"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

20 сентября 2018
3119

Перевод с польского: Инесса Агеева, психиатр.

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать. 

О счастье говорили: Наталия Гловацка (Natalia Głowacka) и Моника Абрамович (Monika Abramowicz)

Войцех Айхельбергер (Wojciech Eichelberger) – психолог, психотерапевт, сооснователь Лаборатории Психообразования (Laboratorium Psychoedukacji), автор множества книг в области психологии. 

Наталия Гловацка: Что такое счастье?

Войцех Айхельбергер: – Для меня счастье – это состояние ума, внутреннее состояние спокойствия, которое не зависит от внешних обстоятельств. Благополучие, которое удерживается независимо от того, что в текущем моменте происходит в жизни, независимо от того, что имеешь или не имеешь. Достичь такого состояния непросто. 

Моника Абрамович: Но однако, говоря о счастье, чаще всего имеем в виду удовольствие или удовлетворение от обладания чем-либо. 

В. А.: Это правда. Но это не настоящее счастье. То, которое я имею в виду, не зависит от того, есть у нас тот автомобиль или другой, лучшая у нас работа или худшая, лёгкие или трудные отношения в семье. 

М.А.: К тому же, люди часто считают, что их собственное счастье зависит от других людей, говоря например – если бы мой муж был более предприимчивым и больше зарабатывал, была бы счастлива, если бы у меня был новейший автомобиль, больший дом, был бы счастлив. Почему так происходит, почему не ищем того состояния в себе?

В. А.: Это культурально обусловленный навык. Мы живём в культуре потребления, которая может существовать только благодаря тому, что огромное количество людей верят в то, что счастье связано с обладанием, связано с внешними обстоятельствами. Стремясь к понимаемому таким образом счастью, люди будут стараться заработать больше денег и его себе купить. Многие люди в это верят и говорят правду, что чувствуют себя счастливыми, когда становятся обладателями чего-то для них важного. Но, если кто-то чувствует себя счастливым, это ещё не значит, что он счастлив. Это значит только то, что он менее несчастлив. 

М.А.: Может ли быть счастливой семья в трудной финансовой ситуации? Возможно ли ощущение счастья без этих всех якобы-атрибутов, без всего того, что повсеместно считается источником счастья?

В. А.: Это возможно. Только нужно помнить, что под термином "счастье" мы понимаем спокойствие. Трудные жизненные обстоятельства – это тест на внутреннее чувство счастья. Люди, которые достигают такого счастья-спокойствия, утверждают, что если бывает очень тяжело, и даже не хватает чего-то важного или в случае тяжёлой болезни – они не теряют этого чувства. 

Н. Г.: Можно ли научиться быть счастливым именно таким образом?

В. А.: Потенциал счастья-спокойствия можно открыть в себе только тогда, когда откажемся от поисков счастья через покупки и обладание, а также контроля всех обстоятельств и процессов нашей жизни. Они ведь должны изменяться: сегодня такие, завтра иные, раз благоприятные, другой раз неблагоприятные. Спокойствие не есть чем-то таким, что изменяется в нас каждый час или со дня на день. Если состояние нашего ума радикально меняется в зависимости от того, что себе только что купили, то мы путаем счастье с удовольствием. Счастье – это нечто значительно большее, чем удовольствие. Чувство счастья и спокойствия можно сохранять также в страдании. Тот, кто этого не понимает, на вопрос "Как дела?" ответит "Мне очень тяжело, даже жить не хочется". А тот, кто понимает, ответит "Тяжело, но хорошо". 


Н. Г.: Должно ли что-то случиться и должно ли это быть что-то исключительное, какой-то тяжёлый жизненный опыт (например болезнь), чтобы мы поняли что для нас важно?

В. А.: Иногда да. Поэтому говорят, если Бог хочет, чтобы кто-то поумнел, то посылает ему несчастье. Часто когда жизнь у нас забирает что-то, что ранее делало нас счастливыми, мы начинаем искать настоящее счастье. Тогда мы в состоянии сильнее ценить сам факт существования. То, о чём говорим, касается известной дилемы: "иметь" или "быть". Одни считают, что счастье это "иметь", другие – и таких относительно немного – считают счастьем "быть". Тогда появляется вопрос "Что значить быть?". Ответ весьма расплывчатый; быть – значит открыть свою истинную сущность, духовную сущность. Тогда можно почувствовать себя в меру счастливым человеком. Как видно, понимание счастья, на которое мы тут ссылаемся, относится к религиозному измерению, к измерению веры. 

Н. Г.: Вера – источник счастья?

В. А.: Да. Вера, понимаемая как предчувствие или знание, касающееся того, кем мы действительно являемся. Кроме этого ничего в вопросе счастья не должно произойти. Пока не поймём этого – будем несчастливые. Пока не откроем свою истинную сущность, которая превозмогает смерть, неотвратимость смерти будет нас вести дорогой грусти и тревоги. Разве в такой ситуации даже обладание всеми богатствами мира сделало бы нас счастливыми?

Н. Г.: Именно потому что всё менятся?

В. А.: Да. Непостоянство, или изменчивость, являются причинами того, что мы постоянно отдаём себе отчёт в том, что в конце всё будет отобрано. В такой ситуации вопрос, который может нас приблизить к счастью, звучит "Кем мы будем, когда у нас всё отберут?". 

М.А.: А ребёнок? Ребёнок этого не знает, не понимает...

В. А.: Дети к счастью вообще не должны об этом переживать. Если только не забираем у них веру и надежду, оказывается, что откуда-то это знают. Наверное потому, что приходят в этот мир без ничего, даже без имени и фамилии, личность не сформирована, ничем не обладают, не имеют наград, званий, научных степеней, образования – и не смотря на это родители безумно счастливы. 

М.А.: Но ребёнок ждёт игрушку.

В. А.: Не ждёт даже игрушку. Скорее чего-то поесть, материнскую грудь. Это всё что ему нужно для счастья. Если мы были немного счастливы в детстве, то получаем опыт того, что сам факт нашего существования является источником счастья для наших родителей и источником счастья для нас, что само существование есть счастьем. 

Н. Г.: Что происходит позже, когда ребёнок утрачивает это естественно данное ему чувство?

В. А.: Потом ситуация усложняется; оказывается что любовь родителей не является исключительно безусловной, что родители много от нас ожидают. В свою очередь дети попадают под давление культуры, общества и учатся, что надо многого достигать, чтобы быть кем-то и заслуживать любовь и уважение. Дети не обладают такой внутренней автономией, чтобы этому противостоять, хотя глубоко в своих сердцах чувствуют, что что-то здесь не так. Часть людей к концу жизни начинают искать те первоначальные, детские воспоминания о всепоглощающей любви. Чувствуют, что уже нет необходимости что-то иметь, что попробовали счастья обладания, но всё это прошло и остались ни с чем. Тогда начинают искать внутреннее счастье и безгранично и безусловно любят своих внуков. 

Н. Г.: Наше представление о счастье вырабатывается в детстве или учимся этому у родителей?

В. А.: Через любовь родителей мы получаем образец счастья, которое проистекает из безусловной любви, из того, что просто существуешь. К сожалению не все дети получают это в равной степени. Как известно, семьи бывают разные. 

Н. Г.: А может счастье передаётся генетически?

В. А.: В определённой степени это так. Ведь если немного постараемся и полностью осознаем себя, то можем открыть, что даже любовь родителей не нужна нам для счастья, что ничего для счастья нам не требуется. Другими словами, счастье – это состояние врождённое и всеобщее, только люди не могут его достичь. Но присутствие значимых любящих людей в нашем детстве закрепляет в нас представление, что есть в нас – в человеке как таковом – какая-то скрытая ценность, независящая от обладания чем-либо. Это представление во взрослой жизни помогает нам верить. 

Н. Г.: Никита Михалков со второго или третьего года жизни своей дочери в каждый её день рождения задавал ей вопрос "Что такое любовь?". Ответы записывал на камеру, а через много лет появился очень интересный документ, регистрирующий как с возрастом изменяется понимание этого термина. Что увидели бы мы в таком фильме, если бы вопрос звучал "Что такое счастье?" Можно ли говорить о нейких фазах в понимании счастья?

В. А.: В начале для ребёнка счастьем и поводом для удивления является всё: счастье это мама, погремушка, плюшевый мишка, мокрый подгузник или вид потолка над головой. Таким образом проявляется подсознательный мистицизм ребёнка. Потом ребёнок попадает в фазу конформизма и принимает влияние культуры и общественного окружения. Тогда счастьем становится то, что считают счастьем другие – источником счастья становится исполнение ожиданий окружения, похожесть на других, принадлежность к какой-либо группе или обществу. Также в тот период дети начинают принимать потребительские образцы счастья, и уже как взрослые люди реализуют эту модель. Только со временем повторяющийся опыт утрат способствует тому, что на вопрос о счастье вновь отвечаем как дети: что счастье – это чашка чая или улыбка ребёнка, прогулка с собакой, цветущая яблоня, дыхание, луч солнца – что каждая минута жизни является счастьем. Конечно возникае вопрос – разве умирание это тоже счастье? И здесь возвращаемся к вопросам веры и духовности. 

М.А.: Мы говорим о тех наилучших этапах, о раннем детстве, когда ещё нет препятствий для естественной открытости счастью, и о периоде после всего своего опыта, когда начинаем понимать что действительно важно. Получается что большая часть жизни это годы такой...

В. А.: Борьбы.

М.А.: ...да, борьбы. И в этом растут наши дети. 

В. А.: В целом так и есть. Вообще в наше время дети воспитываются в очень неспокойной, часто внутренне противоречивой среде ценностей и целей. Из-за этого они должны сами искать и выбирать – учиться на своих ошибках. Нужно надеяться, что из этого хаоса возможностей и опыта выйдет в итоге что-то, что станет для них неким чётким направлением, дорогой, которой они поверят и которой захотят последовать. 

Н. Г.: Нужна ли некая ауторефлексия, чтобы начался этот процесс? Разве маленький ребёнок может ею обладать?

В. А.: У детей ауторефлексия появляется довольно рано, на третьем-четвёртом году жизни, когда они задают родителям такие вопросы, на которые те не могут ответить. Например: Откуда я взялся в этом мире? Где сейчас бабушка, которая умерла? Как выглядит Бог? и т.п. Взрослые часто становятся беспомощными перед такими вопросами и, к сожалению, пренебрегают или высмеивают эти важные детские вопросы. В итоге дети начинают стыдиться таких вопросов и с этим взрослеют. Наверное из-за этого будучи взрослыми мы проявляем так мало экзистенциального интереса и любознательности. 

Н. Г.: И что родители должны сделать в такой ситуации?

В. А.: Принимать этот разговор, не высмеивать и не обесценивать этого никоим образом. Я когда-то написал книгу для родителей под названием "О чём спрашивают дети?" (O co pytają dzieci?). Там есть много на эту тему. К сожалению чаще всего наши дети приходят к выводу, что задавать такие вопросы неприемлимо, что взрослых не инетересуют такие вопросы. Поэтому пробуют узнать, во имя чего живут взрослые, что ими движет, на что они надеются, что даёт им счастье. Узнают и пробуют очень много разных вещей, идут по указателям и получают болезненные разочарования – но в конце концов где-то услышат, что счастье – это внутренне спокойствие, свобода от тревоги и погони за больше, сильнее и лучше. Часть из них это интересует, и они начинают что-то делать в этом направлении. 

Н. Г.: Что конкретно могут сделать?

В. А.: Разное. Читать книги, слушать мудрых людей, ходить в те места, где что-то их впечатляет и поддерживает во внутренних исканиях, везде, где можно услышать о подлинном счастье, там, где существует какая-то практика, дорога, которая помогает в достижении этого состояния. 

Н. Г.: А что могут сделать очень занятые родители, которым ни на что не хватает времени?

В. А.: Остановиться. Хотя бы один раз в году выехать в отпуск на три недели. 

М.А.: Самим или с ребёнком? Может было бы хорошо, если бы родители провели отпуск только вдвоём, вернулись бы отдохнувшие и счастливые, и это было бы лучше для ребёнка. 

В. А.: Это зависит от того, в каком возрасте ребёнок, и в какой ситуации его оставляют. И что происходило ранее. Если ребёнок одинокий целый год, т.к. родители работают, а потом наступает отпуск и родители уезжают сами, а ребёнок едет в другое место, то даже если родители вернутся очень счастливыми ребёнка это не сделает более счастливым. Потому что ребёнок всё время получает посылы, что он не является важным для родителей, что важнее всё кроме него. 

М.А.: Та внешняя ситуация, как переработка, нехватка времени, обязанности исполнения разных ролей ведёт к тому, что хотим мы этого или нет, но время, которое мы можем посвятить ребёнку, автоматически сокращается. Так ли это трагично? Разве маленький ребёнок чтобы ощущать себя счастливым, требует нашего постоянного присутствия, или важнее качество контакта?

В. А.: И то, и другое. Чем младше ребёнок, тем больше времени он требует. Больше времени и больше присутствия, потому что не в состоянии выжить без опеки и заботы. Чем старше, тем меньше этого требуется, но пока ребёнок ещё в доме, даже если это уже подросток, постоянно требует нашего времени, нашего интереса, нашего внимания. Так что это зависит от возраста. В общем можно сказать, что качество этого времени тоже весьма существенно. Пять часов контакта с ребёнком "вполсилы" с одновременным обдумыванием чего-то другого даст ребёнку немного. Вероятно меньше, чем полчаса полного интереса, присутствия и бытия вместе. 

Н. Г.: Теперь нет родителей, которые мало работают и имеют много времени для своих детей.

В. А.: Согласен, нет. Но нужно делать то, что удаётся, помня как это важно. Тогда будем выбирать по-другому. Это неправда, что в нашей взрослой жизни ничего от нас не зависит. Это мы совешаем выбор. Например, некая женщина рассказывает мне, что начальник ей сказал работать 16 часов в сутки, т.к. фирма находится в трудной ситуации. "Ну и что?" – спрашиваю. "Ну и я согласилась". "Почему Вы согласились?". "А как я могла отказать шефу?". "С чего Вы взяли, что не можете отказать шефу?". "Ну... я не знаю... отцу я тоже никогда не могла отказать". "Но шеф не обязательно должен быть такой как Ваш отец. Попробуйте". Когда нашла в себе силы и сказала начальнику, что не может так долго работать, так как у неё маленький ребёнок, тот ответил: "Надо было сразу об этом сказать". Если не научимся говорить "нет", если не научимся говорить "хватит", то у нас никогда не будет времени для ребёнка, потому что всегда найдётся кто-то другой, кто захочет использовать наше время и энергию. 

Н. Г.: Какую роль играют границы, запреты. Важны ли они, не смотря на то, что разрушают в ребёнке чувство счастья?

В. А.: Конечно они важны. С пятого года жизни определённо. Можно спорить о цифре, но правило гласит так: до пяти лет родители являются рабами детей, с пяти до десяти лет – дети рабы родителей, а потом это начинает изменяться в сторону партнёрства. В нашей культуре нужно немного переместить эти границы, то есть до пяти лет жизни ребёнка хорошо быть его рабом, но фаза "рабства" детей длится дольше, примерно до возраста тринадцати лет ребёнка. 

М.А.: Вы можете объяснить что значит быть рабом ребёнка?

В. А.: Это только метафора. Речь о том, чтобы рассматривать потребности ребёнка важнее чем свои. Не значит безусловно – помним ведь, что воспитание ребёнка это не рецепт супа! Нужно подходить к этому творчески и быть в контакте с обстоятельствами. Это только указатель, направление. До пяти лет ребёнка старайся, чтобы его потребности были важнее твоих. Если будешь делать такой выбор в достаточном количестве случаев, то это будет полезно для ребёнка. А потом постепенно от ребёнка нужно начинать требовать. В свою очередь стремление к партнёрству – это кредит доверия и уважение к ребёнку. Это также кредит доверия и уважения для нас самих, для наших родительских достижений и компетенций. Говорим себе ОК, сделал что мог, уже не имею реального влияния на ребёнка, поэтому посмотрим как это всё теперь работает, веря что всё будет хорошо. 

Н. Г.: По каким признакам можно узнать счастливого ребёнка и счастливых родителей?

В. А.: Не думаю, что существует некий общий образец. Люди разные и по-разному выражают свои эмоции. Лучше это сделать по блестящим и весёлым глазам. Или по тому, как часто улыбаются, что чувствуют себя расслабленно, находят время для себя, не торопятся, могут разговаривать. Ребёнок, который видит таких родителей, может судить, что они счастливы, и тем самым получает больше шансов на собственное счастье. 

Н. Г.: Трудно ли искать счастье? Это удовольствие или работа?

В. А.: Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать. В этом деле можно принять правило, которое очень помагает в жизни, – дорога является целью. Если только откроем глаза и уши, вдохнём глубже и будет более присутствующими в текущем моменте нашей жизни – то прикоснёмся к счастью. Счастье не бывает где-то и когда-то. Достаточно остановиться и открыть свои умыслы и сердце.

Н. Г.: Здесь и сейчас?

В. А.: Здесь и сейчас.

Благодарим за беседу.

Источник

Метки: Счастье,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

О внутреннем родителе или Что делает счастливыми взрослых

10.10.2018
18939
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Задумайтесь на минуту, как вы относитесь к самому себе, когда происходит какая-то нежелательная ситуация? Какими словами с собой разговариваете? Браните или успокаиваете? Назидаете или жалеете? Как ваш внутренний родитель заботится о вашем внутреннем ребенке – чтобы ему тепло, хорошо, уютно жилось?"

Метки: Счастье, Развитие личности, Психотерапия, Трансактный анализ,

Про наполненность и ресурсное состояние

Про наполненность и ресурсное состояние

07.08.2018
6820
Важно осознавать про себя чего я хочу и в чем нуждаюсь. И давать себе это, заботясь о себе. Это про сохранение некого гомеостаза организма и постоянное "достраивание" себя до целостности и состояния счастья и удовольствия. Постоянное поддерживание баланса и эффективности между собой и миром. Заботливое проявление к себе. Когда потребности удовлетворены – то я в ресурсе!

Метки: Счастье, Ресурсы ,

Право на счастье

Право на счастье

01.08.2018
12853
Детский психотерапевт Евгения Кузнецова: "Чтобы пребывать в ощущении счастья, необходимо избавиться от сомнений на счёт своего права на него. У каждого родившегося имеется это право (с-частье, быть с частью) на свой кусочек от большого пирога Жизни. Только воспитанные стыдом этого права лишаются".

Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,

Мнимые жертвы: почему некоторым людям нравится быть несчастными

Мнимые жертвы: почему некоторым людям нравится быть несчастными

31.07.2018
17967
Мы все земные люди, наряду с приятными событиями жизни, с нами происходят не приятные расставания, болезни, увольнения, измены, финансовые катастрофы и потери близких – жизнь состоит не только из радостей. В эти нерадостные моменты мы все чувствуем себя несчастными – плачем, жалуемся, горюем, злимся, грустим. Снова жалуемся. Но есть люди, которые жалуются, злятся и страдают постоянно.

Метки: Счастье, Инфантильность, Треугольник Карпмана,

Потерявшие радость: жизнь с дементором

Потерявшие радость: жизнь с дементором

06.12.2017
10107
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Мой клиент, человек напротив, произносит эти слова. Они звучат-по-разному, но смысл всегда один. В его жизни нет радости. Его никто и ничто не радует. Он ни от чего не получает удовольствия – ни от близких отношений, ни от еды, ни от музыки, чтения, секса, общения… Ни от чего".

Метки: Счастье, Психическая травма,

Пока ты не настрадалась, тебя не насытить

Пока ты не настрадалась, тебя не насытить

30.11.2017
7514
Психолог Анатолий Токарский: "Пока у тебя есть представления о том, в каком виде к тебе должно прийти счастье, – само счастье тебе не заметить, ты его упустишь. Будешь каждое мгновение проходить мимо, обесценивая, критикуя. Тебе будет всего мало и всегда чуточку "не то".

Метки: Счастье, Сценарии,

Синдром отложенной жизни

Синдром отложенной жизни

14.11.2017
17903
У мамы в серванте жил хрусталь. Салатницы, фруктовницы, селедочницы. Все громоздкое, непрактичное. И ещё фарфор. Красивый, с переливчатым рисунком цветов и бабочек. Набор из 12 тарелок, чайных пар, и блюд под горячее.

Метки: Счастье,

О перфекционизме, человечности и счастье

О перфекционизме, человечности и счастье

12.11.2017
2920
Психолог Татьяна Исакова: "Нет ничего плохого в самом желании человека быть лучше, развиваться, быть ответственным, способным самому строить свою жизнь. Речь идет о болезненном желании всегда все делать хорошо, всегда соответствовать своему идеалу и производить неизгладимое впечатление на окружающих своей умелостью и успешностью во всем".

Метки: Счастье, Перфекционизм, Комплексы,

Зачем вам вечность, если вы не знаете чем заняться в выходные

Зачем вам вечность, если вы не знаете чем заняться в выходные

21.09.2017
3920
"Не спешите просидеть всю жизнь на одном месте. Молодость клеток нашего мозга, как на батарейках, работает на впечатлениях и смыслах жизни," – о том, как наша молодость зависит от мозга, а мозг – от новых знаний и умений, рассказывает Александр Коляда, генетик, научный сотрудник Лаборатории эпигенетики Института геронтологии НАМНУ.

Метки: Счастье, Смысл жизни,

Ты хочешь быть правым или счастливым?

Ты хочешь быть правым или счастливым?

23.08.2017
3653
Психотерапевт Александр Ройтман: "Смирение в моем понимании, это некий универсальный инструмент, ключ к решению любой проблемы. Ключ, способный вывести за пределы справедливости, правоты, победы, и таким образом подняться над конфликтом. Если любой конфликт, например, черных с белыми, поднимать вверх, на уровень общечеловеческих ценностей, то он теряет смысл".

Метки: Счастье,

Возмездие за счастье

Возмездие за счастье

31.07.2017
2576
Психолог Анастасия Платонова: "За счастьем обязательно должно последовать наказание. Встречались ли вы когда-нибудь с таким мнением? Или это и ваши мысли тоже? И даже подтвердить собственным опытом можете? Не сомневаюсь".

Метки: Счастье,

Наслаждаемся жизнью

Наслаждаемся жизнью

27.06.2017
6076
Мне было чуть больше сорока, когда я узнала, что на привычный вопрос "Чем вы сейчас занимаетесь?" можно отвечать: "Осим хаим". "Наслаждаемся жизнью". Впервые это выражение я услышала здесь, в Израиле. Дословный его перевод: "делаем жизнь".

Метки: Счастье, Смысл жизни,

13 изысканных удовольствий: как без лишних затрат и усилий сделать свою жизнь максимально приятной

13 изысканных удовольствий: как без лишних затрат и усилий сделать свою жизнь максимально приятной

28.04.2017
10769
Олег Колмычок психолог: "Некоторые люди глубоко убеждены, что жизнь – это тяжкий груз. Что человек рождается для несчастья и жалкого прозябания. Что стресс, дискомфорт и страдания – неизбежные спутники существования. И менее всего я стремлюсь переубедить этих людей в чём-либо. Эта статья не про таких и не для таких."

Метки: Счастье, Личность,

За удовольствие ты будешь платить

За удовольствие ты будешь платить

10.02.2017
10299
Психолог Илья Латыпов: "День и ночь работающая женщина понимает, что жутко устала. Достает любимую книгу, начинает ее читать и не может расслабиться. Ее грызет мысль о том, что она тут расслабляется, а столько дел вокруг еще не переделанных."

Метки: Счастье, Личность,

Лечение ангедонии: как научиться радоваться жизни?

Лечение ангедонии: как научиться радоваться жизни?

22.01.2016
21903
В статье приводятся эффективные методы лечения ангедонии, а также пошаговые рекомендации по самостоятельному восстановлению способности получать удовольствие от жизни.

Метки: Счастье,

Жизнь без счастья: ангедония

Жизнь без счастья: ангедония

19.01.2016
19194
Почему многие люди, среди которых немало и успешных — актеров, спортсменов, телеведущих, признаются что перестали испытывать чувство радости и счастья?

Метки: Счастье,

Вкус к Жизни

Вкус к Жизни

12.11.2015
6290
Человек чувствует вкус к жизни лишь в то время, когда взбирается вверх по склону горы. Он преодолевает сопротивление среды и прокладывает путь, направляя своё движение с учётом препятствий и своих целей.

Метки: Счастье,



Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём