Виды мотивации

За каждой мотивацией стоит не только желанная цель, но также причины, которые подталкивают на постановку этих целей. Прежде чем ставить цель, стоит спросить себя – почему я действительно хочу этого? Только получив ясный и честный ответ можно сформировать сильную мотивацию.

Мотивация для похудения предполагает желание сбросить лишние килограммы по одной из причин, которую стоит определить:

  • нравится себе;

  • нравится окружающим и любимому человеку;

  • укрепить здоровье и вернуть энергичность;

  • получить достойную работу.

  • изменить себя и укрепить волю;

  • выглядеть моложе;


Мотивация к спорту также может отличаться в подходах, а значит и выбранной стратегии занятий. Мотивация для тренировок и фитнес-мотивация предполагает следующие причины:

  • укрепить мышцы;

  • стать сильнее и выносливее;

  • сбросить вес;

  • сделать тело красивым и спортивным;

  • желание вести здоровый образ жизни;

  • использование тренировок в качестве релакса;

  • желание повысить ответственность и укрепить волю.


Мотивация к учебе в старших классах, средних и высших учебных заведениях предполагает главным образом получение достойного образования и хорошо оплачиваемой работы. Однако в младших классах будущие цели не столь очевидны для ребенка и часто наблюдается ноль мотивации. Для того чтобы учебный процесс шел легко и приятно, мотивация учебной деятельности должна формироваться на следующих принципах:

  • процесс познания должен быть организован интересно и увлекательно;

  • любое познавательное увлечение должно всячески поддерживаться: покупайте книги по теме, скачивайте фильмы, ходите на лекции и различные кружки;

  • изучение биографий великих людей способствует развитию мотивации и служит наглядным примером;

  • общение с единомышленниками увеличивает заинтересованность и вовлеченность;

  • учебная нагрузка должна быть умеренной, а не завышенной, в противном случае неизбежен стресс.


Мотивация труда предполагает наличие одного или нескольких из трех факторов: стимула, мотива и интереса. Стимул, от латинского stimulus, означает внешнее стимулирующее негативное действие, например, снижение заработной платы, сокращение бонусов или не предоставление отпуска вследствие плохо сделанной работы. Мотив предполагает внутреннее побуждение человека, например, достижение определенного карьерного статуса. Интерес обусловлен тем, что трудовая деятельность приносит удовольствие сама по себе. 

Мотивация трудовой деятельности может быть материальной, в виде особых привилегий и льгот, а также нематериальной.

Материальная мотивация труда:

  • заработная плата;

  • премии;

  • доля от прибыли компании;

  • участие в акционерном капитале;

  • оплата жилья, транспортных расходов, питания, спортзала и т.п.

Методы мотивации в виде различных привилегий и льгот может предполагать:

  • льготное кредитование;

  • предоставление скидок на продукцию компании;

  • предоставление льготного образования;

  • медицинское обслуживание и страхование;

  • жилищные программы;

  • программы по воспитанию и образованию детей;

  • открытие сберегательных фондов.

Нематериальная мотивация, как правило, обусловлена:

  • предоставлением дополнительных отгулов и отпусков;

  • возможностью проявления творчества;

  • предоставлением возможности больших полномочий;

  • общественным признанием.


Мотивация к жизни означает не что иное как жизнелюбие. Одним из главных факторов развития и повышения жизнелюбия является любознательность. Чем больше интересов в жизни человека, тем больше удовольствия от жизни он испытывает. Также можно применять внешнюю мотивацию, то есть жить для других. Однако оптимально сочетание внутренней и внешней мотивации.

  • расширение круга интересов;

  • поиск истинного предназначения и миссии в жизни;

  • поиск смысла жизни.


Мотивация на успех предполагает, что поставленная цель не противоречит личностным ценностям человека. Также важно, чтобы цель была желанной, достойной и достижимой. Помимо этого, для поддержания мотивации к успеху важно быть готовым к неизбежным препятствиям и уметь справляться с трудностями.

Читать по теме:

От неудачника к победителю: как повысить уровень благополучия?

От неудачника к победителю: как повысить уровень благополучия?

20 мая 2016
3806
В транзактном анализе, методе психотерапии Э.Берна, разработан интересный подход к теме удачливости-неудачливости, которые не делает ставку на внешние критерии, и дает больше возможностей перейти из одной категории в другую.

Интервью недели

«У нас страхов больше, чем любви»

«У нас страхов больше, чем любви»

Если любовь – это драгоценный камень, то невроз – подделка, порой крайне грубая. Когда мы поймем, что в нашей жизни – фальшивка, а что – настоящая драгоценность, нам будет легче сделать правильный выбор.

Евгения Карлин

Психолог, д.п.н

Поделиться