Матильда

30 октября 2017
4507

Марина Комиссарова
Психолог

О фильме "Матильда" (2017, реж. А. Учитель) не могу не написать, поскольку фильм о роковой якобы женщине, которая якобы свела с ума наследника престола настолько, что он отказался от короны. 

Плохо не то, что это вымысел. Плохо то, что это – совсем глупый вымысел. 

Хотя и умный вымысел, делающий фигуру значительной исторической личности жалкой, вещь неприличная. 

А глупый вымысел – тем более. 

Возможно режиссер находится в кризисе, когда романтика кажется важней всего. В таком состоянии часто бывают молодые девушки и некоторые фрустрированные в работе мужчины ближе к преклонному возрасту. 

Режиссеру наверняка известно, что в своих мемуарах балерина подробно описала расставание с Николаем. Как только о свадьбе и коронации царя стало известно, они сразу расстались и больше не встречались. Николай просил прощального свидания, они встретились около сарая. Не в покоях, а на улице, около сарая, куда Николай приехал верхом, с полигона, и коротко говорив с балериной, вновь уехал на полигон. Балерина описывала тоску, боль, но больше ни единого упоминания о встречах с Николаем в ее мемуарах и письмах не было. 100 тысяч рублей и дом, по слухам, она получила в качестве прощального подарка. Дальше балерина писала о своих длительных любовных связях с другими великими князьями: Сергеем Михайловичем и Андреем Владимировичем. О Николае ничего. 

Представить, что балерина всерьез планировала стать царицей или что Николай отказался от короны ради продолжения интрижки с ней, мог только человек в маразме с регрессом в детство или толстый тролль. 

Почти так же изумляет фантазия о том, что внучка английской королевы, невеста Николая, бегала за Матильдой и закатывала ей сцены ревности. Даже троллинг должен иметь свои границы. Немецкая принцесса, любимая внучка английской королевы, вела себя как базарная торговка из Рязанской области? 

И весь этот культурно-исторический треш можно было как-то, наверное, вытерпеть, если бы на месте балерины была бы показана харизматичная сильная женщина. 

Но о харизме режиссер не знает совсем ничего. И о женщинах знает столько же. 

Чего стоит хотя бы персонаж – европейское светило психологии, который на полном серьезе изучает феномен балерины Кшесинской и голову ломает, как же удалось ей так сильно очаровать поручика Воронцова. Есть над чем голову ломать! Профессор сутками пытает поручика водой и стремится разузнать у него, почему же он влюбился, но тот молчит как партизан. Не выдает страшной тайны.

Сто поручиков после каждого балета влюбляются в балерин. Это не то что не феномен, феноменом было бы, если бы в балерину никто не влюблялся. Молодым мужчинам положено влюбляться в актрис, и многие из них, особенно впечатлительные, рискуют надолго влипнуть и замечтаться. У любой симпатичной девчонки есть несколько поклонников, следующих почти по пятам. Тем более если речь идет о звезде балета! В фильме поручик – выдуманный персонаж, но несомненно у реальной Матильды была тысяча таких влюбленных поручиков, которых она не приближала и не отличала, поскольку предпочитала не поручиков, а великих князей. 

Воронцов в фильме задан как безумец, человек с психическим расстройством. Так что же феноменального в любовной аддикции безумца, если даже здоровые люди часто грешат этим? Это что, какой-то нонсенс? Режиссер никогда не слышал об этом? Он не читал книг?


Если тема любви режиссеру совсем непонятна, зачем он взялся снимать на эту тему? 

Ладно, цари у него бегают за танцовщицами, отшвыривая в переносном и прямом смысле корону Российской Империи (падение короны – глупая выдумка), английские-немецкие принцессы устраивают истерики проституткам, а старые цари на полном серьезе предлагают своим сыновьям жениться на балеринах. Все это какой-то дикий сюрр и треш, но если уж режиссер пошел на такое, можно было бы хотя бы балерину сделать не такую унылую? 

Внешность даже обсуждать не хочется: толстые щечки, поджатые губки и пустые испуганные глазки (взгляд не Юли Пересильд, прямо скажем) ничего общего не имеют с тем, как выглядят роковые барышни, но такие тонкости не всем понятны. Давайте посмотрим на то, чем пленяет Матильда царя. 

Реального будущего царя и пленять было не надо, речь шла о романтическом общении, максимум – об интрижке. Достаточно было быть грациозной юной балериной и понравиться ему на сцене. Но если режиссер замахнулся на такую масштабную выдумку, как безумная любовь, ради которой царь готов был предать все, скормить себя и корону Российской Империи, мы хотели бы видеть хищницу или кого-то хоть немного подобного ей. 

Но что мы видим?

Первым "крючком" стал конфуз балерины. Это все равно, что пламенный оратор неожиданно бы порвал штаны и все увидели бы его голую задницу. Скорее всего в зале начался бы смех, к речи оратора никто не стал бы прислушиваться. Но балерина, у которой случился подобный конфуз и все увидели ее голую грудь, отчего-то вызвала восхищение всего зала и будущего царя, а не неловкость, шепот и смешки. 

Второй "крючок" – это то, что балерина постоянно смотрит на царя, улыбается и откровенно строит глазки как портовая проститутка. Но будущему царю такое низкосословное поведение отчего-то срывает крышу, точно так же как конфуз балерины на сцене. Он даже вступает в схватку с князем Андреем за нее, как портовый матрос с другим матросом за приглянувшуюся обоим проститутку. 

Третий "крючок" – это отказ балерины от секса. Интересно, что сначала она дает расстегнуть на себе кофточку, глядя перед собой взглядом овцы. А потом не просто отказывается, но и хамит царю, заявляя, что он сам будет за ней бегать. Отказаться – пожалуй что и ход. Не дерзкий, нормальный. Показать, что не деньги нужны, а уважение – правильный поступок, поскольку демонстрирует независимость, это вызывает рост субъективной значимости. Вот только для роста необходимо еще и остаться в границах. А Матильда сначала делает подкат с подставой, а потом хамит царю. 

Но мазохисту и невротику, которым представлен в фильме наследник, такое обращение нравится и он увлеченно начинает себя скармливать. Это похоже на фантазии дрочеров: шлепни незнакомую телку по заду, она возмутится и влюбится. Даже с девушками этот номер не проходит, а наш "царь" в ответ на хамство очаровался. 

Четвертый "крючок" – это кокетливая угроза царю после нападения поручика (дикость и глупость – офицер напавший на царя от ревности), что у нее много поклонников и кто-нибудь обязательно его убьет. (У декабристов убить царя не вышло, а у поклонников Моти – да). На этом моменте у меня окрепла уверенность, что сценарий писала девочка-школьница. 

И все. Больше Матильда не делает ничего. Она даже слово свое не держит, сразу же начинает трахаться с Ники. И она тут же заявляет о своих притязаниях на корону, а Николай, вместо того, чтобы посмеяться, покорно соглашается как-нибудь ей эту корону раздобыть. Почему бы выдуманного в фильме царя не назвать царем Горохом? Зачем давать глупому персонажу реальное историческое имя, причем такое важное для России?

Поняв, что корону раздобыть не выйдет, Матильда выносит новый ультиматум. Она требует, чтобы Николай отказался от короны ради нее. Вот так вот прямолинейно и грубо: откажись и все, докажи, что я тебе дороже. 

Обычный мужичонка в ответ на такой ультиматум даже от бутылки пива не захочет отказаться, скажет: не командуй мне, женщина. А "царь" ничего, от короны обещает отказаться и даже выполняет это с влажными глазами.

Режиссер "Матильды" во много раз переплюнул глупую ложь "50 оттенков серого". Там миллионер ни с того ни с сего начинает гоняться за продавщицей на самолетах. Здесь царь ни с того ни с сего кидает корону к ногам танцовщицы. 

Бабенка его еще и пинает под зад, демонстрируя любовную связь с князем Андреем и издеваясь. А "царь" сопли наматывает на кулак вместо того, чтобы хоть на минуту вспомнить, что он – мужчина. Хотя и на женщин в роли ковриков больно смотреть. 

К сожалению, мы не видим ни одного диалога, кроме выносов мозга, чтобы понять, чем же Николаю понравилась Матильда. Мы видим только обычный секс и должны верить, что тело Матильды внутри обладает каким-то невидимым нам секретом. 

Так любой парнишка в зале может почувствовать себя круче царя, если хоть раз уходил от любимой девушки, которая его строила и им помыкала. Но для обычного бедного парнишки любая красотка – звезда с объективной значимостью выше. А объективная значимость наследника престола априори выше всех балерин, красавиц, чаровниц, звезд, они все ему доступны и все открыты. Однако "царь" влюбился просто потому, что его подпустили к одной пещерке и настучали ему по голове скалкой. Он так влюбился, что отказался от короны. Потом узнал про смерть Матильды и нехотя на корону согласился. 

Разве не шестиклассница придумала эту сказку? 

Режиссерам таким надо хотя бы совесть иметь, если ума совсем мало. 

Метки: Кино с психологом,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

10.11.2017
3241
Психотерапевт Василиса Левченко: "Главный герой – Кристиан Грей, миллиардер, частично спонсирующий университет, а так же голодающие регионы в некоторых странах мира, считает, что совершенно не способен любить, и не позволяет себя любить никому. Окружает себя красивыми и дорогими вещами, заботится про каждую девушку в обмен на её полное подчинение, и любит одностороннюю игру, в которой видит себя исключительно доминантом, имеющим неограниченную власть".

Метки: Кино с психологом,

"Фильмотерапия" как средство для улучшения семейных отношений

"Фильмотерапия" как средство для улучшения семейных отношений

02.11.2017
765
Гештальт-терапевт Ксения Шульга: "Важно не просто смотреть фильмы про отношения, но и обсуждать их вместе, вспоминая моменты, в которых вы или ваш партнер вели себя так же, как герои".

Метки: Психотерапия, Психологическое кино, Кино с психологом,

Кино с психологом: Унесенные ветром

Кино с психологом: Унесенные ветром

18.10.2017
6947
Психолог Ольга Подольская: "Мучиться от расставания с человеком, которого не знаешь. Как это бывает".

Метки: Кино с психологом,

"Догвилль". Психоаналитический аспект и экзистенциальная дилемма

"Догвилль". Психоаналитический аспект и экзистенциальная дилемма

12.10.2017
1917
Психотерапевт Канская Ксения: "Я люблю фильмы Ларса фон Триера. "Догвилль" – один из самых любимых. На мой взгляд, он многослойный, отражающий глубокие философские и психоаналитические аспекты, а также экзистенциальные диллемы".

Метки: Психоанализ, Кино с психологом,

О чём фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика

О чём фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика

10.10.2017
5241
Марина Куликова рассматривает с позиции психоанализа фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" и размышляет о нелюбви, которая окружает нас, начиная с семьи, продолжая равнодушием в школе и заканчивая бесконечными военными конфликтами, об утрате любви как творческой способности, объединяющей воедино сложные вещи – добро и зло, жизнь и смерть, черное и белое, об удобном побеге в эстетику от неприятной правды и о том, почему невозможно поменять мир, не поменяв себя.

Метки: Любовь, Кино с психологом,

Читать по теме: |


Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём