Наказывать ли детей?

25 января 2016
7821

Анна Крайнова
Семейный и детский психолог, клинический психолог


Наказывать ли детей? И, если да, то КАК?

Когда взрослый кричит и прибегает к физическому наказанию, он расписывается в собственном бессилии и, по сути, не справляется с родительской ролью, срывая свое раздражение на ребенке. Каковы могут быть последствия этого?

Последствия физического наказания ребенка

Во-первых, ребенок учится таким способом проявлять агрессию по отношению к более слабому. И не удивляйтесь, когда в старости, он не пощадит и вас. Ведь тогда вы поменяетесь ролями. 

Во-вторых, часто это не решает проблемы и не приводит к послушанию. Наоборот, ребенок, может замыкаться в себе, становиться неуверенным, неспособным постоять за себя или, наоборот, мстить и протестовать.

В-третьих, часто потом сам взрослый, использовавший физическую силу, испытывает стыд и чувство вины за свое поведение. И старается компенсировать свое поведение, не всегда адекватными способами, например, задабривая подарками.

В-четвертых, ребенок, которого били в детстве, и который привык испытывать боль, может во взрослой жизни искать похожие отношения и даже испытывать удовольствие от «садо-мазо» ролей. Что отражается и на формировании сексуальности. Так, девочка, которую бил отец, может избегать физической близости или получать удовольствие только при унижении, побоях и жестоком обращении.

А мальчик, при жестоком обращении матери, может обьектом любви впоследствии выбирать людей одного с ним пола или избегать близости, имея много сексуальных контактов и не вступая в длительные отношения (поведение Дон Жуана), таким образом, «наказывая» всех женщин.

И, самое главное, ребенок начинает испытывать страх перед взрослым. И делать что-то не потому, что понял, что так делать нельзя, но потому что просто боится. При этом страх может порождать тайную ненависть, обиду, провоцирует желание скрывать и обманывать, говорить не то, что есть, а то, чего от него ждут, чтобы любым способом не допустить повторения. Отношения могут никогда больше не стать доверительными и близкими.

И, тем не менее, практически каждый родитель рано или поздно сталкивается с непослушанием. Как же тогда быть?

8-errores-de-disciplina-que-los-padres-cometen-1.jpg

Как вести себя при непослушании ребенка?

Во-первых, стоит выяснить, почему ребенок так поступил. Мы можем видеть только верхушку айсберга и не понимать причин, которые вызвали «плохое» поведение. При этом причины могут быть достаточно веские и, например, вынуждать ребенка защищать себя.

Так, мы можем увидеть, что наш ребенок затеял драку и начать стыдить его, не зная, что «пострадавший» долго и жестоко дразнил его или даже нелестно отзывался в его присутствии о вас или вашей семейной ситуации, например, в случае отсутствия отца; измены или развода. Или «поймать с поличным на воровстве», при этом не знать, что с него требуют деньги и угрожают расправой, если он их не принесет.

Во-вторых, необходимо задуматься — какую функцию в семейной системе играет непослушание. Известно, что дети, которые отчаялись достучаться до своих родителей и получить любовь и внимание, начинают «позорить» их и вести себя так, как для родителей было бы наименее приемлемо перед обществом, чтобы получить внимание пусть и со знаком минус.

Так, дети учителей, могут плохо учиться. Дети военных, нарушают режим и правила. Дети полицейских, совершают правонарушения. Если в семье «боятся» наркотиков или алкоголизма, «наказывают» употреблением и становятся зависимыми. Поэтому каждый родитель в первую очередь должен задать вопросы себе:
  • Достаточно ли я внимания уделяю своему ребенку? 
  • Не является ли его плохое поведение результатом отношений в семье? 
  • Не берет ли ребенок пример с меня в проявлении агрессии?» И попробовать честно на них ответить. 

Не стоит впадать и в другую крайность, а именно во всем потакать ребенку. Правильно расставленные границы помогают детям усваивать нормы и правила, структурируют жизнь, помогают понять себя и других и избежать хаоса.

Важно, чтобы родители придерживались одной стратегии в воспитании ребенка, а в доме существовал свод правил «что разрешаем, что запрещаем» с разработанной системой поощрений и штрафов.

При этом и это очень важно: нельзя ребенка ругать больше, чем хвалить. Ребенок должен знать эти правила и четко понимать, чего от него ждут и какие последствия могут наступить в случае неисполнения.

В качестве «наказания» лучше всего использовать отказ от удовольствий

Случай из практики: Однажды, в моем опыте был случай, когда ребенок был наказан на полгода вперед. И ему уже не имело смысла стараться, потому что хорошее принималось, как должное (в семье было не принято хвалить), а за плохое он уже и так был надолго наказан. Кроме того, что–то делать часто означало допускать новые ошибки, за которые сумма наказания росла. Не удивительно, что ребенок ничего не хотел делать, что и послужило поводом для обращения. 

Также очень важно сказать о том, что родителям нужно быть последовательными в своем воспитании. «Нет» должно означать «нет».

Воспитательная мера должна быть адекватной произошедшему событию и вступать в силу сразу после эпизода непослушания. Наказывать должен тот, кто столкнулся с непослушанием. Если ребенок сделал много разных поступков, наказание должно быть одно «один раз за все»

В каждом из нас заложено справедливое начало. Мы в душе всегда знаем, когда нас наказывают справедливо, а когда нет.

Даже если проступок велик, старайтесь выражать недовольство не ребенком, а именно ЕГО ПОСТУПКОМ или ПОВЕДЕНИЕМ. Не ребенок плохой, а поступок плохой. Так появляется возможность исправить поведение.

Если же ребенок все время слышит: «ты-плохой» и чувствует недовольство по поводу себя, то для него это звучит, как «меня не любят», «я плохой и недостоин любви». Что может формировать низкую самооценку или озлоблять ребенка, заставляя на кулаках доказывать, свою правоту и право быть значимым и нужным.

Когда ребенок знает, что его любят «несмотря ни на что», ему проще слушать вас, выполнять ваши требования и контролировать свое поведение.  

 

 

Метки: Воспитание,

Читать по теме:
Полчаса в день на ребенка

Полчаса в день на ребенка

23.02.2018
474
Вот уже месяц, как в нашу семью пришли удивительные перемены. Моя 5-летняя дочка научилась играть одна, а я уже думала, что эти славные времена не настанут никогда. Я писала о том, как необходимость играть с ней сводила меня с ума. Сейчас мои дети стали меньше психовать и раздражаться, а я перестала по вечерам падать от усталости. Как же я добилась таких чудесных перемен?

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Родители, не учите нас жить!

Родители, не учите нас жить!

19.02.2018
811
Психолог Павел Зыгмантович: "Поступил вопрос: "Как дать понять родителям мужа, что сын уже вырос, женат и у него – своя семья! – что не надо за него теперь что-то решать и лезть в другую (не говорю, чужую, а просто – другую семью) семью, и не надо навязывать сыну свою точку зрения?".

Метки: Воспитание, Семья,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
8820
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
1458
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
1269
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
1802
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
1258
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,

Ищу идеального мужчину

Ищу идеального мужчину

30.01.2018
2107
Психолог Анастасия Платонова: "Картина маслом: идеальная, чистейшей души мама, которая положила на ребенка жизнь, взрастила, вскормила, подняла, сил дала и… папа, жестокий, авторитарный, тиран, душащий и прекрасную маму, и пытающийся пробиться сквозь асфальт росточек – ребенка".

Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
1528
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
1315
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
1748
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

10.01.2018
2986
Ежедневно в поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" поступает в среднем 17 заявок на поиск пропавших людей, около трети из них – на поиск детей. Группа профилактики проводит бесплатные занятия для детей, чтобы научить их безопасному поведению в лесу и на улице, а также организует лекции для родителей, чтобы рассказать о том, чему учить детей и чего опасаться. На них мы рассказываем о правилах, которые написаны, к сожалению, слезами и кровью.

Метки: Воспитание,

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

07.01.2018
4073
Из-за комплексов и неумения выстроить отношения по-другому родители требуют уважения от ребёнка. К такому выводу пришёл молодой папа Андрей Бородкин. По-настоящему дети уважают нас за поступки, а запугивание и культ старших дадут всего лишь видимость уважения.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3880
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Искусство воспитания раба

Искусство воспитания раба

23.12.2017
7523
Дима Зицер: "Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой..."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Семья, Детско-родительские отношения,

Зачем, а не почему болеют дети

Зачем, а не почему болеют дети

19.12.2017
5808
Гештальт-терапевт Рагулина Анастасия: "Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о "часто болеющих детях". А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?"

Метки: Воспитание, Психосоматика, Детско-родительские отношения,

Подарки для моих детей

Подарки для моих детей

18.12.2017
1212
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Я подарю своим детям много самостоятельности. Мне не нужен контроль над ними, я не верю в то, что он поможет им выбрать верную дорогу. Напротив, я уверена, что мой контроль приведет к сопротивлению, а я не хочу, чтобы они выстраивали свою жизнь на протесте против давления".

Метки: Воспитание, Любовь,

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

16.12.2017
1174
Федор Шеберстов: "Так вот, именно мы с вами сделаем так, чтобы школа была интересной и полезной. Кроме нас никто этого не сделает, сверху эти изменения не придут. Нельзя сделать интересно по приказу. Мы только что начали, и все козыри у нас на руках".

Метки: Воспитание,

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

01.12.2017
39930
Нужно копить деньги и все делать качественно. Психолог Людмила Петрановская уверена – это незыблемые родительские истины... позавчерашнего дня. В то же время есть то, что нашим детям точно пригодится. Как минимум, критическое мышление.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
8286
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

26.11.2017
7173
Психолог Юлия Данилова: "Каждый раз, когда вы кричите на ребенка, он испытывает сильнейший стресс и получает психическую травму. Крик – это угроза безопасности. Безопасность – одна из важнейших потребностей ребенка для нормального развития психики".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

25.11.2017
2932
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
2896
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

21.11.2017
2767
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Речь пойдёт о той здравой доле адекватности, которая необходима в процессе воспитания ребёнка буквально ежедневно, ежеминутно. Адекватность равно ответственность за психологическое здоровье вашего ребёнка".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

01.11.2017
11781
Клинический психолог Юлия Лапина: "Поскольку в нашей культуре мать считается "нормальной" пока не наносит физических травм ребенку, нелюбящие матери не несут ответственности за свои слова пока их дети накормлены, одеты и имеют крышу над головой. Но ведь даже детские дома предоставляют это ребенку, разве не так?"

Метки: Воспитание, Материнство,

Объяснить ребёнку смерть

Объяснить ребёнку смерть

20.10.2017
1941
Как бы вы объяснили смерть тому, кто младше трёх лет? Большинство взрослых сами напуганы тем фактом, что однажды мы перестанем существовать и жизнь продолжится без нас. Так как же может понять эту идею тот, кто ещё боится пылесоса?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Помочь стать счастливыми

Помочь стать счастливыми

16.10.2017
1270
Специалист по психодиагностике Алиса Тананаева: "Своевременное выявление особенностей интеллекта позволяет развить природные задатки ребенка, а также своевременно обратить внимание на пробелы в его знаниях в тех или иных областях, что позволит избежать серьезных трудностей и в школе, и далее по жизни".

Метки: Воспитание, Психодиагностика,

Трудные чувства родителей

Трудные чувства родителей

02.10.2017
3117
Психолог Татьяна Жуковская: "И я поначалу тоже пыталась создать иллюзию счастья в своей семье, искренне полагая, что если буду все делать правильно, то оно, счастье, придет. Как же может быть иначе? Но, стараясь делать все правильно, как велел мне мой детско-родительский опыт и мои предрассудки, я чувствовала, что истощаюсь. Силы уходили, а счастья не было. Почему?"

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

29.09.2017
2174
Развитие способностей, связанных с пониманием эмоций, помогает ребенку хорошо учиться и легко взаимодействовать с окружающими. Психолог Татьяна Котова рассказала, как научить ребенка справляться с любыми проблемами.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Священный брак или зачем нужна семья?

Священный брак или зачем нужна семья?

28.09.2017
3466
Психолог Юлия Головкина: "Браком хорошее дело не назовут" – гласит известный афоризм. И по поводу разрушения института современного брака, и про статистику разводов, и про новые формы брака тоже сказано немало. Да и у меня самой опыт двух неудачных браков, которые пришлось расторгнуть по причине их полной нежизнеспособности. И всё-таки, мне захотелось написать статью в защиту брака, потому что я не раз задавалась вопросом: зачем нужна семья?"

Метки: Воспитание, Семья,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём