Между "Надо" и "Хочу"

26 июля 2017
4699

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт


В основе предлагаемой типологии лежит идея интеграции в личности зрелого, психологически здорового человека детской и взрослой частей. Чаще всего эти части называют "Внутренний Ребенок" и "Внутренний Взрослый". Представляю читателю свои рассуждения о сочетании в личности взрослого человека этих частей, и вытекающую из этих сочетаний типологию личностей.

Для начала рассмотрим суть психологического содержания "Ребенок" и "Взрослый":

Ребенок – витальный, креативный, спонтанный, эмоциональный.

Функции ребенка – игра, творчество.

Взрослый – ответственный, осознающий, взвешенный, рациональный… Функции Взрослого – принятие решения, выбор, забота, поддержка.

Ребенок – требующий, нуждающийся, зависимый…

Взрослый – дающий, уверенный, поддерживающий, успокаивающий…

Детская установка к жизни – "ждать" и "получать". Ждать от взрослых удовлетворения своих потребностей и брать-получать то, что они ему дают.

Взрослая установка к жизни – "действовать", "брать" и "давать". Не ждать чего-либо от других и от жизни, а действовать, брать самому, и давать нуждающемуся другому.

Взросление человека предполагает постепенный процесс его перехода из состояния "Ребенок" в состояние "Взрослый". По ходу течения этого процесса детские качества (непосредственность, импульсивность, беспечность, отсутствие ответственности) сменяются взрослыми (опосредованностью, осознанностью и ответственностью). Так формируется структура Внутреннего Взрослого. Но при этом качества ребенка не исчезают, а формируются в структуру Внутреннего Ребенка. И в личности взрослого психологически зрелого человека мы можем наблюдать гармоничное сочетание этих частей – Внутреннего Ребенка и Внутреннего Взрослого.

Однако, в силу различных обстоятельств, характер этого процесса может изменяться – тормозиться либо ускоряться. В этом случае мы имеем факт несовпадения психологического и паспортного возраста.

Рассмотрим варианты нарушения этого естественного процесса, описав их в виде психологических портретов взрослых людей. Будем помнить при этом, что мы здесь описываем крайние, полюсные варианты, в которых в большей степени представлено нарушение гармонии баланса этих внутренних частей – Ребенка и Взрослого. Крайние варианты такой дисгармонии – "Маленький Взрослый" и "Большой Ребенок" (авторские названия).

Большой ребенок

В том случае, когда по каким-либо причинам (о них позже) в личности человека оказывается несформированной взрослая часть (Внутренний Взрослый), мы имеем дело с психологической инфантильностью. Назовем такого человека "Большой Ребенок" и рассмотрим его психологический портрет.

В структуре личности такого человека будет доминировать Внутренний Ребенок и его поведение и поступки будут определяться этой частью.

Ведущей модальностью ребенка является  модальность Хочу.

Ребенок не желает ничего знать и платить за свое "хочу". Он жаждет получать все бесплатно.

"Большой Ребенок" - это неповзрослевший вовремя ребенок. Он переиграл, точнее заигрался, задержался в детской позиции.

В его картине Мира мало правил и ограничений, результатом чего является его спонтанность, экспрессивность и беспечность.

Большой Ребенок только внешне похож на взрослого, внутренне же, психологически, он остается ребенком.

Во внутренней структуре "Большого Ребенка" не хватает позиции взрослого и его качеств – ответственности, взвешенности, рефлексивности, рациональности. Без этих качеств ему сложно самостоятельно выживать во взрослом мире, где нужно делать выборы и брать за них ответственность. Поэтому ему необходим взрослый, который бы компенсировал его недостающие качества и заботился о нем. Хорошим решением в этой ситуации для "Большого Ребенка" является создание зависимых отношений. И лучшим кандидатом для этой роли является "Маленький Взрослый".

Как формируется этот тип?

Основным фактором развития является гиперопека. Родители "берегут" ребенка, выполняя вместо него его функции, не делегируя ему ответственности. Ребенок оказывается в ситуации "заповедника". Его оберегают от внешнего, реального мира и он оказывается не готов самостоятельно жить в таком мире за пределами заповедника. У него не формируется способность к Я-усилиям и воля.

Еще одним результатом родительского оберегания от реальности является отсутствие или слабая выраженность в картине Мира "Большого Ребенка" Другого человека. Другой человек также является частью реального мира и задача родителей создавать условия для встречи с Другим. Ребенку нужно будет жить в социальной реальности и важно усвоить правила жизни, принятые в обществе Других. Это осуществляется посредством научения ребенка родителями основам нравственности и правилам социального общежития. И здесь ребенок неизбежно сталкивается с социальными чувствами – виной и стыдом, а так же эмпатией, которые четче очерчивают контуры его Я-образа и формируют его границы и границы Другого. Так у ребенка появляется возможность для преодоления эгоцентрической позиции.

В картине же Мира "Большого Ребенка" этого не происходит. У него остается геоцентрическая модель мира – Я в центре вселенной, для которой  характерен эгоцентризм и эгоизм. Это позволяет ему обращаться с Другими как с объектами, манипулируя ими и используя их для своих целей.

Направление терапевтической работы с такого рода клиентами – в том, чтобы расстаться с иллюзиями, что мир и другие люди должны тебе и встретиться с реальностью взрослой жизни. Хочу заметить, что такого типа клиентов в ближайшем будущем будет много, так как в целом увеличиваются благосостояние и возможности для контроля и гиперопеки родителей. Сложность в работе с "Большим Ребенком" в том, что приходится работать с дефицитом воли, неспособности к Я-усилиям. А с дефицитом, как известно, работать сложнее, чем с избытком. Необходимо формировать то, что не было сформировано в сензитивный для этого период. А это очень непростая задача. Я называю такую терапию терапией взросления. Об этом я подробно писал ранее в  своих статьях: "Мир глазами пограничного клиента", "Терапия пограничного клиента" и "Большой ребенок: как выживать с пограничным?", размещенных на этом сайте.

Маленький Взрослый

"Маленький Взрослый" – преждевременно повзрослевший. Он не доиграл, не насытился ситуацией детской беспечности и легкости бытия, полагающихся ему в силу его особого положения.

Ведущей модальностью взрослого является модальность "Надо". Детское "Хочу" здесь оказывается глубоко похороненным. Как результат этого у "Маленького Взрослого" в ситуации терапии часто появляется феномен "Хочу хотеть". Он знает, что желания должны быть, но не может их почувствовать и осознать.

"Маленький Взрослый" привык отказываться от "хочу" в пользу "надо". В его жизни было мало места для "хочу" и для игры, нужно было выживать.

В его психической реальности, как правило,  много интроектов – принятых на веру правил. Следствием этого является недостаток спонтанности, он со всех сторон зажат границами правил. Неудивительно, что ему сложно расслабиться.  Жизнь для него представляется сложной и у него слишком серьезное к ней отношение.

Такие люди могут многого достигать в жизни в профессиональном и социальном плане, так как отличаются хорошей самодисциплиной и работоспособностью и слабой чувствительностью к себе. В силу этого их  Я-усилия часто становятся Я-насилием. Обратной стороной этого феномена является сложность в получении удовольствия и радости от самого  процесса жизни. Для этого нужно расслабиться, а "Маленький Взрослый" не может себе такого позволить. В его опыте не было переживаний опоры на других,  приходилось опираться только на себя.

В его внутренней структуре большой дефицит качеств ребенка. Его собственный Внутренний ребенок заброшенный, забытый, эмоционально голодный. Парадокс при этом в том, что "Маленький Взрослый" активно направляет свою заботу, внимание и любовь вовне, включаясь в различные проекты по спасению других. Неудивительно, что объектом его спасения часто становится "Большой Ребенок", который всячески демонстрирует миру свою беспомощность.

Как формируется этот тип?

Родители были либо инфантильны, либо сами слишком перегружены ответственностью и в силу этого перегружали ею ребенка. Схожая ситуация может создаваться и в семье с родителями-алкоголиками, когда ребенок был вынужден рано развить в себе взрослые качества и стать родителем для своих родителей.

У него рано появились социальные чувства, (стыд, вина), которые останавливают непосредственность. Его картина мира носит гелиоцентрический характер, в которой Другому придается очень большой вес. "Маленький Взрослый", как правило, придает слишком много значения тому, что скажет Другой, как оценит.

Направление терапевтической работы со "Маленьким Взрослым" – в том, чтобы клиент оказался способным принять в себе ребенка и быть для него заботливым, любящим взрослым.

Взрослый

Взрослый умело балансирует между "Должен" и "Хочу". Его Внутренний Ребенок и Внутренний Взрослый пребывают в его личности в гармонии и балансе. Взрослым признается и принимается ценность и важность каждой из этих частей, и есть возможность договариваться.

"Большой Ребенок" не желает ничего знать и платить за свое "Хочу". Он страстно жаждет получать все бесплатно. "Маленький Взрослый" руководствуется в своей жизни "Надо", игнорируя голос "Хочу". "Взрослый" знает, что у любого "Хочу" есть своя цена. И он может выбирать – платить или отказаться.

Как формируется этот тип?

Есть ряд важных условий для формирования "Взрослого". И здесь ведущая роль принадлежит его родителям. Они должны быть:
  • Психологически зрелыми, способными обеспечивать эмоциональную устойчивость и стабильность своему ребенку;
  • Любящими, способными быть принимающими и поддерживающими;
  • Чуткими, улавливающими "движения души" своего ребенка, замечая его уникальные особенности и способности;
  • Мудрыми, способные не зацикливаться на слепой родительской любви, понимающими, что ребенку придется жить в этом мире с другими людьми:
  • Грамотными, постепенно передающими ребенку ответственность за его жизнь, не подменяющими своей активностью его активность, последовательно и неуклонно сопровождая его по его жизненному пути, не навязывая при этом своего видения этого пути.
  • Получился достаточно идеальный портрет родителя, редко встречающийся в реальной жизни. Неудивительно, что путь к психологической зрелости оказывается таким непростым для многих людей и им приходится тратить много времени и усилий, занимаясь "реконструкцией" своей личности у специалистов в области психологического здоровья.
Не являются здесь исключением и описанные выше типы "Большого Ребенка" и "Маленького Взрослого".

При этом, ни один, ни другой тип, как правило, не настроены на терапию. "Большой Ребенок" считает, что с ним все ОК, а проблема с другими людьми и неидеальным миром. "Маленький Взрослый", в свою очередь, уверен, что сам сможет справиться с такого рода проблемами без внешней помощи.

"Большой Ребенок" и "Маленький Взрослый" обладают недостающими друг для друга качествами и в силу этого склонны образовывать союзы – комплементарные по форме и зависимые по сути.

Метки: Созависимость, Личность, Пограничное расстройство личности, Сценарии,

Читать по теме:
Что делать с внутренним критиком

Что делать с внутренним критиком

15.02.2018
785
Гештальт-терапевт Владислав Волков: "Во многих случаях Самогрыз, даже наглый и раскормленный, вполне поддается укрощению и воспитанию. Какие же привычки нужно ему привить и что в целом внушить? Предлагаю некоторые возможные варианты".

Метки: Личность, Принятие себя,

Я постараюсь

Я постараюсь

14.02.2018
720
Психолог Евгений Корчмарек: "В транзактном анализе такие послания называют "драйверы". И выделяют 5 драйверов, один из которых "Старайся" – и описан выше".

Метки: Развитие личности, Сценарии, Транзактный анализ,

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

09.02.2018
2138
Психолог Павел Зыгмантович: "В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле. Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий. Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

06.02.2018
1078
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: "Если я делаю то, что стоит мне больших усилий, если я практически отрываю от себя, жертвую чем-то, то я жду чего-то взамен. Если уж не благодарности от самого человека, ради которого я так стараюсь, то признание от мира, бога и всемогущей вселенной. Осознаю я это или нет, но я жду награду".

Метки: Развитие личности, Личность,

Любовь и секс с "пограничником"

Любовь и секс с "пограничником"

06.02.2018
2146
Практический психолог Елена Буркова: "Часто человек с пограничным расстройством личности в отношениях выступает капризным ребёнком и ждёт, что его партнёр будет выполнять по отношению к нему роль безусловно любящего родителя, то есть, партнёра "пограничник" воспринимает как продолжение своего родителя – отца или матери".

Метки: Отношения, Сексуальность, Любовь, Пограничное расстройство личности,

Выйти замуж за маму

Выйти замуж за маму

25.01.2018
3186
Психотерапевт Алла Далит: "Девочки ищут мужей похожих на папу? Увы, но нет. Девочки ищут мужей похожих на маму. Кого-то, кто будет их понимать лучше их самих, угадывать их настроение и желания, заботиться, гладить по спинке и приносить теплое питье в постель. Кого-то, кто защитит их от внешнего мира, успокоит правильными словами. И вообще, будет нежен и будет говорить много правильных слов".

Метки: Женщины, Сценарии,

Как отделить истинные желания от желаний ложных

Как отделить истинные желания от желаний ложных

23.01.2018
2449
Психолог Евгений Корчмарек: "Для того чтобы чувствовать радость жизни – необходимо реализовывать свои желания. Однако, есть естественные желания: то есть те, которые идут из глубины вашей души, вашего естества – и есть "ложные" желания, которые идут от требований ваших родителей в детстве, требований социума, от желания быть крутым, принятым обществом и т.д."

Метки: Развитие личности, Личность, Транзактный анализ,

Избегание и смирение

Избегание и смирение

14.01.2018
1720
Психолог Олег Сатов: "Жизнь полна опасностей. До пошлости банальное замечание, да? Однако тут есть ряд интересных для обсуждения моментов. Во-первых, вопрос в том, насколько именно жизнь опасна. Во-вторых, очень интересно, что, вопреки всем опасностям, мы проживаем жизнь, чувствуя себя в целом в безопасности. В-третьих, очень-очень любопытно, как именно мы добиваемся этого успокоения".

Метки: Развитие личности, Личность, Принятие себя,

Человек-наркотик или как попадают в зависимые отношения

Человек-наркотик или как попадают в зависимые отношения

11.01.2018
5340
Гештальт-терапевт Ксения Аляева: "Человек, находящийся в эмоциональной зависимости мало чем отличается от человека, находящегося в химической зависимости. И те, и те, зависимы от того короткого, но ни с чем не сравнимого кайфа, когда наступает внутри глубокая удовлетворенность, ощущение, что теперь-то внутри все на своем месте. Такая наполненность внутренняя и блаженство".

Метки: Зависимость, Отношения, Созависимость, Эмоциональная зависимость,

"Будь проще". А надо ли?

"Будь проще". А надо ли?

11.01.2018
1200
В избыточно усложненном я теряюсь, начинаю самой себе казаться глупой: приходится плутать в лесу из слов и понятий. Очень быстро я теряю ориентиры, не вижу, не могу найти основную мысль, которая кажется мне тщательно спрятанным коварными пиратами кладом. Чаще всего я не способна или просто не хочу совершать этот квест по нахождению сути.

Метки: Личность,

Психология выбора. Цена удовольствия

Психология выбора. Цена удовольствия

10.01.2018
3120
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всего два варианта. Выбор в пользу прошлого или выбор в пользу будущего".

Метки: Личность,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3717
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Я интерсекс, и это нормально

Я интерсекс, и это нормально

29.12.2017
3449
Ирина родилась в год Петуха и, пока ее год не кончился, она хочет открыться. Годами от нее скрывали правду, подростком она не знала, что с ней, и ненавидела себя. Но два года назад все изменилось.

Метки: Личность,

Почему некоторые люди сильно раздражают?

Почему некоторые люди сильно раздражают?

16.12.2017
3498
Гештальт-терапевт Сергей Поляков: "В Тени находятся все мысли и чувства, которые человек не приемлет в себе, это часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков".

Метки: Раздражительность, Сценарии, Злость,

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

13.12.2017
1970
Что есть психическое и эмоциональное здоровье человека? Рассказывает Мак-Вильямс Нэнси - американский психоаналитик, доктор философии по психологии личности.

Метки: Личность,

Личность как травма

Личность как травма

11.12.2017
2707
Психотерапевт Жюли Реше: "Часто говорят о "гармонично развитой личности", предполагая, что в формировании такой личности не принимали участия деструктивные процессы. Такое представление неверно, потому что личность – это и есть специфическая конфигурация психологических расстройств. Она приобретается в результате травмирования психики".

Метки: Развитие личности, Личность, Психическая травма,

Вывих жизни

Вывих жизни

08.12.2017
65817
Психолог Андрей Юдин: "Одна из самых частых проблем, с которыми ко мне обращаются клиенты – "не понимаю, чего я хочу", "потерялся вкус жизни", "пропала мотивация", "постоянная апатия"... Формулировок много, но суть одна – сложно в жизни потеряно что-то очень важное, совершенно непонятно, что с этим делать, и от этого скучно и больно".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Энергия, Сценарии,

Самообвинение. Как оно запускается, живет и как с ним обходиться?

Самообвинение. Как оно запускается, живет и как с ним обходиться?

30.11.2017
2846
Гештальт-терапевт Андрей Рыжов: "Самообвинение – один из самых неприятных и разрушительных психических процессов человека. Его коварство в том, что процесс может запуститься из любой мелочи, но в силу своей специфики может стремительно разрастаться, углубляться, блокируя активность и подавляя жизненные силы человека".

Метки: Развитие личности, Личность, Комплексы,

Пограничное расстройство личности

Пограничное расстройство личности

30.11.2017
2056
Клинический психолог Станислав Маланин: "Около 2% населения имеет ПРЛ, которое характеризуется интенсивными и нестабильными межличностными отношениями, плохим управлением эмоциями, саморазрушением, импульсивностью и неустойчивой самооценкой".

Метки: Пограничное расстройство личности,

Пока ты не настрадалась, тебя не насытить

Пока ты не настрадалась, тебя не насытить

30.11.2017
3484
Психолог Анатолий Токарский: "Пока у тебя есть представления о том, в каком виде к тебе должно прийти счастье, – само счастье тебе не заметить, ты его упустишь. Будешь каждое мгновение проходить мимо, обесценивая, критикуя. Тебе будет всего мало и всегда чуточку "не то".

Метки: Счастье, Сценарии,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
8069
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Как превратить свою жизнь в дерьмо. Инструкция в картинках

Как превратить свою жизнь в дерьмо. Инструкция в картинках

26.11.2017
6213
Художник-иллюстратор Светлана Бутенко и героиня её комиксов Космоножка.

Метки: Позитивная психология, Развитие личности, Сценарии,

16 элементов психического и эмоционального здоровья

16 элементов психического и эмоционального здоровья

25.11.2017
1849
Когда есть позитивная и конкретная цель, наши действия приобретают смысл и направленность, "есть к чему стремиться". Особенно важно иметь привлекательную цель, преодолевая внутренние дискомфорт, напряжение или тревогу. Чтобы ее сформулировать важно опираться на какие-либо критерии определения психического благополучия.

Метки: Личность, Смысл жизни,

Я или ты?

Я или ты?

21.11.2017
2011
Психолог Юлия Стулова: "Бывало ли в вашей жизни так, что ваши отношения с противоположным полом становились более похожими на игру в догонялки? Партнер убегает от близости и обязательств, а я догоняю: пытаюсь доказать свою любовь и добиться взаимности. Или партнер постоянно покушается на мою свободу, пытаясь затянуть меня в цепи обязательств, а я скрываюсь бегством за многочисленными выдумками "почему сейчас не время и почему все рано ничего не получится".

Метки: Созависимость,

10 цитат знаменитого психолога Эрика Берна о том, как программируется наш мозг

10 цитат знаменитого психолога Эрика Берна о том, как программируется наш мозг

21.11.2017
6435
Эрик Берн – автор знаменитой концепции сценарного программирования и теории игр. В их основе лежит трансактный анализ, который сейчас изучают во всем мире. Берн уверен, что жизнь каждого человека программируется до пятилетнего возраста, и все мы потом живем по этому сценарию. В нашем материале подборка цитат этого выдающегося психолога о том, как программируется наш мозг.

Метки: Сценарии, Транзактный анализ,

Формула взрослости

Формула взрослости

20.11.2017
3270
Психоаналитик Анастасия Рубцова: "Если человек с младенчества тащил мешок со всякими гадостями: "нет слова хочу, есть слово надо", "ты должен", "не позорь мать" и много других, гораздо более тонких и вычурных колющих предметов, взятый недобровольно, то ведь ничего, кроме тщательно задавленного гнева и ярости, он к этому мешку не испытывает".

Метки: Развитие личности, Личность, Возраст,

Как формируется созависимый тип личности и как с этим жить

Как формируется созависимый тип личности и как с этим жить

10.11.2017
4113
Гештальт-терапевт Анжелика Мамченко: "Вчера у меня были две клиентки, две молодые женщины, которым мне пришлось подробно объяснять, как формируется такой тип личности, который потом может находиться только в созависимых отношениях".

Метки: Отношения, Созависимость,

Как формируются наши убеждения и что возможно с ними сделать

Как формируются наши убеждения и что возможно с ними сделать

10.11.2017
1303
Психолог Яна Пак: "Как часто хочется воплотить эту давно лелеемую мечту – бросить опостылевшую работу, начать писать, лепить, петь, руководить собственным бизнесом или пилить лобзиком садовых гномов, но мечта так и остаётся нереализованной. Почему так?"

Метки: Управление эмоциями, Сценарии,

Сценарии жизни, которые мы выбираем

Сценарии жизни, которые мы выбираем

08.11.2017
2356
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: Кто пишет сценарий вашей жизни? Кто решил, сколько у вас будет детей и когда вы выйдите замуж? Где эта книга судеб? Кто одним росчерком пера обрёк вас страдать в одиночестве или жить с нелюбимым мужем, метаться от развода к разводу или горбатиться за копейки, спасая страждущих?

Метки: Сценарии, Транзактный анализ,

"Я хотела отдать ему всю себя, а он..."

"Я хотела отдать ему всю себя, а он..."

08.11.2017
3498
Психотерапевт Жюли Реше: "Вариации выведенной в название фразы – частый лейтмотив жалоб обращающихся за психотерапевтической помощью, он не чужд людям любого пола и возраста. Попробуем проследить истоки мышления, обуславливающего возможность таких жалоб".

Метки: Отношения, Созависимость,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
Регистрация
для организаций
Написать сообщение
Запись на приём