Кинотерапия: транзактный анализ кинофильма "Ребро Адама"

9 августа 2018
2711


Автор: Иванова Лариса семейный психолог

Повышенный интерес к психотерапевтическим методам и к психотерапии, в целом, мотивирует исследователей на изучение проблемы динамики личности в условиях психотерапии.

Кинотерапия является одним из методов групповой психотерапии, ориентированным на расширение осознавания человеком происходящего с ним и вокруг него, на активизацию у участников группы "чувства реальности".

Возрастающий интерес к психотерапии побуждает нас продолжать исследования различных аспектов этого метода. Эффективность кинотерапии была подтверждена в ходе различных эмпирических исследований. Накопленный материал подтверждает целесообразность применения кинотерапии в работе с супружескими и детско-родительскими отношениями, с возрастными и семейными кризисами, а также в работе по первичной и вторичной профилактике наркозависимости и созависимости.

В терминах транзактного анализа эффекты кинотерапии могут быть интерпретированы, как освобождение участников группы от иллюзий и предубеждений, что ведет к деконтаминации Взрослого. Взрослая часть Я освобождается от предубеждений Родителя и иллюзий Ребенка. Это позволяет индивиду жить "настоящим" и взять ответственность за свою жизнь на себя самого. Таким образом, кинотерапия является методом, способствующим укреплению и развитию эго-состояния Взрослый. Совершенствуя понимание кинофильма, мы приближаемся к более осознанному пониманию жизни и себя. Такие эффекты обеспечиваются квалификацией ведущего, структурой метода и специальным подбором фильма для работы группы.

Исходя из способности кинофильма оказывать существенное эмоциональное воздействие посредством актуализации неосознаваемых процессов (проекции, идентификации, сопереживания и т.п.), основным критерием выбора фильмов для кинотерапии является его многоплановость, представленность в нем многообразия психологических феноменов, универсальность психологических проблем человека, их близость к типичным проблемам "земной жизни" обыкновенных людей, наличие различных моделей поведения при решении этих проблем.

Важной особенностью кинематографа, как способа моделирования жизни, является монтаж, который выносит за скобки кинофильма неважные и случайные моменты, оставляя суть и закономерность развития событий. Содержание фильма позволяет достоверно найти связь между событиями кинофильма и поступками его героев.

Одним из фильмов, в полной мере отвечающим критериям и задачам кинотерапии, является кинофильм В. Криштофовича "Ребро Адама", транзактный анализ которого представлен в предлагаемой работе.

Актуальность работ подобного рода заключается, на наш взгляд, в следующем: во-первых, психологический анализ фильмов позволяет психологам, использующим кинотерапию в своей практике, лучше осознавать терапевтический потенциал фильма и его возможности; во-вторых, такие работы вносят вклад в развитие психологии кино, как междисциплинарной области психологии искусства.

Транзактный анализ кинофильма "Ребро Адама"

"Ребро Адама" – это фильм о трех поколениях женщин, живущих под одной крышей в семье, отношения в которой исключают саму возможность построения стабильных и близких отношений с мужчинами. Такой уклад жизни этой семьи достаточно жестко детерминирован семейным сценарием (семейным мифом) "Мы – сильные женщины, нам мужчины не нужны". Именно он определяет жизнь главной героини фильма Нины Елизаровны, ее матери и двух ее дочерей – Лиды и Насти. Семейный сценарий презентуется и в общем рисунке отношений женщин этой семьи с их партнерами, и в отдельных фразах героинь фильма. "У нас замечательная жизнь. Мы живем очень хорошо. И у нас все еще будет очень хорошо. Все будет замечательно и лучше всех", – говорит Нина Елизаровна своей парализованной матери после того, как обвинила ее в своей "покалеченной жизни". "Нам рассчитывать не на кого…", "Мы себя еще покажем.." и др.


Если рассматривать жизнь семьи в целом, то можно увидеть, что внутренние ее границы размыты: героини спокойно заходят в ванную комнату, когда она занята, межкомнатные двери почти не закрываются. Такое свойство семьи, как системы, свидетельствует о наличии у нее внешних жестких границ, что подтверждается их семейным мифом "Мы – сильные женщины".

Размытые внутренние границы семьи выражаются и в том, что члены семьи стараются быть в курсе всех дел друг друга, особенно, там, где это касается их взаимоотношений с мужчинами – это необходимо для снижения тревожности и поддержания симбиотических отношений внутри семьи. При этом взаимодействие между членами семьи осуществляется с помощью пересекающихся транзакций, часто с игнорированием содержания вопросов.

Настя: "Мам, ты кого-то ждешь?".

Нина Елизаровна: "А что это ты лопаешь?". Мать игнорирует вопрос дочери и отвечает вопросом на вопрос.

Нина Елизаровна: "Ты с ним поссорилась?".

Настя: "Мамуль, займись своими делами, я смотрю у тебя их невпроворот". На вопрос матери Настя дает пересекающуюся транзакцию .

В семье не принято говорить "неприятную правду открыто", важно поддерживать семейное убеждение "У нас все хорошо". Такие нарушения в коммуникации ведут к закреплению сложившегося образа жизни, семейного сценария, дисфункционального существования.

Роль "Паршивой девчонки" взяла на себя младшая пятнадцатилетняя дочь Нины Елизаровны – Настя. Ее игра – "Пни меня", после которой, она может сказать правду и получить свою порцию негативных поглаживаний, характерных для ее индивидуального сценария. Каждое утро начинается со сцены, когда Лида (старшая дочь Нины Елизаровны) ищет то журнал "Огонек", то перчатки, то шарфик, то проездной билет, которые берет Настя. У Лиды своя игра – "Попалась, негодяйка!". Все знают, кто их взял, но каждому из них нужны игры, чтобы подкрепить свой сценарий и испытать знакомые рэкетные чувства.

Настя: "Лид, твой приехал!".

Лида: "Где мой зеленый шарфик? Настя, ты не видела, где мой зеленый шарфик?".

(Настя сидит, повязанная зеленым шарфом).

Настя: "На, забери, нужен он мне!".

Нина Елизаровна: "Разве можно так говорить родной сестре?!".

Лида: "Какой стервозный ребенок!".

Настя, глядя в окно: "Странно, кандидат, в таком прикиде, а тачка полное говно!".

Нина Елизаровна: "Не говори….Настя!".

(Другие варианты: "Зачем тебе проездной, тебя же на машине возят? Если бы у меня был мужик с тачкой, он меня возил бы туда и обратно", " зачем тебе в машине перчатки?").

Частью семейного мифа является убеждение "Мы – интеллигенция".

Сцена первая:

Нина Елизаровна подсчитывает деньги в кошельке, чтобы купить продукты на день рождения бабушки, которых явно немного.

Настя: "Я уже купила языки!".

Нина Елизаровна: "Да, что ты, Настя, немедленно признавайся откуда ты их взяла?".

Настя: "Знаешь, что такое коммунизм? Это когда у каждого советского человека есть в магазине свой знакомый мясник!".

Нина Елизаровна: " Это просто отвратительно!".

Настя: "Зато вкусно!".

Сцена вторая:

Лида: "Не люблю я эти торгашеские дела!".

Настя: "А жрать любишь!".

Лида: "Жрать люблю".

Настя: "Вот и заткнись!".

И в первой и во второй сцене коммуникация позволяет участникам подтвердить свои позиции: семейное убеждение ("Мы – интеллигенты") и сценарий Насти ("Паршивая девчонка"). И в том и в другом случае "паршивость" Насти заключается в том, что она действует вопреки семейным убеждениям. Дальнейшее развитие событий фильма покажет, что индивидуальный сценарий Насти великолепно согласуется с семейным сценарием: яблоко упадет недалеко от яблони.

Семейный миф – это жесткая форма семейной идентичности, то, что объединяет всех членов семьи. Он определяет, как семье жить, думать, поступать. Семейный миф – это одна из составляющих семейного сценария, ограничивающих семью в способах адаптации и развитии. Стоит заметить, что члены семьи неосознанно согласовывают свои индивидуальные сценарии с семейным.

Главная героиня фильма – пятидесятилетняя Нина Елизаровна. В ее жизненном сценарии ведущий драйвер – "Радуй". "Я уже давно себе не принадлежу, у меня парализованная мать и двое дочерей от очень разных мужей", – говорит она про себя. А в своем монологе к бабушке: "Ты же всегда жила так, как тебе хотелось, и меня заставила жить так, как ты этого хочешь! Нет у меня никакой жизни!". "Я все время думаю только про вас", – говорит она Насте.

Каждое утро она ритуально желает девочкам: "Осторожно на дороге!". Она, в основном, в роли Спасителя: "Разве можно так с сестрой!" или "Девочки не ссорьтесь!".

Ее любимые игры: "Динамо", "Если бы не ты", "Попался, негодяй!".

Играя в игру "Если бы не ты" с бабушкой, она снимает с себя ответственность за неудавшуюся жизнь, делая виноватым другого – бабушку: "Ты мне всю жизнь покалечила. Это ты развела меня с Виктором (первый муж), ты его сделала приходящим мужем, а Лиде всего было четыре года… Тебе не нужен был студент", "Пусть он дурак-фанфарон, но он же был отцом моей дочери.., я бы может из него еще человека сделала", "Ты помнишь Александра Наумыча (отец Насти)?...ты же его со свету сживала, потому что он Гольдберг, ты Настю лишила отца".

Продолжая играть в эту игру, Нина Елизаровна отказывается брать ответственность и предпринимать какие-либо действия по улучшению своей жизни.

В фильме мы видим ее отношения к мужчинам: она собирает их всех вместе, затевая игру "А, ну-ка подеритесь". Когда Виктор начинает говорить, она его прерывает словами: "Конечно, всем безумно интересно". На что Виктор отвечает: "Да, ты не меняешься..".

В "коим-то веке" у нее появился "нормальный, здоровый мужик" – Евгений Анатольевич, который готов быть с Ниной Елизаровной, отвезти "бабушку на лужок, чтобы она цветы нюхала", не смотря на ее игры с ним.

Одна из игр с Евгением Анатольевичем – "Динамо", с помощью которой она его невербально завлекает, а вербально отталкивает. Это один способов насладиться вниманием, замешательством мужчины, иллюзией близости, обезопасив себя от настоящей близости: "Куда это Вы подевались? …Немедленно прекратите ходить в наш музей, совсем мужик сбрендил…Ну, дайте мне уже эти Ваши цветы, они мне, а не какой-нибудь молоденькой профурсетке?... Ну, черт с вами, приходите….поразительно подозрительный тип".

Нина Елизаровна ставит цветы, которые ей подарил Евгений Анатольевич, в комнате бабушки, "не замечая" ее злость и негодование. Нахваливает его: "Я надеюсь, он тебе понравится. И самое главное, в нем нет ничего этого нашего, этого московского. И нахрапа нет, хамской деловитости, понимаешь. Нормальный, застенчивый мужчина. Ну, правда, чуточку провинциален, но между прочим, в этом тоже есть какое-то очарование".

Нина Елизаровна ждет Евгения Анатольевича, закрывает дверь в комнату бабушки. Конечно же, она бессознательно знала, что бабушка помешает им, ведь она это делала ранее и у нее есть инструмент контроля за поведением членов семьи – корабельная рында.

Поведение Нины Елизаровны – сценарно, в соответствии с приказанием "Не будь близкой". Нина Елизаровна делегирует ответственность за неудавшийся "романчик" с Евгением Анатольевичем бабушке: "Нет у меня никакой жизни..!".

Нина Елизаровна пытается сыграть в игру и "пнуть" Евгения Анатольевича: "Женя, эти трусики в цветочек очень Вам к лицу", но Женя не обижается и затем приходит на день рождения к бабушке. Отношения Евгения Анатольевича и Нины Елизаровны развиваются во многом благодаря его способности игнорировать подтекст скрытых транзакций. С его появлением в ее жизни связана возможность выхода из сценария.

– "Что, Женя, донесем?" – спрашивает Нина Елизаровна.

– "Вдвоем-то, да, донесем", – отвечает Евгений Анатольевич.

Лида, старшая дочь Нины Елизаровны. С четырех лет ее папа, Виктор, становится "приходящим". Виктор Витальевич, про которого Нина Елизаровна говорит, "дурак-фанфарон", для которого общественное мнение превыше личного: "Может для тебя и твоей родни ничего страшного…". Виктор, который в свое время заставил Лиду сделать аборт: "Надо немедленно сделать аборт (про беременность Насти). Лида, у тебя есть свой врач по этому профилю. Ну, ты же.." – он не договаривает – это семейная тайна.

Мужчина, с которым Лида встречается, тоже "не просто так" – "приходящий". Это Андрей Павлович, он женат, и никогда ради нее не уйдет из своей семьи. Лида об этом не догадывается и надеется, что в отпуске "все решится".

Подруга Лиды, Марина, говорит про Андрея Павловича: "Это для тебя вопрос жизни, а для него – баба в койке на время отпуска…. Ну, он же кобель. На его сладкой роже так и написано – "кобель!". Но Лида не слышит ее, на что Марина говорит: "Идиотка".

Лида не замечает, что ее избранник поглядывает на часы, когда она просит его обнять ее. Что "прикид" у него крутой, а "тачка полное говно". Она не понимает, что автомобиль – это семейная вещь, а "прикид" – сугубо личная. Поэтому тачка "говно", а прикид "крутой".

Марина, чтобы показать сущность Андрея Павловича Лиде, разыгрывает с ним интригу "Чулок", провоцируя его своими "прелестями", на которые он "клюнул". Лида отвечает на это: "Он же мужик. Было бы хуже, если бы у него при виде твоих ляжек ничего не возникло". В итоге, Андрей Павлович уезжает в отпуск с Мариной, что неожиданно для Лиды, но не для нас, зрителей.

Лида живет, согласно сценарному процессу "Пока не": "Меня возят пока только в одну сторону". Она не предпринимает действий по прояснению отношений с Андреем Павловичем, а ждет от него первых шагов, играя периодически с ним, как и с Настей, в игру "Попался, негодяй!", выражая агрессию и обвиняя другого:

Лида: "А после 23 часов возвращается Рыжов?".

Андрей Павлович: "Нет, это я должен вернуться".

Лида: "А, вон оно что!".

Андрей Павлович: " Лидочка, это уже ниже пояса. Ты же знаешь. Ну, что ты..".

Лида живет в иллюзиях, поддерживающих ее сценарий, который согласуется с семейным "Мы – сильные, нам никто не нужен". И мужчина ей, как и другим женщинам в доме – "не нужен". И место ее – "возглавить когда-нибудь их дом", о чем Нина Елизаровна и говорит: "Может и правда мне уехать, а Лида дом возглавит" (Лида внешне – копия бабушка в молодости).

Настя, пятнадцатилетняя младшая дочь Нины Елизаровны. Ее папа – Александр Наумович Гольдберг, которого бабушка "сживала" из-за еврейской фамилии. Бабушка заставила Настю сменить фамилию. Сценарий жизни Насти – "Паршивая девчонка".

Каждый раз, затевая игру "Пни меня", она подтверждает свой сценарий, следуя которому она и забеременела в 15 лет. Нина Елизаровна, узнав о беременности Насти, погружается в полное замешательство: "Как же это..? Я же тебе все говорила и объясняла…". Транзактный анализ фильма хорошо объясняет неслучайность беременности Насти. С одной стороны, это лучший способ подтвердить индивидуальный сценарий "Паршивая девчонка". С другой стороны, это наилучший способ воспроизведения структур семейной системы в следующем поколении, включая миф "Мы – сильные. Нам мужчины не нужны".

На первый взгляд кажется, что Настя единственная, кто живет в хорошем контакте с реальностью: видит и говорит "правду" про мужчину Лиды, знает сколько стоит купальник: "Я че, на облаке живу что ли?", добывает языки к столу, приносит деньги домой. Когда нужно протиснуться в автобус, изображает "Калеку". Казалось бы, что она живет вне сценария, но если внимательно приглядеться, то станет понятно, что ее поведение – антисценарно, она бунтует против правил семьи. А бунт против сценария – тот же сценарий. Не зря про нее Виктор (отец Лиды) говорит: "Яблоко от яблони". Впрочем, это его фраза одинаково относится ко всем женщинам в семье.

Поведение Насти со своим молодым человеком, Мишей, напоминает поведение Нины Елизаровны с ее мужчинами – те же игры: " Попался, негодяй!", "Динамо".

Настя: "О, а я уж думала, куда подевался, хорошо встретились….Статья 119, до 3-х лет".

Описывая Мишу, она, по сути, описывает, своего отца: "Ничего интересного, слабый, бесхарактерный, не очень умный, наверняка, поддатый сейчас". Очевидно, что и выбор партнера детерминирован у Насти сценарием.

Обращаясь к Лиде, Настя говорит: "Лид, прости меня, я сначала сама не хотела, а теперь хочу...". Когда ее спрашивают, кого она хочет, Настя уверенно отвечает: "Девочку". В их семейном сценарии нет места мужчинам.

В фильме мы дважды слышим фразу: "Когда же это все кончится?!", "Ну, не всегда же это будет продолжаться, когда-то это кончится". Женщины, как будто, верят, что, когда бабушки не будет, проблемы уйдут. Они не видят своего участия, своей ответственности в том, что с ними происходит.

В финале фильма мать Нины Елизаровны поднимается из постели. Пораженная разворачивающейся картиной "чудесного исцеления" Настя медленно опускается на пол, сползая вдоль стены… Контролировать поведение членов семьи с помощью болезни, вторгаясь в чужую жизнь ударами в корабельную рынду, больше невозможно – надо вставать. Эта сцена художественными средствами весомо и зримо выражает транзакционную идею неизбежности расплаты за жизнь в сценарии.

Индивидуальные женские сценарии героинь фильма, разные на первый взгляд, хорошо согласуются с общим семейным "Мы – сильные женщины. Нам мужчины не нужны".

С появлением Евгения Анатольевича – "нормального, здорового мужика" появляется потенциальная возможность изменений в семье Нины Елизаровны и в ее собственной жизни. Нина Елизаровна начинает строить планы в связи с Евгением Анатольевичем. Да и он готов бабущку забрать "на лужок", и Мишу с Настей, и ребенка их пристроить в садик. Планы эти столь же радужные, сколь и хрупкие – бабушка встала!

Фильм заканчивается, оставляя семью Нины Елизаровны в точке бифуркации семейной системы, а каждую из героинь фильма в той точке ее жизненного пути, в которой потенциально возможны "внесценарные" решения и поступки. Дальнейшая жизнь Нины Елизаровны, ее матери, Лиды и Насти будет определяться их готовностью быть авторами собственной судьбы. Вероятность этого не велика, но она все-таки есть.

Работа с содержанием кинофильма в группе позволяет наблюдать и понимать происходящее на экране, прорабатывать искажения содержания фильма, обусловленные личностными проблемами, видеть причинно-следственные связи, возможные конструктивные выходы из ситуаций и жизненного сценария, то есть, способствует деконтаминации Взрослого.

Перенесение способности адекватного понимания кинофильма в жизнь для понимания себя, своих межличностных отношений, своей жизни, способствует укреплению Взрослой части, а, следовательно, снижению давления собственного сценария, а возможно, даже выходу из него.

Метки: Сценарии, Кино с психологом, Трансактный анализ,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Садись, два

Садись, два

06.11.2018
13131
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Моя мама всегда говорила...

Моя мама всегда говорила...

25.10.2018
7205
Психолог Анастасия Долганова: "Благодаря семейным традициям, наша жизнь может стать и лучше, и хуже. Для того чтобы оценить переданные нам навыки и понять, стоит ли оставлять их в собственной жизни в том же виде, нужен процесс, который называется "осознание интроекций".

Метки: Семья, Сценарии, Интроекция,

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

10.10.2018
18939
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Задумайтесь на минуту, как вы относитесь к самому себе, когда происходит какая-то нежелательная ситуация? Какими словами с собой разговариваете? Браните или успокаиваете? Назидаете или жалеете? Как ваш внутренний родитель заботится о вашем внутреннем ребенке – чтобы ему тепло, хорошо, уютно жилось?"

Метки: Счастье, Развитие личности, Психотерапия, Трансактный анализ,

"Странная женщина". Психологический разбор фильма

"Странная женщина". Психологический разбор фильма

05.07.2018
2275
Странная женщина – так называется очень хорошая картина Юлия Райзмана. Почему же странная? И что в ней такого странного? Что в ней такого, что выделяет её из всех других женщин? И тем самым обрекает на холодное одиночество в своей странности.

Метки: Кино с психологом,

Какие отношения имеют перспективу? Какую перспективу имеют отношения?

Какие отношения имеют перспективу? Какую перспективу имеют отношения?

29.06.2018
14128
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: Какие отношения могут быть конструктивными, питающими, жизне-стимулирующими, а также – на что ориентироваться, чтобы они таковыми были – в самом начале?"

Метки: Отношения, Трансактный анализ,

Выйти замуж за маму

Выйти замуж за маму

15.06.2018
35593
Психотерапевт Алла Далит: "Девочки ищут мужей похожих на папу? Увы, но нет. Девочки ищут мужей похожих на маму. Кого-то, кто будет их понимать лучше их самих, угадывать их настроение и желания, заботиться, гладить по спинке и приносить теплое питье в постель. Кого-то, кто защитит их от внешнего мира, успокоит правильными словами. И вообще, будет нежен и будет говорить много правильных слов".

Метки: Женщины, Сценарии,

Почему мне не хватает энергии?

Почему мне не хватает энергии?

07.06.2018
10239
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Энергия, которая должна быть направлена на себя – на саморазвитие, самореализацию, на защиту своих границ, на удовлетворение своих жизненно важных потребностей – почему-то блокируется и оказывается "вложенной" в какую-нибудь роль".

Метки: Энергия, Сценарии,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

21.05.2018
20247
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Пять контрактов доверия для пар

Пять контрактов доверия для пар

21.05.2018
4444
Отношения в паре могут приобрести новую глубину с помощью "контрактов доверия". Заключают сразу пять таких контрактов, по одному на каждое из эго-состояний.​

Метки: Трансактный анализ,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
18229
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Исцеление внутреннего ребёнка

Исцеление внутреннего ребёнка

04.05.2018
11248
Психотерапевт Ирина Стуканёва: "Каждый человек в каждый момент времени находится в состоянии Родителя, Взрослого или Ребенка и так он проявляет себя по отношению к другим людям. Но Внутренний Ребенок это то, каким ребенком человек является для самого себя. Он не виден окружающим, но выражает важнейшие проблемы самоотношения личности".

Метки: Трансактный анализ, Методики и упражнения,

Все понимаю

Все понимаю

03.05.2018
11832
Гештальт-терапевт Ирина Лешкова: "Всем нам знакомо ощущение, когда знаешь, как надо правильно поступить и что сделать и каждому из нас знакомо вот это беспомощное "все понимаю, но сделать ничего не могу". Что же с нами происходит? Почему ум и эмоции вдруг отказываются сотрудничать друг с другом? Как понять себя и помочь в условиях, когда сильные и неадекватные ситуации эмоции зашкаливают и останавливают нас в движении вперед?"

Метки: Управление эмоциями, Сценарии,

Фильмы о детской психологии

Фильмы о детской психологии

25.04.2018
7741
Подборка фильмов о детской психологии и теории привязанности.

Метки: Кино с психологом,

Жизнь, которая мне не предназначалась

Жизнь, которая мне не предназначалась

25.04.2018
11160
Психолог Ирина Дыбова: "Среди моих клиентов много молодых женщин нового поколения - образованные, умные, профессиональные, самостоятельно себя обеспечивающие, но вышедшие из обычных семей – они фактически "переросли" свою семью. В чём-то перепрыгнули её на порядок. Они оказались там, о чём их семья не то, что не мечтала, даже никогда не думала. Они те, кто "прыгнули выше головы" и... оказались в полном одиночестве".

Метки: Развитие личности, Семья, Сценарии,

4 вопроса, которые проявят ваш жизненный сценарий

4 вопроса, которые проявят ваш жизненный сценарий

10.04.2018
9541
Психотерапевт Ксения Панюкова: "Сценарии действуют в течение всей жизни человека. Они основаны на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании".

Метки: Сценарии, Трансактный анализ,

"Осколки насилия" или "Почему я кричу на своих детей?"

"Осколки насилия" или "Почему я кричу на своих детей?"

17.03.2018
27278
Психолог Ирина Дыбова: "Почему женщина, которая любит своих детей, заботится о них и всячески оберегает, вдруг превращаться в разъярённого монстра и делает то, после чего испытывает жуткое чувство вины?"

Метки: Домашнее насилие, Материнство, Сценарии,

Как избавиться от чувства вины?

Как избавиться от чувства вины?

27.02.2018
12082
Психолог Евгений Корчмарек: "Давайте начистоту! Если вам знакомо чувство вины, а особенно если вы чувствуете его постоянно – то это про вас. То есть вы позволяете вытирать об себя ноги только ради того, чтобы не чувствовать вину, но все равно чувствуете ее снова и снова – и в этой статье я расскажу вам как наконец-то избавиться от вины".

Метки: Чувство вины, Трансактный анализ,

В защиту "Должен"

В защиту "Должен"

22.02.2018
4935
Психолог Ксения Панюкова: "Слово "Должен" часто вызывает в нас сопротивление. "Никто никому ничего не должен", – это первое, что лично мне хочется выкрикнуть в пространство и сердито хлопнуть дверью. Как будто я по-прежнему бунтующий подросток, нежелающий подчиняться правилам и брать на себя ответственность за свои же решения".

Метки: Границы, Трансактный анализ, Треугольник Карпмана,

Как обида разрушает отношения или куда уходи любовь

Как обида разрушает отношения или куда уходи любовь

20.02.2018
16427
Психолог Евгений Корчмарек: "Считается, что со временем желание быть отрытым с партнером и очаровываться другим съедает быт, хотя, их съедает не быт, а вина и обида. И именно тот кто обижается начинает разрушать эти такие важные для обоих партнеров отношения".

Метки: Отношения, Чувство вины, Любовь, Обида, Трансактный анализ,

Я постараюсь

Я постараюсь

14.02.2018
3777
Психолог Евгений Корчмарек: "В транзактном анализе такие послания называют "драйверы". И выделяют 5 драйверов, один из которых "Старайся" – и описан выше".

Метки: Развитие личности, Сценарии, Трансактный анализ,

Сказка про триединое государство

Сказка про триединое государство

07.02.2018
1836
Сказкотерапевт Ирина Семина: "По теории Эрика Берна, в каждом из нас живут Внутренний Ребенок, Внутренний Взрослый и Внутренний Родитель. Ребенок – это наша спонтанность, радость жизни, творчество – и в то же время детский эгоизм, беспечность и разбросанность. Родитель – это наш опекун, хранитель мудрости, опыта и традиций, но он же может стать ментором и постоянным критиком. А Взрослый… Взрослый – это наш Деятель и Созидатель, он принимает решения и воплощает их в жизнь".

Метки: Сказкотерапия, Трансактный анализ,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
3882
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Трансактный анализ,

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

30.01.2018
7616
Психолог Евгений Корчмарек: "В статье ниже я рассматриваю различие между тем, что я назвал настоящим альтруизмом или служением и тем что я назвал "пластиковым" альтруизмом, который и приводит к насилию и агрессии".

Метки: Насилие, Границы, Психологическое насилие, Трансактный анализ, Треугольник Карпмана,

Как отделить истинные желания от желаний ложных

Как отделить истинные желания от желаний ложных

23.01.2018
7340
Психолог Евгений Корчмарек: "Для того чтобы чувствовать радость жизни – необходимо реализовывать свои желания. Однако, есть естественные желания: то есть те, которые идут из глубины вашей души, вашего естества – и есть "ложные" желания, которые идут от требований ваших родителей в детстве, требований социума, от желания быть крутым, принятым обществом и т.д."

Метки: Развитие личности, Личность, Трансактный анализ,

О директивах

О директивах

30.12.2017
9953
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Трансактный анализ,

Почему некоторые люди сильно раздражают?

Почему некоторые люди сильно раздражают?

16.12.2017
11106
Гештальт-терапевт Сергей Поляков: "В Тени находятся все мысли и чувства, которые человек не приемлет в себе, это часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков".

Метки: Раздражительность, Сценарии, Злость,

Вывих жизни

Вывих жизни

08.12.2017
78688
Психолог Андрей Юдин: "Одна из самых частых проблем, с которыми ко мне обращаются клиенты – "не понимаю, чего я хочу", "потерялся вкус жизни", "пропала мотивация", "постоянная апатия"... Формулировок много, но суть одна – сложно в жизни потеряно что-то очень важное, совершенно непонятно, что с этим делать, и от этого скучно и больно".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Энергия, Сценарии,

Пока ты не настрадалась, тебя не насытить

Пока ты не настрадалась, тебя не насытить

30.11.2017
7514
Психолог Анатолий Токарский: "Пока у тебя есть представления о том, в каком виде к тебе должно прийти счастье, – само счастье тебе не заметить, ты его упустишь. Будешь каждое мгновение проходить мимо, обесценивая, критикуя. Тебе будет всего мало и всегда чуточку "не то".

Метки: Счастье, Сценарии,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
21644
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Развитие личности, Домашнее насилие, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Как превратить свою жизнь в дерьмо. Инструкция в картинках

Как превратить свою жизнь в дерьмо. Инструкция в картинках

26.11.2017
12155
Художник-иллюстратор Светлана Бутенко и героиня её комиксов Космоножка.

Метки: Позитивная психология, Развитие личности, Сценарии,

Читать по теме: |
Выбор партнера: как не ошибиться

Выбор партнера: как не ошибиться

08.11.2018
1172
Статья о том почему мы влюбляемся в тех, кто причиняет нам страдания.

Метки: Любовь, Сценарии,

Пять дорог к женскому одиночеству

Пять дорог к женскому одиночеству

15.10.2018
1672
В статье описано пять паттернов женского поведения, обусловленного наличием внутреннего психологического конфликта и их влияния на качество партнерских взаимоотношений

Метки: Одиночество, Женщины, Сценарии,

"Полеты во сне и наяву". Образ нарциссической патологии

"Полеты во сне и наяву". Образ нарциссической патологии

25.08.2018
1735
Описание нарциссической патологии на примере персонажа фильма "Полеты во сне и наяву".

Метки: Нарциссизм, Кино с психологом,

Ограничивающие убеждения

Ограничивающие убеждения

30.07.2018
4373
Что же это за зверь такой, и как он в нас проявляется? Можно ли ему сопротивляться: И если да, то как? Прежде всего стоит понять, откуда берутся ограничивающие убеждения.

Метки: Развитие личности, Сценарии,

Внутренние Родитель, Взрослый, Ребенок – в близких, интимных отношениях

Внутренние Родитель, Взрослый, Ребенок – в близких, интимных отношениях

17.07.2018
1532
Внутренние Родитель, Взрослый, Ребенок, или теория эго-состояний является одной из основных в моей работе с клиентскими запросами в теме семейных и сексуальных отношений, так как она явно показывает причины возникающих проблем в построении близких, интимных отношений.

Метки: Трансактный анализ,

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

13.06.2018
2262
Маленький человек, приходя в этот мир, целостен: вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они смотрят на мир с доверием. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: жесткое воспитание, детский сад, начальная и средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведению. Это момент травмы, которая зачастую перерастает в психосоматику. Как вернуть "того маленького себя", избавляясь от симптома или ослабляя его? Об этом в статье.

Метки: Психосоматика, Психическая травма, Сценарии,

Как прожить не свою жизнь?

Как прожить не свою жизнь?

08.06.2018
1200
Как отказаться жить свою жизнь и в конечном счете впасть в депрессию? Есть множество испытанных способов – таких привычных и знакомых!

Метки: Развитие личности, Сценарии,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём