"Догвилль". Психоаналитический аспект и экзистенциальная дилемма

12 октября 2017
2672


Автор: Канская Ксения, психотерапевт.

Я люблю фильмы Ларса фон Триера. "Догвилль" – один из самых любимых.

На мой взгляд, он многослойный, отражающий глубокие философские и психоаналитические аспекты, а также экзистенциальные диллемы. 

Прежде всего, "Догвилль" – фильм, в котором блестяще показана динамика садо-мазохистической комплементарности: парной и групповой.

Психика, изнасилованная в тот период, когда шло ее формирование – неизбежно будет впоследствии насиловать саму себя и других. Триер очень психоаналитично представляет зрителю наглядность того, что происходит во внутреннем мире мазохиста, с одной стороны, и как структурируется его внешняя реальность, с другой стороны. Поступки жителей Догвиля отражают садистическую часть Грейс, которую она упорно не хочет видеть в себе. Точнее, не может увидеть, принять и интегрировать в себе собственного внутреннего садиста. Именно вследствии этого отщепления своей сдистической части и выбрасывания её вовне, мазохист неизбежно воссоздаст поле насилия, унижения, агрессии вокруг себя. 

Угодливость и услужливость на внешнем уровне и колоссальная вытесненная агрессия на внутреннем уровне – это, конечно же, не может продолжаться вечно. И вот агрессия мазохистически структурированной психики Грейс находит свой выход, что особенно отчетливо наглядно в последнем эпизоде фильма. В психоаналитическом смысле – это точно выверенный, а не случайный, эпизод: Грейс беспощадно расстреливает своих мучителей. Тень её внутреннего садиста становится явной.

Для меня "Догвилль" – это также фильм и о том, что любая попытка осуществить побег от родительских фигур- которые на самом деле давно внутренние и живут в психическом – любые эти попытки обречены на провал. Потому что те, от кого бежит человек в этом случае – это его персональная внутренняя реальность, то есть часть его самого. А от себя не убежишь. Себя можно лишь понять. И именно в этом решение и выход.

То есть, побег от внешнего садистичного окружения, которое на самом деле зеркалит психику Грейс, был изначально обречен на провал. И даже если бы побег из Догвилля на грузовике с яблоками состоялся- героиня попала бы (бессознательно выбрала или бессознательно воссоздала) в точно такой же Догвилль 2

Сюжет картины отражает внутренний мир нарциссического мазохизма Грэйс.

Триер блестяще и аналитично отражает внутренний мир ещё одного героя. Том – нарциссически структурированнся личность с пустым сэлф. Внутренние пустоты своей души Том пытается заглушить морализаторством на организованных им собраниях. Слушать его скучно. Скука – это и есть то чувство, которое рождается в душе человека рядом с нарциссом. Это происходит потому, что нарцисс "вещает" из своего ложного сэлф, за которым пустота. И это нагнетает тоску.

И все таки, главный вопрос , который ставит перед зрителем Ларс фон Триер – это вопрос философский: милосердие или справедливость?

Каждый из нас по своему отвечает на этот вопрос.

Сам же Триер отвечает: "Справедливость". Справедливость во имя других маленьких городов. Во имя одного единственного человека.

Милосердие же он увязывает с высокомерием.

Высокомерие – это значит под прикрытием "сострадания" и понимания внутренней природы жестокости, под прикрытием идей о милосердии, не давать людям встречаться с последствиями их выборов, их поступков.
Справедливость же, по мнению Триера, возможна лишь в руках того, кто имеет власть.


Осознание, осознанность, как внезапно появившейся лунный свет, меняет восприятие: и то, что еще минуту назад выглядело милыми ягодами крыжовника, из которого пекут пироги, вдруг видится всего лишь уродливыми шипами; то, что еще минуту назад выглядело как проявление слабой природы человека, как закономерное следствие личной истории, переполненной насилием и травмами, выглядит просто насилием, просто жестокостью. Без объяснений и без оправданий.Рассказывает нам Триер в "Догвилле".

Лично я, не присоединяясь к тем решениям нравственных дилемм, которые предъявляет зрителю Ларс фон Триер. И я люблю его фильмы именно за саму постановку этих нравственных дилемм. За возможность поразмышлять. Подумать. Хотя я часто совершенно по иному, противоположным образом отвечаю на эти вопросы.

Милосердие? Или справедливость?
А Вы согласны с Ларсом фон Триером?

Источник

Метки: Психоанализ, Кино с психологом,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Интерперсональный психоанализ

Интерперсональный психоанализ

27.08.2018
638
Если бы основные подходы в терапии были бы кремом, то самым вкусным для меня оказался бы психоанализ. Психоанализ – орешек эмоций, погруженный в кокосовую стружку логики. Он не вместо тысячи слов, ему нужен десяток точных и верных. Тех, что способны объяснить, что творится внутри.

Метки: Психоанализ,

Кинотерапия: транзактный анализ кинофильма "Ребро Адама"

Кинотерапия: транзактный анализ кинофильма "Ребро Адама"

09.08.2018
1480
В статье проводится Транзакционный анализ кинофильма "Ребро Адама". На материале фильма исследуется взаимосвязь индивидуальных сценариев членов семьи и семейного сценария в целом. Работа вносит вклад в развитие психологии кино как междисциплинарной области психологии искусства, а также в изучение динамики личности в условиях психотерапии. Показано, что работа с содержанием фильма в группе создает условия для деконтаминации эго-состояния Взрослого.

Метки: Сценарии, Кино с психологом, Трансактный анализ,

"Странная женщина". Психологический разбор фильма

"Странная женщина". Психологический разбор фильма

05.07.2018
1859
Странная женщина – так называется очень хорошая картина Юлия Райзмана. Почему же странная? И что в ней такого странного? Что в ней такого, что выделяет её из всех других женщин? И тем самым обрекает на холодное одиночество в своей странности.

Метки: Кино с психологом,

Фильмы о детской психологии

Фильмы о детской психологии

25.04.2018
6746
Подборка фильмов о детской психологии и теории привязанности.

Метки: Кино с психологом,

Одиннадцать аспектов зрелой сексуальной любви по Кернбергу

Одиннадцать аспектов зрелой сексуальной любви по Кернбергу

02.02.2018
19996
Гештальт-терапевт Степанова Мария: "Одно из самых частых убеждений, которые помогают потерять азарт и, как следствие, удовольствие – партнёр "мой", он никуда не денется. Надо ли говорить, что со времён отмены рабства это одна из самых распространённых человеческих иллюзий?"

Метки: Сексуальность, Любовь, Психоанализ,

50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

50 оттенков серого. Взгляд психотерапевта

10.11.2017
6337
Психотерапевт Василиса Левченко: "Главный герой – Кристиан Грей, миллиардер, частично спонсирующий университет, а так же голодающие регионы в некоторых странах мира, считает, что совершенно не способен любить, и не позволяет себя любить никому. Окружает себя красивыми и дорогими вещами, заботится про каждую девушку в обмен на её полное подчинение, и любит одностороннюю игру, в которой видит себя исключительно доминантом, имеющим неограниченную власть".

Метки: Кино с психологом,

Идеализация в любви глазами психоанализа

Идеализация в любви глазами психоанализа

07.11.2017
4352
Психоаналитик Аурелия Коротецкая: "В романтической страсти влюбленный приписывает сверхценность своей возлюбленной и она становится воплощением идеалов красоты и совершенства. Психоанализ, как правило, рассматривает идеализацию в любви в негативном свете: как в корне регрессивный защитный механизм".

Метки: Любовь, Чувства, Психоанализ,

"Фильмотерапия" как средство для улучшения семейных отношений

"Фильмотерапия" как средство для улучшения семейных отношений

02.11.2017
1527
Гештальт-терапевт Ксения Шульга: "Важно не просто смотреть фильмы про отношения, но и обсуждать их вместе, вспоминая моменты, в которых вы или ваш партнер вели себя так же, как герои".

Метки: Психотерапия, Психологическое кино, Кино с психологом,

Матильда

Матильда

30.10.2017
5454
О фильме "Матильда" (2017, реж. А. Учитель) не могу не написать, поскольку фильм о роковой якобы женщине, которая якобы свела с ума наследника престола настолько, что он отказался от короны.

Метки: Кино с психологом,

Кино с психологом: Унесенные ветром

Кино с психологом: Унесенные ветром

18.10.2017
7603
Психолог Ольга Подольская: "Мучиться от расставания с человеком, которого не знаешь. Как это бывает".

Метки: Кино с психологом,

О чём фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика

О чём фильм "Нелюбовь" Андрея Звягинцева? Взгляд психоаналитика

10.10.2017
6066
Марина Куликова рассматривает с позиции психоанализа фильм Андрея Звягинцева "Нелюбовь" и размышляет о нелюбви, которая окружает нас, начиная с семьи, продолжая равнодушием в школе и заканчивая бесконечными военными конфликтами, об утрате любви как творческой способности, объединяющей воедино сложные вещи – добро и зло, жизнь и смерть, черное и белое, об удобном побеге в эстетику от неприятной правды и о том, почему невозможно поменять мир, не поменяв себя.

Метки: Любовь, Кино с психологом,

Читать по теме: |
"Полеты во сне и наяву". Образ нарциссической патологии

"Полеты во сне и наяву". Образ нарциссической патологии

25.08.2018
1527
Описание нарциссической патологии на примере персонажа фильма "Полеты во сне и наяву".

Метки: Нарциссизм, Кино с психологом,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём