Дети и подростки с СДВГ

Дети и подростки с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

При заболевании синдромом дефицита внимания возрастное развитие детей сопровождается различной симптоматикой.

Гиперактивность у детей до года характеризуется чрезмерной чувствительностью к раздражителям, громким плачем, нарушениями сна, а также двигательным беспокойством. Однако симптомы гиперактивности у грудничков не обязательно означают СДВГ, поскольку чрезмерная возбудимость младенцев развивается в заболевание далеко не всегда.

В дошкольном возрасте к основным признакам синдрома дефицита внимания у детей можно отнести гиперактивность. Отмечается бесцельное блуждание по группе, беспрестанные разговоры, а также отвлечение других детей от занятий. В то же время чрезмерная активность в этом возрасте может являться фактом нормального развития, которая обусловлена темпераментом ребенка или требовательностью взрослых. Однако отсутствие целенаправленности в действиях дает повод задуматься о наличие синдрома дефицита внимания.

В крайних случаях избыточная гиперактивность может принять характер расторможенности, то есть полного освобождения от внутренних тормозов, которые сдерживают поведение.

Гиперактивность у детей, как правило, сопровождается минимальной статико-моторной недостаточностью, что характеризуется неуклюжестью в движениях. Подобные нарушения обнаруживаются в большинстве случаев заболевания.

attention_deficit_disorder_kid.jpgДо 3 лет у детей нет определенной и контролируемой модели поведения, поэтому сказать точно, является ли ребенок гиперактивным довольно проблематично. Однако в возрасте примерно 3 лет паттерн поведения оформляется и приобретает характерные черты, что позволяет отличить агрессивное поведение ребенка от гиперактивного. Часто в этом возрасте СДВГ сопровождается расстройствами развития речи.

Синдром гиперактивности у детей чаще всего проявляется в возрасте 5-10 лет. В этом возрасте начинают возникать проблемы со способностью завершать начатое задание и сохранять внимание.

Начало учебы в школе сопровождается дополнительными проблемами для ребенка с заболеванием СДВГ – чрезмерной подвижностью, беспокойностью, неспособностью усидеть до конца урока и выполнить задание. Следствием является низкая успеваемость и расстройства социального поведения.

В возрасте начальной школы у ребенка с синдромом гиперактивности может оформиться оппозиционно-вызывающая модель поведения, которая сопровождается лживостью и агрессией.

Подростки с СДВГ

В подавляющем большинстве случаев клинические проявления синдрома дефицита внимания переходят в подростковый возраст. В период полового созревания, в возрасте 12-14 лет, отмечается повторный всплеск симптомов заболевания. Этот возраст совпадает с пятым возрастным кризисом ребенка – подростковым кризисом.

Подростки с синдромом гиперактивности ведут себя импульсивно, и в некоторых случаях агрессивно. По причине запоздалого эмоционального развития подростки с СДВГ характеризуются заниженной самооценкой, неуравновешенностью и вспыльчивостью. В этом возрасте усиливаются семейные и школьные конфликты.

Помимо этого для подростков с синдромом дефицита внимания характерны тревожно-депрессивные расстройства, они также находятся в группе риска по развитию зависимостей – наркомании и алкоголизма. Подростки с СДВГ в несколько раз чаще попадают в неприятные ситуации, чем их сверстники, такие как арест или незапланированная беременность.

Асоциальное поведение подростков с СДВГ, как правило, обусловлено симптомами заболевания в детстве, заболеванием СДВГ у их родителей, низким интеллектуальным уровнем в семье и материальными трудностями.

По данным исследований, около трети подростков изживают синдром дефицита внимания и гиперактивности к взрослому возрасту. Однако большая часть больных продолжает и во взрослой жизни страдать импульсивностью и невнимательностью. СДВГ встречается у 3-4% взрослых.


Источники:


Читать по теме:

33 рекомендации родителям гиперактивных детей

33 рекомендации родителям гиперактивных детей

1 декабря 2015
3319
Гиперактивность у ребенка можно диагностировать с 5-7 летнего возраста. Именно в этот период и следует начинать коррекционную работу.
Гиперактивный ребёнок: что делать родителям? Советы психолога

Гиперактивный ребёнок: что делать родителям? Советы психолога

21 октября 2015
5910
Почему нельзя целовать ребенка в губы, ходить перед ним в обнаженном виде и выгонять папу в другую комнату, если ребенок захотел спать в вашей кровати?

Интервью недели

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Почему непрошенные советы неэффективны, как реагировать на незнакомцев, которые комментируют вашу внешность, и зачем развивать в себе способность к эмпатии.

Вячеслав Москвичев

Психолог, нарративный практик

Поделиться