Дети и смерть домашнего животного

8 октября 2018
236

Любовь Плющева
Психолог-консультант

Довольно частой причиной отказа от того, чтобы завести домашнее животное, является страх взрослых, что придется как-то объяснять ребенку неизбежную смерть животного, страх столкнуться с детскими переживаниями по этому поводу.

В этом году наша семья дважды пережила смерть животных. Хомяк, попавший к нам уже во взрослом возрасте, и через несколько месяцев старая дедушкина собака.

Позиция, занятая мной в этом вопросе, была следующей: говорить правду, отвечать на любые вопросы и уважительно провести необходимые ритуалы.

Как ни странно, наиболее здоровым образом обращались со смертью дети. Они поплакали, задали свои вопросы, приняли участие в похоронах, посочувствовали друг другу и взрослым.

Старший ребенок потыкал пальцем окоченевшего хомяка, вместе с папой закопал хомяка в его шарике для бега, а через неделю спросил, когда мы пойдем покупать нового.

Младший ребенок внимательно осмотрел тельце хомяка, в силу погоды посмотрел на похороны из окна, а назавтра спросил, когда мы пойдем хомяка откапывать. Так же несколько раз в разные дни переспросил, что значит "умер". Я отвечала одинаково: это значит, что хомяк больше ничего не чувствует, не дышит, не ест, ему не больно, не жарко и не холодно, его тело перестало функционировать.

Собака умерла без нас, дедушка похоронил ее сам, положил в могилу косточку и любимую миску, отметил место красивым камнем. Я сказала детям о ее смерти сразу, как узнала сама, опять повторила объяснения, что со смертью прекращается вся деятельность сознания и тела, и еще раз рассказала про похороны. Для детей эта информация, очевидно, уже была понятна на примере хомяка, собаку и дедушку пожалели и продолжили жить дальше. 

Но реакция взрослых! Вот зачем у нас создано МЧС.

Муж бегал по всему дому с мертвым хомяком в руках, пытался оправдаться непонятно в чем, хотя хомяк умер своей смертью от старости. Он то хотел на ночь глядя ехать за таким же хомяком, чтобы его подменить, то хотел выбросить мертвого хомяка в мусор, то побежать его тайком закопать, то сам себя накручивал, представляя, как тяжело отреагируют дети, и предвидя их якобы ужасные истерики. 

При встрече с внуками дед, пряча глаза, сказал, что собака убежала. Но дети уже все знали и стали деда жалеть. Тогда дед начал всячески обесценивать и собаку, и свои переживания, и стремление детей его поддержать: все это ерунда, неважно, не о чем говорить, и пойдем малину есть. 

Эти два эпизода показывают различие между здоровым проживанием расставаний и утрат и патологическим.

При отсутствии в прошлом здоровых расставаний работа горя происходит намного медленнее. Прежде чем смириться с новой потерей, мы вынуждены возвращаться к не пережитым полностью предыдущим утратам.

И тогда люди, которые после смерти своих родителей не плакали, рыдают месяцами после смерти домашнего животного, иногда и не своего.

Расставания и утраты сопровождают нашу жизнь постоянно, проживать их тоже нужно учиться. Нет "неправильных" чувств, равно как нет чувств, подобающих случаю. Чувства и эмоции – это вообще не та сфера, где возможно принуждение.

Для детей важна стабильность и предсказуемость жизни, но так же важна и тренировка в преодолении изменений и кризисных ситуаций. И здесь незаменимо внимание, поддержка и любовь родителей.

Ребенок учится у взрослых, как справляться с чувствами в сложные моменты жизни. 


Тревога родителей, паника, суета или умалчивание информации приводят к тому, что ребенок усваивает, что показывать чувства недопустимо, он остается в одиночестве со своими переживаниями, а в силу возраста может сделать из произошедшего искаженные выводы.

В этой статье речь идет о домашнем животном. Это не человек, а всего лишь птичка, грызун, кошка, собака или кто-то еще. Однако, в зависимости от размера и уровня интеллекта, ваш домашний питомец проявлял привязанность к членам семьи, или не проявлял агрессию, да и просто – прожил с вами какое-то время, вплетаясь в эмоциональный фон семьи. И это достойно правды и уважения.

Жизнь человеческая такова, что рано или поздно ребенку придется столкнуться со знанием о том, что и люди смертны. Это будет, или уже был в вашей семье, сложный разговор, но это часть нашей жизни, как ни крути. Проживание менее эмоционально нагруженных утрат готовит нас к более серьезным утратам. В человеческой психике испокон веков заложен специальный механизм преодоления невзгод и потерь – горевание.

Американский психолог Элизабет Кюблер-Рос выделила пять стадий горевания: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. В том или ином виде эта концепция может быть применена к любой ситуации утраты, будь то смена места жительства, конец дружбы или потеря домашнего любимца. 

Разумеется, я не призываю умертвить какое-то животное, чтобы насильно провести ребенка через стадии горевания в учебном режиме, тем более, что дети могут очень сильно привязываться к животным и горевать по ним, как по лучшим друзьям, но если так сложилось, что животное в вашей семье погибло, есть некоторая информация, которая может вам пригодиться. 
  • Если ребенку только предстоит узнать о произошедшем, будет лучше, если об этом в спокойной обстановке, без спешки скажет близкий человек;
  • Говорить необходимо четко и понятно, не использовать иносказания и сравнения. Выражения вроде "убежала, потому что ты плохо учишься", "уснул навсегда", "улетел на небо", "бог забрал" могут провоцировать возникновение страхов у детей;
  • Пожалуйста, не умалчивайте вовсе о произошедшем, отсутствие информации значительно усиливает тревогу, на фоне чего ребенок может выдумать совсем уж невероятные вещи и приобрести невроз;
  • Постарайтесь не отмахиваться от детских вопросов (потом поговорим, зачем вообще об этом говорить), у детей желание поговорить на такие серьезные темы возникает спонтанно;
  • Постарайтесь дать ребенку возможность задать все интересующие его вопросы, не критикуйте и не смейтесь, отвечайте по существу и столько раз, сколько ребенок будет спрашивать, ему необходимо время, чтобы информация уложилась. В зависимости от возраста смерть животного может навести ребенка на мысли и вопросы о смерти людей, возможно, стоит заранее обдумать позицию вашей семьи по этому вопросу;
  • Не скрывайте свои чувства, говорите о них – Мурка всегда встречала меня у порога, когда я приходила с работы, а теперь так непривычно возвращаться в пустую квартиру. Признавайте и говорите о чувствах ребенка – ты можешь грустить, можешь злиться, что питомец умер и так далее;
  • По возможности проведите ритуалы прощания: похороните животное, попрощайтесь, если его тело отдают на кремацию в ветеринарную клинику, нарисуйте вместе с ребенком прощальную картинку, сделайте поделку в память о животном или как-то еще. Все зависит от возраста ребенка и наличия привязанности между ним и животным.
На какие особенности поведения ребенка следует обратить внимание.
  • Ребенок очень долго переживает, остается замкнутым, слезливым и капризным;
  • Ребенок настойчиво играет в одно и то же;
  • Ребенок избегает чего-то, связанного с животными, и никак это не объясняет.
В таких случаях родителям можно аккуратно снова поднять тему: "Ты переживаешь из-за смерти Мурки?", "Ты скучаешь по нашим субботним прогулкам с Тузиком?"

Возможно, что потеря любимца совпала с другими изменениями или сложностями в жизни ребенка, либо ребенок по своей природе чувствительный, и ему тяжело пережить стресс. 

Ребенок может чувствовать себя виноватым, что дергал кошку за хвост или дразнил собаку, и видеть свою вину в смерти животного. Либо ребенок мог что-то неверно понять, и теперь каждый раз при виде радуги боится, что туда убежит кто-то еще из близких, а не только собака.

Если после такого разговора ситуация не разрешилась, лучше обратиться к специалисту.

В каком случае есть смысл обратиться к психологу для взрослого человека.
  • Если реакция взрослого на смерть домашнего любимца оказалась очень бурной или ощутимо затягивается;
  • Если после смерти долго жившего в семье питомца, к которому при жизни питали теплые чувства, у человека нет никакой реакции, чувства как будто заморожены;
  • Если взрослому невыносимо тяжело говорить с ребенком о смерти животного либо о смерти вообще.
  • Возможно, в жизни этого человека ранее были серьезные утраты, которым не воздали должное.
Ребенок, окруженный любящими и поддерживающими его родными и близкими людьми, сможет пережить потерю питомца, его чувства получат урок совладания со сложной ситуацией.

Если вы проявите уважение к детским переживаниям, ответите на вопросы, поможете почтить память питомца, отношения между вами и вашим ребенком станут еще более доверительными и близкими.

Ведь главными ценностями в нашей жизни всегда были и остаются любовь, дружба, взаимопомощь и умение хранить память.

Метки: Воспитание, Горевание, Личный опыт,



Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Читать по теме:

Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа

Мудрость маленькой девочки или как начать все с чистого листа

07.10.2018
2665
Позволю себе опровергнуть солдатскую мудрость. Снаряд в одну воронку все же падает, и траекторию жизни просчитать невозможно в отличие от траектории снаряда. И, если в один миг мир перестает существовать, необходимо найти силы делать маленькие шаги, просто через не могу карабкаться из страшных ям судьбы. Любовь к жизни и маленькая девочка, которую я отрицала, помогли мне закрыть том замечательной жизни длиной в 45 лет, и начать писать новый.

Метки: Материнство, Женщины, Личный опыт,

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

Как у ребенка формируется предрасположенность к зависимому поведению?

30.09.2018
3350
Как можно запустить в ребенке механизм зависимости? Причины и формирование зависимого поведения.

Метки: Воспитание, Зависимость,

От ненависти  до ненависти: Как я живу с пограничным расстройством личности

От ненависти до ненависти: Как я живу с пограничным расстройством личности

05.09.2018
4284
Я с раннего детства знала, что со мной что-то "не так". Мои первые воспоминания пронизаны ощущением безысходности и уверенностью, что я вляпалась во что-то, от чего буду отмываться всю жизнь. Позже это перешло в постоянную, сильную и необъяснимую боль. Тогда я не знала, с чем это связано, и только в период полового созревания поняла, что дело в постоянном страхе одиночества.

Метки: Пограничное расстройство личности, Личный опыт,

"Я и мой друг ОКР"

"Я и мой друг ОКР"

30.08.2018
4291
Без ОКР меня нет. Я не помню, какой была до него. Я не представляю, какой могла бы быть без него. Из года в год я пытаюсь выставить его за дверь, даже собираю чемоданы, но в последний момент останавливаюсь и все прощаю. Друг, как-никак. Проблема еще и в том, что ОКР – любвеобильный товарищ. С каждым годом нездоровых отношений он приводит в наш дом все больше и больше посторонних, чьи имена можно найти в справочнике по психиатрии.

Метки: Обсессивно-компульсивное расстройство, Личный опыт,

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

"Ненависть и контейнирование": Патрик Кейсмент о преодолении деструктивности

29.08.2018
5503
Член Британского психоаналитического общества Патрик Кейсмент о том, как рождается детская ненависть, какие потребности стоят за этим чувством и каким образом неумение "контейнировать" детские деструктивные эмоции может привести к формированию тирана.

Метки: Воспитание, Управление эмоциями,

Как себе помочь, если болит душа? Для мужчин

Как себе помочь, если болит душа? Для мужчин

25.08.2018
4079
Гештальт-терапевт Сергей Федоров: "Чтобы справляться с душевной болью надо ее перестать бояться, как огня. Она не больше вас – поглядите в зеркало. Скорее всего там не двухлетний карапуз, смотрящий широко распахнутыми глазами на грозного лысеющего папу. Там может уже сам бритый налысо с татухами здоровенный мужик. Который все еще прячется в раковину своей псевдонеуязвимости".

Метки: Мужчины, Личный опыт,

Работа на всю жизнь

Работа на всю жизнь

09.08.2018
3502
Когда я работаю мамой, я ловлю себя на том, как же много постоянного труда мне приходится вкладывать в роль психолога по отношению к детям. Почему это труд, почему он не становится просто частью жизни с детьми? Нерефлексируемой, расслабленной жизни?

Метки: Воспитание, Личный опыт,

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

8 компонентов готовности вашего ребенка к школе

09.08.2018
2092
Мы выделили 8 компонентов, которые помогут вам проверить, насколько ваш ребенок готов стать первоклассником, и к каждому дали рекомендации, чтобы вы могли восполнить пробелы.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст,

Шизофрения: взгляд изнутри

Шизофрения: взгляд изнутри

07.08.2018
4808
Не буду вдаваться в детали биографии слишком глубоко. Скажу что недавно мне был поставлен диагноз: шизофрения. Это было сделано профессионалом в клинике, но впервые я сам заподозрил данный диагноз. Во-первых в семье был по крайней мере один случай, во-вторых, всё, что я читал в сети, наталкивало именно на эту мысль.

Метки: Шизофрения, Личный опыт,

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

"Учить значит хвалить": мама троих детей про оценки и недовольных учителей

06.08.2018
5111
Когда мы учим своих детей – маленьких, очень незащищенных ни от мира, ни от нас, таких взрослых и всесильных – мы очень часто их ругаем. Слишком часто. Ругать – это глупо. Но легко. Хвалить – намного труднее. И намного важнее.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Что случилось с нашей игривостью?

Что случилось с нашей игривостью?

03.08.2018
2402
Что случилось с нашей игривостью? Почему мы перестали наслаждаться нашими детьми? Куда делось понимание, что всему своё время?

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Переводы,

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

Как хвалить детей: 10 заповедей современной психологии

02.08.2018
22080
Психотерапевт Анна Зарембо: "Молодец!", "Потрясающе!", "Дай пять!", "Какая красота!", эти фразы мы слышим на любой детской площадке, в школе, в детском саду. Повсюду, где есть дети. Мало кто из нас всерьез задумывался над этими словами. Мы хвалим наших детей, когда они заканчивают какое-то важное дело, мы хвалим детей, с которыми работаем, или детей из нашего окружения. Но оказывается тут все не так просто".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Методики и упражнения,

Право на счастье

Право на счастье

01.08.2018
10729
Детский психотерапевт Евгения Кузнецова: "Чтобы пребывать в ощущении счастья, необходимо избавиться от сомнений на счёт своего права на него. У каждого родившегося имеется это право (с-частье, быть с частью) на свой кусочек от большого пирога Жизни. Только воспитанные стыдом этого права лишаются".

Метки: Счастье, Воспитание, Развитие личности, Стыд,

Как правильно переживать за других?

Как правильно переживать за других?

01.08.2018
29020
Я хотела написать об этом шесть лет назад, когда у моего мужа был инсульт. Но вначале было не до того, да и потом было не до того, а уж совсем потом стало казаться, что и незачем. Кроме того, я знаю, что мои слова кого-нибудь обидят, а я всегда, когда сомневаюсь, вспоминаю слова Цветаева: "Людей не переделаешь, а обижать не надо".

Метки: Коммуникации, Горевание, Личный опыт,

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

Нелюбимая дочь и её непростые отношения со своим телом

31.07.2018
22058
Все что мы чувствуем – будь это удовольствие, боль, злость или страх – мы чувствуем через свое тело. Одно из самых редко обсуждаемых последствий нелюбви в детстве; последствий того, что вас не слушали и не слышали; последствий вашей вынужденной защиты от критики, унижений и эмоциональной боли – это отношение нелюбимой дочери с её телом.

Метки: Воспитание, Материнство, Принятие себя, Переводы,

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

Необходимое и достаточное: психолог Ирина Млодик о проблеме перестимуляции

30.07.2018
4382
Капризы, истерики, пассивная агрессия, саботажи, болезни, астения, усталость, явная агрессия… Вы думаете, что у ребенка очередной кризис, а психолог Ирина Млодик утверждает: мы имеем дело с перестимуляцией – серьезной проблемой современного общества.

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

От бережливости к одержимости: история одного патологического накопительства

От бережливости к одержимости: история одного патологического накопительства

16.07.2018
1841
В 2005 году в Пекине открылась необычная выставка под названием "Нет утрат" (Waste Not). Автор выставки – художник Сонг Донг с помощью десяти тысяч бытовых вещей, накопленных его матерью в течение всей её жизни, рассказал историю простой китайской семьи, пережившей все те потрясения, через которые прошла их страна на протяжении последних восьмидесяти лет.

Метки: Личный опыт, Патологическое накопительство,

Девушка с бокалом: Как я жила с алкоголизмом

Девушка с бокалом: Как я жила с алкоголизмом

13.07.2018
4971
Кажется, образ современной девушки с бокалом вина в руке (то есть многих из нас) не имеет ничего общего с алкогольной зависимостью: многие думают, что с ней сталкиваются только те, кто рос в трудных условиях или попал в "плохую компанию". Так думала и Мария Махотина  – она рассказала нам, почему стала пить и как справилась с зависимостью.

Метки: Алкоголизм, Женщины, Личный опыт,

Пара слов о легастении

Пара слов о легастении

06.07.2018
4414
Семейный психолог Светлана Панина: "Легастения, так называется одновременное расстройство навыков чтения и письма. В те далекие времена, когда в школе учился мой двоюродный брат, с трудом читавший в восьмом классе, неспособный написать свое имя без ошибок, это называлось "лодырь и лоботряс".

Метки: Личный опыт, Легастения, Дисграфия, Дислексия,

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

Рискованная игра: почему дети ее любят и нуждаются в ней

05.07.2018
2447
За последние 60 лет мы были свидетелями того, как в нашей культуре неуклонно, постепенно, но довольно значительно у детей сократилось количество возможностей свободно играть, без контроля взрослых, а особенно возможностей играть в рискованные игры. За те же 60 лет мы также наблюдали неуклонный, постепенный, но довольно значительный рост всевозможных умственных, а особенно эмоциональных отклонений у детей.

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Переводы,

Темы сексуальности: как учат гештальтистов

Темы сексуальности: как учат гештальтистов

04.07.2018
4265
Гештальт-терапевт Виталий Жданов: "Вспомимаю, как учился работать с сексуальностью в гештальт подходе. Это была вторая трехдневка, но начну с самого начала".

Метки: Сексуальность, Гештальт-терапия, Личный опыт,

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

Потерянный ребенок: Глаза за занавесками

03.07.2018
19666
Семейный психолог Ольга Троицкая: "В компании детей этот ребенок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Но если присмотреться, можно заметить, что глаза у него как будто за занавесками. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашел в своем собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль так и называется – Потерянный ребенок. Ее символ – квадрат. Коробочка".

Метки: Воспитание, Подростковый возраст, Неблагополучная семья, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

Как оторвать детей от гаджетов без скандала

02.07.2018
33597
Вам когда-нибудь приходилось силой отрывать детей от экрана смартфона, планшета или компьютера? Часто ли это оканчивалось ссорой?

Метки: Воспитание, Методики и упражнения, Переводы,

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

6 табу для родителей, которые не хотят быть предателями

02.07.2018
4846
Педагог Марина Солотова: "Мы часто совершаем поступки, не пытаясь объяснить их своим детям. По разным причинам: некогда, считаем, что еще малы, не можем подобрать нужных слов… И они не понимают. Они уверены, что мы их предали".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения,

Прощай, эмпатия

Прощай, эмпатия

29.06.2018
3465
Семейный психолог Катерина Мурашова: "Почему дети перестали понимать чувства друг друга".

Метки: Воспитание, Детско-родительские отношения, Случаи из практики психотерапии, Эмпатия,

Прекрасно помню момент, когда я стала человеком, которому изменяют...

Прекрасно помню момент, когда я стала человеком, которому изменяют...

16.06.2018
58491
На следующий день внутри меня рухнуло здание. Это было мое личное одиннадцатое сентября. Ощущение невыносимого болевого шока было утроено шизофреничностью положения – получалось, интуиция полностью дисфункциональна, ведь я была нежна, эмпатична, умна, внимательна, динамична – но мое чутье профакапилось.

Метки: Измена, Созависимость, Любовь, Личный опыт,

Как я покончила  с насилием  в отношениях

Как я покончила с насилием в отношениях

16.06.2018
39578
До начала этого года слова "абьюзер" не было в моём лексиконе, я не знала ничего о созависимых отношениях и не разбиралась в тонкостях нарциссических расстройств. О том, что рядом со мной эталонный абьюзер и по совместительству перверзный нарцисс, я догадалась только за полгода до финальной развязки. Больше всего процесс осознания напоминал детектив, когда из набора разрозненных фактов складывается цельная картина.

Метки: Отношения, Созависимость, Абьюз, Личный опыт,

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

Почему ребенок хуже всего ведет себя с мамой

15.06.2018
27086
Семейный психолог Екатерина Бурмистрова: "Один из самых частых запросов родителей в консультировании звучит так: почему мой ребенок ведет себя со мной хуже всего? Он прекрасно ведет себя в саду. К нему нет вопросов у педагогов на занятиях. Няня говорит: "У нас с ним нет никаких проблем". И только с мамой – в основном это адресовано маме – ребенок ведет себя просто ужасно".

Метки: Воспитание, Материнство, Трудное поведение, Детско-родительские отношения,

4 шага к общению с ребенком без крика

4 шага к общению с ребенком без крика

15.06.2018
9168
Психолог Юлия Данилова: "О том, что нужно сделать, чтобы перестать кричать на ребенка. Мало понимать, нужно действовать по-другому".

Метки: Воспитание, Домашнее насилие, Материнство, Детско-родительские отношения,

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

Людмила Петрановская: Дети тысячелетиями вырастали без всяких детских садов

14.06.2018
3934
Всем ли детям необходим детский сад и возможна ли социализация и развитие без него?

Метки: Воспитание,



Интервью недели

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

"Что такое счастье". Беседа с Войцехом Айхельбергером

Не совсем правильно настраиваться на поиск счастья в жизни. Если ищем счастья в себе, то не должны мы это делать так, как будто пробуем его откопать.

Войцех Айхельбергер

Психотерапевт

Поделиться

Успешная регистрация

На Ваш Email отправлена ссылка
для подтверждения регистрации!

Успешное подтверждение регистрации

Теперь необходимо авторизоваться

Авторизация
Восстановление
пароля
Восстановление
пароля
Письмо успешно отправлено на указанный вами адрес.
Регистрация
Регистрация
для специалистов
На данный момент возможность регистрации организаций не доступна. Мы запустим этот функционал в ближайшее время.
Написать сообщение
Запись на приём