Мать и дочь: метаморфозы взросления

24 августа 2018
430

Наталья Лучникова
Психолог, обучение развитию

Дочери семнадцать, она приехала на каникулы со своими планами, не ведая о том, что у меня уже есть целый список занятий на ее лето, на ее каникулы, на ее время. Чтобы придти к единому видению летнего отдыха, необходимо договориться. Мой фокус внимания направлен на то, чтобы найти общие интересы, фокус внимания дочери – сохранить свои желания. 

Я, мама троих детей, умудренная опытом и владеющая информацией о правильности воспитания детей, ищу компромиссы, и довольный ум ставит мне высокие оценки за нахождение правильных вариантов. Достигнув договоренностей, наступает пора расслабиться, но проснувшееся чувство потери контроля и желание причинить добро, зародили неведомое прежде подозрение "она не понимает моих чувств", и расслабиться не получается. Думая, что я знаю, как будет лучше для дочери провести ее каникулы, что прочесть и посмотреть, о чем поговорить, куда сходить и как распорядиться временем, я отчаянно навязываю ей свои стереотипы, и получаю в ответ: "Я лучше знаю, что мне нужно". 

Расстраиваюсь, обвиняя про себя дочь в отсутствии чуткости и невнимательности по отношению ко мне. То внимание, которое дочь давала мне, было недостаточным для меня, и я обнуляла его, продолжая ждать того качества, которое было нужно мне. Мой эгоизм торжествовал победу, лелея ожидание, что дочь сама поймет палитру моих чувств, в которых я на тот момент сама себе не признавалась. Чуда не происходило до тех пор, пока я сама не разобралась в своих переживаниях и в том уроке, который преподнесла жизнь.

Во-первых – дитё, как и мы, взрослые дает нам ровно то, что может дать. Большего не получится, по той простой причине, что оно не может дать того, чего не может, несмотря на все наши иллюзии.

Во-вторых – вспоминая свою юность и возвращаясь к ней, я вспомнила тот мизер, который оставался у меня после долгих слушаний родительских наставлений. Этот тот самый случай, когда количество не переходит в качество. Тогда, мамины и папины напутствия проплывали мимо паровозиком, оставляя после себя лишь дым и воспоминания о скучных монологах. Пассажирами в вагончиках были они, но не я, и потому их багаж не мог стать моим. Обращение к своему опыту быстро отрезвляет, делая понятной тщетность моих усилий донести, как будет лучше.

В-третьих – это не дочери нужно развивать в себе навык чувствительности и сочувствия, это мне нужно открывать рот и говорить о своих чувствах. В моменты отчаяния, бывает трудным сказать: "Я сейчас чувствую…", и описать свои чувства, хотя мы ждём именно понимания наших чувств, и именно оно нужно в такие моменты. Но, только осознавая, что происходит внутри себя, можно рассказать другому человеку о своих переживаниях. Часто уже само составление списка чувств, даёт ответы на вопрос: "Что с этим делать?". 

Сложность собственных признаний в том, что зачастую не хочется признаваться себе в испытываемых чувствах, надеясь, что близкий человек сам все поймёт, догадается, расшифрует и сделает так, чтобы стало легче и теплее. Но чтобы чудеса случались, нужно чтобы кто-то над ними потрудился. Навык говорить о том, происходит в душе, нужно развивать и использовать.

Когда наступает момент принять своего ребенка, как самостоятельную личность, у которой уже есть своя картина мира и свои ценности, важно осознать, что сейчас самое время определить не только для ребёнка, но и для себя новые роли. Вместе с признанием взросления детей, нужно признать необходимость собственного взросления. Это значит, нужно менять годами сформированную, шлифованную и потому уже привычную роль "мамы-наседки" на роль "мамы-гавани". "Мама-наседка" это когда дети в пределах видимости, их поступки предсказуемы, и мозг автоматически даёт оценки выборов своих цыплят, дихотомией "правильно – не правильно". "Мама-гавань" это место, куда всегда можно причалить, несмотря на формы, цвета и состояние кораблей. 


И последний урок, данный мне взрослением: "Всему свое время". Проводив дочь на самолет, я пережила те чувства, которые испытывали мои мама и папа, когда провожали меня из дома. Тогда, грусть в глазах родителей, была понятна мозгу и объяснена стройной, логической, последовательной цепочкой причин, но чувства, которые порождали эту грусть, не касались моего сердца. Гамма чувств: любовь к дочери и мое сопротивление признанию её как самостоятельной личности, радость за дочь и мой эгоизм в грусти расставания, нежность её юности и принятие собственного возраста, вера в дочь и умудренность собственным опытом, трепет к её планам и жалость к себе, кружилась в пустоте дома. 

Моей мамы уже много лет нет в этом мире, но со мной её письма, написанные мне в разные периоды моего взросления. Настоящие, пахнувшие мамой, помнящие прикосновение её прекрасных рук, письма в конвертах с марками и штемпелями. Благодаря маминым письмам, я все время помню те строки, в которых она пишет о своих чувствах ко мне и своих переживаниях за меня. Эти строки хранились в памяти "до востребования": я понимала, что чувствовала мама, находила объяснения, но я не могла прочувствовать ее состояние. В тот день, когда объявили посадку на рейс дочери, хранившиеся строки дословно всплывали в памяти на каждую мою эмоцию, подтверждая простую истину "всему своё время". Дети вырастают в наших глазах, когда мы сами растем с ними, меняя роли и отношения. Время понимания, сменяется временем принятия сердцем.

Пишите детям письма, наполняйте пространство между строк своей любовью, заботой и чувствами, чтобы в свое время дети могли к нему прикоснуться. Передавайте по наследству напутствие: "Ты поймешь, когда у тебя будут свои дети", не рассчитывая на ранее понимание.

Алгоритмы взросления у всех разные, нет единого ключа, который идеально подошел бы каждому. У каждого из нас свой опыт и свой багаж, в котором хранится цветной джокер. В моем случае, им оказалось желание любить и принимать свою дочь такой, какой она является.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Чувства, Личный опыт,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

От ненависти  до ненависти: Как я живу с пограничным расстройством личности

От ненависти до ненависти: Как я живу с пограничным расстройством личности

05.09.2018
2324
Я с раннего детства знала, что со мной что-то "не так". Мои первые воспоминания пронизаны ощущением безысходности и уверенностью, что я вляпалась во что-то, от чего буду отмываться всю жизнь. Позже это перешло в постоянную, сильную и необъяснимую боль. Тогда я не знала, с чем это связано, и только в период полового созревания поняла, что дело в постоянном страхе одиночества.

Метки: Пограничное расстройство личности, Личный опыт,

"Я и мой друг ОКР"

"Я и мой друг ОКР"

30.08.2018
2605
Без ОКР меня нет. Я не помню, какой была до него. Я не представляю, какой могла бы быть без него. Из года в год я пытаюсь выставить его за дверь, даже собираю чемоданы, но в последний момент останавливаюсь и все прощаю. Друг, как-никак. Проблема еще и в том, что ОКР – любвеобильный товарищ. С каждым годом нездоровых отношений он приводит в наш дом все больше и больше посторонних, чьи имена можно найти в справочнике по психиатрии.

Метки: Обсессивно-компульсивное расстройство, Личный опыт,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
3206
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Как себе помочь, если болит душа? Для мужчин

Как себе помочь, если болит душа? Для мужчин

25.08.2018
2554
Гештальт-терапевт Сергей Федоров: "Чтобы справляться с душевной болью надо ее перестать бояться, как огня. Она не больше вас – поглядите в зеркало. Скорее всего там не двухлетний карапуз, смотрящий широко распахнутыми глазами на грозного лысеющего папу. Там может уже сам бритый налысо с татухами здоровенный мужик. Который все еще прячется в раковину своей псевдонеуязвимости".

Метки: Мужчины, Личный опыт,

Коротко о чувствах

Коротко о чувствах

15.08.2018
2200
Психиатр Алексей Смирнов: "Думаю, что все уже знают, что гештальт-терапия, это когда терапевт спрашивает клиента: "Что ты сейчас чувствуешь?". В ответ клиент должен назвать эмоцию, которую он сейчас вроде как испытывает. Зачем это нужно? Ведь большинство людей успешно справляются с этой жизнью, зная четыре варианта ответа на это вопрос: "Хорошо" "Плохо" "Нормально" и "Терпимо".

Метки: Управление эмоциями, Чувства, Эмоциональный интеллект,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
2245
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
1430
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Шизофрения: взгляд изнутри

Шизофрения: взгляд изнутри

07.08.2018
3610
Не буду вдаваться в детали биографии слишком глубоко. Скажу что недавно мне был поставлен диагноз: шизофрения. Это было сделано профессионалом в клинике, но впервые я сам заподозрил данный диагноз. Во-первых в семье был по крайней мере один случай, во-вторых, всё, что я читал в сети, наталкивало именно на эту мысль.

Метки: Шизофрения, Личный опыт,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
3694
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Жадность

Жадность

04.08.2018
1953
Врач-психотерапевт Людмила Артёменко: "Жадность, так же как и зависть, осуждаемое в нашем обществе чувство и качество личности. Как следствие, большинство людей свою жадность не осознаёт, а если им на неё указать, чувствуют себя оскорблёнными".

Метки: Личность, Чувства,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
1806
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
19816
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Право на счастье

Право на счастье

01.08.2018
9695
Детский психотерапевт Евгения Кузнецова: "Чтобы пребывать в ощущении счастья, необходимо избавиться от сомнений на счёт своего права на него. У каждого родившегося имеется это право (с-частье, быть с частью) на свой кусочек от большого пирога Жизни. Только воспитанные стыдом этого права лишаются".

Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,

Как правильно переживать за других?

Как правильно переживать за других?

01.08.2018
27166
Я хотела написать об этом шесть лет назад, когда у моего мужа был инсульт. Но вначале было не до того, да и потом было не до того, а уж совсем потом стало казаться, что и незачем. Кроме того, я знаю, что мои слова кого-нибудь обидят, а я всегда, когда сомневаюсь, вспоминаю слова Цветаева: "Людей не переделаешь, а обижать не надо".

Метки: Коммуникации, Горевание, Личный опыт,

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

31.07.2018
19537
Все что мы чувствуем – будь это удовольствие, боль, злость или страх – мы чувствуем через свое тело. Одно из самых редко обсуждаемых последствий нелюбви в детстве; последствий того, что вас не слушали и не слышали; последствий вашей вынужденной защиты от критики, унижений и эмоциональной боли – это отношение нелюбимой дочери с её телом.

Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
3125
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

От бережливости к одержимости: история одного патологического накопительства

От бережливости к одержимости: история одного патологического накопительства

16.07.2018
1521
В 2005 году в Пекине открылась необычная выставка под названием "Нет утрат" (Waste Not). Автор выставки – художник Сонг Донг с помощью десяти тысяч бытовых вещей, накопленных его матерью в течение всей её жизни, рассказал историю простой китайской семьи, пережившей все те потрясения, через которые прошла их страна на протяжении последних восьмидесяти лет.

Метки: Личный опыт, Патологическое накопительство,

Девушка с бокалом: Как я жила с алкоголизмом

Девушка с бокалом: Как я жила с алкоголизмом

13.07.2018
4094
Кажется, образ современной девушки с бокалом вина в руке (то есть многих из нас) не имеет ничего общего с алкогольной зависимостью: многие думают, что с ней сталкиваются только те, кто рос в трудных условиях или попал в "плохую компанию". Так думала и Мария Махотина  – она рассказала нам, почему стала пить и как справилась с зависимостью.

Метки: Алкоголизм, Женщины, Личный опыт,

Пара слов о легастении

Пара слов о легастении

06.07.2018
4078
Семейный психолог Светлана Панина: "Легастения, так называется одновременное расстройство навыков чтения и письма. В те далекие времена, когда в школе учился мой двоюродный брат, с трудом читавший в восьмом классе, неспособный написать свое имя без ошибок, это называлось "лодырь и лоботряс".

Метки: Личный опыт, Легастения, Дисграфия, Дислексия,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
2118
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Темы сексуальности: как учат гештальтистов

Темы сексуальности: как учат гештальтистов

04.07.2018
3606
Гештальт-терапевт Виталий Жданов: "Вспомимаю, как учился работать с сексуальностью в гештальт подходе. Это была вторая трехдневка, но начну с самого начала".

Метки: Сексуальность, Гештальт-терапия, Личный опыт,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
18355
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
32514
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
4080
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
2959
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Прекрасно помню момент, когда я стала человеком, которому изменяют...

Прекрасно помню момент, когда я стала человеком, которому изменяют...

16.06.2018
56560
На следующий день внутри меня рухнуло здание. Это было мое личное одиннадцатое сентября. Ощущение невыносимого болевого шока было утроено шизофреничностью положения – получалось, интуиция полностью дисфункциональна, ведь я была нежна, эмпатична, умна, внимательна, динамична – но мое чутье профакапилось.

Метки: Измена, Созависимость, Любовь, Личный опыт,

Как я покончила  с насилием  в отношениях

Как я покончила с насилием в отношениях

16.06.2018
37199
До начала этого года слова "абьюзер" не было в моём лексиконе, я не знала ничего о созависимых отношениях и не разбиралась в тонкостях нарциссических расстройств. О том, что рядом со мной эталонный абьюзер и по совместительству перверзный нарцисс, я догадалась только за полгода до финальной развязки. Больше всего процесс осознания напоминал детектив, когда из набора разрозненных фактов складывается цельная картина.

Метки: Отношения, Созависимость, Абьюз, Личный опыт,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
25566
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
8437
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

14.06.2018
3423
Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него?

Метки: Воспитание,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём