История о том, как работают убеждения и легко ли их менять

14 июня 2017
5830

Ольга Гусева
Психолог


Живет себе девочка М. в городе N.

Она с детства воспитана так, чтобы быть удобной другим людям и все время оправдывать их ожидания. Частоты ее мозга буквально настроены на то, чтобы угождать другим людям, подавляя себя. Она живет с таким настроем столько, сколько себя помнит: без малого 25 лет.

За это время она вокруг себя собрала (неосознанно) таких друзей, знакомых и коллег, которым она, в силу своих установок, стремится угождать и нравиться. 

Попадая в незнакомую обстановку она говорит, ведет себя и позиционирует себя (не осознавая этого), транслируя эту установку своей речью, позой, манерами, поведением. Другие люди и события, происходящие с девочкой М. - полностью оправдывают ее жизненный сценарий: она угождает, другие - пользуются.

Со временем девочка М. понимает, что начинает "задыхаться". Она обижена, что не может себе позволить быть самой собой. Ее угнетает то, что она не умеет себя вести по другому. А когда она пытается говорить и действовать из своих интересов - ее тупо не понимают.

Во-первых, потому что она делает это коряво и неестественно, словно не веря в свое право быть ценной и значимой просто так, без всяких условий.

Во-вторых, потому что другие люди привыкли, что девочка М. им удобна и не имеет своего мнения, своих потребностей.

Наконец, ущерб от проживания в установке "быть удобной и угождать другим" превышает выгоды от сомнительной социальной адаптации, псевдо-любви окружающих и предсказуемости подобной жизни.

Девочка М. начинает бунтовать и у нее назревают серьезные проблемы в отношениях с другими людьми: мамой-папой, друзьями, коллегами, сокурсниками и пр. Учтите, что половина процессов не осознается. Просто копится обида на несправедливость жизни, на то, что ее не понимают, злость на людей и страх что-то менять.

Особенно страшно потому, что её корявые попытки перестать быть удобной - лишают девочку М. ощущения безопасности и предсказуемости в жизни. Тут девочке М. везет - она попадает на прием к адекватному психологу. Она узнает про установки и убеждения и осознает свою установку. Установку "быть удобной другим людям".

История о том, как работают убеждения и легко ли их менять


Но возникает дилемма: как жить, если она откажется от старой установки "быть удобной и угождать другим" и позволит себе быть самой собой?

Во-первых, она саму себя плохо знает. Обычно раскрытие потенциала личности должно протекать в диапазоне от 3-х летнего возраста ребенка и до 21 года. Она, допустим, верит психологу, что у нее этот потенциал есть. Но ее пугает - какую работу надо проделать, чтобы его раскрыть. Ведь придется выполнить ту работу, которую должны были выполнить родители, пока она была ребенком. То есть восполнить пробел почти в 21 год.

А куда девать обиду на родителей, на жизнь, на социум, использующий с выгодой для себя чужие комплексы, страхи, безграмотность человека в отношении самого себя?

Во-вторых, имеющееся на данный момент в ее жизни окружение привыкло, что она - девочка М. - ведет себя определенным образом, стараясь угождать им.

И оно, окружение имеет с этого определенные выгоды. Оно, естественно, первой своей реакцией осудит девочку М., которая вдруг начнет слабо требовать признать ее право "быть ценной без всяких условий". 


Это окружение скажет девочке М. - "Ты чего это, дорогуша? У тебя все с головой в порядке?" И часть этого окружения постарается (неосознанно) вернуть все на круги своя. Чтобы девочка М. снова стала такой, к какой они все привыкли (пусть и с негативной для девочки М. установкой), но зато привычной

И вот тут на девочку М. ложится громаднейшая ответственность за выбор: преодолеть все эти трудности и раскрыть себя настоящую или же снова стать привычной, предсказуемой, с той же жизненной установкой.

И вот эта ответственность уже на 100% принадлежит девочке М. Не её родителям, не социуму, а именное ей - нашей Героине. Давайте, на секунду, предположим, что девочка М. принимает этот вызов.

И решает встать в оппозицию всему: сопротивлению окружающей среды, привычным своим (встроенным и буквально въевшимся в память тела) реакциям, автоматическим мыслям, вытекающим из старой установки.

Что ее ждет на этом пути? 

Первый этап:

1. Страх того, что она мала и ничтожна, чтобы справиться с такой громадной ношей. Страх перед огромной работой, которую предстоит проделать

2. Неминуемо будет отваливаться старое окружение. То, которое не сможет принять новую (или меняющуюся) девочку М.
3) Сомнения в том, а правильно ли она поступает, изменяя негативную для нее установку. Сомнения в том, что вселенная дружественна и ее жизнь изменится в лучшую сторону в результате проделанной работы.

Второй этап:

Постепенно из памяти ее тела будут вымываться старые стереотипы поведения, речи, мышления, основанные на установке "быть удобной".

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 

И постепенно в ее сознании будет прорастать новое убеждение: "что она ценна сама по себе, такой, какая она есть, без всяких условий". А это повлияет в свою очередь на речь, манеры, поведение, способ нести себя.

И в один прекрасный день, она сможет, наконец-то, заметить, что она знакомится (и с ней знакомятся) совсем другие люди. Те, которые принимают эту ее новую установку, "что она ценна сама по себе". Этакое превращение из лягушки в принцессу.

Девочка М. начинает выстраивать свои отношения с другой частью этого мира: с той, где ее принимают такой, какая она есть. В этой части мира тоже не все медом намазано: бывают трудности, бывают неудачи, бывает разное, но зато в этой части морфогенетического поля вселенной нормой считается "быть самой собой, без осуждения"

Третий этап:

Сжигание лягушачьей шкуры.

С момента начала пути прошло ни много, ни мало, а почти семь лет. За это время происходит полное обновление живых клеток в организме. Можно сказать, что умерли и сменились новыми последние клетки, помнившие "рабство старой установки".

Девочка М., может уже оглянуться назад и оценить проделанный путь. Теперь он вызывает улыбку. Дорога в тысячу километров пройдена и можно подвести итог.

Когда же все-таки негативные для нее установки сменились на позитивные? Окончательно это произошло совсем недавно. В начале пути совсем не верилось ни в какой позитивчик.

Теперь девочка М. на примере своей жизни знает о том, как нелегко из лягушки превращаться в принцессу. Она знает, что никакой Иван Царевич не приходит на помощь. Она знает, что в начале пути максимум, на что она может рассчитывать - это дискомфорт, ощущаемый без привычного болота и почти никакой поддержки.
Скорее наоборот - дружный лягушечий хор осуждения. Дескать: куда собралась, жаба болотная? В царевны метишь?

Хорошо, если с психологом повезло. И он поддерживал. Но скорее всего - большую часть пути пришлось топать в одиночку. Зато результат того стоил.

Вот такая с одной стороны "грустная" история. Но у нее счастливый конец для тех, кто готов пройти путь до конца. Это то, что известный исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл называл "индивидуальным путешествием героя".

Наша героиня истории называется "героиней" по праву, так как ей действительно потребовалось мужество, чтобы пройти этот путь, принять вызов, брошенный ей жизнью. У каждого человека есть шанс стать героем своей жизни. Но не у каждого достанет смелости этим шансом воспользоваться.

Жизнь не дает никаких гарантий. Стать героем свой жизни, изменить установки - это всегда шаг в неизвестность.

Метки: Развитие личности, Личность, Сценарии,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Что такое инфантильность?

Что такое инфантильность?

01.07.2018
2339
Психолог Олег Сатов: "Человек кажется незрелым и инфантильным тогда, когда его модели поведения не соответствуют фактической ситуации. Но не просто не соответствуют, а исходят из той картины мира, которая свойственна какой-то предыдущей стадии развития сознания".

Метки: Развитие личности, Инфантильность, Иллюзии,

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

16.06.2018
18344
Психотерапевт Татьяна Мартыненко: "Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором она возникла. Это известное эйнштейновское высказывание почему-то всегда забывается клиентами на приеме у психотерапевта".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Гештальт-терапия,

Выйти замуж за маму

Выйти замуж за маму

15.06.2018
23973
Психотерапевт Алла Далит: "Девочки ищут мужей похожих на папу? Увы, но нет. Девочки ищут мужей похожих на маму. Кого-то, кто будет их понимать лучше их самих, угадывать их настроение и желания, заботиться, гладить по спинке и приносить теплое питье в постель. Кого-то, кто защитит их от внешнего мира, успокоит правильными словами. И вообще, будет нежен и будет говорить много правильных слов".

Метки: Женщины, Сценарии,

Любовь нарцисса

Любовь нарцисса

08.06.2018
5042
Гештальт-терапевт Татьяна Мартыненко: "Достижения являются главной ценностью для нарцисса, призмой и мерилом всего. Любовь, отношения также не являются исключением: и в этой сфере нарцисс должен быть успешен".

Метки: Нарциссизм, Личность, Любовь, Гештальт-терапия,

Невротичная любовь

Невротичная любовь

08.06.2018
5745
Гештальт-терапевт Татьяна Мартыненко: "Невротик – какой он? В первую очередь, очень нуждается в другом человеке. Если шизоида легко перекормить, то невротика, наоборот, трудно насытить! Им свойственно испытывать сепарационную тревогу, которую часто принимают за привязанность, и даже иногда за любовь".

Метки: Истерическое расстройство личности, Личность, Любовь, Гештальт-терапия,

Шизоидная динамика и любовь

Шизоидная динамика и любовь

08.06.2018
5190
Гештальт-терапевт Татьяна Мартыненко: "Главной потребностью шизоида является безопасность (а также витальность – ощущение себя живым). Поэтому первое, что характерно для шизоидной динамики отношений – это долгий преконтакт".

Метки: Личность, Любовь, Гештальт-терапия, Шизоидное расстройство личности,

24 стороны развития личности

24 стороны развития личности

08.06.2018
2316
Кандидат психологических наук Дарья Кутузова: "Когда мы излечиваемся от болезней, избавляемся от проблем, личностно растем и развиваемся – в каком направлении мы при этом движемся? Что такое "полноценный человек", "душевное здоровье", "оптимальное функционирование"?

Метки: Развитие личности,

Чем опасен Карлос Кастанеда?

Чем опасен Карлос Кастанеда?

07.06.2018
2464
Статья не о том, что Кастанеда чем-то плох. Как и у любого инструмента, у него есть сильные и слабые стороны. Но статья и не об этом тоже – она о том, к каким проблемам приводит поверхностное знакомство и безответственное применение любого инструмента.

Метки: Развитие личности,

Почему мне не хватает энергии?

Почему мне не хватает энергии?

07.06.2018
5264
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Энергия, которая должна быть направлена на себя – на саморазвитие, самореализацию, на защиту своих границ, на удовлетворение своих жизненно важных потребностей – почему-то блокируется и оказывается "вложенной" в какую-нибудь роль".

Метки: Энергия, Сценарии,

Кухонные тайны гештальт-терапии

Кухонные тайны гештальт-терапии

04.06.2018
4637
Психолог Елена Назаренко: "Одно из величайших достижений гештальт-терапии (принятое затем всеми остальными психотерапевтами) это доказательство следующего факта: Ваши пищевые привычки формируют Вас как личность. Как Вы едите, так Вы и живёте".

Метки: Развитие личности, Гештальт-терапия,

Как победить плохие привычки, пока они не победили вас

Как победить плохие привычки, пока они не победили вас

31.05.2018
2658
Знаете ли вы, как формируются плохие привычки? Осознаете, когда еще можете от них отказаться и все изменить? Независимо от того, какое зло вас гложет, вы способны избавиться от привычки, пока действительно настроены решить задачу.

Метки: Личная эффективность, Развитие личности, Самодисциплина,

Осознание. Что же это такое?

Осознание. Что же это такое?

28.05.2018
8137
Психолог Татьяна Ушакова: "Очень важно понять, что умственные построения не приводят к осознанию, все, что они могут – это увеличить ваше знание. А осознание – это выход за пределы знания и ума".

Метки: Развитие личности, Осознание,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей.

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей.

21.05.2018
14965
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
12017
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Когда не получается быть позитивным

Когда не получается быть позитивным

10.05.2018
4901
Психолог Борис Немиринский: "В интернете есть множество статей и советов на тему, как быть позитивным и получать удовольствие от жизни. Однако многим из представленных там рекомендаций практически невозможно следовать, а иногда они наоборот могут только усилить депрессивные состояния".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности, Личность,

Все понимаю

Все понимаю

03.05.2018
9056
Гештальт-терапевт Ирина Лешкова: "Всем нам знакомо ощущение, когда знаешь, как надо правильно поступить и что сделать и каждому из нас знакомо вот это беспомощное "все понимаю, но сделать ничего не могу". Что же с нами происходит? Почему ум и эмоции вдруг отказываются сотрудничать друг с другом? Как понять себя и помочь в условиях, когда сильные и неадекватные ситуации эмоции зашкаливают и останавливают нас в движении вперед?"

Метки: Управление эмоциями, Сценарии,

Жизнь, которая мне не предназначалась

Жизнь, которая мне не предназначалась

25.04.2018
7264
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: "Что можно лично мне? Как выглядит жизнь, которой мне можно жить? Какова моя мера благополучия и счастья? В чём моя "доля" и что мне "на роду написано"? И самое главное – цена. Чем придётся заплатить, если я вдруг осмелюсь выйти за границы дозволенного".

Метки: Развитие личности, Семья, Сценарии,

Риск никогда не повзрослеть. Как не потерпеть фиаско в жизни

Риск никогда не повзрослеть. Как не потерпеть фиаско в жизни

16.04.2018
8145
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Во взрослом мире нет мам и пап. Есть только взрослые люди, со своими внутренними мирами, со своими интересами, которые всегда первичны по отношению к чужим".

Метки: Развитие личности, Инфантильность,

Мораль – это зло

Мораль – это зло

14.04.2018
2460
Психолог Олег Сатов: "Любая мораль, как свод социальных законов, – это зло. С психологической точки зрения, мораль – это собака гоняющаяся за собственным хвостом".

Метки: Развитие личности, Иллюзии,

Портрет современного клиента: динамика клиентской позиции

Портрет современного клиента: динамика клиентской позиции

13.04.2018
2082
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Данная типология клиента является результатом рефлексии моей профессиональной деятельности о том, кто такой клиент, какой он, как он меняется в процессе терапии?"

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

11.04.2018
5076
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Задумайтесь на минуту, как вы относитесь к самому себе, когда происходит какая-то нежелательная ситуация? Какими словами с собой разговариваете? Браните или успокаиваете? Назидаете или жалеете? Как ваш внутренний родитель заботится о вашем внутреннем ребенке – чтобы ему тепло, хорошо, уютно жилось?"

Метки: Счастье, Развитие личности, Психотерапия, Трансактный анализ,

4 вопроса, которые проявят ваш жизненный сценарий

4 вопроса, которые проявят ваш жизненный сценарий

10.04.2018
5613
Психотерапевт Ксения Панюкова: "Сценарии действуют в течение всей жизни человека. Они основаны на решениях, принятых в детстве, и на родительском программировании".

Метки: Сценарии, Трансактный анализ,

Сила воли – вредный и устаревший термин, от которого необходимо избавиться

Сила воли – вредный и устаревший термин, от которого необходимо избавиться

10.04.2018
3159
Сила воли – смешанная концепция, связывающая широкий круг не связанных друг с другом когнитивных функций. Чем больше мы на неё смотрим, тем слабее она выглядит. Пора избавиться от неё окончательно.

Метки: Развитие личности, Самодисциплина,

Про предательство себя

Про предательство себя

28.03.2018
4614
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Искушение предать себя, отвернуться от своей жизни и с завистью смотреть на чужую, возникает у меня иногда совершенно неожиданно. Предать для меня – значит, счесть то, что происходит с тобой, как нечто совершенно неважное. Нужно оставить все – и оказаться где-то в чужом круговороте жизни. Нужно срочно начать какую-то другую жизнь. Какую – непонятно, но уж точно не то, что чем ты живешь сейчас".

Метки: Развитие личности, Принятие себя,

Все плохо, потому, что я так думаю

Все плохо, потому, что я так думаю

27.03.2018
4547
Психолог Евгений Чвалун: "Почему мы легко подчиняемся негативным мыслям, пережевываем их до тошноты, но все равно возвращаемся. Может быть, потому, что негатива в жизни больше? Как сделать жизнь ярче, как научиться ей радоваться?"

Метки: Личность,

Незрелые отношения: как вырасти в паре?

Незрелые отношения: как вырасти в паре?

22.03.2018
6950
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Продолжаю свои размышления на тему зависимости в паре, начатые в блоге. На этот раз рассматриваю зависимую пару как систему с целью понять механизм ее функционирования".

Метки: Отношения, Развитие личности,

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

22.03.2018
24763
Глухая, тупая, бессильная ярость накрыла Ольгу бетонной плитой. Нечем дышать, не хватает воздуха. Как же она устала от всех этих бумаг, людей, переговоров, бесконечных родительских "надо", "мы должны", "любой ценой", "мы не имеем права подвести клиента", "наша репутация должна быть безупречной". Несколько коротких, обжигающих затяжек. Перехватывает горло... И отпускает.

Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация,

Однажды ты поймешь, что осталась одна

Однажды ты поймешь, что осталась одна

19.03.2018
18179
Гештальт-терапевт Полина Гавердовская: "Не важно, что именно произойдет, помни: одиночество всегда за спиной, как зима. Зрелость – это способность быть одной, не драматизируя. Готовиться лучше заранее, я расскажу, как".

Метки: Одиночество, Личность, Женщины,

Самое трудное на Пути

Самое трудное на Пути

17.03.2018
3607
Психолог Олег Сатов: "В реализации любой масштабной задачи с множеством переменных есть две основных трудности: одна физическая, другая психологическая. Первая – это тот объем усилий, энергии, времени и прочих ресурсов, которые приходится затратить на достижение поставленной цели. Вторая – это психологическое напряжение, с которым приходится столкнуться в условиях, когда нет точного плана действий и отсутствуют какие-либо гарантии успеха".

Метки: Развитие личности, Ресурсы , Энергия, Смысл жизни,

"Осколки насилия" или "Почему я кричу на своих детей?"

"Осколки насилия" или "Почему я кричу на своих детей?"

17.03.2018
23120
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: "Почему женщина, которая любит своих детей, заботится о них и всячески оберегает, вдруг превращаться в разъярённого монстра и делает то, после чего испытывает жуткое чувство вины?"

Метки: Домашнее насилие, Материнство, Сценарии,

Читать по теме: |
"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

13.06.2018
973
Маленький человек, приходя в этот мир, целостен: вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они смотрят на мир с доверием. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: жесткое воспитание, детский сад, начальная и средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведению. Это момент травмы, которая зачастую перерастает в психосоматику. Как вернуть "того маленького себя", избавляясь от симптома или ослабляя его? Об этом в статье.

Метки: Психосоматика, Психическая травма, Сценарии,

Как прожить не свою жизнь?

Как прожить не свою жизнь?

08.06.2018
628
Как отказаться жить свою жизнь и в конечном счете впасть в депрессию? Есть множество испытанных способов – таких привычных и знакомых!

Метки: Развитие личности, Сценарии,

Одна "правда" на двоих

Одна "правда" на двоих

30.05.2018
618
Иногда только после расставания можно оценить ущерб, причиненный вам партнером. Так бывает, когда в отношениях не было места для двух реальностей, двух взглядов на жизнь и ситуации. 

Метки: Отношения, Личность, Принятие себя,

Перестать быть Неудачником!

Перестать быть Неудачником!

07.05.2018
687
Итак, вы тот, кто время от времени считает себя "неудачником"? Вы говорите себе, что ни на что не способны? Чувствуете обиду и разочарование? Занимаетесь сравниванием себя с эталонами? У каждого есть своя собственная внутренняя стратегия, как он приводит себя к званию неудачника. Давайте разберемся, как это делаете вы!

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

Как изменить привычку страдать?

Как изменить привычку страдать?

26.04.2018
1700
Порой нам всем так или иначе приходится сталкиваться с болезненными событиями (расставание с любимым человеком, утрата, полное крушение надежд, разочарования), потеря стабильности (внезапное сокращение или увольнение, переезд в другой город, страну), рутина – однообразие и монотонность жизненных событий – "день сурка" как принято называть это явление в быту...

Метки: Развитие личности,



Интервью недели

Олег Батлук. Эмоциональный папа

Олег Батлук. Эмоциональный папа

О том, что значит быть эмоциональным отцом.

Олег Батлук

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Алкоголизм Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Трансактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём