Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

4 апреля 2017
37393

Юлия Лапина
Клинический психолог

Самый частый вопрос – где почитать о токсичных родителях и понять кто это такие – не со мной ли это случилось. Если набрать в любом поисковике англоязычный запрос “toxic parents” на выдаче будет много статей под заголовком «7 признаков того, что вы выросли в семье токсичных родителей», «3 основные травмы токсичного родителя», «5 видов насилия токсичного родителя» – и все они отлично написаны, можно брать и переводить.

Более того – книга-бестселлер одного из талантливейших терапевтов в этой области Сьюзан Форвард переведена на русский язык [1]. И хотя можно поспорить с переводом названия книги («Вредные родители») – факт остается фактом, можно купить и почитать.

Но мое скромное мнение, что концепция токсичных родителей требует, как минимум объяснения, как максимум – адаптации к нашим реалиям. Просто переводные тексты не совсем бывают понятны. Мягко говоря.

В психологии как, пожалуй, нигде разница менталитетов играет колоссальную роль в восприятии информации.

В 90-е годы, когда стало можно все, даже то, чего лучше бы не надо, к нам хлынули плоды западной психологии, в первую очередь поп-психологии (привет, Карнеги!). Но непривычные плоды сложно перевариваются без необходимых «ферментов». Это не про то, кто лучше или хуже, это про логическую связь поколений.

О, великая сила наследования поведения! Эксперимент «У нас так заведено» – классика социальной психологии [2]. Иногда почему что-то делается никто толком объяснить не может, но так и деды делали и нечего тут порядки менять. Насколько привычное может быть бесчеловечным можно увидеть на примере африканского племени Кара и их ритуала "mingi" [3] – это вера, в то, что ребенок у которого верхние зубы прорезаются раньше нижних – прОклятый. И чтобы эти «нечистые» дети не принесли племени голода, засухи и болезней, их оставляют умирать в кустах или душат, засыпая землю в рот, и они задыхаются. Тысячи детей погибли подобным образом. И примеров подобных «так заведено» – масса. Никакой логики, никакого специального садизма, исключительно традиции, так заведено и «ты же не хочешь разгневать умерших предков».

И может поначалу подобное сравнение прозвучит жестоко, но нечто подобное, можно наблюдать в советах некоторых представителей старшего поколения о «не подходить к новорожденным – поорет и перестанет, а то избалуется».

Хотя вот уже много как лет Джон Боулби рассказал миру о своей теории привязанности и полученных им данных: что маленький ребенок, зовущий криком мать, это не то что не каприз – это его базовая потребность в выживании, это его пан или пропал, это все, что он сейчас умеет [4].

А дальше уже нейропсихологи дополнят его теорию об изменениях в головном мозге у детей, чья базовая привязанность не сформировалась или нарушилась, приобретя форму «вечного невроза» (или тревожной привязанности) – и уже после этого в Европе родителям разрешат находиться в больнице с детьми (в смысле это будет оплачиваться страховкой), тогда будут пересмотрены советы педиатров родителям и уже последним этапом – это станет нормальной внутрисемейной практикой и иные подходы будут вызывать недоумение. То есть это история о том, как наука меняет традиции.

По крайней мере там, куда проникает её свет.

То есть поймите меня правильно, речь не идет о том, что, узнав о теории привязанности, все мамы в этом момент встали в ночи со счастливой улыбкой и радостно помахивая трудами Боулби побежали к ребенку и так каждые 2 часа, нет, но когда у них не будет на это сил – это будет озвучена как проблема, как внутри семьи, так и как проблема государственного масштаба, то есть требующая финансирования, если мать и её близкие не справляются – оплата няни, сиделки, обращение в социальную службу и т.п.


И тут не о том, какие там все хорошие, а какие у нас все отсталые, дело не в этом, дело в том, что Капитал правит миром. И, как ни странно, иногда удачно. Казалось бы, причем здесь деньги? Разве не наоборот, разве это не дополнительные расходы? Сдал всех с 3х месяцев в ясли и к станку?

Не совсем так, если мы живем в 21 веке и конкуренция идет не через количество населения, а через его качество. А качество населения очень коррелирует с его психическим здоровьем и способностью к самореализации – иначе никаких технологических прорывов.

Нельзя больше делать ставку на веру в мать природу и её способность производить гениев – которые появляются вопреки всему, потому что гениальность то еще генетическое приключение. Важно дать творческую свободу достаточно большому количеству людей, чтобы они могли обслуживать системы, созданные гениями.

Леонардо да Винчи могу сколько угодно изобретать все подряд, население в тот период лишь радостно кого-нибудь в очередной раз жгло на костре. А творческая свобода невозможна без внутренней уверенности в себе и опыта безопасной привязанности [5].

Есть и второй важный коммерческий фактор повышенного внимания к детско-родительским отношениям и той же теории привязанности. На Западе уже давно в психологию пришли страховые компании, то есть за психотерапевтическое лечение платит не пациент, а его страховая. А уж они деньги умеют считать. И что выясняется? Депрессия, травматический опыт, расстройства личности и связанные с ним проблемы, зависимости – ужасно дороги в лечении – потому что долго, сложно и требует зачастую участия целой команды высококвалифицированных специалистов.

И тогда значительные финансовые средства были брошены на изучение – как этого не допустить. Генетика, как говорится, генетикой, но может что-то еще?

И конечно же, сегодня накоплено масса доказательств влияния детства и эмоционального (и уж тем более физического) насилия в детстве на развитие мозга и на развитие психических расстройств. На pubmed.com – тысячи подобный исследований.

Например, первые попавшиеся под руку «Toward understanding the impact of trauma on the early developing human brain» («К пониманию влияния травмы на ранее развитие человеческого мозга») и «Long-term consequences of childhood maltreatment: Altered amygdala functional connectivity.» («Долгосрочные последствия плохого обращения в детстве: изменение функциональных связей амигдалы») [6]

Как нетрудно догадаться из названий, без всякой мистики и родовых проклятий, травматичное детство (в том числе в аспекте эмоциональной травмы) меняет структуру мозга, потому что мозг ребенка находится в процессе отстройки самого себя – если ручки ножки растут в утробе матери, то психологические ручки-ножки активно растут примерно до пубертата.

Очень серьезные научные работы, например, «Нейробиологические основы самоубийства» [7] показывают связь травматичного детства и не только нарушений в формировании и работы мозга, но и нарушения в экспрессии ДНК. Опять же никакой мистики. Наша ДНК – это библиотека, конечно, у кого-то изначально книг побольше, и они о природе, у кого-то поменьше, и они о войне, но самый важный фактор – кто их будет читать, то есть какие задачи поставит среда.

То есть ребенок находящийся в травматичной ситуации развивает депрессивное поведение – некий спасительный кокон от мира, который защищает его психику. Цена этого кокона – по инструкции из среды ДНК отстраивает мозг по «депрессивному» типу (потому что у любого нашего поведения есть нейробиологическая основа), тех же серотониновых рецепторов у такого ребенка будет меньше [8], и никакие «возьми себя в руки, тряпка» или «посмотри вон сын Марьи Петровны чего добился, а ты…» не помогут депрессивному мозгу в возрасте лет 20 вот так взять и перестроить свои нейронные пути и отрастить побольше рецепторов (хорошая новость – психотерапия и медикаменты чаще всего помогают, но об этом отдельно).

И именно с подсчетами страховых компаний на рынке психотерапевтических услуг, как поговаривают, связано появление ювенальной юстиции – идеи предотвращения внутрисемейного насилия и мониторинг семейной атмосферы специальными службами. И именно поэтому так не понятен момент «русская мама в Финляндии как рявкнет на ребенка, а за ней пришли» – та самая разница культур и менталитетов – и конечно же, мама не всегда садистка в таких ситуациях. Мы сейчас конечно же не про то, кто лучше или хуже, мы про как исторически сложилось.

Это долгое предисловие к тому, что некоторые стили родительского поведения западное общество в своей массе научилось считать опасным – как у нас не укладывается в голове истории об африканском племени и об удушении детей за зубы, прорезавшиеся не в той последовательности. Не только то, где ребенка лупят до синяков; не только то, где пьяная мама даже не поняла, что кого-то родила; не только то, где «тварь», «гадина», «сволочь», «вся жизнь из-за тебя наперекосяк» и другие эпитеты из того же романа Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» норма общения ребенка со взрослым.

Но публично признаны, обговорены и осуждены как неприемлемые и более тонкие вещи – токсичное поведение родителей в благополучных на вид семьях. От того это поведение и называют токсичным – оно незаметно, в отличии от прямого насилия, оно как отравленный воздух, как яд, потихоньку добавляемый в еду – день за днем, капля за каплей, прокрадываются в самое сердце и делают его мертвым.

Все эти «ты должна выйти замуж, потому что мне стыдно перед подругами», «как ты можешь ехать сейчас к жене, когда твоя родная мать лежит с головной болью», «что значит не надо внуку вводить прикорм в месяц – я лучше знаю, я тебя вырастила» и т.д.

И вот тут, как мне кажется, самый ВАЖНЫЙ момент, один из главных камней преткновения и непонимания. В обществе, в котором социальными нормами легализовано определенное отношение к детям, те кто его нарушает считаются преступниками – убивать детей нельзя, а те, кто убивают так или иначе психически больны и демонстрируют АНТИСОЦИАЛЬНОЕ поведение, а под нарушение социальных табу прикручена отдельная психопатология.

Но если есть легализация определенного поведения, как для убийц своих «неправильнозубых» детей, на самом деле, в клиническом смысле и через призму конкретного общества, эти матери не психопатки и садистки, как бы это было, если бы такое происходило в Москве. Мы можем говорить в их отношении об иной цивилизации и спорить о правомерности насаждения в их обществе христианской морали, но не о массовой психопатологии. Что не мешает при этом убийству быть убийством, а детям массово гибнуть.

Так же и с тем, что где-то принято называть насилием, а где-то норма жизни. На самом деле, определенная часть родителей правда не знает «как иначе если не орать». Им отлично помогают книги, короткие тренинги, советы психологов и т.д. То есть, если в обществе где бить детей, орать на них и манипулировать – табу, потому что есть другие формы взаимодействия, а для тех, кто не справляется с рамками табу – формы помощи, значит и нарушитель табу в такой ситуации это ужас-ужас-ужас.

Так вот эта концепция ужас-ужас применяется у нас и к тем, кто просто ПРАВДА не знает, как иначе и с поддержкой других может изменить свое поведение [9]. Что логично вызывает протест и отрицания всей концепции влияния на детей «не такого» родительского поведения вообще – потому что критика слышна, а помощи никакой.

А токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в общество пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались). Не может общество перейти на более сложные уровни, когда не решены проблемы предыдущих.

Именно поэтому тема токсичных родителей некоторым кажется смешной, надуманной или капризами неблагодарных детей – если побои еще готовы обсуждать, то эмоциональное насилие в условно благополучных семьях не совсем. От этого детям токсичных родителей еще сложнее найти поддержку и понимание, они находятся в постоянном противоречии между общественным посланием «да дети войны за твое детство бы все отдали» и внутренней мучительной пустотой и ноющим ощущением «со мной все не так», причину которого никак не могут увидеть.

Практикующие психологи, работающие в русскоязычном пространстве, потратят очень много времени в первую очередь на то, чтобы объяснить своему клиенту, что родительское игнорирование эмоций, глухота к его словам, мама как центр семейной вселенной и все её истерики-манипуляции, бесконечная критика за все что только можно – все это повлияло (и влияет) на то, что сейчас с ним происходит, даже если сам он изначально считал «понятия не имею от чего эта пустота и ночной ужас внутри, я из нормальной семьи, не каких-то там алкоголиков».

Важно понимать тот факт, что определенное поведение родителей, даже если оно прикрыто фразами «это для твоего блага», «я стольким ради тебя пожертвовала», «когда ты родился мне пришлось бросить работу/мужа/свой город и т.п.» является травмирующим на всех уровнях – нейробиологическом, психологическом, физическом; важно понимать, что это знание нужно не для того, чтобы кого-то обвинить и назначить ответственным за все свои беды, нет, оно для того, чтобы как раз разграничить свою ответственность от НЕ СВОЕЙ – и перестать бесконечно винить себя за последнюю.

Очень хочется, чтобы дети токсичных родителей знали: с вами все было так, ваша боль и определенное поведение – нормальная реакция на токсичную травму, даже если большинство людей будет считать, что вы сами виноваты – у вас же зубы сначала сверху прорезались…

Источники:
[1] Сьюзан Форвард "Вредные родители";
[2] Эксперимент "так у нас заведено" с обезьянами;
[3] Об этой ужасной традиции статья на сайте NBC;
[4] О теории привязанности через призму российских реалий и бабушкиных советов на русском языке обязательно стоит прочитать Людмилу Петрановскую и её "Тайную опору";
[5] Связь теории привязанности и успехов в обучении;
[6] Первая и вторая;
[7] Epigenetic Effects of Childhood Adversity in the Brain and Suicide Risk;
[8] The Effect of Early Trauma Exposure on Serotonin Type 1B Receptor Expression Revealed by Reduced Selective Radioligand Binding;
[9] Иначе сложно, но возможно – опыт матери;

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Развестись без вреда для ребенка

Развестись без вреда для ребенка

27.09.2018
5142
Семейный терапевт Наталья Полякова: "Процент семей, в работе с которыми всплывает данная тема, в моей консультативной практике высок. Родители используют детей, чтобы сделать больно супругу, в десятках разводящихся пар. Лишь единицам бывших супругов удается выстроить партнерство в отношении родительства и этим минимизировать негативные последствия развода для детей".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

Двадцатилетняя депрессия

Двадцатилетняя депрессия

31.08.2018
12089
Практикующий психолог Марина Захаренко: "Работа над эмоциональной сферой для молодых женщин 20-30 лет – это бесценный путь к тому, чтобы оставаться здоровой на протяжении всей жизни. По данным ВОЗ женщины в возрасте 20 лет в два раза больше подвержены клинической депрессии, чем их сверстники-мужчины".

Метки: Депрессия,

Эмоциональное насилие в отношениях: что делать?

Эмоциональное насилие в отношениях: что делать?

30.08.2018
6084
Психолог Ярослав Самойлов: "Рядом с опытным абъюзером почти невозможно понять, что вы попались на его крючок. Эмоциональное насилие с его стороны настолько завуалированно и упаковано, что все как будто бы в порядке. Только с каждым новым днем вместе с таким человеком, вы уменьшаетесь до размеров песчинки, самооценка падает до нуля и, кажется, без посторонней помощи уже не выплыть".

Метки: Психологическое насилие,

"Я уменьшил тебя, дорогая". Разрушительная сила обесценивания

"Я уменьшил тебя, дорогая". Разрушительная сила обесценивания

27.08.2018
12466
Психолог Юлия Латуненко: "Обесценивания, оно всегда содержит некоторое оценочное суждение или сравнение с кем-либо более хорошим и в обесценивании всегда есть ощущение, что вы становитесь меньше, чем вы есть".

Метки: Манипуляции, Психологическое насилие, Обесценивание,

Разрушительная сила упрека

Разрушительная сила упрека

24.08.2018
56506
Психолог Юлия Латуненко: "Замечаете ли вы как много людей разговаривает на языке упреков и обесценивания? Я думаю это уже стало почти нормой общения. Многие люди почти не замечают, как упрекают других. И конечно это вызывает ответную агрессию. Иногда мы говорим о таких ситуациях проскочившего упрека как о конфликте, возникшем на ровном месте. Дело в том, что когда упреки стали нормой или привычкой, их очень сложно идентифицировать как косвенную агрессию". 

Метки: Коммуникации, Манипуляции, Психологическое насилие,

Травмированная личность. Как исцелиться

Травмированная личность. Как исцелиться

16.08.2018
9803
Что такое "личность"? Это представление человека о себе, которое сложилось в результате его жизненного опыта. Это – образ себя. Оно формируется как алмаз, который ограняют жизненные обстоятельства. Вид алмаза меняется, появляются новые грани, но иногда человек не замечает, что он уже не такой как раньше.

Метки: Развитие личности, Психическая травма, Треугольник Карпмана,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
6644
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
3095
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
24271
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
5150
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

18.07.2018
7935
Психолог Юлия Пирумова: "Через час присутствия рядом с такой историей лично мне очень трудно удерживаться в своем итак не очень здоровом рассудке. Я замечаю, что мои представления о гранях добра и зла переворачиваются и пытаются заменить друг друга".

Метки: Любовь, Психическая травма, Психологические защиты, Выученная беспомощность, Абьюз, Любовная зависимость,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
20987
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
5793
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
4111
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Травмы сошлись

Травмы сошлись

17.06.2018
30575
Психолог Анастасия Долганова: "У каждого из нас есть болезненные точки, которые проявляются в отношениях и могут приводить к разладу. Для того чтобы не наступать на старые грабли в новой жизни, стоит присмотреться к традициям родительской семьи".

Метки: Семейные кризисы, Отношения, Психическая травма, Проекции, Перенос,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
28727
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
10177
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Как избежать послеродовой депрессии

Как избежать послеродовой депрессии

13.06.2018
3703
Детский психолог Антонина Оксанич: "Материнство – это большое чудо и счастье. Женщина с нетерпением ждет рождения своего малыша, чтобы посмотреть ему в глаза, потрогать его тельце, прижать к груди, но часто случается так, что к моменту появления ребенка на свет, силы мамы на исходе – беременность и роды забирают практически все ресурсы".

Метки: Депрессия, Материнство,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
14019
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

21.05.2018
19566
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
17349
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Развод и нарушения привязанности у детей

Развод и нарушения привязанности у детей

23.04.2018
6903
Психолог Ирина Гурова: "Не всегда отношения между родителями можно сохранить, но знание о том, что переживают во время развода дети, поможет любящим их близким лучше понимать происходящее с детьми, щадить и учитывать их чувства".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
10300
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Депрессия. Чума XXI века

Депрессия. Чума XXI века

18.04.2018
8213
Психотерапевт Екатерина Сигитова: "Сегодня реальность такова, что, употребив слово "депрессия" в компании или приватном разговоре с подругой, Вы, скорее всего, встретите понимающий взгляд. Этот, по сути, медицинский термин прочно занял место в активном словаре современного человека".

Метки: Депрессия,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
18458
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

22.03.2018
27006
Глухая, тупая, бессильная ярость накрыла Ольгу бетонной плитой. Нечем дышать, не хватает воздуха. Как же она устала от всех этих бумаг, людей, переговоров, бесконечных родительских "надо", "мы должны", "любой ценой", "мы не имеем права подвести клиента", "наша репутация должна быть безупречной". Несколько коротких, обжигающих затяжек. Перехватывает горло... И отпускает.

Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация от родителей,

Депрессия и память

Депрессия и память

15.03.2018
4618
Довольно давно известно, что при депрессии ухудшается память. Вернее, с памятью, самой по себе, ничего не происходит. Ее снижение кажущееся. Т.е. когда человека посадят за выполнение тестов на память, то он их выполняет очень даже неплохо. Чуть хуже, чем здоровый, но все еще в пределах нормы. А вот в быту... человек все забывает, теряет, не помнит, о чем был недавний разговор...

Метки: Депрессия, Позитивная психология,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

07.03.2018
79333
Психолог Оксана Фадеева: "Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы".

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран

Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран

01.03.2018
7405
Психолог Надежда Резникова: "На биологическом уровне для любого индивидуума, попавшего в сложную психологическую или физиологическую ситуацию, важно выживание. Это древнейший инстинкт, без которого людей бы не существовало на белом свете. Его невозможно контролировать никаким даже самым просветленным и духовно развитым разумом. Выжил – значит победил! Вот простая и ясная логика природы и человеческого естества. Это отправная точка, с которой начинается исцеление любой травмы".

Метки: Психическая травма,

Полчаса в день на ребенка

Полчаса в день на ребенка

23.02.2018
45414
Вот уже месяц, как в нашу семью пришли удивительные перемены. Моя 5-летняя дочка научилась играть одна, а я уже думала, что эти славные времена не настанут никогда. Я писала о том, как необходимость играть с ней сводила меня с ума. Сейчас мои дети стали меньше психовать и раздражаться, а я перестала по вечерам падать от усталости. Как же я добилась таких чудесных перемен?

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Личный опыт,

Читать по теме: |
Перинатальные утраты

Перинатальные утраты

16.11.2018
589
Аборт, замершая беременность, выкидыш, внутриутробная гибель плода, гибель ребенка в родах или в перинатальном периоде – одни из самых тяжелых утрат для всей семейной системы. Почему к таким утратам следует проявить особое внимание – читайте в статье.

Метки: Психическая травма, Горевание,

Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя

Развод – дело родителей, а не детей. Или о том, как разводиться бережно для себя

11.11.2018
831
Развод это всегда тяжело. Он может быть тяжелым не только для супругов, но и для детей. В статье я хочу рассказать о том, как можно избежать многих детских и супружеских психологических травм при разводах. На что следует обратить внимание. Также я рассказываю о двух ролях взрослых в семье: родительской и супружеской. О признаках завершенного эмоционального развода и о многом другом. Статья задумывалась как помощь тем, кто собирается разводиться или уже развелся.

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

Мои чувства – это слишком...

Мои чувства – это слишком...

26.10.2018
539
Собственные переживания лучше отложить в долгий ящик, ведь никто не сможет быть со мной рядом. Это ненормально, это невозможно вынести.

Метки: Детско-родительские отношения, Чувства,

Невроз – это

Невроз – это

15.10.2018
1838
Дискомфорт и трудности, связанные с неврозом, осознаются человеком. При этом человек может ощущать, что "с психикой что-то не так", думать, что "сходит с ума", пугаться неожиданного, нового и неприятного состояния. Однако, психика остается здоровой, просто она, можно так выразиться, травмирована, ранена и ей необходима определенная помощь.

Метки: Невроз, Психическая травма, Психика,

Джим Керри: Депрессия это стечение обстоятельств

Джим Керри: Депрессия это стечение обстоятельств

10.10.2018
712
Известный актёр Джим Керри рассказывает о своём опыте преодоления и принятия депрессии

Метки: Депрессия, Личный опыт,

Как приучить ребенка к самостоятельности

Как приучить ребенка к самостоятельности

07.10.2018
523
Когда пора начинать приучать к самостоятельности? Жаркие споры разворачиваются вокруг этой темы. Порой не менее жаркие, чем вокруг темы грудного вскармливания, совместного сна и горшка – бесспорных лидеров! Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Дети учатся только на примере

Дети учатся только на примере

02.10.2018
376
Это абсолютная истина. Они воспринимают не слова, которые вы им говорите, а только то, что они реально видят в поведении других людей, особенно, конечно, родителей. "Не воспитывайте детей, воспитывайте себя. Все равно они будут похожи на вас". Эту пословицу знают все, но, несмотря на это, многие все же предпочитают воспитывать ребенка, а не смотреть на себя.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,

А ваш ребенок действует назло?

А ваш ребенок действует назло?

28.09.2018
552
Об этом говорят очень часто и искренне так считают. Говорят про детей разного возраста. Часто можно услышать такое и про малышей 2-3 лет. Мне, например, и за более старших детей обидно, когда это слышу, что уж говорить про таких крошек.. Никогда дети не делают ничего назло.....

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как не нанести ребенку психологическую травму?

Как не нанести ребенку психологическую травму?

27.09.2018
867
Наступило время, когда мы, взрослые, все больше замечаем и уважаем детей, начинаем видеть в них личность, перестаем их унижать и подчинять. Мы задумываемся об этом, наблюдаем за собой и за своим поведением, выбираем способы взаимодействия с детьми. И это – прекрасная тенденция. Однако, в ней есть и довольно опасное течение, которое приводит к печальному результату.

Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Мам, купи собаку!

Мам, купи собаку!

19.09.2018
456
Что делать, если ребенок просит разрешить завести питомца, но вы понимаете, что сейчас не время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Психологическая травма: крик о помощи или молчаливая боль?

Психологическая травма: крик о помощи или молчаливая боль?

18.09.2018
722
Не всегда больнее всего тому, кто орёт как резаный, а не тому, кто, бледнея, замирает в уголке. Бывает по-разному.

Метки: Психическая травма,

Адаптация ребенка в первом классе

Адаптация ребенка в первом классе

12.09.2018
1719
Почему поход в первый класс – это стресс для всей семьи? Какие изменения в психической жизни ребенка ждут его в первом классе? Как родители могут помочь и поддержать ребенка в на первом этапе адаптации к школе?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

28.08.2018
930
Поход к психологу как превентивная мера по устранению проблем с ребенком в будущем. Как не упустить время, воспитывая ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок воспринимал Ваши напутствия и не сопротивлялся им? Как добиться от ребенка самостоятельных усилий в нелегком процессе самообразования и саморазвития? Как, не прибегая к насилию и шантажу, мотивировать ребенка учиться и включать волю?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Мать и дочь: метаморфозы взросления

Мать и дочь: метаморфозы взросления

24.08.2018
650
Признание право дочери быть взрослой и признание обязанности мамы взрослеть.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,

Предательство тела: почему мы покидаем свой дом?

Предательство тела: почему мы покидаем свой дом?

23.08.2018
2361
Книга Александра Лоуэна "Предательство тела" зацепила меня своим пронзительным названием. Выбор в книжном магазине психологической литературы был огромным, и мы с коллегой провели там не меньше часа, листая и пытаясь определиться, чтобы не унести с собой половину содержимого полок. В таких непростых ситуациях приходится сосредоточиваться только на самом актуальном. А тема контакта с собственным телом интересует меня все глубже.

Метки: Психосоматика, Психическая травма,

Травмированная личность или человек с контейнером

Травмированная личность или человек с контейнером

16.08.2018
2135
Не справиться психологически – это значит не суметь пережить сильные негативные эмоции, такие как страх, гнев, вина, стыд. Эти эмоции уже возникли, и они имеют сильнейший заряд энергии, а разрядки не произошло. Не прожитые, т.е. не осознанные эмоции представляют собой психологическое образование – "контейнер". Контейнер отщеплен от сознательной части личности и охраняется психикой от внедрения в сознание.

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

30 признаков эмоционального насилия

30 признаков эмоционального насилия

15.08.2018
2245
Жертвы насилия довольно часто не воспринимают плохое обращение, как оскорбительное. Они развивают защитные механизмы, такие как отрицание и сведение страданий к минимуму, чтобы легче справиться со стрессом. Но последствия долгосрочного эмоционального насилия могут вызвать сильную эмоциональную травму жертвы, депрессию, тревогу и посттравматическое стрессовое расстройство.

Метки: Психологическое насилие, Абьюз,

Травмированные едой

Травмированные едой

13.08.2018
2360
Почему родители так часто заставляют своих детей доедать до последней крошки? В чем причина, и каковы последствия.

Метки: Психическая травма,

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

Ребенок идет в детский сад. Как помочь ребенку справиться

07.08.2018
451
Почему отдавать ребенка в детский сад до 3-х лет рано? Как подготовить ребенка к походу в детский сад? Как загрузить идею "детского сада" в мозг ребенка? Как снизить возможный стресс и ускорить адаптацию ребенка к новому месту?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как сказать ребенку о смерти?

Как сказать ребенку о смерти?

31.07.2018
505
Как поговорить с ребенком о смерти? Как правильно вести себя с ребенком в этот непростой для жизни семьи момент? Как уберечь ребенка от психологической перегрузки в это напряженное время и помочь ему наиболее адекватно пережить утрату.

Метки: Воспитание, Потеря близких, Детско-родительские отношения,

Родительские запреты

Родительские запреты

24.07.2018
1066
Родители передают нам различные послания о том, как устроен этот мир, кто такие люди и кто такой я сам, как себя нужно вести, что делать можно, а что нельзя. Из таких посланий во многом складывается наша внутренняя картина, а за ней и внешняя. Родительские запреты – это ограничивающие послания. Давайте рассмотрим некоторые из них...

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

18.07.2018
3166
Какие факторы влияют на развитие мозга и психики ребенка? Почему правильный контакт с ребенком не только обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, но и развивает его интеллектуальные способности? Как длительное грудное вскармливание может снизить социальную адаптивность ребенка и затормозить развитие его интеллекта в целом?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
1094
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Заблокированная сексуальность

Заблокированная сексуальность

03.07.2018
2540
К сожалению поколение наших родителей не знало, что каждый ребенок с 3 до 5 лет проходит период инфантильной сексуальности, поэтому часто очень негативно реагировали на сексуальный интерес своих детей

Метки: Сексуальность, Детско-родительские отношения,

Причиняя добро: психотравмы после операций

Причиняя добро: психотравмы после операций

03.07.2018
3070
Психологи тоже люди. И порой попадают на операционный стол. Клинический психолог поделилась личным опытом: как не должны проходить операции и как лучше с ними справиться.

Метки: Психическая травма,

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

13.06.2018
2208
Маленький человек, приходя в этот мир, целостен: вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они смотрят на мир с доверием. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: жесткое воспитание, детский сад, начальная и средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведению. Это момент травмы, которая зачастую перерастает в психосоматику. Как вернуть "того маленького себя", избавляясь от симптома или ослабляя его? Об этом в статье.

Метки: Психосоматика, Психическая травма, Сценарии,

Как правильно хвалить ребенка?

Как правильно хвалить ребенка?

10.05.2018
2428
Достаточно пройтись по детской площадке, зайти в школу или поприсутствовать на дне рождения ребенка, чтобы неоднократно услышать в той или иной форме обращение взрослых к детям: "Ты молодец!". Многие из нас говорят детям "Молодец" на автомате и такое количество раз, что его можно уже отнести к словам-паразитам. Что же скрывается за такой формой похвалы?  

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём