Как говорить с ребенком о терактах?

30 июня 2016
2024


 Ольга Маховская
  Психолог-исследователь, к.н., автор бестселлеров — «Как спокойно говорить с  ребенком, чтобы он потом вам дал спокойно   жить», «Думай как ребенок.  Поступай как взрослый», «Американские дети играют с удовольствием, французские по   правилам, русские — до победы». 

11 правил и одно исключение

То и дело слышу от молодых мам: «А мой играет в террориста, ему нравится, когда все взрывается! Это же пройдет, поумнеет, разберется?»

Вообще-то идентификация с террористом — Стокгольмский синдром, объяснить, конечно, такое поведение можно, но принять как норму трудно, потому что пройдет время, и никто не поумнеет.

играет в террориста.jpg

Представление о том, что такое хорошо, что такое плохо, закладывается рано. Плохие герои — Дракон, который держит всех в страхе, Баба Яга, которая любит покататься на косточках съеденных ею детей, Волк (этот вообще загрызет кого угодно, голод не тетка)... Террористы в этом ряду.

Террорист — это бандит, который следит, когда народ собирается вместе, на вокзалах, на концертах, в домах, чтобы взорвать как можно больше людей. Дети 4-6 лет понимают такой простой сюжет. Но в сюжете про террориста должен быть и антигерой, спасатель, сильный и ловкий. Вот с ним и должен идентифицироваться мальчишка. Пришло время придумывать такого персонажа. Быть героем, нападать и побеждать мальчишкам нравится, но причина здесь физиологическая: выделяется гормон радости. Какой персонаж будет вызывать повышение уровня допамина — террорист или его антипод?

Теракты — это новая реальность, в которой растут дети во многих странах мира — Израиль, США, Франция, Испания, Турция, Россия.

Дети всех возрастов сразу попали в число жертв самых крупномасштабных террористических актов в России и мире, начиная со взрывов двух домов на Гурьянова и Каширском шоссе в Москве в 1999 году. Тогда погибли 241 человек, из них 15 детей. Примерно такая же статистика по последней авиакатастрофе в Египте, которая стала скорее всего результатом теракта: 224 погибших, 17 из которых дети. Такова пропорция детей в местах массового скопления людей, на которые нацелены террористы.

Со времени первых терактов в России выросло поколение взрослых, многие из которых уже стали родителями. Но прежде некоторые из них стали вторичными жертвами терактов. Так называют детей, шокированных телевизионными репортажами, паническими криками и высказываниями родителей.

По неопытности взрослые выражали свои эмоции, страх и агрессию по отношению к террористам, когда малыши бегали рядом. В результате психологи и психиатры констатировали, что новое поколение в 2 раза невротичней, чем их безоглядные родители. Теракты невротизируют. Это первое.

Второе: теракты формируют краткосрочную установку на жизнь, которая может внезапно, без всякой причины и даже намека, закончиться в самый счастливый момент жизни, даже если эта жизнь только началась.

Террористы в качестве мишеней выбирают воскресные, праздничные мероприятия, когда мы больше всего открыты, расслаблены и счастливы — первое сентября в Беслане, концерт в Норд-Осте, футбольный матч в Париже, возвращение из отпуска в Петербург...

Столкнувшись с такой несправедливостью, и ребенок, и взрослый может потерять мотив жить и действовать дальше. Ребенок будет расти, внешне меняться, а внутри так и останется перепуганным и беспомощным, не способным принимать решения самостоятельно. Такая внутренняя инвалидность называется выученной беспомощностью: «Ничего не поделаешь!» — лейтмотив такого существования.

Пережив мужественно теракты, человек может внутренне отвернуться от беды, отказаться говорить на эту тему, «забыть навсегда», или, как говорят психоаналитики, вытеснить ее. Эта ловушка, которая может затянуться петлей на горле спустя многие годы.

Я говорю о посттравматическом стрессе, когда приступы паники и страха настигают внезапно, и горе требует того, чтобы его все равно пережили медленно, мучительно, как ад, который всегда внутри. Посттравматический стресс — это тяжелое психологическое состояние, сопровождающееся снижением настроения, ухудшением памяти, пессимистической оценкой перспектив, депрессией, невозможностью устанавливать глубокие контакты с окружающими, высокой возбудимостью, или, напротив, слабой реактивностью взрослых и детей.

Но главная особенность посттравматического стресса — это его продолжительность во времени. После первой острой фазы страха и последующего шока, наступает довольно продолжительный период внешне нормального поведения, когда ребенок ведет себя «как всегда». Единственное, чего он избегает, так это ситуаций и разговоров, связанных с предыдущим шоком.

Я все время думаю про тех родителей, которые в детстве уже пережили ужас терактов. Новые события для них могли стать детонаторами старых травм. Не станет ли стресс родовой травмой, которая будет передаваться из поколения в поколение? Не станет ли эта травма проклятием, сводящим на нет все надежды и энтузиазм семьи? Не станут ли дети из «здоровых» семей новыми вторичными жертвами? Чтобы предупредить и амортизировать психологические последствия теракта, помните о некоторых правилах.

Правило N1: Если хотите посмотреть новости о теракте, отведите детей от экранов телевизора. Вы не успеете прокомментировать картинку. Ребенок испугается быстрее. Точно так, не нужно при ребенке панически обсуждать с друзьями и родными произошедшую катастрофу. Ребенок настроен на ваши эмоции, но сильные эмоции, с которыми справляется взрослый, ему еще не по плечу.

Правило N 2: Если после новостей о теракте, ребенок боится идти в детский сад или школу, нужно найти способ оставить его дома на 1-3 дня. Учиться он все равно не сможет. Более того, испуганные дети будут индуцировать друг друга, заражать своими страхами и невероятными предположениями. Учителя и воспитатели, как правило, идут на встречу и относятся к повышенной тревожности детей с пониманием.

Правило N3: С ребенком нужно поговорить о том, что его испугало. Но первое, что нужно сделать — это прижать к себе: «Не бойся, я с тобой!», «Я никому не дам в обиду своего малыша». Не бойтесь взять его на ночь к себе в кровать. За одну-две ночи он не привыкнет, но зато почувствует себя реально защищенным и успокоенным.

Правило N4: Нужно рассказывать детям о том, что другие и дети нуждаются в помощи и прививать им навыки солидарности. Отнести игрушку в пункты сбора помощи пострадавшим, написать письмо или сделать открытку — хороший способ активного противостояния беде.

Исключение из правил: Но! Если ребенок шокирован, испуган не нужно на него давить и мучить его разговорами. Когда пройдет самая острая фаза, вы обязательно поговорите. А пока нужно просто побыть с ним и попробовать чем-то порадовать или отвлечь: игрушкой, кино, книжкой. Транквилизирующие приемы хороши: погладить, успокоить, поцеловать, держать за руку на улице, разговаривать тихо.
  
Правило N5: Не забудьте сказать, что бояться террористов (равно, как и других опасностей) — это нормально. «Все испугались. Любой бы испугался на твоем месте!» «Взрослых людей специально учат жить и работать в условиях опасностей. Врачи, пожарные, спасатели специально и долго этому учатся. А когда они были маленькими, они тоже боялись. Может даже больше всех, поэтому и решили вырасти и помогать людям».

Правило N 6: Помочь ребенку до 10 лет понять и пережить горе помогают невербальные методы: дайте ребенку карандаши, мозаику, пластилин, пусть изобразит то, что его волнует. Это поможет вывести во вне детскую травму, научит с нею справляться даже тогда, когда ребенок становится неконтактным.

Правило N 7: В доме всегда есть темные места, которых ребенок избегает. Пусть это будет уголок страха. Возьмите ребенка за руку или обнимите за плечо и поделитесь с ним своими страхами в расчете на то, что он вас утешит, а заодно и расскажет, как ему было страшно.

Правило N8: Наряду с отрицательными персонажами, пиратами, волками, Кащеями, придумайте рассказ про террориста, который, как Дракон держал всех в страхе, требуя все новых и новых жертв. Дракон — типичный террорист, который не умеет любить, не знает, как получить любовь других. У него злое сердце, поэтому все, что он делает, это убивает, но в конце концов, люди с ним справляются.

Посмотрите вместе с ребенком фильм или мультфильм про Дракона. Террорист, несмотря на человеческий облик, это уже не человек. Зомби, Фредди Крюгер, Дракула — создания, в которых программа жизни по каким-то причинам была заменена на программу смерти. Это опасные создания, противостоять им можно только сообща, детям лучше держать от них подальше.

Много лет проработав директором по содержанию «Улицы Сезам», я могу сказать, как непросто найти простой образный язык, чтобы поговорить с ребенком о безопасности, не испугав, но озадачив его. И каждый раз, возвращаясь к этой теме, я прихожу к выводу, что базовым навыком безопасности является умение говорить «Нет!» чужаку. Террорист — это тот же чужак.

Правило N9: Если вы оставляете ребенка дома, научите его не открывать дверь чужим людям, и не отвечать на телефон неизвестным. Для этого мало рассказать, нужно показать, потренироваться. Выйдете из квартиры, вернитесь, позвоните, скажите кодовые слова, похвалите ребенка за то, что он все сделал правильно.

Правило N10: Когда случается беда, люди объединяются, берутся за руки. Покажите ребенку, как организовано можно выйти из дома по лестнице. Лучше всего этот навык отрабатывается в детском саду.

Правило N11: «Не забудь позвонить маме!» Это правило для школьников. Что бы ни случилось, если есть возможность, нужно отправить смс или позвонить домой, чтобы не волновались мама, папа, бабушка…

Массовым посттравматический стресс становится в результате войн, катастроф, землетрясений. Свое название этот синдром (то есть почти заболевание, но позволяющее жить в обычных условиях, без госпитализации), получил после того, как психологи стали работать с ветеранами войн — вьетнамской, афганской, чеченской.

Но, конечно, психологические последствия войн и катастроф были и раньше. Просто психическому здоровью раньше уделяли меньше внимания. Печально, но именно войны стимулировали развитие психологии как науки и практики.

И совсем недавно стали обращать внимание на детей. Виной тому — подлый терроризм. Последние исследования посттравматического стресса показали:
  • Существует устойчивая взаимосвязь между полом и возникновением посттравматического стресса у детей. У девочек посттравматический стресс возникает чаще, его признаки более выражены, чем у мальчиков. 
  • Уровень интеллекта влияет на глубину переживания беды. Существует обратная зависимость — чем ниже интеллект, тем интенсивнее проявления посттравматического стресса. 
  • Семья для взрослых и детей сильнейший амортизатор в беде. Отсутствие адекватной поддержки в семье усугубляет стресс. 
Из бестселлера Ольги Маховской «Как спокойно говорить с ребенком о жизни, чтобы он потом вам дал спокойно жить», Эксмо, 2015

 КакСпокойно.jpg

Метки: Воспитание,

Читать по теме:
Полчаса в день на ребенка

Полчаса в день на ребенка

23.02.2018
648
Вот уже месяц, как в нашу семью пришли удивительные перемены. Моя 5-летняя дочка научилась играть одна, а я уже думала, что эти славные времена не настанут никогда. Я писала о том, как необходимость играть с ней сводила меня с ума. Сейчас мои дети стали меньше психовать и раздражаться, а я перестала по вечерам падать от усталости. Как же я добилась таких чудесных перемен?

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Родители, не учите нас жить!

Родители, не учите нас жить!

19.02.2018
855
Психолог Павел Зыгмантович: "Поступил вопрос: "Как дать понять родителям мужа, что сын уже вырос, женат и у него – своя семья! – что не надо за него теперь что-то решать и лезть в другую (не говорю, чужую, а просто – другую семью) семью, и не надо навязывать сыну свою точку зрения?".

Метки: Воспитание, Семья,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
9073
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
1481
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
1294
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
1861
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
1285
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,

Ищу идеального мужчину

Ищу идеального мужчину

30.01.2018
2128
Психолог Анастасия Платонова: "Картина маслом: идеальная, чистейшей души мама, которая положила на ребенка жизнь, взрастила, вскормила, подняла, сил дала и… папа, жестокий, авторитарный, тиран, душащий и прекрасную маму, и пытающийся пробиться сквозь асфальт росточек – ребенка".

Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
1553
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
1329
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
1769
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

10.01.2018
3002
Ежедневно в поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" поступает в среднем 17 заявок на поиск пропавших людей, около трети из них – на поиск детей. Группа профилактики проводит бесплатные занятия для детей, чтобы научить их безопасному поведению в лесу и на улице, а также организует лекции для родителей, чтобы рассказать о том, чему учить детей и чего опасаться. На них мы рассказываем о правилах, которые написаны, к сожалению, слезами и кровью.

Метки: Воспитание,

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

07.01.2018
4082
Из-за комплексов и неумения выстроить отношения по-другому родители требуют уважения от ребёнка. К такому выводу пришёл молодой папа Андрей Бородкин. По-настоящему дети уважают нас за поступки, а запугивание и культ старших дадут всего лишь видимость уважения.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3889
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Искусство воспитания раба

Искусство воспитания раба

23.12.2017
7559
Дима Зицер: "Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой..."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Семья, Детско-родительские отношения,

Зачем, а не почему болеют дети

Зачем, а не почему болеют дети

19.12.2017
5834
Гештальт-терапевт Рагулина Анастасия: "Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о "часто болеющих детях". А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?"

Метки: Воспитание, Психосоматика, Детско-родительские отношения,

Подарки для моих детей

Подарки для моих детей

18.12.2017
1223
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Я подарю своим детям много самостоятельности. Мне не нужен контроль над ними, я не верю в то, что он поможет им выбрать верную дорогу. Напротив, я уверена, что мой контроль приведет к сопротивлению, а я не хочу, чтобы они выстраивали свою жизнь на протесте против давления".

Метки: Воспитание, Любовь,

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

16.12.2017
1180
Федор Шеберстов: "Так вот, именно мы с вами сделаем так, чтобы школа была интересной и полезной. Кроме нас никто этого не сделает, сверху эти изменения не придут. Нельзя сделать интересно по приказу. Мы только что начали, и все козыри у нас на руках".

Метки: Воспитание,

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

01.12.2017
40034
Нужно копить деньги и все делать качественно. Психолог Людмила Петрановская уверена – это незыблемые родительские истины... позавчерашнего дня. В то же время есть то, что нашим детям точно пригодится. Как минимум, критическое мышление.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
8334
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

26.11.2017
7205
Психолог Юлия Данилова: "Каждый раз, когда вы кричите на ребенка, он испытывает сильнейший стресс и получает психическую травму. Крик – это угроза безопасности. Безопасность – одна из важнейших потребностей ребенка для нормального развития психики".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

25.11.2017
2946
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
2901
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

21.11.2017
2771
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Речь пойдёт о той здравой доле адекватности, которая необходима в процессе воспитания ребёнка буквально ежедневно, ежеминутно. Адекватность равно ответственность за психологическое здоровье вашего ребёнка".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

01.11.2017
11787
Клинический психолог Юлия Лапина: "Поскольку в нашей культуре мать считается "нормальной" пока не наносит физических травм ребенку, нелюбящие матери не несут ответственности за свои слова пока их дети накормлены, одеты и имеют крышу над головой. Но ведь даже детские дома предоставляют это ребенку, разве не так?"

Метки: Воспитание, Материнство,

Объяснить ребёнку смерть

Объяснить ребёнку смерть

20.10.2017
1942
Как бы вы объяснили смерть тому, кто младше трёх лет? Большинство взрослых сами напуганы тем фактом, что однажды мы перестанем существовать и жизнь продолжится без нас. Так как же может понять эту идею тот, кто ещё боится пылесоса?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Помочь стать счастливыми

Помочь стать счастливыми

16.10.2017
1271
Специалист по психодиагностике Алиса Тананаева: "Своевременное выявление особенностей интеллекта позволяет развить природные задатки ребенка, а также своевременно обратить внимание на пробелы в его знаниях в тех или иных областях, что позволит избежать серьезных трудностей и в школе, и далее по жизни".

Метки: Воспитание, Психодиагностика,

Трудные чувства родителей

Трудные чувства родителей

02.10.2017
3122
Психолог Татьяна Жуковская: "И я поначалу тоже пыталась создать иллюзию счастья в своей семье, искренне полагая, что если буду все делать правильно, то оно, счастье, придет. Как же может быть иначе? Но, стараясь делать все правильно, как велел мне мой детско-родительский опыт и мои предрассудки, я чувствовала, что истощаюсь. Силы уходили, а счастья не было. Почему?"

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

29.09.2017
2174
Развитие способностей, связанных с пониманием эмоций, помогает ребенку хорошо учиться и легко взаимодействовать с окружающими. Психолог Татьяна Котова рассказала, как научить ребенка справляться с любыми проблемами.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Священный брак или зачем нужна семья?

Священный брак или зачем нужна семья?

28.09.2017
3470
Психолог Юлия Головкина: "Браком хорошее дело не назовут" – гласит известный афоризм. И по поводу разрушения института современного брака, и про статистику разводов, и про новые формы брака тоже сказано немало. Да и у меня самой опыт двух неудачных браков, которые пришлось расторгнуть по причине их полной нежизнеспособности. И всё-таки, мне захотелось написать статью в защиту брака, потому что я не раз задавалась вопросом: зачем нужна семья?"

Метки: Воспитание, Семья,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём