Терпеть детей – это роскошь

23 ноября 2017
1643

Автор: Дмитрий Ермольцев

Новое поколение детей сильно отличается от своих предшественников – от нас. Они более агрессивны, непослушны, капризны и менее социализированы. Родители тоже меняются: по мере роста материального благополучия они все чаще отказываются от желания "исправить детей" и все больше хотят сделать их счастливыми. О том, как меняются приоритеты в воспитании, чего нельзя позволять в отношениях с детьми и в чем они, наоборот, больше всего нуждаются, мы говорили с Натальей Кедровой – детским психотерапевтом, крупнейшим представителем отечественной гештальтпсихологии и матерью пятерых детей.

Что вы думаете о словах Януша Корчака: "Детей нет. Есть люди"?

Я бы их перевернула: нет взрослых – есть люди. Взрослые – такие же люди, как и дети. Самое интересное, существенное отличие заключается в том, что ребенку присуще обостренное чувство новизны, которое у взрослых потихонечку угасает. Психическое возбуждение взрослого хорошо управляется целью, задачей, культурно устоявшейся формой. Взрослые свое поведение объясняют рационально: "Мне захотелось совершить открытие", "Надо было заработать денег". Возбуждение ребенка от встречи с новым сразу переходит в действие. Про взрослого, который поступает спонтанно, говорят, что он непосредственная натура или "инфантилен", то есть ведет себя как ребенок. По-настоящему взрослым считается человек, который продуманно действует, ответственен, может объяснить свое поведение, контролирует его, причем все его поступки подчинены какой-то разумной с точки зрения социума цели. Такова модель взрослого. А ребенок, как правило, определяется через "не": того он не может, этого не делает.

То есть миры "взрослый" и "детский" объединить невозможно?

Скорее, мне кажется, происходит интеграция, "интеграция позора". Когда взрослому говорят: "Ты ведешь себя как ребенок" или "Ты проявляешь детские чувства", – это его стыдят, обозначая таким образом границу между детским и взрослым. Тот, кто хочет восприниматься как полноценный взрослый, обязан научиться выражать свои чувства "недетским" способом. Сейчас эта граница постепенно стирается. Например, все больше взрослых позволяет себе получать удовольствие от игры, непосредственных переживаний, "бессмысленных" действий. Праздное любопытство и беспомощность перестают быть запретными. Поэтому все больше лояльности проявляется по отношению к детству и детскому поведению. Раньше дети играли в казаков-разбойников, а теперь для взрослых существуют пейнтболы, флеш-мобы, ночные автомобильные гонки с хитрыми заданиями и многое другое.

Каковы наиболее распространенные причины обращений к детскому психотерапевту?

Одна мама приходила с полуторагодовалым ребенком и жаловалась, что он не хочет читать – то есть слушать, когда ему читают, запоминать буквы, рассматривать картинки. Книжки его не привлекают – только кубики и мячик! Глядя, как ребенок тянется к мячику, мама и папа впадали в тоску. Первый ребенок, образованные родители... Другая история: мама жаловалась, что двухлетний ребенок не говорит. Выяснилось, что родители прекрасно понимают своего малыша без слов, к тому же всякая его попытка заговорить вызывала такой напряженный интерес с их стороны, что ребенок пугался и замолкал. Как только он открывал рот, взрослые бежали к нему наперегонки…

За то время, что я работаю, установки родителей во многом изменились. Сначала они приходили с запросом, и сейчас, впрочем, вовсе не редким: мой ребенок неправильный – плохо управляется, плохо слушается – сделайте его лучше, исправьте его! Лет через пять проблему начали формулировать по-другому: мы плохо понимаем друг друга, помогите в этом разобраться! Сейчас новая волна: сделайте ребенка счастливым!


Когда и почему началась вторая "волна"?

На рубеже 90-х. Это, наверное, был первый этап психологического просвещения родителей, связанный с появлением переводной литературы. Родители начали рассуждать не только в категориях правильного/неправильного поведения, но и в категориях понимания, близости.

А третья "волна" – "сделайте моего ребенка счастливым"?

У каждого поколения родителей своя задача, своя мечта. В какой-то момент самым важным казалось, чтобы дети выросли образованными, успешными. А сейчас ко мне приходят родители пяти-семилеток, жаждущие увидеть своих чад счастливыми: чтоб у них все было и не было никакого напряжения…

В моем поколении, полностью сформировавшемся в советский период, социализация была ранняя, ребенок быстро включался в общественные структуры. Большая группа в детском саду, большие классы в школе – хочешь не хочешь, а нужно было приспосабливаться, причем опираясь лишь на собственные ресурсы: у родителей не было времени вникать в нюансы. Сейчас другая картинка. В семье, где мама и папа работают, к ребенку достаточно рано приглашают няню. С детским садом родители обычно не торопятся, но чехарда нянь – дело обычное. Появилась прослойка детей, которые командуют взрослыми: няней, шофером, учителем.

Сами дети изменились?

Они стали гораздо свободнее в проявлении агрессии или несогласия. И нынешние родители этим гордятся – не то что 15 лет назад. Даже если дети не соглашаются с ними или с кем-то еще, например в школе.

Это характерно для интеллектуалов, бизнесменов?

Наверное, такие проявления характерны для более материально "продвинутых" семей. Финансово благополучные родители могут позволить себе такую роскошь, как терпеть детское своеволие. Если родитель уверен, что его влияния и его денег хватит хотя бы лет на 20, он может позволить ребенку не приспосабливаться. К учителям, к социуму... Если же родители знают, что жизнь ребенка зависит от того, как он ее выстроит, они будут приучать его к жесткому послушанию или натаскивать.

Дело, однако, в том, что помимо безопасности и материальных благ ребенку нужно простое человеческое тепло, внимание, участие. "Сопровождение" – вот что родители должны обеспечивать своему ребенку всегда. При любых условиях.

Чего боятся дети?

Боятся, что их родители – ненастоящие. Или, например, был в одной семье ребенок, и родители взяли из детского дома еще одного. Первый начал жутко объедаться. Когда мы с ним поговорили, выяснилось, что мальчик боится: не собираются ли родители отдать его в детдом взамен взятого оттуда ребенка? Парнишка был очень напуган и наедался впрок. Но про страх не говорил и не осознавал его ясно.

Есть ли то, чего в отношениях с детьми не следует делать ни при каких обстоятельствах?

Очень опасно не верить детям, даже когда они врут. Подозревать их в чем-то, пытаться раскусить, раскрыть, "расковырять". Когда ребенок что-то говорит или делает – для него это в данный момент оптимальный вариант защиты. И еще очень опасно врать детям. Ребенок безошибочно определяет фальшь – в словах, в интонации, в мимике… Говорить об умерших, что они уехали, грозиться отдать ребенка в детский дом, поскольку он – "чужой" – всего этого делать не стоит.

Распространенный сюжет – сохранение семьи ради ребенка. Насколько он оправдан с точки зрения благополучия детей?

Необходимо честно ответить себе, для чего мы стараемся сохранить семью. "Для ребенка" – ответ не всегда искренний. Для ребенка, в конце концов, не так важно, чтобы мама и папа жили вместе: лишь бы они были, и была возможность с ними общаться. Родители могут находиться в разных местах, но между ними должны быть нормальные отношения. Не обязательно нежная любовь, но какая-то ясность. И это лучше, здоровее. Нередко люди стремятся "сохранить семью", чтобы выглядеть хорошо в глазах окружающих – "не бросить тень на фамилию". Или потому что это экономически выгоднее.

Иногда бывает достаточно, чтобы родители сказали друг другу: "Я тебя не очень люблю, но искать других мне лениво". И они начинают пытаться приспособиться друг к другу. Иногда появляется если не любовь, то уважение, признательность – то есть возможность вернуть нормальные отношения.

Но бывает, наверное, что объяснение "ради детей" – и есть истинный мотив?

Да, бывает, что между супругами накапливаются взаимные обиды, претензии, недоверие, а любовь остается. Но что-то мешает ее выражать напрямую, и тогда она проявляется через детей, которых и муж, и жена очень любят. Иногда действительно удается восстановить семью. При этом дети становятся посредниками, проводниками любви и тепла.

Как и почему становятся детскими психотерапевтами?

Что касается меня, то так "сложилось исторически". Во-первых, мне это всегда нравилось, во-вторых, у меня куча собственных детей. Часто в детскую психотерапию идут люди, которые не любят взрослых и боятся их. С детьми справиться проще. Хотя по сути это более тяжелая работа, чем со взрослыми.

Источник

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
1305
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
2966
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
12936
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
13261
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
8156
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

Развестись без вреда для ребенка

Развестись без вреда для ребенка

27.09.2018
5967
Семейный терапевт Наталья Полякова: "Процент семей, в работе с которыми всплывает данная тема, в моей консультативной практике высок. Родители используют детей, чтобы сделать больно супругу, в десятках разводящихся пар. Лишь единицам бывших супругов удается выстроить партнерство в отношении родительства и этим минимизировать негативные последствия развода для детей".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
8165
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
4717
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
3481
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
7782
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
3568
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
25922
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Право на счастье

Право на счастье

01.08.2018
12807
Детский психотерапевт Евгения Кузнецова: "Чтобы пребывать в ощущении счастья, необходимо избавиться от сомнений на счёт своего права на него. У каждого родившегося имеется это право (с-частье, быть с частью) на свой кусочек от большого пирога Жизни. Только воспитанные стыдом этого права лишаются".

Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

31.07.2018
26175
Все что мы чувствуем – будь это удовольствие, боль, злость или страх – мы чувствуем через свое тело. Одно из самых редко обсуждаемых последствий нелюбви в детстве; последствий того, что вас не слушали и не слышали; последствий вашей вынужденной защиты от критики, унижений и эмоциональной боли – это отношение нелюбимой дочери с её телом.

Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
5792
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
3182
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
21963
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
35769
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
6539
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
4580
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
30583
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
10972
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

14.06.2018
4999
Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него?

Метки: Воспитание,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
14664
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Когда раннее развитие приводит к отставанию

25.05.2018
54919
О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

Метки: Воспитание,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

21.05.2018
20199
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
18181
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Развод и нарушения привязанности у детей

Развод и нарушения привязанности у детей

23.04.2018
7327
Психолог Ирина Гурова: "Не всегда отношения между родителями можно сохранить, но знание о том, что переживают во время развода дети, поможет любящим их близким лучше понимать происходящее с детьми, щадить и учитывать их чувства".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
10563
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
20329
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,



Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём