Миф о преодолении трудностей

2 сентября 2017
4778


Автор: Анна Высоцкая, образовательный коуч, нейропсихолог.

Не знаю, что делали с нами в нашем детстве, и как же нам всем досталось, что одной из важных "фишек" воспитания в постсоветском пространстве считалось преодоление. Преодоление ставят рядом с адаптацией, стрессоустойчивостью, мотивацией и волей. Хотя преодоление – это скорее путь к развитию мотивации, воли и стрессоустойчивости.

В толковых словарях "преодолеть" трактуется как "победить", "пересилить", "добиться", "превозмочь". То есть мы говорим о некоем препятствии, зачастую кроющемся в нас самих, преодолевая которое мы добиваемся своих целей, а значит, становимся на шаг выше в своём непрекращающемся саморазвитии.

В качестве препятствий могут выступать личный комфорт, лень, отсутствие мотивации, тревога и страх, сомнения, физическая или интеллектуальная сложность поставленной задачи. Справляясь с этими препятствиями, мы становимся сильнее, гибче, настойчивее, адаптивнее. Или же, напротив, сильный, гибкий, мотивированный человек легко преодолеет любое препятствие? Меня интересует, а насколько элемент преодоления должен присутствовать в жизни ребёнка? Какие качества он закладывает и как моделировать такие ситуации в жизни? И вообще, что считать преодолением?

Ко мне часто обращаются родители, дети которых напрочь потеряли мотивацию к обучению в школе (тренировкам, занятиям музыкой и так далее). Когда мы начинаем разбирать ситуацию, выясняется, как вариант, что ребёнок находится во власти непомерной нагрузки для своего возраста, что чисто физиологически он не способен достичь успеха в тех рамках, в которые его поставили. Причём в представлении родителей ребёнок должен преодолеть эту ситуацию, справиться, выжить. Например, дружными усилиями ребёнок поступил в престижную гимназию, из таких школ не уходят – только ногами вперёд, нужно выстоять любой ценой.

Второй вариант – ребёнок вынужден постоянно взаимодействовать с человеком (учителем, тренером), который вызывает у него страх или выражает по отношению к ребёнку раздражение, неприятие. Естественно, мотивация к обучению здесь также стремится к нулю. Опять же, родители воспринимают это все как повод для ребёнка преодолеть свой внутренний дискомфорт и адаптироваться к сложившейся ситуации.

Третий вариант – ребёнок не имеет способностей к тому виду деятельности, которым его заставляют заниматься для закалки характера, или же у него есть выраженные трудности обучения. Будь то школа или спортивная секция, он поставлен в ситуацию хронического неуспеха. И опять мы, неуёмные родители, вспоминаем о преодолении: давай, постарайся, ты можешь, ты справишься. К сожалению, истории успеха не получается, и мотивация опять стремится в пропасть.

Миф о преодолении трудностей

И что, вопрошает родитель, забирать его? Создавать для него комфортные тепличные условия? Но жизнь не будет милосердна, и он просто не выживет в условиях жёсткой конкуренции! Хорошо, что пока папа и мама рядом, а что будет потом? Нет, лучше пусть учится сейчас

Но одним из признаков успешной адаптации является способность человека выйти из травмирующей, бессмысленной или просто некомфортной ситуации без объяснения причин. Разве творческое преобразование реальности, поиск своего пути, понимание себя и своих возможностей и ограничений не родили миллион удивительных открытий? Как часто мы, привыкшие преодолевать непреодолимое, терпеть то, что терпеть не нужно, смиряться там, где это лишено смысла, живём в плену ригидных установок, что так "надо", "мы должны", "а кому сейчас легко". Но жизнь и правда может быть лёгкой. И что самое интересное – за это не придётся расплачиваться, как думают сторонники теории преодоления трудностей. Найти своё место в жизни – значит преодолеть те установки, которые заложили в тебя в детстве родители и школа, убедив тебя в том, что тебе никогда не стать, например, учёным или певцом или просто успешным человеком, ведь ты не… далее перечисление всего того, что ты так и не научился делать.

Ну а какова же тогда роль преодоления в развитии личности? Неужели всё это пустое? Конечно, нет. Только преодолевая себя каждый день, мы чувствуем вкус к расширению своих возможностей, вкус к росту и развитию, развиваем в себе ощущение силы, азарта, уверенности, взращиваем мотивацию. Здесь важно ясно понимать, что же есть преодоление для ребёнка и как сделать так, чтобы оно работало в позитивном ключе.

Преодоление должно быть со знаком "плюс"

Это значит, что ребёнок не должен преодолевать условия хронического стресса, где наградой для него будет… да не будет никакой награды. За усилием всегда должна стоять радость, положительное подкрепление, признание, внимание родителей и как следствие рост самооценки и развитие мотивации: желание повторить этот приятный опыт – связку "усилие – радость" в дальнейшем. Примеров того, как это работает, – масса в литературе. В детстве я очень стеснялась выступать перед классом, но когда я первый раз прочла своё сочинение при всех, оно так понравилось учителю и детям, что с тех пор это замирание перед аудиторией стало самым сладким чувством, и ради него преодолевать себя хочется ещё и ещё. В этой истории было ограничение – мой страх, преодоление – выход на публику и положительное подкрепление – признание. В итоге моя мотивация к написанию текстов получила питательную среду. И так оно работает во всех областях. Когда вы предлагаете ребёнку что-то преодолеть, подумайте, а что его ждёт за перевалом?

Преодоление должно быть по силам ребёнку

Это взрослые порой поражают силой духа и торжеством воли, буквально прыгая выше головы. Впрочем, видимо, эти взрослые имели мощный опыт веры в себя в детстве. Видимо, рядом была мама, отец, которые не сомневались в них ни секунду. А ребёнок… его личность только растёт и крепнет, его мотивы непрочны. Когда мы ставим перед ним сверхзадачу, мы гарантированно закапываем его мотивацию в землю. Нет, это не значит, что ребёнок должен выполнять только лёгкие задачи. Но то сложное, что ему нужно преодолеть, должно быть выполнимо хотя бы в теории. Пример: многие дети-гимнасты преодолевают боль во время растяжки на шпагат. Мудрый тренер никогда не станет растягивать детей сразу же в первые месяцы тренировок. Самый мудрый – ждёт порой год и больше, он ждёт, пока ребёнок проникнется красотой этого вида спорта, станет отождествлять себя с другими спортсменами, захочет быть таким же, как они. Вот тогда он начинает тянуть детей. Во-первых, растяжка становится осмысленной для ребёнка, он видит цель и радуется, что все ближе к ней. Во-вторых, боль от растяжки терпима, её можно вынести. И постепенно дети начинают тянуться уже сами, через боль, дома – вот она, мотивация в действии. Недалёкий тренер начинает тянуть детей сразу же, в первые дни, дети орут и плачут, родители бубнят о преодолении, тренер тянет больно и грубо. Как результат – вряд ли такие дети, сбежавшие из спорта, в принципе захотят в дальнейшем терпеть хоть малейший физический дискомфорт.

Преодоление должно быть краткосрочно

Ребёнок должен видеть, к чему приводит его работа, какого эффекта он смог достичь. Чем младше ребёнок, тем более близкой должна быть цель и радость от её достижения. Согласитесь, тема о том, что нужно пять лет пахать в сильной гимназии, чтобы поступить потом в престижный вуз, работать не будет. Здесь разумнее искать более прозрачные и осязаемые цели, например, участие в олимпиадах, защита собственныех проектов, признание учителя.

Подводя итоги, дорогие родители, я всё же убеждена, что нахождение во враждебном коллективе – это не преодоление.

Терпеть унижение и хамство учителя – не преодоление. Находиться в хроническом страхе – это не преодоление, мало спать и плохо есть – не преодоление. Испытывать постоянное чувство неудачи – не преодоление

Это всё о том, как убить мотивацию к обучению и саморазвитию на многие годы вперёд, гарантированно. Но меня мучает вопрос, почему все же для многих родителей так страшно забрать ребёнка из дискомфортных для него условий? Почему они верят в то, что единственный способ вырастить устойчивого, мотивированного и сильного ребёнка – сделать ему очень плохо?

Источник

Метки: Мотивация, Воспитание,

Читать по теме:
Родители, не учите нас жить!

Родители, не учите нас жить!

19.02.2018
526
Психолог Павел Зыгмантович: "Поступил вопрос: "Как дать понять родителям мужа, что сын уже вырос, женат и у него – своя семья! – что не надо за него теперь что-то решать и лезть в другую (не говорю, чужую, а просто – другую семью) семью, и не надо навязывать сыну свою точку зрения?".

Метки: Воспитание, Семья,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
3677
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

09.02.2018
2205
Психолог Павел Зыгмантович: "В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле. Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий. Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
1267
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
1141
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
1590
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
1130
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,

Ищу идеального мужчину

Ищу идеального мужчину

30.01.2018
2018
Психолог Анастасия Платонова: "Картина маслом: идеальная, чистейшей души мама, которая положила на ребенка жизнь, взрастила, вскормила, подняла, сил дала и… папа, жестокий, авторитарный, тиран, душащий и прекрасную маму, и пытающийся пробиться сквозь асфальт росточек – ребенка".

Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
1388
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
1211
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
1658
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Псевдоцели

Псевдоцели

12.01.2018
1373
Психолог Сергей Смирнов: "Целью люди называют иногда некоторое даже не состояние, а приобретение к образу жизни. Типа "Моя цель – учить английский каждый день" или "Моя цель – регулярно заниматься спортом." Причем подобные цели с завидной регулярностью принимаются всякими модераторами тренерами. А у меня это вызывает только удивление. Как может быть целью – процесс?"

Метки: Мотивация, Целеполагание,

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

10.01.2018
2888
Ежедневно в поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" поступает в среднем 17 заявок на поиск пропавших людей, около трети из них – на поиск детей. Группа профилактики проводит бесплатные занятия для детей, чтобы научить их безопасному поведению в лесу и на улице, а также организует лекции для родителей, чтобы рассказать о том, чему учить детей и чего опасаться. На них мы рассказываем о правилах, которые написаны, к сожалению, слезами и кровью.

Метки: Воспитание,

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

07.01.2018
3993
Из-за комплексов и неумения выстроить отношения по-другому родители требуют уважения от ребёнка. К такому выводу пришёл молодой папа Андрей Бородкин. По-настоящему дети уважают нас за поступки, а запугивание и культ старших дадут всего лишь видимость уважения.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3755
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Искусство воспитания раба

Искусство воспитания раба

23.12.2017
7348
Дима Зицер: "Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой..."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Семья, Детско-родительские отношения,

Зачем, а не почему болеют дети

Зачем, а не почему болеют дети

19.12.2017
5685
Гештальт-терапевт Рагулина Анастасия: "Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о "часто болеющих детях". А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?"

Метки: Воспитание, Психосоматика, Детско-родительские отношения,

Подарки для моих детей

Подарки для моих детей

18.12.2017
1189
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Я подарю своим детям много самостоятельности. Мне не нужен контроль над ними, я не верю в то, что он поможет им выбрать верную дорогу. Напротив, я уверена, что мой контроль приведет к сопротивлению, а я не хочу, чтобы они выстраивали свою жизнь на протесте против давления".

Метки: Воспитание, Любовь,

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

16.12.2017
1123
Федор Шеберстов: "Так вот, именно мы с вами сделаем так, чтобы школа была интересной и полезной. Кроме нас никто этого не сделает, сверху эти изменения не придут. Нельзя сделать интересно по приказу. Мы только что начали, и все козыри у нас на руках".

Метки: Воспитание,

Зона комфорта: два слова, которые портят жизнь

Зона комфорта: два слова, которые портят жизнь

04.12.2017
2871
Психолог Павел Зыгмантович: "Зона комфорта – ненаучное понятие, введённое для описания конкретного взгляда в конкретной ситуации. Переносить её на жизнь конкретного человека достаточно опасно".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Выученная беспомощность, Зона комфорта,

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

01.12.2017
39021
Нужно копить деньги и все делать качественно. Психолог Людмила Петрановская уверена – это незыблемые родительские истины... позавчерашнего дня. В то же время есть то, что нашим детям точно пригодится. Как минимум, критическое мышление.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
8103
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

26.11.2017
7063
Психолог Юлия Данилова: "Каждый раз, когда вы кричите на ребенка, он испытывает сильнейший стресс и получает психическую травму. Крик – это угроза безопасности. Безопасность – одна из важнейших потребностей ребенка для нормального развития психики".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

25.11.2017
2876
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
2842
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

21.11.2017
2742
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Речь пойдёт о той здравой доле адекватности, которая необходима в процессе воспитания ребёнка буквально ежедневно, ежеминутно. Адекватность равно ответственность за психологическое здоровье вашего ребёнка".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Невыразимая легкость бытия?

Невыразимая легкость бытия?

14.11.2017
1577
Гештальт-терапевт Виктория Пекарская: "В наше непростое время как-то стало модно, чтобы "все было легко". Кто-то ждет, когда появится "легкость" в делах, потиху прокрастинируя; кто-то имитирует легкость, впахивая при этом как пчелка; кто-то ждет помощи от магов и психотерапевтов на пути облегчения жизни, а кто-то так бодр и оптимистичен, что все задачи привычно называет "легкими".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Психическая травма,

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

01.11.2017
11670
Клинический психолог Юлия Лапина: "Поскольку в нашей культуре мать считается "нормальной" пока не наносит физических травм ребенку, нелюбящие матери не несут ответственности за свои слова пока их дети накормлены, одеты и имеют крышу над головой. Но ведь даже детские дома предоставляют это ребенку, разве не так?"

Метки: Воспитание, Материнство,

Объяснить ребёнку смерть

Объяснить ребёнку смерть

20.10.2017
1928
Как бы вы объяснили смерть тому, кто младше трёх лет? Большинство взрослых сами напуганы тем фактом, что однажды мы перестанем существовать и жизнь продолжится без нас. Так как же может понять эту идею тот, кто ещё боится пылесоса?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Помочь стать счастливыми

Помочь стать счастливыми

16.10.2017
1259
Специалист по психодиагностике Алиса Тананаева: "Своевременное выявление особенностей интеллекта позволяет развить природные задатки ребенка, а также своевременно обратить внимание на пробелы в его знаниях в тех или иных областях, что позволит избежать серьезных трудностей и в школе, и далее по жизни".

Метки: Воспитание, Психодиагностика,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
Регистрация
для организаций
Написать сообщение
Запись на приём