Факторы суицидального риска у детей и подростков

25 апреля 2018
2552


Автор: Светлана Емельянова, медицинский психолог.

"Я не буду жить вечно. Ума, чтобы это
понять, мне хватает. Дело не в том, как
долго я буду жить, вопрос только – 
насколько красивой будет моя жизнь"

Из интервью певца Рэя Чарльза


Одним из важнейших условий комфортности жизни детей и подростков является семейное благополучие, наличие адекватных эмоциональных связей между родными, хорошая адаптация в среде сверстников. По мнению многих авторов семейная дисфункция и трудности интерперсонального общения являются ведущими причинами суицидального поведения в детском и подростковом возрасте (Амбрумова А.Г., 1983; Шипицына JI.M. с соавт., 2000; Каубиш В.К., 2000; Положий Б.С., Лазебник А.И., 2002; Donald V., Dower J., Lucke J., Raphael В., 2001; Guertin T., 2001; Donald Metal., 2001; Schwartz R.C., Cohen B.N., 2001, Flannery D.J., 2001).

Суицидальное поведение у детей и подростков имеет определенные отличия от аналогичного поведения взрослых. А. Е. Личко (1983) показал, что в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте – это "крик о помощи", демонстрация, иногда шантаж, и лишь в 10% случаев имеет место истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство).

В отличие от взрослых, картина пресуицидального состояния у несовершеннолетних не имеет монолитного, единого признака. Мозаичность, вариабельность, лабильность пресуицидального статуса создает особые затруднения в распознании угрозы самоубийства.

Неблагоприятные микросоциальные условия провоцировали отклонения в поведении, которые сначала носили характер адекватных реакций на тяжелую ситуацию и проявлялись в виде неспецифических возрастных реакций активного или пассивного протеста, отказа или имитации. Постепенно, в условиях той же микросреды, возникала склонность к повторению и закреплению этих реакций, то есть возникал этап аномально-личностного реагирования, отмечалось присоединение аффективных реакций.

В препубертатном периоде девиантные формы поведения (прогулы, пропуски уроков, курение, лживость) приводили к нарушению адаптации.

По данным ГНЦССП им. В.П. Сербского, мальчики совершают завершенные суициды в 4-5 раз чаще, чем девочки. В свою очередь, девочки в 3 раза чаще совершают суицидальные попытки.

Напряженность в межличностных отношениях в семье, учебном заведении, среди сверстников, а также с лицами противоположного пола приводили к возникновению конфликтных ситуаций. Стремление быстро избавиться от субъективно-сложных жизненных обстоятельств приводило подростков к шантажно-демонстративной суицидальной попытке. В ряде случаев наблюдались предшествующие однократные суицидальные попытки с аналогичным механизмом формирования. Отмечались высказывания окружающим о желании умереть, а также в ряде случаев совершались попытки на глазах других людей.

Можно отметить комплексное влияние различных воздействий. Проведенное нами исследование показывает преобладание неполной и деформированной семьи у обследованного контингента (65%). Гармоничный стиль воспитания наблюдался в среднем в 20% случаев. Преобладают аномальные типы воспитания и среди них такие, как: гипоопека (30%), гиперопека (10%) и воспитание в противоречивых условиях (12%).

Относительно благополучные условия микросоциума в целом в исследованиях встречались у 33% детей и подростков. В 60% случаев характеристиками жизни обследованных детей и подростков являлись такие неблагоприятные условия жизни, как алкоголизация родителей, атмосфера частых семейных скандалов и материальные трудности, а также их сочетания. Семейные скандалы, пьянство родителей и трудное материальное положение сочетались в семьях детей и подростков с формирующимися у них психопатиями, патохарактерологическими расстройствами и расстройствами поведения органической этиологии (52%).


Основной разновидностью суицидогенного конфликта явилась неблагополучная семейная ситуация (55,0%). В большинстве случаев эта причина была главной, в остальных же она служила фоном, на котором другие причины приобретали особую значимость и становились суицидогенными.

Обобщая данные о роли конституционально-биологического фактора можно отметить, что в целом среди детей и подростков, совершивших суицидальную попытку, достоверно преобладали лица женского пола.

Отмечаются высокие показатели наследственной отягощенности по алкоголизму и аномальным личностным чертам.

Обобщая воздействие и вклад социально-психологического фактора, можно сделать вывод, что имела место совокупность неблагоприятно действовавших микросоциальных условий, таких как деформированное микросоциальное окружение, аномальные типы воспитания, атмосфера семейных скандалов, пьянство родителей и материальные затруднения в семье, которые способствовали формированию пограничных расстройств, определяли причину реализации суицидальной попытки у обследованного контингента пациентов. Каждая выделенная клиническая группа характеризовалась определенной предпочтительностью психогенных факторов микросоциального окружения и связанными с ними мотивационными установками.

Из различных составляющих конституционально-биологического фактора на формирование пограничных нервно-психических расстройств и реализацию суицидальной попытки у детей и подростков оказывали наибольшее влияние женский пол, пубертатный возраст, аномальные личностные черты и алкоголизм у близких родственников, а также акцентуированные черты личности в преморбиде у самих детей и подростков, представленные в большинстве случаев истерическим личностным радикалом.

Список литературы:

Амбрумова А.Г Личностные психологические и психопатологические факторы суицида //Акт. вопросы соц. психиатрии и пограничных нервно-психических расстройств. -М., 1985. -С. 93-95.
Амбрумова А.Г. О некоторых особенностях суицидального поведения у детей и подростков // Ж. неврол. и психиатрии. -1983. -Т. 83. Вып. 10.- С. 1544-1547.
Личко А.Е Лечение и профилактика патологических нарушений поведения у подростков //Съезд психиатров соц. стран. -М., 1987. -С. 367-371.
Шипицына Л. М., Иванов Е. С., Стеценко Н. В. Мотивы суицидального поведения у подростков //Российский психиатрический журнал. – 2000. -Вып. 5. – С. 40-44.\

Источник

Метки: Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Социальные сети и суицид: как помочь близким, нуждающихся в нашей поддержке

Социальные сети и суицид: как помочь близким, нуждающихся в нашей поддержке

18.09.2018
680
"Я хочу покончить со всем этим". Что Вы подумаете, увидев подобную запись в своей новостной ленте? Что Вы предпримите? Обратите ли Вы на нее внимание или полистнете дальше, не придав значения?

Метки: Суицидальные мысли, Подростковый суицид,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
2218
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Подростки: люби меня

Подростки: люби меня

08.08.2018
4930
Марина Солотова: "За все, что происходит с нашими детьми, несем ответственность мы, родители. И никто больше".

Метки: Подростковый возраст, Любовь, Неблагополучная семья, Подростковый суицид,

Ты ее не победишь. Война невестки и свекрови

Ты ее не победишь. Война невестки и свекрови

06.08.2018
3643
Психолог Анастасия Платонова: "Мама – она всегда априори останется в роли покинутой. Это нормально. Это правильно. Ребенок всегда оставит ее. Это будет логическим продолжением ее материнства. Это будет счастливым финалом, успешным результатом ее материнской работы. И это будет совсем новым материнством, с совсем иными отношениями с сыном".

Метки: Материнство, Неблагополучная семья,

13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника

13 образовательных каналов на Youtube, которые увлекут школьника

25.07.2018
7870
В интернете есть множество разнообразных образовательных платформ, интересных видео, уроков по школьной программе и даже образовательных мультфильмов как на русском, так и на других языках. В этом море можно утонуть, поэтому мы сделали для вас подборку лучшего познавательного контента для самых разных возрастов и по самым разным предметам.

Метки: Подростковый возраст,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
2509
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
19920
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Маменькин сынок

Маменькин сынок

05.06.2018
8029
Психоаналитик Ирина Демпси: "Женщин часто привлекают мягкие и добрые мужчины. Особенно, когда вы устали от постоянного одиночества. Ведь так хочется почувствовать тепло семейного очага. Хочется видеть рядом с собой верного и нежного супруга. И тут женщина знакомится с таким милым и хорошим... мальчиком неопределенного возраста, за которым каменной стеной стоит его мать".

Метки: Отношения, Материнство, Неблагополучная семья, Мужчины,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
13326
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

О прочной связи с подростком. Золотые правила

О прочной связи с подростком. Золотые правила

24.05.2018
4364
Психолог  Ангелина Литвинова: "Я буду рада, если кому-то информация пригодится для построения новых, более прочных отношений между своими детьми-подростками".

Метки: Подростковый возраст,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

07.03.2018
78943
Психолог Оксана Фадеева: "Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы".

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Кого боятся подростки

Кого боятся подростки

06.03.2018
4344
Семейный психолог Катерина Мурашова: "По условиям эксперимента участник соглашался провести восемь часов (непрерывно) в одиночестве, сам с собой, не пользуясь никакими средствами коммуникации, не включая компьютер или другие гаджеты, а также радио и телевизор. Все остальные человеческие занятия – игра, чтение, письмо, ремесло, рисование, лепка, пение, музицирование, прогулки и т. д. – были разрешены".

Метки: Подростковый возраст,

Подростки и музыка

Подростки и музыка

02.03.2018
3375
Психотерапевт Анна Мохова: "Когда-то мне рассказывали про эксперимент, где испытуемым нужно было нарисовать картины под музыку и попытаться в рисунке передать смысл, который заложен композитором. Содержание картин оказалось примерно одинаковым. А это значит, что человек чувствует то, что хочет передать композитор. Соответственно, можно сказать, что ни одна прослушиваемая композиция не выбирается просто так".

Метки: Подростковый возраст,

Ищу идеального мужчину

Ищу идеального мужчину

30.01.2018
5164
Психолог Анастасия Платонова: "Картина маслом: идеальная, чистейшей души мама, которая положила на ребенка жизнь, взрастила, вскормила, подняла, сил дала и… папа, жестокий, авторитарный, тиран, душащий и прекрасную маму, и пытающийся пробиться сквозь асфальт росточек – ребенка".

Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
3827
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
4344
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

"Нет, уйди, расскажи": 16 важных правил, которые помогут уберечь подростка от сексуального насилия

12.12.2017
6698
Семейный психотерапевт Марина Травкова: "Подростки часто не хотят ничего рассказывать родителям, даже в минуты реальной опасности, даже когда в самом деле нуждаются в помощи и знают, что родители её окажут. Почему?"

Метки: Подростковый возраст, Насилие, Детско-родительские отношения,

Почему запреты не помогут: детские травмы и рискованное сексуальное поведение

Почему запреты не помогут: детские травмы и рискованное сексуальное поведение

03.12.2017
6126
Клинический психолог Юлия Лапина: "Для того чтобы ответить на вопрос почему осуждение людей и разговоры о высокой морали не приводят к желаемым результатам, и как так получается, что из супер строгих семей порой вырастают дети сорви-себе-и-всем-вокруг-голова, нужно пару слов сказать о разнице между бытовой и научной психологией".

Метки: Неблагополучная семья, Психическая травма, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
4866
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Дети-орхидеи

Дети-орхидеи

13.11.2017
2866
Мария Пушкина: "Тема подростковых суицидов тяжела и для большинства людей носит какой-то мистический оттенок. О ней предпочитают молчать, пока не случится очередная трагедия, а после начинают строить теории о фатальном внешнем влиянии: депрессивных фильмов, жестоких компьютерных игр, или, вот недавно – "групп смерти".

Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение, Суицидальные мысли,

Подросток в современном обществе

Подросток в современном обществе

28.09.2017
9584
Психолог Кирилл Хломов об определении подросткового возраста, формировании идентичности и подростковых группах.

Метки: Подростковый возраст,

"Навыки XXI века": новая реальность в образовании

"Навыки XXI века": новая реальность в образовании

22.09.2017
4296
Чтобы в эру высоких технологий и автоматизации значительного числа привычных нам процессов оставаться востребованным специалистом, требуются новые навыки и умения. О том, что это за навыки и почему без них нельзя обойтись в современном мире, мы побеседовали с профессором Мельбурнского университета Патриком Гриффином – руководителем крупнейшего международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века.

Метки: Подростковый возраст, Образование,

Подростки и секс

Подростки и секс

26.06.2017
5518
Проблема эта сложная и те педагоги, кто в курсе, сколько было когда-то сломано копий по поводу предмета "этика и психология семейной жизни" в школе, сколько раз его вводили и отменяли, сколько было прений специалистов по поводу всяких разных детских анатомических атласов, понимают, о чем речь.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Взрослые дети алкоголиков

Взрослые дети алкоголиков

24.06.2017
18301
Психотерапевт Алла Далит: "Существует множество симптомов нарушений личности, которые проявляются в поведении, отношении к себе или с другими у взрослых детей алкоголиков. Попробую составить психологический портрет такого человека".

Метки: Алкоголизм, Неблагополучная семья,

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

Негативные последствия подавления взрослыми интересов и чувств подростка

17.05.2017
7205
Психолог Александра Аросьева: "Взрослые, в том числе и учителя, не только не пытаются поинтересоваться мнением ребёнка, но что ещё хуже, зная его - игнорируют и подавляют все индивидуальные проявления, желания, потребности, мнения и главное - чувства ребёнка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Милое чудовище

Милое чудовище

26.04.2017
23983
Психолог Катерина Мурашова: "Я человек непугливый, а уж на приеме пугаюсь совсем редко — слишком много всего видела за четверть века практики. Но, как всем известно, не бывает правил без исключений."

Метки: Психотерапия, Неблагополучная семья, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии,

"Меня били - и ничего, человеком вырос"

"Меня били - и ничего, человеком вырос"

19.04.2017
10117
Экзистенциальный психотерапевт Екатерина Бойдек: "Я слышала эти истории не раз. Как это было всегда неожиданно. Как нельзя было никак предотвратить и защититься. Как нельзя было плакать, жаловаться и вообще что-то чувствовать. Истории про то, как били родители."

Метки: Домашнее насилие, Панические атаки, Неблагополучная семья, Детско-родительские отношения,

Эксперимент с чудовищем

Эксперимент с чудовищем

06.04.2017
13842
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Он отрывал крылья стрекозам и убивал лягушек, он воткнул карандаш в глаз собаке. И вот он подрос и пошел в школу."

Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение, Случаи из практики психотерапии,

Что делать, если ваш ребенок рисует «синих китов»? Инструкция

Что делать, если ваш ребенок рисует «синих китов»? Инструкция

06.03.2017
6392
В последнее время опять массово заговорили о «группах смерти» в интернете и игре «Синий кит», где подросткам раздают «задания», которые якобы ведут к самоубийствам. Шквал публикаций в СМИ на эту тему вызывает у многих родителей чувство растерянности и тревоги. Как не поддаться панике и что делать, если вы заметили у своего ребенка интерес к игре?

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения, Суицидальные мысли,

Почему мне так плохо, хотя все вроде бы нормально

Почему мне так плохо, хотя все вроде бы нормально

19.01.2017
12136
Психолог Елизавета Павлова: "Я порой испытывала довольно пугающее чувство, когда, например, высказывала человеку сомнение в том, что его семья была «хорошей, дружной, любящей», раз папа регулярно жестоко избивал детей, а мама старательно делала вид, что ничего не замечает. Потому, что клиент искренне удивлялся: а что тут такого? Ну, бил, ну измывался. Но ведь нормальная ж семья была-то! Все остальное ж было хорошо!"

Метки: Домашнее насилие, Неуверенность в себе, Неблагополучная семья,

Читать по теме: |
Подросток режет руки. Как реагировать и как помочь?

Подросток режет руки. Как реагировать и как помочь?

15.10.2018
638
Почему дети могут причинять себе вред? Зачем подростки режут себе руки и не только? Как лучше реагировать родителям, если с ребёнком происходят подобные вещи?

Метки: Подростковый возраст, Трудное поведение,

"План Х" – аварийный выход для подростка, который может спасти ему жизнь

"План Х" – аварийный выход для подростка, который может спасти ему жизнь

06.10.2018
3107
Берт Фулкс, думая о своих сыновьях, создал "План Х" (план икс) и поделился им в своём блоге с надеждой, что другие родители им воспользуются и помогут своим детям выйти из безвыходной ситуации не потеряв лица.

Метки: Подростковый возраст,

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

Зачем родителю нормального ребенка нужен психолог? История из серии "детский коучинг"

28.08.2018
809
Поход к психологу как превентивная мера по устранению проблем с ребенком в будущем. Как не упустить время, воспитывая ребенка? Как сделать так, чтобы ребенок воспринимал Ваши напутствия и не сопротивлялся им? Как добиться от ребенка самостоятельных усилий в нелегком процессе самообразования и саморазвития? Как, не прибегая к насилию и шантажу, мотивировать ребенка учиться и включать волю?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Инфантильность, Детско-родительские отношения,

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

Мама, разреши мне быть счастливой. Правда о будущем Вашей дочери

24.07.2018
1365
В этой статье мы обсудим ряд открытий в области сексологии, которые позволят родителям помочь дочерям-подросткам обрести гармоничную сексуальность.

Метки: Подростковый возраст, Сексуальность, Материнство,

Как мотивировать ребенка к учебе?

Как мотивировать ребенка к учебе?

06.07.2018
880
Что лучше – внешняя мотивация или внутренняя? Как можно "убить" мотивацию в ребенке напрочь? Какие ошибки могут допускать родители, пытаясь мотивировать ребенка?

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём