Адаптация ребенка к детскому саду: интервью с психотерапевтом

15 сентября 2016
2544


Натали Ваксман (Израиль)
Семейный психотерапевт


Адаптация ребенка к детскому саду почти всегда болезненная история. О распространенных ошибках родителей, а также рекомендации как сделать адаптацию легче в интервью с семейным психотерапевтом Натали Ваксман.

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок всячески противится тому, чтобы ходить в садик. Это особенность всех маленьких детей или все индивидуально?

Давайте посмотрим на проблему глазами ребенка:

"Меня привели в незнакомое необычное место, где много детей, всюду игрушки, стены в ярких рисунках, какие-то взрослые разговаривают преувеличенно громкими голосами, многие дети плачут и цепляются за своих родителей, а мои мама или папа, мимика и жесты которых свидетельствуют об их неуверенности и растерянности, почему-то убеждают меня остаться здесь одному, обещая через некоторое время вернуться. Мне не хочется здесь оставаться. Я никого здесь не знаю. Мне страшно. Я хочу домой, где все знакомо и спокойно. А родители постепенно усиливают свое давление на меня, теперь уже не уговаривая, а ставя перед фактом: Ты здесь останешься! Поиграешь с детками, а потом мы за тобой придем." Все это выглядит пугающим, непонятным и, главное, нет никакой уверенности, что меня вообще отсюда заберут и что когда-нибудь я вернусь к себе домой, а не останусь здесь навсегда."

Понятно, что описанная выше картина возникает чаще у тех детей, родители которых не сделали всего возможного для уменьшения стрессового воздействия новой реальности на их ребенка.

Не все дети одинаково тяжело реагируют на начало "садиковского" периода в их жизни, но даже для самых уверенных и подготовленных это - стресс.

Кстати, не всегда есть корреляция между степенью "экспрессии" при расставании с родителями и тем, насколько тяжело ребенок на самом деле переживает первые дни в садике. То есть, иногда бурно и открыто протестующий против садика малыш адаптируется легче и быстрее, чем покорно отпускающий руку мамы тихоня. И наоборот, тихий, как бы заторможенный во время расставания с родителями ребенок иногда находится в том состоянии, которое чревато многими регрессиями, не окажи ему вовремя необходимую помощь и поддержку.

Плач, истерика, заторможенность - какие детские реакции естественны в период адаптации, а какие должны насторожить?

Любая реакция на стресс нормальна. То, на что следует обратить внимание, это динамика изменения стрессовых проявлений. Что имеется в виду? Если через несколько недель вы видите, что отводить ребенка в садик и расставаться с ним там с каждым разом становится легче - это одно. Но если протесты ребенка остались на прежнем уровне или усилились, а, кроме того, если к ним добавились регрессивные реакции (ухудшение сна, аппетита, вялость, ослабление речевых, двигательных или поведенческих навыков, которые уже были достигнуты) - все это - повод для беспокойства и обращения к специалисту (детскому психологу или семейному психотерапевту).

Сколько времени достаточно для адаптации ребенка к садику?

Большинство детей 3-5 лет адаптируются к садику за несколько недель. Некоторым, более чувствительным детям требуется больше времени. Иногда адаптация занимает несколько месяцев. При этом есть факторы, которые влияют на то, что это период затягивается. В Израиле, например, в сентябре-октябре наступают осенние праздники, в течение которых садики не работают. Неудивительно, что после праздников у многих детей наблюдаются те же реакции, что и 1 сентября. Разница в том, что за вторым разом эти проявления исчезают, как правило, быстрее. Другими факторами, влияющими на продолжительность адаптации к садику, могут быть: возраст ребенка, предыдущий опыт общения с другими детьми и взрослыми, состояние здоровья, личностные качества, темперамент, профессионализм и сердечность воспитательницы, и, самое главное - готовность и способность родителей помочь ребенку адаптироваться.

Что делать, если ребенок никак не адаптируется, хотя времени прошло достаточно?

Если, зная своего ребенка, вы предполагаете, что ему будет сложно привыкнуть к садику, не ждите начала учебного года, а обратитесь специалисту заблаговременно, для того чтобы получить рекомендации и начать придерживаться их. Это поспособствует тому, что многие проблемы будут предотвращены или вообще не возникнут, а ваш ребенок начнет свой путь в садике с более выигрышной позиции.

Если же вы не предполагали, что у ребенка будут трудности, но время идет, а он все никак не привыкнет к необходимости каждый день отправляться в детский коллектив, и его реакции вас беспокоят, то постарайтесь как можно быстрее проконсультироваться у специалиста и приступить к выполнению его рекомендаций.

Существуют ли дети, которым противопоказан детский садик, т.н. "несадовские"? Если да, то по каким признакам это можно определить?

Скорее, есть садики, которые противопоказаны любому ребенку. Если в садике работают люди, любящие свою работу и детей, они найдут подход почти к любому ребенку. В тоже время низкий профессиональный уровень и неподходящие личные качества иных воспитателей могут стать серьезным препятствием в адаптации малыша. Кроме того, если родители изначально сомневаются в том, нужен ли их ребенку садик вообще - шанс, что ребенку там будет хорошо - невелик. Большая часть детей с трудностями адаптации находится в тех семьях, где родители не уверены, что садик для их ребенка - лучшее решение.

Есть ли отличия в адаптации мальчиков и девочек? Кто лучше и быстрее приспосабливается?

Некоторые воспитатели отмечают, что девочкам 3-5 лет легче привыкнуть к новым условиям, месту, требованиям садика. Вместе с тем индивидуальные особенности, темперамент и эмоциональная устойчивость часто играют большую роль в адаптации, чем гендерные различия.

Не менее важными факторами адаптации являются: эмоциональная атмосфера в семье, степень доверия ребенка маме и папе, а также установка родителей на необходимость и положительную роль садика для их ребенка в краткосрочной и длительной перспективах.

Существует так называемый "кризис 3-х лет", и если он совпадает со временем, когда ребенка отдают в детский садик, то ребенку еще тяжелее. Когда лучше отдавать ребенка в садик?

Кризис трех лет несомненно существует, только выражен он у всех детей в разной степени. И наслоение этого кризиса на период привыкание ребенка к детскому саду может быть дополнительным фактором, осложняющим адаптацию. Поэтому, если вы чувствуете, что кризис трех лет проходит у вашего ребенка бурно, подумайте, не повременить ли с садиком до окончания кризиса. У каждого возраста есть свои минусы для поступления в детский сад, но успешная адаптация возможна в любом возрасте. Все говорят о трехлетках, а ведь двухлеткам не менее сложно. Они еще не понимают, что за ними обязательно придут, и часто в их глазах виден неподдельный страх, что мама или папа ушли навсегда и больше не вернутся. Пятилетние, например, все понимают, реагирую спокойнее, но их адаптация иногда идет дольше, особенно если до этого возраста они никогда не бывали в детском коллективе.

Многие дети начинают болеть сразу, как начинают ходить в садик. Во-первых, почему? А во-вторых, можно ли от этого застраховаться?

Причин несколько.

Во-первых, выраженная стрессовая реакция, при которой все силы организма брошены на то, чтобы приспособиться к новым внешним условиям. Если такая реакция длится достаточно долго, то в какой-то момент силы заканчиваются, иммунитет ослабевает.

Во-вторых, на фоне ослабленного иммунитета новые, незнакомые организму инфекции легче вызывают болезнь.

И, в-третьих, ребенок быстро устанавливает связь между заболеванием и возможностью остаться дома и получить внимание родителей. Это, так называемая "вторичная" выгода и становится причиной того, что банальные острые респираторные заболевания учащаются и длятся дольше обычного.

Застраховаться от болезней нельзя, но стандартные общеукрепляющие мероприятия (закаливание, достаточный сон и отдых, разнообразное питание и положительные эмоции) не повредят.

Какие частые ошибки допускают родители, когда отдают ребенка в садик? Чего им не стоит делать?

Родители часто:
  • Не готовят ребенка к садику.
  • Не готовы сами.
  • Переносят на ситуацию адаптации к садику свои страхи и неуверенность.
  • Не относятся к выбору садика с должной ответственностью.
  • Неудачно выбирают время для начала посещения ребенком садика (переезд, рождение младшего брата или сестры, обостренный кризис трех лет).
  • Если малыш заболел, обвиняют в этом садик, друг друга и самого ребенка.
  • Ожидают от ребенка слишком многого в период привыкания к садику.
  • Не вкладывают достаточно своего личного времени и усилий, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности переходного периода.
  • Слишком поздно обращают внимание на то, что адаптация затянулась или протекает с осложнениями. Не обращаются вовремя за профессиональной помощью.
  • Не создают у ребенка положительного отношения к садику, воспитательнице и другим детям. При ребенке критикуют их.
  • Вербально и невербально в присутствии ребенка выражают неуверенность в его адаптационных возможностях и неудовлетворенность тем, как идет адаптация к садику.
  • Не обращаются за помощью к педагогическому коллективу садика.
  • Ругают ребенка и стыдят его за то, что ему тяжело согласиться на утренние расставания.
  • Не позволяют выражать ему недовольство, неуверенность и другие чувства, связанные с садиком.

Какие вы можете дать советы и рекомендации для родителей, чтобы адаптация к садику была менее стрессовой для ребенка?

  • Честно ответьте самому себе: для чего я записываю (или уже записал/а) своего ребенка в детский сад? Какие плюсы и минусы я вижу в этом? Какие альтернативы этому имеются и в чем их преимущества и недостатки? На эти вопросы ответьте совместно со вторым родителем ребенка и убедитесь, в том, что ваш выбор осознанный, и что у вас нет базовых разногласий в этом вопросе.
  • Выберите самый лучший садик из тех, которые можете себе позволить. Чем больше вам он вам будет нравиться, тем легче будет вашему ребенку привыкнуть к нему. Если же со временем вы поймете недостатки своего выбора, не говорите о них при ребенке. Не критикуйте садик, воспитательниц, нянечек, систему образования, других детей и их родителей, а также просьбы и требования что-то сделать, принести с собой или оплатить.
  • Важно готовить ребенка к садику заранее. Еще до начала учебного года говорите с ним о том времени, когда он пойдет в садик, читайте книжки и играйте в ролевые игры, дающие представление о садиковской жизни.
  • Постарайтесь заранее познакомиться с воспитательницей и при возможности познакомьте с ней вашего малыша. Если ребенок не говорит на том языке, на котором говорят в садике, начните заниматься с ним языком как минимум за несколько месяцев до начала учебного года. Даже несколько знакомых фраз могут улучшить его самоощущение.
  • Поделитесь своими переживаниями и опасениями, связанными с адаптацией, с теми, кто будет проводить с вашим ребенком время в садике. Задавайте вопросы, просите совета, расскажите об особенностях своего малыша и о том, что он любит. Важно не столько то, что посоветует вам воспитатель, а то, что ее расположение к вам будет автоматически "переноситься" и на вашего ребенка. Он будет получать больше внимания, а ваша связь с воспитательницей более крепкой и менее формальной.
  • В первые дни лучше увеличивать время пребывания в садике постепенно. Чем младше ребенок, тем более постепенным должно быть погружение его в режим садика. В зависимости от возраста и особенностей ребенка вместе с воспитательницей подберите подходящий "алгоритм привыкания". Чем больше вы будете советоваться с воспитательницей и вовлекать ее в поиск решений, тем больше она будет считать себя ответственной за воплощение этих решений в жизнь.
  • Желательно снизить общую нагрузку и не начинать новые проекты (кружки, ремонт квартиры, приезд родственников и т.п.) в этот и без того напряженный период. То, что требуется сейчас, это – привычная размеренная жизнь без дополнительных раздражителей.
  • В первые дни важно повторять ребенку: "Я пойду на работу, а потом вернусь за тобой в садик, и мы вместе пойдем домой". (Даже если вам кажется, что он слышал это много раз – только после определенного количества повторений эта фраза сработает как успокаивающая формула). Говорите это всегда спокойно и уверенно.
  • Говорите ребенку правду. Не обещайте вернуться через пять минут, если планируете прийти через 4 часа. Учитывайте то, что ребёнок не всегда владеет понятием времени, поэтому вместо "Я вернусь в два часа" лучше сказать "Я приду за тобой после вашей прогулки (обеда, сна и т.п.)".
  • Для того, чтобы почувствовать себя в садике уверенно и защищено ребёнку часто помогает так называемый "переходный предмет". Им может быть любимая игрушка, рюкзачок, особенная бутылочка с водой или что-то другое, к чему малыш привязан, и что будет переносить часть спокойствия и уверенности из дома в садик. Заранее объясните воспитательнице цель и значение этого предмета и временность этой меры.
  • Если вашему ребенку особенно сложно привыкать к новой обстановке, а в саду есть личные шкафчики или выдвижные ящички – можно заранее принести маленькие подарочки, которые воспитательница (с ее предварительного согласия) будет каждое утро вкладывать в личный ящичек вашего малыша. Ваша роль по дороге в садик – вызвать у него положительный интерес и любопытство к сегодняшнему сюрпризу.
  • Проводите больше времени с ребенком после садика и в выходные. Играйте в те игры, которые он любит. Больше обнимайте его и говорите о своей любви.
  • Позволяйте ребенку проявлять чувства, в том числе и те, которые вам, возможно, не нравятся: недовольство, злость, раздражение, обиду. Не спорьте с чувствами и оценками ребенка, не уговаривайте его и не старайтесь переубедить. Поощряйте его выражать чувства с помощью слов, рисунков, игры, движения.
  • Во время выходных, каникул и праздников, важно находить способы говорить с ребенком о положительных и нейтральных сторонах садика для того, чтобы при возвращении в садик не пришлось бы начинать адаптацию сначала.
  • Помогите вашему ребёнку обрести хотя бы одного друга среди новых одногруппников. Не пожалейте времени на встречи в послеобеденные часы, совместные игры и развлечения. Пригласите в гости или "напроситесь" в гости к тому, с кем, на ваш взгляд ваш сын или дочь могли бы подружиться. Наличие друга в малознакомом коллективе "разворачивает" ситуацию на 180 градусов даже для самого "домашнего" ребёнка.
  • Если есть такая возможность - приходите в садик пораньше, одними из первых. Большинству детей легче адаптироваться к постепенно заполняющемуся пространству, чем внезапно оказаться в помещении, где уже находится много других детей. Да и у воспитательницы будет возможность уделить ему одному время и внимание.
  • Даже когда ребенок уже привык к детскому саду, всегда забирайте его вовремя. Минута вашего опоздания может показаться вечностью и надолго поселить в его душе чувство неуверенности.
  • Будьте снисходительны к себе и не ругайте себя за ошибки. Чувство вины не помощник в воспитании детей. Никто не идеален и невозможно предвидеть всего. Самое главное – это то, что вы любите своего ребенка и делаете для него всё, что кажется вам правильным.
  • При необходимости пользуйтесь услугами профессионалов. Иногда несколько консультаций с детским психологом или семейным психотерапевтом могут поддержать вас морально и дать инструменты для дальнейшей адаптации.
  • Отмечайте для себя все положительные изменения в поведении ребенка и ситуации, когда ваш ребенок проявляет самостоятельность, уверенность, эмпатию, любознательность. Одобряйте его действия и хвалите его за приложенные усилия.
  • Помните, что каждая последующая адаптация в жизни ребенка основывается на тех навыках, которые он приобрел в адаптации предшествующей. Таким образом, то, что он преодолевает сейчас даст ему базу для успешных адаптаций в будущем.
Желаю вам и вашему ребенку успешной адаптации, терпения и удачи!
 

Метки: Воспитание,

Читать по теме:

Родители, не учите нас жить!

Родители, не учите нас жить!

19.02.2018
695
Психолог Павел Зыгмантович: "Поступил вопрос: "Как дать понять родителям мужа, что сын уже вырос, женат и у него – своя семья! – что не надо за него теперь что-то решать и лезть в другую (не говорю, чужую, а просто – другую семью) семью, и не надо навязывать сыну свою точку зрения?".

Метки: Воспитание, Семья,

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

Что нормально, а что нет в поведении ребенка? Справочная таблица для родителей и педагогов

15.02.2018
7493
Психолог Ирина Катин-Ярцева: "То, что в левой колонке – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из правой колонки – более серьезные, и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

Терапевтические сказки для ревнивых братиков и сестричек

09.02.2018
1417
Детский психолог Антонина Оксанич: "Терапевтические сказки помогают ребенку осознать свои переживания на примере героев, подготовиться к появлению братика или сестрички и почувствовать, что родители его любят, как прежде".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения, Сказкотерапия,

Родителям

Родителям

08.02.2018
1214
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Для того чтобы вынести детскую привязанность, которая может казаться прилипчивой и раздражающей, а также детские аффекты вроде вспышек ненависти к младшим братьям и сестрам, и детские капризы, и недовольство по поводу самых разных неудобств, и тем паче приступы злости по отношению к себе, по поводу запретов и других непопулярных решений, необходимо иметь довольно-таки внушительный контейнер".

Метки: Воспитание, Материнство, Семья, Детско-родительские отношения,

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

"Лоботомия" под наркозом материнской любви

05.02.2018
1697
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Писал статью с противоречивыми чувствами. Вроде как о теме материнской любви в психологии много написано… С другой стороны, как только копнешь с клиентом поглубже – тут же она и торчит. Вроде как и писать не хочется. И не могу не писать. Как-то так".

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Мы уже опаздываем

Мы уже опаздываем

05.02.2018
1214
Психолог Евгений Корчмарек: "Очень многие люди, у которых есть драйвер "Спеши" думают что торопятся, потому что опаздывают, хотя все происходить с точностью наоборот – они опаздывают для того чтобы иметь полное право торопиться "как в детстве", подсознательно выходят позже чем необходимо".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Транзактный анализ,

Ищу идеального мужчину

Ищу идеального мужчину

30.01.2018
2062
Психолог Анастасия Платонова: "Картина маслом: идеальная, чистейшей души мама, которая положила на ребенка жизнь, взрастила, вскормила, подняла, сил дала и… папа, жестокий, авторитарный, тиран, душащий и прекрасную маму, и пытающийся пробиться сквозь асфальт росточек – ребенка".

Метки: Воспитание, Неблагополучная семья, Семья,

Как научиться читать детский рисунок?

Как научиться читать детский рисунок?

30.01.2018
1472
Психолог Ольга Гаркавец: "Психологи советуют серьезнее относиться к калякам-малякам собственного ребенка. Юные художники смотрят на взрослый мир другими глазами. Правдивыми, настоящими. И часто за детскими кракозябрами прячутся страхи, тоска, крики и сигналы о помощи: "Мама, мне плохо, помоги мне". Как с помощью коробки с карандашами узнать, что происходит с вашим ребенком?"

Метки: Воспитание, Арт-терапия, Детско-родительские отношения,

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

Секс в Интернете: как говорить об этом с детьми?

24.01.2018
1278
Мария Койсина сексолог: "Многие родители боятся современных технологий. Они приходят в ужас, когда замечают на гаджетах ребенка просмотренные вкладки с порно-сайтов или видят переписки в социальных сетях, где их дети посылают другим свои фото в обнаженном виде или предлагают заняться сексом".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Уже не ребенок, еще не взрослый

Уже не ребенок, еще не взрослый

23.01.2018
1708
Психолог Григорий Кононенко: "Подростковый возраст неоднозначный и иногда сложный – меняется восприятие, психика, тело, происходит сепарация от родителей, выстраиваются границы (физические, психологические), меняются интересы".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

"Ты что, думаешь, я маньяк?" – тренируйте своих детей, пока не поздно

10.01.2018
2941
Ежедневно в поисково-спасательный отряд "Лиза Алерт" поступает в среднем 17 заявок на поиск пропавших людей, около трети из них – на поиск детей. Группа профилактики проводит бесплатные занятия для детей, чтобы научить их безопасному поведению в лесу и на улице, а также организует лекции для родителей, чтобы рассказать о том, чему учить детей и чего опасаться. На них мы рассказываем о правилах, которые написаны, к сожалению, слезами и кровью.

Метки: Воспитание,

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

Я не уважаю старших. И учу этому своего ребёнка

07.01.2018
4037
Из-за комплексов и неумения выстроить отношения по-другому родители требуют уважения от ребёнка. К такому выводу пришёл молодой папа Андрей Бородкин. По-настоящему дети уважают нас за поступки, а запугивание и культ старших дадут всего лишь видимость уважения.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

О директивах

О директивах

30.12.2017
3824
Родительские послания подробно проанализировали американские психотерапевты Боб и Мэри Гулдинг - последователи Эрика Берна, ведущие представители направления трансактного анализа. Авторы исследовали и выделили двенадцать основных предписаний, которые называют также "Двенадцать родительских директив".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии, Транзактный анализ,

Искусство воспитания раба

Искусство воспитания раба

23.12.2017
7451
Дима Зицер: "Вы не замечали, что взрослые часто относятся к детям, как к неудобному объекту, который сильно усложняет их родительское существование? Как к назойливой мухе, от которой необходимо отбиться, как к маленькому негодяю, с которым нужно справиться любой ценой, и который, в свою очередь, только и думает, как сделать нашу жизнь невыносимой..."

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Семья, Детско-родительские отношения,

Зачем, а не почему болеют дети

Зачем, а не почему болеют дети

19.12.2017
5763
Гештальт-терапевт Рагулина Анастасия: "Когда заболевает ребенок, родители практически в 100% случаев обращаются к врачам за лечением. Проходит неделя-две-месяц и болезнь возвращается. Врачи и родители говорят о "часто болеющих детях". А что, если причина болезни лежит не в слабости иммунитета?"

Метки: Воспитание, Психосоматика, Детско-родительские отношения,

Подарки для моих детей

Подарки для моих детей

18.12.2017
1205
Экзистенциальный психотерапевт Вероника Хлебова: "Я подарю своим детям много самостоятельности. Мне не нужен контроль над ними, я не верю в то, что он поможет им выбрать верную дорогу. Напротив, я уверена, что мой контроль приведет к сопротивлению, а я не хочу, чтобы они выстраивали свою жизнь на протесте против давления".

Метки: Воспитание, Любовь,

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

Когда родителям на самом деле пора идти к ребенку в школу

16.12.2017
1160
Федор Шеберстов: "Так вот, именно мы с вами сделаем так, чтобы школа была интересной и полезной. Кроме нас никто этого не сделает, сверху эти изменения не придут. Нельзя сделать интересно по приказу. Мы только что начали, и все козыри у нас на руках".

Метки: Воспитание,

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

Мы готовим детей к позавчерашнему миру

01.12.2017
39757
Нужно копить деньги и все делать качественно. Психолог Людмила Петрановская уверена – это незыблемые родительские истины... позавчерашнего дня. В то же время есть то, что нашим детям точно пригодится. Как минимум, критическое мышление.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Обесцененный человек

Обесцененный человек

29.11.2017
8193
Гештальт-терапевт Мария Долгих: "Люди, которым в детстве много и часто приходилось сталкиваться с обесцениванием со стороны своих родителей, во взрослой жизни вынужденно попадают в ситуации, где их ценность, как партнеров, специалистов, как людей, с равными другим правами ставится под сомнение или угрозу".

Метки: Воспитание, Развитие личности, Домашнее насилие, Личность, Неуверенность в себе, Нерешительность, Сценарии, Самооценка,

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

Если вы кричите на ребенка: последствия для его психики и влияние на формирование черт личности

26.11.2017
7132
Психолог Юлия Данилова: "Каждый раз, когда вы кричите на ребенка, он испытывает сильнейший стресс и получает психическую травму. Крик – это угроза безопасности. Безопасность – одна из важнейших потребностей ребенка для нормального развития психики".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

25.11.2017
2909
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

Адекватное воспитание. Шпаргалка № 2

23.11.2017
2879
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Статья адресована родителям, чьи дети находятся на стадии развития, именуемой "подростковой". Как понять и справиться, как адекватно реагировать на особенности поведения своего взрослеющего ребёнка, как помочь подростку пройти этот возрастной этап - читайте здесь".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

Адекватное воспитание. Шпаргалка №1

21.11.2017
2764
Гештальт-терапевт Алина Адлер: "Речь пойдёт о той здравой доле адекватности, которая необходима в процессе воспитания ребёнка буквально ежедневно, ежеминутно. Адекватность равно ответственность за психологическое здоровье вашего ребёнка".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

Четыре вида лжи, которые вам говорила нелюбящая мать

01.11.2017
11738
Клинический психолог Юлия Лапина: "Поскольку в нашей культуре мать считается "нормальной" пока не наносит физических травм ребенку, нелюбящие матери не несут ответственности за свои слова пока их дети накормлены, одеты и имеют крышу над головой. Но ведь даже детские дома предоставляют это ребенку, разве не так?"

Метки: Воспитание, Материнство,

Объяснить ребёнку смерть

Объяснить ребёнку смерть

20.10.2017
1933
Как бы вы объяснили смерть тому, кто младше трёх лет? Большинство взрослых сами напуганы тем фактом, что однажды мы перестанем существовать и жизнь продолжится без нас. Так как же может понять эту идею тот, кто ещё боится пылесоса?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Помочь стать счастливыми

Помочь стать счастливыми

16.10.2017
1267
Специалист по психодиагностике Алиса Тананаева: "Своевременное выявление особенностей интеллекта позволяет развить природные задатки ребенка, а также своевременно обратить внимание на пробелы в его знаниях в тех или иных областях, что позволит избежать серьезных трудностей и в школе, и далее по жизни".

Метки: Воспитание, Психодиагностика,

Трудные чувства родителей

Трудные чувства родителей

02.10.2017
3112
Психолог Татьяна Жуковская: "И я поначалу тоже пыталась создать иллюзию счастья в своей семье, искренне полагая, что если буду все делать правильно, то оно, счастье, придет. Как же может быть иначе? Но, стараясь делать все правильно, как велел мне мой детско-родительский опыт и мои предрассудки, я чувствовала, что истощаюсь. Силы уходили, а счастья не было. Почему?"

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

Как ребенок учится пользоваться эмоциями

29.09.2017
2170
Развитие способностей, связанных с пониманием эмоций, помогает ребенку хорошо учиться и легко взаимодействовать с окружающими. Психолог Татьяна Котова рассказала, как научить ребенка справляться с любыми проблемами.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Священный брак или зачем нужна семья?

Священный брак или зачем нужна семья?

28.09.2017
3449
Психолог Юлия Головкина: "Браком хорошее дело не назовут" – гласит известный афоризм. И по поводу разрушения института современного брака, и про статистику разводов, и про новые формы брака тоже сказано немало. Да и у меня самой опыт двух неудачных браков, которые пришлось расторгнуть по причине их полной нежизнеспособности. И всё-таки, мне захотелось написать статью в защиту брака, потому что я не раз задавалась вопросом: зачем нужна семья?"

Метки: Воспитание, Семья,

Как воспитать жертву

Как воспитать жертву

25.09.2017
9037
Психолог Елена Ливенцева: "Ребенок в первую очередь зависит от установок и моделей воспитания самих родителей, а не от других людей. Воспитывая независимость от себя, от своих эмоций, уважая границы ребенка, вы убережете своего подростка от неприятных ситуаций и сохраните собственные силы, здоровье и отношения в семье".

Метки: Воспитание,

Поделиться

Метки

...
Абьюз Агрессия Анализ сказок Арт-терапия Биполярное расстройство Воспитание Выученная беспомощность Гештальт-терапия Гипноз Горевание Границы Деньги Депрессия Детско-родительские отношения Домашнее насилие Женщины Зависимость Измена Инфантильность Карьера Коммуникации Конфликты Кризис среднего возраста Личная эффективность Личность Любовь Манипуляции Материнство Методики и упражнения Мотивация Мужчины Нарциссизм Насилие Неблагополучная семья Невроз Нерешительность Неуверенность в себе Обида Одиночество Отношения Панические атаки Переедание Пограничное расстройство личности Подростковый возраст Позитивная психология Принятие себя Психическая травма Психологические защиты Психологический кризис Психологическое насилие Психосоматика Психотерапия Развитие личности Развод Раздражительность Ресурсы Самооценка Сексуальность Семейные кризисы Семья Сепарация Случаи из практики психотерапии Смысл жизни Снижение полового влечения Созависимость Страх Стресс Стыд Сценарии Счастье Транзактный анализ Тревожность Треугольник Карпмана Трудное поведение Уверенность Управление эмоциями Фобии Чувства Чувство вины Шизофрения Экзистенциальный кризис Эмоции Эмоциональная зависимость Эмоциональный интеллект Энергия
Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация

Входя на сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения

Регистрация
Регистрация
для специалистов
Регистрация
для организаций
Написать сообщение
Запись на приём