Как ребенок учится пользоваться эмоциями

29 сентября 2017
2535


Автор: Татьяна Котова, психолог, кандидат психологических наук.

Социальное научение – ситуация, когда мы учимся решать проблемы, наблюдая за тем, как это делают другие. Но более важен другой вариант, когда один человек учит другого, как правильно что-то делать. Это можно наблюдать даже в младенчестве по отношению к самым разным вещам. Хотя нам кажется, что социальное научение – это очень позднее приобретение, не так часто встречающееся в обычной жизни, последние данные указывают на то, что определенная форма этого процесса существенна для человека вне зависимости от возраста или культуры.

Можно ли научиться представлять эмоции

Процесс социального научения присутствует и в эмоциональном развитии, когда с возрастом человек начинает пользоваться новыми формами эмоциональных явлений. У младенцев мы фиксируем очень простые и одновременно ключевые эмоциональные проявления, связанные с позитивным и негативным отношением к происходящим событиям и с предсказуемостью ожидания. Эти явления, близкие к физиологическим процессам, общие для людей из разных культур, роднят нас с эволюционными предками и одинаково представлены у взрослых и детей разного возраста.

Со временем ребенок начинает демонстрировать значительно более сложные формы эмоциональных явлений: печаль или гнев, а не просто негативное эмоциональное состояние, гордость или радость, а не просто положительная эмоция. Эти эмоциональные состояния культурно насыщены, за ними стоит последовательность социальных действий, и они выходят за пределы текущей ситуации. Например, мы не можем говорить о гордости, если не подразумевали постановку цели.

От эмоций к ценностям

Чем старше становится ребенок, тем более сложные и более социально оформленные варианты эмоциональных явлений он испытывает. Дошкольники осваивают чувства, а подростки – такие сложные формы эмоций как ценности. Они могут полностью отделиться от физиологического компонента, но продолжают сохранять ключевую функцию эмоций, помогают определять, куда мы двигаемся. Развитие эмоций позволяет человеку регулировать свою жизнь и получать большую свободу в управлении ею.

Эмоциональная информация

У старших дошкольников появляется возможность внеситуативно сохранять эмоциональную информацию о смысле событий. Они учатся разделять кажущиеся близкими эмоциональные характеристики, такие как "красивый человек" и "добрый человек".


В начале дошкольного возраста ребенку трудно принять, что тот, кто выглядит симпатично и улыбается, может иметь плохие намерения. К концу дошкольного возраста ребенок приобретает эмоциональные механизмы, которые позволяют различать такие оценки и принимать решения осмотрительно, на основе опыта. Если человек вел себя по отношению к ребенку негативно, то он в меньшей мере поверит его текущим эмоциональным высказываниям. Но если, как в сказке о Красавице и Чудовище, большой и страшный зверь поступает по-доброму, заботливо, то разумно и правильно доверять ему и относиться к нему хорошо.

Как отделять поступки от эмоций

Чтобы ориентироваться на существенное, например на поступки человека, а не на непосредственное и внешнее в его поведении или на пользу мытья рук, а не на необходимость отвлечься ради этого от игры, ребенок должен сохранять эмоциональный опыт предыдущих событий, даже когда сами эти события прошли. Даже если опыт противоречит тому, что происходит здесь и сейчас. Этот человек улыбается, и его нужно оценивать как хорошего, но через небольшое время тот же человек поступает плохо. Сейчас идти чистить зубы не хочется, но вчера, когда почистил, было приятное ощущение свежести. Если сохранить в памяти события и последствия, то можно сопоставлять их и делать вывод о более существенной информации: обычно этот человек плохой или хороший, заботится он обо мне или, наоборот, опасен. Можно вести себя более внеситуативно, лучше понимать себя и помогать себе принимать решения, наиболее полно отвечающие своей собственной мотивации.


Например, ребенок понимает, что мама его любит, но при этом может его ругать. Если он в состоянии помнить чувства, то ребенок сердится, но помнит, что мама его любит и он любит маму, то есть мир не рухнул. Пока у ребенка нет механизма, сохраняющего эмоциональную информацию, каждую секунду мир будет меняться, а отношение к другим людям будет ситуативным. Например, испытывая голод, малыш будет считать, что еда – хорошая вещь, но, даже слегка насытившись, подумает, что еда – это плохо и она не стоит того, чтобы отказаться от прогулки, не отдавая себе отчета в том, что через полчаса прогулка станет не в радость из-за того, что он проголодается.

Эмоциональные конструкции нужны, чтобы принимать решения. Чем они более аналитично устроены, тем они полезнее, тем более эффективные решения они помогают принять.

Как младенцы учатся понимать свои эмоции

На каждом из возрастных этапов свои возможности по переработке эмоциональной информации. Большинство психологов развития сходятся в том, что на самом старте жизни эмоциональная оценка событий очень простая: хорошее или плохое, ожидал или не ожидал – это предзаданная форма оценки мира. Когда мы становимся самостоятельными, решения нужно принимать на более серьезной основе. Младенцам сложно проанализировать, что означает их плохое эмоциональное состояние. Ребенок испытывает негатив или позитив, но ему нужны инструменты, чтобы это интерпретировать и соотнести свои чувства с событиями, которые портят или улучшают настроение.

По предположению Д. Герегей (G. Geregely) и Ц. Унока (Z. Unoka), источником такой информации становится близкий ухаживающий взрослый, например мама. Она, реагируя на эмоциональные проявления младенца, зеркалит их, то есть отображает мимически и голосом их более точное значение. Такое повторение сопровождается интерпретирующими комментариями: "Ты так плачешь, потому что устал!" Чем больше мама стремится соответствовать контексту, реальным обстоятельствам, типичному поведению ребенка в таких обстоятельствах, тем точнее получается интерпретация. Ребенок запоминает эту информацию.

Поведение мамы – это якорь для неоформленных эмоций. Впоследствии в похожей ситуации их можно будет понимать, а значит, предсказывать дальнейшее и вести себя определенным образом, чтобы справиться с ситуацией. Если я чувствую себя вот таким определенным образом, это значит, что я устал, нужно найти комфортные условия и отдохнуть. А другое состояние, пусть тоже неприятное, но означает другое: я голоден – нужно найти пищу, например, или я заскучал – нужно что-то интересное. Практически одинаково негативные состояния начинают переживаться и даже выражаться по-разному, что позволяет точнее решать жизненные задачи. Внимательные родители замечают, насколько по-разному звучит плач новорожденного, четырехмесячного и годовалого малыша: появляется все больше форм, и их смысл становится доступнее для партнера по общению.

Социально-референтная оценка

В возрастном развитии эмоций есть феномен, который называется социально-референтной оценкой. Это ситуация, когда событие, которое должно вызывать у ребенка одну эмоцию, при определенной интерпретации этого события мамой вызывает совершенно другие чувства.

В экспериментах Элеанор Гибсон использовался стол из прозрачного материала, под которым с помощью свисающего клетчатого материала был явно обозначен обрыв. Девятимесячный ребенок подползал к краю "обрыва" и начинал ощупывать стекло, не решаясь ползти дальше. Исследователи развития эмоций попросили в такой ситуации стоящую с другой стороны стола маму звать ребенка, улыбаться, говорить, что все нормально. Оказалось, что большинство детей решаются переползти через "обрыв" в этом случае.

Когда этот феномен заметили впервые, он вызвал много дополнительных исследований, где авторы варьировали условия: будет ли мама использовать только голос или добавит улыбку, будет ли такой эффект, если пытаться представить страшной безопасную ситуацию. Оказалось, что маме проще вызвать опасения по отношению к чему-либо нестрашному, чем наоборот, и в этом проявляется осторожность нашей психики. Но главное, что в целом такое возможно при смене положительного на отрицательное и наоборот: ребенок видит проявление эмоции мамы по отношению к объекту и начинает вести себя с ним в соответствии с этой эмоцией, хотя до маминой реакции относился к этому объекту совершенно по-другому.

Эмоциональная привязанность

Мы (Kotova, Yudina, 2014) провели исследование, в котором посмотрели, в какой мере этот феномен – способность младенцев полагаться на эмоции мамы – будет представлен у ребят с разным типом привязанности. Привязанность – это важный элемент младенческого развития, характеристика эмоциональных отношений между ребенком и близким ухаживающим взрослым. Она указывает на доверие ребенка к миру, которое сформировано, если ребенок убежден, что мама будет всегда рядом, а значит, он сможет справиться с любой трудной ситуацией. Формирование привязанности завершается в возрасте от девяти месяцев до года с небольшим.

Дети с ненадежной привязанностью, лишенные ощущения, что мама поможет в любой ситуации, часто формируют зависимое поведение во взрослом возрасте. Ненадежная привязанность коррелирует с агрессивным поведением у мальчиков в школьном возрасте, а во взрослом возрасте – с трудностями в совладании со стрессом.

Как формируется привязанность

Существуют данные, что к формированию надежной привязанности приводит определенный характер поведения мамы. Он связан с ее готовностью согласованно реагировать на эмоции ребенка. Если мама принимает решение, ориентируясь на эмоции ребенка, то вероятность формирования надежной привязанности значительно выше, чем если не придает этому значения или реагирует несогласованно, то чрезмерно придавая значение некоторым проявлениям, то пропуская их.

Часто можно слышать от некоторых родителей, что к плачущему в кроватке ребенку лучше не подходить, иначе он привыкнет постоянно находиться на руках. Иногда родители теряются в ситуации, когда ребенок проявляет резкие негативные эмоции в присутствии других людей. В этом случае родители не доверяют своей реакции на переживания ребенка, а пытаются следовать множественным, подчас молчаливым советам со стороны.

Мама для эмоций младенца выступает как зеркало, позволяющее ребенку интерпретировать, что происходит. Если зеркало, в которое вы смотритесь, будет отражать еще кого-нибудь и искажаться, то шансы увидеть в нем свои эмоциональные проявления очень малы. Через некоторое время вы перестанете доверять этому зеркалу и потеряете надежду разобраться в клубке эмоций, который внутри вас происходит, он перестанет быть сигналом к чему-либо, а значит, прогнозировать последствия для себя тех или иных событий и собственных выборов можно будет лишь на ситуативных, изменчивых, несущественных основаниях.

Как привязанность влияет на восприятие эмоций

Мы сравнили связь привязанности с социально-референтной оценкой и увидели, что ребята с надежной привязанностью доверяют эмоциям матери. В исследовании мамы показывали милую плюшевую игрушку, новую и незнакомую для ребенка, и говорили, что она плохая и опасная. Дети сначала были немного растеряны, но, когда игрушка оказывалась у них в руках, повторяли эмоцию матери. Ребята с ненадежной привязанностью показывали эмоцию, привычную для этой игрушки, а не то, что демонстрировала мама.

Кажется, что дети с надежной привязанностью удивительно наивные и доверчивые, готовые принимать слова мамы на веру. Но интерпретация фактов такова, что ребята с надежной привязанностью знают: на эмоциональные реакции мамы можно полагаться, они соответствуют чему-то в объективном мире. Мама лучше предсказывает твои эмоциональные переживания, чем ты сам при первом столкновении с новым предметом.

Если мама в жизни повторяет и уточняет эмоции ребенка – радость или печаль, – ребенок понимает, что можно ориентироваться на маму, чтобы понимать себя самого. Это помогает принимать более эффективные решения в жизни, поскольку позволяет научиться сравнивать, анализировать и предсказывать свои эмоции, реакции на будущие события.

Ребенок с надежной привязанностью лучше определяет, кому из взрослых стоит доверять, а кому нет, потому что он умеет использовать собственные эмоции как сигналы более эффективно. В момент, когда он видит человека улыбающимся, ребенок помнит, какие эмоции у него были вчера и позавчера, и может это сопоставлять. А ребенок с ненадежной привязанностью своим эмоциям просто не доверяет, поэтому не считает нужным их сохранять. Так же и по отношению к событиям. Например, ощущения успеха от достижения цели в предыдущие моменты позволяют потерпеть досаду от неудачных попыток и найти в себе силы пробовать новые варианты решения проблемы.

Развитие эмоций у дошкольников

В дошкольном возрасте событие, которое дает точку для отсчета собственных эмоций, – это сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте важно не столько научиться понимать, что я чувствую здесь и сейчас, а сохранять чувства вопреки динамике актуальных эмоций. Находясь в квартире, чувствовать, что мне тепло, но знать, что я должен хорошо одеться, выходя на прогулку, ведь на улице минус двадцать. Хотеть добиться какой-то цели, а потому работать над ней, несмотря на то, что отвлекает. Сердиться на человека из-за какого-то поступка, но не переставать из-за этого любить его.

Большинство психологов знает выражение Выготского о том, что во время игры в доктора ребенок радуется как играющий и плачет как пациент. Это раздвоенность эмоционального фона: я плачу, как будто я пациент и мне больно, или радуюсь оттого, что состою в увлекательном деле. Это тренировка двухслойности нашего сознания, которая с легкостью переносится в состояние, когда я должен понимать, что хотя прямо сейчас я рассердился на друга за то, что он меня ударил, но он мой друг, он сделал это случайно и я когда-то делал что-то нечаянно, потому я потерплю и извиню его.

Таким образом, мы видим, что роль зеркала, в котором ребенок может увидеть свои чувства и разобраться в том, как они связаны с текущими эмоциями, событиями и отношениями с другими людьми, в дошкольном возрасте выполняют сюжеты игр, точнее, те социальные модели, которые в них заключены. В обоих возрастах – и в младенчестве, и в дошкольном возрасте – для того, чтобы освоить форму эмоций, позволяющую понимать себя и принимать решения в большем соответствии со своими собственными внеситуативными мотивами, необходим опыт согласованного взаимодействия с другими людьми по эмоционально значимым поводам, закрепленный во внешней, "знаковой" форме, будь то мимика, слова и действия мамы или роли, эмоции и действия партнера в игре.

Для подростка же таким зеркалом, необходимым для освоения ценностей, как формы эмоций, выступают многочисленные подростковые "разговоры" – как в виде книг, музыки, социально значимых действий, так и в виде обыкновенного обсуждения себя и других, которое постоянно присутствует в их межличностном общении.

Источник

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
819
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
1661
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
1302
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
1846
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
1296
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
21512
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
6721
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

14.06.2018
1872
Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него?

Метки: Воспитание,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
10718
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Когда раннее развитие приводит к отставанию

25.05.2018
44619
О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

Метки: Воспитание,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей.

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей.

21.05.2018
14957
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
12007
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Развод и нарушения привязанности у детей

Развод и нарушения привязанности у детей

23.04.2018
4526
Психолог Ирина Гурова: "Не всегда отношения между родителями можно сохранить, но знание о том, что переживают во время развода дети, поможет любящим их близким лучше понимать происходящее с детьми, щадить и учитывать их чувства".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
8507
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
15263
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12.04.2018
2564
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

22.03.2018
24760
Глухая, тупая, бессильная ярость накрыла Ольгу бетонной плитой. Нечем дышать, не хватает воздуха. Как же она устала от всех этих бумаг, людей, переговоров, бесконечных родительских "надо", "мы должны", "любой ценой", "мы не имеем права подвести клиента", "наша репутация должна быть безупречной". Несколько коротких, обжигающих затяжек. Перехватывает горло... И отпускает.

Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация,

Что бы сделала моя мама?

Что бы сделала моя мама?

21.03.2018
3270
Они позволяли нам быть детьми, мы болтались на улице, падали и обдирали коленки, веселились и наслаждались простыми радостями детства. Мы знали, что нас любят и что мы в безопасности. Мы никогда не сомневались в наиболее важных частях истории. Мы были не хрупкими тепличными растениями, а грязными, шумными, жизнерадостными детьми, которые хватали конфеты немытыми руками и отлично жили.

Метки: Воспитание, Материнство, Личный опыт,

Терапевтические сказки для непослушных трехлеток

Терапевтические сказки для непослушных трехлеток

15.03.2018
3854
Детский психолог Антонина Оксанич: "Многие родители наслышаны о таком важном и одновременно сложном этапе развития ребенка, как кризис трех лет. Милый, доверчивый малыш вдруг резко меняется, проявляя агрессию, истерики, непослушания. С таким крохой становится сложно найти общий язык, как будто дитя напрочь перестало слышать родителя. Но есть язык, который понимают все дети – это сказки".

Метки: Воспитание, Сказкотерапия,

Эмоциональная зрелость родителей

Эмоциональная зрелость родителей

12.03.2018
4107
Кто становится родителем? Тот, у кого появляются дети? Достаточно ли наличия детей, чтобы стать родителем? Физически и юридически – да. Мы становимся родителями тогда, когда у нас появляются дети. Но символически и психологически для того, чтобы стать родителями нам важно не только уметь принимать решения, нести ответственность за новую жизнь, но и быть для ребенка опорой: физической, финансовой, бытийной, эмоциональной.

Метки: Эмоции, Воспитание,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

07.03.2018
74498
Психолог Оксана Фадеева: "Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы".

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Полчаса в день на ребенка

Полчаса в день на ребенка

23.02.2018
43571
Вот уже месяц, как в нашу семью пришли удивительные перемены. Моя 5-летняя дочка научилась играть одна, а я уже думала, что эти славные времена не настанут никогда. Я писала о том, как необходимость играть с ней сводила меня с ума. Сейчас мои дети стали меньше психовать и раздражаться, а я перестала по вечерам падать от усталости. Как же я добилась таких чудесных перемен?

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Личный опыт,

Родители, не учите нас жить!

Родители, не учите нас жить!

19.02.2018
10576
Психолог Павел Зыгмантович: "Поступил вопрос: "Как дать понять родителям мужа, что сын уже вырос, женат и у него – своя семья! – что не надо за него теперь что-то решать и лезть в другую (не говорю, чужую, а просто – другую семью) семью, и не надо навязывать сыну свою точку зрения?".

Метки: Воспитание, Семья,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
20286
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
4126
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
4407
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
6025
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
3366
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Трансактный анализ,

Ищу идеального мужчину

Ищу идеального мужчину

30.01.2018
4649
Психолог Анастасия Платонова: "Картина маслом: идеальная, чистейшей души мама, которая положила на ребенка жизнь, взрастила, вскормила, подняла, сил дала и… папа, жестокий, авторитарный, тиран, душащий и прекрасную маму, и пытающийся пробиться сквозь асфальт росточек – ребенка".

Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
4075
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

Читать по теме: |
Ребенок очень стеснительный

Ребенок очень стеснительный

12.07.2018
509
В чем сложность предъявления себя стеснительным ребенком? Механизм смущения. Смещение фокуса внимания с себя на других – один из самых эффективных способов преодоления различных страхов перед другими людьми.

Метки: Застенчивость, Воспитание,

Интернет зависимость у детей

Интернет зависимость у детей

09.07.2018
220
Как влияют компьютерные игры на мышление ребенка? Соц сети – зло или новая реальность? Задача родителей – запрещать, ограничивать или сыграть на "поле ребенка"?

Метки: Воспитание, Компьютерная зависимость, Зависимость,

Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
337
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Давайте растить новое поколение!

Давайте растить новое поколение!

04.07.2018
663
Каковы современные тенденции общества в сфере воспитания ребенка? Кого и как мы воспитываем? Каковы задачи родителей на современном этапе развития общества? Чему необходимо научить ребенка?

Метки: Воспитание,

Заблокированная сексуальность

Заблокированная сексуальность

03.07.2018
1859
К сожалению поколение наших родителей не знало, что каждый ребенок с 3 до 5 лет проходит период инфантильной сексуальности, поэтому часто очень негативно реагировали на сексуальный интерес своих детей

Метки: Сексуальность, Детско-родительские отношения,

Как правильно хвалить ребенка?

Как правильно хвалить ребенка?

10.05.2018
1573
Достаточно пройтись по детской площадке, зайти в школу или поприсутствовать на дне рождения ребенка, чтобы неоднократно услышать в той или иной форме обращение взрослых к детям: "Ты молодец!". Многие из нас говорят детям "Молодец" на автомате и такое количество раз, что его можно уже отнести к словам-паразитам. Что же скрывается за такой формой похвалы?  

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Как помочь ребенку установить контакт со своими чувствами?

Как помочь ребенку установить контакт со своими чувствами?

03.05.2018
617
Контакт с чувствами закладывается в детстве, и в этот период очень важно, чтоб родители прислушивались к своему ребенку, к тому, что он чувствует. Необходимо создать прочный фундамент для развития чувственной сферы.  

Метки: Воспитание, Чувства,



Интервью недели

Олег Батлук. Эмоциональный папа

Олег Батлук. Эмоциональный папа

О том, что значит быть эмоциональным отцом.

Олег Батлук

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Алкоголизм Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Трансактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём