Эмоции и эмоциональный интеллект – это не одно и то же

5 июня 2018
2319


Автор: Дарья Яушева, психолог.

Как наша жизнь зависит от восприятия ситуации? Можем ли мы сами задавать рамки смыслов для того, что с нами происходит? Как развивать эмоциональный интеллект – свой собственный и своих детей? Об этом говорила психолог Виктория Шиманская на конференции "Вызовы современности: психология зависимости". Публикуем конспект ее выступления.

Эмоциональный интеллект, как многие считают, – это умение понимать свои и чужие эмоции, чувства и переживания. Но это лишь вершина айсберга. Эмоциональный интеллект – умение сделать эмоции ресурсом для принятия решений, гармоничного взаимодействия с миром, с людьми.

Как жизнь зависит от нашего восприятия

Жизнь на 10% состоит из того, что происходит, и на 90% из того, каким смыслом мы наполняем события. Это утверждение в полной мере относится к эмоциональному интеллекту. Одну и ту же ситуацию каждый из нас воспринимает по-разному. Например, увольнение. Мы знаем людей, у которых это событие вызывает сложные переживания, становится большой трагедией. Некоторые впадают в тяжелое состояние на неделю, месяц, полгода и дольше. Но есть и другие люди, они говорят: "Ну и отлично. Я тут засиделся – четыре года работаю. Самое время пересмотреть резюме и выбрать дело мечты".

Мы знаем, что дети и подростки драматически воспринимают провалы. Однажды родители привели ко мне на прием восьмилетнего мальчика. Он занял третье место на соревнованиях по шахматам, после чего у него началась настоящая депрессия, в классическом понимании этого слова: он отказался дальше заниматься. Почему это произошло? Дело в том, что родители, тренер и сам ребенок были настолько нацелены на высший результат, что третье место могло означать для него одно – "я не победил". Есть другие дети, которые занимают четвертые-пятые места и радуются, потому что их цель и цель их родителей – принять участие в соревнованиях, потренироваться, проверить свои силы. Это верная практика – не сужать мир до одного-единственного события, а расширять границы. Потому что это лишь момент в череде шагов к большой цели. Это часть длительного процесса.

Я лично повторяю мантру про 10% и 90% каждый день. Давайте помнить о том, что перед нами постоянно встает выбор: как реагировать на то, что произошло, какими смыслами наполнить каждое событие.

"Рамки смыслов" можно менять

Когда я говорю о смыслах, то речь не про философию, а про нейрофизиологию. Как только начинаем это понимать и использовать в работе, мы получаем колоссальное количество инструментов. С точки зрения простого сенсорного восприятия картинка не меняется. Но то, каким смыслом мы ее наполняем, может все изменить. Есть, например, феномен "фигура – фон". То, куда мы направляем внимание, на что настраиваем фокус, зависит от нас, в этом смысле мы можем управлять картинкой. Смотреть на лес или на небо, видеть белое или черное, – мы вольны выбирать. Немного страшно осознавать, насколько мы влияем на восприятие того, что происходит вокруг. Умение менять рамки смыслов – это то, чему мы можем научить себя, детей, близких.

Если мы научимся менять эти смыслы, увидим многообразие моделей восприятия, дальше мы можем масштабировать это умение. Главное – усвоить саму установку, что всегда есть другой смысл. И тогда выпуклое может стать вогнутым, фигура – фоном.


Не менее важно учитывать, что мы подчинены закрепленным генетически особенностям восприятия. Например, мы ощущаем, что солнце – источник света – находится сверху, над головой. Так проявляется наш эгоцентризм.

Посмотрим на наш алфавит. Если я напишу вразброс какие-то символы, вы ничего не поймете, но если я напишу слово кириллицей, вы сразу его прочтете и поймете. Это результат наших договоренностей: вот такие кружочки и крючочки мы будем наполнять таким смыслом. Если мы не договорились, не придали смысл, нам сложно воспринимать объект, мы не можем этим управлять.

Подведем промежуточный итог. Мы должны уметь создавать рамки смыслов и должны также уметь их менять. Эмоциональный интеллект основан на этом.

Что нам показывают эмоции

Эмоции и эмоциональный интеллект – это не одно и то же. Сами по себе эмоции – это то, что дает нам ресурс для движения; это сигнал, что надо меняться. Неважно, о животном мире мы говорим или человеческом, механизм один: заметили что-то в траве, например, гепарда, тут же произошел выброс адреналина, мы среагировали и побежали. Или, например, я съел вкусный плод, мне понравилось, теперь я ищу такие же плоды. Это закрепление опыта.

Эмоция показывает нам: надо двигаться, надо меняться. Она наполняет нас энергетическим ресурсом для движения.

Эмоциональный интеллект в таком случае – это умение сделать так, чтобы движение было не хаотичным, не разно-, а целенаправленным, осмысленным, своевременным; это способность применить эмоцию к конкретной ситуации.

Тут мы подходим к пониманию того, что все эмоции важны, все эмоции нужны. Хочу подчеркнуть: нет негативных эмоций, есть негативно оцениваемые проявления эмоций. Неэтичные, неэкологичные, несвоевременные – проявления, но не эмоции.

Если эмоция к нам пришла, значит, что-то в окружающем мире или внутри нас (либо на уровне реального воздействия, либо на уровне того смысла, который мы ему придали) побуждает нас измениться. Эмоциональный интеллект отвечает за то, как мы прочтем этот сигнал, как его обработаем и что будем делать дальше.

Отделять эмоцию от себя

Если бы меня попросили рассказать об эмоциональном интеллекте за две минуты, я бы затронула две вещи: первое – все эмоции важны, все эмоции нужны; второе – "я" не равно эмоция.

Эмоцию важно отделить от себя, посмотреть на нее со стороны. Прямо так и говорить: не "мне страшно" или "мне грустно", а "я чувствую страх", "я чувствую грусть". И работать с ней любыми способами – рисовать ее, проигрывать в психодраме, пропевать или проговаривать, отмечать ее в теле. Дальше мы начинаем ее исследовать.

Если мы можем разобраться с эмоцией, мы можем получить от нее энергию. Работаем по цепочке "я чувствую – где она отражается – что за ней стоит – чего я хочу на самом деле".

Когда начинаешь так разговаривать, сначала немного смешно и неловко, но со временем вырабатывается иной способ мышления. 

Работая с эмоциями, важно определять их, называть. Тот же страх может быть липким или колючим, он может быть в том или ином уголке тела. Затем важно отследить поведение, которое эмоция вызвала, и намерение, которое за ним стоит. Намерение всегда позитивно! Даже если мы говорим об эмоциональном насилии, тот человек, который его проявляет, мог хотеть, к примеру, поднять свою самооценку. Он выбрал неверное поведение – проявил насилие, самоутвердился за счет другого, а мог заняться саморазвитием, творчеством. Но его субъективное намерение было позитивным.

Работать стоит только с намерением, его всегда нужно иметь в виду. Можно что-то изменить, только если мы обращаемся к позитивному намерению человека.

Осознавать свою зону контроля

Я никогда не слышала так много упоминаний фамилии Собянина, как в те месяцы, когда в Москве меняли плитку. Каждый комментировал этот процесс, и все знали, что властям нужно делать. Нам всем знакомо такое поведение – попытки повлиять на то, на что повлиять мы не можем. Это лучший способ потерять контроль над ситуацией.

Нужно осознавать, что находится в нашей зоне контроля. Держу пари, что у каждого из нас есть знакомые, которые умеют управлять погодой. Они покупают билеты в жаркие страны зимой. Хоп, и у них над головой солнце, а не снег. А все потому, что они знают, что входит в их зону контроля, и используют это. Так невозможное становится возможным.

Источник

Метки: Эмоциональный интеллект,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
4510
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Непрожитые эмоции

Непрожитые эмоции

04.10.2018
15160
Психолог Базылева Юлия: "Пока мы оставили незаконченный сценарий внутри себя – наше спокойствие никогда не будет абсолютным. Всегда будет что-то дергать изнутри и заставлять волноваться на пустом месте. Поэтому есть ключевые моменты в жизни, которые нужно прожить до финала".

Метки: Управление эмоциями, Чувства, Эмоциональный интеллект,

Полный контроль над эмоциями

Полный контроль над эмоциями

01.10.2018
30583
Психолог Базылева Юлия: "Все формы зависимостей – алкоголизм, курение и переедание – это привычные механизмы защиты от эмоций, которые личность предпочитает не осознавать и не проживать. Способы отреагирования эмоций".

Метки: Управление эмоциями, Эмоциональный интеллект,

Коротко о чувствах

Коротко о чувствах

15.08.2018
15470
Психиатр Алексей Смирнов: "Думаю, что все уже знают, что гештальт-терапия, это когда терапевт спрашивает клиента: "Что ты сейчас чувствуешь?". В ответ клиент должен назвать эмоцию, которую он сейчас вроде как испытывает. Зачем это нужно? Ведь большинство людей успешно справляются с этой жизнью, зная четыре варианта ответа на это вопрос: "Хорошо" "Плохо" "Нормально" и "Терпимо".

Метки: Управление эмоциями, Чувства, Эмоциональный интеллект,

Как адекватно злиться

Как адекватно злиться

17.04.2018
26499
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Бывает, что человеку долго не удается признать себя рассерженным и возмущенным. Ну, заметить эти чувства удается, а дать себе на них право не получается. Это результат накрепко усвоенного опыта: это неадекватно. То есть заметить, что именно злит, человек может, а обойтись со своими переживаниями адекватно – не умеет".

Метки: Управление эмоциями, Злость, Эмоциональный интеллект,

Контролируй эмоции

Контролируй эмоции

09.04.2018
2884
Психолог Анастасия Платонова: "Вопрос, как контролировать свои эмоции стоит перед многими из нас. Нас страшат поступки, сделанные под влиянием эмоций, а не разума. Они не продуманы, последствия не ясны, а, значит, могут быть опасны".

Метки: Управление эмоциями, Эмоциональный интеллект,

15 "непереводимых" эмоций, о которых вы никогда не знали

15 "непереводимых" эмоций, о которых вы никогда не знали

09.04.2018
8183
Ознакомившись с новыми эмоциями хотя бы словесно, мы можем изменить сами себя, начать обращать внимание на чувства, которые долгое время игнорировали.

Метки: Управление эмоциями, Эмоциональный интеллект,

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

Разблокирование интересной жизни: дневник эмоций

07.02.2018
10101
Кандидат психологических наук Дарья Кутузова: "Что значит жить интересно?" – это, на мой взгляд, вопрос не столько о том, что делать в жизни, но о том, как ее воспринимать, с какой позиции к ней относиться".

Метки: Развитие личности, Управление эмоциями, Нарративная терапия, Эмоциональный интеллект, Письменные практики,

Для чего нам нужны эмоции?

Для чего нам нужны эмоции?

05.01.2018
3923
Гештальт-терапевт Илья Латыпов: "Даже не так – "На фига нам эти эмоции?". Именно в такой форме этот вопрос был задан мне недавно на приеме. И я в очередной раз простился с часто возникающей у меня иллюзией, что эмоциональная сфера человека в сознании современных людей реабилитирована и такой вопрос уже редкость. Ага, редкость".

Метки: Управление эмоциями, Эмоциональный интеллект,

Эмоциональный интеллект. Шепот разума или голос сердца?

Эмоциональный интеллект. Шепот разума или голос сердца?

14.12.2017
3354
Практикующий психоаналитик Виктория Остин-Анисимова: "Наверное, многие из нас порой задумывались над тем, что же позволяет некоторым людям находить правильные слова, интонации и правильно преподносить аргументы в спорных ситуациях, тогда как другие люди, возможно, не менее образованные, теряются, путаются и не достигают цели".

Метки: Управление эмоциями, Эмоциональный интеллект,

Эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект

02.08.2017
22758
Психоаналитик Татьяна Панченко: "Люди с развитым эмоциональным интеллектом благодаря своим способностям к пониманию и управлению своих эмоций и эмоций других людей, хорошо адаптированы в социальной сфере, эффективны в общении и успешны в достижении своих целей".

Метки: Эмоциональный интеллект,

Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

18.07.2016
13200
Вчерашние ученики, которых упрекали за неуспеваемость, сплошь и рядом становятся хозяевами жизни. Самый яркий пример – один из бывших президентов Соединенных Штатов, чей IQ равен 95, то есть не дотягивает даже до средней нормы. По этому поводу американцы шутят: «С IQ=95 вас не возьмут секретаршей в Белый Дом, однако кресло президента вы вполне можете занять».

Метки: Коммуникации, Эмоциональный интеллект,

Эмоциональный интеллект и стиль руководства менеджера

Эмоциональный интеллект и стиль руководства менеджера

22.02.2016
7867
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого человека, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого, и на этой основе строить взаимодействие.

Метки: Эффективное руководство, Эмоциональный интеллект,

Читать по теме: |


Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём