Фобии: краткий обзор методов лечения

21 марта 2017
6166

Геннадий Иванов
Психолог, гипнотерапевт


Понятие фобий

Понятие «фобия» имеет греческое происхождение и означает «отвращение», «страх» или «смертельный страх». Также можно встретить различные вариации термина, когда к объекту страха, в греческом произношении добавляется суффикс «-фобия», например, тахофобия (боязнь скорости). Подобные термины служат для одновременного обозначения болезненной реакции и стимула (ситуации), который эту реакцию вызывает.

Таким образом, понятие «фобия» связывается с болезненной реакцией организма в виде страха на тот или иной стимул или ситуацию.

В медицинской трактовке, фобия — симптом в виде иррационального неконтролируемого страха или устойчивого переживания чрезмерной тревоги в отдельных ситуациях или в присутствии, или ожидании определенного объекта.

При этом возможно два исхода при соприкосновении больного с пугающей ситуацией: он заранее испытывает страх и старается всеми силами избежать ситуацию (что характерно в большей мере для тревожного расстройства), либо, если больной все же попадает в данную ситуацию, у него случается паническая атака, т.е. приступ страха с которым индивид не справляется своими силами (что характерно для панического расстройства).



Виды фобий

Фобии могут различаться между собой. Медицинские классификации (DSM-IV, МКБ-10) разделяют фобии на три категории.

1. Специфические фобии подразумевают страх конкретных предметов или явлений. Сюда можно отнести боязнь укусов насекомых, крови, высоты, собак и др.

2. Социофобия – это страх взаимодействия с другими людьми и оценки с их стороны.

3. Агорофобия – это страх возможности оказаться вне безопасной зоны.

Социофобия и агорофобия были выделены в отдельную группу, так как они не предполагают конкретного объекта, вызывающего реакцию страха. В таком случае мы имеем дело с генерализованным страхом.

Вне зависимости от вида фобии, мы можем каждый раз наблюдать сходную реакцию больного при встрече со стимульной ситуацией.

Симптомы фобий

Чтобы понять, что представляет из себя фобия на практике и как выглядит человек больной тревожно-фобическим расстройством, необходимо рассмотреть симптомы фобии.

1. Физические симптомы являются следствием сверхактивности симпатической нервной системы и чрезмерного напряжения скелетной мускулатуры. Они охватывают практически все системы организма.

Сюда могут относиться: сухость во рту, невозможность вздохнуть, учащенное дыхание, учащенное сердцебиение и пульс, шум в ушах, головокружение и др. Все эти симптомы связаны, прежде всего с эмоцией страха и подготовкой организма к опасности. Более подробно этот процесс мы обсудим чуть ниже.

2. Психологические симптомы фобии предполагают влияние фобической реакции организма на психическое состояние индивида. Сюда можно отнести ожидания худшего, тревогу, нарушение концентрации внимания, чувствительность к шуму, дежа вю и др.

3. Когнитивные симптомы предполагают изменение содержания нашего сознания (мыслей, представлений, убеждений) на основе стимульной ситуации и внутреннего состояния. В частности, больной ощущая, что ритм его сердцебиения повышен может заключить, что у него проблемы с сердцем.


4. Поведенческие симптомы проявляются в изменение ритма сна, проявлении повышенной двигательной активности или отдельных привычек, направленных на снижение тревоги (в последнем случае часто говорят об обессивно-компульсивном расстройстве). Сами панические атаки также относятся к этой группе симптомов.

Главным критерием для постановки диагноза «тревожно-фобическое расстройство» является приступообразное возникновение интенсивного страха.

Теории происхождения фобий

Существуют различные подходы к пониманию причин (этиологии) фобий, которые мы классифицируем ниже.

1. Психодинамическая теория (психоанализ) предполагает, что формирование фобий связано с вытеснением причины страха и последующим переносом его на индифферентный объект.

Например, страх собаки, может трактоваться ортодоксальным психоаналитиком, как вытесненный страх кастрации, который таким образом находит свое проявление. Данная теория является научно не признанной в виду невозможности эмпирического обоснования (экспериментальной проверки) ее основных положений, а также из-за отсутствия четкой причинно-следственной связи между причиной и самим заболеванием.

2. Бихевиористско–биологическая (эволюционная) теория отмечает, что отдельные виды страха, например, страх животных, высоты, темноты, распространены в большей степени, чем другие, такие как страх зданий, травы и др. Было выдвинуто объяснение, что люди как вид имеют предрасположенность к отдельным видам страха, а такая склонность к конкретному страху передавалась в процессе эволюции с помощью генов. Те из наших предков, кто имел подобные страхи, имели больше шансов на выживание.

3. Генетическая теория предполагает наследственную предрасположенность к заболеванию. В качестве доказательства данной теории можно привести исследования ученых из университета Барселоны, которые обнаружили гены, связанные с различным уровнем проявлениями тревоги. Однако, данная теория неспособна полностью объяснить процесса формирования фобической реакции, а также выбор конкретного объекта в качестве стимула.

4. Бихевиористская теория, в отличии от предыдущих двух направлений указывает на прижизненное возникновение фобий и связывает их формирование с механизмами научения. Основным механизмом образования фобий является классическое обуславливание, т.е. фобии развиваются по механизмам формирования условного рефлекса.

В таком случае при предъявлении двух стимулов, один из которых вызывает страх, второй также начнет вызывать данную эмоцию. Таким образом, попав в опасную ситуацию, которая вызывает у человека страх, он научиться реагировать страхом не только на сам объект, изначально вызывавший эту эмоции, но и на другие – индифферентные – объекты, находившиеся в тот момент в данной ситуации.

Последнее направление исследований представляется наиболее актуальным и обоснованным с позиции физиологии и эмпирического материала. Именно поэтому мы в последующем будем опираться именно на него.

Механизмы формирования и развития фобий

В основе фобии лежит эмоция страха. Для того, чтобы понять, как страх приобретает болезненную форму и каким образом функционирует сама фобия необходимо рассмотреть и здоровое проявление данной эмоции. Рассмотрим механизм страха с позиции физиологии, который состоит из ряда этапов.

1. Внешний стимул. На первом этапе возникновения страха к нам поступает информация из внешней среды, которую мы, а точнее наш мозг классифицирует на знакомую и безопасную, знакомую и опасную (здесь реакция страха запускается сразу) и новую.

2. Оценка. Новая информация проходит две стадии оценки.
  • Эмоциональная оценка. Первый этап оценки осуществляет отдел мозга под названием миндалина (миндалина является частью среднего или, по-другому, эмоционального мозга и ответственна за эмоцию страха). Она классифицирует информацию на опасную и безосную.
  • Рациональная оценка. Если информация была воспринята как опасная она начинает проходить вторичную проверку центром принятия решений, находящимся в префронтальной коре, также классифицируя информацию как опасную или безопасную. Если информация безопасна, то кора просто тормозит действие подкорки и реакции страха не возникает.
3. Активация вегетативной нервной системы. Если информация воспринята как опасная, миндалина активирует эндокринную систему запуская гормоны страха, а организм погружается в состояние стресса. Данный процесс проходит через следующие этапы.
  • Выработка адреналина и норадреналина. Сначала отдается команда надпочечникам, которые вырабатывают адреналин. Параллельно вырабатывается норадреналин, который служит для того чтобы регулировать значение адреналина.
  • Повышение потребности в кислороде. Наш организм пытается увеличить запас кислорода. Возникает учащенное дыхание.
  • Напряжение скелетной мускулатуры и учащенное сердцебиение. Начинают напрягаться наши мышцы. Но для того чтобы напрячь мышцы необходимо накачать в них кровь, обогащенную кислородом. Эту функцию выполняет сердце. Отсюда появляется учащенное сердцебиение.
  • Повышение давление и температуры тела. Учащенное сердцебиение и напряжение мышц, в свою очередь, приводит к повышению давления и росту температуры тела.
  • Повышенное потоотделение. Повышенная температура тела, запускает механизмы восстановления гомеостаза, т.е. организм пытается вернуться в исходное состояние, что приводит к активации терморегуляции организма. Отсюда возникает повышенное потоотделение.
Наблюдается и множество других процессов, готовящих наш организм к опасности, таких как расширение зрачков, повышенное потребление глюкозы и др. Все это является вполне нормальной физиологической реакцией, создающей напряжение в организме, которое поможет ему в нужный момент среагировать на угрозу.

4. Поведенческая реакция. В случае реальной угрозы возможны несколько вариантов разрядки напряжения.
  • Примитивные инстинктивные реакции: атаковать, замереть, убежать. За реализацию данных реакций ответственна миндалина. Они характерны как для животных, так и для человека.
  • Сознательный контроль и функционирование в соответствии с заданным планом действий. В качестве примера можно привести летчика, который в экстренной ситуации, не выбегает из кабины самолета, а старается сознательно контролировать ситуацию, поворачивая рычаги управления в нужном направлении. За такое поведение отвечает наша префронтальная кора, а такое поведение характерно только для человека.
5. Повторная оценка. Совершив то или иное действие, мозг оценивает привело ли оно к устранению угрозы, и, если это так, напряжение спадает, а действие подкрепляется за счет выброса в мозг определённых гормонов. Если ситуация не перестала представлять угрозу, процесс начинается заново.

Лечение фобий.jpg

Как можно видеть процесс возникновения, и сама эмоция страха являются полезными, поскольку помогают человеку выжить. Но к сожалению, в современном мире данная эмоция может быть не всегда адекватной по отношению к реальной ситуации с которой встречается организм. Неадекватная реакция возможна в двух случаях.

1. Во-первых, когда тормозная функция в центре принятия решений слишком слаба, и реакция миндалины, просто пересиливает его. Таким образом, возможна реакция страха в отсутствие реального раздражителя, либо ситуация, когда человек не может адекватно среагировать на раздражитель.

2. Во-вторых, возможна ошибка в центре принятия решений, когда индивид безопасную ситуацию воспринимает как опасную. Такая ошибка возникает из большого ряда факторов: генетика, воспитание, развитие в младенческом возрасте, характер, образ мышления.

В обоих случаях индивид испытывает иррациональный страх, способный перерасти в фобию за счет формирования условного рефлекса. В частности, когда человека охватывает эмоция страха, гиппокамп (зона среднего мозга, ответственная за память) получает импульсы от миндалины, объединяя ощущение страха с воспринимаемой информацией. Это и является механизмом образования рефлекса. Причем в данном случае мы говорим об условном рефлексе, имеющем свои особенности.

1. Мгновенное образование. Фобический рефлекс может образовываться мгновенно, что обусловлено его биологическим значением. Нам важно запоминать, что-то страшное, чтобы и впредь реагировать спасительным для нас образом. И чем большее эмоциональное потрясение вызывает событие, тем скорее мы его запомним.

2. Ситуативная память. Другая особенность мозга состоит в том, что мы запоминаем не какой-то конкретный объект, но всю ситуацию в целом. То есть фобическая реакция может зацепиться за любой незначимый стимул, за любой объект, который в момент страха находился в окружении. Поэтому очень часто, в процессе психотерапии, можно видеть, что пугающий стимул напрямую не связан с травмирующей ситуацией.

К сожалению, развитие заболевания на этом не останавливается. Если человек болен фобией во взрослом возрасте и не предпринимает никаких мер по этому поводу, а наоборот поддается своему страху, то фобическая реакция будет разрастаться все больше и больше, что обусловлено рядом закономерностей научения.

1. Генерализация стимула. Стимул имеет тенденцию к обобщению и больной, до этого болезненно реагируя лишь на какой-то один объект, начинает проявлять ту же реакцию на все схожие объекты.

То есть индивид не будет запоминать конкретный пугающий предмет, ему достаточно запомнить его признаки. Таким образом, вырастая он начинает проявлять страх, в тех ситуациях, которые хоть немного напоминают травмирующую. Например, если мальчика в детстве испугал отец, вырастая молодой человек начинает боятся всех людей своего пола. Индивид, который боялся плавать, может начать бояться летать на самолетах, просто потому что нашел какую-то связь между этими действиями.

2. Сочетательный рефлекс. Другая закономерность состоит в повторном обуславливании. Ведь каждый раз, встречаясь с пугающей ситуацией, индивид вновь начинает испытывать эмоцию страха, а, соответственно, снова включается классическое обуславливание, на эмоцию страха начинает цепляться все больше и больше стимулов.

3. Оперантное научение. Каждый раз встречаясь с эмоцией страха человек, скорее всего будет пытаться выйти из ситуации, в которой этот страх возникает. Он убегает, а организм испытывает облегчение, и, так как угроза миновала, мозг получает сигнал об успешности действия и выдает подкрепление в виде соответствующих нейромедиаторов. Таким образом закрепляется как само поведение в виде бегства, так и эмоциональная реакция в виде страха.

4. Рационализация. У взрослого человека к эмоциональной и поведенческой реакциям добавляется и когнитивная составляющая. Индивид, испытав приступ страха или паническую атаку, пытается объяснить себе свою реакцию и то что происходит с его телом. У него появляются автоматические мысли и убеждения («Я могу умереть», «Со мной что-то не так», «Летать опасно» и др.). В следующий раз он начнет реагировать уже на основе этих мыслей и убеждений.



Психотравма как причина фобии

В рамках гипнотерапии фобическая реакция рассматривается как результат травматического опыта, который чаще всего имеет место в детском возрасте. Такой травматический опыт называют психотравмой. Психотравмы чаще всего возникают, когда ребенок наиболее уязвим, до 6 лет, что связано прежде всего с особенностями развития нашего мозга.

Мозг в этот период еще недостаточно сформирован особенно это касается префронтальной части коры, которая отвечает за контроль и составление плана собственных действий. У ребенка также крайне ограничены возможности к рефлексии. А в виду недостаточного развития второй сигнальной системы ограничены и способности к сознательному запоминанию тех или иных событий. Именно поэтому мы обычно плохо помним наше детство.

Наибольшее значение в этот период имеет лимбическая система. Эта часть отвечает за врожденные программы поведения и наши потребности. Именно в нее и входят гиппокамп и миндалина.

В результате у ребенка намного легче вызывать эмоциональную реакцию, у него намного меньше средств для адекватного ответа на опасную ситуацию и, наконец, у него низка способность к сознательной рефлексии своей реакции. Все эти факторы оказывают свое влияние на формирование заболевания.

Возможно конечно и образование психотравмы во взрослом возрасте, но так как у взрослого намного больше средств для того чтобы адекватно среагировать на ситуацию, а сама психика у него более «сильная», необходимо крайне серьезное эмоциональное потрясение. С такими потрясениями взрослые люди чаще всего встречаются во время военных действий, или в случае наступления событий, которые радикальным образом меняют все течение жизни.

Таким образом мы можем резюмировать ситуации образования фобий.

1. Воспроизведение детской адекватной реакции на стимул во взрослом возрасте. Такая ситуация возможна, когда ребенок в детстве испугался действительно опасного для него объекта, но реакция продолжает воспроизводиться во взрослом возрасте, когда у человека есть все ресурсы для адекватного ответа на ситуацию. То есть реакция, которая была адаптивной в детском возрасте стала неадаптивной во взрослом.

2. Ассоциация реакции страха и индифферентного стимула. В этом случае реакция страха ассоциировалась с незначимым (неадекватным) стимулом, который в момент страха находился в окружении.

3. Ассоциация реакции и неадекватного стимула (искаженное восприятие). Данная ситуация предполагает, что фобическая реакция образовалась в результате неверной интерпретации ситуации. Например, в случае панической атаки, индивид неверно трактует физиологические проявления, которые у него возникают и тем самым только усиливает реакцию страха.

  Первые два варианта образования фобической реакции предполагают обход сознания, и деятельность на уровне подкорки. Последний вариант предполагает реакцию на ситуацию в виду сознательного намерения, которое исходит из неверной интерпретации. Однако и такая реакция, проявившись в первый раз, может перейти в условный рефлекс.

Структура фобии

В результате вырисовывается структура фобии, включающая в себя глубинный и поверхностных уровень. На поверхностном уровне мы наблюдаем симптомы заболевания. Сюда входят все симптомы, которые мы рассмотрели с вами выше в отдельном разделе статьи.

Но есть и глубинный уровень, под которым мы подразумеваем причину заболевания. По большому счету он включает в себя представление о признаках травмирующей ситуации, хранящееся в нашей памяти. Как только в реальной ситуации появляются признаки травмирующей, у индивида запускается реакция страха.



Лечение

Наиболее эффективными видами лечения фобий являются когнитивно-поведенческая терапия, гипнотерапия и медикаментозное лечение. Лечение простых фобий, как правило, ограничивается психотерапией.

В данной статье мы подробно остановимся на психотерапевтических методах лечения фобий. Их можно разделить на две категории: рациональные и глубинные методы.

Рациональные методы (в частности когнитивная терапия) предполагают работу с мыслями и убеждениями человека. Изменяя их, возможно изменить и реакцию субъекта. Однако, такая работа редко бывает эффективной без проработки причины заболевания.

Глубинные методы (гипнотерапия, гештальттерапия, телесная терапия и др.) направлены на поиск причины заболевания и его проработку. Наиболее эффективным методом в этой области зарекомендовала себя гипнотерапия. Обсудим причины этого более подробно.

Как уже было сказано, особенность нашей памяти состоит в том, что мы запоминаем всю ситуацию в целом, куда входит и наше состояние. По сути, мы закрепляем то или иное воспоминание за той или иной эмоцией, а эмоцию прикрепляем к ситуации. Именно поэтому человек не может справиться с проблемой простым усилием воли, находясь в своем обычном состоянии сознания.

Получается, чтобы исправить ситуацию и отредактировать травматический опыт, необходимо вернуться в соответствующее состояние.

Соответственно задача состоит в том, чтобы снова попасть в воспоминание о травмирующей ситуации, запустить рефлексию и осознание, и создать новую связь между подкорковыми слоями и корой. Чтобы попасть в нужное воспоминание необходимо вызвать определенное состояние у пациента с одной стороны, а с другой стороны запустить тормозные процессы в коре головное мозга, чтобы получить доступ к подкорке. Это даст возможность дальнейшего редактирования опыта.

Целенаправленная работа по наведению такого состояния производится в гипнотерапии, где в дальнейшем могут быть использованы сторонние методы для проработки содержания травмы. В других же направлениях психотерапии акцент наоборот сделан на техническую часть и содержание проблемы, а состояние является скорее побочным результатом процесса, что, при неправильном использовании, делает терапию менее эффективной.



Метки: Фобии, Гипноз, Психическая травма,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Хорошие девочки и панические атаки

Хорошие девочки и панические атаки

12.11.2018
17896
Психолог Юлия Пирумова: "О Хороших девочках написано много и разное. Я напишу мою догадку про то, как хорошая девичья аура связана с паническими атаками. Вполне возможно, что это вовсе не мое, а опять прилетело из коллективного бессознательного".

Метки: Невроз, Фобии, Панические атаки,

Травмированная личность. Как исцелиться

Травмированная личность. Как исцелиться

16.08.2018
9773
Что такое "личность"? Это представление человека о себе, которое сложилось в результате его жизненного опыта. Это – образ себя. Оно формируется как алмаз, который ограняют жизненные обстоятельства. Вид алмаза меняется, появляются новые грани, но иногда человек не замечает, что он уже не такой как раньше.

Метки: Развитие личности, Психическая травма, Треугольник Карпмана,

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

Про беззаветную любовь жертвы к тирану

18.07.2018
7910
Психолог Юлия Пирумова: "Через час присутствия рядом с такой историей лично мне очень трудно удерживаться в своем итак не очень здоровом рассудке. Я замечаю, что мои представления о гранях добра и зла переворачиваются и пытаются заменить друг друга".

Метки: Любовь, Психическая травма, Психологические защиты, Выученная беспомощность, Абьюз, Любовная зависимость,

Травмы сошлись

Травмы сошлись

17.06.2018
30560
Психолог Анастасия Долганова: "У каждого из нас есть болезненные точки, которые проявляются в отношениях и могут приводить к разладу. Для того чтобы не наступать на старые грабли в новой жизни, стоит присмотреться к традициям родительской семьи".

Метки: Семейные кризисы, Отношения, Психическая травма, Проекции, Перенос,

Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран

Ты гораздо больше, чем твоя травма. Как исцелить свою душу от боли, психологических травм и ран

01.03.2018
7395
Психолог Надежда Резникова: "На биологическом уровне для любого индивидуума, попавшего в сложную психологическую или физиологическую ситуацию, важно выживание. Это древнейший инстинкт, без которого людей бы не существовало на белом свете. Его невозможно контролировать никаким даже самым просветленным и духовно развитым разумом. Выжил – значит победил! Вот простая и ясная логика природы и человеческого естества. Это отправная точка, с которой начинается исцеление любой травмы".

Метки: Психическая травма,

Социофобия – болезнь упущенных возможностей

Социофобия – болезнь упущенных возможностей

05.02.2018
8746
Психотерапевт Юлия Гридасова: "Социофобию называют "болезнью упущенных возможностей". Она имеет хронический характер и лишает многих радостей жизни: создать семью, построить карьеру, иметь друзей, уверенно общаться в различных ситуациях, отстаивать себя, реализовывать свои планы".

Метки: Страх, Фобии, Социофобия,

Психологические защиты и сопротивление

Психологические защиты и сопротивление

01.02.2018
5444
Процессуально-ориентированный психотерапевт Ольга Подольская: "Легко догадаться, что защита – это, в общем, положительное явление: зонтик защищает нас от дождя, одежда – от холода, страхование банковских вкладов – от банкротства. Психологическая защита защищает нас от душевной боли – и при оптимальном раскладе нет в этом ничего плохого, кроме хорошего".

Метки: Психическая травма, Психологические защиты, Процессуально-ориентированная психотерапия,

О чувствах, которые переживать неполезно

О чувствах, которые переживать неполезно

24.01.2018
7743
Гештальт-терапевт Ксения Аляева: "Вообще, проживание чувств без прерываний – это целебный процесс. Однако, есть чувства, проживание которых наоборот – разрушает. Я говорю о переживании травмы. Травма – "след" в психике от какого-либо события, пережить до конца и встроить в опыт которое не хватило ресурсов. И теперь, при возникновении чем-то похожих на травмирующие обстоятельств, внутренний взор вновь и вновь обращается к этому когда-то пораненному месту".

Метки: Психическая травма, Чувства,

Что происходит с женщиной, когда влияние травмы на нее ослабевает?

Что происходит с женщиной, когда влияние травмы на нее ослабевает?

22.12.2017
11193
Психолог Ирина Даржина: "Что происходит с женщиной, когда травмы перестают иметь над ней сильную власть? Как смотрит она на вещи, которые раньше казались понятными? И главное, она сама – это тот же человек или уже совсем незнакомый?"

Метки: Развитие личности, Психическая травма,

Как человек формирует и поддерживает свою фобию

Как человек формирует и поддерживает свою фобию

21.12.2017
3778
Психолог Елена Бинкевич: "Почему со мной такое и как? При возникновении фобического расстройства нет смысла задаваться вопросом "почему" у меня возникла та или иная фобия. Потому как знание причин расстройства в большинстве случаев не ведет к решению и не является необходимым условием для освобождения от расстройства".

Метки: Фобии,

Личность как травма

Личность как травма

11.12.2017
4811
Психотерапевт Жюли Реше: "Часто говорят о "гармонично развитой личности", предполагая, что в формировании такой личности не принимали участия деструктивные процессы. Такое представление неверно, потому что личность – это и есть специфическая конфигурация психологических расстройств. Она приобретается в результате травмирования психики".

Метки: Развитие личности, Личность, Психическая травма,

Потерявшие радость: жизнь с дементором

Потерявшие радость: жизнь с дементором

06.12.2017
9670
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Мой клиент, человек напротив, произносит эти слова. Они звучат-по-разному, но смысл всегда один. В его жизни нет радости. Его никто и ничто не радует. Он ни от чего не получает удовольствия – ни от близких отношений, ни от еды, ни от музыки, чтения, секса, общения… Ни от чего".

Метки: Счастье, Психическая травма,

Посттравматический рост: нет худа без добра

Посттравматический рост: нет худа без добра

05.12.2017
3940
Психолог Павел Зыгмантович: "Сейчас проводится достаточно много исследований посттравматического роста, и, несмотря на объективные трудности исследования таких процессов, стало ясно – феномен действительно существует".

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

Почему запреты не помогут: детские травмы и рискованное сексуальное поведение

Почему запреты не помогут: детские травмы и рискованное сексуальное поведение

03.12.2017
6346
Клинический психолог Юлия Лапина: "Для того чтобы ответить на вопрос почему осуждение людей и разговоры о высокой морали не приводят к желаемым результатам, и как так получается, что из супер строгих семей порой вырастают дети сорви-себе-и-всем-вокруг-голова, нужно пару слов сказать о разнице между бытовой и научной психологией".

Метки: Неблагополучная семья, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Работа с травмой отвержения

Работа с травмой отвержения

27.11.2017
26507
Психолог Ольга Селюкова: "Я довольно части встречаю статьи психологов о собственной ценности, любви к себе, принятии и т.д., в которых говорится о поведенческих механизмах удовлетворения этих базовых потребностей клиентом. И может сложиться ощущение, что следуя этим рекомендациям, можно это все получить и достаточно начать делать для себя больше, думать о себе лучше, брать на себя ответственность и все изменится. А создается ощущение, что ходишь по кругу, и даже наоборот, еще хуже – ну что же за человек я такой – другим помогает – а мне нет, наверное со мной действительно что-то не так и я безнадежен".

Метки: Отношения, Психическая травма, Сепарация от родителей,

Комфортно ли вам наедине с собой?

Комфортно ли вам наедине с собой?

22.11.2017
4034
Гипнотерапет Александр Валюнин: "В современном мире человек редко действительно остается наедине с собой. Всегда есть телефон, интернет и интересный контент, позволяющие нам переключить внимание. Но когда внешние стимулы исчезают, мы можем остро ощутить то чувство, которое находится внутри нас. Какое бы приятное или неприятное оно ни было, у него есть важный сигнал".

Метки: Позитивная психология, Гипноз,

Невыразимая легкость бытия?

Невыразимая легкость бытия?

14.11.2017
2896
Гештальт-терапевт Виктория Пекарская: "В наше непростое время как-то стало модно, чтобы "все было легко". Кто-то ждет, когда появится "легкость" в делах, потиху прокрастинируя; кто-то имитирует легкость, впахивая при этом как пчелка; кто-то ждет помощи от магов и психотерапевтов на пути облегчения жизни, а кто-то так бодр и оптимистичен, что все задачи привычно называет "легкими".

Метки: Мотивация, Развитие личности, Психическая травма,

Как и почему гипнотерапия позволяет быстро избавиться от острых проблем

Как и почему гипнотерапия позволяет быстро избавиться от острых проблем

07.11.2017
1709
Гипнотерапет Александр Валюнин: "Психологи или другие специалисты могут считать это особым или тяжелым случаем, но подобные проблемы очень просто навсегда снять с помощью ресурсов собственного сознания, если знать как. А именно с помощью уникального состояния гипноза, доступного каждому человеку."

Метки: Гипноз,

Мне не больно. Я – травматик

Мне не больно. Я – травматик

30.10.2017
10109
Семейный психолог Надежда Керова: "У человека перенесшего, но не пережившего эмоциональную травму могут быть заблокированы, заморожены чувства. Внешне человек может выглядеть спокойным, уравновешенным, общаться с людьми, поддерживать социальные контакты. Но если присмотреться внимательно, то оказывается, близко к себе он никого не подпускает. Контакты с людьми поверхностны, глубинная потребность в близости не удовлетворяется".

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

Как сделать собственное критическое мышление своим другом

Как сделать собственное критическое мышление своим другом

30.10.2017
1159
Гипнотерапет Александр Валюнин: "Критическое мышление является фильтром между сознанием и подсознанием, защищающим нас от нежелательных изменений. Этот фильтр может, несмотря ни на что, либо помогать поддерживать в нас желаемый образ собственного "я", уверенность, а также мысли и чувства, которые мы хотим испытывать, либо наоборот, постоянно напоминать нам о своих комплексах, страхах и вредных привычках".

Метки: Гипноз,

Почему все проблемы из детства

Почему все проблемы из детства

24.10.2017
10965
Гипнотерапет Александр Валюнин: "Почти все слышали фразу "все проблемы из детства", но мало кто понимает, почему это правда так. С позиции гипноза это очень легко объяснить и понять. В этой статье я расскажу, почему и как в детстве закладываются многие неконструктивные подсознательные шаблоны, и что с этим можно сделать".

Метки: Гипноз, Сценарии,

Что вы не знали о страхе

Что вы не знали о страхе

18.10.2017
3392
Гипнотерапевт Александр Валюнин: "Cтрах можно смело поставить на первое место среди всех неприятных эмоций. Это чувство чаще всего мешает жить комфортно и гармонично. В этой статье я расскажу о том, как конструктивно реагировать на его сигналы, а также, что делать, если вы испытываете страх, когда для него нет никаких реальных причин".

Метки: Страх, Гипноз,

Детская психологическая травма

Детская психологическая травма

14.07.2017
9328
Гештальт-терапевт Арсений Володько: "Обычно к 7 годам этот сценарий уже заложен, и в дальнейшем человек строит свою жизнь во многом обусловленный влиянием этого бессознательного сценария. Решая свои жизненные проблемы, человек вынужден решать проблемы своих родителей, своих бабушек и дедушек. Нужно понимать, что это не детальная точная копия родового сценария, но общее направление и постоянная работа над ошибками, своими и своих предков".

Метки: Психическая травма,

Откуда берутся страхи, фобии и панические атаки

Откуда берутся страхи, фобии и панические атаки

14.06.2017
12747
Психиатр Александр Мусихин: "Психологи считают, что страх – это не какая-то гадость, которая в нас встроена, а полезный адаптационный механизм, помогающий выживать. Как он помогает? Он предупреждает нас об опасности. Это если мы правильно им пользуемся. А если мы им пользоваться не умеем, то тот же самый страх становится мучительным и приносит нам неприятности".

Метки: Страх, Фобии, Панические атаки,

Грязная девчонка

Грязная девчонка

18.05.2017
6858
Психолог Анастасия Платонова: "Тема развратных действий по отношению к детям рассматривается в нашем обществе очень однозначно. В ней не допускается возможностей для чего-то еще кроме отвращения, осуждения, запрещенности. — Я хочу отмыться, когда думаю об этом. Я чувствую себя грязной, непотребной. Он трогал меня, а этого нельзя было делать. Я же была ребенком".

Метки: Сексуальность, Психическая травма, Женщины, Психологическое насилие,

Как прокачать психику спортсмена на победу

Как прокачать психику спортсмена на победу

27.04.2017
3824
Психолог, гипнотерапевт Никита Батурин: "В число моих клиентов входят чемпионы России и мира, поэтому о влиянии психического состояния на успешность выступления спортсмена на соревнованиях я знаю очень хорошо. Большинство ошибок, которые совершаются спортсменами, происходят благодаря отключенности сознания от процесса. Мозг – это главный инструмент механизма всего тела, и благодаря ему, можно задействовать все резервы человека – и физические, и психические, что позволит прийти к нужному результату".

Метки: Мотивация, Карьера, Гипноз, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность,

Противоядие от психической травмы

Противоядие от психической травмы

15.04.2017
4504
Сейчас человек очень одинок в своих чувствах. За нами больше не стоит наш род, община. Стыдно признаваться в своей слабости. Не принято и нет времени делиться истинными переживаниями.

Метки: Психическая травма,

Травма как пограничная ситуация

Травма как пограничная ситуация

14.04.2017
6219
Врач-психотерапевт Максим Пестов: "Невротик мог бы сказать, что мой аффект это то, что иногда случается в определенных обстоятельствах, но это не всё мое Я. Мои аффекты определяются моими фантазмами, а не объектами. Невротик создает связь, тогда как пограничный клиент ею порабощен".

Метки: Невроз, Психическая травма, Пограничное расстройство личности,

О тех, кого рано лишили детства. И взрослости тоже

О тех, кого рано лишили детства. И взрослости тоже

14.04.2017
21756
Екатерина Бойдек, экзистенциальный психотерапевт: "Есть такие дети, которые слишком рано повзрослели. Повзрослели потому, что не было рядом с ними надежных взрослых, родителей, на которых можно положиться. Пьющий, непредсказуемо, то пьяный, то трезвый папа. Инфантильная мама, не способная к принятию решений, вечно обижающаяся, перекладывающая на ребенка ответственность за свое состояние."

Метки: Инфантильность, Психическая травма, Психологические защиты, Детско-родительские отношения,

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

Кто такие токсичные родители: проблема постсоветского пространства

04.04.2017
37349
Клинический психолог Юлия Лапина: "Токсичные родители – это вообще про тонкие материи. У нас в обществе пока что не до конца табуировано даже физическое насилие по отношению к детям, а тема о вербальном насилии и уж тем более о токсичных манипуляциях – вообще что-то из рубрики «их нравы» (читай – зажрались)."

Метки: Депрессия, Психическая травма, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Читать по теме: |
Перинатальные утраты

Перинатальные утраты

16.11.2018
577
Аборт, замершая беременность, выкидыш, внутриутробная гибель плода, гибель ребенка в родах или в перинатальном периоде – одни из самых тяжелых утрат для всей семейной системы. Почему к таким утратам следует проявить особое внимание – читайте в статье.

Метки: Психическая травма, Горевание,

Невроз – это

Невроз – это

15.10.2018
1834
Дискомфорт и трудности, связанные с неврозом, осознаются человеком. При этом человек может ощущать, что "с психикой что-то не так", думать, что "сходит с ума", пугаться неожиданного, нового и неприятного состояния. Однако, психика остается здоровой, просто она, можно так выразиться, травмирована, ранена и ей необходима определенная помощь.

Метки: Невроз, Психическая травма, Психика,

Как не нанести ребенку психологическую травму?

Как не нанести ребенку психологическую травму?

27.09.2018
864
Наступило время, когда мы, взрослые, все больше замечаем и уважаем детей, начинаем видеть в них личность, перестаем их унижать и подчинять. Мы задумываемся об этом, наблюдаем за собой и за своим поведением, выбираем способы взаимодействия с детьми. И это – прекрасная тенденция. Однако, в ней есть и довольно опасное течение, которое приводит к печальному результату.

Метки: Воспитание, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Психологическая травма: крик о помощи или молчаливая боль?

Психологическая травма: крик о помощи или молчаливая боль?

18.09.2018
722
Не всегда больнее всего тому, кто орёт как резаный, а не тому, кто, бледнея, замирает в уголке. Бывает по-разному.

Метки: Психическая травма,

Предательство тела: почему мы покидаем свой дом?

Предательство тела: почему мы покидаем свой дом?

23.08.2018
2359
Книга Александра Лоуэна "Предательство тела" зацепила меня своим пронзительным названием. Выбор в книжном магазине психологической литературы был огромным, и мы с коллегой провели там не меньше часа, листая и пытаясь определиться, чтобы не унести с собой половину содержимого полок. В таких непростых ситуациях приходится сосредоточиваться только на самом актуальном. А тема контакта с собственным телом интересует меня все глубже.

Метки: Психосоматика, Психическая травма,

Травмированная личность или человек с контейнером

Травмированная личность или человек с контейнером

16.08.2018
2131
Не справиться психологически – это значит не суметь пережить сильные негативные эмоции, такие как страх, гнев, вина, стыд. Эти эмоции уже возникли, и они имеют сильнейший заряд энергии, а разрядки не произошло. Не прожитые, т.е. не осознанные эмоции представляют собой психологическое образование – "контейнер". Контейнер отщеплен от сознательной части личности и охраняется психикой от внедрения в сознание.

Метки: Психическая травма, Посттравматическое стрессовое расстройство,

Травмированные едой

Травмированные едой

13.08.2018
2360
Почему родители так часто заставляют своих детей доедать до последней крошки? В чем причина, и каковы последствия.

Метки: Психическая травма,

Причиняя добро: психотравмы после операций

Причиняя добро: психотравмы после операций

03.07.2018
3067
Психологи тоже люди. И порой попадают на операционный стол. Клинический психолог поделилась личным опытом: как не должны проходить операции и как лучше с ними справиться.

Метки: Психическая травма,

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

"Очки, разбитые стеклами внутрь". Психосоматика травмы

13.06.2018
2207
Маленький человек, приходя в этот мир, целостен: вглядитесь в деток с момента рождения до 2-3 лет: они смотрят на мир с доверием. Но, по мере взросления ребенок сталкивается с социализацией: жесткое воспитание, детский сад, начальная и средняя школа с их требованиями соответствия определенному поведению. Это момент травмы, которая зачастую перерастает в психосоматику. Как вернуть "того маленького себя", избавляясь от симптома или ослабляя его? Об этом в статье.

Метки: Психосоматика, Психическая травма, Сценарии,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём