Как отделить истинные желания от желаний ложных

23 января 2018
2646

Евгений Корчмарек
Психолог-консультант

Для того чтобы чувствовать радость жизни – необходимо реализовывать свои желания. Однако, есть естественные желания: то есть те, которые идут из глубины вашей души, вашего естества – и есть "ложные" желания, которые идут от требований ваших родителей в детстве, требований социума, от желания быть крутым, принятым обществом и т.д. 

Некоторые желания, например, съесть мороженное легко реализовать и если это желание не истинное – у него будут не очень серьезные последствия – максимум, это неприятная тяжесть в животе или чувство тошноты от того что съел лишнее или то, чего на самом деле тело не хотел.

Другие же желания: машина, квартира, устроиться на определенную работу, выйти замуж, родить ребенка – требуют намного больших усилий и последствия от "разочарования" в желании после его достижения, если оно не было истинным – намного более тяжелые и болезненные. 

Я знаю несколько историй, когда после получения высшего образования (5 лет и более) в крутом вузе на крутой специальности приводили к тому, что несколько месяцев работы по этой специальности показывали, что эта работа не была истинным желанием, что все эти годы учебы были ответом на желания родителей или для подчеркивания ощущения собственной крутизны. 

Есть еще реальные истории, когда женщина очень сильно хотела замуж за определенного мужчину и родить от него ребенка, а после свадьбы или после рождения ребенка понимала, что она не любит этого мужчину и не хочет этого ребенка. 

Но если работу можно опять сменить (да, опять 5 лет или больше на поступление в вуз и новое образования и сотни тысяч рублей), с мужем можно развестись (именно поэтому многие разведенные женщины уже не хотят так замуж как до первого замужества – "чего я там не видела?" – говорят они), то с ребенком все намного сложнее – ваша ответственность как родителя растить его или ее до 18 лет.

В данной статье я опишу теорию и дам практику как отделить естественные желания от ложных, чтобы не тратить свои силы на то, чтобы достигать ложных желаний, а сосредоточиться на исполнении тех, которые идут из глубины души.

Давайте начну с определения теории эго-состояний трансактного анализа Эрика Берна, которые я буду использовать для объяснения. Эрик Берн выделил три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок, каждое эго-состояние – это набор мыслей, чувств, поведения. В каждый момент времени мы находимся в одном из этих трех эго-состояний. Когда речь идет об эго-состояниях, принято писать их с большой буквы, чтобы отделить их от реальных родителей и детей.

Родитель – это набор эго-состояний, скопированных у родителей или других авторитетных фигур в детстве. Каждое родительское эго-состояние копируется ребенком целиком, без каких-либо изменений. То есть Родитель – это полная запись поведения, образа мыслей, чувств родителей и других значимых взрослых фигур в детстве. Родителя делят на Заботливого и Контролирующего. Некоторые родительские действия генетически заложены в человеке (например, желание заботиться о своем ребенке) – это Заботливый Родитель, но другая, большая часть Родителя приобретается в процессе воспитания и это эго-состояние Контролирующего Родителя.

Взрослый – это беспристрастное эго-состояние, это компьютер, который собирает данные о мире с помощью органов чувств и обрабатывает их логически и при необходимости прогнозирует развитие ситуации. Во Взрослом человек временно отключается от своих эмоциональных и других внутренних реакций. У Взрослого эго-состояния "нет чувств", но при этом он может осознавать чувства своего Ребенка или Родителя. Родителя часто путают со Взрослым, особенно если Родитель спокоен и внешне ведет себя рационально. Тем не менее Взрослый не только рационален, но и видит ситуацию с нескольких точек зрения и у него отсутствуют чувства, Ребенок или Родитель воспринимает мир только с одной точки зрения.

Ребенок – это также как и Родитель – набор эго-состояний. В Ребенке вы двигаетесь, говорите, думаете, чувствуете, воспринимаете мир так же, как вы это делали в детстве до 7 лет. В Ребенке ваш голос становится тонким, детским. Для Ребенка характерны опущенная голова, поднятые кверху глаза, ерзанье и раскачивание на стуле, прыжки, хлопанье в ладоши, громкий смех и крики. Ребенка делят на Адаптивного и Естественного. Адаптивный Ребенок – это эго-состояния, в которых Вы были в ответ на эго-состояния ваших реальных родителей, то есть тех эго-состояний, которые теперь "хранятся" в вашем Родителе. Естественный Ребенок – это единственная часть личности, которая умеет радоваться жизни. Это источник спонтанности, сексуальности, творческих изменений и радости. Естественный Ребенок отвечает за связь с телом, за желания тела.

Исходя из описанной выше теории эго-состоянии, можно сделать вывод, что истинные желания идут из Естесвенного Ребенка, а "ложные" желания – из Адаптивного Ребенка, которые идут как реакция на требования Родителя, реакция в данном случае может быть желанием сделать как требует Родитель, так и сделать ровно наоборот. В Родителе хранятся не только требования наших родителей, но и требования других важных для нас фигур в детстве, например, любимого учителя или воспитательницы в детском саду и т.д.

То есть для того чтобы научиться отделять истинные желания от "ложных" – нам необходимо научиться отделять желания Естественного Ребенка, от желаний Адаптивного Ребенка, идущих от требований Родителя.

Важно учиться определять истинные желания от желаний "ложных" с самого малого, ведь если вы не умеете определять истинность желаний в малом, то без этого навыка вы не сможете определить и истинность или "ложность" "больших" желаний!

Естественный Ребенок отвечает за желания тела, поэтому начинать учиться определять истинность желаний стоит с еды, с определения того что вы действительно хотите или не хотите съесть: спрашивать себя – действительно ли я хочу это съесть или нет: и слушать ответ из тела, из своего Естественного Ребенка. 

После того как Вы потренируетесь на том, чтобы прислушиваться к своему телу, я предлагаю вам технику, которую мне подсказала Екатерина Кримазова: откажите себе в реализации этого желания! И если желание истинное, то будет спокойная реакция, что-то типа, "да, я понимаю, но знай только что я очень-очень этого хочу" – если же это будет "ложное" желание – то вы скорее всего получите внутренний бунт и протест – вы получите гнев и агрессивную защиту Родителя – ведь "желание" Адаптивного Ребенка всегда связано либо с требованием Родителя, которого и пытается реализовать Адаптивный Ребенок, либо с протестом бунтующей части Адаптивного Ребенка, который желает что-то вопреки требованию Родителя. В общем, в любом случае, если желание "ложное" – вы получите бурный агрессивных отклик.

Кроме того, часто бывает такое, что одно и то же желание поддерживает и Естественный и Адаптивный Ребенок – и тут у каждого желания есть свои нюансы и потому важно "отделить мух от котлет". Например, это может быть желание нового телефона, но Адаптивный Ребенок настаивает на iPhone, а Естественному Ребенку подойдет просто новый телефон за 10 000 рублей.

А умеете ли вы определять истинные желания от желаний "ложных"? Если да, то как вы это делаете: поделитесь своими лайф-хаками. Заранее благодарен за ваши комментарии и предложения по теме, спасибо.

Метки: Развитие личности, Личность, Транзактный анализ,

Читать по теме:
Поиски "призвания": три типичные ловушки

Поиски "призвания": три типичные ловушки

22.02.2018
1456
О чем молчат популярные ведущие семинаров по поиску "призвания"? Выпускники таких семинаров, как правило, не получают квалификацию и не обучаются оказывать реальную помощь людям. А под "призванием" понимается занятие тем, что "давно хотел", то есть психотерапевтическое творчество, уход от реальности.

Метки: Целеполагание, Личная эффективность, Развитие личности, Успех,

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

Визуализация для смелых: Позор и Триумф

22.02.2018
446
Психолог Елена Назаренко: "Выполнение данного психологического упражнения-визуализации есть психологическая "растяжка", благодаря которой мы можем научить себя дотягиваться до Нуминозного".

Метки: Развитие личности, Методики и упражнения,

В защиту "Должен"

В защиту "Должен"

22.02.2018
863
Психолог Ксения Панюкова: "Слово "Должен" часто вызывает в нас сопротивление. "Никто никому ничего не должен", – это первое, что лично мне хочется выкрикнуть в пространство и сердито хлопнуть дверью. Как будто я по-прежнему бунтующий подросток, нежелающий подчиняться правилам и брать на себя ответственность за свои же решения".

Метки: Границы, Спасательство, Транзактный анализ, Треугольник Карпмана,

Застревание в психологии

Застревание в психологии

21.02.2018
1253
Психолог Олег Сатов: "Текст касается тех, кто не ограничивает свою внутреннюю работу расчисткой психологических завалов, а на полном серьезе ищет чего-то большего, чем бы это ни было и как бы вы это ни называли. Речь пойдет о том, что работа над собой имеет тенденцию из двигателя превращаться в тормоз, из конструктивного движения вперед – в бесплодное хождение по кругу. И этот момент, когда следует остановиться и посмотреть на ситуацию шире, очень легко упустить".

Метки: Психотерапия, Личность, Иллюзии,

Как обида разрушает отношения или куда уходи любовь

Как обида разрушает отношения или куда уходи любовь

20.02.2018
1576
Психолог Евгений Корчмарек: "Считается, что со временем желание быть отрытым с партнером и очаровываться другим съедает быт, хотя, их съедает не быт, а вина и обида. И именно тот кто обижается начинает разрушать эти такие важные для обоих партнеров отношения".

Метки: Отношения, Чувство вины, Любовь, Обида, Транзактный анализ,

Бодипозитив: принятие – не значит одобрение

Бодипозитив: принятие – не значит одобрение

16.02.2018
1046
Гештальт-терапевт, практикующий психолог Илья Латыпов рассуждает о том, почему отношение к своему телу чаще всего строится на насилии и ненависти и почему принять свои несовершенства – не значит одобрять их.

Метки: Развитие личности, Принятие себя,

Что делать с внутренним критиком

Что делать с внутренним критиком

15.02.2018
1067
Гештальт-терапевт Владислав Волков: "Во многих случаях Самогрыз, даже наглый и раскормленный, вполне поддается укрощению и воспитанию. Какие же привычки нужно ему привить и что в целом внушить? Предлагаю некоторые возможные варианты".

Метки: Личность, Принятие себя,

Я постараюсь

Я постараюсь

14.02.2018
1022
Психолог Евгений Корчмарек: "В транзактном анализе такие послания называют "драйверы". И выделяют 5 драйверов, один из которых "Старайся" – и описан выше".

Метки: Развитие личности, Сценарии, Транзактный анализ,

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

09.02.2018
3232
Психолог Павел Зыгмантович: "В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле. Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий. Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

Сказка про триединое государство

Сказка про триединое государство

07.02.2018
583
Сказкотерапевт Ирина Семина: "По теории Эрика Берна, в каждом из нас живут Внутренний Ребенок, Внутренний Взрослый и Внутренний Родитель. Ребенок – это наша спонтанность, радость жизни, творчество – и в то же время детский эгоизм, беспечность и разбросанность. Родитель – это наш опекун, хранитель мудрости, опыта и традиций, но он же может стать ментором и постоянным критиком. А Взрослый… Взрослый – это наш Деятель и Созидатель, он принимает решения и воплощает их в жизнь".

Метки: Сказкотерапия, Транзактный анализ,

С вами уже все в порядке!

С вами уже все в порядке!

07.02.2018
1615
Психолог Олег Сатов: "Пробуждение не делает жизнь другой, оно отнимает всякие надежды и иллюзии о том, что что-то в жизни может измениться или нуждается в изменениях. Это не приобретение новой жизни, а лишение возможности убежать о той единственной, что уже есть".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

07.02.2018
1997
Кандидат психологических наук Дарья Кутузова: "Что значит жить интересно?" – это, на мой взгляд, вопрос не столько о том, что делать в жизни, но о том, как ее воспринимать, с какой позиции к ней относиться".

Метки: Развитие личности, Управление эмоциями, Нарративная терапия, Эмоциональный интеллект, Письменные практики,

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

06.02.2018
1203
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: "Если я делаю то, что стоит мне больших усилий, если я практически отрываю от себя, жертвую чем-то, то я жду чего-то взамен. Если уж не благодарности от самого человека, ради которого я так стараюсь, то признание от мира, бога и всемогущей вселенной. Осознаю я это или нет, но я жду награду".

Метки: Развитие личности, Личность,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
1257
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

"Я излучаю лучи добра" – или альтруизм как акт насилия

30.01.2018
1681
Психолог Евгений Корчмарек: "В статье ниже я рассматриваю различие между тем, что я назвал настоящим альтруизмом или служением и тем что я назвал "пластиковым" альтруизмом, который и приводит к насилию и агрессии".

Метки: Насилие, Границы, Психологическое насилие, Транзактный анализ, Треугольник Карпмана,

Цена успешной терапии

Цена успешной терапии

22.01.2018
1751
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Вариант получить что-то, не проявляя личной активности, не проходит, несмотря на частое желание клиента занимать пассивную позицию и ждать чудесного исцеления. Каким бы профессионалом ни был терапевт, как бы ни старался помочь клиенту в решении его проблемы, без встречного движения последнего все его усилия окажутся бесполезными".

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

Избегание и смирение

Избегание и смирение

14.01.2018
1822
Психолог Олег Сатов: "Жизнь полна опасностей. До пошлости банальное замечание, да? Однако тут есть ряд интересных для обсуждения моментов. Во-первых, вопрос в том, насколько именно жизнь опасна. Во-вторых, очень интересно, что, вопреки всем опасностям, мы проживаем жизнь, чувствуя себя в целом в безопасности. В-третьих, очень-очень любопытно, как именно мы добиваемся этого успокоения".

Метки: Развитие личности, Личность, Принятие себя,

Отказ от здравомыслия

Отказ от здравомыслия

12.01.2018
1362
Психолог Олег Сатов: "Говорим мы, например, о том, что всякий человек на все сто процентов эгоистичен. Собеседнику эта идея не нравится и он приводит примеры ситуаций, где человек переступает через себя: забота о родителях, любовь к детям, помощь друзьям и тому подобное. Рассматриваем внимательно каждый пример, и за всяким казалось бы альтруистичным поступком обнаруживается очевидная личная выгода стоящая на первом месте".

Метки: Развитие личности,

"Будь проще". А надо ли?

"Будь проще". А надо ли?

11.01.2018
1250
В избыточно усложненном я теряюсь, начинаю самой себе казаться глупой: приходится плутать в лесу из слов и понятий. Очень быстро я теряю ориентиры, не вижу, не могу найти основную мысль, которая кажется мне тщательно спрятанным коварными пиратами кладом. Чаще всего я не способна или просто не хочу совершать этот квест по нахождению сути.

Метки: Личность,

Психология выбора. Цена удовольствия

Психология выбора. Цена удовольствия

10.01.2018
3186
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всего два варианта. Выбор в пользу прошлого или выбор в пользу будущего".

Метки: Личность,

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

03.01.2018
3443
Психотерапевт Татьяна Мартыненко: "Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором она возникла. Это известное эйнштейновское высказывание почему-то всегда забывается клиентами на приеме у психотерапевта".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Гештальт-терапия,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3880
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Я интерсекс, и это нормально

Я интерсекс, и это нормально

29.12.2017
3525
Ирина родилась в год Петуха и, пока ее год не кончился, она хочет открыться. Годами от нее скрывали правду, подростком она не знала, что с ней, и ненавидела себя. Но два года назад все изменилось.

Метки: Личность,

Что происходит с женщиной, когда влияние травмы на нее ослабевает?

Что происходит с женщиной, когда влияние травмы на нее ослабевает?

22.12.2017
5326
Психолог Ирина Даржина: "Что происходит с женщиной, когда травмы перестают иметь над ней сильную власть? Как смотрит она на вещи, которые раньше казались понятными? И главное, она сама – это тот же человек или уже совсем незнакомый?"

Метки: Развитие личности, Психическая травма,

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

13.12.2017
2020
Что есть психическое и эмоциональное здоровье человека? Рассказывает Мак-Вильямс Нэнси - американский психоаналитик, доктор философии по психологии личности.

Метки: Личность,

Первый шаг к успеху – мечтайте правильно

Первый шаг к успеху – мечтайте правильно

12.12.2017
3191
Психолог Ольга Юрковская: "Удивляет ли вас старинное китайское проклятие "пусть сбудется твоя заветная мечта"? Действительно, как можно проклинать тем, к чему стремишься всей душой? Непонятны и более поздние литературные инсинуации, предлагающие начать бояться своих желаний. Хотите получить детальное объяснение, откуда берутся подобные изречения, чего не стоит бояться и как не разочароваться, придя к заветной цели?".

Метки: Развитие личности, Успех,

Личность как травма

Личность как травма

11.12.2017
2763
Психотерапевт Жюли Реше: "Часто говорят о "гармонично развитой личности", предполагая, что в формировании такой личности не принимали участия деструктивные процессы. Такое представление неверно, потому что личность – это и есть специфическая конфигурация психологических расстройств. Она приобретается в результате травмирования психики".

Метки: Развитие личности, Личность, Психическая травма,

Точка опоры

Точка опоры

10.12.2017
6574
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Как ощущает себя человек, у которого нет опоры на свои качества, на свои права, на свои чувства? Который не умеет их узнавать? У которого все части, кроме тех, которые обеспечивают долженствование, вытеснены?".

Метки: Развитие личности, Принятие себя,

Вывих жизни

Вывих жизни

08.12.2017
66842
Психолог Андрей Юдин: "Одна из самых частых проблем, с которыми ко мне обращаются клиенты – "не понимаю, чего я хочу", "потерялся вкус жизни", "пропала мотивация", "постоянная апатия"... Формулировок много, но суть одна – сложно в жизни потеряно что-то очень важное, совершенно непонятно, что с этим делать, и от этого скучно и больно".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Энергия, Сценарии,

Страх успеха

Страх успеха

07.12.2017
17610
Психолог Ольга Юрковская: "Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или тупо сидели в Интернете вместо работы? Или допускали грубые ошибки, хамили начальнику, заболевали в ответственный момент? Или заранее думали: "Все равно у меня ничего не получится!" – и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или "выходили из игры", потеряв интерес, при первых же достижениях?"

Метки: Уверенность, Развитие личности,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём