Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17 мая 2017
6983


Автор: Аросьева Александра Дмитриевна, психолог, педагог.

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка - для развития его эмоциональной сферы и индивидуальности.

В подростковом возрасте самоидентификация прямо связана с осознанием себя как личности. Но, к сожалению чаще всего взрослые пытаются вести ребёнка по их собственному разумению, думая, что лучше знают, что ему надо. 

Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка. 

Такое отношение взрослых, проявляется в том, что они не дают детям выбирать: чем заниматься в свободное время, с кем общаться, сколько и когда гулять, каким предметам в школе уделить больше или меньше внимания и т.д. 

Но, самое страшное - взрослые, редко интересуются чувствами ребёнка в той или иной ситуации, не обращают внимание на усталость и физическое состояние, на его эмоциональные переживания, в данный момент времени. 

Особенно это важно в отношении подростков, в жизни которых появляется множество сложных личных ситуаций, о которых они не всегда могут рассказать, а они влияют на их настроение и состояние. Может взрослым надо чаще вспоминать себя в этом возрасте, и заглядывать в глаза детей, слышать даже завуалированные сигналы о помощи, тогда не придётся подгонять ребёнка, и в школе, и в жизни, и дома будет меньше напряжения, больше радости?

Известно, что интерес, является лучшей мотивацией к учёбе, и способствует эффективному развитию всех познавательных и психических процессов. Поэтому без интереса, как стимула - не будет ни понимания, ни концентрации внимания, ни представления о предмете разговора - воображения, а значит, не произойдёт, и запоминание. Вместо этого, может включиться процесс торможения и отторжения - что приведёт в дальнейшем к отставанию от пройденного или ещё хуже, потере интереса к учению и познанию вообще и т.д

Возможность реализации своих интересов - является важнейшей составляющей самоопределения и самоидентификации, а значит и самосознания. Лишать подростка возможности искать СЕБЯ и реализовать СВОИ интересы - значит препятствовать его всестороннему развитию, нанести психологическую и душевную травмы, последствия которых, вполне предсказуемы, а могут быть и неожиданными. 

Это не только негативное изменение психологического статуса, характера, мировоззрения, но и социально - значимые искажения - вплоть до влияния на всю судьбу человека, его личную жизнь, профессию, место и роль в обществе.

Известно огромное количество историй, когда уже взрослые люди упрекают родителей или учителей в том, что жизнь сложилась не так, как они хотели, мечтали. Объясняя это тем, что им помешали идти своим путём в выборе образования, профессии, друзей, даже жён или мужей, даже в вопросе рождения детей! 

Какое количество людей не стало тем, кем они хотели, принеся свои интересы в жертву - послушанию, амбициям родителей? И они всю жизнь живут с этой внутренней болью, тоской, занимаясь нелюбимым делом, живя с нелюбимым человеком и т.д. Что касается негативных последствий для всего общества - в результате такой ситуации, у подростков проявляется дивиантное, ассоциальное, отклоняющееся поведение. 


Также, дети, которые: не имеют собственного мировоззрения и интересов, не имеют внутреннего стержня, не заняты любимым делом - попадают под влияние неформальных группировок с негативной направленностью, а в дальнейшем переходят к преступной деятельности. 

Такое поведение подростка - крайнее проявление сопротивления воспитанию - процесса, отражающего не только закономерное проявление возраста, не просто защитная реакция на неправомерные требования взрослых. Оно вызвано и провоцируемо именно ими, не желающими ни понять ребёнка, ни принять его, не желающими повышать свои и психолого-педагогические знания, искать новые подходы к ребёнку, отказаться от собственных амбиций в пользу интересов ребёнка!

Ещё одним негативным последствием подавления личности подростка, в очень важном периоде поиска самого себя, является - застревание, то есть задержка на одном из возрастных этапов. Особенно негативно, это сказывается на формировании характера, воли, стереотипов поведения, коммуникативных навыков в построении взаимоотношений с другими людьми, в зависимости от их статуса. 

Следствием этого является формирование различных фобий и комплексов, превращающих жизнь не только ребёнка, но и окружающих в бесконечный конфликт, страдание и беспокойство.

Одни из самых распространённых комплексов, направленных внутрь себя, является внутреннее самоуничижение:
  • "меня не любят, я для них плохой всегда"
  • "я для них никто, зачем стараться быть лучше"
  • "если не сделаю на 5, то меня накажут"
  • "на меня наезжают" - восприятие любой формы обращения, приводящее к замыканию вместо анализа и выводов на будущее
  • беспричинная обидчивость - в результате постоянного ожидания обиды - невозможность обсуждать проблемы
  • "я неудачник, зачем напрягаться и что-то делать, всё бесполезно"
  • комплекс вины за неоправданные ожидания перед кем то
  • неумение прощать себя - сразу погружение в уныние, вместо попытки исправить сделанное
И в противоположность первым - один из самых распространённых комплексов направленных на окружающих - внешняя агрессия:
  • слепой эгоцентризм, нарциссизм, нездоровый эгоизм
  • неумение любить и принимать другого человека - безусловно
  • повышенная требовательность к другим в мелочах
  • неумение и патологическое нежелание извиниться, даже понимая и признавая свою неправоту, зная, что это самый простой и быстрый способ примирения
  • неумение оправдывать и прощать поступки других людей, даже близких и значимых для него
  • "я всегда прав" - чтобы не сделал, не хочет даже слышать иное
  • "вот такой я бяка, любите меня таким!"- нежелание расти и развиваться в лучшую сторону, даже в ущерб собственным интересам
Отсутствие удовлетворённости самим собой и всеми остальными, неумение и нежелание быть счастливым и делать других счастливыми, неспособность анализировать происходящее - приводят к одиночеству, изоляции и ещё большему погружению в проблемы. 

Но анализ происходящего, необходим для того, чтобы поменять своё отношение и поведение, разобраться с тем, что мешает строить здоровые отношения с людьми. И главное необходимо самому научиться выстраивать ситуацию и планировать последствия своих действий и слов, с учётом индивидуальных особенностей людей с которыми он контактирует, а также с учётом, места, времени, пространства, событийной окраски текущего момента, то есть - с учётом контекста ситуации. 

А ребёнок привык, что анализирует не он, а взрослые, снимая с него ответственность, и не давая ему самому сделать выводы на будущее.

Ещё одним последствием подавления всех естественных проявлений ребёнка в подростковом возрасте является инфантилизм. Это качество сохраняется и во взрослом возрасте, причём отражается во всех сферах жизни, и проявляется в том, что уже вполне взрослый человек не способен самостоятельно принимать решения, преодолевать препятствия, проявлять инициативу, а главное отвечать за свои решения и поступки. 

Ведь у него нет такого опыта, взрослые всегда принимали решения за него, не давали, пусть методом проб и ошибок, справляться со своими проблемами, выбирать путь, по которому идти, не научили решать жизненные задачи, предвидеть самому последствия своих действий, строить планы и искать средства для их реализации. 

Он теряется и пасует перед малейшей трудностью, не может оказать помощь, защитить не только другого, но и себя самого, избегает малейшего дискомфорта, как морального, так и физического. Точно такие же последствия наступают под грузом гиперопеки родителей над ребёнком - это лишает его возможности познавать жизнь во всём её многообразии, со всеми трудностями и проблемами.

Эмоциональная нестабильность, неразвитая система выражения своих чувств, боязнь проявлять их на людях и дома, а также неадекватное восприятие эмоций других людей, неуважение к чувствам окружающих, то есть неразвитый эмоциональный интеллект - всё это тоже последствия неправильного отношения взрослых к ребёнку в подростковом возрасте.

Факторы, которые приводят к подавлению естественных проявлений эмоциональной сферы подростка и его замкнутости:
  • недоверие и неуважение к чувствам ребёнка
  • подавление "излишне выраженных", с точки зрения взрослых, как положительных, так и негативных эмоций
  • неуважение к специфическим реакциям, свойственным конкретному ребёнку
  • невнимание к чувствам подростка, в кризисных для него ситуациях
  • игнорирование его желания побыть наедине с самим собой, или наоборот, потребности выговориться в острых ситуациях.
В будущем, у такого человека будут возникать коммуникативные и эмоциональные барьеры взаимодействия с другими людьми, от которых либо будут страдать обе стороны, либо, если человек будет совершенно глух к чувствам других, ему грозит почти полная изоляция в социуме и личной жизни. Для, уже взрослого человека, осознавшего такую проблему, необходимыми шагами для начала работы над собой являются:
  • первое - признание самому себе, что внутренняя проблема есть
  • второе - желание поменять ситуацию - как для своего блага, так и ради окружающих близких людей
  • третье - начать действовать или с помощью специалиста, или самостоятельно за счёт повышения своей психологической грамотности.
Конечно ситуация может измениться, если человек растёт и развивается всю жизнь. Рано или поздно жизнь заставит его начать анализировать происходящее как внутри него, так и вокруг. Если он сможет уловить причинно - следственную связь между его особенностями и возникающими проблемами, то сможет многое поменять, но потери будут уже велики, поэтому, чем раньше наступит понимание, тем лучше.

Но, слава богу, в ряду с теми, кого перемолола "воспитательная мясорубка" есть и яркие индивидуальности, которые оказав сопротивление, навязанным желаниям родителей, проявив волю, отказавшись от бытового, материального, даже морального комфорта - взамен на послушание, пошли своим путём и достигли своей цели - то есть самореализовались. Они стали тем, кем хотели, занимаются любимым делом и живут с человеком, которого выбрали сами. В итоге счастливы, как сами, так и те, кто их окружает, социально благополучны.

Ведущий тип деятельности и интерес в этом возрасте - общение со сверстниками. В этом коммуникативном процессе подростки осваивают нормы социального поведения, морали, учатся строить отношения, осваивают понятия терпимости, равенства и уважения друг к другу, приобретаю опыт взаимодействия, взаимовыручки, взаимопомощи. 

Никакие художественные произведения, примеры со стороны, беседы с взрослыми не заменят реального общения со сверстниками во всём многообразии жизненных ситуаций, включая трудные и негативные - только личный опыт даст свои результаты.

Поэтому ни в коем случае нельзя лишать подростка одной из важнейших потребностей - контактов со сверстниками. Конечно, лучшим вариантом будет организация совместной деятельности, по общим интересам, под контролем взрослых. Но предоставление времени для свободного общения без присутствия свидетелей тоже необходимо и очень важно для ребёнка, как возможность ощущения внутренней личной свободы, личного пространства.

Взрослым, родителям не придётся волноваться если они:
  • сохранили контакт с ребёнком - он сам расскажет содержание своего общения, и где был, и с кем был, и что делал
  • знают друзей своего ребёнка, имеют контакт с их родителями
  • не вынуждают ребёнка встречаться с друзьями тайно
  • чаще организуют совместный досуг с друзьями ребёнка и приглашают их домой, общаются с ними, оказывают помощь
  • внимательны к его друзьям, принимают выбор ребёнка, сохраняя за собой право - высказывать своё мнение, не навязывая его
  • регулярно спрашивают ребёнка не только о содержании общения, но интересуются его друзьями, в курсе их дел, интересуется их семейными и личными делами, здоровьем
Cоблюдение этих условий - поможет достичь два положительных результата. Во-первых - друзья ребёнка станут почти членами семьи, что не позволит им втягивать товарища, во что-то плохое и скрывать это - скорее они первые забьют тревогу. 

Во-вторых, вы не встанете между ними, и не станете врагом, что является гарантией открытости в отношениях, а значит безопасности и опосредованного контроля над ситуацией. Итак, формула благополучного развития ребёнка, с точки зрения отношения к нему окружающих его взрослых выглядит так: сохранённый душевный контакт + взаимное доверие и уважение + понимание и принятие + свобода и контроль + повышение психологической и педагогической грамотности родителей = любовь! Помочь, а не помешать!

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
3510
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
2365
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
1508
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Подростки: люби меня

Подростки: люби меня

08.08.2018
3811
Марина Солотова: "За все, что происходит с нашими детьми, несем ответственность мы, родители. И никто больше".

Метки: Подростковый возраст, Любовь, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
3900
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
1873
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
20111
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Право на счастье

Право на счастье

01.08.2018
9842
Детский психотерапевт Евгения Кузнецова: "Чтобы пребывать в ощущении счастья, необходимо избавиться от сомнений на счёт своего права на него. У каждого родившегося имеется это право (с-частье, быть с частью) на свой кусочек от большого пирога Жизни. Только воспитанные стыдом этого права лишаются".

Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

31.07.2018
19982
Все что мы чувствуем – будь это удовольствие, боль, злость или страх – мы чувствуем через свое тело. Одно из самых редко обсуждаемых последствий нелюбви в детстве; последствий того, что вас не слушали и не слышали; последствий вашей вынужденной защиты от критики, унижений и эмоциональной боли – это отношение нелюбимой дочери с её телом.

Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
3510
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника

13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника

25.07.2018
5546
В интернете есть множество разнообразных образовательных платформ, интересных видео, уроков по школьной программе и даже образовательных мультфильмов как на русском, так и на других языках. В этом море можно утонуть, поэтому мы сделали для вас подборку лучшего познавательного контента для самых разных возрастов и по самым разным предметам.

Метки: Подростковый возраст,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
2168
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
18514
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
32687
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
4172
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
3008
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
25738
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
8509
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

14.06.2018
3479
Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него?

Метки: Воспитание,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
12636
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Когда раннее развитие приводит к отставанию

25.05.2018
49137
О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

Метки: Воспитание,

О прочной связи с подростком. Золотые правила

О прочной связи с подростком. Золотые правила

24.05.2018
3927
Психолог  Ангелина Литвинова: "Я буду рада, если кому-то информация пригодится для построения новых, более прочных отношений между своими детьми-подростками".

Метки: Подростковый возраст,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

21.05.2018
18146
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
15518
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Факторы суицидального риска у детей и подростков

Факторы суицидального риска у детей и подростков

25.04.2018
2289
Медицинский психолог Светлана Емельянова: "Одним из важнейших условий комфортности жизни детей и подростков является семейное благополучие, наличие адекватных эмоциональных связей между родными, хорошая адаптация в среде сверстников".

Метки: Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

Развод и нарушения привязанности у детей

Развод и нарушения привязанности у детей

23.04.2018
6024
Психолог Ирина Гурова: "Не всегда отношения между родителями можно сохранить, но знание о том, что переживают во время развода дети, поможет любящим их близким лучше понимать происходящее с детьми, щадить и учитывать их чувства".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
9493
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
17128
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12.04.2018
3709
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

22.03.2018
26223
Глухая, тупая, бессильная ярость накрыла Ольгу бетонной плитой. Нечем дышать, не хватает воздуха. Как же она устала от всех этих бумаг, людей, переговоров, бесконечных родительских "надо", "мы должны", "любой ценой", "мы не имеем права подвести клиента", "наша репутация должна быть безупречной". Несколько коротких, обжигающих затяжек. Перехватывает горло... И отпускает.

Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация от родителей,

Читать по теме: |
Мам, купи собаку!

Мам, купи собаку!

19.09.2018
259
Что делать, если ребенок просит разрешить завести питомца, но вы понимаете, что сейчас не время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как научить ребенка слушаться?

Как научить ребенка слушаться?

17.09.2018
413
Научить ребенка слушаться можно, но это больше похоже на дрессировку. А вот научить ребенка слышать вас вполне реально. Нужно просто знать, с кем вы имеете дело, и на что он способен, этот ваш "непослушный" ребенок.

Метки: Воспитание, Материнство,

Адаптация ребенка в первом классе

Адаптация ребенка в первом классе

12.09.2018
542
Почему поход в первый класс – это стресс для всей семьи? Какие изменения в психической жизни ребенка ждут его в первом классе? Как родители могут помочь и поддержать ребенка в на первом этапе адаптации к школе?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

28.08.2018
667
Поход к психологу как превентивная мера по устранению проблем с ребенком в будущем. Как не упустить время, воспитывая ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок воспринимал Ваши напутствия и не сопротивлялся им? Как добиться от ребенка самостоятельных усилий в нелегком процессе самообразования и саморазвития? Как, не прибегая к насилию и шантажу, мотивировать ребенка учиться и включать волю?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Мать и дочь: метаморфозы взросления

Мать и дочь: метаморфозы взросления

24.08.2018
453
Признание право дочери быть взрослой и признание обязанности мамы взрослеть.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

07.08.2018
343
Почему отдавать ребенка в детский сад до 3-х лет рано? Как подготовить ребенка к походу в детский сад? Как загрузить идею "детского сада" в мозг ребенка? Как снизить возможный стресс и ускорить адаптацию ребенка к новому месту?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

"Я грязная! Так мне и надо". АНТИсексуальное воспитание девочки и его последствия

"Я грязная! Так мне и надо". АНТИсексуальное воспитание девочки и его последствия

06.08.2018
1134
Большая часть женщин, которые испытывают проблемы с оргазмом, в детстве были так или иначе наказаны родителями за эротические игры или мастурбацию.

Метки: Воспитание, Сексуальность,

Как сказать ребенку о смерти?

Как сказать ребенку о смерти?

31.07.2018
382
Как поговорить с ребенком о смерти? Как правильно вести себя с ребенком в этот непростой для жизни семьи момент? Как уберечь ребенка от психологической перегрузки в это напряженное время и помочь ему наиболее адекватно пережить утрату.

Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

24.07.2018
1233
В этой статье мы обсудим ряд открытий в области сексологии, которые позволят родителям помочь дочерям-подросткам обрести гармоничную сексуальность.

Метки: Подростковый возраст, Сексуальность, Материнство,

Родительские запреты

Родительские запреты

24.07.2018
822
Родители передают нам различные послания о том, как устроен этот мир, кто такие люди и кто такой я сам, как себя нужно вести, что делать можно, а что нельзя. Из таких посланий во многом складывается наша внутренняя картина, а за ней и внешняя. Родительские запреты – это ограничивающие послания. Давайте рассмотрим некоторые из них...

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

18.07.2018
2925
Какие факторы влияют на развитие мозга и психики ребенка? Почему правильный контакт с ребенком не только обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, но и развивает его интеллектуальные способности? Как длительное грудное вскармливание может снизить социальную адаптивность ребенка и затормозить развитие его интеллекта в целом?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Ребенок очень стеснительный

Ребенок очень стеснительный

12.07.2018
834
В чем сложность предъявления себя стеснительным ребенком? Механизм смущения. Смещение фокуса внимания с себя на других – один из самых эффективных способов преодоления различных страхов перед другими людьми.

Метки: Застенчивость, Воспитание,

Интернет зависимость у детей

Интернет зависимость у детей

09.07.2018
462
Как влияют компьютерные игры на мышление ребенка? Соц сети – зло или новая реальность? Задача родителей – запрещать, ограничивать или сыграть на "поле ребенка"?

Метки: Воспитание, Компьютерная зависимость, Зависимость,

Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
699
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Давайте растить новое поколение!

Давайте растить новое поколение!

04.07.2018
914
Каковы современные тенденции общества в сфере воспитания ребенка? Кого и как мы воспитываем? Каковы задачи родителей на современном этапе развития общества? Чему необходимо научить ребенка?

Метки: Воспитание,

Заблокированная сексуальность

Заблокированная сексуальность

03.07.2018
2270
К сожалению поколение наших родителей не знало, что каждый ребенок с 3 до 5 лет проходит период инфантильной сексуальности, поэтому часто очень негативно реагировали на сексуальный интерес своих детей

Метки: Сексуальность, Детско-родительские отношения,

Как правильно хвалить ребенка?

Как правильно хвалить ребенка?

10.05.2018
1933
Достаточно пройтись по детской площадке, зайти в школу или поприсутствовать на дне рождения ребенка, чтобы неоднократно услышать в той или иной форме обращение взрослых к детям: "Ты молодец!". Многие из нас говорят детям "Молодец" на автомате и такое количество раз, что его можно уже отнести к словам-паразитам. Что же скрывается за такой формой похвалы?  

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как помочь ребенку установить контакт со своими чувствами?

Как помочь ребенку установить контакт со своими чувствами?

03.05.2018
748
Контакт с чувствами закладывается в детстве, и в этот период очень важно, чтоб родители прислушивались к своему ребенку, к тому, что он чувствует. Необходимо создать прочный фундамент для развития чувственной сферы.  

Метки: Воспитание, Чувства,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём