Критическое мышление

1 августа 2016
5034

Мария Кудрявцева
Психолог, психотерапевт


Cogito, ergo sum (лат. — «Мыслю, следовательно, существую»)
Рене Декарт


Многие ученые-философы определяют различие между человеком и животным именно способностью к осознанной мыслительной деятельности. Но, как ни парадоксально, мыслят люди очень по-разному и порой эта «деятельность» больше напоминает растительную жизнь. Критическое мышление – вот что дает возможность человечеству двигаться вперед на пути развития.

Метод критического мышления базируется на анализе информации и позволяет строить собственные суждения исходя из имеющихся фактов. Кроме того, сюда включается и способность эти факты оценивать на истинность, выделять сомнительные данные и подвергать их проверке.

Почему мыслить критически так важно?

Любая деятельность, в том числе и мыслительная, требует приложения определенных усилий, а люди подсознательно не любят трудиться. А ещё, каждый человек имеет сложившуюся систему ценностей, авторитетов, чьим суждениям вполне доверяет.

Поэтому многие, на самом деле, предпочитают не думать вообще, а использовать готовые, шаблонные решения, мотивируя это тем, что «все так делают, вот и я не буду «белой вороной». Но если мыслить как все, то и достигнуть в жизни можно не больше, чем все остальные, а как же прогресс?

Критическое мышление заставляет пересмотреть систему жизненных ценностей, увидеть новые пути решения поставленных задач. Оно необходимо потому, что жизнь меняется всё время и порой шаблонных решений ещё просто не существует, а «авторитеты» и сами пока не знают, что правильно, а что нет.

Умение мыслить критически никак не связано с уровнем образования и интеллекта. Яркий пример тому – маленькие дети. Малыши свободны в своей мыслительной деятельности, не ведают назначения многих предметов и применяют их так, как считают нужным, высказывают нетривиальные, свои собственные мысли, порой ошибочные, но зачастую поразительно верные и рациональные. Они ещё даже в школе не учатся, о жизни мало что знают, зато свободны от стереотипов и действительно думают, а не подгоняют решение под известный, шаблонный ответ.

Разумеется, это не означает, что учиться не стоит. Ведь чтобы высказать свое мнение о книге, её надо прочитать. Чтобы определить степень полезности изобретения, необходимо разобраться в основах его работы.

Прежде чем давать оценку чему-либо, стоит собрать информацию и конечно, если вы уже обладаете необходимыми знаниями, это сэкономит время на генерирование мнения. Только знания тоже должны подвергнуться критической оценке – действительно ли это факты или вы опять оперируете стереотипами?

критическое мышление.jpg

Противостояние системы образования и формирования критического мышления

Все мы получаем образование. Среднее, в школе, — обязательно, среднее профессиональное или высшее – по желанию. Очень часто приходится слышать, что именно школа должна научить детей думать. Но на практике всё происходит с точностью до наоборот.

Основа школьного образования – запоминание материала, его усвоение и умение выдавать «правильное», то есть заранее известное решение. Оно может быть найдено с применением полученных знаний, может – интуитивно, что характерно для творческих натур, но это будет не ваше мнение, а готовый шаблон.

Наиболее показательный пример – сочинение на тему «Что автор хотел сказать своим произведением». Ответ известен, требуется только облечь его в необходимое количество слов и правильно расставить знаки препинания.

Фактически, никого не интересует мнение ученика, а лишь его грамотность на письме. При этом если ребенок всё же проявит критическое мышление и выдаст нетривиальный ответ, он может и двойку получить «за содержание».

Это не значит, что не существует критически мыслящих педагогов, но система образования построена так, что куда легче заставить всех усвоить некий алгоритм и не выходить за его пределы, чем проявлять индивидуальное отношение к каждому ученику.

То, что в итоге вырастает поколение, фактически не умеющее думать самостоятельно, никого не волнует, а порой и специально культивируется, ведь ведомыми людьми куда легче манипулировать. Поэтому приходится использовать метод «помоги себе сам» и учиться критическому мышлению отдельно от получения базовых знаний.

Профессор Дэвид Клустер (США) вывел пять признаков критического мышления:

1. Самостоятельность.

2. Обобщение.

3. Выявление проблемы и её оценка.

4. Аргументирование.

5. Социальная ориентация.

Опираясь на эту последовательность, можно разработать методику развития критического мышления.

1. Если думать, так самостоятельно!

Прежде всего, надо понять, где проходит грань между сбором информации и поиском готового ответа. Если вы прочитали книгу, можете самостоятельно дать ей оценку? Или перейдете к рецензиям, которые зачастую публикуют в конце произведения, поищите отзывы в Интернете и станете повторять их частично или полностью?

Это простейший тест. Вот с оценкой событий, о которых мы узнаем из средств массовой информации куда сложнее. Новости в газетах и по ТВ подаются таким образом, что «правильная» реакция на них должна последовать на подсознательном уровне.

А уж всевозможные аналитические программы, где серьёзные ведущие и гости с хорошо подвешенными языками высказывают готовые решения, совершенно противопоказаны тем, кто стремится развить критическое мышление. Ну, разве что в качестве ещё одного способа тренировки – «конфликт».

Стоит нарочно отбирать спорные, противоречащие вашему мнению точки зрения, или представлять, как они могли бы выглядеть, «вывернутыми наизнанку», то есть конфликтовать с собственными и общественными стереотипами.

И всё же основа самостоятельного мышления – достоверность данных, которыми приходится оперировать. Не стоит доверять слухам типа «знакомый знакомого сказал знакомому», надо учиться не только обрабатывать, но и искать информацию, добираться до первоисточника возникновения сведений. В этом случае вы получите факты, не искаженные призмой чужого мнения, выгодной подачи новости, аналитики и т.п.

2. Привести факты к общему знаменателю.  

Сегодня мы можем наблюдать перенасыщенность социума информацией. Печатные издания, радио, телевидение, Интернет – отовсюду на нас льется бурный поток сведений на любую тему.

Поэтому обдумывая то или иное событие мы, как правило, получаем данные из нескольких источников и стоит, для начала, их обобщить. Ученые часто ставят мысленные эксперименты, но куда эффективнее довериться бумаге (или её электронному аналогу).

Не стоит пытаться удерживать всю информацию в голове и одновременно ей оперировать, тем более, если сведения поступают не одномоментно.

Выпишите основные тезисы по теме, которую собираетесь оценивать. Посмотрите, не вступают ли они в противоречие. Такое часто случается при получении данных из разных источников и означает, что информация прошла обработку для формирования «правильного» мнения у получателя.

Попробуйте пересказать новость своими словами, опираясь на получившуюся запись. Здесь поможет навык пересказа, которому учат в школе – надо не цитировать текст бессмысленно, как попугай, а выделить и запомнить основную мысль. После того, как вы поймете, о чем на самом деле была новость, можно формировать личное мнение о ней.

3. И в чем же проблема?

Когда вы добрались до первоисточника данных, отделили зерна от плевел, определили основу информации, но до того, как начнете высказывать свое критическое мнение, задайте себе вопрос «зачем?» — это лучший способ проверки на шаблонность.

Ответ «потому что» сразу обнажит подвох. Он закладывается на подсознательном уровне и четко подвязывается на ассоциативное мышление. То есть выдается автоматически, связкой «стимул-реакция» (небо – синее, огонь – жжется, не спорь со старшими, потому что они умнее и т.п.). А вот если сказать «для того, чтобы», придется задуматься о логичности, целесообразности действий.

Критическое мышление развивается опровержением стереотипов, то есть того, что представляется естественным, привычным. Именно действия, о которых в повседневной жизни мы не привыкли размышлять, и формируют привычку «думать» шаблонами.

Наша жизнь состоит из автоматических действий. Утром умываемся и чистим зубы, идем на работу одним и тем же путем, в течение трудового дня тоже не особенно вникаем в суть происходящего, подчиняясь выработанному алгоритму.

Понятие «человеческий фактор», кстати, включает в себя, в том числе, и направленность человеческого сознания на совершение привычных действий даже в те моменты, когда требуется индивидуальное решение.

Человек не думает и потому просто не понимает, что ситуация изменилась, не различает нюансов, словно робот совершает отработанную процедуру, что может привести к трагедии. Приобретите привычку отходить от алгоритмов, смотреть на вещи «свежим взглядом», повторяйте «я открыт для новых идей, для критического восприятия вещей».

Подумайте, то, что вы делаете – это ваше осмысленное решение, или кто-то вас научил «правильным шагам» и вы бездумно их повторяете? Начните с малого – отправьтесь на работу новой дорогой, возможно, вас ждут интересные открытия!

Если новость преподносится не как набор сухих фактов, а имеет эмоциональную окраску или сопровождается комментарием о правильности или неправильности, спросите себя «зачем?»

4. Встать, суд идет!

Итак, вы собрали факты, проанализировали их и получили собственное мнение. Но в отношении своих мыслей тоже не повредит провести проверку на критичность. Субъективное восприятие действительности и стереотипы – вещи очень коварные, въедливые, от них так просто не избавиться.

Не бывает непогрешимых людей, каждый может ошибиться, особенно если оперирует в незнакомом информационном поле, непривычными понятиями.

Для человека нормально и естественно заблуждаться просто потому, что думать обо всех своих действиях «я всегда прав», равно как и «я не прав» — признак психического расстройства.

Представьте, что вы в суде и доказываете свою правоту. И судья, и присяжные не только знают о критическом мышлении, но и умеют применять этот метод. Чтобы их убедить, аргументы потребуются продуманные, взвешенные, неопровержимые. Можно выйти со своим мнением «в народ» — побеседовать с родными, знакомыми.

Тут вам придется следить не только за собственными доводами, но и одновременно анализировать высказывания оппонента. Будучи подготовленным, вы удивитесь, насколько умные, в общем-то, люди не умеют выходить за рамки шаблона. Почти наверняка 90% контраргументов будут заключаться в «потому что», а не «для того, чтобы».

5. Проверка выводов на жизнеспособность

Делая даже самые правильные и критичные выводы, не стоит забывать, что мы живем в социуме и каждое решение должно быть социально ориентировано. Даже при просмотре фантастических фильмов порой закрадывается мысль, что и действуя в космосе среди инопланетных монстров человек бы так не поступил.

Вот и ваше критическое мнение должно быть не теоретизированием, пусть и самым логично выстроенным, а инструментом, применимым к реальной жизни. Должно приносить пользу, повышать социальную адаптацию.

Мыслить критически не означает высказывать радикально противоположную общепринятой точку зрения. Ваше мнение должно иметь возможность существовать в реальном социуме с учетом возможных последствий его осуществления.

Помимо вас существуют критически мыслящие люди. Поэтому ваша мысль может оказаться огорошивающей, неординарной, а может выглядеть вполне общеизвестной. Главное, что к решению вы пришли самостоятельно, полностью его осознаете и принимаете, сможете развивать идею дальше в условиях изменяющегося социума.

В заключение:

Как ни парадоксально, критическое мышление тоже можно довести до автоматизма. Это только поначалу будет казаться, что выполнение всех описанных рекомендаций дело трудоемкое и громоздкое. Но стоит только начать, почувствовать, как сознание расширяется, а мир наполняется новыми смыслами, и подвергать реальность критической оценке вы станете с удовольствием.

 

Метки: Личность,

Читать по теме:
Застревание в психологии

Застревание в психологии

21.02.2018
175
Психолог Олег Сатов: "Текст касается тех, кто не ограничивает свою внутреннюю работу расчисткой психологических завалов, а на полном серьезе ищет чего-то большего, чем бы это ни было и как бы вы это ни называли. Речь пойдет о том, что работа над собой имеет тенденцию из двигателя превращаться в тормоз, из конструктивного движения вперед – в бесплодное хождение по кругу. И этот момент, когда следует остановиться и посмотреть на ситуацию шире, очень легко упустить".

Метки: Психотерапия, Личность, Иллюзии,

Что делать с внутренним критиком

Что делать с внутренним критиком

15.02.2018
882
Гештальт-терапевт Владислав Волков: "Во многих случаях Самогрыз, даже наглый и раскормленный, вполне поддается укрощению и воспитанию. Какие же привычки нужно ему привить и что в целом внушить? Предлагаю некоторые возможные варианты".

Метки: Личность, Принятие себя,

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

09.02.2018
2269
Психолог Павел Зыгмантович: "В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле. Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий. Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

06.02.2018
1109
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: "Если я делаю то, что стоит мне больших усилий, если я практически отрываю от себя, жертвую чем-то, то я жду чего-то взамен. Если уж не благодарности от самого человека, ради которого я так стараюсь, то признание от мира, бога и всемогущей вселенной. Осознаю я это или нет, но я жду награду".

Метки: Развитие личности, Личность,

Как отделить истинные желания от желаний ложных

Как отделить истинные желания от желаний ложных

23.01.2018
2493
Психолог Евгений Корчмарек: "Для того чтобы чувствовать радость жизни – необходимо реализовывать свои желания. Однако, есть естественные желания: то есть те, которые идут из глубины вашей души, вашего естества – и есть "ложные" желания, которые идут от требований ваших родителей в детстве, требований социума, от желания быть крутым, принятым обществом и т.д."

Метки: Развитие личности, Личность, Транзактный анализ,

Избегание и смирение

Избегание и смирение

14.01.2018
1742
Психолог Олег Сатов: "Жизнь полна опасностей. До пошлости банальное замечание, да? Однако тут есть ряд интересных для обсуждения моментов. Во-первых, вопрос в том, насколько именно жизнь опасна. Во-вторых, очень интересно, что, вопреки всем опасностям, мы проживаем жизнь, чувствуя себя в целом в безопасности. В-третьих, очень-очень любопытно, как именно мы добиваемся этого успокоения".

Метки: Развитие личности, Личность, Принятие себя,

"Будь проще". А надо ли?

"Будь проще". А надо ли?

11.01.2018
1212
В избыточно усложненном я теряюсь, начинаю самой себе казаться глупой: приходится плутать в лесу из слов и понятий. Очень быстро я теряю ориентиры, не вижу, не могу найти основную мысль, которая кажется мне тщательно спрятанным коварными пиратами кладом. Чаще всего я не способна или просто не хочу совершать этот квест по нахождению сути.

Метки: Личность,

Психология выбора. Цена удовольствия

Психология выбора. Цена удовольствия

10.01.2018
3136
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всего два варианта. Выбор в пользу прошлого или выбор в пользу будущего".

Метки: Личность,

Я интерсекс, и это нормально

Я интерсекс, и это нормально

29.12.2017
3470
Ирина родилась в год Петуха и, пока ее год не кончился, она хочет открыться. Годами от нее скрывали правду, подростком она не знала, что с ней, и ненавидела себя. Но два года назад все изменилось.

Метки: Личность,

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

13.12.2017
1981
Что есть психическое и эмоциональное здоровье человека? Рассказывает Мак-Вильямс Нэнси - американский психоаналитик, доктор философии по психологии личности.

Метки: Личность,

Личность как травма

Личность как травма

11.12.2017
2719
Психотерапевт Жюли Реше: "Часто говорят о "гармонично развитой личности", предполагая, что в формировании такой личности не принимали участия деструктивные процессы. Такое представление неверно, потому что личность – это и есть специфическая конфигурация психологических расстройств. Она приобретается в результате травмирования психики".

Метки: Развитие личности, Личность, Психическая травма,

Самообвинение. Как оно запускается, живет и как с ним обходиться?

Самообвинение. Как оно запускается, живет и как с ним обходиться?

30.11.2017
2866
Гештальт-терапевт Андрей Рыжов: "Самообвинение – один из самых неприятных и разрушительных психических процессов человека. Его коварство в том, что процесс может запуститься из любой мелочи, но в силу своей специфики может стремительно разрастаться, углубляться, блокируя активность и подавляя жизненные силы человека".

Метки: Развитие личности, Личность, Комплексы,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
8112
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

16 элементов психического и эмоционального здоровья

16 элементов психического и эмоционального здоровья

25.11.2017
1867
Когда есть позитивная и конкретная цель, наши действия приобретают смысл и направленность, "есть к чему стремиться". Особенно важно иметь привлекательную цель, преодолевая внутренние дискомфорт, напряжение или тревогу. Чтобы ее сформулировать важно опираться на какие-либо критерии определения психического благополучия.

Метки: Личность, Смысл жизни,

Формула взрослости

Формула взрослости

20.11.2017
3276
Психоаналитик Анастасия Рубцова: "Если человек с младенчества тащил мешок со всякими гадостями: "нет слова хочу, есть слово надо", "ты должен", "не позорь мать" и много других, гораздо более тонких и вычурных колющих предметов, взятый недобровольно, то ведь ничего, кроме тщательно задавленного гнева и ярости, он к этому мешку не испытывает".

Метки: Развитие личности, Личность, Возраст,

По следам черной кошки

По следам черной кошки

24.10.2017
755
Специалист по психодиагностике Алиса Тананаева: "Когда мы понимаем природу привычки и ритуала, знаем, как они возникают и почему прекращаются, мы можем не просто слепо следовать им, либо вступать в почти бесполезную борьбу усилиями воли, но управлять ими осознанно, как того требует от нас звание "человека разумного".

Метки: Личность,

Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями?

Проблема сознания в психологии и философии: кто управляет нашими мыслями?

20.10.2017
1137
Если все наши мысли и решения бессознательны, то моральным философам предстоит проделать немало работы. Ибо мы склонны думать, что люди не могут нести ответственность за свою бессознательную позицию.

Метки: Личность,

В поисках себя. О возвращении утраченной самоценности

В поисках себя. О возвращении утраченной самоценности

04.09.2017
4524
Гештальт-терапевт Татьяна Исакова: "Создается впечатление, что наше общество по-прежнему движимо идеей выживания, такой актуальной в истории развития нашей страны, но совсем не отвечающей реалиям сегодняшнего дня и заявленным ценностям личности и индивидуальности человека. Здорово, что мы умеем выживать, а когда начнем жить?"

Метки: Развитие личности, Личность,

5 страхов, мешающих жить полной жизнью

5 страхов, мешающих жить полной жизнью

28.08.2017
8566
Экзистенциально-гуманистический психотерапевт Андрей Голуб: "Мы все живем со своими страхами, которые формировались в течение нашей жизни, они возникли как защиты от болезненных чувств, переживаний, от повторения определенных травмирующих событий или как способы восполнить то, чего нам так не хватало. Но эти защиты и способы рано или поздно становятся неэффективными, ригидными, жесткими и мешающими нам быть живыми".

Метки: Страх, Развитие личности, Личность,

Между "Надо" и "Хочу"

Между "Надо" и "Хочу"

26.07.2017
4710
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: Представляю твоему вниманию, читатель, свои размышления о том, что представляет из себя зрелая, гармоничная личность и какие сложности лежат на пути к ее зрелости. Предлагаю также авторскую типологию, в основе которой положена идея различного сочетания в структуре личности человека субличностей Внутреннего Ребенка и Внутреннего Взрослого".

Метки: Созависимость, Личность, Пограничное расстройство личности, Сценарии,

Отчаянный поиск себя

Отчаянный поиск себя

20.07.2017
26629
Психолог Елена Андреева: "В практике психологической работы все чаще и чаще приходится сталкиваться с людьми, которые "ищут себя". Они, без преувеличения, действительно чувствуют себя "вне себя", дискомфортно. Они тратят на поиск массу времени, сил, прикладывают немалые старания и проявляют недюжинную волю в этом процессе. Кого-то эти занятия временно удовлетворяют. Кого-то – совсем не удовлетворяют, а кто-то попросту замещает смысл поиска процессом".

Метки: Развитие личности, Личность,

Психотерапия и духовность. Опасность духовного бегства

Психотерапия и духовность. Опасность духовного бегства

19.07.2017
4040
Психолог Евгения Карлин: "Неоднократно мне приходилось дискутировать на тему духовных практик и психотерапии. Кроме случаев, когда духовные практики: медитация, занятия йогой, рейки и пр. обогащали жизнь людей, делали их сильнее, мудрее, здоровее, как ментально, так и физически, я наблюдала и множество случаев "бегства в духовность". Причем, следуя за формулировкой Эриха Фромма, не столько свободного стремления К духовности, сколько бегства от психологических проблем".

Метки: Развитие личности, Личность,

Почему моя жизнь не меняется?

Почему моя жизнь не меняется?

04.07.2017
4042
Психолог Юлия Лишафаева: "Собственную жизнь хочется контролировать, и меняться хочется – на оптимальном уровне стресса. Чтобы жизнь была такой же, как сейчас, но при этом – лучше. Возможно это? Думаю, да".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

Меняю боль на мечту

Меняю боль на мечту

18.06.2017
2637
Врач-психотерапевт Попова Ольга: "У мамы и папы жила-была дочка. Послушная, умненькая девочка, которая любила рисовать, танцевать и петь. Петь она особенно любила. Даже мечтала стать певицей. Но мама и папа эту мечту не считали чем-то серьезным. Они были очень практичными людьми. Им казалось, что пение совсем пустое занятие, которым нельзя заработать на жизнь".

Метки: Развитие личности, Личность,

История о том, как работают убеждения и легко ли их менять

История о том, как работают убеждения и легко ли их менять

14.06.2017
5290
Психолог Ольга Гусева: "Жила себе девочка М. в городе N. С детства она воспитана так, чтобы быть удобной другим людям и все время оправдывать их ожидания. Частоты ее мозга буквально настроены на то, чтобы угождать другим людям, подавляя себя. Она живет с таким настроем столько, сколько себя помнит: без малого 25 лет".

Метки: Развитие личности, Личность, Сценарии,

Стать собой

Стать собой

05.06.2017
7099
До меня внезапно дошло, что "личностное развитие" для многих читателей - пустой звук. Они не понимают, о чем речь. Именно поэтому наезды на родительское "недодали" и сохраняются. Кажется, что все в человеке можно воспитать извне, если постараться.

Метки: Развитие личности, Личность,

Как перестать откладывать жизнь на завтра

Как перестать откладывать жизнь на завтра

20.05.2017
3305
Знакомо ли Вам чувство самобичевания за бесцельно прожитый день? А месяц? А годы? Хотели бы жить так, как эти счастливые улыбающиеся люди, которые так полны энергии, успешного опыта, новых планов и идей? Их жизнь кажется нам настолько привлекательной! Попробуем разобраться в том, что поможет двигаться вперед, реализовывать свои планы и испытывать наконец то удовлетворение, вместо разочарования.

Метки: Мотивация, Личность,

Проигравший будет жить

Проигравший будет жить

14.05.2017
3492
Психолог Елена Бинкевич: "Было бы здорово, если бы эти мнимые победы приносили еще и счастье. Но жизнь показывает, что желание во всем побеждать, быть лучшим приносит нам много переживаний, забирает массу энергии, увеличивает время «зализывания ран», но радости не дает."

Метки: Мотивация, Уверенность, Личность, Перфекционизм,

Не зарекайтесь!

Не зарекайтесь!

13.05.2017
2913
Психолог Анна Кирьянова: "Один философ ехал с женой в поезде с юга. И разговор зашел о нищих; о том, надо ли им подавать. И философ-материалист горячо говорил о мерзости нищенства. Осуждал и побирушек, которые просто не хотят работать, и тех, кто им подает, развращает этим. На станции философ вышел, чтобы прикупить снеди; а поезд-то и ушел. А деньги-то остались в купе – кошелек он забыл с собой взять, разгоряченный собственной проповедью. И чтобы вы думали? Ему пришлось просить у добрых людей денег на билет; можно было доехать до города на электричке."

Метки: Личность,

8 слов, от которых вам стоит избавиться

8 слов, от которых вам стоит избавиться

05.05.2017
5252
"Наблюдения эти позволяют сделать интересные выводы: больших результатов в работе, спорте и жизни в целом добивались и добиваются те, кто избегает использования в своём лексиконе слов, о которых пойдёт речь в этой статье."

Метки: Коммуникации, Личность,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
Регистрация
для организаций
Написать сообщение
Запись на приём