личности, уменьшение притязаний, и это масштабное поражение, будучи крайне болезненным, снижает напряжение на самом главном душевном фронте – в войне между ложью и правдой о самом себе.

С каждым таким победным отступлением человек утрачивает часть своего прежнего достоинства, своей важности, своей значительности. Но когда боль пройдет и пыль уляжется, человек обнаруживает, что странным образом ему стало легче дышать.

Терзавшее его чувство неуверенности в себе становится менее мучительным, а жизнь начинает играть новыми, доселе невиданными, красками. Поражение приводит к победе.

Но вместе с уменьшением границ, улучшается и обороноспособность психического государства, и следующий этап корректировки самомнения оказывается еще сложнее. Резкое уменьшение напряженности внутреннего конфликта закономерно приводит к снижению мотивации для продолжения самоисследования.

Многие так и застревают на этой стадии, считая, что это и есть вершина психологического развития. Взрослость, так и не становится Зрелостью. 

Экзистенциальное самомнение

Здесь игра становится более тонкой, но все еще остается доступной для простого понимания. Как и на социальном уровне, речь о ложных притязаниях, но теперь уже не в сфере достижений и нравственных оценок, а в том, какое значение всему этому придается.

Ценность прежних побед — все, что казалось незыблемо важным — вдруг оказывается под сомнением. Деньги, признание, отношения, борьба со злом, справедливость — что важно, а что нет? Где правда? В чем смысл?

Следуя за не покидающим его чувством тревоги, человек перестает довольствоваться готовыми ответами и впервые пытается ответить на все эти вопросы самостоятельно. И очень скоро он, словно бы просыпаясь, обнаруживает, что привычные его опоры в жизни висят в воздухе и не имеют под собой никаких оснований — чистая вера, полученная по наследству от своих родителей и учителей.

И первым, что оказывается под сомнением — это ценность социальных достижений, о которых мы говорили выше.

Деньги, успех, власть — все это имеет смысл в очень ограниченных пределах, точно так же, как искусное владение мячом имеет значение, только в рамках ИГРЫ в футбол.

Но в случае футбола мы всегда помним о том, что это всего лишь игра, а в случае погони за социальным успехом мы легко проваливаемся в иллюзию, что это один из неоспоримо важных аспектов бытия, перестаем видеть в этом развлечение и превращаем успешность в причину своего счастья или несчастья.

Проиграть в футбол печально, но это никогда не сделает человека несчастным — только слегка расстроенным. А поражение на социальном поле для некоторых становится поводом свести счеты с жизнью. Такова сила иллюзии.

Но это самая поверхность экзистенциальной проблемы. Легко понять и согласиться с тем, что материальные ценности и социальные победы преходящи и условны.

Первый урок философии, создающий ложное впечатление постигнутой мудрости. Гораздо сложнее сделать следующий шаг и признать сомнительную ценность того, что чаще всего противопоставляется материальному — человеческие отношения.

Дружба, семья, дети — вот что становится спасительным самообманом, когда лестница, ведущая к социальным вершинам, начинает шататься.

Вера в ценность человеческих отношений — это такой огромный смысловой пласт, что для большинства тех, кто прорвался сквозь иллюзию социального успеха, он оказывается непреодолим.

В сущности, это застревание на примитивном биологическом уровне, возведенное, однако, в высшую ценность человеческого бытия. Мощь этого убеждения и его обезболивающий эффект так велики, что позволяют прятаться от правды до самого конца… и человек тихо умирает с чувством отличника, хорошо выполнившего задание. Но с чего он взял, что задание было именно в этом?

Любовь, дружба, отношения — это всего лишь еще одна ширма. Никто не знает, в чем смысл нашей жизни, и это пугает людей до чертиков, ведь, не имея четких правил, невозможно определить себя и свое место в жизни.

Щит погони за успехом, который защищал от чувства неуверенности, выпадает из рук, и тогда семья и прочие аспекты человеческих отношений становятся удобным ответом, который легко проглотить и снова погрузиться в забытье.

Если же знакомство с горьким чувством собственной лживости на более ранних этапах работы не прошло даром, подноготная всех отношений, которые раньше казались священными, становится очевидной и пугающей, ведь единственная их цель — убегание от правды, от себя, от своих тревог и сомнений. И тогда, потеряв вместе с верой в отношения еще один большой кусок своей души, человек оказывается перед следующим препятствием.

Здесь мы подходим к вере в существование добра и зла, которая также оказывается всего лишь еще одной линией обороны. Природа этого щита уже не так очевидна. Дело здесь далеко не в том, есть ли на свете добро или зло, а в том, что человек берет на себя смелость судить о том, что есть что.

Происходит примерно то же самое, что и со смыслом жизни, которого никто не знает. Отказываясь смиряться с отсутствием ответа, мы искусственно придумываем свой собственный смысл и убеждаем себя, что это и есть ответ.

Но, если посмотреть внимательно, оказывается, что предложенный ответ не является результатом глубокого исследования вопроса, а преследует сугубо личную выгоду — новым смыслом жизни объявляется именно то, в чем нам легче и удобнее в дальнейшем самоутвердиться.

С добром и злом повторяется тот же самый маневр. Критериев истинного добра или истинного зла никто не знает, но если оглядеться вокруг, мы видим, что люди живут так, словно им эти критерии хорошо и доподлинно известны. Как так получается?

Срабатывает тот же фокус — мы выдумываем правила игры по своему произволу и в полном соответствии с принципом личной выгоды. Добром мы назначаем то, что нам выгодно считать таковым, — то, чему мы можем соответствовать безо всяких усилий.

А злом объявляется все то, что нам неудобно и не нравится в других людях, и с этого момента они становятся в наших глазах грешниками, хотя в действительности они всего лишь перешли нам дорогу. Добро и зло всегда было и будет предметом нашего эгоистичного произвола. Это ли не гордыня?

Стоит прикоснуться к этому осознанию, и весь мир вокруг начинает рушиться. Границы правильного и неправильного размывается, и человек оказывается подвешен в невесомости. Ответить на вопрос «Кто я есть?» становится практически невозможно, поскольку все прежние системы отчета утрачивают смысл.

Нет больше той линейки, по которой можно продолжать замерять собственную значимость, — все обман и условность. Человек обнаруживает свою сокрушительную ничтожность в масштабах человеческого бытия, и остается последняя лазейка — заставить себя поверить в новую вне-человеческую систему координат, которой часто становится та или иная форма духовности с ее спасительными бесконечными лабиринтами, позволяющими спрятать голову в песок самым надежным и изощренным способом.

Признав свое поражение на таком глубоком уровне, человек уже никогда не будет прежним. Кризис, связанный с утратой всех ориентиров, ставит человека на колени и сносит его личность практически до основания.

И здесь, почти полностью утратив себя, человек испытывает огромное облегчение, словно с него сняли мешок с кирпичами, который он таскал за собой всю жизнь. Человек достигает Зрелости, и конфликт между сомнением и самомнением снова исчезает из поля зрения, оставляя его в полной уверенности, что уж в этот раз проблема решена окончательно.

И это снова становится ловушкой. Если позволить себе удовлетвориться достигнутым результатом, когда личность практически уничтожена, но все еще жива и способна творить иллюзии, Зрелость никогда не станет Мудростью.
 

Духовное самомнение

Об этом этапе трансформации я говорить не очень-то уполномочен, поскольку далеко не уверен, что сам к нему хотя бы приближаюсь, поэтому пишу кратко и с жирной оговоркой, что это все только гипотеза. Beware!

Когда весь мир человеческих ценностей разрушен, остается еще как минимум пара-тройка ступеней, которые можно разглядеть и пройти, оставаясь в рамках обычного личностного восприятия — руины и фундамент личности, которые сохранились после отбушевавшего урагана. На этом уровне уже нет четкой последовательности открытий — все происходит одновременно.

Самое болезненное — это остатки личных привязанностей. Вкусы, предпочтения, надежды, мечты и прочие эмоциональные зацепки, которые еще позволяют личности сохранить свои очертания.

На этом уровне уже нет суждений о правильном или неправильном, остаются только свои субъективные оценки, которые, однако, удерживают почти исчезнувшую индивидуальность от полного растворения.

Другой рубеж — это живая еще убежденность в свободе воли и своей способности действовать автономно.

На концептуальном уровне не так уж трудно прийти к догадке о том, что личная воля — крайне сомнительное понятие. Но в зачет идет только прямое знание, которое приобретается, когда личность уже почти угасла и не может с прежней эффективностью поддерживать иллюзию своего участия в принятии решений.

Глюки «Матрицы», сквозь которые проглядывает устройство вселенского бытия, становятся все более очевидными, и слова о том, что на все воля Божья перестают казаться мистической чепухой, отнимая у едва живой личности последние крохи веры в свою автономность.

Еще одна плоскость и один из последних оплотов индивидуальности — это вера в ценность концептуального мышления и построенные на его основе «знания» о природе реальности.

Точно так же, как при внимательном рассмотрении разваливаются любые человеческие ценности, концептуальные представления рассеиваются, стоит на них взглянуть непредвзято и проследить до их истока — веры в наличие реальности как таковой. Исследуйте повнимательнее свое представление о том, что Земля круглая, и вы поймете, о чем речь.

Ключевая концепция и, вероятно, последний рубеж, за которым само понятие «личность» утрачивает всякий смысл, — это вера в существование границ между отдельными объектами и, самое главное, между объектом и субъектом.

Корень и сердцевина человеческого самомнения — претензия и полная убежденность в своей отдельности от всей остальной вселенной. Первичное противостояние и различение — «Я» и «Мир» — с которого начинается личность со всеми ее более примитивными амбициями.
 

Космический клубок

Итак, о чем это все? Метафорически, можно сказать, что мы рассматриваем историю о клубке ниток, который, обладая сознанием, оказался в затруднительном положении.

Где-то на глубоком уровне его шерстяной души, возникла пугающая догадка, что «клубок» — это не самостоятельное явление, а всего лишь форма существования ниток. И с тех пор он потерял покой, начал сомневаться в себе.
  
Другие клубки тоже сталкивались с подобной догадкой, но быстро нашли для себя успокоительную теорию, что если намотать на себя побольше ниток, то «клубковость» клубка становится очевиднее. И теперь они все, убегая от своего страха, соревнуются в том, кто намотает на себя больше ниток.

Но чем больше и толще они становятся, тем страшнее для них перспектива, что догадка окажется правдой.

Одно дело, потерять себя, когда ты маленький и легкий, и совсем другое — когда ты превратился в промышленную бобину и намотал на себя километры ниток. Поэтому гонка за нитками продолжается до бесконечности, пока бобина не оказывается заряженной во вселенский ткацкий станок, и истинная природа всякого клубка не становится беспощадно очевидной. Что остается, когда клубок разматывается до конца?

Говорят, что это не важно, как проживаешь свою жизнь — конец у всех один и тот же. Но можно все-таки предположить, что жизнь, прожитая в вечном ужасе и изнурительной погоне за новыми свершениями, — это не совсем та судьба, которую можно себе пожелать.

И вот наш клубок совершает рискованный шаг. Вместо того, чтобы наматывать на себя новые нитки, он начинает их разматывать…

С каждым витком и слоем он становится все меньше и легче. Идея о том, что очень важно быть настоящим клубком постепенно его покидает, и вместе с этим уходит и страх той правды, о которой ему когда-то подсказала интуиция.

Их место занимает новое, неведомое раньше, чувство доверия к жизни и тому процессу, который с ним происходит. Распутывание клубка продолжается, и в один поистине прекрасный момент нитка заканчивается… Догадка подтверждается — клубка больше нет, есть только нить.

Казалось бы, клубок исчез, умер, но если посмотреть внимательнее, то мы поймем, что клубка никогда и не было, а значит, некому было умирать. Клубок — лишь идея, фикция, эффект ниток намотанных друг на друга.

Все время была одна только нить, которая по неведомым причинам спутывается в клубок и запускает в нем процесс искусственного самосознания — пугливого, эгоистичного, озабоченного своей значимостью, но при этом довольно забавного.

А процесс разматывания возвращает все на свои места. Иллюзия или, точнее, эффект клубка растворяется, остается только исходная реальность, которая была еще до рождения и останется после смерти этой иллюзии.

И если теперь вернуться в человеческую реальность с нашей проблемой неуверенности в себе, то здесь мы увидим примерно те же самые процессы: общий для всех страх небытия и два пути, которыми можно попытаться с ним справиться.

Финал в обоих случаях более-менее один и тот же, разница только в том, как проходит отпущенное время с момента возникновения до момента растворения иллюзии.

Как мы видим, подход, исповедующий стратегию убегания от страха, распространен у нас гораздо шире. Может быть, потому, что он действительно лучше — вряд ли мы можем знать наверняка.

Более того, говорят, путь в обратном направлении — к распутыванию своих заблуждений — никто не выбирает по доброй воле, точно так же, как никто не выбирает по доброй воле самоубийство, чем, в сущности, и является процесс разматывания клубка.

То есть, речь не о том, что путь развенчания собственного Эго лучше и правильнее, чем путь его возвеличивания. Мы просто смотрим на ситуацию с более широкой перспективы и говорим, что есть иной вариант. И время от времени мы встречаем на своем пути людей, которые пошли этой дорогой.

И что интересно, именно эти странные люди производят на нас самое сильное впечатление — именно в них мы видим состояние покоя и равновесия, которым так хотели бы обладать. И именно в них мы обнаруживаем естественное безусильное воплощение всех идеалов человечности. Не странно ли?

Распутывая клубок своих сомнений, человек в какой-то момент забывает сами понятия уверенности и неуверенности в себе.

Их место занимает нечто новое — чувство доверия к себе, которое не имеет ничего общего с жалкими потугами личности утвердить свою значимость.

Как только усмиряются оголтелые личные амбиции, все посторонние страхи и беспокойства уходят сами собой, уступая место ясному пониманию, что в этом мире все в порядке, все на своих местах и все хорошо.

Это особое состояние доверия ко всей жизни в целом и к себе, как ее части, достигается только ценой полного отказа от чувства собственного достоинства. И эта ужасная перспектива — утрата всякого личного достоинства — вовсе не приводит человека к падению… только здесь и начинается его истинное возвышение.

Метки: Личность,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Выбирайте людей своего уровня ценностей

Выбирайте людей своего уровня ценностей

10.08.2018
9453
Психолог Лилия Ахремчик: "Раньше я думала, что человек может быть любым: хоть вором, хоть хамом, хоть обманщиком. Значит, так сложилась его жизнь в семье, так воспитали родители, или духу надо именно такие уроки пройти. Я и сейчас это понимаю, но вокруг себя хочу иметь людей другого порядка, совсем другого".

Метки: Коммуникации, Развитие личности, Личность,

Жадность

Жадность

04.08.2018
1970
Врач-психотерапевт Людмила Артёменко: "Жадность, так же как и зависть, осуждаемое в нашем обществе чувство и качество личности. Как следствие, большинство людей свою жадность не осознаёт, а если им на неё указать, чувствуют себя оскорблёнными".

Метки: Личность, Чувства,

Любовь нарцисса

Любовь нарцисса

08.06.2018
8892
Гештальт-терапевт Татьяна Мартыненко: "Достижения являются главной ценностью для нарцисса, призмой и мерилом всего. Любовь, отношения также не являются исключением: и в этой сфере нарцисс должен быть успешен".

Метки: Нарциссизм, Личность, Любовь, Гештальт-терапия,

Невротичная любовь

Невротичная любовь

08.06.2018
8633
Гештальт-терапевт Татьяна Мартыненко: "Невротик – какой он? В первую очередь, очень нуждается в другом человеке. Если шизоида легко перекормить, то невротика, наоборот, трудно насытить! Им свойственно испытывать сепарационную тревогу, которую часто принимают за привязанность, и даже иногда за любовь".

Метки: Истерическое расстройство личности, Личность, Любовь, Гештальт-терапия,

Шизоидная динамика и любовь

Шизоидная динамика и любовь

08.06.2018
10492
Гештальт-терапевт Татьяна Мартыненко: "Главной потребностью шизоида является безопасность (а также витальность – ощущение себя живым). Поэтому первое, что характерно для шизоидной динамики отношений – это долгий преконтакт".

Метки: Личность, Любовь, Гештальт-терапия, Шизоидное расстройство личности,

Когда не получается быть позитивным

Когда не получается быть позитивным

10.05.2018
6985
Психолог Борис Немиринский: "В интернете есть множество статей и советов на тему, как быть позитивным и получать удовольствие от жизни. Однако многим из представленных там рекомендаций практически невозможно следовать, а иногда они наоборот могут только усилить депрессивные состояния".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности, Личность,

Все плохо, потому, что я так думаю

Все плохо, потому, что я так думаю

27.03.2018
5316
Психолог Евгений Чвалун: "Почему мы легко подчиняемся негативным мыслям, пережевываем их до тошноты, но все равно возвращаемся. Может быть, потому, что негатива в жизни больше? Как сделать жизнь ярче, как научиться ей радоваться?"

Метки: Личность,

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

22.03.2018
26192
Глухая, тупая, бессильная ярость накрыла Ольгу бетонной плитой. Нечем дышать, не хватает воздуха. Как же она устала от всех этих бумаг, людей, переговоров, бесконечных родительских "надо", "мы должны", "любой ценой", "мы не имеем права подвести клиента", "наша репутация должна быть безупречной". Несколько коротких, обжигающих затяжек. Перехватывает горло... И отпускает.

Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация от родителей,

Однажды ты поймешь, что осталась одна

Однажды ты поймешь, что осталась одна

19.03.2018
23504
Гештальт-терапевт Полина Гавердовская: "Не важно, что именно произойдет, помни: одиночество всегда за спиной, как зима. Зрелость – это способность быть одной, не драматизируя. Готовиться лучше заранее, я расскажу, как".

Метки: Одиночество, Личность, Женщины,

Осторожно – Доверие

Осторожно – Доверие

12.03.2018
4133
Психолог Ольга Гусева: "В нашей жизни может быть полно тех, кто хочет использовать нас ради своей выгоды и без учета наших интересов. Это может проявляться и как насилие, и как мошенничество. Факт в том, что никто из нас от этого не застрахован".

Метки: Личность,

Делайте ваш выбор, господа!

Делайте ваш выбор, господа!

26.02.2018
2865
Экзистенциальный терапевт Юлия Артамонова: "Мы зачастую не задумываемся – как мы выбираем, на что опираемся, когда принимаем решение. Бытовой выбор принимаем за экзистенциальный и бьемся над ним днями, месяцами, годами. А жизненно важную проблему отбрасываем с легкостью, меняя направление своей жизни совсем не в нужную нам сторону".

Метки: Психотерапия, Личность, Экзистенциальная терапия,

Застревание в психологии

Застревание в психологии

21.02.2018
10547
Психолог Олег Сатов: "Текст касается тех, кто не ограничивает свою внутреннюю работу расчисткой психологических завалов, а на полном серьезе ищет чего-то большего, чем бы это ни было и как бы вы это ни называли. Речь пойдет о том, что работа над собой имеет тенденцию из двигателя превращаться в тормоз, из конструктивного движения вперед – в бесплодное хождение по кругу. И этот момент, когда следует остановиться и посмотреть на ситуацию шире, очень легко упустить".

Метки: Психотерапия, Личность, Иллюзии,

Забота о себе – это не ванна с пеной и не пирожные

Забота о себе – это не ванна с пеной и не пирожные

21.02.2018
191875
Заботиться о себе – значит быть героем своей жизни, а не жертвой. Это означает пересмотреть все, что у вас есть, и так поменять свою повседневную жизнь, чтобы от нее не нужно было куда-то убегать ради передышки. Это значит перестать отдавать приоритет жизни, которая выглядит хорошей, перед жизнью, которая ощущается хорошей.

Метки: Личность, Принятие себя, Переводы,

Что делать с внутренним критиком

Что делать с внутренним критиком

15.02.2018
6779
Гештальт-терапевт Владислав Волков: "Во многих случаях Самогрыз, даже наглый и раскормленный, вполне поддается укрощению и воспитанию. Какие же привычки нужно ему привить и что в целом внушить? Предлагаю некоторые возможные варианты".

Метки: Личность, Принятие себя, Самокритика,

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

09.02.2018
8904
Психолог Павел Зыгмантович: "В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле. Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий. Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

06.02.2018
3414
Психолог Ирина Дыбова: "Если я делаю то, что стоит мне больших усилий, если я практически отрываю от себя, жертвую чем-то, то я жду чего-то взамен. Если уж не благодарности от самого человека, ради которого я так стараюсь, то признание от мира, бога и всемогущей вселенной. Осознаю я это или нет, но я жду награду".

Метки: Развитие личности, Личность,

Как отделить истинные желания от желаний ложных

Как отделить истинные желания от желаний ложных

23.01.2018
6224
Психолог Евгений Корчмарек: "Для того чтобы чувствовать радость жизни – необходимо реализовывать свои желания. Однако, есть естественные желания: то есть те, которые идут из глубины вашей души, вашего естества – и есть "ложные" желания, которые идут от требований ваших родителей в детстве, требований социума, от желания быть крутым, принятым обществом и т.д."

Метки: Развитие личности, Личность, Трансактный анализ,

Избегание и смирение

Избегание и смирение

14.01.2018
3763
Психолог Олег Сатов: "Жизнь полна опасностей. До пошлости банальное замечание, да? Однако тут есть ряд интересных для обсуждения моментов. Во-первых, вопрос в том, насколько именно жизнь опасна. Во-вторых, очень интересно, что, вопреки всем опасностям, мы проживаем жизнь, чувствуя себя в целом в безопасности. В-третьих, очень-очень любопытно, как именно мы добиваемся этого успокоения".

Метки: Развитие личности, Личность, Принятие себя,

"Будь проще". А надо ли?

"Будь проще". А надо ли?

11.01.2018
2316
В избыточно усложненном я теряюсь, начинаю самой себе казаться глупой: приходится плутать в лесу из слов и понятий. Очень быстро я теряю ориентиры, не вижу, не могу найти основную мысль, которая кажется мне тщательно спрятанным коварными пиратами кладом. Чаще всего я не способна или просто не хочу совершать этот квест по нахождению сути.

Метки: Личность,

Психология выбора. Цена удовольствия

Психология выбора. Цена удовольствия

10.01.2018
6156
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всего два варианта. Выбор в пользу прошлого или выбор в пользу будущего".

Метки: Личность,

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

13.12.2017
3144
Что есть психическое и эмоциональное здоровье человека? Рассказывает Мак-Вильямс Нэнси - американский психоаналитик, доктор философии по психологии личности.

Метки: Личность,

Личность как травма

Личность как травма

11.12.2017
4481
Психотерапевт Жюли Реше: "Часто говорят о "гармонично развитой личности", предполагая, что в формировании такой личности не принимали участия деструктивные процессы. Такое представление неверно, потому что личность – это и есть специфическая конфигурация психологических расстройств. Она приобретается в результате травмирования психики".

Метки: Развитие личности, Личность, Психическая травма,

Самообвинение. Как оно запускается, живет и как с ним обходиться?

Самообвинение. Как оно запускается, живет и как с ним обходиться?

30.11.2017
5239
Гештальт-терапевт Андрей Рыжов: "Самообвинение – один из самых неприятных и разрушительных психических процессов человека. Его коварство в том, что процесс может запуститься из любой мелочи, но в силу своей специфики может стремительно разрастаться, углубляться, блокируя активность и подавляя жизненные силы человека".

Метки: Развитие личности, Личность, Комплексы,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
19660
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Формула взрослости

Формула взрослости

20.11.2017
6412
Психоаналитик Анастасия Рубцова: "Если человек с младенчества тащил мешок со всякими гадостями: "нет слова хочу, есть слово надо", "ты должен", "не позорь мать" и много других, гораздо более тонких и вычурных колющих предметов, взятый недобровольно, то ведь ничего, кроме тщательно задавленного гнева и ярости, он к этому мешку не испытывает".

Метки: Развитие личности, Личность, Возраст,

По следам черной кошки

По следам черной кошки

24.10.2017
1084
Специалист по психодиагностике Алиса Тананаева: "Когда мы понимаем природу привычки и ритуала, знаем, как они возникают и почему прекращаются, мы можем не просто слепо следовать им, либо вступать в почти бесполезную борьбу усилиями воли, но управлять ими осознанно, как того требует от нас звание "человека разумного".

Метки: Личность,

Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями?

Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями?

20.10.2017
1600
Если все наши мысли и решения бессознательны, то моральным философам предстоит проделать немало работы. Ибо мы склонны думать, что люди не могут нести ответственность за свою бессознательную позицию.

Метки: Личность,

В поисках себя. О возвращении утраченной самоценности

В поисках себя. О возвращении утраченной самоценности

04.09.2017
6902
Гештальт-терапевт Татьяна Исакова: "Создается впечатление, что наше общество по-прежнему движимо идеей выживания, такой актуальной в истории развития нашей страны, но совсем не отвечающей реалиям сегодняшнего дня и заявленным ценностям личности и индивидуальности человека. Здорово, что мы умеем выживать, а когда начнем жить?"

Метки: Развитие личности, Личность,

5 страхов, мешающих жить полной жизнью

5 страхов, мешающих жить полной жизнью

28.08.2017
14524
Экзистенциально-гуманистический психотерапевт Андрей Голуб: "Мы все живем со своими страхами, которые формировались в течение нашей жизни, они возникли как защиты от болезненных чувств, переживаний, от повторения определенных травмирующих событий или как способы восполнить то, чего нам так не хватало. Но эти защиты и способы рано или поздно становятся неэффективными, ригидными, жесткими и мешающими нам быть живыми".

Метки: Страх, Развитие личности, Личность,

Между "Надо" и "Хочу"

Между "Надо" и "Хочу"

26.07.2017
7080
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: Представляю твоему вниманию, читатель, свои размышления о том, что представляет из себя зрелая, гармоничная личность и какие сложности лежат на пути к ее зрелости. Предлагаю также авторскую типологию, в основе которой положена идея различного сочетания в структуре личности человека субличностей Внутреннего Ребенка и Внутреннего Взрослого".

Метки: Созависимость, Личность, Пограничное расстройство личности, Сценарии,

Читать по теме: |
Одна "правда" на двоих

Одна "правда" на двоих

30.05.2018
873
Иногда только после расставания можно оценить ущерб, причиненный вам партнером. Так бывает, когда в отношениях не было места для двух реальностей, двух взглядов на жизнь и ситуации. 

Метки: Отношения, Личность, Принятие себя,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём