Гадкий утенок: в поисках идентичности

17 июля 2018
1880

Геннадий Малейчук
Психолог, гештальт-терапевт

Будьте собой.
Все остальные места уже заняты.

Оскар Уайльд


Оставаться собой в мире,
который постоянно пытается
сделать вас чем-нибудь другим –
величайшее достижение.

Ральф Уолдо Эмерсон


 

Сказочная "несказочная история"

Для меня рассматриваемый текст прежде всего о важности других в формировании Я-идентичности. О том, какую роль играет близкое окружение в становлении Я. 

Поиск себя, формирование своей идентичности – далеко не самая простая задача в жизни каждого человека. Успешный результат этого процесса зависит как от самого человека, так и от тех условий, в которых происходит формирование его Я.

Я не открываю здесь истину, утверждая, что все то, что является моим внутриличностным содержанием, когда-то было межличностным, отношениями. Так или иначе – наше Я является результатом опыта, прежде всего опыта контакта с другими Я. И здесь важнейшую роль играет ближайшее окружение – те люди, в контакте с которыми находится человек, в глазах которых словно в зеркалах "отражается" его Я.

Описываемые в анализируемой сказочной истории события представляют собой негативный вариант такого опыта. Герой нашей "сказки" (хоть и сложно назвать это сказкой) встречается далеко не со сказочной ситуацией, в которой происходит формирование его Я.

Весь период его раннего развития протекает в ситуации крайне недоброжелательной, травматичной для формирования его Я среды. В результате чего ряд его важных потребностей оказываются хронически фрустрированы и он получает травмы, которые можно обозначить как травмы развития. Остановлюсь подробно на видах и содержании этих травм.

Травма принятия

Читая текст, мы замечаем, что рождению нашего героя никто особо не рад. Даже когда он еще находится в яйце, мы видим негативное отношение к нему старой опытной утки, которая "консультирует" его молодую неопытную утку-мать.

Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать!

Появление его на свет так же сопровождается негативной оценкой его матери.

Ужасно велик! – сказала она.

– И совсем непохож на остальных!

Ты – не такой как все! Ты – другой! Эти слова могут стать как поддерживающим основанием для рождения новой витальной идентичности ребенка, так и словами, убивающими его индивидуальность и затрудняющими поиск своего Я. Все зависит от того эмоционального наполнения, с которым они произносятся близкими людьми, объектами привязанности. Безусловное принятие своего ребенка на этом этапе его развития, отношение к нему как к неоспоримой ценности, закладывают основу для его будущего самопринятия и "самолюбви". В противном же случае ребенку в последующей жизни будет сложно опираться на себя, принимать и любить себя.

Ты не ценен такой, какой ты есть – вот девиз травмы принятия.

Травма обесценивания

Далее по тексту мы видим, как мама-утка воспитывает своих детей, подготавливая их к вхождению в социальный мир.

Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!

Наш герой вместе со всеми своими братьями и сестрами постигает азы социального общежития, готовясь к встрече с миром других.


Однако мы видим, что и эта встреча оказалась для него травматичной. Ничего хорошего не ожидало его в процессе представления миру, ближайшему окружению. Уже первая реакция этого окружения оказалась крайне обесценивающей и отвергающей.

А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!

И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.

Такая реакция оказалась для него далеко не единственной. Ему приходится и в дальнейшем постоянно находиться в ситуации неподдерживающего, обесценивающего его окружения. Ситуация обесценивания становится для него хронической.

Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.

– Он больно велик! – говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть.

Мы видим реакции социума, заряженные нетерпением ко всему отличающемуся, за которыми угадывается послание: Будь таким, как все!

Крайне сложно сохранять и развивать свою уникальность и индивидуальность в такой токсичной, обесценивающей среде, крайне сложно в ней даже просто быть.

Уже самим фактом отличия от других он раздражает всех, вызывая желание переделать, сделать его таким как все.

– Славные у тебя детки! – сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!

Попытка его матери как-то защитить своего ребенка, призывая окружение к благоразумию, ничего не меняет.

Оставьте его! – сказала утка-мать. – Он ведь вам ничего не сделал!

– Это так, но он такой большой и странный! – отвечала забияка. – Ему надо задать хорошенькую трёпку!

Ты не такой как все! Ты хуже других! – вот девиз травмы обесценивания.

Травма отвержения

По ходу развития нашей истории мы замечаем, что ситуация еще больше усугубляется: гадкий утенок теряет поддержку даже самых близких – своей семьи.

Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:

– Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!

Более того, даже его мать оказалась в этом числе.

А мать прибавляла:

– Глаза бы мои тебя не видали!

Что уж говорить про всех остальных.

Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Не оказалось места ему и за пределами его домашнего мира.

– Ты пребезобразный! – сказали дикие утки. – Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!

Тебе нет места среди нас, ты чужой – с такими посланиями постоянно сталкивается гадкий утенок.

Ты не наш, ты чужой! – вот девиз травмы отвержения.

Последствия травм развития

Результатом хронического нахождения в ситуации вышеописанных травм развития являются грубые нарушения идентичности нашего героя.

Нарушение витальной идентичности проявляется в следующих его переживаниях и установках – я не имею права на существование, не имею права быть. Это базовое нарушение идентичности, лишающее человека жизненной энергии и нередко приводящее его к ситуации хронической депрессии. Об этом подробнее я писал, анализируя сказку "Морозко".

Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.

Такого рода переживания могут приводить к суицидальным мыслям, что мы и наблюдаем у нашего сказочного героя.

"Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!"

Нарушение социальной идентичности – проявляется в переживаниях собственной несостоятельности, ненужности, никчемности: "Я не подхожу!".

Гадкий утенок регулярно сталкивается с такого рода посланиями, исходящими от социального окружения.

– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка.

– Нет!

– Так и держи язык на привязи!

– Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?

– Нет!

– Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!

Удивительно, что среди этого хора посланий "что надо и как надо ему делать" наш герой пытается еще заявлять о своем "хочу".

– Ах, плавать по воде так приятно! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!

Вызывает удивление и уважение, что наш герой в такой токсической атмосфере не сломался и не подстроился под других. Думаю, тот факт, что гадкий утенок сумел сохранить это самое "я хочу" и позволило ему в будущем отыскать свою подлинную идентичность.

И совсем неудивительная, вполне ожидаемая реакция его окружения, знающего как нужно правильно жить:

– Да что с тобой?! – спросила она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!

Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!

Одним словом, откажись от себя, стань таким, каким тебя хотят видеть другие!

Нарушение самооценки – проявляется в следующих переживаниях установках: я плохой, безобразный, неподходящий…

Постоянная негативная оценка других со временем становится его собственной оценкой. То, что раньше было функцией отношений, становится функцией его Я:

И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!

Как здесь не вспомнить известное высказывание Л.С. Выготского: "Каждая психическая функция появляется на сцену дважды: сначала как функция интерпсихическая, затем как функция интрапсихическая".

Низкая неадекватная самооценка запускает механизм проекции, который начинает определять контакт с другими:

Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.

"Они испугались меня, такой я безобразный!" – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда.

Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!

Кривые зеркала

Все вышесказанные изменения в структуре его идентичности приводят ограничению его желаний, потребностей к миру, убивают его мотивацию, лишают энергии для действий.

Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали.Бедный безобразный утёнок!

Ситуация, в которой оказывается гадкий утенок, – это ситуация множественной хронической травматизации. Его направленные к другим потребности (в принятии, признании, позитивной оценке) оказываются грубо фрустрированны из-за неспособности и нежелания других откликнуться на них. Зарождающаяся идентичность нуждается в своем обнаружении посредством отражения в других. Обрести идентичность можно только через встречу, через Другого, лишь отразившись как в зеркале в Другом.

Но другие в данной ситуации не способны адекватно отразить рождающуюся самость гадкого утенка, они создают вокруг него грубо искривленную отражательную поверхность. Другие здесь – кривые зеркала, неспособные адекватно отражать реальность. И как результат такого кривого отражения, его образ себя, его идентичность оказывается грубо искаженной.

Вот как выглядит эта обобщенная сформированная в такой ситуации идентичность: Бедный безобразный утёнок!

Сказочное исцеление

В нашей сказочной истории мы наблюдаем счастливый конец – гадкому утенку удалось в итоге прорваться к своей подлинной идентичности – идентичности прекрасного лебедя.

Рассмотрим, каким образом это оказалось для него возможным.

Нашему герою повезло. Ему посчастливилось встретить таких Других, благодаря которым он смог восстановить свою нарушенную идентичность. Мы можем видеть в рассматриваемом тексте, как в процессе такой встречи все его фрустрированные потребности (в принятии, признании и позитивной самооценке) оказываются отраженными и поддержанными. Вот как это происходит в нашей сказочной истории.

Он получает принятие и признание.

И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.

Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.

Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно…

И старые лебеди склонили перед ним головы.

Кардинально меняется и ситуация его оценки другими. До этого исключительно негативная оценка заменяется позитивной.

В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый меньшой из них закричал:

– Новый, новый!

И все остальные подхватили:

– Да, новый, новый! – хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!

А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами!

Результатом таких поддерживающих его самость процессов со стороны доброжелательных, принимающих, восхищающихся им других стала его возможность увидеть себя в неискаженном виде, таким, какой он есть на самом деле.

Что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а – лебедем!

В чистой, как зеркало, воде – это метафора незамутненного сознания, способность видеть объекты неискаженными, такими, какие они есть, в том числе и самого себя. Реально он не изменился, изменилось его восприятие себя, его образ себя.

И он обрел свою потенциально данную ему лебединую идентичность.

И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:

– Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!

Как важно появиться в своем месте, где тебя принимают таким, какой ты есть!

Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, – он лучше мог оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие.

Что делать? Терапевтические размышления

Это в сказке превращение гадкого утенка в прекрасного лебедя происходит так волшебно быстро. В несказочной истории так не бывает. Я уже отмечал, что наш анализируемый персонаж в своей жизни столкнулся с травмами развития – длительными хроническими фрустрациями жизненно важных потребностей. Здесь имеет место быть и травма отвержения, и травма непринятия, и травма обесценивания.

В реальной же жизни эти травмы рубцуются далеко не так быстро и шрамы от них, как правило, остаются на всю жизнь. Такого рода травмы затрагивают структуру личности, меняют ее рисунок, приводя к структурным, характерологическим изменениям.

Даже если человеку с идентичностью гадкого утенка удается прорваться к своей "лебединой" идентичности, идентичность гадкого утенка будет напоминать о себе в тех случаях, когда он будет сталкиваться в своей жизни с ситуациями обесценивания, отвержения, непринятия. Часто для этого в психологии травмы используется термин "воронка травмы". Она затягивает человека, столкнувшегося в своей жизни с подобными ситуациями, в омут пережитого им ранее негативного опыта и "включает" у него прежнюю искаженную идентичность.

Профессиональная проработка такого рода травм развития требует длительной терапии. В этой работе невозможно ограничиться лишь технической частью, а необходима "терапия отношениями", в процессе которой становится возможным не только отреагирование и проживание болезненных эмоций, но и восполнение ранее неудовлетворенных потребностей.

Тем не менее, хотелось бы дать некоторые рекомендации для людей, находящихся в поисках себя и своей подлинной идентичности. Оформлю их в виде вопросов, обращенных к самому себе, которые стоит периодически задавать себе.

Рефлексивные вопросы. Как обнаружить себя?
  • Чего я хочу?
  • О чем я мечтаю?
  • Хочу ли я этого, либо должен? Если должен, то кому?
  • Что я люблю?
  • Что у меня лучше получается? Что хорошо удается делать с небольшими затратами?
  • В чем я испытываю радость?
  • Чем я могу увлечься настолько, чтобы забыть о времени?
  • Что я делаю с удовольствием?
  • Где моя энергия?
  • Когда я чувствую себя в гармонии с собой?
  • Нравится ли мне моя жизнь? Живу ли я своей жизнью? На своем ли я месте в ней? С теми ли я людьми, которых люблю?
  • Каково это не быть собой? Когда твой образ себя искажен и не соответствует реальности? Когда ты не тождественен самому себе?
Тогда ты не можешь быть в контакте со своей самостью, подпитываться от нее. Наиболее типичными симптомами такого состояния может быть апатия, скука, депрессия, потеря смысла жизни, отсутствие энергии для жизни.

Если же ты в контакте с собой, со своим я, то тогда ты можешь опираться на себя, разворачивать себя, раскрывать, проявлять себя, совершать Я-усилияи, делать это без насилия над собой. Я усилия не должны быть Я-насилием. Критериями того, что Вы на верном пути в поисках своей подлинной, изначально заданной идентичности, будут способности переживать радость и любовь в жизни, ощущение энергии для жизни и переживание гармонии с собой и с миром.

Почему утенок гадкий? Вопрос для размышления.

Потому, что он не утенок! На данный момент я на этот вопрос отвечаю так. А вы?

Метки: Анализ сказок, Идентичность,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Экзистенциальная тревога и становление идентичности

Экзистенциальная тревога и становление идентичности

17.05.2017
7175
Врач-психотерапевт Максим Пестов: "Экзистенциальная тревога выражает одну простую идею - ни один выбор не оказывается абсолютно правильным и окончательным, ни одна позиция не дает совершенных гарантий и преференций.  В состоянии этой тревоги возникает ощущение, что жизнь катится в тартарары и не за что уцепиться, чтобы прервать это неизбежное падение. Это невозможно отменить, поскольку оно оказывается предельной данностью нашего бытия."

Метки: Тревожность, Экзистенциальный кризис, Методики и упражнения, Идентичность,

Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки

Сказочная история как кейс: психологический анализ героев сказки

16.05.2017
6066
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В сказочной истории практически всегда есть клиент (герой) у которого имеется проблема психологического плана, есть история этой проблемы (анамнез), есть процесс ее решения (психотерапия) и есть спасатель (психотерапевт)."

Метки: Психотерапия, Сказкотерапия, Анализ сказок,

Несказочные истории: Русалочка

Несказочные истории: Русалочка

28.03.2017
6409
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Мария прожила с мужем достаточно долгую жизнь – 25 лет. Выросли и ушли дети, а она по-прежнему одинока. Сейчас Мария поняла, что в семье не было настоящей близости, не было нормальных супружеских отношений. Муж быстро потерял к ней интерес. Уже 15 лет они не занимались любовью. И внешне, по формальным признакам в их семье все нормально – а в реальности холодно и пусто."

Метки: Отношения, Женщины, Анализ сказок,

Разбитое корыто комплементарного брака: сказка о рыбаке и рыбке

Разбитое корыто комплементарного брака: сказка о рыбаке и рыбке

23.03.2017
10623
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Комплементарные отношения по типу «Ребенок – Родитель» создаются с надеждой получить безусловное принятие, безусловную любовь, признание, которые не удалось получить от родителей. Что заставляет Старика безропотно слушаться Старуху и навязчиво ходить с просьбами к золотой рыбке? Это желание заслужить любовь – признание. По моему опыту, на такие подвиги способны те женщины, да и мужчины, которые не принимают себя, считают недостойными любви, с заниженной самооценкой."

Метки: Созависимость, Анализ сказок,

Психологический инцест в детско-родительских отношениях

Психологический инцест в детско-родительских отношениях

10.03.2017
17914
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В реальной жизни отец может превращать дочь в «жабу» на символическом уровне – замечать в ней только плохое и отвратительное, саркастично и унижающе общаться с ней. С этим феноменом дочь зачастую сталкивается с началом взросления, мы назвали его «подменой» отца: еще недавно теплый, любящий отец «превращается» в придирчивого, колючего, агрессивного человека. Все это – способы удерживаться от инцеста и одновременно причинять боль своему ребенку."

Метки: Психологическое насилие, Детско-родительские отношения, Анализ сказок,

Несказочные истории: Красная Шапочка

Несказочные истории: Красная Шапочка

16.01.2017
11126
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: «Красная Шапочка» - сказка с глубоким сексуальным подтекстом. Почему я так думаю? Да потому, что в лесу Красная Шапочка тут же натыкается на Волка, и, как следует из текста, она «еще не знала, как это опасно – останавливаться в лесу и разговаривать с Волками».

Метки: Женщины, Анализ сказок,

Замороженная жизнь

Замороженная жизнь

03.01.2017
21310
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "В моей практике "замороженные" клиенты чаще всего обращались с проблемой со-зависимости в отношениях и с приступами паники. Речь идет о неспособности к самоподдержке, отсутствии ощущения опоры под ногами. В жизни такие клиенты пытаются компенсировать отсутствие базового принятия и отсутствие поддержки стремлением контролировать мир".

Метки: Эмоциональная зависимость, Анализ сказок,

Несказочные истории: Снежная королева

Несказочные истории: Снежная королева

02.01.2017
12026
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Снежные королевы – это эмоционально холодные, властные, успешные женщины. Какого партнера они себе выбирают? Этот партнер – мальчик. Не обязательно по возрасту – это, скорее, отражение его инфантильности и незрелости. Взрослый мужчина знает, чего хочет, у него есть Дело, он уверен в себе и вступает с женщиной в партнерские отношения".

Метки: Женщины, Анализ сказок,

Чувство идентичности у пограничных личностей

Чувство идентичности у пограничных личностей

17.12.2016
7146
Врач-психиатр Наталья Стилсон: "Человек может знать, что он к примеру бухгалтер (концепция по профессии), но жаловаться, что я себя не чувствую бухгалтером, а чувствую танцором большого театра. Еще один наглядный пример – транссексуалы. Они знают, что имеют, допустим, мужской пол (со всеми соответствующими признаками), но мужчиной себя не чувствуют. Вот именно, ощущение себя кем-то и является идентичностью".

Метки: Пограничное расстройство личности, Идентичность,

Психотерапия как процесс смены идентичности, или не бойтесь сбрасывать старую кожу

Психотерапия как процесс смены идентичности, или не бойтесь сбрасывать старую кожу

16.10.2016
4786
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Человек, который держится за старую идентичность становится жестким, окаменевшим, теряет способность к гибкости, не в состоянии быть адекватным меняющемуся миру. Как писал Ф. Перлз – люди с годами становятся похожи на поросшие мхом утесы, которые омывает река жизни."

Метки: Психотерапия, Идентичность,

Несказочные истории: женские стратегии привлечения партнера

Несказочные истории: женские стратегии привлечения партнера

28.09.2016
5558
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Попробуем вместе разобраться: как девушки ищут партнера? Как они совершают свой выбор? И как удерживают своего избранника? Для этого обратимся к известным сказочным персонажам: девушкам, которые не обладали всеми достоинствами сразу, но, тем не менее, получили заветное колечко на палец".

Метки: Женщины, Анализ сказок,

Мертвая царевна в сказке и жизни

Мертвая царевна в сказке и жизни

10.09.2016
8131
Предметом моего исследования стала известная сказка А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях". В своей статье я рассмотрю психологический ракурс и сфокусируюсь на особенностях отношений главных героев и их структуре личности. На мой взгляд, это одна из сказок, в которой описываются типичные отношения между матерью и дочкой

Метки: Материнство, Анализ сказок,

Читать по теме: |


Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём