"Догвилль". Психоаналитический аспект и экзистенциальная дилемма

12 октября 2017
2348


Автор: Канская Ксения, психотерапевт.

Я люблю фильмы Ларса фон Триера. "Догвилль" – один из самых любимых.

На мой взгляд, он многослойный, отражающий глубокие философские и психоаналитические аспекты, а также экзистенциальные диллемы. 

Прежде всего, "Догвилль" – фильм, в котором блестяще показана динамика садо-мазохистической комплементарности: парной и групповой.

Психика, изнасилованная в тот период, когда шло ее формирование – неизбежно будет впоследствии насиловать саму себя и других. Триер очень психоаналитично представляет зрителю наглядность того, что происходит во внутреннем мире мазохиста, с одной стороны, и как структурируется его внешняя реальность, с другой стороны. Поступки жителей Догвиля отражают садистическую часть Грейс, которую она упорно не хочет видеть в себе. Точнее, не может увидеть, принять и интегрировать в себе собственного внутреннего садиста. Именно вследствии этого отщепления своей сдистической части и выбрасывания её вовне, мазохист неизбежно воссоздаст поле насилия, унижения, агрессии вокруг себя. 

Угодливость и услужливость на внешнем уровне и колоссальная вытесненная агрессия на внутреннем уровне – это, конечно же, не может продолжаться вечно. И вот агрессия мазохистически структурированной психики Грейс находит свой выход, что особенно отчетливо наглядно в последнем эпизоде фильма. В психоаналитическом смысле – это точно выверенный, а не случайный, эпизод: Грейс беспощадно расстреливает своих мучителей. Тень её внутреннего садиста становится явной.

Для меня "Догвилль" – это также фильм и о том, что любая попытка осуществить побег от родительских фигур- которые на самом деле давно внутренние и живут в психическом – любые эти попытки обречены на провал. Потому что те, от кого бежит человек в этом случае – это его персональная внутренняя реальность, то есть часть его самого. А от себя не убежишь. Себя можно лишь понять. И именно в этом решение и выход.

То есть, побег от внешнего садистичного окружения, которое на самом деле зеркалит психику Грейс, был изначально обречен на провал. И даже если бы побег из Догвилля на грузовике с яблоками состоялся- героиня попала бы (бессознательно выбрала или бессознательно воссоздала) в точно такой же Догвилль 2


Сюжет картины отражает внутренний мир нарциссического мазохизма Грэйс.

Триер блестяще и аналитично отражает внутренний мир ещё одного героя. Том – нарциссически структурированнся личность с пустым сэлф. Внутренние пустоты своей души Том пытается заглушить морализаторством на организованных им собраниях. Слушать его скучно. Скука – это и есть то чувство, которое рождается в душе человека рядом с нарциссом. Это происходит потому, что нарцисс "вещает" из своего ложного сэлф, за которым пустота. И это нагнетает тоску.

И все таки, главный вопрос , который ставит перед зрителем Ларс фон Триер – это вопрос философский: милосердие или справедливость?

Каждый из нас по своему отвечает на этот вопрос.

Сам же Триер отвечает: "Справедливость". Справедливость во имя других маленьких городов. Во имя одного единственного человека.

Милосердие же он увязывает с высокомерием.

Высокомерие – это значит под прикрытием "сострадания" и понимания внутренней природы жестокости, под прикрытием идей о милосердии, не давать людям встречаться с последствиями их выборов, их поступков.
Справедливость же, по мнению Триера, возможна лишь в руках того, кто имеет власть.


Осознание, осознанность, как внезапно появившейся лунный свет, меняет восприятие: и то, что еще минуту назад выглядело милыми ягодами крыжовника, из которого пекут пироги, вдруг видится всего лишь уродливыми шипами; то, что еще минуту назад выглядело как проявление слабой природы человека, как закономерное следствие личной истории, переполненной насилием и травмами, выглядит просто насилием, просто жестокостью. Без объяснений и без оправданий.Рассказывает нам Триер в "Догвилле".

Лично я, не присоединяясь к тем решениям нравственных дилемм, которые предъявляет зрителю Ларс фон Триер. И я люблю его фильмы именно за саму постановку этих нравственных дилемм. За возможность поразмышлять. Подумать. Хотя я часто совершенно по иному, противоположным образом отвечаю на эти вопросы.

Милосердие? Или справедливость?
А Вы согласны с Ларсом фон Триером?

Источник

Метки: Психоанализ, Кино с психологом,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
"Странная женщина". Психологический разбор фильма

"Странная женщина". Психологический разбор фильма

05.07.2018
1348
Странная женщина – так называется очень хорошая картина Юлия Райзмана. Почему же странная? И что в ней такого странного? Что в ней такого, что выделяет её из всех других женщин? И тем самым обрекает на холодное одиночество в своей странности.

Метки: Кино с психологом,

Фильмы о детской психологии

Фильмы о детской психологии

25.04.2018
4538
Подборка фильмов о детской психологии и теории привязанности.

Метки: Кино с психологом,

Одиннадцать аспектов зрелой сексуальной любви по Кернбергу

Одиннадцать аспектов зрелой сексуальной любви по Кернбергу

02.02.2018
15130
Гештальт-терапевт Степанова Мария: "Одно из самых частых убеждений, которые помогают потерять азарт и, как следствие, удовольствие – партнёр "мой", он никуда не денется. Надо ли говорить, что со времён отмены рабства это одна из самых распространённых человеческих иллюзий?"

Метки: Сексуальность, Любовь, Психоанализ,

50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

10.11.2017
4296
Психотерапевт Василиса Левченко: "Главный герой – Кристиан Грей, миллиардер, частично спонсирующий университет, а так же голодающие регионы в некоторых странах мира, считает, что совершенно не способен любить, и не позволяет себя любить никому. Окружает себя красивыми и дорогими вещами, заботится про каждую девушку в обмен на её полное подчинение, и любит одностороннюю игру, в которой видит себя исключительно доминантом, имеющим неограниченную власть".

Метки: Кино с психологом,

Идеализация в любви глазами психоанализа

Идеализация в любви глазами психоанализа

07.11.2017
3384
Психоаналитик Аурелия Коротецкая: "В романтической страсти влюбленный приписывает сверхценность своей возлюбленной и она становится воплощением идеалов красоты и совершенства. Психоанализ, как правило, рассматривает идеализацию в любви в негативном свете: как в корне регрессивный защитный механизм".

Метки: Любовь, Чувства, Психоанализ,

"Фильмотерапия" как средство для улучшения семейных отношений

"Фильмотерапия" как средство для улучшения семейных отношений

02.11.2017
1224
Гештальт-терапевт Ксения Шульга: "Важно не просто смотреть фильмы про отношения, но и обсуждать их вместе, вспоминая моменты, в которых вы или ваш партнер вели себя так же, как герои".

Метки: Психотерапия, Психологическое кино, Кино с психологом,

Матильда

Матильда

30.10.2017
5014
О фильме "Матильда" (2017, реж. А. Учитель) не могу не написать, поскольку фильм о роковой якобы женщине, которая якобы свела с ума наследника престола настолько, что он отказался от короны.

Метки: Кино с психологом,

Кино с психологом: Унесенные ветром

Кино с психологом: Унесенные ветром

18.10.2017
7326
Психолог Ольга Подольская: "Мучиться от расставания с человеком, которого не знаешь. Как это бывает".

Метки: Кино с психологом,

О чём фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика

О чём фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика

10.10.2017
5757
Марина Куликова рассматривает с позиции психоанализа фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" и размышляет о нелюбви, которая окружает нас, начиная с семьи, продолжая равнодушием в школе и заканчивая бесконечными военными конфликтами, об утрате любви как творческой способности, объединяющей воедино сложные вещи – добро и зло, жизнь и смерть, черное и белое, об удобном побеге в эстетику от неприятной правды и о том, почему невозможно поменять мир, не поменяв себя.

Метки: Любовь, Кино с психологом,

Читать по теме: |


Интервью недели

Олег Батлук. Эмоциональный папа

Олег Батлук. Эмоциональный папа

О том, что значит быть эмоциональным отцом.

Олег Батлук

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Алкоголизм Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Возраст Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горе утраты Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Иллюзии Инфантильность Истерическое расстройство личности Карьера Кино с психологом Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Личный опыт Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Посттравматическое стрессовое расстройство Принятие себя Прокрастинация Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Сказкотерапия Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Трансактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Целеполагание Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём