Миф о преодолении трудностей
Автор: Анна Высоцкая, образовательный коуч, нейропсихолог.
Не знаю, что делали с нами в нашем детстве, и как же нам всем досталось, что одной из важных "фишек" воспитания в постсоветском пространстве считалось преодоление. Преодоление ставят рядом с адаптацией, стрессоустойчивостью, мотивацией и волей. Хотя преодоление – это скорее путь к развитию мотивации, воли и стрессоустойчивости.
В толковых словарях "преодолеть" трактуется как "победить", "пересилить", "добиться", "превозмочь". То есть мы говорим о некоем препятствии, зачастую кроющемся в нас самих, преодолевая которое мы добиваемся своих целей, а значит, становимся на шаг выше в своём непрекращающемся саморазвитии.
В качестве препятствий могут выступать личный комфорт, лень, отсутствие мотивации, тревога и страх, сомнения, физическая или интеллектуальная сложность поставленной задачи. Справляясь с этими препятствиями, мы становимся сильнее, гибче, настойчивее, адаптивнее. Или же, напротив, сильный, гибкий, мотивированный человек легко преодолеет любое препятствие? Меня интересует, а насколько элемент преодоления должен присутствовать в жизни ребёнка? Какие качества он закладывает и как моделировать такие ситуации в жизни? И вообще, что считать преодолением?
Ко мне часто обращаются родители, дети которых напрочь потеряли мотивацию к обучению в школе (тренировкам, занятиям музыкой и так далее). Когда мы начинаем разбирать ситуацию, выясняется, как вариант, что ребёнок находится во власти непомерной нагрузки для своего возраста, что чисто физиологически он не способен достичь успеха в тех рамках, в которые его поставили. Причём в представлении родителей ребёнок должен преодолеть эту ситуацию, справиться, выжить. Например, дружными усилиями ребёнок поступил в престижную гимназию, из таких школ не уходят – только ногами вперёд, нужно выстоять любой ценой.
Второй вариант – ребёнок вынужден постоянно взаимодействовать с человеком (учителем, тренером), который вызывает у него страх или выражает по отношению к ребёнку раздражение, неприятие. Естественно, мотивация к обучению здесь также стремится к нулю. Опять же, родители воспринимают это все как повод для ребёнка преодолеть свой внутренний дискомфорт и адаптироваться к сложившейся ситуации.
Третий вариант – ребёнок не имеет способностей к тому виду деятельности, которым его заставляют заниматься для закалки характера, или же у него есть выраженные трудности обучения. Будь то школа или спортивная секция, он поставлен в ситуацию хронического неуспеха. И опять мы, неуёмные родители, вспоминаем о преодолении: давай, постарайся, ты можешь, ты справишься. К сожалению, истории успеха не получается, и мотивация опять стремится в пропасть.
И что, вопрошает родитель, забирать его? Создавать для него комфортные тепличные условия? Но жизнь не будет милосердна, и он просто не выживет в условиях жёсткой конкуренции! Хорошо, что пока папа и мама рядом, а что будет потом? Нет, лучше пусть учится сейчас
Но одним из признаков успешной адаптации является способность человека выйти из травмирующей, бессмысленной или просто некомфортной ситуации без объяснения причин. Разве творческое преобразование реальности, поиск своего пути, понимание себя и своих возможностей и ограничений не родили миллион удивительных открытий? Как часто мы, привыкшие преодолевать непреодолимое, терпеть то, что терпеть не нужно, смиряться там, где это лишено смысла, живём в плену ригидных установок, что так "надо", "мы должны", "а кому сейчас легко". Но жизнь и правда может быть лёгкой. И что самое интересное – за это не придётся расплачиваться, как думают сторонники теории преодоления трудностей. Найти своё место в жизни – значит преодолеть те установки, которые заложили в тебя в детстве родители и школа, убедив тебя в том, что тебе никогда не стать, например, учёным или певцом или просто успешным человеком, ведь ты не… далее перечисление всего того, что ты так и не научился делать.

Ну а какова же тогда роль преодоления в развитии личности? Неужели всё это пустое? Конечно, нет. Только преодолевая себя каждый день, мы чувствуем вкус к расширению своих возможностей, вкус к росту и развитию, развиваем в себе ощущение силы, азарта, уверенности, взращиваем мотивацию. Здесь важно ясно понимать, что же есть преодоление для ребёнка и как сделать так, чтобы оно работало в позитивном ключе.
Преодоление должно быть со знаком "плюс"
Это значит, что ребёнок не должен преодолевать условия хронического стресса, где наградой для него будет… да не будет никакой награды. За усилием всегда должна стоять радость, положительное подкрепление, признание, внимание родителей и как следствие рост самооценки и развитие мотивации: желание повторить этот приятный опыт – связку "усилие – радость" в дальнейшем. Примеров того, как это работает, – масса в литературе. В детстве я очень стеснялась выступать перед классом, но когда я первый раз прочла своё сочинение при всех, оно так понравилось учителю и детям, что с тех пор это замирание перед аудиторией стало самым сладким чувством, и ради него преодолевать себя хочется ещё и ещё. В этой истории было ограничение – мой страх, преодоление – выход на публику и положительное подкрепление – признание. В итоге моя мотивация к написанию текстов получила питательную среду. И так оно работает во всех областях. Когда вы предлагаете ребёнку что-то преодолеть, подумайте, а что его ждёт за перевалом?Преодоление должно быть по силам ребёнку
Это взрослые порой поражают силой духа и торжеством воли, буквально прыгая выше головы. Впрочем, видимо, эти взрослые имели мощный опыт веры в себя в детстве. Видимо, рядом была мама, отец, которые не сомневались в них ни секунду. А ребёнок… его личность только растёт и крепнет, его мотивы непрочны. Когда мы ставим перед ним сверхзадачу, мы гарантированно закапываем его мотивацию в землю. Нет, это не значит, что ребёнок должен выполнять только лёгкие задачи. Но то сложное, что ему нужно преодолеть, должно быть выполнимо хотя бы в теории. Пример: многие дети-гимнасты преодолевают боль во время растяжки на шпагат. Мудрый тренер никогда не станет растягивать детей сразу же в первые месяцы тренировок. Самый мудрый – ждёт порой год и больше, он ждёт, пока ребёнок проникнется красотой этого вида спорта, станет отождествлять себя с другими спортсменами, захочет быть таким же, как они. Вот тогда он начинает тянуть детей. Во-первых, растяжка становится осмысленной для ребёнка, он видит цель и радуется, что все ближе к ней. Во-вторых, боль от растяжки терпима, её можно вынести. И постепенно дети начинают тянуться уже сами, через боль, дома – вот она, мотивация в действии. Недалёкий тренер начинает тянуть детей сразу же, в первые дни, дети орут и плачут, родители бубнят о преодолении, тренер тянет больно и грубо. Как результат – вряд ли такие дети, сбежавшие из спорта, в принципе захотят в дальнейшем терпеть хоть малейший физический дискомфорт.Преодоление должно быть краткосрочно
Ребёнок должен видеть, к чему приводит его работа, какого эффекта он смог достичь. Чем младше ребёнок, тем более близкой должна быть цель и радость от её достижения. Согласитесь, тема о том, что нужно пять лет пахать в сильной гимназии, чтобы поступить потом в престижный вуз, работать не будет. Здесь разумнее искать более прозрачные и осязаемые цели, например, участие в олимпиадах, защита собственныех проектов, признание учителя.Подводя итоги, дорогие родители, я всё же убеждена, что нахождение во враждебном коллективе – это не преодоление.
Терпеть унижение и хамство учителя – не преодоление. Находиться в хроническом страхе – это не преодоление, мало спать и плохо есть – не преодоление. Испытывать постоянное чувство неудачи – не преодоление
Это всё о том, как убить мотивацию к обучению и саморазвитию на многие годы вперёд, гарантированно. Но меня мучает вопрос, почему все же для многих родителей так страшно забрать ребёнка из дискомфортных для него условий? Почему они верят в то, что единственный способ вырастить устойчивого, мотивированного и сильного ребёнка – сделать ему очень плохо?
Источник
Метки: Мотивация, Воспитание,
Читать по теме:
|Секрет влияния на ребенка
Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,
Дети, которые ничего не хотят…
Метки: Воспитание, Материнство, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,
Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Наказание молчанием
Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,
Садись, два
Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,
Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?
Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,
Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?
Метки: Воспитание, Зависимость,
"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности
Метки: Воспитание, Управление эмоциями,
Работа на всю жизнь
Метки: Воспитание, Личный опыт,
8 компонентов готовности вашего ребенка к школе
Метки: Воспитание, Подростковый возраст,
"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Что случилось с нашей игривостью?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,
Право на счастье
Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,
Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом
Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,
Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,
Потерянный ребенок: Глаза за занавесками
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
Как оторвать детей от гаджетов без скандала
Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,
6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Прощай, эмпатия
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
4 шага к общению с ребенком без крика
Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,
Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов
Метки: Воспитание,
Подростковый максимализм: как быть родителям?
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
Когда раннее развитие приводит к отставанию
Метки: Воспитание,
Безумные родительские установки и их последствия
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,
А что, если никаких детских истерик не существует?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,
11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Развитие критического мышления у детей
Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,
Читать по теме:
|Кризис трех лет
Метки: Воспитание, Психологический кризис,
Отлучки. Как и когда оставлять ребенка без мамы
Метки: Воспитание, Материнство,
Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?
Метки: Воспитание, Арт-терапия,
Нужно ли стыдить ребенка?
Метки: Воспитание, Стыд,
Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,
Как приучить ребенка к самостоятельности
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Дети учатся только на примере
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,
Воспитание ребенка: как устанавливать границы
Метки: Воспитание, Материнство, Границы,
А ваш ребенок действует назло?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как не нанести ребенку психологическую травму?
Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,
Почему уговоры и объяснения не действуют на детей
Метки: Воспитание,
Мам, купи собаку!
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как научить ребенка слушаться?
Метки: Воспитание, Материнство,
Адаптация ребенка в первом классе
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,
Мать и дочь: метаморфозы взросления
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,
Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
"Я грязная! Так мне и надо". АНТИсексуальное воспитание девочки и его последствия
Метки: Воспитание, Сексуальность,
Как сказать ребенку о смерти?
Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,
Родительские запреты
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Потребности, мотивы и удовольствие
Метки: Мотивация, Развитие личности, Психика,
Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Ребенок очень стеснительный
Метки: Застенчивость, Воспитание,
Интернет зависимость у детей
Метки: Воспитание, Компьютерная зависимость, Зависимость,
Как мотивировать ребенка к учебе?
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
Давайте растить новое поколение!
Метки: Воспитание,
Как правильно хвалить ребенка?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
Как помочь ребенку установить контакт со своими чувствами?
Метки: Воспитание, Чувства,
Популярное на сайте

Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером
Войцех Айхельбергер