Как научить ребенка слушаться?

17 сентября 2018
560

Ольга Кондрашова
Детский психолог, коуч, гештальттерапевт.

Как научить ребенка слушаться? Начну немного издалека. Ясная коммуникация между двумя особями человеческого вида – извечная проблема и боль человечества. Трудности перевода или, как изрек Гёте: "каждый слышит то, что понимает". Дело в том, что мозг каждого из нас – это своего рода "домик", в котором живет человек. 

И у каждого из нас в этом "домике" своя обстановка, свои обои, свои картинки на стенах висят, своя музыка слышна. А рядом – другие "домики". И в них – совсем другая обстановка, другие обои, другие картинки, другая музыка. Постройка такого домика – это весь личный опыт человека. Все то, что он пережил, то, как и где он жил, кто его окружал, кто были его родители, учителя друзья. Обои, картинки, музыка – это вкусы, взгляды, представления человека о себе и других, о том, что такое хорошо, а что – плохо или вовсе недопустимо. 

И правда в том, что эти "домики" не могут быть одинаковыми. Они могут быть похожими обоями или музыкой, или, если повезет, некоторыми картинами, но совпадать полностью – никогда. И для двух взрослых порой найти общий язык или просто договориться является трудноразрешимой задачей. В чем причина?

Людям упорно продолжает казаться, что "домики" у всех одинаковые. И житель другого "домика" просто обязан понимать меня! Все же очевидно: чайник на кухне, утюг – в кладовке, занавески – красные! А то, что у другого может и вовсе не быть утюга, не говоря уже о цвете занавесок, – это нам абсолютно не приходит в голову. Ну, действительно, как такое возможно, правда?

Человек мыслит другого и о другом по своему образу и подобию. С тем же успехом осуждает другого за плохое поведение. "Плохое" в данном случае – это не соответствующее моим взглядам на мир (моим "картинам" на стенах), не озадачиваясь почему-то, что у другого – совсем другие "картины". С другой стороны, поскольку нам кажется, что "всем все ясно и все всё понимают", то соответственно, мы этого и ждем, порой всю жизнь, что другие, или другой, ну должны же понимать в конце концов! Муж же должен понимать, что нормальные любящие мужья моют за собой чашку по утрам! А жена должна понимать, что мыть посуду, включая чашку любимого мужа – это норма для всякой любящей женщины! Причем мы друг с другом проговариваем, зачастую в форме претензии или наезда, само требование – "чашку, что нельзя помыть?", а вот почему нам важно, чтобы ее помыли, это мы никому не объясняем. Все же и так ясно, правда?

И это все взрослые люди, "домики" которых что называется, уже "созрели", то есть это равная коммуникация людей с относительно равными интеллектуальными возможностями. А вот с детьми – еще хуже и сложнее.

Родители почему-то решают, что поскольку это их ребенок, то здесь правило "по образу и подобию" работает на все 100%. Однако "домик" ребенка, в зависимости от возраста, может вообще представлять собой лишь только "фундамент". И до 11-12 лет "обоев" еще точно нет, а о "картинах" и говорить нечего!

Мозг ребенка (его "домик) окончательно готов к полноценному использованию лишь к 20-23 годам. Этот тот возраст наших детей, когда мы, наконец, можем расслабиться и лепить в общении с ними что господь на душу положит, как мы и поступаем, общаясь с равными нам взрослыми. До этого возраста, если хотим результативного общения – чтоб чадо выполняло инструкции и реализовало наши благие воспитательные намерения при помощи своей недоделанной "новостройки" – приходится напрягаться. Идти в обход, играть на его поле, тратить силы и время на совместный досуг и прочие вещи с биркой "неохота". 


Правило родительского мастерства, на самом деле, только одно – встань на место ребенка и пойми, что ему нечем понять твою умную взрослую идею воспитательного блага. У него нет до определенного возраста никакого понятия о будущем или о планах, или о страшенных последствиях, о том, что "надо, иначе...". Помимо этого, ему еще не даны вожжи, то есть договор собственности на "домик" и возможность распоряжаться "домиком" по своей воле и разумению он в полном объеме получит (см. выше) только к 20-23 годам! У ребенка до 4-х лет отсутствует способность управлять собой в принципе. 

Например, элементарнейшая в понимании взрослого задача "убери игрушки в комнате" – для него без усиленной тренировки недоступна. Вы вышли из комнаты, он отвлекся на что-то и тут же забыл Ваше требование. У него, как в компьютерной игре следующая локация, эта область мозга еще не открылась. И только после 4-х лет ребенок уже более или менее в состоянии выполнить тест маршмеллоу, когда экспериментатор кладет перед ребенком зефирку и предупреждает, что если ребенок подождет какое-то время и не съест зефирку до прихода экспериментатора, то ему дадут еще одну зефирку. В противном случае – вторую он не получит. То есть после 4-х ребенок уже как-то способен удерживать план своих действий на некоторое непродолжительное время. И то не каждый! 

После 7-8 лет – второй важный этап строительства "домика". Не случайно именно с этим возрастом связан поход в школу. С 4-7 лет ребенок уже понемногу освоил состояние "быть в сознании", а с 7 лет уже может контролировать себя без мамы, но с помощью учителя или других посторонних людей. Плюс – теперь уже он способен выполнять сосредоточенное действие (недолго) и понимать, что будут последствия его поведения – пятерка или недовольство родителей или учителя. Замечу здесь, что к 7 годам у тех детей, кому жилось хорошо и радостно в семье, обои в "домике" получились яркие6 радостные, светлые, красивые. У кого была напряженная атмосфера – конфликты, ссоры, только воспитание в ущерб опции "просто хорошо побыть вместе с мамой, вместе поиграть, вместе посмотреть мультик, вместе почитать", тому с обоями не повезло6 у того они серые, мрачные или тревожные, неуютные.

Что касается любимых родительских "Как тебе не стыдно?", "Ты же девочка?", "Сколько можно говорить?", то эти вопросы отскакивают от голых стен ребенкиного "домика" или пролетают сквозь только что возведенный каркас. Ребенку нечем "отбить мяч", он пока не может с Вами "поиграть", то есть произвести коммуникацию6 на которую Вы рассчитываете. "Стыдно", "сколько", "девочка" не как объект, а как совокупность свойственных этому объекту качеств и свойств, – все это абстрактные понятия, которыми ребенок сможет в полной мере оперировать лишь к 11-12 годам. Родители, по незнанию, твердо убеждены, что ребенок "не слушается", "хулиганит назло", "ему лень" или "он вредничает". Но все дело в том, что мозг ребенка либо просто еще не созрел до ваших требований, либо просто не может долго удерживать в сознании (опять же вследствие незрелости определенных зон) ваше требование и, отвлекшись, тут же забывает, о чем ему говорили две минуты назад.

Конечно, ребенку нужно и следует помогать осваивать функцию самоконтроля и другие навыки, но в доброжелательной манере и лучше всего в какой-то веселой игре или радостно-шутливой форме. – Так, давай-ка я тебе помогу одеть эти непослушные штаны! Это у нас штаны – хулиганы! Не хотят сами на Ванечку одеваться! – На позитиве можно достичь гораздо лучших результатов, нежели занудными нравоучениями, подспудно внушающими ребенку еще и нелицеприятную информацию о самом себе – Опять я не такой! Мама мной не довольна. Со мной что-то не то. Я – плохой и неправильный.

И еще одно. Если ребенок привык видеть ваш сияющий взгляд, обращенный на него, если привык к тому, что вы – заботливый, веселый, поддерживающий и подбадривающий его человек, а не карательно-надзирательная инстанция (часто это все ради самой высокой воспитательной цели и в самых благих побуждениях), то договориться с ребенком гораздо проще. Но подчеркиваю, именно договориться. Помните про "домики" в начале статьи? Управлять ребенком и добиться того, чтобы он мог слышать вас и следовать вашим указаниям можно только выйдя из своего взрослого "домика" и зайти на какое-то время в гости к ребенку. В, так сказать, его "постройку" некоего этапа строительства. Тогда сразу проще понять, как помочь жильцу так, чтобы строительство не простаивало, строительные материалы подвозились вовремя, и чтобы в конечном итоге это перед нами предстал настоящий дворец!

Метки: Воспитание, Материнство,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа

Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа

07.10.2018
2661
Позволю себе опровергнуть солдатскую мудрость. Снаряд в одну воронку все же падает, и траекторию жизни просчитать невозможно в отличие от траектории снаряда. И, если в один миг мир перестает существовать, необходимо найти силы делать маленькие шаги, просто через не могу карабкаться из страшных ям судьбы. Любовь к жизни и маленькая девочка, которую я отрицала, помогли мне закрыть том замечательной жизни длиной в 45 лет, и начать писать новый.

Метки: Материнство, Женщины, Личный опыт,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
3348
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
5503
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
3502
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
2092
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Ты ее не победишь. Война невестки и свекрови

Ты ее не победишь. Война невестки и свекрови

06.08.2018
3472
Психолог Анастасия Платонова: "Мама – она всегда априори останется в роли покинутой. Это нормально. Это правильно. Ребенок всегда оставит ее. Это будет логическим продолжением ее материнства. Это будет счастливым финалом, успешным результатом ее материнской работы. И это будет совсем новым материнством, с совсем иными отношениями с сыном".

Метки: Материнство, Неблагополучная семья,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
5111
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
2402
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
22080
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Право на счастье

Право на счастье

01.08.2018
10727
Детский психотерапевт Евгения Кузнецова: "Чтобы пребывать в ощущении счастья, необходимо избавиться от сомнений на счёт своего права на него. У каждого родившегося имеется это право (с-частье, быть с частью) на свой кусочек от большого пирога Жизни. Только воспитанные стыдом этого права лишаются".

Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

31.07.2018
22058
Все что мы чувствуем – будь это удовольствие, боль, злость или страх – мы чувствуем через свое тело. Одно из самых редко обсуждаемых последствий нелюбви в детстве; последствий того, что вас не слушали и не слышали; последствий вашей вынужденной защиты от критики, унижений и эмоциональной боли – это отношение нелюбимой дочери с её телом.

Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
4382
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
2447
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
19666
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
33597
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
4846
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
3465
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
27084
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
9166
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

14.06.2018
3934
Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него?

Метки: Воспитание,

Как избежать послеродовой депрессии

Как избежать послеродовой депрессии

13.06.2018
2695
Детский психолог Антонина Оксанич: "Материнство – это большое чудо и счастье. Женщина с нетерпением ждет рождения своего малыша, чтобы посмотреть ему в глаза, потрогать его тельце, прижать к груди, но часто случается так, что к моменту появления ребенка на свет, силы мамы на исходе – беременность и роды забирают практически все ресурсы".

Метки: Депрессия, Материнство,

Маменькин сынок

Маменькин сынок

05.06.2018
7810
Психоаналитик Ирина Демпси: "Женщин часто привлекают мягкие и добрые мужчины. Особенно, когда вы устали от постоянного одиночества. Ведь так хочется почувствовать тепло семейного очага. Хочется видеть рядом с собой верного и нежного супруга. И тут женщина знакомится с таким милым и хорошим... мальчиком неопределенного возраста, за которым каменной стеной стоит его мать".

Метки: Отношения, Материнство, Неблагополучная семья, Мужчины,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
13209
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Когда раннее развитие приводит к отставанию

25.05.2018
51305
О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

Метки: Воспитание,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

21.05.2018
18785
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
16306
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Что делать и что делать не надо, если у ребенка истерика

Что делать и что делать не надо, если у ребенка истерика

11.05.2018
6275
Аналитический психолог Вера Амигуд: "Иногда детские истерики выделяют в некую отдельную группу и квалифицируют их как изощренный способ детских манипуляций, с которыми нужно бороться. Однако надо сказать, что истерики бывают у всех. Независимо от возраста. Маленькие дети хуже справляются со своими эмоциональными реакциями, поэтому их легче обвинить в несдержанности и желании манипулировать, забывая о том, что в состоянии истерики человек не может совладать с собой, ему по-настоящему плохо".

Метки: Материнство,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
9879
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
17720
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12.04.2018
4037
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём