Тяжелое детство

24 декабря 2016
4510

Анна Кирьянова
Психолог

Один знаменитый психолог выступил на международной конференции и заявил, что больше не хочет заниматься психоанализом и психологической работой. По крайней мере, в том виде, в котором ими предлагается заниматься. Проще говоря, валить все на родителей и на тяжелое детство.

Тяжелое детство.jpg

По его мнению, хватит обвинять родителей в наших собственных ошибках и трудностях. Снимать с себя ответственность за свою жизнь и свой личный выбор. Родители сделали, что могли. Может быть, они были неидеальны – это так. Но большинство из нас – давно уже сами – родители.

И совершают те же ошибки, и преодолевают трудности, и любят своих детей, как умеют. И заботятся о них, не спят ночами, кормят и поят, одевают и дают образование.

Современный подход в том виде, в котором он существует на сегодняшний день, снимает ответственность с человека. Перекладывает ее на родителей. И ухудшает отношения с этими родителями, превращая нормальное общение в поток обвинений и сладострастное накапливание мелочных обид.

И психолог прав, по моему мнению. Если бы родители так непоправимо и глобально определяли судьбу своих детей, человечество давно бы вымерло. Потому что отношение к детям как к ценности появилось совсем недавно.

И основным вопросом педагогики был не вопрос, надо ли бить детей. А вопрос, как правильно их бить. Какими предметами, как долго и с какой целью. И не только бить. Иногда и убивать детей считалось совершенно правильным и нормальным. За плохое поведение, непослушание или так – в связи с обстоятельствами.

И все равно появлялись великие лидеры и гуманисты. Полководцы и поэты. Целители и философы. Их тех, кому удавалось выжить. И люди точно так же были злыми или добрыми, как сейчас. И просто не задумывались о том, какой вред нанесли им мама и папа. Не убили, кормили, не продали в рабство – уже хорошо. Похвально.

В Древнем Египте к детям относились довольно сносно. Убивать было нельзя – нехорошо. А вот продать в рабство, отдать в блудницы или хорошенько избить – это нормально. Воспитанием детей особо не занимались.

Многие египтянки работали; чиновницами, агрономами, врачами и адвокатами. И до пяти лет ребенок оставался на попечении кормилицы. Затем его воспитывали рабы и воины – у кого было свободное время, тот и присматривал за ребенком. И воспитывал, как умел.

И, конечно, педагоги подключались, чьи наставления были мудры и внятны: «Ухо ребенка на спине его». И так далее. Битье детей было обычным и нормальным. Но до смерти бить все же не рекомендовалось. И не из соображений гуманизма, нет; дело в том, что погребальный обряд с телами родителей производили именно выросшие дети. И поэтому они были нужны все-таки. От них зависело посмертное существование родителей.

Поэтому любовь и уважение все же считались необходимыми. Как и изображения чудовищ, пьющих кровь и разрывающих плоть когтями; эти изображения, по мнению древних авторов, весьма уместны в детской комнате, над кроваткой. Очень полезно для ребенка, открыв глаза утром или засыпая вечером, посмотреть на чудовищ. И стать послушнее и добрее.

Из всех фараонов наиболее гуманен был Рамзес Второй, который очень любил своего сына. И на пятнадцатилетие подарил ему ключи от всех гаремов. Щедрый, хотя и непедагогичный подарок. Но радует уже то, что сын был при нем, живой, здоровый и интересующийся гаремами.

В Месопотамии детей тоже спокойно продавали в рабство. Или вот жрецам, которые нуждались в детях – для принесения жертв. Так что наши угрозы: «Я отдам тебя чужому дядьке!» идут из глубины веков. Когда отдать-продать «чужому дядьке» означало мучительную смерть на алтаре или рабский труд в каменоломне. Страшная фраза будит генетическую память; ребенок боится. И, возможно, начинает слушаться. На время…

Детей продавали кельты и галлы, ацтеки и майя, - практически все древние народы. У майя даже были семьи, которые специально рожали детей на продажу жрецам – человеческих жертв для Кетцалькоатля надо было много. Детей замуровывали в пещерах без еды и питья или еще как-нибудь ужасно убивали, а родители рожали новых детей, спрос на которых никогда не падал. Дети и тогда были очень ценными. 

В просвещенном Риме лишних детей попросту выбрасывали. На протяжении даже не сотен, а тысяч лет – этот дикий обычай стал исчезать только при императоре Константине. Ничего дурного в этом не видели.

Только христианские – уже христианские! – писатели протестовали против жесткого обычая: «Вы иногда выбрасываете ваших сыновей зверям и птицам, а иногда предаете жалостной смерти через удавление!», - обличал писатель Минуций Феликс.

Обратите внимание, что он обличал тех, кто плохо поступает с сыновьями. Насчет девочек даже он не считал нужным высказываться – настолько это вошло в привычку.

Вот обычное домашнее письмо первого века Н.Э. То есть, уже христианской эры. «Приветствие Илариона его дорогой Алис. Не беспокойся, если я задержусь и остальные вернутся раньше. Присмотри за нашим малюткой. Как только со мной рассчитаются – вышлю деньги. Если – молю об этом богов, - ты благополучно родишь, мальчика оставь, а девочку выброси. Ты сказала Афродизиасу, чтобы я тебя не забывал. Как я могу забыть тебя? Не волнуйся!».

Все обыденно и добродушно. С любовью к жене и заботой о малютке. О деньгах человек беспокоится. Любит жену. И напоминает, как следует поступить – может быть, в прошлый раз она перепутала и выбросила не того, кого надо. Так что пришлось удушить. И это – совершенно обычное дело для прошлых времен.

Власть отца в Риме была безграничной: он мог продать, выбросить или убить ребенка. Даже если ребенок уже дожил до седых волос и заседает в Сенате. Были и такие случаи в цивилизованной Римской империи, когда престарелый претор приказывал убить своего ребенка-сенатора. И такой поступок не считался убийством вплоть до правления Константина, который запретил убивать своих детей. Потому что это – нехорошо!

В Средние века с детьми тоже не церемонились. Они вместе со слугами выполняли домашние работы и прислуживали за столом, довольствуясь объедками. И посещали школы, в которых физические наказания были неотъемлемой частью науки.

А по воскресным дням организовывались экскурсии для школяров с познавательной и моральной целью. К местам казни преступников: к плахе или на виселицу. Чтобы дети сделали выводы и научились себя хорошо вести.

И с течением времени, с течением тысячелетий обстановка мало менялась. В конце просвещенного 18 века, когда энциклопедисты щедро делились философскими знаниями и бурно развивалась наука, работали театры и университеты, глава Парижской полиции отчитался: в год родилась 21 тысяча детей. Это – только зафиксированные документально случаи рождения. Из них только 700 кормят грудью матери. 17 тысяч были отправлены в деревни, к кормилицам – по крайней мере, так сказали родители. 2-3 тысячи были отданы в дома малюток, созданные в Париже и предместьях. Точные цифры было трудно озвучить, - но можно только предполагать, что происходило на самом деле… 

Не менее мрачными были методы воспитания вплоть до начала двадцатого века. Педагогические опусы содержали советы, как правильно бить детей. Рекомендовалось прекратить побои, когда ребенок терял сознание. Это гуманно и правильно. Забивать до смерти даже злонравного ребенка все же не стоит.

Однако злонравные дети часто плачут и испускают крики во время побоев; ясно, что они делают это специально. Чтобы раздражить и огорчить чадолюбивого воспитателя. В этом случае наказание следует повторить вплоть до полной победы педагога.

Страшно читать такое, но, к несчастью, это правда. Так же, как и лечебные методы для решения некоторых сексуальных проблем. При детском онанизме рекомендовалось удаление клитора или продевание железных скоб, которые затрудняли занятия рукоблудием. А в сложных, упорных случаях – полная кастрация ребенка. Для его же блага и душевного покоя.

Детально описывались и предметы, которые следовало употреблять для битья: преимущества розог меркли перед превосходством хлыста. Использовать который советовали с грудного возраста для приучения к опрятности и молчаливости.

В правдивой и оттого страшной книге «Что сделали с тобою, бедное дитя» подробно описываются педагогические методы прошлого и позапрошлого столетия, слишком ужасные, чтобы приводить их здесь. И совершенно обыденные для того времени. 

Деятельность великих психоаналитиков началась в конце 19-го – начале 20-го века. Именно тогда великий Фрейд и остальные описали гнетущую и мрачную роль родителей в судьбе ребенка и в формировании его характера.

Если ознакомиться с методами воспитания, которые тогда применялись – в том числе, к самим основоположникам психоанализа, - все становится ясным. Действительно, родители наносили детям травмы: и не только моральные. Причиняли страдания – и не только нравственные. И обладали громадной властью над ребенком.

Отношения с родителями были просты: полная зависимость ребенка от матери и отца, от их поступков. Проще говоря, полное рабство. Но времена, к счастью, изменились, - хотя мрачная тень родительской власти лежала на судьбе ребенка тысячи лет. И метод обвинения родителей стал утрачивать свою актуальность. Как и педагогические методы, применяемые ранее. Это ушло в прошлое, как картины зловещих чудовищ над детскими колыбелями и экскурсии к виселицам по воскресным дням.

Личность стала освобождаться от рабства, физического и психологического. И, хотя роль родителей очень важна, она все же не является доминантой развития личности. В чем легко убедиться, просто заглянув в мрачное прошлое: даже при жестоких и убийственных методах воспитания, при праве родителей попросту уничтожить ребенка или продать его, рождались и великие гуманисты.

Философы, богословы, поэты, путешественники, врачи. И злые убийцы, агрессоры и негодяи.

Мрачные методы родительского воспитания могли нанести ущерб психическому здоровью, но не могли изменить личность человека, его душу. В том-то и дело, что ядро личности остается неизменным, и каждый сам отвечает за свои поступки. «У меня были плохие родители» - не оправдание злодеяниям. «Меня дурно воспитывали», - не смягчающее обстоятельство, когда речь идет о взрослом человеке.

Да и прочитав о том, как обращались с детьми еще сто лет назад, можно составить мнение о том, что такое – жесткое воспитание или сложные отношения с родителями. С которыми приходилось иметь дело основоположникам психоанализа.

И в этом смысле, действительно, необходим новый, революционный подход, основанный на ответственности самого человека за свою судьбу и деяния. И это вполне возможно, как возможно стало изменение методов педагогики.

А обвинять всю жизнь вместе со своим психологом собственную маму за случайный подзатыльник или описывать холодность отца, убивавшего себя работой для блага семьи – не выход. Этот метод уже не работает. О чем и заявил честный психолог. Впрочем, его заявление прошло почти незамеченным – метод обвинения родителей очень удобный и простой. Как методы порки детей, которые применялись когда-то.


Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Почему отец не любит своего ребенка

Почему отец не любит своего ребенка

10.01.2017
5744
Гештальт-терапевт Юлия Зиновьева: "В большинстве случаев игнорирование мужчиной общего ребенка, его чувств — это отзеркаливание отношения матери ребенка к его отцу. Матери не хочется этого слышать и с этим разбираться. Ей хочется уличать, обвинять, перевоспитывать, призывать к совести".

Метки: Детско-родительские отношения

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочки

Любовь к отцу: сценарий развития СУДЬБЫ вашей дочки

30.12.2016
20488
По несчастью или к счастью, человек – абсолютно программируемое существо. За первые 7 лет, даже не 12, каждый из нас бессознательно программируется, а потом всю жизнь сознательно пытается перепрограммироваться. Не у всех получается. Особенно, когда неизвестно, что в первую очередь стоит менять.

Метки: Детско-родительские отношения

7 ранений дочери нелюбящей матери

7 ранений дочери нелюбящей матери

29.12.2016
19227
У дочерей, выросших с осознанием того, что их не любят, остаются эмоциональные раны, которые в значительной степени определяют их дальнейшие отношения и то, как они строят свою жизнь. Самое печальное, что иногда они не догадываются о причине и считают, что во всех проблемах виноваты они сами.

Метки: Детско-родительские отношения

Самурай и Эдип: семейная история

Самурай и Эдип: семейная история

27.12.2016
7637
Гештальт-терапевт Наталья Олифирович: "Мой коллега попросил «посмотреть мальчика». Я сразу отказалась, потому что не работаю с детьми. Но коллега меня успокоил – «мальчику» было за 20 лет, и с ним все вроде в порядке, и к психологу он хотел попасть сам, но вот его папа очень озабочен одним деликатным вопросом – ни гей ли его сын?"

Метки: Детско-родительские отношения

"Дочки-матери": работа над ошибками

"Дочки-матери": работа над ошибками

01.12.2016
4303
Гештальт-терапевт Тина Уласевич: "В соответствии с нашими культурными идеалами, матери положено быть нежной и любящей — и ее дочери тоже. Но у взрослой женщины возникает множество эмоций, далеко не всегда положительных, когда речь заходит о ее матери. Разговор лучше начать с самых распространенных ошибок в системе "мать-дочь". Эти ошибки лучше не допускать при воспитании своего ребенка".

Метки: Детско-родительские отношения

Хотите внуков — уйдите с пути сына!

Хотите внуков — уйдите с пути сына!

08.11.2016
6792
Гештальт-терапевт Геннадий Малейчук: "Мне нередко звонят мамы и просят разрешения привести на консультацию сына. После объяснения, что я не работаю с детьми, неожиданно выясняется, что ребенку 25, 28, 30 лет… После предложения маме, чтобы позвонил и договорился о встрече сам «ребенок», обычно находится масса причин, почему он не может это сделать: занят, телефон у него сломался, боится".

Метки: Детско-родительские отношения

Случай из практики: фотография с сыном

Случай из практики: фотография с сыном

29.10.2016
1580
Олег молодой бизнесмен четыре года жил «гражданским» браком с женщиной младше себя на семь лет. Два года назад у них родился ребенок, сын – очень долгожданный для Олега. Малыш стал центром жизни отца. Все свободное время он проводил вместе с ним.

Метки: Детско-родительские отношения

«Грехи отцов»

«Грехи отцов»

23.10.2016
8442
Влияние отца на жизнь ребенка огромно, Фрейд недаром писал о множестве комплексов, которые связаны с образом отца. Отец обладает магической властью над судьбой ребенка, его слова и действия приобретают власть заклятия, становятся тем вектором, по которому развиваются события жизни потомства.

Метки: Детско-родительские отношения

Отделиться от родителей. Cепарация

Отделиться от родителей. Cепарация

22.10.2016
10571
Психолог Ирина Чеснова: «Отделиться от родителей, ограничить их влияние и вмешательство в свою жизнь – не значит разрушать связи. Это значит «перезагрузить» свои отношения, наладить контакт «взрослый-взрослый» на основе взаимоуважения».

Метки: Детско-родительские отношения

Отцы и дочери

Отцы и дочери

02.10.2016
3775
«Мужчины всегда меня бросают». Эта установка характерна для женщины, чей отец когда-то ушёл из семьи, не объяснив дочери, что не бросает её, а расстаётся с её мамой. Если кроме того отец из-за разрыва с женой прерывает контакт с дочерью, это наносит девочке глубокую психологическую травму.

Метки: Детско-родительские отношения

Шизофреногенная мать

Шизофреногенная мать

29.08.2016
4299
Это тип матери, поведение которой может привести к шизофрении у ребенка. При этом сама мать, с точки зрения медицины – здорова. Часто это добрая и очень заботливая мать. Высокая тревожность заставляет ее все продумывать до мелочей. Своего ребенка она воспринимает как собственность, с которой можно делать все, что угодно.

Метки: Детско-родительские отношения

Проблемы отцов и детей

Проблемы отцов и детей

16.05.2016
9633
Одни и те же проблемы, недостатки, комплексы, трудности шествуют из поколения в поколение. Родители часто не хотят признать, что видят в детях свои же недостатки и недоработки. Хочется самому быть лучше, но декларируется обратное: чтобы дети превзошли родителей.

Метки: Детско-родительские отношения

Метки

...

Интервью недели

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Что такое эмпатия, как давать советы и как научиться говорить нет

Почему непрошенные советы неэффективны, как реагировать на незнакомцев, которые комментируют вашу внешность, и зачем развивать в себе способность к эмпатии.

Вячеслав Москвичев

Психолог, нарративный практик

Поделиться