Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

4 апреля 2017
27601

Юлия Лапина
Клинический психолог

Самый частый вопрос – где почитать о токсичных родителях и понять кто это такие - не со мной ли это случилось. Если набрать в любом поисковике англоязычный запрос “toxic parents” на выдаче будет много статей под заголовком «7 признаков того, что вы выросли в семье токсичных родителей», «3 основные травмы токсичного родителя», «5 видов насилия токсичного родителя» - и все они отлично написаны, можно брать и переводить.

Более того – книга-бестселлер одного из талантливейших терапевтов в этой области Сьюзан Форвард переведена на русский язык [1]. И хотя можно поспорить с переводом названия книги («Вредные родители») – факт остается фактом, можно купить и почитать.

Но мое скромное мнение, что концепция токсичных родителей требует, как минимум объяснения, как максимум – адаптации к нашим реалиям. Просто переводные тексты не совсем бывают понятны. Мягко говоря.
В психологии как, пожалуй, нигде разница менталитетов играет колоссальную роль в восприятии информации.

В 90-е годы, когда стало можно все, даже то, чего лучше бы не надо, к нам хлынули плоды западной психологии, в первую очередь поп-психологии (привет, Карнеги!). Но непривычные плоды сложно перевариваются без необходимых «ферментов». Это не про то, кто лучше или хуже, это про логическую связь поколений.

О, великая сила наследования поведения! Эксперимент «У нас так заведено» - классика социальной психологии [2]. Иногда почему что-то делается никто толком объяснить не может, но так и деды делали и нечего тут порядки менять. Насколько привычное может быть бесчеловечным можно увидеть на примере африканского племени Кара и их ритуала “mingi” [3] – это вера, в то, что ребенок у которого верхние зубы прорезаются раньше нижних - прОклятый. И чтобы эти «нечистые» дети не принесли племени голода, засухи и болезней, их оставляют умирать в кустах или душат, засыпая землю в рот, и они задыхаются. Тысячи детей погибли подобным образом. И примеров подобных «так заведено» - масса. Никакой логики, никакого специального садизма, исключительно традиции, так заведено и «ты же не хочешь разгневать умерших предков».

И может поначалу подобное сравнение прозвучит жестоко, но нечто подобное, можно наблюдать в советах некоторых представителей старшего поколения о «не подходить к новорожденным – поорет и перестанет, а то избалуется».


Хотя вот уже много как лет Джон Боулби рассказал миру о своей теории привязанности и полученных им данных: что маленький ребенок, зовущий криком мать, это не то что не каприз – это его базовая потребность в выживании, это его пан или пропал, это все, что он сейчас умеет [4].

А дальше уже нейропсихологи дополнят его теорию об изменениях в головном мозге у детей, чья базовая привязанность не сформировалась или нарушилась, приобретя форму «вечного невроза» (или тревожной привязанности) – и уже после этого в Европе родителям разрешат находиться в больнице с детьми (в смысле это будет оплачиваться страховкой), тогда будут пересмотрены советы педиатров родителям и уже последним этапом – это станет нормальной внутрисемейной практикой и иные подходы будут вызывать недоумение. То есть это история о том, как наука меняет традиции.

По крайней мере там, куда проникает её свет.

То есть поймите меня правильно, речь не идет о том, что, узнав о теории привязанности, все мамы в этом момент встали в ночи со счастливой улыбкой и радостно помахивая трудами Боулби побежали к ребенку и так каждые 2 часа, нет, но когда у них не будет на это сил – это будет озвучена как проблема, как внутри семьи, так и как проблема государственного масштаба, то есть требующая финансирования, если мать и её близкие не справляются – оплата няни, сиделки, обращение в социальную службу и т.п.


И тут не о том, какие там все хорошие, а какие у нас все отсталые, дело не в этом, дело в том, что Капитал правит миром. И, как ни странно, иногда удачно. Казалось бы, причем здесь деньги? Разве не наоборот, разве это не дополнительные расходы? Сдал всех с 3х месяцев в ясли и к станку?

Не совсем так, если мы живем в 21 веке и конкуренция идет не через количество населения, а через его качество. А качество населения очень коррелирует с его психическим здоровьем и способностью к самореализации – иначе никаких технологических прорывов.

Нельзя больше делать ставку на веру в мать природу и её способность производить гениев – которые появляются вопреки всему, потому что гениальность то еще генетическое приключение. Важно дать творческую свободу достаточно большому количеству людей, чтобы они могли обслуживать системы, созданные гениями.

Леонардо да Винчи могу сколько угодно изобретать все подряд, население в тот период лишь радостно кого-нибудь в очередной раз жгло на костре. А творческая свобода невозможна без внутренней уверенности в себе и опыта безопасной привязанности [5].

Есть и второй важный коммерческий фактор повышенного внимания к детско-родительским отношениям и той же теории привязанности. На Западе уже давно в психологию пришли страховые компании, то есть за психотерапевтическое лечение платит не пациент, а его страховая. А уж они деньги умеют считать. И что выясняется? Депрессия, травматический опыт, расстройства личности и связанные с ним проблемы, зависимости – ужасно дороги в лечении – потому что долго, сложно и требует зачастую участия целой команды высококвалифицированных специалистов.

И тогда значительные финансовые средства были брошены на изучение – как этого не допустить. Генетика, как говорится, генетикой, но может что-то еще?

И конечно же, сегодня накоплено масса доказательств влияния детства и эмоционального (и уж тем более физического) насилия в детстве на развитие мозга и на развитие психических расстройств. На pubmed.com – тысячи подобный исследований.

Например, первые попавшиеся под руку «Toward understanding the impact of trauma on the early developing human brain» («К пониманию влияния травмы на ранее развитие человеческого мозга») и «Long-term consequences of childhood maltreatment: Altered amygdala functional connectivity.» («Долгосрочные последствия плохого обращения в детстве: изменение функциональных связей амигдалы») [6]

Как нетрудно догадаться из названий, без всякой мистики и родовых проклятий, травматичное детство (в том числе в аспекте эмоциональной травмы) меняет структуру мозга, потому что мозг ребенка находится в процессе отстройки самого себя – если ручки ножки растут в утробе матери, то психологические ручки-ножки активно растут примерно до пубертата.

Очень серьезные научные работы, например, «Нейробиологические основы самоубийства» [7] показывают связь травматичного детства и не только нарушений в формировании и работы мозга, но и нарушения в экспрессии ДНК. Опять же никакой мистики. Наша ДНК - это библиотека, конечно, у кого-то изначально книг побольше, и они о природе, у кого-то поменьше, и они о войне, но самый важный фактор – кто их будет читать, то есть какие задачи поставит среда.

То есть ребенок находящийся в травматичной ситуации развивает депрессивное поведение – некий спасительный кокон от мира, который защищает его психику. Цена этого кокона – по инструкции из среды ДНК отстраивает мозг по «депрессивному» типу (потому что у любого нашего поведения есть нейробиологическая основа), тех же серотониновых рецепторов у такого ребенка будет меньше [8], и никакие «возьми себя в руки, тряпка» или «посмотри вон сын Марьи Петровны чего добился, а ты…» не помогут депрессивному мозгу в возрасте лет 20 вот так взять и перестроить свои нейронные пути и отрастить побольше рецепторов (хорошая новость – психотерапия и медикаменты чаще всего помогают, но об этом отдельно).

И именно с подсчетами страховых компаний на рынке психотерапевтических услуг, как поговаривают, связано появление ювенальной юстиции – идеи предотвращения внутрисемейного насилия и мониторинг семейной атмосферы специальными службами. И именно поэтому так не понятен момент «русская мама в Финляндии как рявкнет на ребенка, а за ней пришли» - та самая разница культур и менталитетов – и конечно же, мама не всегда садистка в таких ситуациях. Мы сейчас конечно же не про то, кто лучше или хуже, мы про как исторически сложилось.

Это долгое предисловие к тому, что некоторые стили родительского поведения западное общество в своей массе научилось считать опасным – как у нас не укладывается в голове истории об африканском племени и об удушении детей за зубы, прорезавшиеся не в той последовательности. Не только то, где ребенка лупят до синяков; не только то, где пьяная мама даже не поняла, что кого-то родила; не только то, где «тварь», «гадина», «сволочь», «вся жизнь из-за тебя наперекосяк» и другие эпитеты из того же романа Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» норма общения ребенка со взрослым.

Но публично признаны, обговорены и осуждены как неприемлемые и более тонкие вещи – токсичное поведение родителей в благополучных на вид семьях. От того это поведение и называют токсичным – оно незаметно, в отличии от прямого насилия, оно как отравленный воздух, как яд, потихоньку добавляемый в еду – день за днем, капля за каплей, прокрадываются в самое сердце и делают его мертвым.

Все эти «ты должна выйти замуж, потому что мне стыдно перед подругами», «как ты можешь ехать сейчас к жене, когда твоя родная мать лежит с головной болью», «что значит не надо внуку вводить прикорм в месяц – я лучше знаю, я тебя вырастила» и т.д.

И вот тут, как мне кажется, самый ВАЖНЫЙ момент, один из главных камней преткновения и непонимания. В обществе, в котором социальными нормами легализовано определенное отношение к детям, те кто его нарушает считаются преступниками – убивать детей нельзя, а те, кто убивают так или иначе психически больны и демонстрируют АНТИСОЦИАЛЬНОЕ поведение, а под нарушение социальных табу прикручена отдельная психопатология.

Но если есть легализация определенного поведения, как для убийц своих «неправильнозубых» детей, на самом деле, в клиническом смысле и через призму конкретного общества, эти матери не психопатки и садистки, как бы это было, если бы такое происходило в Москве. Мы можем говорить в их отношении об иной цивилизации и спорить о правомерности насаждения в их обществе христианской морали, но не о массовой психопатологии. Что не мешает при этом убийству быть убийством, а детям массово гибнуть.

Так же и с тем, что где-то принято называть насилием, а где-то норма жизни. На самом деле, определенная часть родителей правда не знает «как иначе если не орать». Им отлично помогают книги, короткие тренинги, советы психологов и т.д. То есть, если в обществе где бить детей, орать на них и манипулировать – табу, потому что есть другие формы взаимодействия, а для тех, кто не справляется с рамками табу - формы помощи, значит и нарушитель табу в такой ситуации это ужас-ужас-ужас.

Так вот эта концепция ужас-ужас применяется у нас и к тем, кто просто ПРАВДА не знает, как иначе и с поддержкой других может изменить свое поведение [9]. Что логично вызывает протест и отрицания всей концепции влияния на детей «не такого» родительского поведения вообще – потому что критика слышна, а помощи никакой.

А токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в общество пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались). Не может общество перейти на более сложные уровни, когда не решены проблемы предыдущих.

Именно поэтому тема токсичных родителей некоторым кажется смешной, надуманной или капризами неблагодарных детей – если побои еще готовы обсуждать, то эмоциональное насилие в условно благополучных семьях не совсем. От этого детям токсичных родителей еще сложнее найти поддержку и понимание, они находятся в постоянном противоречии между общественным посланием «да дети войны за твое детство бы все отдали» и внутренней мучительной пустотой и ноющим ощущением «со мной все не так», причину которого никак не могут увидеть.

Практикующие психологи, работающие в русскоязычном пространстве, потратят очень много времени в первую очередь на то, чтобы объяснить своему клиенту, что родительское игнорирование эмоций, глухота к его словам, мама как центр семейной вселенной и все её истерики-манипуляции, бесконечная критика за все что только можно – все это повлияло (и влияет) на то, что сейчас с ним происходит, даже если сам он изначально считал «понятия не имею от чего эта пустота и ночной ужас внутри, я из нормальной семьи, не каких-то там алкоголиков».

Важно понимать тот факт, что определенное поведение родителей, даже если оно прикрыто фразами «это для твоего блага», «я стольким ради тебя пожертвовала», «когда ты родился мне пришлось бросить работу/мужа/свой город и т.п.» является травмирующим на всех уровнях – нейробиологическом, психологическом, физическом; важно понимать, что это знание нужно не для того, чтобы кого-то обвинить и назначить ответственным за все свои беды, нет, оно для того, чтобы как раз разграничить свою ответственность от НЕ СВОЕЙ – и перестать бесконечно винить себя за последнюю.

Очень хочется, чтобы дети токсичных родителей знали: с вами все было так, ваша боль и определенное поведение – нормальная реакция на токсичную травму, даже если большинство людей будет считать, что вы сами виноваты – у вас же зубы сначала сверху прорезались…

Источники:
[1] Сьюзан Форвард «Вредные родители», например, на Озоне - http://www.ozon.ru/context/detail/id/30272397/
[2] Эксперимент «так у нас заведено» с обезьянами - http://www.factroom.ru/facts/4763
[3] Об этой ужасной традиции статья на сайте NBC - http://www.nbcnews.com/…/breaking-brutal-tradition-young-tr
[4] О теории привязанности через призму российских реалий и бабушкиных советов на русском языке обязательно стоит прочитать Людмилу Петрановскую и её «Тайную опору» - http://www.ozon.ru/context/detail/id/135114701/
[5] Связь теории привязанности и успехов в обучении - http://www.bathspa.ac.uk/…/attachment-and-the-implications-
[6] Первая - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26892294 и вторая -https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26535945
[7] Epigenetic Effects of Childhood Adversity in the Brain and Suicide Risk - https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK107193/
[8] The Effect of Early Trauma Exposure on Serotonin Type 1B Receptor Expression Revealed by Reduced Selective Radioligand Binding
- https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3244836/
[9] Иначе сложно, но возможно – опыт матери - http://alpha-parenting.ru/2015/08/27/rabota-na-vsyu-zhizn/

Источник

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Про беззаветную любовь жертвы к тирану

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

18.07.2018
207
Психолог Юлия Пирумова: "Через час присутствия рядом с такой историей лично мне очень трудно удерживаться в своем итак не очень здоровом рассудке. Я замечаю, что мои представления о гранях добра и зла переворачиваются и пытаются заменить друг друга".

Метки: Любовь, Психическая травма, Психологические защиты, Выученная беспомощность, Абьюз, Любовная зависимость,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
1694
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
1867
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
1304
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Травмы сошлись

Травмы сошлись

17.06.2018
24166
Психолог Анастасия Долганова: "У каждого из нас есть болезненные точки, которые проявляются в отношениях и могут приводить к разладу. Для того чтобы не наступать на старые грабли в новой жизни, стоит присмотреться к традициям родительской семьи".

Метки: Семейные кризисы, Отношения, Психическая травма, Проекции, Перенос,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
21562
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
6739
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Как избежать послеродовой депрессии

Как избежать послеродовой депрессии

13.06.2018
1132
Детский психолог Антонина Оксанич: "Материнство – это большое чудо и счастье. Женщина с нетерпением ждет рождения своего малыша, чтобы посмотреть ему в глаза, потрогать его тельце, прижать к груди, но часто случается так, что к моменту появления ребенка на свет, силы мамы на исходе – беременность и роды забирают практически все ресурсы".

Метки: Депрессия, Материнство,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
10737
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей.

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей.

21.05.2018
14983
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
12040
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Развод и нарушения привязанности у детей

Развод и нарушения привязанности у детей

23.04.2018
4529
Психолог Ирина Гурова: "Не всегда отношения между родителями можно сохранить, но знание о том, что переживают во время развода дети, поможет любящим их близким лучше понимать происходящее с детьми, щадить и учитывать их чувства".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
8514
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Депрессия. Чума XXI века

Депрессия. Чума XXI века

18.04.2018
5600
Психотерапевт Екатерина Сигитова: "Сегодня реальность такова, что, употребив слово "депрессия" в компании или приватном разговоре с подругой, Вы, скорее всего, встретите понимающий взгляд. Этот, по сути, медицинский термин прочно занял место в активном словаре современного человека".

Метки: Депрессия,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
15276
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

22.03.2018
24772
Глухая, тупая, бессильная ярость накрыла Ольгу бетонной плитой. Нечем дышать, не хватает воздуха. Как же она устала от всех этих бумаг, людей, переговоров, бесконечных родительских "надо", "мы должны", "любой ценой", "мы не имеем права подвести клиента", "наша репутация должна быть безупречной". Несколько коротких, обжигающих затяжек. Перехватывает горло... И отпускает.

Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация,

Депрессия и память

Депрессия и память

15.03.2018
2577
Довольно давно известно, что при депрессии ухудшается память. Вернее, с памятью, самой по себе, ничего не происходит. Ее снижение кажущееся. Т.е. когда человека посадят за выполнение тестов на память, то он их выполняет очень даже неплохо. Чуть хуже, чем здоровый, но все еще в пределах нормы. А вот в быту... человек все забывает, теряет, не помнит, о чем был недавний разговор...

Метки: Депрессия, Позитивная психология,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

07.03.2018
74506
Психолог Оксана Фадеева: "Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы".

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран

Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран

01.03.2018
5465
Психолог Надежда Резникова: "На биологическом уровне для любого индивидуума, попавшего в сложную психологическую или физиологическую ситуацию, важно выживание. Это древнейший инстинкт, без которого людей бы не существовало на белом свете. Его невозможно контролировать никаким даже самым просветленным и духовно развитым разумом. Выжил – значит победил! Вот простая и ясная логика природы и человеческого естества. Это отправная точка, с которой начинается исцеление любой травмы".

Метки: Психическая травма,

Полчаса в день на ребенка

Полчаса в день на ребенка

23.02.2018
43580
Вот уже месяц, как в нашу семью пришли удивительные перемены. Моя 5-летняя дочка научилась играть одна, а я уже думала, что эти славные времена не настанут никогда. Я писала о том, как необходимость играть с ней сводила меня с ума. Сейчас мои дети стали меньше психовать и раздражаться, а я перестала по вечерам падать от усталости. Как же я добилась таких чудесных перемен?

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Личный опыт,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
20304
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
4130
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
4412
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
6030
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
3368
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Трансактный анализ,

Психологические защиты и сопротивление

Психологические защиты и сопротивление

01.02.2018
3735
Процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская: "Легко догадаться, что защита – это, в общем, положительное явление: зонтик защищает нас от дождя, одежда – от холода, страхование банковских вкладов – от банкротства. Психологическая защита защищает нас от душевной боли – и при оптимальном раскладе нет в этом ничего плохого, кроме хорошего".

Метки: Психическая травма, Психологические защиты, Процессуально-ориентированная психотерапия,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
4077
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

30.01.2018
5203
Психолог Евгений Корчмарек: "В статье ниже я рассматриваю различие между тем, что я назвал настоящим альтруизмом или служением и тем что я назвал "пластиковым" альтруизмом, который и приводит к насилию и агрессии".

Метки: Насилие, Границы, Психологическое насилие, Трансактный анализ, Треугольник Карпмана,

Сэлфи и абьюз

Сэлфи и абьюз

26.01.2018
11998
Гештальт-терапевт Анна Федосова: "Желание обладать властью над человеком как над объектом манипуляций питается внутриличностным конфликтом контроль/подчинение. Контроль объекта с точки зрения "хозяина" призван обеспечить "хозяйскую" безопасность. Самому объекту для этого рассказывают, что действуют в его интересах".

Метки: Насилие, Психологическое насилие, Абьюз,

О чувствах, которые переживать неполезно

О чувствах, которые переживать неполезно

24.01.2018
6327
Гештальт-терапевт Ксения Аляева: "Вообще, проживание чувств без прерываний – это целебный процесс. Однако, есть чувства, проживание которых наоборот – разрушает. Я говорю о переживании травмы. Травма – "след" в психике от какого-либо события, пережить до конца и встроить в опыт которое не хватило ресурсов. И теперь, при возникновении чем-то похожих на травмирующие обстоятельств, внутренний взор вновь и вновь обращается к этому когда-то пораненному месту".

Метки: Психическая травма, Чувства,

Читать по теме: |
Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
348
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Заблокированная сексуальность

Заблокированная сексуальность

03.07.2018
1865
К сожалению поколение наших родителей не знало, что каждый ребенок с 3 до 5 лет проходит период инфантильной сексуальности, поэтому часто очень негативно реагировали на сексуальный интерес своих детей

Метки: Сексуальность, Детско-родительские отношения,

Причиняя добро: психотравмы после операций

Причиняя добро: психотравмы после операций

03.07.2018
2539
Психологи тоже люди. И порой попадают на операционный стол. Клинический психолог поделилась личным опытом: как не должны проходить операции и как лучше с ними справиться.

Метки: Психическая травма,

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

13.06.2018
975
Маленький человек, приходя в этот мир, целостен: вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они смотрят на мир с доверием. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: жесткое воспитание, детский сад, начальная и средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведению. Это момент травмы, которая зачастую перерастает в психосоматику. Как вернуть "того маленького себя", избавляясь от симптома или ослабляя его? Об этом в статье.

Метки: Психосоматика, Психическая травма, Сценарии,

Как правильно хвалить ребенка?

Как правильно хвалить ребенка?

10.05.2018
1577
Достаточно пройтись по детской площадке, зайти в школу или поприсутствовать на дне рождения ребенка, чтобы неоднократно услышать в той или иной форме обращение взрослых к детям: "Ты молодец!". Многие из нас говорят детям "Молодец" на автомате и такое количество раз, что его можно уже отнести к словам-паразитам. Что же скрывается за такой формой похвалы?  

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Интервью недели

Олег Батлук. Эмоциональный папа

Олег Батлук. Эмоциональный папа

О том, что значит быть эмоциональным отцом.

Олег Батлук

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Алкоголизм Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Трансактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём