Советы советчикам

22 сентября 2016
781

Марина Мелия
Профессор психологии

Когда мы попадаем в трудную ситуацию и не знаем, как поступить, то идем за советом к близким, друзьям, коллегам. А иногда за помощью обращаются к нам. И очень скоро мы понимаем, что давать советы — не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Как не навредить, высказать свое мнение и при этом сохранить хорошие отношения?

В этом могут пригодиться некоторые принципы и приемы, которые я использую в своей консультативной практике. Они помогут правильно себя позиционировать и выстроить эффективный диалог с теми, кто обращается к нам за помощью.

Фокус на собеседника

Наша задача — сфокусировать внимание на собеседнике и его проблеме, помочь ему разобраться и найти решение. Но оказывается, это совсем не просто. Мы слушаем его, размышляем о том, что с ним происходит, и вдруг ассоциативно, зацепившись за какое-то слово, начинаем сначала думать, а потом и говорить... про себя!

К примеру, человек рассказывает нам о проблемах в семье, а мы перебиваем его: "Да ты что, это разве проблема? Вот у меня знаешь, как было..." И все — мы уже забыли о нем, отошли от темы и переключились на свои переживания.

А это в принципе неверно: центр тяжести всегда должен приходиться на человека, который обратился к нам за советом. Это его желания, его мечты, его проблемы должны быть в центре нашего внимания, а не наши истории.

Эффективная позиция помощника заключается в том, чтобы сконцентрироваться на другом, на его жизни, на его проблемах, отставив в сторону все личное. И это главное, что отличает хорошего советника от любителя просто поболтать или перемыть кому-то кости.

Принятие и сопереживание

Как мы обычно обращаемся за советом? Мы произносим: "Мне надо с тобой поговорить..." — то есть мы рассчитываем на диалог. А полноценный диалог возможен только в атмосфере взаимного доверия. Если человек идет к нам за помощью и советом — это уже само по себе "жест доверия". И мы должны его поддержать — дать понять, что мы на его стороне, что мы уважаем его решения, принимаем его "правду". Только тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и раскрыться перед нами.

Чем критичнее ситуация, в которую человек попадает, тем больше он нуждается во взгляде со стороны, непредвзятом и доброжелательном. Он рассчитывает на понимание, сопереживание и принятие его таким, какой он есть. Но чтобы его понять, надо быть готовым "влезть в его шкуру", "прогуляться в его ботинках". Кстати, эти выражения как нельзя лучше отражают суть эмпатии — способности сопереживать чувствам другого, "как если бы это происходило со мной".

Мы не должны оценивать эмоции и желания нашего визави с точки зрения их правильности или неправильности, рациональности или нерациональности, каких-то универсальных принципов, принятых моделей поведения, интересов третьих лиц и так далее. Если не торопиться и не давить на собеседника, он сможет сам осознать свои чувства.

Открытость и искренность

Если уж мы берем на себя роль советника, надо постараться безоценочно относиться не только к собеседнику, но и к тому, что происходит внутри нас самих. Но что делать со своими эмоциями? Мы тоже люди, и нас могут раздражать какие-то слова или поступки партнера. Если мы не сможем принять эти свои чувства, то будем невольно отстраняться от нашего собеседника. Он заметит это и подумает, что мы отстраняемся от него, хотя на самом деле — от своих собственных чувств.

Например, собеседник, описывая ситуацию, упомянул, как давил на подчиненных, чтобы раздобыть необходимую информацию. И вел он себя при этом, мягко говоря, "некорректно". Мы соглашаемся с тем, что переговорить с сотрудниками было необходимо, но мы не обязаны скрывать своего разочарования его поведением — грубым давлением на людей.

Оптимальная позиция для нас — быть искренним, оставаться реальным человеком со своими эмоциями и переживаниями, открыто выражать свои чувства, использовать свой внутренний опыт и свои установки. Все мы разные: кто-то спонтанный и экспрессивный, кто-то спокойный и сдержанный. Те, кто приходит к нам за советом, как правило нас хорошо знают. Тем более важно, чтобы в диалоге мы выступали не как носители "нужных знаний", а как живые люди.

Иногда человек просто нуждается в искреннем слове, искреннем взгляде и нашем искреннем чувстве — как позитивном, так и негативном. Но здесь, как и во всем, необходимо чувство меры: если в стремлении быть искренним мы будем выплескивать на собеседника все свои чувства, мы невольно перенесем фокус внимания на себя.

Конструктивная конфронтация

Чтобы диалог получился полноценным, нам надо действовать осторожно, не впадая в крайности. Одна крайность — чрезмерная активность, когда мы "вещаем", как оракул, на чем-то настаиваем, давим на собеседника, не позволяя ему сохранить независимую позицию. Другая — соглашательство: мы начинаем ему поддакивать и тем самым выходить из роли равноправного партнера по диалогу.

Наше мнение может не совпадать с мнением собеседника, и тогда он идет на конфронтацию — и это нормально: если мнение не оценочно, если мы высказываем его в интересах другого, его можно и нужно обсуждать. В этом и проявляется наша искренность, неравнодушие и заинтересованность. В конце концов, опираться можно только на то, что сопротивляется.

Негативная обратная связь так же необходима, как и позитивная, иначе советник, вставший на позицию "безусловного принятия всего и вся", превратится в обыкновенного подхалима.

Другое дело, что конфронтация должна быть конструктивной, позволяющей человеку осознать свои истинные потребности, а вместе с тем и собственные ограничения, барьеры, чтобы, столкнувшись с ними, найти пути их преодоления.

Опора на позитив

В любой ситуации, даже самой тяжелой, надо искать точку опоры, чтобы двигаться "вперед и вверх". Надо постараться помочь человеку посмотреть на себя со стороны, увидеть свои лучшие качества, способности, таланты, навыки и опереться именно на них.

Часто можно услышать: "Зачем ты мне говоришь, что у меня хорошо? Ты скажи, что плохо!" Но в том-то и дело, что опора на позитив — это не восхваление, а тщательный поиск внутренних ресурсов. Парадоксально, но иногда таким ресурсом может стать как раз то качество, которое сам человек или его окружение считают недостатком.

Например, собеседник рассказывает о взаимоотношениях в семье: близкие жалуются, что он человек упрямый, ни с кем не считается и никого не слушает. А между тем он сделал карьеру за счет упорства, настойчивости, эмоциональной независимости и уверенности в себе. И теперь, чтобы разрулить сложную ситуацию, в которой он оказался, ему стоит опереться именно на эти свои качества.

Принцип опоры на позитив означает, что мы поддерживаем те действия, намерения, планы, идеи партнера, которые подвигают его к решению проблемы. И здесь стоит еще раз вспомнить о конструктивной конфронтации: мы не только можем, но и должны спорить с теми особенностями собеседника, которые, на наш взгляд, мешают ему решить проблему.

При этом важно дать ему понять, что наши негативные эмоции не затрагивают его личность, а относятся только к отдельным действиям, которые не работают на решение проблемы, на его цель.

Адекватное позиционирование

Прежде чем соглашаться на роль советника, надо четко понимать: мы не даем рецептов и не берем на себя ответственность. Мы выслушиваем своего визави, сочувствуем ему, помогаем ему разобраться в себе, в ситуации, "зажигаем для него свет", но решение принимает он сам — и только он. Мы можем как угодно долго обсуждать вместе его дела и прийти к одинаковым выводам, но если он вдруг поменяет свое мнение — он имеет на это право.

Наша роль, наша позиция во многом противоречива. С одной стороны, мы активно участвуем в жизненной истории нашего собеседника, с другой — мы внешние наблюдатели. Мы побуждаем человека к самостоятельным решениям и поступкам, не давая вовлечь себя в ситуацию эмоционально: если мы будем "плакать вместе с ним", то кто же поможет ему решить проблему?

Мы помогаем ему осмыслить происходящее, но не принимаем решение за него, не делаем за него выбор. Иногда наша помощь может выражаться даже в том, чтобы отказать собеседнику в совете и оставить его наедине с самим собой и с проблемой — и тем самым дать ему возможность осознать собственную ответственность.

Есть люди, которые изначально занимают пассивную позицию: представляют себя "пациентом", которого лечат помимо его воли. Мы совершим ошибку, если начнем решать за другого, — тогда и за последствия ответственность нести будем мы, во всяком случае моральную. Поэтому нельзя поддаваться на провокации и брать на себя роль спасателя.

В конце концов, советник — это всего лишь советник. Мы даем своему партнеру "пас" — теперь мяч на его стороне и только от него зависит, как он им распорядится: заработает очко или пробьет мимо.

Метки: Коммуникации,

Комментарии для сайта Cackle

Читать по теме:

Губительные слова, которые программируют на несчастье

Губительные слова, которые программируют на несчастье

09.01.2017
11153
Немецкий психотерапевт Носсрат Пезешкиан первый обнаружил, а потом научился обезвреживать, слова, программирующие болезни тела. Со временем Пезешкиан убедительно доказал, что эти разрушительные слова присутствуют в лексиконе всех людей.

Метки: Коммуникации,

«Как разговаривать с мудаками»: Что делать с лжецами и манипуляторами

«Как разговаривать с мудаками»: Что делать с лжецами и манипуляторами

28.12.2016
17561
Рассказываем как обрести контроль над иррациональными людьми и как справиться со вздорными клиентами, коллегами-манипуляторами и сумасшедшим начальством.

Метки: Коммуникации,

"Почему я перестала помогать людям. И Вам советую!"

"Почему я перестала помогать людям. И Вам советую!"

08.12.2016
5301
"Перестаньте помогать людям, которые этого не заслуживают. Это не всегда просто. Нас учили, что нужно помогать людям. Так вот, теперь нужно разучиться это делать."

Метки: Коммуникации,

Как бороться с хамством, не опускаясь до него?

Как бороться с хамством, не опускаясь до него?

06.12.2016
5250
Хамство давно стало хроническим заболеванием многих людей, которое нельзя вылечить. Нам хамят повсюду — будь то на автобусной остановке, в очереди за билетами в театр, в магазине, а иногда даже в собственном доме. Как бороться с хамством, не опускаясь до него?

Метки: Коммуникации,

Эгоцентричная речь

Эгоцентричная речь

27.10.2016
2781
Чтобы общение с вами, устно и по переписке, нравилось другому человеку, ваша речь не должна быть эгоцентрична. Эгоцентричный собеседник выглядит отталкивающе и с ним никто не хочет общаться. Эгоцентричная речь имеет несколько главных особенностей: 1) вы говорите о том, что никого кроме вас не касается, 2) вы говорите не по существу вопроса...

Метки: Коммуникации,

Не несите на себе чужие проблемы

Не несите на себе чужие проблемы

21.08.2016
3796
Когда мы перестаем быть добренькими по отношению к себе и другим толпа рядом с нами меньше, а честности, доброты и силы Любви в нашей жизни становится больше.

Метки: Коммуникации,

Загадки человеческой психики: разрушительная сила оскорблений

Загадки человеческой психики: разрушительная сила оскорблений

03.08.2016
9830
Психолог Анна Кирьянова: "Фрейд был великим психологом и культурным человеком. Однажды он ехал в поезде и открыл окно. Некий господин начал протестовать и заодно называть Фрейда «жидовской мордой» и прочими оскорблениями. К изумлению присутствующих, Фрейд разразился такой свирепой бранью, что грубый попутчик ретировался. Сбежал. Как врач-психиатр, Фрейд прекрасно знал: нереализованная агрессия превращается в депрессию, то есть в агрессию, направленную на себя".


Метки: Коммуникации,

Золотые правила диалога с трудными людьми

Золотые правила диалога с трудными людьми

02.08.2016
9156
Перед любым контактом необходимо настраиваться, как настраивают инструмент перед концертом. Займите устойчивое положение — сядьте или встаньте так, чтобы чувствовать опору, равновесие. Говорите со взрослой позиции — только то, в чем уверены и что для вас важно, держите в голове, ради чего вы вступили в диалог.

Метки: Коммуникации,

Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

Почему важно развивать эмоциональный интеллект?

18.07.2016
6932
Вчерашние ученики, которых упрекали за неуспеваемость, сплошь и рядом становятся хозяевами жизни. Самый яркий пример – один из бывших президентов Соединенных Штатов, чей IQ равен 95, то есть не дотягивает даже до средней нормы. По этому поводу американцы шутят: «С IQ=95 вас не возьмут секретаршей в Белый Дом, однако кресло президента вы вполне можете занять».

Метки: Коммуникации,

Как общаться с людьми, у которых все плохо

Как общаться с людьми, у которых все плохо

11.07.2016
29012
Есть люди, которые зацикливаются на своих переживаниях: они постоянно недовольны, несчастны и печальны, у них в жизни все плохо, а даже если хорошо — то это просто какое-то недоразумение и станет еще хуже. Как общаться с такими людьми? Почему они себя так ведут? Нужно ли их пожалеть и попытаться понять? Возможно ли их «поменять», показать лучшее будущее?

Метки: Коммуникации,

Неуверенность и сложности во взаимодействии с людьми

Неуверенность и сложности во взаимодействии с людьми

16.03.2016
2490
В процессе общения необходимо протестировать, из какой позиции к вам обращается собеседник, чтобы строить с ним дальнейшее взаимодействие, отвечающее поставленной задаче.

Метки: Коммуникации,

Как уверенно общаться с другими?

Как уверенно общаться с другими?

05.11.2015
2788
Шесть практических навыков, которые позволят добиться уверенности в споре, помогут в отстаивании своей позиции, справляться с критикой и получать удовольствие от общения с новыми знакомыми.

Метки: Коммуникации,

Интервью недели

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Как перестать быть жертвой, в чем вина наших родителей и как сделать детей счастливыми

Известный психолог Михаил Лабковский очень четко может объяснить, чем отличаются здоровые люди от невротиков, и почему жить нужно, получая удовольствие.

Михаил Лабковский

Психолог

Поделиться

Метки

...