Адаптация ребенка к детскому саду: интервью с психотерапевтом

15 сентября 2016
4375


Натали Ваксман (Израиль)
Семейный психотерапевт


Адаптация ребенка к детскому саду почти всегда болезненная история. О распространенных ошибках родителей, а также рекомендации как сделать адаптацию легче в интервью с семейным психотерапевтом Натали Ваксман.

Многие родители сталкиваются с тем, что ребенок всячески противится тому, чтобы ходить в садик. Это особенность всех маленьких детей или все индивидуально?

Давайте посмотрим на проблему глазами ребенка:

"Меня привели в незнакомое необычное место, где много детей, всюду игрушки, стены в ярких рисунках, какие-то взрослые разговаривают преувеличенно громкими голосами, многие дети плачут и цепляются за своих родителей, а мои мама или папа, мимика и жесты которых свидетельствуют об их неуверенности и растерянности, почему-то убеждают меня остаться здесь одному, обещая через некоторое время вернуться. Мне не хочется здесь оставаться. Я никого здесь не знаю. Мне страшно. Я хочу домой, где все знакомо и спокойно. А родители постепенно усиливают свое давление на меня, теперь уже не уговаривая, а ставя перед фактом: Ты здесь останешься! Поиграешь с детками, а потом мы за тобой придем." Все это выглядит пугающим, непонятным и, главное, нет никакой уверенности, что меня вообще отсюда заберут и что когда-нибудь я вернусь к себе домой, а не останусь здесь навсегда."

Понятно, что описанная выше картина возникает чаще у тех детей, родители которых не сделали всего возможного для уменьшения стрессового воздействия новой реальности на их ребенка.

Не все дети одинаково тяжело реагируют на начало "садиковского" периода в их жизни, но даже для самых уверенных и подготовленных это - стресс.

Кстати, не всегда есть корреляция между степенью "экспрессии" при расставании с родителями и тем, насколько тяжело ребенок на самом деле переживает первые дни в садике. То есть, иногда бурно и открыто протестующий против садика малыш адаптируется легче и быстрее, чем покорно отпускающий руку мамы тихоня. И наоборот, тихий, как бы заторможенный во время расставания с родителями ребенок иногда находится в том состоянии, которое чревато многими регрессиями, не окажи ему вовремя необходимую помощь и поддержку.

Плач, истерика, заторможенность - какие детские реакции естественны в период адаптации, а какие должны насторожить?

Любая реакция на стресс нормальна. То, на что следует обратить внимание, это динамика изменения стрессовых проявлений. Что имеется в виду? Если через несколько недель вы видите, что отводить ребенка в садик и расставаться с ним там с каждым разом становится легче - это одно. Но если протесты ребенка остались на прежнем уровне или усилились, а, кроме того, если к ним добавились регрессивные реакции (ухудшение сна, аппетита, вялость, ослабление речевых, двигательных или поведенческих навыков, которые уже были достигнуты) - все это - повод для беспокойства и обращения к специалисту (детскому психологу или семейному психотерапевту).

Сколько времени достаточно для адаптации ребенка к садику?

Большинство детей 3-5 лет адаптируются к садику за несколько недель. Некоторым, более чувствительным детям требуется больше времени. Иногда адаптация занимает несколько месяцев. При этом есть факторы, которые влияют на то, что это период затягивается. В Израиле, например, в сентябре-октябре наступают осенние праздники, в течение которых садики не работают. Неудивительно, что после праздников у многих детей наблюдаются те же реакции, что и 1 сентября. Разница в том, что за вторым разом эти проявления исчезают, как правило, быстрее. Другими факторами, влияющими на продолжительность адаптации к садику, могут быть: возраст ребенка, предыдущий опыт общения с другими детьми и взрослыми, состояние здоровья, личностные качества, темперамент, профессионализм и сердечность воспитательницы, и, самое главное - готовность и способность родителей помочь ребенку адаптироваться.


Что делать, если ребенок никак не адаптируется, хотя времени прошло достаточно?

Если, зная своего ребенка, вы предполагаете, что ему будет сложно привыкнуть к садику, не ждите начала учебного года, а обратитесь специалисту заблаговременно, для того чтобы получить рекомендации и начать придерживаться их. Это поспособствует тому, что многие проблемы будут предотвращены или вообще не возникнут, а ваш ребенок начнет свой путь в садике с более выигрышной позиции.

Если же вы не предполагали, что у ребенка будут трудности, но время идет, а он все никак не привыкнет к необходимости каждый день отправляться в детский коллектив, и его реакции вас беспокоят, то постарайтесь как можно быстрее проконсультироваться у специалиста и приступить к выполнению его рекомендаций.

Существуют ли дети, которым противопоказан детский садик, т.н. "несадовские"? Если да, то по каким признакам это можно определить?

Скорее, есть садики, которые противопоказаны любому ребенку. Если в садике работают люди, любящие свою работу и детей, они найдут подход почти к любому ребенку. В тоже время низкий профессиональный уровень и неподходящие личные качества иных воспитателей могут стать серьезным препятствием в адаптации малыша. Кроме того, если родители изначально сомневаются в том, нужен ли их ребенку садик вообще - шанс, что ребенку там будет хорошо - невелик. Большая часть детей с трудностями адаптации находится в тех семьях, где родители не уверены, что садик для их ребенка - лучшее решение.

Есть ли отличия в адаптации мальчиков и девочек? Кто лучше и быстрее приспосабливается?

Некоторые воспитатели отмечают, что девочкам 3-5 лет легче привыкнуть к новым условиям, месту, требованиям садика. Вместе с тем индивидуальные особенности, темперамент и эмоциональная устойчивость часто играют большую роль в адаптации, чем гендерные различия.

Не менее важными факторами адаптации являются: эмоциональная атмосфера в семье, степень доверия ребенка маме и папе, а также установка родителей на необходимость и положительную роль садика для их ребенка в краткосрочной и длительной перспективах.

Существует так называемый "кризис 3-х лет", и если он совпадает со временем, когда ребенка отдают в детский садик, то ребенку еще тяжелее. Когда лучше отдавать ребенка в садик?

Кризис трех лет несомненно существует, только выражен он у всех детей в разной степени. И наслоение этого кризиса на период привыкание ребенка к детскому саду может быть дополнительным фактором, осложняющим адаптацию. Поэтому, если вы чувствуете, что кризис трех лет проходит у вашего ребенка бурно, подумайте, не повременить ли с садиком до окончания кризиса. У каждого возраста есть свои минусы для поступления в детский сад, но успешная адаптация возможна в любом возрасте. Все говорят о трехлетках, а ведь двухлеткам не менее сложно. Они еще не понимают, что за ними обязательно придут, и часто в их глазах виден неподдельный страх, что мама или папа ушли навсегда и больше не вернутся. Пятилетние, например, все понимают, реагирую спокойнее, но их адаптация иногда идет дольше, особенно если до этого возраста они никогда не бывали в детском коллективе.

Многие дети начинают болеть сразу, как начинают ходить в садик. Во-первых, почему? А во-вторых, можно ли от этого застраховаться?

Причин несколько.

Во-первых, выраженная стрессовая реакция, при которой все силы организма брошены на то, чтобы приспособиться к новым внешним условиям. Если такая реакция длится достаточно долго, то в какой-то момент силы заканчиваются, иммунитет ослабевает.

Во-вторых, на фоне ослабленного иммунитета новые, незнакомые организму инфекции легче вызывают болезнь.

И, в-третьих, ребенок быстро устанавливает связь между заболеванием и возможностью остаться дома и получить внимание родителей. Это, так называемая "вторичная" выгода и становится причиной того, что банальные острые респираторные заболевания учащаются и длятся дольше обычного.

Застраховаться от болезней нельзя, но стандартные общеукрепляющие мероприятия (закаливание, достаточный сон и отдых, разнообразное питание и положительные эмоции) не повредят.

Какие частые ошибки допускают родители, когда отдают ребенка в садик? Чего им не стоит делать?

Родители часто:
  • Не готовят ребенка к садику.
  • Не готовы сами.
  • Переносят на ситуацию адаптации к садику свои страхи и неуверенность.
  • Не относятся к выбору садика с должной ответственностью.
  • Неудачно выбирают время для начала посещения ребенком садика (переезд, рождение младшего брата или сестры, обостренный кризис трех лет).
  • Если малыш заболел, обвиняют в этом садик, друг друга и самого ребенка.
  • Ожидают от ребенка слишком многого в период привыкания к садику.
  • Не вкладывают достаточно своего личного времени и усилий, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности переходного периода.
  • Слишком поздно обращают внимание на то, что адаптация затянулась или протекает с осложнениями. Не обращаются вовремя за профессиональной помощью.
  • Не создают у ребенка положительного отношения к садику, воспитательнице и другим детям. При ребенке критикуют их.
  • Вербально и невербально в присутствии ребенка выражают неуверенность в его адаптационных возможностях и неудовлетворенность тем, как идет адаптация к садику.
  • Не обращаются за помощью к педагогическому коллективу садика.
  • Ругают ребенка и стыдят его за то, что ему тяжело согласиться на утренние расставания.
  • Не позволяют выражать ему недовольство, неуверенность и другие чувства, связанные с садиком.

Какие вы можете дать советы и рекомендации для родителей, чтобы адаптация к садику была менее стрессовой для ребенка?

  • Честно ответьте самому себе: для чего я записываю (или уже записал/а) своего ребенка в детский сад? Какие плюсы и минусы я вижу в этом? Какие альтернативы этому имеются и в чем их преимущества и недостатки? На эти вопросы ответьте совместно со вторым родителем ребенка и убедитесь, в том, что ваш выбор осознанный, и что у вас нет базовых разногласий в этом вопросе.
  • Выберите самый лучший садик из тех, которые можете себе позволить. Чем больше вам он вам будет нравиться, тем легче будет вашему ребенку привыкнуть к нему. Если же со временем вы поймете недостатки своего выбора, не говорите о них при ребенке. Не критикуйте садик, воспитательниц, нянечек, систему образования, других детей и их родителей, а также просьбы и требования что-то сделать, принести с собой или оплатить.
  • Важно готовить ребенка к садику заранее. Еще до начала учебного года говорите с ним о том времени, когда он пойдет в садик, читайте книжки и играйте в ролевые игры, дающие представление о садиковской жизни.
  • Постарайтесь заранее познакомиться с воспитательницей и при возможности познакомьте с ней вашего малыша. Если ребенок не говорит на том языке, на котором говорят в садике, начните заниматься с ним языком как минимум за несколько месяцев до начала учебного года. Даже несколько знакомых фраз могут улучшить его самоощущение.
  • Поделитесь своими переживаниями и опасениями, связанными с адаптацией, с теми, кто будет проводить с вашим ребенком время в садике. Задавайте вопросы, просите совета, расскажите об особенностях своего малыша и о том, что он любит. Важно не столько то, что посоветует вам воспитатель, а то, что ее расположение к вам будет автоматически "переноситься" и на вашего ребенка. Он будет получать больше внимания, а ваша связь с воспитательницей более крепкой и менее формальной.
  • В первые дни лучше увеличивать время пребывания в садике постепенно. Чем младше ребенок, тем более постепенным должно быть погружение его в режим садика. В зависимости от возраста и особенностей ребенка вместе с воспитательницей подберите подходящий "алгоритм привыкания". Чем больше вы будете советоваться с воспитательницей и вовлекать ее в поиск решений, тем больше она будет считать себя ответственной за воплощение этих решений в жизнь.
  • Желательно снизить общую нагрузку и не начинать новые проекты (кружки, ремонт квартиры, приезд родственников и т.п.) в этот и без того напряженный период. То, что требуется сейчас, это – привычная размеренная жизнь без дополнительных раздражителей.
  • В первые дни важно повторять ребенку: "Я пойду на работу, а потом вернусь за тобой в садик, и мы вместе пойдем домой". (Даже если вам кажется, что он слышал это много раз – только после определенного количества повторений эта фраза сработает как успокаивающая формула). Говорите это всегда спокойно и уверенно.
  • Говорите ребенку правду. Не обещайте вернуться через пять минут, если планируете прийти через 4 часа. Учитывайте то, что ребёнок не всегда владеет понятием времени, поэтому вместо "Я вернусь в два часа" лучше сказать "Я приду за тобой после вашей прогулки (обеда, сна и т.п.)".
  • Для того, чтобы почувствовать себя в садике уверенно и защищено ребёнку часто помогает так называемый "переходный предмет". Им может быть любимая игрушка, рюкзачок, особенная бутылочка с водой или что-то другое, к чему малыш привязан, и что будет переносить часть спокойствия и уверенности из дома в садик. Заранее объясните воспитательнице цель и значение этого предмета и временность этой меры.
  • Если вашему ребенку особенно сложно привыкать к новой обстановке, а в саду есть личные шкафчики или выдвижные ящички – можно заранее принести маленькие подарочки, которые воспитательница (с ее предварительного согласия) будет каждое утро вкладывать в личный ящичек вашего малыша. Ваша роль по дороге в садик – вызвать у него положительный интерес и любопытство к сегодняшнему сюрпризу.
  • Проводите больше времени с ребенком после садика и в выходные. Играйте в те игры, которые он любит. Больше обнимайте его и говорите о своей любви.
  • Позволяйте ребенку проявлять чувства, в том числе и те, которые вам, возможно, не нравятся: недовольство, злость, раздражение, обиду. Не спорьте с чувствами и оценками ребенка, не уговаривайте его и не старайтесь переубедить. Поощряйте его выражать чувства с помощью слов, рисунков, игры, движения.
  • Во время выходных, каникул и праздников, важно находить способы говорить с ребенком о положительных и нейтральных сторонах садика для того, чтобы при возвращении в садик не пришлось бы начинать адаптацию сначала.
  • Помогите вашему ребёнку обрести хотя бы одного друга среди новых одногруппников. Не пожалейте времени на встречи в послеобеденные часы, совместные игры и развлечения. Пригласите в гости или "напроситесь" в гости к тому, с кем, на ваш взгляд ваш сын или дочь могли бы подружиться. Наличие друга в малознакомом коллективе "разворачивает" ситуацию на 180 градусов даже для самого "домашнего" ребёнка.
  • Если есть такая возможность - приходите в садик пораньше, одними из первых. Большинству детей легче адаптироваться к постепенно заполняющемуся пространству, чем внезапно оказаться в помещении, где уже находится много других детей. Да и у воспитательницы будет возможность уделить ему одному время и внимание.
  • Даже когда ребенок уже привык к детскому саду, всегда забирайте его вовремя. Минута вашего опоздания может показаться вечностью и надолго поселить в его душе чувство неуверенности.
  • Будьте снисходительны к себе и не ругайте себя за ошибки. Чувство вины не помощник в воспитании детей. Никто не идеален и невозможно предвидеть всего. Самое главное – это то, что вы любите своего ребенка и делаете для него всё, что кажется вам правильным.
  • При необходимости пользуйтесь услугами профессионалов. Иногда несколько консультаций с детским психологом или семейным психотерапевтом могут поддержать вас морально и дать инструменты для дальнейшей адаптации.
  • Отмечайте для себя все положительные изменения в поведении ребенка и ситуации, когда ваш ребенок проявляет самостоятельность, уверенность, эмпатию, любознательность. Одобряйте его действия и хвалите его за приложенные усилия.
  • Помните, что каждая последующая адаптация в жизни ребенка основывается на тех навыках, которые он приобрел в адаптации предшествующей. Таким образом, то, что он преодолевает сейчас даст ему базу для успешных адаптаций в будущем.
Желаю вам и вашему ребенку успешной адаптации, терпения и удачи!
 

Метки: Воспитание,

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

Хрупкое поколение: как гиперопека в детстве осложняет взрослую жизнь

11.12.2018
1535
Авторы статьи "Хрупкое поколение" считают, что страхи взрослых изолируют детей от реального мира, мешают им повзрослеть, подрывают их будущие успехи.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Наказание молчанием

Наказание молчанием

03.12.2018
3116
Психоаналитик Александра Пожарова: "С ребенком не разговаривают для того, чтобы показать свою позицию недовольства, может быть обиженности, указать ему на вину. Многие называют это: "Пусть подумает над своим поведением".

Метки: Воспитание, Психологическое насилие, Детско-родительские отношения,

Садись, два

Садись, два

06.11.2018
13073
Провела два вечера в общении со свекровью и поймала себя на том, насколько я отвыкла от общения в формате оценок. Отвыкла настолько, что они не просто перестали меня задевать, они превратились в какой-то иностранный язык.

Метки: Воспитание, Сценарии, Чувства, Оценочное суждение,

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

Эмоциональное игнорирование в детстве. Как оно влияет на качество взрослой жизни?

30.10.2018
13488
Эмоциональное игнорирование в детстве – это не про какое-то серьёзное событие, приключившееся в детстве, оно о том, чего не случилось в детстве: эмоциональные потребности ребёнка не были удовлетворены.

Метки: Воспитание, Эмоциональный интеллект,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
8225
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
8214
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
4735
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
3491
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
7814
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
3587
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
25970
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Право на счастье

Право на счастье

01.08.2018
12838
Детский психотерапевт Евгения Кузнецова: "Чтобы пребывать в ощущении счастья, необходимо избавиться от сомнений на счёт своего права на него. У каждого родившегося имеется это право (с-частье, быть с частью) на свой кусочек от большого пирога Жизни. Только воспитанные стыдом этого права лишаются".

Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

31.07.2018
26227
Все что мы чувствуем – будь это удовольствие, боль, злость или страх – мы чувствуем через свое тело. Одно из самых редко обсуждаемых последствий нелюбви в детстве; последствий того, что вас не слушали и не слышали; последствий вашей вынужденной защиты от критики, унижений и эмоциональной боли – это отношение нелюбимой дочери с её телом.

Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
5814
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
3192
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
21994
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
35803
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
6566
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
4614
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
30673
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
10993
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

14.06.2018
5008
Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него?

Метки: Воспитание,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
14692
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Когда раннее развитие приводит к отставанию

25.05.2018
54943
О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

Метки: Воспитание,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
18214
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
10573
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
20360
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12.04.2018
4896
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,

Что бы сделала моя мама?

Что бы сделала моя мама?

21.03.2018
4495
Они позволяли нам быть детьми, мы болтались на улице, падали и обдирали коленки, веселились и наслаждались простыми радостями детства. Мы знали, что нас любят и что мы в безопасности. Мы никогда не сомневались в наиболее важных частях истории. Мы были не хрупкими тепличными растениями, а грязными, шумными, жизнерадостными детьми, которые хватали конфеты немытыми руками и отлично жили.

Метки: Воспитание, Материнство, Личный опыт, Переводы,

Терапевтические сказки для непослушных трехлеток

Терапевтические сказки для непослушных трехлеток

15.03.2018
6030
Детский психолог Антонина Оксанич: "Многие родители наслышаны о таком важном и одновременно сложном этапе развития ребенка, как кризис трех лет. Милый, доверчивый малыш вдруг резко меняется, проявляя агрессию, истерики, непослушания. С таким крохой становится сложно найти общий язык, как будто дитя напрочь перестало слышать родителя. Но есть язык, который понимают все дети – это сказки".

Метки: Воспитание, Сказкотерапия,

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём