История о том, как работают убеждения и легко ли их менять

14 июня 2017
5284

Ольга Гусева
Психолог


Живет себе девочка М. в городе N.

Она с детства воспитана так, чтобы быть удобной другим людям и все время оправдывать их ожидания. Частоты ее мозга буквально настроены на то, чтобы угождать другим людям, подавляя себя. Она живет с таким настроем столько, сколько себя помнит: без малого 25 лет.

За это время она вокруг себя собрала (неосознанно) таких друзей, знакомых и коллег, которым она, в силу своих установок, стремится угождать и нравиться. 

Попадая в незнакомую обстановку она говорит, ведет себя и позиционирует себя (не осознавая этого), транслируя эту установку своей речью, позой, манерами, поведением. Другие люди и события, происходящие с девочкой М. - полностью оправдывают ее жизненный сценарий: она угождает, другие - пользуются.

Со временем девочка М. понимает, что начинает "задыхаться". Она обижена, что не может себе позволить быть самой собой. Ее угнетает то, что она не умеет себя вести по другому. А когда она пытается говорить и действовать из своих интересов - ее тупо не понимают.

Во-первых, потому что она делает это коряво и неестественно, словно не веря в свое право быть ценной и значимой просто так, без всяких условий.

Во-вторых, потому что другие люди привыкли, что девочка М. им удобна и не имеет своего мнения, своих потребностей.

Наконец, ущерб от проживания в установке "быть удобной и угождать другим" превышает выгоды от сомнительной социальной адаптации, псевдо-любви окружающих и предсказуемости подобной жизни.

Девочка М. начинает бунтовать и у нее назревают серьезные проблемы в отношениях с другими людьми: мамой-папой, друзьями, коллегами, сокурсниками и пр. Учтите, что половина процессов не осознается. Просто копится обида на несправедливость жизни, на то, что ее не понимают, злость на людей и страх что-то менять.

Особенно страшно потому, что её корявые попытки перестать быть удобной - лишают девочку М. ощущения безопасности и предсказуемости в жизни. Тут девочке М. везет - она попадает на прием к адекватному психологу. Она узнает про установки и убеждения и осознает свою установку. Установку "быть удобной другим людям".

История о том, как работают убеждения и легко ли их менять

Но возникает дилемма: как жить, если она откажется от старой установки "быть удобной и угождать другим" и позволит себе быть самой собой?

Во-первых, она саму себя плохо знает. Обычно раскрытие потенциала личности должно протекать в диапазоне от 3-х летнего возраста ребенка и до 21 года. Она, допустим, верит психологу, что у нее этот потенциал есть. Но ее пугает - какую работу надо проделать, чтобы его раскрыть. Ведь придется выполнить ту работу, которую должны были выполнить родители, пока она была ребенком. То есть восполнить пробел почти в 21 год.

А куда девать обиду на родителей, на жизнь, на социум, использующий с выгодой для себя чужие комплексы, страхи, безграмотность человека в отношении самого себя?

Во-вторых, имеющееся на данный момент в ее жизни окружение привыкло, что она - девочка М. - ведет себя определенным образом, стараясь угождать им.

И оно, окружение имеет с этого определенные выгоды. Оно, естественно, первой своей реакцией осудит девочку М., которая вдруг начнет слабо требовать признать ее право "быть ценной без всяких условий". 

Это окружение скажет девочке М. - "Ты чего это, дорогуша? У тебя все с головой в порядке?" И часть этого окружения постарается (неосознанно) вернуть все на круги своя. Чтобы девочка М. снова стала такой, к какой они все привыкли (пусть и с негативной для девочки М. установкой), но зато привычной

И вот тут на девочку М. ложится громаднейшая ответственность за выбор: преодолеть все эти трудности и раскрыть себя настоящую или же снова стать привычной, предсказуемой, с той же жизненной установкой.

И вот эта ответственность уже на 100% принадлежит девочке М. Не её родителям, не социуму, а именное ей - нашей Героине. Давайте, на секунду, предположим, что девочка М. принимает этот вызов.

И решает встать в оппозицию всему: сопротивлению окружающей среды, привычным своим (встроенным и буквально въевшимся в память тела) реакциям, автоматическим мыслям, вытекающим из старой установки.

Что ее ждет на этом пути? 

Первый этап:

1. Страх того, что она мала и ничтожна, чтобы справиться с такой громадной ношей. Страх перед огромной работой, которую предстоит проделать

2. Неминуемо будет отваливаться старое окружение. То, которое не сможет принять новую (или меняющуюся) девочку М.
3) Сомнения в том, а правильно ли она поступает, изменяя негативную для нее установку. Сомнения в том, что вселенная дружественна и ее жизнь изменится в лучшую сторону в результате проделанной работы.

Второй этап:

Постепенно из памяти ее тела будут вымываться старые стереотипы поведения, речи, мышления, основанные на установке "быть удобной".

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. 

И постепенно в ее сознании будет прорастать новое убеждение: "что она ценна сама по себе, такой, какая она есть, без всяких условий". А это повлияет в свою очередь на речь, манеры, поведение, способ нести себя.

И в один прекрасный день, она сможет, наконец-то, заметить, что она знакомится (и с ней знакомятся) совсем другие люди. Те, которые принимают эту ее новую установку, "что она ценна сама по себе". Этакое превращение из лягушки в принцессу.

Девочка М. начинает выстраивать свои отношения с другой частью этого мира: с той, где ее принимают такой, какая она есть. В этой части мира тоже не все медом намазано: бывают трудности, бывают неудачи, бывает разное, но зато в этой части морфогенетического поля вселенной нормой считается "быть самой собой, без осуждения"

Третий этап:

Сжигание лягушачьей шкуры.

С момента начала пути прошло ни много, ни мало, а почти семь лет. За это время происходит полное обновление живых клеток в организме. Можно сказать, что умерли и сменились новыми последние клетки, помнившие "рабство старой установки".

Девочка М., может уже оглянуться назад и оценить проделанный путь. Теперь он вызывает улыбку. Дорога в тысячу километров пройдена и можно подвести итог.

Когда же все-таки негативные для нее установки сменились на позитивные? Окончательно это произошло совсем недавно. В начале пути совсем не верилось ни в какой позитивчик.

Теперь девочка М. на примере своей жизни знает о том, как нелегко из лягушки превращаться в принцессу. Она знает, что никакой Иван Царевич не приходит на помощь. Она знает, что в начале пути максимум, на что она может рассчитывать - это дискомфорт, ощущаемый без привычного болота и почти никакой поддержки.
Скорее наоборот - дружный лягушечий хор осуждения. Дескать: куда собралась, жаба болотная? В царевны метишь?

Хорошо, если с психологом повезло. И он поддерживал. Но скорее всего - большую часть пути пришлось топать в одиночку. Зато результат того стоил.

Вот такая с одной стороны "грустная" история. Но у нее счастливый конец для тех, кто готов пройти путь до конца. Это то, что известный исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл называл "индивидуальным путешествием героя".

Наша героиня истории называется "героиней" по праву, так как ей действительно потребовалось мужество, чтобы пройти этот путь, принять вызов, брошенный ей жизнью. У каждого человека есть шанс стать героем своей жизни. Но не у каждого достанет смелости этим шансом воспользоваться.

Жизнь не дает никаких гарантий. Стать героем свой жизни, изменить установки - это всегда шаг в неизвестность.

Метки: Развитие личности, Личность, Сценарии,

Читать по теме:
Бодипозитив: принятие – не значит одобрение

Бодипозитив: принятие – не значит одобрение

16.02.2018
705
Гештальт-терапевт, практикующий психолог Илья Латыпов рассуждает о том, почему отношение к своему телу чаще всего строится на насилии и ненависти и почему принять свои несовершенства – не значит одобрять их.

Метки: Развитие личности, Принятие себя,

Что делать с внутренним критиком

Что делать с внутренним критиком

15.02.2018
788
Гештальт-терапевт Владислав Волков: "Во многих случаях Самогрыз, даже наглый и раскормленный, вполне поддается укрощению и воспитанию. Какие же привычки нужно ему привить и что в целом внушить? Предлагаю некоторые возможные варианты".

Метки: Личность, Принятие себя,

Я постараюсь

Я постараюсь

14.02.2018
720
Психолог Евгений Корчмарек: "В транзактном анализе такие послания называют "драйверы". И выделяют 5 драйверов, один из которых "Старайся" – и описан выше".

Метки: Развитие личности, Сценарии, Транзактный анализ,

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

09.02.2018
2139
Психолог Павел Зыгмантович: "В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле. Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий. Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Личность,

С вами уже все в порядке!

С вами уже все в порядке!

07.02.2018
1457
Психолог Олег Сатов: "Пробуждение не делает жизнь другой, оно отнимает всякие надежды и иллюзии о том, что что-то в жизни может измениться или нуждается в изменениях. Это не приобретение новой жизни, а лишение возможности убежать о той единственной, что уже есть".

Метки: Позитивная психология, Развитие личности,

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

07.02.2018
1744
Кандидат психологических наук Дарья Кутузова: "Что значит жить интересно?" – это, на мой взгляд, вопрос не столько о том, что делать в жизни, но о том, как ее воспринимать, с какой позиции к ней относиться".

Метки: Развитие личности, Управление эмоциями, Нарративная терапия, Эмоциональный интеллект, Письменные практики,

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

Жертвенность. Награда за страдания. Кто последний в очереди?

06.02.2018
1078
Гештальт-терапевт Ирина Дыбова: "Если я делаю то, что стоит мне больших усилий, если я практически отрываю от себя, жертвую чем-то, то я жду чего-то взамен. Если уж не благодарности от самого человека, ради которого я так стараюсь, то признание от мира, бога и всемогущей вселенной. Осознаю я это или нет, но я жду награду".

Метки: Развитие личности, Личность,

Выйти замуж за маму

Выйти замуж за маму

25.01.2018
3186
Психотерапевт Алла Далит: "Девочки ищут мужей похожих на папу? Увы, но нет. Девочки ищут мужей похожих на маму. Кого-то, кто будет их понимать лучше их самих, угадывать их настроение и желания, заботиться, гладить по спинке и приносить теплое питье в постель. Кого-то, кто защитит их от внешнего мира, успокоит правильными словами. И вообще, будет нежен и будет говорить много правильных слов".

Метки: Женщины, Сценарии,

Как отделить истинные желания от желаний ложных

Как отделить истинные желания от желаний ложных

23.01.2018
2449
Психолог Евгений Корчмарек: "Для того чтобы чувствовать радость жизни – необходимо реализовывать свои желания. Однако, есть естественные желания: то есть те, которые идут из глубины вашей души, вашего естества – и есть "ложные" желания, которые идут от требований ваших родителей в детстве, требований социума, от желания быть крутым, принятым обществом и т.д."

Метки: Развитие личности, Личность, Транзактный анализ,

Цена успешной терапии

Цена успешной терапии

22.01.2018
1614
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Вариант получить что-то, не проявляя личной активности, не проходит, несмотря на частое желание клиента занимать пассивную позицию и ждать чудесного исцеления. Каким бы профессионалом ни был терапевт, как бы ни старался помочь клиенту в решении его проблемы, без встречного движения последнего все его усилия окажутся бесполезными".

Метки: Развитие личности, Психотерапия,

Избегание и смирение

Избегание и смирение

14.01.2018
1720
Психолог Олег Сатов: "Жизнь полна опасностей. До пошлости банальное замечание, да? Однако тут есть ряд интересных для обсуждения моментов. Во-первых, вопрос в том, насколько именно жизнь опасна. Во-вторых, очень интересно, что, вопреки всем опасностям, мы проживаем жизнь, чувствуя себя в целом в безопасности. В-третьих, очень-очень любопытно, как именно мы добиваемся этого успокоения".

Метки: Развитие личности, Личность, Принятие себя,

Отказ от здравомыслия

Отказ от здравомыслия

12.01.2018
1315
Психолог Олег Сатов: "Говорим мы, например, о том, что всякий человек на все сто процентов эгоистичен. Собеседнику эта идея не нравится и он приводит примеры ситуаций, где человек переступает через себя: забота о родителях, любовь к детям, помощь друзьям и тому подобное. Рассматриваем внимательно каждый пример, и за всяким казалось бы альтруистичным поступком обнаруживается очевидная личная выгода стоящая на первом месте".

Метки: Развитие личности,

"Будь проще". А надо ли?

"Будь проще". А надо ли?

11.01.2018
1200
В избыточно усложненном я теряюсь, начинаю самой себе казаться глупой: приходится плутать в лесу из слов и понятий. Очень быстро я теряю ориентиры, не вижу, не могу найти основную мысль, которая кажется мне тщательно спрятанным коварными пиратами кладом. Чаще всего я не способна или просто не хочу совершать этот квест по нахождению сути.

Метки: Личность,

Психология выбора. Цена удовольствия

Психология выбора. Цена удовольствия

10.01.2018
3120
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Всякий раз, когда мы встаем перед необходимостью выбирать, мы должны помнить, что на самом деле перед нами всего два варианта. Выбор в пользу прошлого или выбор в пользу будущего".

Метки: Личность,

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

Пытаясь решить проблему. Как происходят изменения

03.01.2018
3297
Психотерапевт Татьяна Мартыненко: "Невозможно решить проблему на том же уровне сознания, на котором она возникла. Это известное эйнштейновское высказывание почему-то всегда забывается клиентами на приеме у психотерапевта".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Гештальт-терапия,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3719
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Я интерсекс, и это нормально

Я интерсекс, и это нормально

29.12.2017
3449
Ирина родилась в год Петуха и, пока ее год не кончился, она хочет открыться. Годами от нее скрывали правду, подростком она не знала, что с ней, и ненавидела себя. Но два года назад все изменилось.

Метки: Личность,

Что происходит с женщиной, когда влияние травмы на нее ослабевает?

Что происходит с женщиной, когда влияние травмы на нее ослабевает?

22.12.2017
5211
Психолог Ирина Даржина: "Что происходит с женщиной, когда травмы перестают иметь над ней сильную власть? Как смотрит она на вещи, которые раньше казались понятными? И главное, она сама – это тот же человек или уже совсем незнакомый?"

Метки: Развитие личности, Психическая травма,

Почему некоторые люди сильно раздражают?

Почему некоторые люди сильно раздражают?

16.12.2017
3498
Гештальт-терапевт Сергей Поляков: "В Тени находятся все мысли и чувства, которые человек не приемлет в себе, это часть бессознательного и состоит из подавляемых идей и слабых сторон, их желаний, инстинктов и недостатков".

Метки: Раздражительность, Сценарии, Злость,

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

Нэнси Мак-Вильямс. Признаки психического здоровья

13.12.2017
1971
Что есть психическое и эмоциональное здоровье человека? Рассказывает Мак-Вильямс Нэнси - американский психоаналитик, доктор философии по психологии личности.

Метки: Личность,

Первый шаг к успеху – мечтайте правильно

Первый шаг к успеху – мечтайте правильно

12.12.2017
3095
Психолог Ольга Юрковская: "Удивляет ли вас старинное китайское проклятие "пусть сбудется твоя заветная мечта"? Действительно, как можно проклинать тем, к чему стремишься всей душой? Непонятны и более поздние литературные инсинуации, предлагающие начать бояться своих желаний. Хотите получить детальное объяснение, откуда берутся подобные изречения, чего не стоит бояться и как не разочароваться, придя к заветной цели?".

Метки: Развитие личности, Успех,

Личность как травма

Личность как травма

11.12.2017
2707
Психотерапевт Жюли Реше: "Часто говорят о "гармонично развитой личности", предполагая, что в формировании такой личности не принимали участия деструктивные процессы. Такое представление неверно, потому что личность – это и есть специфическая конфигурация психологических расстройств. Она приобретается в результате травмирования психики".

Метки: Развитие личности, Личность, Психическая травма,

Точка опоры

Точка опоры

10.12.2017
6437
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Как ощущает себя человек, у которого нет опоры на свои качества, на свои права, на свои чувства? Который не умеет их узнавать? У которого все части, кроме тех, которые обеспечивают долженствование, вытеснены?".

Метки: Развитие личности, Принятие себя,

Вывих жизни

Вывих жизни

08.12.2017
65825
Психолог Андрей Юдин: "Одна из самых частых проблем, с которыми ко мне обращаются клиенты – "не понимаю, чего я хочу", "потерялся вкус жизни", "пропала мотивация", "постоянная апатия"... Формулировок много, но суть одна – сложно в жизни потеряно что-то очень важное, совершенно непонятно, что с этим делать, и от этого скучно и больно".

Метки: Развитие личности, Психотерапия, Энергия, Сценарии,

Страх успеха

Страх успеха

07.12.2017
17331
Психолог Ольга Юрковская: "Были ли в вашей жизни ситуации, когда за пару шагов до результата что-то с вами случалось и в итоге вы ничего не достигали? Или вместо необходимых действий занимались чем-то ненужным? Или тупо сидели в Интернете вместо работы? Или допускали грубые ошибки, хамили начальнику, заболевали в ответственный момент? Или заранее думали: "Все равно у меня ничего не получится!" – и даже не начинали реализовывать свою мечту? Или "выходили из игры", потеряв интерес, при первых же достижениях?"

Метки: Уверенность, Развитие личности,

Зона комфорта: два слова, которые портят жизнь

Зона комфорта: два слова, которые портят жизнь

04.12.2017
2854
Психолог Павел Зыгмантович: "Зона комфорта – ненаучное понятие, введённое для описания конкретного взгляда в конкретной ситуации. Переносить её на жизнь конкретного человека достаточно опасно".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Выученная беспомощность, Зона комфорта,

Самообвинение. Как оно запускается, живет и как с ним обходиться?

Самообвинение. Как оно запускается, живет и как с ним обходиться?

30.11.2017
2846
Гештальт-терапевт Андрей Рыжов: "Самообвинение – один из самых неприятных и разрушительных психических процессов человека. Его коварство в том, что процесс может запуститься из любой мелочи, но в силу своей специфики может стремительно разрастаться, углубляться, блокируя активность и подавляя жизненные силы человека".

Метки: Развитие личности, Личность, Комплексы,

Пока ты не настрадалась, тебя не насытить

Пока ты не настрадалась, тебя не насытить

30.11.2017
3484
Психолог Анатолий Токарский: "Пока у тебя есть представления о том, в каком виде к тебе должно прийти счастье, – само счастье тебе не заметить, ты его упустишь. Будешь каждое мгновение проходить мимо, обесценивая, критикуя. Тебе будет всего мало и всегда чуточку "не то".

Метки: Счастье, Сценарии,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
8070
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Как превратить свою жизнь в дерьмо. Инструкция в картинках

Как превратить свою жизнь в дерьмо. Инструкция в картинках

26.11.2017
6213
Художник-иллюстратор Светлана Бутенко и героиня её комиксов Космоножка.

Метки: Позитивная психология, Развитие личности, Сценарии,

Интервью недели

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

"Раннее развитие" – просто способ зарабатывания денег

О том, нужно ли развивать ребенка и как делать это грамотно

Дмитрий Зицер

Директор института неформального образования и школы неформального образования "Апельсин"

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личность Любовь Манипуляции Материнство Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
Регистрация
для организаций
Написать сообщение
Запись на приём