Как обрести уверенность в материнстве
Автор: Вера Василькова, семейный психотерапевт
База, на которой строится материнство – это детство самой матери. Как оно прошло? Было ли радостным или тревожным? Было ли безопасным или непредсказуемым? Стал ли этот опыт тем, на что можно опереться в воспитании детей?
Часто современным мамам не удается в достаточной мере положиться на собственное детство. И тогда внутри появляется много вопросов и сомнений, и на родителей выливается тонна противоречивых советов и рекомендаций. А ведь бывают мамы уверенные, которые легко отвергают ненужную критику, легко успокаиваются после тревожных новостей, умеют отстаивать свою позицию с бабушками и врачами.
Не у всех мам такое поведение включается само собой. Но есть хорошая новость - к уверенному материнству можно прийти. Однако, путь этот не из простых, и требует погружения в себя, размышлений о своем детстве, анализа мыслей и действий.
Опираясь на свою практику, я предлагаю механизм построения родительской позиции, который поможет мамам обрести уверенность в воспитании детей.
Что такое родительская позиция и зачем она нужна
Это ценности и установки родителей, ожидания, методы и стратегии воспитания. Когда здесь нет противоречий, то с детьми все идет более менее гладко. И в случае неприятностей достаточно свериться со своим внутренним компасом и следовать дальше.Но часто в этой базе много всего намешано, словно в супе. Что-то досталось в наследство от бабушек, что-то нашептала мама, что-то принято сейчас в обществе. Есть, конечно, и свои идеи, но им бывает сложно поверить. Социальные установки и мамины чары оказываются сильнее.
Вот если бы можно было все это перебрать по кирпичикам, и оставить только самое полезное и приятное. Как раз это и называется построением родительской позиции.

Ты же мать
Начнем с социальных установок. Они обычно звучат как "мать должна быть такой-то", "ребенку обязательно нужно дать то-то и то-то". Жесткие, безоговорочные, безапеляционные, противоречивые.Например, в обществе сейчас очень популярна установка "с детьми нужно дружить и создавать близкие и доверительные отношения". Это хорошо для детей – да. Но у многих мам нет опыта близких отношений с родителями в собственном детстве, и тогда непонятно, на что опираться при построении контакта с детьми. А ведь эта установка довольно жесткая, и если идеальные отношения в семье не складываются, у мамы возникает чувство вины, безысходность, бессилие.
Есть и другая установка – "дети должны быть успешными". И тогда мама стоит перед выбором, с одной стороны ей говорят, что отношения с ребенком важнее всего, с другой - что он должен ходить на несколько кружков, в 5 лет изучать математику, английский и китайский, даже если не остается времени на контакт с мамой.
И таких противоречий – уйма. Если не сделать собственный отбор установок, то они будут частенько досаждать, забирать энергию и силы.
В практическом блоке вы найдете вопросы, которые помогут разобраться. Но при выполнении этого блока, пожалуйста, соблюдайте технику безопасности – будьте внимательны к своему состоянию.
Если вопросы окажутся слишком волнующими, возможно, стоит отложить выполнение упражнения. Если вам невыносимо думать обо всем этом, но хочется изменить свое материнство – пожалуйста, обратитесь к специалисту, который сможет создать для вас безопасную атмосферу и поддержать процесс изменений.

Разложим все по полочкам: берите блокнот и ручку
Вспомните все возможные установки по поводу материнства, которые на вас влияют. Какие-то пришли из детства, какие-то вы обрели в подростковом возрасте или наработали уже во взрослой жизни. И каждую установку рассмотрите на предмет, подходит ли она в сегодняшней жизни вам и вашей семье.1. Для этого ответьте на вопросы:
- Какие стереотипы и установки по поводу воспитания давлеют сейчас в обществе и влияют на вас?
- Когда и как вы познакомились с каждой установкой?
- Что вы думаете о каждой установке? Вы согласны с ней? Как она влияет на вас?
- Вы бы хотели иначе?
- благоприятные - которые вам подходят, хорошо влияют на вас и на воспитание детей;
- неблагоприятные – которые мешают, вредят, мучают;
- спорные – не всегда сразу ясно, куда отнести установку, или же в ней есть и приятное и мешающее одновременно.
Например, "Делу время – потехе час". Допустим, вам эта установка подходит. Как же ее усилить? Можно сделать четкий распорядок дня и разделение обязанностей. Без фанатизма, но так, чтобы всегда было понятно, какое дело и когда следует выполнять детям, и какие развлечения встроены в эту программу.
4. Неблагоприятные установки – самое сложное. Их нужно трансформировать или менять на благоприятные.
Например, "Ты – мама, все остальное неважно". Что вы слышите здесь? Как вариант: "Откажись от всего, у тебя не должно быть ничего, только ребенок!" И сразу появляется тяжесть, чувство вины после похода на маникюр или на работу. Похоже в этом случае, установка для вас неблагоприятна.
И что же противопоставить такому сильному стереотипу? Например, можно найти баланс. Чтобы и свое что-то успевать хотя бы в минимальном объеме, и потребности детей удовлетворять, и другие важные вещи делать.
И тогда новой установкой может стать "Я – мама, и мне важен баланс Я-СЕМЬЯ"
5. Спорные установки нужно уточнить, переформулировать, довести до уровня благоприятных или отбросить.
В качестве примера возьмем установку "Детям – все самое лучшее". Почему она может оказаться спорной? С одной стороны, конечно, для детей мы хотим только хорошего. Но с другой стороны, детский сад – это самое ли хорошее? Наверное, могли бы быть и другие варианты.
Но детский сад дает возможность родителям иметь заработок, свои интересы. И если в садике детям хорошо, и потребности удовлетворяются – то баланс найден. И можно переформулировать установку в "Детям – по потребностям и по возможностям родителей".
Это очень глубокая работа, она может потребовать времени и сил. Хорошо делать ее частями. Сначала – только выписать все установки. Потом брать их по одной и исследовать. И еще раз напомню, следите за своим состоянием при выполнении этой работы.
В идеале коррекцию родительской позиции важно проделать обоим родителям индивидуально, а потом обсудить результаты. Если мама не одна воспитывает детей - то это общая родительская задача.
Есть и другие вопросы – работа с ценностями, переосмысление детского опыта, выбор воспитательных стратегий. Но именно работа с установками часто становится первым шагом к уверенному родительству.
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Развод и нарушения привязанности у детей
Метки: Развод, Детско-родительские отношения,
Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой
Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,
А что, если никаких детских истерик не существует?
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,
11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Развитие критического мышления у детей
Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,
Похорони надежду
Метки: Материнство, Сепарация,
Если мужчина "маменькин сынок" – это навсегда?
Метки: Материнство, Психотерапия, Случаи из практики психотерапии, Сепарация,
Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь
Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация,
Что бы сделала моя мама?
Метки: Воспитание, Материнство, Личный опыт,
"Осколки насилия" или "Почему я кричу на своих детей?"
Метки: Домашнее насилие, Материнство, Сценарии,
Терапевтические сказки для непослушных трехлеток
Метки: Воспитание, Сказкотерапия,
Эмоциональная зрелость родителей
Метки: Эмоции, Воспитание,
Про девочек-отличниц: взгляд психолога
Травля неуспешной матери
Метки: Материнство, Женщины,
Двойной посыл "плохой" матери
Метки: Материнство,
Полчаса в день на ребенка
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Личный опыт,
Родители, не учите нас жить!
Метки: Воспитание, Семья,
Однажды. Эссе для уставших мам
Метки: Материнство, Женщины,
Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,
Родителям
Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,
"Лоботомия" под наркозом материнской любви
Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,
Мы уже опаздываем
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,
Ищу идеального мужчину
Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,
Как научиться читать детский рисунок?
Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,
Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
Уже не ребенок, еще не взрослый
Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,
"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно
Метки: Воспитание,
Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Личный опыт,
О директивах
Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,
Популярное на сайте

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег
Дмитрий Зицер