Арт-терапия и психология цветов: теория Иоганна Гёте

3 апреля 2018
1732

"Краски вызывают в людях большую радость. Глаз нуждается в них так же, как он нуждается в свете. Вспомните, как мы оживаем, когда в пасмурный день солнце вдруг осветит часть местности и краски станут ярче".

И. Гёте

Цвета и эмоции взаимно связаны в нашем сознании. От настроения зависит, какую одежду мы выберем сегодня, или каких красок захочется побольше увидеть на рисунке, если мы занимаемся творчеством. В то же время, обратное то же верно: цвет влияет на настроение. Известно, что раскрашивание мандалы – древнего сакрального символа – может изменять внутреннее состояние, например, улучшить самочувствие или помочь в принятии правильного решения. А порой нам достаточно открыть банку новой краски или достать пачку карандашей, чтобы почувствовать первые внутренние изменения в лучшую сторону.

Но это понимание пришло к нам уже в последние годы. Раньше, например, во времена Иоганна Гёте, никто бы не воспринял это всерьёз. Его "Теория цвета", увидевшая мир в 1810 году, вызвала именно такую реакцию: современники посчитали работу дилетантской, хотя для автора работа многих десятилетий была важнее всего, что он создал ранее – свои стихи Гёте ценил меньше, считая, что для мира гораздо ценнее окажется теория цвета. А хорошие поэты всегда были и будут.

Физики не поддержали теорию Гёте о цвете, зато её высоко оценили философы – например, Людвиг Витгенштейн и Артур Шопенгауэр. "К теории цвета" дало начало современной психологии цвета: в неё впервые было сказано, что "отдельные цвета вызывают особые душевные состояния". И до сих пор теория и открытия Гёте используются в арт-терапии, дизайне, полиграфии, живописи.

Виды цветов:

"Положительные" – желтый, красно-желтый, желто-красный. Создают бодрое настроение, желание творить.

"Отрицательные" – синий, красно-синий и сине-красный. Создают тоскливость.

Нейтральный – зеленый цвет.

Как Гёте описывает разные цвета:

Жёлтый цвет

В своей высшей чистоте желтый всегда обладает светлой природой и отличается ясностью, веселостью и мягкой прелестью.

На этой ступени он приятен в качестве окружения, будь то в виде одежды, занавесей, обоев. Золото в совершенно чистом виде дает нам, особенно если еще присоединяется блеск, новое и высокое представление об этом цвете; также и яркий желтый оттенок, выступающий на блестящем шелке, например на атласе, производит великолепное и благородное впечатление.

Опыт показывает, что желтый цвет производит исключительно теплое и приятное впечатление. Потому и в живописи он соответствует освещенной и действенной стороне картины.

Это теплое впечатление можно живее всего почувствовать, если посмотреть на какую-нибудь местность сквозь желтое стекло, особенно в серые зимние дни. Глаз обрадуется, сердце расширится, на душе станет веселее; кажется, что на нас непосредственно веет теплом.

Если этот цвет в своей чистоте и ясности приятен и радостен, в своей полной силе имеет что-то веселое и благородное, то, с другой стороны, он очень чувствителен и производит неприятное впечатление, если он загрязнен или до известной степени сдвинут в сторону холодных тонов. Так, цвет серы, отдающий зеленым, имеет что-то неприятное.

Красно-жёлтый цвет

Так как ни один цвет нельзя рассматривать неизменным, то и желтый, сгущаясь и темнея, может усилиться до красноватого оттенка. Энергия цвета растет, и он кажется в этом оттенке более мощным и красивым. Все, что мы сказали о желтом, применимо и здесь, только в более высокой степени.


Красно-желтый, в сущности, дает глазу чувство тепла и блаженства, являясь представителем как цвета более сильного жара, так и более мягкого отблеска заходящего солнца. Поэтому он также приятен в обстановке и в той или иной мере радостен или великолепен в одежде.

Жёлто-красный цвет

Как чистый желтый цвет легко переходит в красно-желтый, так же последний неудержимо повышается до желто-красного. Приятное веселое чувство, которое нам доставляет красно-желтый цвет, возрастает до невыносимо-мощного в ярком желто-красном.

Активная сторона достигает здесь своей наивысшей энергии, и не удивительно, что энергичные, здоровые, суровые люди особенно радуются на эту краску. Склонность к ней обнаружена повсюду у диких народов. И когда дети, предоставленные сами себе, начинают раскрашивать, они не жалеют киновари и сурика.

Достаточно пристально посмотреть на вполне желто-красную поверхность, чтобы показалось, что этот цвет действительно врезался в наш глаз. Он вызывает невероятное потрясение и сохраняет это действие до известной степени потемнения.

Показ желто-красного платка беспокоит и сердит животных. Я также знал образованных людей, которым в пасмурный день было невыносимо смотреть при встрече на человека в багряном плаще.

Синий цвет

Как желтый цвет всегда несет с собой свет, так про синий можно сказать, что он всегда несет с собой что-то темное.

Этот цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие. Как цвет это – энергия; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет из себя как бы волнующее ничто. В нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя.

Как высь небес и даль гор мы видим синими, так и синяя поверхность кажется как бы уходящей от нас.

Подобно тому, как охотно мы преследуем приятный предмет, который от нас ускользает, так же охотно мы смотрим на синее, не потому, что оно устремляется в нас, а потому, что оно влечет нас за собою.

Синее вызывает в нас чувство холода, так же как оно напоминает нам о тени. Комнаты, отделанные в чисто-синий цвет, кажутся до известной степени просторными, но, в сущности, пустыми и холодными.

Нельзя назвать неприятным, когда к синему в известной мере добавлять положительные цвета. Зеленоватый цвет морской волны скорее приятная краска.

Красно-синий цвет

Синий очень нежно потенцируется в красный и приобретает благодаря этому что-то действенное, хотя он и находится на пассивной стороне. Но характер вызываемого им возбуждения совсем иной, чем красно-желтого, – он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство.

Как само нарастание цвета является неудержимым, так хотелось бы с этим цветом все время идти дальше, но не так, как с красно-желтым, всегда деятельно шагая вперед, а для того, чтобы найти место, где можно было бы отдохнуть.

В очень ослабленном виде мы знаем этот цвет под названием сиреневого; но и здесь он имеет что-то живое, однако лишенное радости.

Сине-красный цвет

Указанное беспокойство возрастает при дальнейшем потенцировании, и можно, пожалуй, утверждать, что обои совершенно чистого насыщенного сине-красного цвета будут невыносимы. Вот почему, когда он встречается в одежде, на ленте или ином украшении, то применяется в очень ослабленном и светлом оттенке; но и в таком виде согласно своей природе оказывает совсем особое впечатление.

Красный цвет

Действие этого цвета столь же единственно, как и его природа. Он в такой же мере производит впечатление серьезности и достоинства, как благоволения и прелести. Первое производит он в своем темном сгущенном виде, второе – в светлом разбавленном виде. И таким образом достоинство старости и любезность юности могут облекаться в один цвет.

Многое рассказывает нам история о пристрастии правителей к пурпуру. Этот цвет всегда создает впечатление серьезности и великолепия.

Пурпурное стекло показывает хорошо освещенный пейзаж в ужасающем свете. Такой тон должен был бы охватить землю и небо в день Страшного суда.

Зелёный цвет

Если желтый и синий, которые мы считаем первыми и простейшими цветами, при первом их появлении на первой ступени их действия соединить вместе, то возникнет тот цвет, который мы называем зеленым.

Наш глаз находит в нем действительное удовлетворение. Когда оба материнских цвета находятся в смеси как раз в равновесии таким образом, что ни один из них не замечается, то глаз и душа отдыхают на этой смеси, как на простом цвете. Не хочется и нельзя идти дальше. Поэтому для комнат, в которых постоянно находишься, обычно выбирают обои зеленого цвета.

****

Гёте создал своё описание на основе изучения влияния цветов на собственном опыте. Многие могут согласиться с ним, осознав, что возникают те же чувства, что и описывал первопроходец арт-терапии, но у каждого из нас свой опыт, и кому-то "огорчающие" цвета могут улучшить самочувствие, как никакой другой.

Наблюдайте за своими собственными ощущениями и вдохновляйтесь возможностями окружающего мира.

Источник

Метки: Арт-терапия,

Оцените материал:
Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Читать по теме: |
Средство наших прабабушек от выгорания

Средство наших прабабушек от выгорания

29.08.2018
5785
На одном тренинге, когда говорили о выгорании родителей, возник вопрос: а как же наши бабушки-прабабушки? У многих по 8-10 детей, хозяйство, скотина, каторжная работа, вечный недосып, часто пьющий или вообще отсутствующий муж и никаких шансов на отпуск на пляже. Как они все не выгорали?

Метки: Арт-терапия, Выгорание,

Музыкальная терапия и дети. Практический опыт

Музыкальная терапия и дети. Практический опыт

24.04.2018
1636
Музыкальный терапевт Владимир Элькин: "Часто дети имеют симптом, в котором воплощаются проблемы их родителей. Ко мне пришли маленький мальчик и его грузная, мрачная мама. Она измучена поведением мальчика и ее мрачное лицо говорит: "Я помучилась, а теперь помучайся ты".

Метки: Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
4733
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

Что значат наши рисунки

Что значат наши рисунки

24.11.2017
7527
Гештальт-терапевр Анастасия Ильина: "Психологи давно подтвердили, что по рисункам можно многое узнать о человеке. Здесь важно всё: и что человек рисует, и в какой части расположено его произведение и какой у него размер и цвет. Ведь наши творения – это символы, идущие из глубин подсознания. Люди выплескивают их машинально, когда водят карандашом по бумаге".

Метки: Арт-терапия,

Утренние записи, или ни дня без строчки

Утренние записи, или ни дня без строчки

29.07.2017
3441
Пробуйте этот метод, дайте себе срок три месяца и раньше этого срока результатов не ждите. Надо же, наконец, и нам воспользоваться плодами, растущими на древе психоаналитических методик работы с бессознательным человека.

Метки: Арт-терапия,

Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами

Арт-терапия в реабилитации детей с психосоматическими расстройствами

20.02.2017
7463
Семейный психолог Вера Бутова: "У детей с психосоматическими расстройствами, как правило, затруднена способность к разрядке эмоционального напряжения. Использование же арт-терапии облегчает отреагирование переживаний и фантазий, способствует изменению поведения и улучшению состояния здоровья через формирование внутренней картины здоровья."

Метки: Психосоматика, Психотерапия, Арт-терапия, Случаи из практики психотерапии, Методики и упражнения,

Арт-терапия в работе с депрессией

Арт-терапия в работе с депрессией

28.01.2017
8051
Психолог Юлия Серебрянникова: "В работе с людьми, страдающими депрессией, разговорные техники малоэффективны. Клиенты в депрессии обычно отличаются отсутствием жизненной энергии, им тяжело говорить, сложно анализировать. Когнитивные методы здесь работают слабо. Почему я использую арт-терапию? Потому что любой результат творчества клиента – это уже достижение для него самого."

Метки: Депрессия, Арт-терапия,

Энергетическая живопись: терапевтичное искусство

Энергетическая живопись: терапевтичное искусство

28.11.2016
3704
Искусство и психотерапия уже некоторое время успешно сотрудничают. Арт-терапия обладает двумя важными инструментами — силой традиционных терапевтических методов и силой искусства, которая помогает открыть наше подсознание. Мы можем достичь глубоких эмоциональных пластов, к которым редко можем приблизиться через рациональный инструментарий, мышление.

Метки: Арт-терапия, Методики и упражнения,

Почему мне изменяет мой голос? Лечение замкнутости вокалом

Почему мне изменяет мой голос? Лечение замкнутости вокалом

15.04.2016
5037
«Затыкание» рта ребенку в детстве ведет к слабости и деградации голоса во взрослой жизни. Как следствие это проявляется в заниженной самооценке, неумении себя выражать, проблемах в коммуникации, болезнях и замкнутости.

Метки: Арт-терапия,

 Арт-терапия: подарок для больной души

Арт-терапия: подарок для больной души

10.04.2016
3932
Творчество – это универсальное средство от депрессии, одиночества, старости, тревоги, служебных и семейных неурядиц, бедности, многих болезней тела. Творчество исцеляет, то есть делает личность целостной, гармоничной.

Метки: Арт-терапия,

Читать по теме: |
Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

Работа с детскими страхами. Как победить монстра под кроватью?

19.10.2018
433
В данной статье речь пойдет о детских страхах, и о том как с ними справиться при помощи арт-терапии.

Метки: Воспитание, Арт-терапия,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём