Грудное вскармливание после 1,5-2х лет. Последствия для психического развития ребенка

18 июля 2018
2907

Ольга Кондрашова
Детский психолог, коуч, гештальттерапевт.

Мозг человека – это не только уметь считать, читать, запоминать. Это еще и органический субстрат нашей психики, а психика – это уже как человек приспосабливается к жизни, адаптируется к ней, как он умеет решать проблемы и справляться с жизненными трудностями, как он реализует свои интересы, цели. Одним словом, как он живет свою жизнь – удачно или не очень. Причем же здесь грудное вскармливание?

Человеческий мозг, в отличие от мозга животных, развивается, опираясь на прижизненный опыт. Есть предуготованные биологические схемы, но развиваться они могут только при наличии внешних стимулов из реального мира. Это и есть причина, по которой мы так качественно и в разы превосходим инстинктивное поведение животных. Именно за счет этого у нас – сознание собственного "я", свобода воли и разнообразие жизненных стратегий-сценариев. Причем, ребенок может развиться и превратиться в человека исключительно в среде себе подобных, то есть в общении с другими людьми.

Но что мы понимаем под общением?

Накормить и гигиенически "отработать" ребенка блестяще могут и представительницы животного мира. Но что есть общение человеческое? Исследование психологов из Йельского университета показало, что даже 6-ти месячные младенцы наделяют отношения чисто человеческим смыслом ("Социальная оценка младенцев доречевого уровня развития", Карен Уинн, Пол Блум, Кейли Хамлин, 2007). Если в разыгрываемой перед ребенком сценке круг пытается забраться на небольшую горку, а треугольник у склона горки, подталкивая, помогает кругу, а, в свою очередь, квадрат на вершине мешает кругу залезть на горку, то после окончания сценки ребенок однозначно выбирает (протягивает руку) к положительному герою, то есть к хорошему и доброму треугольнику. В домах малютки совсем крохотные младенцы впадали в депрессию и отказывались от еды, если ухаживающие за ними женщины осуществляли только механические действия по уходу и кормлению, не давая детям тепло, внимание, какое-то личное человеческое отношение, любящий контакт.

Однако только у человека отношения привязанности пересекаются со сферой познания, освоением принципов и закономерностей окружающего мира, включая также и психику другого, как часть этого мира вокруг. Ребенок использует представление о существовании у другого человека психики для того, чтобы познавать мир. А не наоборот! Это очень важно! Человеческое существо-младенец рождается уже с предуготовленностью к взаимодействию в социальной среде, в среде людей. В течение первых трех месяцев идет развитие и освоение социальной улыбки, способность различать и имитировать мимику взрослого, ориентироваться на нее как на индикатор того, как нужно реагировать на что-либо незнакомое в окружающей среде. Например, в одном из экспериментов Дж. Соурса годовалым детям на пути их движения размещали визуальную пропасть, и когда мама демонстрировала испуганное выражение лица, ни один из детей не пересекал зрительный обрыв. Исследование восприятия лиц младенцами показывают, что новорожденные предпочитают смотреть на схематическое изображение человеческого лица, а не на его отдельные детали, кружочки, черточки (Фридман, 1974). Уже к 2-х месячному возрасту дети способны запоминать и отличать лица незнакомых людей (Бласс, Кэмп, 2004). По мере развития дети начинают различать выражение различных эмоций. Уже у 4-6 месячных детей отмечается разная реакция на счастливое и удивленное лицо, и совсем другая – на грустное и испуганное (Майер, 1981, Нельсон, 1087). Кроме того, на радостное выражение лица младенцы смотрят дольше (Изард, 1999).


Эксперименты Майкла Томассело ясно показывают, что ребенок к году уже требует общения, кооперации чисто человеческого качества (М. Томаселло, М. Карпентер, Дж. Колл, Понимание и разделение намерений: источники культурного познания, 2005). Так, после получения ребенком игрушки, которую ранее использовали для эксперимента, в качестве приза в игре со взрослым, годовалые дети часто вновь возвращали игрушку в экспериментальный аппарат и требовали от взрослого продолжения совместных действий. То есть свое собственное эгоистическое желание – владеть игрушкой, уходило на второй план, а преобладала сама ценность совместной деятельности со взрослым. То есть ребенку около года уже не достаточно просто удовлетворения его витальных потребностей – поесть, быть сухим, быть в безопасности. Ему уже хочется, чтобы другие люди разделяли его намерения, воспринимали ситуацию так же, как он, были с ним заодно. Вспомните, как годовалый малыш тянет вас показать что-то или зовет куда-то, где у него что-то интересное, и как он сияет глазами, когда вы откликаетесь и начинаете с ним взаимодействовать! Все это говорит о чрезвычайной и неотъемлемой роли социального контакта в развитии психики и, соответственно, интеллекта ребенка. 

Причем по мере взросления и овладения ребенком реальностью (заработали сначала руки, потом включились ноги, потом речь) контакт со взрослым усложняется, пополняется ситуативный репертуар, содержание контакта обогащается разными видами деятельности. К чему естественно прилагается эмоциональная окрашенность контакта. И необходимо отметить, что для ребенка витально важная вещь – ориентация на одобрение и принятие со стороны окружающих. Иначе не выжить! Я должен нравиться – буквально выпестованный эволюцией психический лозунг младенца:)

Сама природа в ходе эволюции в силу того, что человеческие особи в стае могли выжить только благодаря сотрудничеству и взаимопомощи, заложила в человека механизм усложнения мозга за счет развития именно тех областей, которые отвечают за социальное взаимодействие, коммуникацию, одобрение и принятие со стороны себе подобных. Именно благодаря этому в человеческом мозге (частично и в мозге приматов) сформировалась и достигла высочайшего уровня сложности дефолт система мозга, отвечающая за восприятие человеком других людей, за представленность и богатство социальных связей, за разнообразие сценариев и паттернов отношений между людьми (Маркус Рейчел, 2001).Ребенок по мере взросления заполняет эту матрицу отношений все большим количеством персонажей, все большим репертуаром взаимодействия с ними. Причем, как я уже говорила выше, ориентируясь на одобрение/неодобрение со стороны окружающих. Иначе будешь отвергнут, а, значит, есть риск не выжить в одиночку. Все четко, с точки зрения эволюции. Однако, по последним данным психологических исследований, именно эта система – дефолт система мозга – отвечает у человека за общую его способность мыслить, решать сложные интеллектуальные задачи любого качества и содержания. То есть, чем сложнее, разветвлённее, богаче у человека эта система, чем больше ребенку посчастливиться насоздавать в рамках этой системы нейронных связей, тем лучше и эффективнее будет справляться его мозг с различными видами интеллектуальных задач, начиная от разрешения жизненных трудностей и кончая задачами из области матанализа. Проще – тем успешнее и эффективнее такой человек будет в жизни!

А какое это имеет отношение к грудному вскармливанию после 1,5-2-х лет?

Итак, ребенок к году уже требует и настроен именно на общение со взрослым (см. выше). Его мозг готов и нуждается в том, чтобы развиваться дальше, эффективно разворачивая свои заложенные природой психические программы по адаптации среде и окружающей его реальности, как социальной, так и предметной. Это раньше, до года, материнская грудь была для него практически "нерасчлененной" - "не знаю, где заканчиваюсь я, где начинается мама", полный симбиоз. И его мозг был в подобном недифференцируемом состоянии на уровне полярных стимулов – мне хорошо/мне плохо. И материнская грудь была едой, безопасностью и любовью в одном флаконе, 3 в 1:). Но после года у него уже и обида, и страх, и радость, и гнев, и удивление, и интерес, и любопытство. И мама для него уже объект мира, уже выделенный и узнанный "другой", то есть отдельный от него человек. А вы ему, чуть что – сразу грудь, "на, ешь меня!" Вот, ребенок испугался, заплакал. На что упирают все специалисты по длительному грудному вскармливанию – "дайте ребенку грудь, и он успокоится!" Успокоится, да, но нужна ли была ему грудь, хотел ли он есть? И, что за неудовлетворенная потребность стояла за плачем? Об этом никто не вспоминает и не думает даже. Цель – успокоить и снять проблему. Но чью? Маминого комфорта. А для ребенка – это не то, что было нужно ему для развития, это регресс!

А что будет, если вы не дадите ребенку грудь? Правильно, он будет продолжать плакать, кричать, истерить, И вам придется заставить себя искать выход, как успокоить, чем помочь, разобраться в потребностях малыша, найти способ, как отвлечь или как договориться. Это уже посложнее. И вырвать эту идею сверхполезного для здоровья матери и ребенка (вплоть до 4-5 лет) грудного вскармливания у матери зачастую совершенно невозможно. Это и понятно. Вы посмотрите, что творится в соцсетях. Попробуйте намекнуть, что странновато кормить ребенка грудью до 4-5 лет – тебя сразу забросают обвинениями в чудовищной бесчеловечности и эгоистическом отношении к ребенку, непонимании принципов и основ здоровья ребенка, половой системы матери, закладки иммунитета, незнании психологии детского развития!

Дабы оправдать "удачный" ход, а на самом деле подлую уловку своего собственного мозга по экономии своей энергии. Мозг дико ленив, нацелен экономить энергию всегда и везде. А найти решение в конфликте или трудной ситуации с ребенком – это мыслительная активность и для мозга – затраты. Поэтому маме гораздо удобнее успокоить себя идеей о мощнейшем влиянии грудного молока на здоровье ребенка и волшебном воздействии ситуации кормления на укрепление здоровой психики ребенка. Все это так, но имеет место лет до 1,5. Вследствие, простите, лени и нежелании мамы напрягаться, искать варианты иного взаимодействия с ребенком, соответствующего его уже иному уровню развития, идея длительного грудного вскармливания будет подпитываться и "канонизироваться" страстно, беспощадно и ревностно, наш мозг изворотливJ. С другой стороны, во время кормления у матери и ребенка вырабатывается дофамин (гормон удовольствия). Это еще один фактор нежелания прекращать этот приятный для обоих процесс. И в данный конкретный момент обоим так хорошо! Вопрос в том, что с вашим ребенком будет потом?

Мышление развивается, как я уже писала вначале, при взаимодействии с другими людьми, а также при наличии препятствий и конфликтов в этом взаимодействии. То есть, в этот самый момент возникновения у ребенка некой проблемы, вы не помогаете ему решить ее, а сами своими собственными руками тормозите естественное развитие своего ребенка. Тормозите рост и усложнение его психики и его интеллекта. Вместо того чтобы дать ребенку столкнуться с дискомфортом, почувствовать и пережить эмоцию, помочь осознать, чем она была вызвана, какая неудовлетворенная потребность стояла за ней, помочь ему найти способ ее реализовать или пережить тот факт, что удовлетворении ее на данный момент невозможно и научиться справляться с подобным дискомфортом, чтобы иметь такой навык в своем поведенческом репертуаре на будущее, сохранить и удержать в этот непростой момент контакт с близким, дорогим и любящим человеком, вы просто даете ему "успокоительное". Тем самым развитие и усложнение психики, его дефолт системы мозга катиться в тартарары. Вдобавок усваивается крайне губительный и нежелательный паттерн справляться с дискомфортом – набивать себе рот пищей и уходить в блаженство. Потом в более старшем возрасте таким "успокоительным" и средством выхода из сложных ситуаций и выскакивания из реальности могут стать алкоголь, наркотики, бесконечные времяпрепровождение в компьютерных играх, соцсетях, роликах на ютьюбе. Но эти средства не решают проблему человека, они лишь откладывают переживание боли и неприятных ситуаций, но они ведь не могут заставить их исчезнуть!

Я совсем не против специалистов по грудному вскармливанию. Они действительно помогают матерям наладить процесс кормления, дают необходимую информацию, оказывают неоценимую психологическую поддержку. Однако, как и во многом, есть обратная сторона медали. Чем дольше вы кормите, тем дольше вы в них нуждаетесь. И, это, конечно, не забесплатно. Учитывайте это.

В адекватном прекращении грудного вскармливания (около 1,5 лет) есть и еще один плюс. Именно к этому возрасту ребенок уже окончательно формирует в силу его естественного физического развития и первичной сепарации от матери (сам может взять что-то, дойти до чего-то, некоторые уже говорят, то есть в наличии те, к кому они обращаются) представление о маме как о другом человеке. Он уже не слит с ней в едином симбиозе, как ранее. В эту естественную сепарацию вполне безболезненно вписывается и отлучение от груди. Это прекрасный шанс отделиться без проблем, без истерик, без психологической травмы. В силу, так сказать, естественного хода вещей. И инициатива может идти от обоих. Радость от своего нового бытия и новых возможностей может вполне возместить в ребенке "молочное" удовольствие. Это достаточно безобидный период апробирования чего-то нового в отношениях. Потом, в более старшем возрасте, когда ребенок уже больше всего осознает и лучше соображает на тему своих удовольствий (всем знакомо упрямство и непреклонность 2,5-3 летних детей по достижению своих "хочу и все!"), сделать это будет гораздо труднее и может действительно вызвать стресс. Поскольку может восприниматься ребенком как жесткость, отказ от любви, в каком-то смысле, даже насилие, не понятное ребенку.

Итак, длительное грудное вскармливание – за и против. Выбор, конечно, за вами. Либо вести ребенка по пути естественного и все более усложняющегося развития, либо двигаться по пути наименьшего сопротивления в данных конкретных обстоятельствах, но с потерей психического и интеллектуального потенциала вашего ребенка в разы

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
3146
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
2232
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
1418
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
3638
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
1791
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
19763
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Право на счастье

Право на счастье

01.08.2018
9672
Детский психотерапевт Евгения Кузнецова: "Чтобы пребывать в ощущении счастья, необходимо избавиться от сомнений на счёт своего права на него. У каждого родившегося имеется это право (с-частье, быть с частью) на свой кусочек от большого пирога Жизни. Только воспитанные стыдом этого права лишаются".

Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

31.07.2018
19477
Все что мы чувствуем – будь это удовольствие, боль, злость или страх – мы чувствуем через свое тело. Одно из самых редко обсуждаемых последствий нелюбви в детстве; последствий того, что вас не слушали и не слышали; последствий вашей вынужденной защиты от критики, унижений и эмоциональной боли – это отношение нелюбимой дочери с её телом.

Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
3110
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
2113
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
18320
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
32490
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
4064
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
2942
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
25544
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
8423
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

14.06.2018
3415
Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него?

Метки: Воспитание,

Подростковый максимализм: как быть родителям?

Подростковый максимализм: как быть родителям?

30.05.2018
12547
Гештальт-терапевт Елена Митина: "Как подростковый психолог я регулярно работаю с тинейджерами и точно понимаю, что этот возраст – сложный, прежде всего, для родителей. Почему я так думаю? Потому что на самом деле на родителя ложиться много функций по отношению к подростку, и они требуют много терпения и понимания".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,

Когда раннее развитие приводит к отставанию

Когда раннее развитие приводит к отставанию

25.05.2018
48965
О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее.

Метки: Воспитание,

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

Передача психологической травмы "по наследству". Хорошим мамам, воспитывающим трудных детей

21.05.2018
18023
Психотерапевт Наталия Ежек: "Нередко женщины сами не замечает ошибок в том, как они воспитывают ребенка, пока последний не начинает демонстрировать некоторые проблемы. Такие женщины часто стараются быть хорошими мамами – они беспокоятся о своих чадах, читают психологическую литературу о воспитании, нередко обращаются за психологической помощью".

Метки: Материнство, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Безумные родительские установки и их последствия

Безумные родительские установки и их последствия

16.05.2018
15393
Врач-психотерапевт Александр Кузьмичев: "Описанные выше установки – безумные. Безумные – не от слова сумасшедшие. А от слова – "без ума", то есть от его недостатка. От недостатка присутствия ума в процессе вашего воспитания".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Сценарии,

Развод и нарушения привязанности у детей

Развод и нарушения привязанности у детей

23.04.2018
5965
Психолог Ирина Гурова: "Не всегда отношения между родителями можно сохранить, но знание о том, что переживают во время развода дети, поможет любящим их близким лучше понимать происходящее с детьми, щадить и учитывать их чувства".

Метки: Развод, Детско-родительские отношения,

А что, если никаких детских истерик не существует?

А что, если никаких детских истерик не существует?

18.04.2018
9429
Наверняка такое случалось с вашим ребенком, или вы просто видели детскую истерику, или, по крайне мере, я уверена, вы о них слышали. Двухлетки славятся своими "ужасными" истериками. А что, если на самом деле нет такого понятия как "детская истерика"? Как нам тогда рассматривать такое поведение детей?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

11 родительских практик, формирующих толерантность к насилию

16.04.2018
17028
Почему важно, чтобы в детях были сформированы маркеры насилия? Потому, что когда дочь начнет встречаться с мужчинами, она просто не заметит, что с ней обращаются недостойно, ведь с ней всю жизнь обращались именно так! А когда сын начнет встречаться с женщинами, он не будет понимать, что ведет себя некрасиво, поскольку в нем не воспитано уважение к личным границам.

Метки: Воспитание, Материнство, Детско-родительские отношения,

Развитие критического мышления у детей

Развитие критического мышления у детей

12.04.2018
3651
Практикующий психолог Наталья Обердерфер: "Современная реальность диктует новые правила. И первокласснику уже недостаточно просто уметь читать, писать и считать. Ему уже предлагают решать логические задачки, а иногда и даже доказать свою правоту. Поэтому развитие критического мышления сегодня – это уже не дополнительные и желательные опции, а необходимость в современном мире".

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Критическое мышление,

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

Девочка-невидимка, или Сигареты в обмен на мамину любовь

22.03.2018
26170
Глухая, тупая, бессильная ярость накрыла Ольгу бетонной плитой. Нечем дышать, не хватает воздуха. Как же она устала от всех этих бумаг, людей, переговоров, бесконечных родительских "надо", "мы должны", "любой ценой", "мы не имеем права подвести клиента", "наша репутация должна быть безупречной". Несколько коротких, обжигающих затяжек. Перехватывает горло... И отпускает.

Метки: Личность, Семья, Детско-родительские отношения, Сепарация от родителей,

Что бы сделала моя мама?

Что бы сделала моя мама?

21.03.2018
3824
Они позволяли нам быть детьми, мы болтались на улице, падали и обдирали коленки, веселились и наслаждались простыми радостями детства. Мы знали, что нас любят и что мы в безопасности. Мы никогда не сомневались в наиболее важных частях истории. Мы были не хрупкими тепличными растениями, а грязными, шумными, жизнерадостными детьми, которые хватали конфеты немытыми руками и отлично жили.

Метки: Воспитание, Материнство, Личный опыт, Переводы,

Терапевтические сказки для непослушных трехлеток

Терапевтические сказки для непослушных трехлеток

15.03.2018
5266
Детский психолог Антонина Оксанич: "Многие родители наслышаны о таком важном и одновременно сложном этапе развития ребенка, как кризис трех лет. Милый, доверчивый малыш вдруг резко меняется, проявляя агрессию, истерики, непослушания. С таким крохой становится сложно найти общий язык, как будто дитя напрочь перестало слышать родителя. Но есть язык, который понимают все дети – это сказки".

Метки: Воспитание, Сказкотерапия,

Эмоциональная зрелость родителей

Эмоциональная зрелость родителей

12.03.2018
5150
Кто становится родителем? Тот, у кого появляются дети? Достаточно ли наличия детей, чтобы стать родителем? Физически и юридически – да. Мы становимся родителями тогда, когда у нас появляются дети. Но символически и психологически для того, чтобы стать родителями нам важно не только уметь принимать решения, нести ответственность за новую жизнь, но и быть для ребенка опорой: физической, финансовой, бытийной, эмоциональной.

Метки: Воспитание,

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

Про девочек-отличниц: взгляд психолога

07.03.2018
78181
Психолог Оксана Фадеева: "Большинство моих клиентов – женщины. С депрессиями, паническими атаками, ГТР, бессонницей. У них у всех одна метапроблема – неумение опираться на себя, доверять себе, чувствовать себя живой и адаптивной. Ещё почти у всех красные дипломы".

Метки: Подростковый возраст, Детско-родительские отношения,



Интервью недели

Потеря смысла жизни

Потеря смысла жизни

Как вновь почувствовать смысл и радость жизни?

Оксана Мищенко

Психолог, семейный консультант, игровой терапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём