Интерперсональный психоанализ

27 августа 2018
1001


Автор: Светлана Джексон, интерперсональный псиохоаналитик.

Если бы основные подходы в терапии были бы кремом, то самым вкусным для меня оказался бы психоанализ. Психоанализ – орешек эмоций, погруженный в кокосовую стружку логики. Он не вместо тысячи слов, ему нужен десяток точных и верных. Тех, что способны объяснить, что творится внутри.

Оказывается, психоанализ тоже бывает разным. И можно бесконечно уважать Фрейда, но работать без кушетки. Можно зачитываться Гринсоном, и активно участвовать в беседе с клиентом. И это интерперсональный психоанализ, впервые о котором я узнала от института The William Alanson White Institute of Psychiatry, Psychoanalysis & Psychology (Нью-Йорк), ежегодно набирающего русскоговорящих студентов на двухгодичную онлайн программу. 

Основоположником интерперсонального психоанализа является Гарри Стэк Салливан. А вместе с ним Шандор Ференци, Клара Томпсон, Эрих Фромм, Фрида Фромм-Райхманн и Карен Хорни.

"Акцент на культуральных и экономических факторах является большим прорывом от фрейдистской традиции, в которой патология и развитие личности рассматривались как предопределенные превратностями влечений и их разрядки. Принимая во внимание значимость фигуры Фрейда в ранние годы психоанализа, то, что интерперсоналисты осмелились отвергнуть теорию влечений, универсальность эдипова комплекса, зависть к пенису и другие центральные для фрейдистской теории концепты, являлось значимым событием" [Дэйл Х. Ортмайер, "История основателей интерперсонального психоанализа", перевод из учебных материалов института Уайта]

Ключевой особенностью интерперсонального психоанализа является методика подробного расспроса. Это не просто клиническое интервью, как медицинское сканирование, которое позволяет поставить диагноз, концептуализировать случай клиента и составить план маршрута. Для Салливана это был процесс, который позволял исследовать, кем были его пациенты, и как они стали теми, кем были.

"Исследование Салливана это не "сбор истории". Терапевт участвует наравне с пациентом и создает новый важный опыт. Это опыт психологически значимой встречи пациента со своей жизнью" [Руководство по интерперсональному психоанализу. Алан Купер, глава 30, "Подробный расспрос", перевод из учебных материалов института Уайта].

Подробный расспрос несет в себе ещё одну важную функцию: он позволяет переключить внимание клиента с его недостатков и симптомов на то, каким образом отношения, в которых он участвует, влияют на его реакции. 

Из этих повседневных клиентских историй, аналитик может получать много информации о том, как клиент взаимодействует с собой и миром, и на основании этого выстраивать атмосферу сотрудничества. Клиент может избегать описания каких-то ситуаций, и в этом случае, главное к чему может привести этот союз аналитика и клиента – появление любопытства. Разжигание и поддержание любопытства к себе у клиента – то, что двигает этот локомотив аналитической работы. Купер пишет об этом скорее, как о психологическом романе с описаниями структуры характера, мотивов и целей пациента, чем об учебнике по психиатрии. 

Кроме этого, есть еще один отличительный момент. Интерперсоналисты стали по-другому смотреть на сам концепт аналитика, как объективного наблюдателя, который "трансформировался в признание в аналитике субъективного, участвующего наблюдателя, далее наблюдающего участника и, некоторое время назад, равноправного законодателя" [Ирвин Хирш, "Интерперсональная традиция: истоки психоаналитической субъективности", перевод из учебных материалов института Уайта]. 


Интерперсоналисты настаивают на субъективном и уникальном присутствии аналитика, и в этом есть смысл. Ведь невозможно быть только зеркалом: у тебя своя рама, свои искажения и бугристости стекла, свет, под которым передаешь отражение. Хайзенберг настаивал, что присутствие экспериментатора непременно влияет на ход эксперимента. Тогда откуда эта иллюзия, что можно только отражать? Словно прийти на праздник, сесть в угол и отвечать на все приглашения "я не танцую". Нет, милочка, вы уже танцуете, сидя в этом углу. 

В терапию клиенты приходят не за подходом, а приходят за личностью. Именно человек со своими особенностями, реакциями, эмоциями и принятием делает свое дело и способствует изменениям. Поэтому клиент получает новый опыт взаимодействия, которого не имел раньше и сейчас получить не с кем. Он не только горюет о своих травмах, но прямо в эту минуту ощущает новый уровень отношений. И пробует ощущать себя по-новому. 

Интерперсоналисты смотрят по-другому не только на аналитика, но и на клиента: они не ставят себя выше него. Они такие же, только немного другой уровень мастерства, они сотрудничают, а не учат. Этакий гуманизм в психоанализе. "Выражение "жизненные трудности", используемое Салливаном, глубоко отражает его видение пациентов. Он не считает, что пациенты отличаются от других людей, даже от терапевтов. Клинический диалог ведется между равными; позиция терапевта отличается только более высоким уровнем мастерства, при помощи которого он помогает пациентам прояснить происходящие с ними трудности и понять себя" [Дэйл Х. Ортмайер, "История основателей интерперсонального психоанализа", перевод из учебных материалов института Уайта].

В интерперсональной традиции уделяется большое внимание тому, что происходит между аналитиком и клиентом в настоящем времени и как они друг на друга влияют. Ощущения аналитика в связи с тем, что с ним проделывает пациент, с большой вероятностью отражают то, как складывается взаимодействие клиента с другими людьми в его жизни. А также, как сам клиент реагирует на взаимодействие с аналитиком, какой пласт осознаваемых и неосознаваемых эмоций у него возникает. Клиент переживает амбивалетные чувства по отношению к аналитику, работа с которыми возможна как раз в той самой атмосфере сотрудничества. И в моем понимании способность аналитика справляться с агрессией клиента лежит как раз в его живости, способности участвовать в процессе и быть ему открытым. 

Интерперсональный психоанализ как интегративный подход вбирает в себя лучшее из других психотерапевтических школ. Не отстраненность и авторитарность, а эмпатия и интроспекция. Не попытки отмолчаться, а активное участие в беседе. Все это делает интерперсональный психоанализ живым процессом, направленным одновременно в здесь-и-сейчас, на происходящее между нами в этой комнате, и в там-и-тогда на застывшие переживания. 

Метки: Психоанализ,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Одиннадцать аспектов зрелой сексуальной любви по Кернбергу

Одиннадцать аспектов зрелой сексуальной любви по Кернбергу

02.02.2018
22687
Гештальт-терапевт Степанова Мария: "Одно из самых частых убеждений, которые помогают потерять азарт и, как следствие, удовольствие – партнёр "мой", он никуда не денется. Надо ли говорить, что со времён отмены рабства это одна из самых распространённых человеческих иллюзий?"

Метки: Сексуальность, Любовь, Психоанализ,

Идеализация в любви глазами психоанализа

Идеализация в любви глазами психоанализа

07.11.2017
4904
Психоаналитик Аурелия Коротецкая: "В романтической страсти влюбленный приписывает сверхценность своей возлюбленной и она становится воплощением идеалов красоты и совершенства. Психоанализ, как правило, рассматривает идеализацию в любви в негативном свете: как в корне регрессивный защитный механизм".

Метки: Любовь, Чувства, Психоанализ,

"Догвилль". Психоаналитический аспект и экзистенциальная дилемма

"Догвилль". Психоаналитический аспект и экзистенциальная дилемма

12.10.2017
3156
Психотерапевт Канская Ксения: "Я люблю фильмы Ларса фон Триера. "Догвилль" – один из самых любимых. На мой взгляд, он многослойный, отражающий глубокие философские и психоаналитические аспекты, а также экзистенциальные диллемы".

Метки: Психоанализ, Кино с психологом,

Читать по теме: |


Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём